dgimiПик Тальцинский - жажда приключений

Пик Тальцинский — высота 1806 метров.
Где: горный хребет Хамар-Дабан
Сложность: высокая
Расстояние: 15 км. в одну сторону
Время в пути: 8—10 часов

Из-за многочисленных крутых участков и скользких камней восхождение может оказаться непростым. На Тальцинский поднимаются, чтобы увидеть дикую сибирскую природу: горные вершины, ледяные ручьи и реки, зеленые альпийские луга, весной рубануть на сноуборде по крутым снежным кулуарам,  а некоторые  мазахисты затащить байк на горбушке и скатить на нем.
Самый высокий пик- наша цель.

Пик Тальцинский будоражил мои фантазии довольно давно,  меня звали туда весной  закрыть фрирайдный сезон  на сноуборде. Но как-то всё не получалось по тем или иным причинам. Еще весной я запланировал посетить как можно больше новых вершин, особенно интересовали те, где не катились покрышки велосипеда. Штудировал пешеходные чаты и маршруты, по описаниям фотографиям, видео обзором пешеходов было вроде бы  всё проезжабильно и проходимо.

Осталось найти единомышленника, так как в одиночку ходить в горы нельзя ни под каким предлогом. Звонок другу Костяну(он же Доктор) описал ему все перспективы прекрасного спуска и тяжесть подъема ( к слову Доктор был на Тальцинском, только весной и со сноубордом. На велосипеде интенсивно катает всего два сезона(хорошо прогрессирует). Участники экспедиции: Dgimi

Доктор

Айка
Еще за 2 недели до этого мы решили освоить еще одну вершину — Осиновский голец, но поездка оказалась не очень удачной, так как вниз проезжабельно только 40%.( В начале пути и на самом верху по гребню) Товарищи побросали байки в кустах, а я все таки дотащил до вершины и знатно прокатился по гребню и мы решили что это не велосипедный маршрут. По этой причине Доктор с подозрением отнесся к моей идее, но так как авантюризм еще в нем  не умер и жажда приключений переборола сомнения и страхи. Гребень Осиновский голец.

Затащить на вершину велосипед- это пол дела, нужно спустится и получить удовольствие от спуска иначе пропадает смысл этой авантюры. Кстати мы оказались первооткрывателями,  велосипед затащить на Тальцинский еще никто не пробовал и это круто.
В общем собрали свои семьи в охапку, собрали пожитки для кемпинга и помчались в пятницу в ночь на берег Байкала на пляж вблизи деревни Выдрино, там разбили палаточный лагерь, от туда решено стартануть с утра.
Утром подкрепившись и заправив гидраторы, набрав провизии с собой, на себя и на собаку Айку.
Первый участок около 5км проехали быстро по гравийной  дороге общего пользования пока не уперлись в  шлагбаум зажравшегося и оборзевшего бизнесмена. Объяснили что идем на пик, а не на озера и платить не будем, заполнили бумагу якобы для МЧС, но когда охрана узнала что у нас нет паспортов, сказали что не дадут пропуск, короче мы их послали и прошли.
Добравшись до тропы мы довольно быстро помчали по ней. Тропа широкая нахоженная, петляя между луж, сужалась и  тем самым добавляла драйва, мы устроили дагоняшки  и каждый старался быть первый в местах сужения тропы, а тот кто не успел оказывался в луже или позади.
Особенно забавно было наблюдать за собакеном, она всегда старалась быть впереди  или бежать параллельно и иногда попадала в старую глубокую  колею, с грязью и провалившись по грудь,  будто в режиме слоумо замедлялась, а выбравшись снова ускорялась.
Достаточно много пешеходного народу обгоняли. Добрались до реки, переправа по 2-м лежачим брёвнам.

После моста тропа стала все больше набирать градус подъёма и стала извилистой, вскоре и вовсе пришлось спешиться, так как начался серьезный подъем.

Приходилось перелазить через гигантские тополя, таких  я еще не видил.

Дальнейший путь шел в гору и уже байки ехали на нашей горбушке.
Так мы и шагали вверх, не много не мало часа 4, останавливались на отдых и отвечали на один и тот же вопрос: — на хрена вы их несёте, спрячьте в кустах, вы маньяки!  Вокруг было так красиво, такие пейзажи, что мы регулярно зависали любуясь горами.

Тропа шла то по лесной зоне, то по гребню, иногда пересекала траверсом кулуары укрытые зеленым ковром папоротника — высотой по пояс и выше. Очень радовало наличие ручьев со вкусной водичкой.
Так не спеша добрались до Бабы( кто-то выточил из пенька фигуру женщины).

Пупырь Путина
Следующей достопримечательностью  у нас на пути был " Пупырь Путина"(названный так в день выборов, когда на пост президента выбрали В.В.)
Еще через час мы добрались до озера и незамедлительно искупались в нем, после длительного подъёма по жаре- это райское наслаждение, несмотря на то, что оно очень холодное.

После озера нас ждал очень крутой подъем на предвершину, коло 45 градусов, по сыпухе или траве.

Сначала пешеходной части тропы мы все время останавливались около сложных участков и обсуждали как будем ехать, я делился своим опытом и подбадривал Доктора.  Но сам то я понимал, что когда мы поедем в низ мы будем очень уставшие и каждый из сложных участков  пощекочет нам нервы. Мы были суперменами в глазах пешеходов когда карабкались в 45-и градусный подъем с байками на спине.
Следующий участок тропы был не такой крутой, тропа  петляла по гребню с обалденным пейзажем, выше нас ждали два пика, самый верхний пик Тальцинский!  Мы добрались до первого пика и стало понятно, что идти до самой верхней точки еще минут 10.
 Смысла  тащить байк на сам пик нет, так как тропа почти вся устлана стлаником( сосна которая стелиться по земле ).
Уклон градусов 30 и стланик возвышающийся от 5-15 см над землей, не дадут нам съехать на байках, в итоге бросили их в кусты и потопали на легке. На вершине как и подобает куча фото, перекус и отдых, Айка бегала вокруг нас, иногда опасно вставала на край обрыва и смотрела в даль, как будто  передразнивала нас, а может она действительно любовалась красотой которая простиралась у наших ног.

Dgimi, Доктор и Айка стояли устремив свой взор в даль и каждый думал о чем то своём, вид с вершины завораживал и хотелось молчать и наслаждаться. Жаль что в этот момент нас никто не сфотал со спины.

Подзарядив батарейки энергией гор, мы собрались  и потопали к месту лежки наших байков, одели защиту, настроили байки и начали эпичный спуск. Начало спуска было не сложное, местами  я даже отпускал тормоза и проходил на скоростях. Когда мы добрались до крутяка наша уверенность превратилась в неуверенность. Неиссякаемый поток туристов поднимался чуть ли не на четвереньках в этот подъём и все шли по сыпухе.

Принимаю решение спускаться по траве траверсом, задача усложнялась еще и тем, что спуск был не ровный а лесенкой, туристы натоптали, в итоге пришлось прилечь на бок так как держака совсем не было и я набирал скорость и терял контроль по этим травянистым лесенкам.  Принимаю решение ехать все таки по сыпухе,  но есть вероятность спустить камнепад на туристов, пробую аккуратно, но куда там, качусь вместе с камнями. Даже маленький камушек разогнавшись с такого длинного и крутого спуска представляет смертельную опасность для людей, он катится меняет направление и подпрыгивает. Пешеходы начали возмущаться, типа не береж? те не себя, не людей, а вдруг кубарем полетите и велосипедом зашибете  кого- нибудь или покалечитесь. Останавливаюсь и  жду просвета в веренице людей, наконец- то дождавшись начинаю спуск. Уклон градусов 45- сыпуха, каменные лесенки и снова сыпуха.
Всегда хочется рубануть такие спуски на ходах, но инстинкт самосохранения не дает этого сделать, короче страшно?.
Дальше тропа выполаживалась   и упералась в курумник и озеро, а вокруг озера отдыхает куча народу и готовится идти вниз. Решаем не отдыхать и катим дальше, тропа идет по альпийским лугам с небольшим уклоном, приятно катить. Дурачимся, оттачиваем тральные навыки, особенно поворот влево на переднем колесе у меня хромает. Еще раз убеждаемся что время старта выбрано верно, обогнали весь народ на подъёме и наспуске теперь только редкие туристы попадались и приходилось притормаживать и пропускать, мои попытки объехать по траве одного из таких пешеходов закончились через рулькой — уперся в невидимый камень. Местами приходилось перебираться через
курумники.

Дальше тропа бежала по зарослям папоротника и я помнил, что где то был поворот на 90градусов  и метровая лесенка в ручей, помнил, помнил, но забыл, градус уклона вырос и поворот стал для меня сюрпризом, я проехал мимо поворота  и благополучно прилёг  в кусты на склон, обернувшись увидел Доктора, он проворонил как и я поворот и свалился в ручей, все обошлось без травм.
Собакен всю дорогу бежала впереди, иногда путалась под колесами и когда чувствовала касание хвоста колесом, уходила в сторону.
Чем  ниже мы спускались, тем жарче становилось, горная прохлада улетучивалась так же  как и наши силы.
Очень заметно это стало  ощущаться когда тропинка стала  петлять между деревьями  и приходилось использовать свои немногочисленные  триальные навыки. Так и спускались остаток пути, что — то получалось, а что — то нет, но сил переделывать уже не хватало.
Тропа петляла по лесополосе и препятствий на нашем пути было много, это и камни и корни, повороты на 90 градусов, по зарослям папоротника пересекали кулуары траверсом, иногда тропа выполаживалась и скорость возрастала, так в одном повороте зацепился рулем об дерево и отбил мизинец и укатил в кусты.

Вскоре мы спустились до той точки, от куда начался пеший подъем и катить стало попроще, хотелось крутить и резать повороты, но силы были на исходе, хватало на пару поворотов и несколько крутков, сбились немного с пути и вышли к реке в том месте где нет моста, лень было обходить спрыгнули в речку и перешли в брод.
Когда выкатили на широкую тропу, собравшись с силами рубанули прокачивая каждый поворот, хорошо что пешеходы остались позади, собакен тоже устала, ее пришлось ждать в конце тропы.
Обратный путь пролегал через территорию турбазы, катили не спеша, на въезде на территорию был автомобильный апокалипсис, люди как неадекваты перлись на турбазу и платили за воздух, а конца пробки не было видно конца, мы лавировали  между машин, а в одном месте нам пришлось даже поругаться. Собаку совсем покинули силы, как ни как побила свой рекорд, почти 40км. К тому же прихрамывала, посмотрел ее лапы, оказалось она стерла подушки и приходилось ждать ее через каждые 5 минут. Проехав гравийную дорогу нам предстояло проехать по федеральной асфальтированной трассе и нужно было пристегнуть Айку к поводку, чтобы  не попала под машину.
Собака лежала отдыхала и не хотела вставать. Посовещавшись придумали план, посадить в рюкзак, Доктора как раз оказался подходящий по размеру и мы  отправились в путь к нашему базовому лагерю, двигаясь по проселочной дороге, немного не доехав до лагеря собакен начала скулить и вырываться из рюкзака, ей наверно стало стыдно что она едет в рюкзаке и не хотела чтоб толпы отдыхающих видили ее в таком неприглядном свете, мы выпустили её из рюкзака и она поплелась за нами с гордо поднятой головой, доказав что она боец!
Прикатили в лагерь и пошли купаться в ледяном Байкале  прихватив с собой собаку. Айка настолько устала, что 2 дня ее никто не видел, лежала отдыхала, а лапы стерла в хлам, пришлось мазать заживляющими мазями, а я задумался о подходящих тапках для нее.
Обалденный выдался денек, интересный и познавательный,  приятная усталость окутывала тело, а эмоции никак не хотели успокаиваться, воспоминания и эйфария переполняли нас.
Сидели вечером у костра,  рассказывали и делились впечатлениями, потягивая прохладительные напитки.

Я решил, что еще вернусь на Пик Тальцинский в июне, пока трава не слишком высокая.

Спасибо кто дочитал до конца, вы молодцы!