pashevichFAQ по тормозным жидкостям: DOT vs. Минеральное масло

Текст — Alex Mansell
Перевод – Павел Садовский
Оригинал - www.epicbleedsolutions.com

Большинство из вас знает, что гидравлические велосипедные тормоза делятся на два типа в зависимости от используемой тормозной жидкости – минерального масла или DOT. Но какая из тормозных жидкостей лучше, и почему нам приходится выбирать один из двух типов тормозов?

 

Сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы. В статье ниже детально исследованы свойства минералки и ДОТа, приведены плюсы и минусы, а также дано объяснение, почему производители считают, что та или иная жидкость лучше для нас, райдеров. 

Велкам под кат.

Роль тормозной жидкости.
Тормозная жидкость является одной и самых важных составляющих тормозной системы. Ее задача – передать усилие от тормозной ручки через мастер-цилиндр на поршни в калипере. Такая передача усилия возможно потому, что жидкость практически не сжимаема. Тормозная жидкость также должна противостоять сильному нагреву, возникающему из-за трения колодок и ротора при торможении.


Типы тормозных жидкостей.
На сегодняшний день в велосипедных гидравлических тормозах используются два типа жидкостей: DOT и минеральное масло.

Тормозная жидкость DOT.
Наиболее широко используемая тормозная жидкость на сегодняшний день, во многом благодаря использованию DOT в автомобильной индустрии. Все типа жидкостей DOT (за исключением DOT 5) изготавливаются на основе поли-гликолей.

Тормозные жидкости на основе гликолей состоят из 10 отдельных компонентов, которые можно объединить в 4 основные группы:
Смазывающие, такие как полиэтилен (polythene) и полипропилен, для того, чтобы снизить трение в подвижных деталях тормоза – 20-40%
Растворитель / разбавитель, обычно гликолевый эфир, который определяет температуру кипения жидкости и ее вязкость, обычно составляет 50-80%.
Модификаторы, предотвращающие разбухание резиновых уплотнений.
Ингибиторы, предотвращающие коррозию и окисление.

 Тормозные жидкости DOT должны соответствовать строгим стандартам и спецификациям, установленным Обществом Автомобильных Инженеров и Департаментом по Транспорту (DOT), кстати отсюда и название тормозной жидкости. Эти стандарты связаны с работоспособностью тормозной жидкости в широких температурных пределах, а также определяют минимальную температуру кипения тормозной жидкости, которую должны обеспечить производители DOT-а.


Температура кипения.
 

Одно из главных отличий разных типов (стандартов) тормозных жидкостей DOT – температура кипения (или точка закипания). Нагрев и последующее кипение с выделением «пара» связано с интенсивным выделением тепла от трения ротора и колодок при длительных, жестких торможениях. При закипании тормозной жидкости тормоза могут полностью отказать.

Что происходит, когда тормозная жидкость начинает кипеть?

Достигнув определенной температуры – точки кипения, тормозная жидкость начинает кипеть, выделяется газообразная фаза. Поскольку газ очень хорошо сжимается, гидравлическая жидкость перестает быть несжимаемой, и не может передавать давление от мастер-цилиндра на поршни тормоза. Нажимая ручку тормоза, вы просто сжимаете пузырьки газа в жидкости, тормоза при этом работают плохо или не работают вовсе, ручка проваливается до грипсы без какого-либо эффекта.


В таблице представлены минимальные температуры кипения жидкостей DOT, в соответствии с технической спецификацией:
 

Обратите внимание, что в таблице представлены минимальные температуры кипения по требованиям DOT, реальные температуры кипения тормозных жидкостей некоторых брендов могут достигать и 300 градусов (при отсутствии влаги в жидкости).

Что значит «сухая» и «влажная» температуры кипения?
  «Сухая» температура кипения тормозной жидкости относится к свежей, новой тормозной жидкости, только что разлитой из запечатанной тары, соответственно, «влажная» температура кипения DOT относится к жидкости, содержащей 3.7% воды (по объему). DOT набирает такое количество влаги примерно за 2 года использования, именно поэтому рекомендуется ежегодно менять DOT в гидравлических тормозах.

 Влияние содержания влаги на температуру кипения проиллюстрировано на графиках ниже. Данные получены компанией Shell для тормозных жидкостей DOT 3 и DOT 4.

Обратите внимание, что при содержании влаги в тормозной жидкости 8%, ее температура кипения критически снижается до 100 С, то есть фактически до температуры кипения воды.
  
Жидкости на основе гликолей являются гигроскопичными, то есть они поглощают влагу из окружающей среды со скоростью примерно 2-3% в год, причем во влажном климате это происходит еще быстрее. Влага попадает в казалось бы герметичную тормозную систему через микропоры в гидролинии, манжетах, уплотнителях и соединениях. Но постойте, не смотря на то, что влага – главный враг тормозной жидкости, снижающий ее температуру кипения, гигроскопические свойства жидкости DOT на самом деле являются преимуществом.

 

При попадании влаги в гидравлическую систему она равномерно растворяется по всей тормозной жидкости, вместо того, чтобы скапливаться в нижних точках системы (вода тяжелее DOT). Это помогает поддерживать температуру кипения всей системы на приемлемом уровне, тогда как наличие скоплений воды в районе калипера привело бы к кипению этой воды уже при 100С. Растворение влаги также препятствует локальной коррозии внутренних частей тормоза из-за контакта с водой.

Почему DOT 5 отличается от остальных?
 Тормозная жидкость DOT 5 (не путать с DOT 5.1) фундаментально отличается от остальных типов DOT, т.к. ее основа – силикон. Разработка DOT 5 велась с целью достижения более высоких температур кипения по сравнению с DOT 4, основанном на гликоле. Фиолетовая жидкость, иногда ее называют «синтетической тормозухой», DOT 5 не совместима ни с одним типом гликоль-эфирных DOT.

Хотя производители мтб-тормозов тестировали DOT 5, пока нет доказательства того, что эта жидкость превосходит основанные на гликоле DOT-ы. К тому же, DOT 5 более сжимаема, чем другие типы DOT, и ее использование в тормозах требует переработки дизайна всей системы, чтобы исключить ватное ощущение на тормозных ручках.

Фундаментальная особенность – DOT 5 является гидрофобной жидкостью и не поглощает влагу из атмосферы. 


В чем преимущества DOT 5?
Благодаря гидрофобности DOT 5 имеет более длинные сервисные интервалы. Также он менее химически активен по отношении к лако-красочным покрытиям, по сравнению гликольными DOT.

Хороший пример использования DOT 5 – военная техника, которая годами может храниться без действия, но должна быть готова к использованию в любой момент. Владельцы классических и раритетных машин также часто предпочитают DOT 5, поскольку их автомобили чаще стоят в гараже, чем ездят.


Минеральное масло.

В отличие от DOT, спецификации минерального масла для гидравлических тормозов не подлежат сертификации и соответствия стандартам, поэтому очень сложно найти техническую информацию о составе и отдельных компонентах «коктейля» разных производителей. Гиганты велоиндустрии Shimano и Magura, несомненно, потратили уйму времени и денег на улучшение свойств своих брендовых минеральных масел, так что совершенно понятно, откуда такая завеса секретности.

Не является ли отсутствие стандартов и спецификаций для минеральных масел чем-то плохим? Вот что говорят в Shimano по этому поводу:

 «На самом деле мы видим в этом преимущество использования минерального масла. Нам не нужно доверять сторонним организациям тестирование тормозной жидкости. Поскольку во всех тормозах Shimano используется минеральное масло (тормозная жидкость) Shimano, мы полностью контролируем процесс производства и можем с уверенностью обеспечить наилучшую работу тормозов» — Nick Murdick, ведущий инженер Shimano.

Убедительный аргумент. Вполне разумно, что такая огромная компания, как Shimano, с огромным бюджетом, хотела бы полностью контролировать производство тормозной жидкости для своих же тормозов.


Температура кипения минерального масла.
 Что ж, теперь мы подошли к самому интересному – именно здесь проявляется самое большое отличие минерального масла от гликольных тормозных жидкостей DOT.

В отличие от DOT, минеральное масло является гидрофобной жидкостью, то есть оно не впитывает влагу из окружающей среды. Значит, вам не нужно беспокоиться о «влажной» температуре кипения масла, температура кипения всегда «сухая» и не изменяется со временем. Это хорошая новость.

А плохая новость заключается в том, что вода все равно проникает в тормозную систему, через уплотнения, гидролинию и т.д. И поскольку попавшая влага не растворяется, то температура кипения «тормозной жидкости» падает до температуры кипения воды, то есть до 100 градусов. Происходит это потому, что гидрофобные свойства масла заставляют воду скапливаться в нижних точках гидравлической системы, к несчастью, как раз в калипере. И именно в районе калипера выделяется всё тепло при торможении.

Вы можете подумать, что поскольку  у минералки постоянная температура кипения, то по  законам Вселенной она должна быть ниже, чем у DOT, потому что нельзя в одной жидкости соединить оба преимущества (высокую температуру кипения и ее постоянство независимо от содержания влаги). Давайте посмотрим на некоторые доступные нам графики.
 

Да, мы тоже ошеломлены! Минеральное масло Magura Royal Blood имеет просто безумно низкую температуру кипения по сравнению с аналогами от конкурентов. Даже LHM+ превосходит королевскую кровь на 107% по температуре кипения. Причины такой низкой температуры кипения этой минералки неизвестны, мы лишь знаем, что Magura Royal Blood производится на основе гидравлической жидкости Castrol Vitamol V10.

Все графики были предоставлены производителями минеральных масел. Еще одна удивительная вещь, которую мы видим на графиках: минералка Lubes' Mineral Oil превосходит по температуре кипения даже оригинальную шимановскую  минералку, всего на пару процентов, но тем не менее.


Сроки годности тормозных жидкостей.
 

Тормозная жидкость DOT.
 Срок хранения тормозных жидкостей на основе гликолей очень ограничен из-за гигроскопических свойств DOT-а, именно поэтому тара с DOT всегда герметично заклеена металлической фольгой. Как только вы разгерметизировали бутылку с DOT – жидкость начинает впитывать влагу из воздуха, и температуры кипения вашей тормозной жидкости будет постепенно падать.

Компания Castrol рекомендует хранить тормозную жидкость в открытой таре не более 12 месяцев. Мы считаем, что неразумно прокачивать тормоза DOT-ом из открытой несколько месяцев назад тары, только если у вас нет иного выхода. Чтобы уменьшить потери «просроченного» DOT покупайте жидкость в небольших 100 мл бутылках, этого количество обычно хватает, чтобы прокачать пару тормозов 2-3 раза.


Минеральное масло.
 Поскольку минералка гидрофобна, она может храниться в открытой таре очень долго, не теряя свойств.
  

Сравнение различных тормозных жидкостей
 Так что с чем можно смешивать в тормозной системе, не рискуя вывести ее из строя? Посмотрим на таблицу ниже:

 


Все жидкости DOT, основанные на гликолях (3, 4 и 5.1), полностью совместимы между собой, их можно смешивать в любых пропорциях, не опасаясь ухудшения характеристик. При смешивании различных типов DOT меняется лишь температура кипения смеси по сравнению с отдельными компонентами. 

Например, если вы добавите DOT 3 в тормоз, прокачанный DOT 5.1, скорее всего вы снизите точку кипения смеси. Я пишу «скорее всего», потому что все зависит от «свежести» компонентов в смеси, но вы поняли идею – смешивать разные типы DOT в общем не очень хорошая идея.


Основанный на силиконе DOT 5 несовместим с другими типами DOT, а также с любыми минеральными маслами. Поскольку в природе нет велосипедных тормозов на DOT 5, то нам и нечего волноваться на счет его свойств. Главное, помните, что ни в коем случае нельзя лить DOT 5 в тормоза, работающие на DOT 5.1!

Что на счет совместимости минеральных масел для тормозов? 
Тут все очень запутанно. С DOT все предельно ясно, а вот смешивание минералок – совсем другая история.

Мы считали, что все минеральные масла для гидравлических тормозов совместимы друг с другом, но после прочтения одной статьи в стиле «Вопрос – ответ» на BikeRumor у нас возникли некоторые  сомнения по этому поводу. 

7 вопросов о тормозных жидкостях и их применении с шоссейной гидравлике были заданы ведущим производителям тормозов, и неотредактированные ответы были опубликованы.

Один представитель Shimano заявил, что ни одно минеральное масло сторонних производителей никогда не будет одобрено к использованию в тормозах Shimano. Ожидаемое заявление. Но он продолжил: «Вне всякого сомнения, минеральное масло Magura приведет к выходу из строя тормоза Shimano за очень короткий промежуток времени». 

Мы задумались. Shimano просто пытается запугать пользователей, чтобы они использовали только брендовое минеральное масло? Я связался с Will Miles из Juice Lubes, компании-производителя широкого спектра смазок, очистителей и тормозных жидкостей (в том числе и минералки) и спросил, что он думает о совместимости и взаимозаменяемости минеральных масел.

 «Наше мнение очень простое: мы протестировали наши тормозные жидкости во всех гидравлических системах (DOT и минерально-масляных), в том числе и в тормозах Shimano, и с уверенностью можем рекомендовать нашу продукцию всем пользователям тормозов. Мы продали тысячи единиц нашей продукции по всему миру, и у нас не было ни одного негативного отзыва.
Производителей тормозов тоже можно понять, рекомендуя использовать только свое брендовое масло, он не только получает дополнительную коммерческую выгоду от розничной продажи масла, но и гарантирует идеальную работу гидравлической системы с теми характеристиками, которые были заявлены в рекламных проспектах. К тому же не стоит забывать про «защиту от дурака», ведь чего только не пытаются лить в тормоза». — Will Miles, Juice Lubes.


Менять или не менять оригинальное масло на LHM+ или подсолнечное – решать пользователю, но помните: в случае использования неоригинального масла гарантия на тормоза обычно аннулируется.


Какие тормоза работают на минералке, а какие – на DOT?

Естественно, это зависит от бренда и модели вашего тормоза, тип тормозной жидкости обычно указан на тормозной ручке, дабы пользователь случайно не напортачил, залив не ту жидкость в гидролинию, убив тем самым все уплотнения в тормозе.
 


Таблица с предпочтениями разных производителей тормозов приведена ниже:
 


Очевидно, что большинство производителей используют DOT в своих гидравлических тормозах, но значит ли это, что DOT – лучший выбор для пользователей? Давайте поведем итоги и сравним основные преимущества и недостатки двух систем.


Преимущества и недостатки.
 Начнем рассмотрение плюсов и минусов с DOT, подчеркну, что мы рассматриваем только гликоль-эфирные жидкости DOT, то есть все, кроме DOT 5.

Преимущества и недостатки DOT:

Преимущества
•Высокая температура кипения (особенно у DOT 5.1)
•Гигроскопичность – отсутствие скоплений влаги внутри системы
•Строгая сертификация свойств
•Доступность – продается в любом автомагазине
•Низкая цена
•Легко смывается и нейтрализуется водой

Недостатки:
•Коррозионные свойства – разъедает краску и раздражает кожу, опасен для глаз
•Гигроскопичность – уменьшение температуры кипения по мере поглощения влаги
•Короткий срок хранения в негерметичной таре

Как видите, тормозная жидкость DOT обладает большим числом плюсов, и не последний из них – ее можно купить буквально везде, да и цена обычно вдвое ниже, чем на минералку. Но большой минус DOT – его гигроскопичность, хотя он же является и плюсом, мы писали об этом выше.

Лично мне кажется, что преимущества DOT перевешивают недостатки. Гигроскопичность и падение температуры кипения нивелируется ежегодной прокачкой тормоза свежей жидкостью, это совсем небольшая плата за отсутствие в системе скоплений воды, которая начнет кипеть уже при 100 градусах.

Спецификации DOT жестко регулируется государственными органами, и производители могут сосредоточиться на разработке и улучшении своих гидравлических тормозов, вместо того, чтобы химичить с составом тормозной жидкости. Второй плюс – свойства DOT практически не зависят от производителя, и вы можете уверенно покупать жидкость практически любого бренда.


Преимущества и недостатки минеральных масел:

Преимущества:
•Высокая температура кипения (сравнимая с DOT)
•Гидрофобность – постоянная температура кипения жидкости
•Длительные сроки хранения в негерметичной таре
•Нейтральность в отношении краски и кожи
•Отсутствие строгих спецификаций, производители могут экспериментировать
•Легко смывается тряпкой

Недостатки:
•Высокая цена по сравнению с DOT
•Гидрофобность – уменьшение температуры кипения по мере появления скоплений влаги в системе
•Плохая доступность в магазинах
•Отсутствие строгих стандартов, разные масла обладают разными свойствами


Самый большой недостаток брендовых минеральных масел – цена. Поскольку каждое масло «уникально», у него нет конкурентов, ведь гарантия на тормоз распространяется только при использовании родной «минералки». Производители могут заламывать за свое масло любую цену, и они это делают!

В отличие от DOT, свойства и спецификации минерального масла ничем не регулируются. Это дает производителям тормозов свободу эксперимента с составом и свойствами. Shimano считает это плюсом, так как ее инженеры сами контролируют свойства и качество минерального масла. Но отсутствие регулирования и конкуренции позволяет производителям минералки делать профит на розничной продаже масла.

Один из плюсов минералки – ее химическая нейтральность по отношению к лако-красочному покрытию и к вашей коже. 

Примечание переводчика: не упомянуты плюсы и минусы жидкостей при случайном заливании колодок маслом или DOT-ом. Если на колодки попало масло – обычно спасает только прокаливание, и то не всегда. Я же полностью заливал колодки DOT-ом при прокачке, просто достал их, промыл водой, и поставил на место. Они тормозили практически так же, как и до инцидента, только при определенном усилии гудели. Но тормозили.
 
 
И победителем становится…
 Так какая тормозная жидкость лучше? Что ж, почему бы вам самим не ответить на этот вопрос, проголосовав? Вы ознакомились со свойствами, преимуществами и недостатками обеих жидкостей, пришло время определить победителя. Голосуем!



п.с: напоминаю, переводчик несет ответственность только за правильность перевода, но не за правильность содержания статьи. прошу разделять эти претензии и не минусовать, если вы не согласны с правильностью содержания статьи. поправки по переводу принимаются. Спасибо, что дочитали :) 

 

Комментарии (75)

+5
Опрос сведется к тому, кто что использует.
avatar

zeremit

+1
суть опроса — узнать, кто что предпочитает. это напрямую связано с тем, кто что использует.
avatar

pashevich

+7
Главное чтоб тормоз нормальный был. Какая разница, что там залито?
Шимано ничуть не хуже каких нибудь формул или магуры прошлого поколения, а вот тектро и бенгал одинаковый отстой. 
avatar

Data_Link

0
как раз надо на машине тормозуху поменять :)
присматриваюсь к motul rbf600
avatar

kerasin

+3
Офигенная штука кстати. Я ею уже 3 года тормоза на большом байке заправляю, и за это время ниразу (!!) не было даже намёков на закипание, в том числе и в горах. Хотя чья тут больше заслуга — тормозухи или самого тормоза (хоп В4) — сложно сказать. Но мне спокойнее))
Последний раз редактировалось
avatar

Wild_Cat

0
а может лучше обычный мотюль 5.1 ?) а то 600 «гоношный» и по спецификации должен меняться чаще) для гражланской езды думаю оптимальнее 5.1)
avatar

vk_785656

-3
кто сказал будто моя машинка жоповозка? =)
закажу motul 660

avatar

kerasin

0
avatar

kerasin

+3
Спасибо, всем было очень интересно посмотреть на твой сэкондхэнд.
avatar

anti1am3r

0
А что с низкими температурами? Дота к ним нейтральна, минералка начинает густет при -15, но это не особо проблемно, а вот слышал мнение (сам не встречался с подобным) что если хранить вел зимой в неотапливаемом помещении — то при -25 она может превратиться в лёд, со всеми вытикающими.
avatar

Aveega

+5
Сеинты 810. -20. Полёт нормальный. Сильных изменений в работе не было обнаружено.
avatar

Legalaze

+2
Кстати, Хаесы с этого года тоже начали использовать минералку.
avatar

AleksandrSimonov

0
delete
Последний раз редактировалось
avatar

Aveega

0
Вероятно это может быть связано с экологическими нормами и сертификацией для поставок в Европу.
avatar

Chute

0
Помню былинные времена, когда несчастные обладатели Магур обсуждали на велозоне чем можно заменить фирменное масло, а я покупал в ближайшем ларьке баночку дота.
 
avatar

im66

0
эти времена никуда не делись ;)
avatar

pashevich

0
В Мск есть шанс купить тормозное масло. Кстати — мои знакомые нарыли настоящий дефицит — БСК и спокойно заливали её в Шимано.
avatar

im66

+2
А адекваты брали в ближайшем ларьке LHM, дексрон, да что угодно. И катались
avatar

anti1am3r

+1
Кстати, а в авто жидкость в расширительном бачке тормозной системы имеет контакт с воздухом?
avatar

Chute

0
ну там не зря кнопка проверки уровня тормозухи стоит, чтобы бачек не раскручивали. но вообще у меня тоже вопрос возник — машины по несколько лет то катаются без прокачки.
с другой стороны, при обычной городской езде там особо и не раскалишь ничего.
avatar

pashevich

0
Могу про байк рассказать. Эндуро Чекушку купил… радовался, но стал обращать внимание на ватный тормоз, закрутил до предела регулировочный болтик убирающий свободный ход — не помогло. Вспомнил про закупленный на замену дот, вспомнил что кто-то где-то рекомендовал менять раз в сезон. Прокачал оба тормоза. Ход ручки «до упора» уменьшился очень сильно. Вата пропала.

Правда нужно заметить, что система там закрыта, хотя воздух в ней есть (при прокачке тормознуха доливается в открытый расширительный бачок, как на машине)… хитрожопым образом все пузырьки в штатном положении байка вылавливаются в расширительный бачок и изолируются от рабочего объёма. А контоль через прозрачное окошко для переднего, а у заднего расширительный бачок из полупрозрачного пластика.
Последний раз редактировалось
avatar

pustota

0
Некоторые считают, что велосипеды с гидравлическими тормозами нельзя переворачивать. Глупая байка, конечно, но корни у нее растут как раз из того, что в расширительном бачке есть воздух. Перевернул байк, воздух поднялся к калиперу. Перевернул обратно, и первое время ручка проваливается. Потом пожмакал, и все работает как раньше. У меня такое на Тектро Драко было.
avatar

velikain

+9
У абсолютного большинства велотормозов, в отличие от авто- и мото- вариантов, расширительный бачок имеет резиновую мембрану, разделяющую тормозную жидкость и воздух. При правильной прокачке внутри системы воздуха вообще не должно оставаться и переворачивать можно спокойно. Относится и к Тектро Драко в том числе. При этом далеко не у всех и не всегда воздух легко (и тем более самостоятельно) выводится из рабочего объема, если уж он в систему попал.
Последний раз редактировалось
avatar

AlekseyAnufrikov

+2
Авиды насасывают воздух начиная года с 11. До этого переворачивал спокойно.
Сейчас коды и эликсиры очень раздражают чувствительностью к положению.
Последний раз редактировалось
avatar

james

0
авиды насасывают из-за малой прочности пластикового поршня в ручке, который за сезон активной езды разуплотняется и начинает хватать воздух
avatar

kerasin

+3
из коробки каждый второй авид насасывает при перевороте байка.
 
avatar

james

0
у меня пока не набирал из-за переворотов, 2 штуки — первый вообще норм, второй пришлось прокачивать уже 1 раз. Ход ручки начал увеличиваться. Наблюдаю дальше, пока норм. Возможно после обрезки когда прокачивал хреново дегазацию ДОТа сделал.
avatar

pustota

0
раз на раз не приходится. мне не повезло. новые элексиры сейчас сосут больше чем джуси первого года выпуска.
avatar

james

0
У меня на первом кваде 2004-го года стоят штатные Джусики, работают до сих пор, когда последний раз прокачивал даже не вспомню. С другой стороны — у ультимейтов есть проблема с работой, когда они долго не эксплуатируются.
avatar

im66

+8
да, конечно. только там дело в том, что V жидкости в системе порядка 1 литра. Заметные изменения Ткип начинаются при влагосодержании около 1% — т.е. гидравлической системе надо поглотить условно 10 грамм воды. Абсолютное влагосодержание в воздухе при 20С около 15 г/м3 (при 0 — около 5). таким образом, для ухудшения свойств ДОТа через газовый объем бачка(он минимален — миллилитров 100) должен пройти примерно куб атмосферного воздуха — и это при 100% поглощении. Если система не течет, и дот не доливают каждый день, то на это уйдет много времени. Тем не менее производители авто рекомендуют полную замену раз в 2-3 года. 
avatar

dogmeat

0
«Вне всякого сомнения, минеральное масло Magura приведет к выходу из строя тормоза Shimano за очень короткий промежуток времени». 
Хм, видимо мне придётся ответить на вопрос — за какой именно промежуток ;)
avatar

Chute

0
100500 лет, инфа 146%.
avatar

pashevich

0
Успокоил, спасибо. Но если что — то я тут напишу…
avatar

Chute

+15
Не-не, напишешь в «Персональных счетах с Шиманой»  ©  ;)
avatar

pashevich

+9
Договорились. Но у меня с Шимано договор — я не ломаю её продукцию, а она взамен хорошо работает ;)
avatar

Chute

+6
залил неоригинал — «вне всяких сомнений поломал тормоз».
avatar

pashevich

+7
Расковырял отвёрткой керамический поршень — пошёл жаловаться на производителя. :)
avatar

nTu4Ka

+8
Когда появятся одни и те же тормоза в вариантах ДОТ и минералка, тогда и будет актуален выбор, а сейчас это не важно, важна работа, эргономика и т.п.
avatar

Ilya

-3
Никогда не появятся. Свойств DOT'а на 100% хватает для тормозов и все эти «игры с маслом» от Шиманы есть лишь желание занять высокомаржинальную афтермаркет нишу. Но переводить продукцию японоконцерна на тормозную жидкость тоже не стоит — вполне реально сделать маслостойкие манжеты нестойкими к гликолю.
avatar

morok

0
Свойств минералки на 100% хватает для тормозов, а все эти «игры с DOtом»…
avatar

anti1am3r

+2
Гуманитарный склад ума или Шимано ГМ?
Представьте на секунду причины — в природе есть широко распространённая (то есть в любой точке мира здесь и сейчас и без доставки с Чайника), недорогая (от двух долларов за пол-литра, а не десятка за 100мл.) жидкость по всем параметрам (гигроскопичности в статье уделили слишком мало внимания, ибо воздух в новой ручке или калипере тоже имеет влажность отличную от нуля) превосходящая любое минеральное масло, к тому же являющуюся де-факто стандартом в отрасли. Но нет, Шимано её (тормозную жидкость) пользовать не хочет. У кого-то есть патент на «способ дистанционного привода калипера велосипеда посредством давления тормозной жидкости» или просто чужие два бакса всегда хуже своих десяти?
Посмотрел бы я на реакцию минусующих, если б Шимано создали не офигенные тормоза, а какую-то фигню, как у них иногда бывает. А так да — победителей не судят, но хомячкам это не понять)))
avatar

morok

0
А насчёт температуры кипения Магуровского масла видимо всё-таки ошибочка у них, где-то цельсии с фаренгейтами попутали. Хотя цифры в 250-290 градусов для минералки кажутся нереально высокими, мне казалось, что они существенно ниже.
avatar

Chute

0
В начале года на пинке была статья по тормозам, там звучами цифры 180-240 для минералки.
avatar

Vastak

+1
Пофигу. У меня есть как на ДОТе, так и минеральном масле тормоза.
avatar

racerx

-1
>при отсутствии влаги в жидкости

о_0 
avatar

tazhate

+7
А что в этой фразе удивительного?
avatar

im66

0
видимо то, что влага -не равно- вода. Влажные салфетки, например, пропитаны спиртом.
avatar

Redeemer

+7
да, очень интересно вырывать кусок текста из контекста :)
avatar

pashevich

+2
ну водка например содержит 60 % влаги
avatar

dogmeat

+6
как по мне-главный минус ДОТ это что он очень легко растворяет воздух и требует дегазации при прокачке тормоза. плохо дегазировал-и этот воздух может выделиться уже в тормозе
avatar

VL_Chuvak

0
Никогда не слышал о таком. Как производить дегазацию?
avatar

guglez

+10
Создавая разряжение в шприце с дотом — тогда образуются пузырьки и всплывают к поверхности(вроде даже в официальном видио от авида по прокачке тормозов есть этот момент).
avatar

Vastak

+5
Как же хорошо на шимане без этого гимора с прокачкой :)
avatar

Legalaze

+11
хотите прикол, механические тормоза не кипят:)
Последний раз редактировалось
avatar

ilyamaksimov

0
Но и им при перегреве может поплохеть. Первый выезд с начинающим товарищем в горы: на долгом затяжном спуске (сброс метров 600) — тросики немного растянулись, тормоза стали более вялые, а колодки нагрелись настолько, что стали терять свои свойства — видимо органика стала подплавляться — на роторах осталась черная горелая полоса из материала колодок. Под конец торможение почти отсутсвовало. Ну и сами роторы были весьма горячими — судя по серо-синему цвету побежалости — почти до 400 градусов прогрелись :)
Постоянное слабое торможение — частая ошибка новичков.
avatar

mor

0
я знаю, что в гидравлике торозуха в том числе и для отвода тепла, пошутить решил просто, что нет жидкости нет проблемы
avatar

ilyamaksimov

0
Тормозуха НЕ для отвода тепла, в основном оно должно отводиться в воздух через обдув ротора.
 
avatar

Chute

+10
Не кипят и не тормозят. Гармония.
avatar

Data_Link

0
У триалистов одно время была популярна тема прокачки тормозов водой или джонсонс бейби. Суть в том, что вязкость воды значительно меньше вязкости магуровского масла, и ход ручки становился необычно лёгким. Сам так катал одно время))
но применимо только в триале на ободных тормозах, где не бывает перегревания и жидкость по усолчанию не может закипеть. 
avatar

Lenin_TG

+1
на зиму воду сливать, заменяя на С2Н5ОН?
avatar

RomanAkentev

+1
Мало кто катает триал зимой.
avatar

Data_Link

-3
Большинство из вас знает, что гидравлические велосипедные тормоза делятся на два типа

— Hope и все остальные))
avatar

dogmeat

+2
@Все типа жидкостей DOT (за исключением DOT 5.1) изготавливаются на основе поли-гликолей.@
5.1 — гликоль, только 5 на силиконовой основе/

Последний раз редактировалось
avatar

Lexapskov

0
да, ошибочка, спасибо за внимательность.
avatar

pashevich

0
Обзор не полный — раота в минусовые температуры… минералка тут всасывает по полной… у неё коэффициент текучести меньше дота и это очень хорошо ощущется через Нное время на улице. Тормоза на доте ещё ощущаются, а на минералке они просто как бревно.
Ещё дот краску неплохо разъедает, но зато легко смывается водой :)
avatar

_va

0
мой выбор — дот
минералка — бредятина… дорого и глупо и только для тех стран мира где нет суровой зимы=)
avatar

AleksandrCherneckiy

0
В сибири катаем зимой на минералке и бед не знаем. В любую погоду

avatar

anti1am3r

-4
На минералке делают DH- и FR- тормоза с четырьмя поршнями SAIN и Zee, соответственно. А уж там какие тормозные усилия и нагрев колодок… Из-за гидрофобности минерального масла влага скапливается в калипере, поэтому прокачивать такие тормоза нужно сверху вниз — так очень быстро избавляются от воды в системе. Минералка для велосипедных тормозов самое оптимальное решение, я считаю.
avatar

izenfire

+3
Обоснуйте ваш категорический вывод.
P.S. — А вот Hope V4 на ДОТе.
Последний раз редактировалось
avatar

im66

0
В гидравлической системе на основе минерального масла образуются три фракции: воздух, минеральное масло и вода. От двух ненужных фракций легко избавиться, добавив необходимый объём сверху системы — при этом относительно легкокипящая вода вытеснится в первую очередь, придав тормозам былую надёжность.

Что делать с DOT — понятно — нужно менять всю гидравлическую жидкость, хоть она и дешёвая, так как не существует более дешёвого способа обезвоживания раствора гидравлической жидкости DOT с водой.
avatar

izenfire

0
Дешевый ДОТ — прогнал систему — тормоза как новые — профит! :)
avatar

pashevich

0
Я всем своим друзьям и клиентам прокачал LHM мом. Ну конечно у кого минеральные тормоза). Чел на SAINT 810 тоже доволен. С откатами пока никто не пришел. Да и сам езжу(горы, город), и зимой тоже. Все гуд без особых проблем. Мое предпочтение это минералка. Есть один большой плюс в шимано. При поподания воздуха в систему, он через некоторое время поднимается в расш. бачок, и там остается, а при нажатии тормоза. бачок перекрывается и образуется две тормозные системы, причем так которая давит на поршеь полностью закрыта и изолирована от второй с воздухом.
При всем при этом я уважаю механиков которые могут «правильно» прокачать DOTом. Это действительно некий дар. А вообще не важно на чем вы ездите, если своевременно обслуживаетет тормоза.

Это мое личное ИМХО.
avatar

RON-DH

0
Это что за дар такой? Найти где подешевле bleed kit купить?
avatar

im66

+2
 Есть один большой плюс в шимано. При поподания воздуха в систему, он через некоторое время поднимается в расш. бачок, и там остается, а при нажатии тормоза. бачок перекрывается и образуется две тормозные системы, причем так которая давит на поршеь полностью закрыта и изолирована от второй с воздухом. 
Открою секрет — так устроены многие тормоза, а не только Шимана. 
avatar

pashevich

0
Спасибо что уточнил, тебе плюс. У меня шимано, от них я отталкивался
Последний раз редактировалось
avatar

RON-DH

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.