Блог им. DustmanРоссийская Эндуро Серия стартовала - приключения вокруг горы Собер-Баш

Блог им. Dustman: Российская Эндуро Серия стартовала - приключения вокруг горы Собер-Баш

Катание в горах по разным интересным трейлам незаметно превратилось в серьезный спорт – теперь  мы делаем все тоже самое, с не меньшим удовольствием, но к делу подключаем секундомер. Да, это свершилось, стартовала первая в России серия соревнований по эндуро! И особенно круто, что сезон открылся гонкой, больше всего порадовавшей меня в прошлом году – La Endura. Невероятно разнообразные, техничные и скоростные трейлы, построенные специально для катания на байке это лучший подарок всем, кто приехал открывать сезон в окрестностях Краснодара. Уже написано не мало на эту тему, вставлю свои приключенческие пять копеек. 

Блог им. Dustman: Российская Эндуро Серия стартовала - приключения вокруг горы Собер-Баш


Еще несколько лет назад любители просто кататься в горах, не заморачивающиеся на гонках по даунхилу и предпочитающие тропинки сложным трассам скоростного спуска, имели очень немного возможностей померяться силами друг с другом. Гонки Супер Д в Алуште и зарубы в Strava – вот все, что было доступно тем, кто не выезжал на соревнования в Европу. Конечно, многим не нужны никакие соревнования. Выезжающие в  велоотпуск 1-2 раза в году хотят просто кататься по разным интересным и красивым местам, не отвлекаясь на расписание и регламент. Почему же я считаю, что такая гонка, как La Endura стоит потраченного отпуска? Все зависит от того как относиться к соревнованиям. Не обязательно чувствовать дух соперничества, гнаться за секундами, пытаясь обогнать своих друзей или вон того парня. Гонка позволяет в один день проехать такое количество трасс, которые в обычном режиме не многие решились бы одолеть. Причем сделать это в огромной компании единомышленников. Можно испытать себя на прочность во всех смыслах и прокачать свои умения, катаясь за более быстрыми райдерами.

Блог им. Dustman: Российская Эндуро Серия стартовала - приключения вокруг горы Собер-Баш
 
 7 спец-участков в первый день и 4 во второй, каково это? Оказалось очень тяжело и увлекательно! Как выяснилось, более короткий второй день оказался практически не преодолимым из-за очень длинных перегонов между трассами и в итоге его урезали, но об этом чуть позже. Для тех, кто не уверен, что сможет справиться с такими темами, как «Черный Бриллиант» и «Горка Убийца» была категория Open, где трассы были проще, и все прошло в один день. В дни соревнований по этим же трейлам проходил тур для тех, кто любит просто покататься, и показательно, что многие участники этого тура заявились в гонку, как в категорию Open, так и PRO. Организатором гонки и тура одновременно выступал идейный вдохновитель и строитель трейлов на горе Собер-Баш Артем Ковалев. Параллельное проведение соревнований и тура наложило свой отрицательный организационный отпечаток, но поскольку это позволило привлечь больше участников в гонку, не буду упоминать некоторые досадные недоразумения.

Блог им. Dustman: Российская Эндуро Серия стартовала - приключения вокруг горы Собер-Баш


Зато хочу сказать про очень важное достижение организаторов, которые сумели, благодаря помощи Ромы Соловьева, договориться об аренде и использовании электронной системы хронометража с бесконтактными чипами. Именно такая система используется на многих серьезных гонках в Европе. Участник стартует, проезжает мимо стартовой станции по узкому коридору и его стартовое время отсекается. На финише более мощная станция с радиусом действия 3 метра отсекает время, когда райдер оказывается в поле ее действия. Точность замера не велика – 1 секунда, но человеческий фактор полностью исключается.

Блог им. Dustman: Российская Эндуро Серия стартовала - приключения вокруг горы Собер-Баш

 Я приехал на гонку за 4 дня, этого должно было быть достаточно, чтобы прокатиться пару раз по всем трассам. Несмотря на то, что большая часть ночи прошла в дороге, прекрасная погода и благоухающая весной природа прогнали остатки сна, заставив взять байк и отправиться гонять по трейлам. В первый день решил освежить в памяти знакомые по осенней La Enduraтрассы первого дня. Интересные трейлы, построенные вручную Артемом и его помощниками, с осени не изменились, да и за чем трогать то, что практически идеально. Извилистые тропы, крутые съезжалки, усеянные корнями и камнями, связки контруклонов, трамплины, невероятный подвесной мост через овраг и огромный волл-райд -  такому обилию технических элементов позавидуют многие европейские трейлы. Удовольствие от катания – запредельное.
4 трасса с Мишей Василенко и Ваней Кунаевым.
 
6 трасса — чистый даунхил, снимает Ваня Кунаев.



Во второй день решили разведать трассы южного склона Собер-Баш, расчищенные и построенные прошедшей зимой. Собственно с самого Собера начиналась только первая трасса второго дня соревнований — СУ7. Извилистый трейл, с построенными полками, каменными секциями, трамплином и дропом метра 3 высотой. Дальше предстояло самостоятельно найти дорогу к 8 СУ. После этого из деревни нас должен был забрать грузовик ГАЗ-66 и поднять к СУ 9. Но все оказалось не так просто. Дело в том, что искать путь нужно было по устному описанию, которое сводилось примерно к тому, что доехав до глубокого брода, нужно обойти его справа, пересечь реку и крутить в гору пару километров, после чего начать, подниматься к старту СУ 8. Очевидно это уже пешком. Преодолев около десяти неглубоких бродов, мы увидели выкат с СУ 10 и указатель Дубрава 7км, что означало только одно – нужный поворот на СУ 8 далеко позади. Снова покатались через броды, снова повернули не туда, и тормознули на привал, окончательно заблудившись.

Вторая часть СУ 7 с Мишей Василенко 

 

Это тупик. Провал. Привал.
Блог им. Dustman: Российская Эндуро Серия стартовала - приключения вокруг горы Собер-Баш

 Спас нас Миша, который сумел дозвониться из этой глуши до Артема и понять, куда надо ехать. Еще 40 минут крутилова, пешего подъема и мы на старте СУ 8. В этот момент выясняется, что наш шаттл уехал, так как по времени мы вроде как не успеваем вернуться в лагерь до темна. Как так, время еще только 14:00! Все расстроены, но делать нечего, съезжаем СУ 10, который начинается недалеко от СУ 8, а потом едем велопоход до базового лагеря гонки в пансионате Дубрава. Еще с десяток бродов, крутилово, трейлы… В 15:30 я уже дома в Убинке, это еще 4 км от Дубравы, успел позагорать, поесть, поспать минут 40, и в 17:20 снова погрузился в шаттл и успел съехать СУ 6 минут за 40 до заката. И куда мы не успевали, не понятно. Обидно, ну да ладно, вроде договорились, что на следующий день снова будет попытка проехать трассы второго дня на Южном склоне Собера.

Блог им. Dustman: Российская Эндуро Серия стартовала - приключения вокруг горы Собер-Баш

 
Но на следующий день что-то пошло не так и поездку на юга отменили, получалось, что ехать туда придется в заключительный день тренировок перед гонкой. Два последних дня тренировок я провел на трейлах первого дня, на трассы второго дня решил не ехать, так как СУ 8 организаторы решили отменить, чтобы все участники успели вернуться до темна. 7 и 10 трассы я видел, а на 9 трассе, кроме 6-ти метрового пролета ничего особенного не предвиделось. И ни сколько не пожалел о своем решении, ведь СУ 9 тоже никому не суждено было проехать в гонке.

На старте пролога
Блог им. Dustman: Российская Эндуро Серия стартовала - приключения вокруг горы Собер-Баш

Блог им. Dustman: Российская Эндуро Серия стартовала - приключения вокруг горы Собер-Баш

Блог им. Dustman: Российская Эндуро Серия стартовала - приключения вокруг горы Собер-Баш

 Этот день настал. Впереди невероятно длинное приключение, 7 спец-участков, которые, учитывая ночной, растягиваются практически на 12 часов. Серьезное испытание на выносливость и сохранение концентрации.

Как вам такое расписание? К концу дня начнет плыть в глазах!
Блог им. Dustman: Российская Эндуро Серия стартовала - приключения вокруг горы Собер-Баш

Для себя решил, что нужно начать спокойно без спешки, не пытаться выжать из себя все на первой же трассе. Найти свой флоу и стараться получать позитив от катания. Это было определенно правильным решением. Финишировав на первой трассе, я минут 10 наблюдал, как другие решили начать гонку иначе и поплатились за это.
 Из тех, кого я застал на финише, только Ваня Кунаев проехал эту трассу без проблем. Остальные, судя по грязной одежде, много кувыркались, несколько человек бежали к финишу с пробитыми покрышками. Явно не в своем темпе начал эту гонку и один из главных претендентов на подиум, победитель осенней  La Endura Дима Кузьмин. Он несколько раз серьезно упал, отбил ребра, а в конце трассы еще и пробил переднее колесо.

Дима в погоне за скоростью. 

Блог им. Dustman: Российская Эндуро Серия стартовала - приключения вокруг горы Собер-Баш


Блог им. Dustman: Российская Эндуро Серия стартовала - приключения вокруг горы Собер-Баш

Черный Бриллиант..
Блог им. Dustman: Российская Эндуро Серия стартовала - приключения вокруг горы Собер-Баш

Не всем покорился
Блог им. Dustman: Российская Эндуро Серия стартовала - приключения вокруг горы Собер-Баш

Горка Убийца в исполнении Вани Кунаева


Альтернативный выкат с Г.У.


На СУ2, который был самым педаляжным во всей гонке Дима стартовал за мной и мы сразу выяснили, что он был медленнее почти на 20 секунд. Из-за отбитых ребер было тяжело дышать и на подъемах он не мог себя реализовать. После третьей трассы можно было перекусить и пополнить запас воды на пункте питания. Из еды предлагались бутерброды с сыром и колбасой, бананы, гели Арена, чай.

Блог им. Dustman: Российская Эндуро Серия стартовала - приключения вокруг горы Собер-Баш

Блог им. Dustman: Российская Эндуро Серия стартовала - приключения вокруг горы Собер-Баш

На привале
Блог им. Dustman: Российская Эндуро Серия стартовала - приключения вокруг горы Собер-Баш

Одна из немногих альтернативных траекторий, которой я воспользовался. СУ3
Блог им. Dustman: Российская Эндуро Серия стартовала - приключения вокруг горы Собер-Баш

Блог им. Dustman: Российская Эндуро Серия стартовала - приключения вокруг горы Собер-Баш

Вова Спиридонов шел на четвертом месте по итогам первого дня, но во второй день уступил Жене Бочанскому
Блог им. Dustman: Российская Эндуро Серия стартовала - приключения вокруг горы Собер-Баш

Блог им. Dustman: Российская Эндуро Серия стартовала - приключения вокруг горы Собер-Баш

После короткого отдыха участников снова забрасывали на автомобилях к старту 4 трассы, которая также, как 1 и 6 начиналась с вершины горы Собер-Баш. Недлинный перегон к СУ5, который отличался огромным волл-райдом-контруклоном и снова погрузка в автомобили для подъема на вершину к страту СУ6. Эти трассы я проехал примерно в таком же режиме, стабильно, без излишнего риска.

Блог им. Dustman: Российская Эндуро Серия стартовала - приключения вокруг горы Собер-Баш

Жизнь — боль)
Блог им. Dustman: Российская Эндуро Серия стартовала - приключения вокруг горы Собер-Баш

Это был не день Сержа — отказавший тормоз, падения, травмы
Блог им. Dustman: Российская Эндуро Серия стартовала - приключения вокруг горы Собер-Баш

Блог им. Dustman: Российская Эндуро Серия стартовала - приключения вокруг горы Собер-Баш

Серж на тросу, даже когда это не обязательно
Блог им. Dustman: Российская Эндуро Серия стартовала - приключения вокруг горы Собер-Баш

Весенний камуфляж
Блог им. Dustman: Российская Эндуро Серия стартовала - приключения вокруг горы Собер-Баш

Блог им. Dustman: Российская Эндуро Серия стартовала - приключения вокруг горы Собер-Баш

Блог им. Dustman: Российская Эндуро Серия стартовала - приключения вокруг горы Собер-Баш

Блог им. Dustman: Российская Эндуро Серия стартовала - приключения вокруг горы Собер-Баш

На ДХ байке эта гонка была не простой. Подъемов было предостаточно.
Блог им. Dustman: Российская Эндуро Серия стартовала - приключения вокруг горы Собер-Баш

Дальше — поток сознания и эмоции, потому что произошедшее на СУ7 не укладывалось ни в какие рамки моего понимания.
 Второй день начался с осознания того, что на улице идет дождь, и нас ждут большие приключения. Второй важной новостью было то, что по итогам первого дня я лидирую, но с отрывом всего 2 секунды от Миши Василенко и 40 секунд от Вани Кунаева. Перед погрузкой на шаттлы все собрались на краткий брифинг, где коллективным решением отменили СУ 9. Подъем на 9 спец-участок – это бездорожье и машина могла просто не подняться туда, кроме того все снова рисковали не успеть закончить гонку до темна. СУ 7 стартовали под моросящим дождем, я поехал первым, а за мной Ваня. Все шло отлично, пока трасса шла по полям, но затем начался лес с рыхлым липким грунтом. После нескольких скоростных прямых нужно было резко затормозить и повернуть, уперевшись в полку. Сбрасываю скорость, отпускаю тормоза поворачиваю и улетаю через руль. Нет времени думать, почему это произошло, запрыгиваю на байк, еду дальше, но в следующем повороте все повторяется, а затем снова и снова. Останавливаюсь поправить свернутый руль и тут понимаю, что виновата грязь, которая набилась между колесом и крылом и не дает колесу крутиться. Пытаюсь сорвать ненавистный кусок пластика, но он оказывается очень прочным и приходится ехать дальше. Еще одна черезрулька, объезд ходового трамплина, снова останавливаюсь выправить руль, и вскоре меня обгоняет Ваня, стартовавший через минуту после меня. Настоящий кошмар, худший заезд в моей жизни, борьба за первое место окончена, и за второе, скорее всего, тоже. Липкий грунт сменяется травой и я, наконец, могу нормально ехать. Догоняю Ваню, но на выезде на дорогу перебираю со скорость и ложусь набок. Вторую половину трассы еду максимально быстро, много рискую и ближе к концу начинаю снова видеть Ваню. Перед финишем небольшой прямик и подъем, вкручиваю изо всех сил и отыгрываю визуально секунд 10. Финиширую всего в 2 секундах за Ваней, но он везет мне минуту. Остается всего одна трасса, короткая минуты на 3. В начале подъем на минуту и затем 2 минуты даунхила. Единственный шанс уцепиться за второе место – валить на все деньги, рисковать и крутить, как в последний раз. Решаем стартовать друг за другом с разрывом в минуту. Миша, потом Ваня, потом я, чтобы сразу узнать разрыв и все понять. Стартую изо всех сил, весь подъем проезжаю стоя и пролетаю сложные камни не тронув тормоза. Вниз еду за гранью своих возможностей, в предельной концентрации, и постоянно скольжу двумя колесами. Даунхил в дождь на обычной резине на запредельной скорости – это нечто! В какой-то момент уклон становится очень крутым, а трасса выходит на узкий хребет. Погасить скорость невозможно, в скольжении врезаюсь в метровый камень и улетаю метров на 5 вниз в овраг, выползаю, хватаю байк и снова вниз. Перед финишем на очередной съезжалке заруливаю в бревна и заканчиваю гонку бегом, как оказалось финишный участок бежали абсолютно все. Несмотря на падение, этот спец-участок я выиграл с отрывом 3 секунды от Миши и 8 от Вани. Но это уже ничего не меняет, я остаюсь на 3 месте.
 

Дальше долго путешествуем под дождем по бродам и болотам до Дубравы, и отмываем себя и байки в ожидании награждения.
Блог им. Dustman: Российская Эндуро Серия стартовала - приключения вокруг горы Собер-Баш
 
В конце небольшая порция здоровой критики в адрес организаторов. Разметка трассы. Ее было очень мало, как оказалось даже для того, чтобы не потеряться, чем воспользовались многие участники категории Open, уехав на Су 7
Pro вместо своей 4 трассы. В результате этого несколько спецучастков пришлось отменить, так как я уже писал, что значит вернуться в лагерь после спуска на южную сторону горы. На трассах было огромное количество срезок, вполне легальных, маленьких и огромных. Можно было срезать целые связки поворотов. Часть срезок закрыли прямо перед гонкой, хотя полная разметка должна была быть еще во время тренировок. И особенно печально, что ситуация с разметкой повторяется сейчас на втором этапе РЭС в Алуште. Снова огромные срезки. Ну и нехватка людей, которые могли бы показать трассу, из-за чего мы блуждали по Южному склону и потеряли много часов. В остальном все прошло отлично, хочу поблагодарить организаторов за отличное мероприятие и лучшие рукотворные трейлы в России. Особенно хочется отметить очень опасный финишь на СУ6. После скоростного прямика, где я выкрутил передачу 34х10 был небольшой перегиб с маленьким естественным вылетом, а за ним довольно крутой склон длинной метров 8-10 с резким переходом в плоскость внизу. Я помнил, что вылетать далеко нельзя, но на моих глазах 4 человека перелетили этот склон в плоскость, падали спасались, а кто-то даже сбил финишную станцию, закрепленную на бревне. Причем на справедливое замечание судьи на финише лишь посмеялись и сказали, «да ладно, нормально». Такая ситуация случилась потому, что в дни тренировок не была обозначена точка финиша, все знали, что СУ6 чисто спусковой и думали, что он заканчивается метров на 500 раньше, поэтому не придавали значения, тому что дальше первого брода. Избежать этой ситуации можно было заранее обозначив место финиша.
 

Блог им. Dustman: Российская Эндуро Серия стартовала - приключения вокруг горы Собер-Баш


?

Комментарии (5)

+28
В вкратце неплохо, но плохо))))) ребят конечно сделано много выводов и, конечно, 1 мая одна мысль крутилась в голове: «Да что я… Да ещё раз… Да взялся за организацию… Да никогда...» Но сейчас все позади и в голове уже новый план по гонке на следующий год. Спасибо за отзывы и высокую оценку трейлов. Будем стараться))
avatar

Koval

0
Да все отлично! ну почти все ;) есть куда развиваться. Мы всегда с удовольствием приедем еще. 10Су огонь, южной зоне быть! Жаль 8ой не видели.
avatar

Dustman

+9
Хочу заметить, что видя всё происходящее 1го и 2го мая, тоже думал, что после такого орги могут и решить что «ну его на...». Артём, мне кажется таких энтузиастов как ты от организаторов мировых серий отличает всего-то 2-3%, и эта разница только в результате, мотивации у тебя и команды с головой хватает, ведь наша страна гораздо менее предсказуема чем всё остальное (чего стоят милые дети, шашлыко-алконавты и прочий социум, гуляющий по трейлам). Если эти 2-3% гэпов организационно закрыть в следующий год, еще чуть-чуть заложить сверху на риски (как уже писали про скорую и транспорт, который лучше был бы лишний, то есть запасной) то основную цель, а именно популяризацию горного велосипеда, в Краснодарском крае и на юге РФ можно будет считать выполненной.

Важно отметить, rкакая ложка дегтя при этом появится в бочке меда — в целом повсеместно средством реализации такой лучшей организации становится повышение сборов с участников (щас начнут минусить гыгы). Увы, чудес не бывает, особенно в бизнесе и в спорте, и если надо дотянуть до определенной планки, то не всегда энтузиазм помогает и никак кроме увеличения штата, увеличением кол-ва оборудования и увеличением «серъезности» в виде большего кол-ва медиков/мчс/когохотитееще этого не решить. а это всё деньги и их производные. Я думаю, стоит подумать в эту сторону, хотя для большинства не-краснодарцев сбор был лишь малой толикой трат, как в моем случае, но другого выхода из ситуации на месте оргов я не вижу ( я здесь говорю не о частных проблемах разметки, транспорта и т.п., а в целом по тому, как и за счет чего вывести гонку на уровень выше, закрыть не только набитые шишки, но и предотвратить еще не набитые). 

моим же самым большим пожеланием остается хороший брифинг — чтобы те кто был на эвенте впервые, мог понять куда и как ехать. ибо отсылки на прошлые года и прошлые трассы очень очень очень сбивают с толку новичков и тех кто в этой местности впервые. тут на мой взгляд поможет краткая легенда написанная текстом по каждой трассе. эту легенду зачитывают с листа орги вслух. дополняют (но не замещают легенду) устным описанием 2-3-х основных чекпоинтов. перед тем, как опубликовать/распечатать легенду, берут тестовую группу из 3х случайных бабушек и читают им. если бабушки единогласно кивают и говорят «всё понятно» то значит, легенда именно такая, какой и должна быть — простая, понятная, однозначная. далее именно такой же текст передается на всех участников. слово в слово.
avatar

PavelPolyakov

+1
Но наилучшим методом является наличие инструктора на каждую машину. В будущем, очень надеюсь, людей будет больше. И будет возможность человек на 20-25 давать 1 человека, который будет катать людей по необходимым трассам. 
1. Поднялись.
2. Минибрифинг по текущей трассе.
3. Инструктора отпускают вперед, где по ходу движения проверяет возможные факапы и потом ждет на финише всю группу. 
avatar

Delar

0
Жаль 9 не видели. Очень душевный flow трейл.
avatar

Delar

Комментировать


Зарегистрируйтесь, либо авторизуйтесь с помощью социальной сети или введите логин