NapsterClash — "Кросс-кантри на трассах эндуро" или "Зачем здесь ехать на велосипеде?"
Весь последующий текст будет содержать попытку осмыслить событие, произошедшее на прошлых выходных на горе Собер-Баш, ненормативную лексику, пространные размышления о тщетности бытия и фотографии с места происшествия.
Всё началось пасмурным холодным октябрьским утром пятницы. Несмотря на яркое солнце за окном, ехать никуда не хотелось, где-то в глубине подсознания таилось нехорошее предчувствие пи*деца. Уличный термометр съежился и показывал околонулевую температуру. И это в городе, а значит в горах, куда нам предстояло отправится для участия в последней в этом сезоне гонке, еще холоднее. После долгих и бестолковых сборов я всё-таки погрузил в машину Олега практически все теплые вещи, которые у меня были. Мёрзнуть совершенно не хотелось.
Конечно, я отдавал себе отчет в том, что проехать все три гонки, запланированные на 31.10-01.11, будет достаточно тяжело. Да что там говорить, даже одну отдельно взятую гонку на Собере, трассу которой готовил лично Коваль, проехать не легко, а на три подряд не все смогут отважиться… вернее, не только лишь все, мало кто может… Но решение было принято, отсупать некуда. Меня не смутили ни прогноз погоды, ни стартовые взносы, ни отсутствие систематических тренировок поседние 5 месяцев. Хотя, по идее, должны были.
По приезду нас встретила пустая база «Дубрава», на которой с 6 утра мёрзли одни лишь крымчане, приехавшие большой делегацией в надежде найти здесь достойных соперников. Забегая вперед скажу, что сопротивление им оказывать здесь было просто некому. То ли завсегдатаи кросс-кантри марафонов зассали, испугавшись погоды, то ли побоялись трассы, проходящей по красным трейлам, то ли пожалели денег на взносы — не ясно. Ясно было одно — все самые смелые и е*анутые собрались в одном месте, и это место гора Собер-Баш.
Регистация прошла тихо-мирно, без давки и очередей. На кросс-кантри в Элиту заявилось аж 7 человек. Мне нравилось смотреть на их лица стоя на старте, где они с изумлением разглядывали спуск, который ещё в мае этого года служил прологом первого этапа РЭС. Именно воспоминания о той гонке заставили меня сменить излюбленные покрышки Mаxxis Ikon на Ardent, хотя проигрыш в весе 200 грамм на колесо несколько смущал. Зато была уверенность, что по всем камням Собера, по всем его ручьям и руслам рек, даже по жидкой грязи и рыхлой земле я смогу проехать, не забуксовать и не пробиться.
Для трассы Sober ХСО подходят такие эпитеты как: опасная, коварная, выматывающая, беспощадная и всё в таком духе. Это благодаря тому, что на ней в прямом смысле нет плоских участков протяженностью более 100 метров. На ней ты либо карабкаешься вверх, либо зажав оба тормоза сползаешь вниз. Что говорить, если круг длиной каких-то 1600 метров едется больше 10 минут. Очень сложно, очень технично, много камней, поворотов и разворотов на склоне, где, казалось бы, простой манёвр грозит черезрулькой или опрокидыванием. Нино Шутер или Жульен Абсалон, наверное, по достоинству оценили бы эту трассу, но не мы — несчастные любители горного велосипеда.
После двух заездов по 4 круга мы вернулись на базу, помылись, поели и начали готовиться к ночному элиминатору. Перед этим еще было награждение призеров и брифинг, посвященный предстоящему марафону/полумарафону. Про ночной элиминатор особо сказать нечего — гонка фановая по плоскачу возле базы, но нелбзя не отметить, организаторам стоило немалых усилий прокунить свет по всей дистанции и обеспечить судейство в темноте и на морозе.
А на этой фотографии Коваль говорит примерно следующее: «Свернёте в лес, там фиолетовые стрелки указывают трассу марафона, розовые — полумарафона, а когда увидите красные стрелки, значит вам п*зда, начинайте молиться, потому что там будут воооот такие валуны на отвесных спусках». После напутствий Артёма у меня лично всегда в голове творится какая-то каша, поэтому я надеялся только на Гармин. Но мои опасения оказались напрасны, заблудиться на этот раз было очень сложно, т.к. ленты, стрелки и маршалы присутствовали на трассе в достаточном количестве. В пользу хорошей разметки говорит тот факт, что я не смог заблудиться даже после того, как мой Гармин погас. Кстати, вот ссылка на страву.
Конечно, мне и раньше приходилось сталкиваться с подобными трудностями на дистанции, но на этот раз боль в спине была особенно сильной, мысли о предстоящих крутых подъемах не добавляли оптимизма и, вдобавок ко всему, болело колено, травмированное днем ранее на гонке ХСО. Крымчане начали гонку достаточно спокойно, но темп держали хороший. С самого начала мы уехали втроём: я, Кислицын и Шарыпов, потом Шарыпов немного отстал, я вышел вперед и даже предпринял попытку оторваться после первого КП, но силы были слишком неравны. Вскоре я начал чувствовать усталось, ошибаться на простых местах и, в итоге, пропустил их обоих.
Еще один бич осенних гонок в лесу — опавшая листва — на этот раз тоже как-то не сильно мешала. Может из-за того, что места, по которым была проложена трасса все-таки мне знакомы, некоторые участки я даже собственноручно расчищал во время подготовки марафона ENDURANCE RACE, а может Арденты так хорошо держат. К слову, практически вся трасса нашего марафона 2012 года вошла в состав трассы Sober XCM. Осознание этого факта пришло ко мне только тогда, когда я насквозь проехал базу «Крымская поляна» и вывернул на дорогу к п. Планческая щель. В этот момент захотелось все бросить и остановиться, ведь к тому времени было уже пройдено около половины дистанции, спина жутко болела, руки забились, а передний переключатель не хотел забрасывать цепь на вторую звезду.
Но самое интересное было впереди. После многочисленных подъемов, разнообразных спусков и редких плоских участков я попал на красную трассу. Думать к тому времени уже сил не осталось, и я как ехал с высоко поднятым седлом, так и продолжил свой путь навстречу техничным ритм-секциям из камней, поросших мхом, голых корней и листвы. Сказать, что было страшно — ничего не сказать. Единстаенное, на что хватило ума — это отпустить передний тормоз полностью, лечь грудью на седло и заблокировав заднее колесо выживать на склоне максимально долго. Как ни странно, но это стработало. Я съехал все темы без падений, но в моменты особой опасности матерился в голос и просто орал вытаращив глаза.
Когда адреналин понемногу отпустил, я подумал, что Коваль своими трассами из года в год раздвигает мое представление о возможном (но не о разумном). Если раньше я половину этих спусков бежал, то сейчас я их уже еду. Конечно, новое железо приходит на смену старому, появляются 29" колеса, широкие рули и бескамерные покрышки, но скилл-то все равно растёт. Но это не отменяет того, что для большинства участников трасса марафона и полумарафона была запредельной. Немногие у нас готовы к такому преодолению стихии. Я и сам оказался не в состоянии нормально ехать по руслу ручья за каких-то 3 км до финиша. Эти броды и «живые» камни меня просто добили. В голове крутился всего один вопрос: «Зачем тут ехать на велике?!».
Возможно, на следующтй год я проеду и там, особенно если буду в адекватной форме и если соревнования такого формата повторятся, что при такой низкой явке участников еще не факт. Хочется пожелать Артёму и дальше развивать трейл-парк Собер, организовывать новые интересные ивенты, но если кого-то интересует моё мнение, хочу отметить, что трассы, в первую очередь, должны соответвовать уровню подготовки участников. Если целевая аудитория мероприятия — катальцы из Краснодара и ЮФО, то и трасса должна быть в два раза проще. А если делать такую трассу, как была на Sober XCM, то её нужно анонсировать задолго, на всю Россию и специально заострять внимание, что это самая жесткая жесть, которая есть в России на сегодняшний день.
И ещё маленькое пожелание к спонсорам: призовые сертификаты на товары — это круто, гораздо лучше чем дежурные фонарики-насосики, но можно было как-то по-разному наградить марафонцев и полумарафонцев. Мы, конечно, не за призы гоняемся, а за респект, но как-то не справедливо, по-моему, за первое место и в марафоне и в полумарафоне награждать одинаковыми сертификатами на 3000 рублей. У меня всё, спасибо за внимание.
Фото: Андрей Кот и Руслан Романов
-
добавить в избранное
- +51
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (22)
DEN1S
NapsterClash
Xayc
NapsterClash
Целью было покататься по красивому осеннему лесу после месячного перерыва, в итоге побывал на самом техничном марафоне.
Обязательно к посещению (хотя сначала написал маствизит).
Gavrylov
GonzoGonzales
NapsterClash
Жаль, эндуро на сей раз не было, я бы приехал.
yurtsa
Между строк вижу много позитива и почему-то вижу, как будто большой респект...
Сам отчет такой же противоречивый, как и первая его фраза)
против
Что насчёт погоды так она была просто суперская все три дня.
По сути вывод один «марафон, сука крутой, но б*я оень сложный» Хотя и набор в 1800 на 57 км… это не так уж и много.
От себя могу сказать следующее.
Я невижу смысла прокладывать трассу по грунтовкам и грейдеру имея вокруг горы такое количество подготовленнх троп. При этом пока марафон не открепился от полумарафона всё было вполне лайтово и по фану.
Я ещё не пойму другого… «я не катался 5 месяцев», «я приехал прокатиться по лайтку после большого перерыва»...
Ребят, вы куда приехали? Покорять дистанцию в 60 км с набором под двушку… трек которой я опубликовал чуть ли не за пол года. Да дистанция сложная и насыщенная, но нисколько не опасная. Какие обрывы? Где? «Разрушенный мост»..???? В нём не хватает всего одной дощечки… Опасность трассы я считаю возникает не в технически интересных… подчерку это слово… местах, а там где развивается большая скорость. Уверен все скорстные места на трассе, как марафона так и его половинки были вполне безопасными. Упомянутый «красный» «Трейл с Деревом» размечен красными стрелками, но по сути ничего в нём опасного для жизни нет. Никаких обрывов и прочего. Да есть на выкате очень прикольное место — кажется за ним нет продолжения тропы… но это только кажется. В общем готовьтесь и в следующем году будет продолжение.
Жаль, что никто из высказавшихся ораторов не упамянул следующее:
— 60 км было кольцом, да не двумя кругами, как принято. Учитывая, что при этом коню понятно готовить её в два раза проще.
— на 70% трасса была проложенна по тропам.
— была очищенна от листвы… насколько это возможно.
— на кп предлагались горячие напитки без ограницения. конфеты. бананы и прочее.
— работала машина эвакуации и тех поддержки.
— никаких задержек и существенных отклонений от регламента небыло.
и тд.и тп.
Ведь для меня важно мнение участинков, чтоб понимать, что можно улучшить, что добавить и тд.
Немного о ХСО.
Это первые соревнования на Собере. Место выбранно с учётом дальнейшего развития в этом направлении. На мой взгляд очень удачное. От базы 500-800 м. Живописный склон, есть место для старта, где уместится и 200 чел. Разгонный круг, отлично просматривается. В общем всё что нужно и гонщикам и зрителям. К следующему году планирую увеличить трассу почти в два раза, как бы немного «растянуть» её по склону. Тем самым убрав нескольк сильно сложных мест. Но главное трасса есть. Она интересная, доступна для тренировок и развития собственных навыков.
Всем еще раз спасибо, что посетили нашу кросс-кантри гонку.
Приезжайте ещё
Koval
Не нужно упрощать проложенные трассы, просто могут быть объезды по медленным траекториям для не уверенных в себе. Непонятно чего Саша плачет насчёт ада и жесткой жести, на ХСО-круге всего пара быстрых каменных съезжалок, на полумарафоне вообще только часть одного эндуровского СУ. Марафонцам даже позавидовать можно — им на дистанции досталось несколько скоростных трейлов.
GonzoGonzales
Techno
NapsterClash
Саш, куда уже проще, просто тропинку в лесу в постоянным градиентом вверх ? В этой твоей самой жести даже ни одного спуска с вершины Собера не входило в дистанцию, где по крайней мере уклон может пугать.
Коваль как-то мастер-классы анонсировал, типа для ограниченной компании может обучение устраивать на горе. Поехали покажешь
на этой кукле где он тебя трогалсамую жестокую жесть, папка научит нас правильно использовать особенности рельефа :)GonzoGonzales
NapsterClash
Разбитый мост, это не подвесной (по нему на фото еду как раз я), разбитый был перед последним КП, там было проломлено досок восемь, прям по центру. Слышал что многие спешивались, я рикнул проехал по опорной доске.
Обрыв о котором я говорил был перед базой отдыха на выезде на грейдер, там были жесткие следы оттормаживания. Я ехал на тормозах поэтому все норм.
На первом КП (расходжение марафона и полумарафона) хотелось взять банан или батончик-ничего не было, хотя ехал около 5 позиции. На последнем конечно еды было завались, лично выпил три чая, съел 6 крутых батончиков, взял 2 банана, мне даже пюре и гель предлагали. Респект ребятам, конечно стоять на КП это не ехать-можно конкретно замерзнуть.
— Марафон одним кольцом это хороший тон, так и должно быть.
— Марафон по тропам это ексклюзив.
— С листвой все ок.
— Без пешкодрала.
— Разметка супер, ехал без навигатора, один, первый раз — все четко.
Хочу продолжения. Было интересно!
Gavrylov
За разметку — однозначно зачет! Все ясно и понятно. Хотя до гонки были мысли ехать по гармину.
OlegAnanko
alpmarafon.ru/
angara.net/forum/t103008?p=0 — ссылки предоставил лишь для ознакомления, просто, чтобы понять, о чем я говорю. Не рекламирую, но хвастаюсь, что бывал там :3
Там на сайте есть фотографии, протоколы, профиль трассы и общая информация.
Red_Mongoooose
NapsterClash
Но получается, что ХСМ на Собере вполне можно назвать и ХСР (гонка из точки в точку). А ХСР в свою очередь это же почти кантрийное эндуро: все участки трассы видишь один раз за гонку и прикатать весь круг проблематично из-за его размеров.
DEN1S
NapsterClash
Red_Mongoooose
SHOWOFF