singulardroidSkydio 2 - тест автономного дрона для видео-съемки на пересечённой местности

Более года назад, увидев анонс Skydio 2, я задумался, ведь было над чем: скорость полёта до 36 миль в час (50км/ч), автономное следование за целью (пешеход, велосипедист, мотоциклист, квадрик, авто и еще немного), способность обходить препятствия в виде веток и проводов со столбами, ну и время полёта около 18 минут на одной батарее.





То есть, это был или очень раздутый маркетинг, или прорыв в области автономно летающих микроаппаратов. Я, чуть-чуть подумав, в режиме risk on ввалил кровно заработанных $ в предзаказ. Это был октябрь 2019, ждать надо было всего-то 6-7 месяцев и к началу сезона 2020, к маю, обещали всё сделать. Далее Ухань, covid, закрытие завода в США и остановка производства, перенос даты на 3-4 месяца и немного геморроя с таможней. Спустя год и 5 дней, в октябре 2020 я получил аппарат в Москве. Разумеется, было делом небольшого времени протестировать его на пригодность для съёмок мтб-активностей.

Однако, мтб и Москва это немного кривое сочетание, да и протестировав в режиме пешехода сей дрон двойного назначения (да, есть разведывательная версия X2, мозг которой очень похож, а вот оснастка лучше соответствует разведывательным задачам) в простирающейся у подъезда Битце, я понял, что бинарного ответа «да/нет» или «работает/не работает» по этому аппарату дать нельзя. Окружающая среда, скорость и траектория объекта наблюдения, характер препятствий, световые условия и многие другие факторы достаточно сильно влияют на автономное пилотирование аппарата. Фактически, посмотрев штук 10 видео на трубе по запросу skydio или skydio crash понимаешь, что лучшим ответом на вопрос пригодности к съемкам в наших условиях является только тест в реальных условиях, на реальной трассе с реальными ширинами и высотами деревьев и кустарника.

Именно для этого я и отправился в Пятигорск и вместе с дроном прокатился на склоне горы Машук по трассе «Длиная»: это среднестатистическая полузаброшенная российская ДХ/эндуро трасса, которая идёт по среднестатистическому лесу (каким он может быть вблизи городской черты) и не имеет искусственно расчищенных участков. Это не байк-парк, где есть финансовая и юридическая база для вырубки/расчистки трассы под адекватную ширину, это то, что в лучшем случае есть у разобщенных велоэнтузиастов, которые хотят катать ДХ или эндуро в России. Так давайте посмотрим, как американское чудо двойного назначения может справиться с Российским лесно-воздушным пространством. Заранее забегая вперёд, у американцев всё-таки с разработкой дрона получилось лучше, чем у Почты России — с их использованием (https://www.youtube.com/watch?v=Rb67WPmc5b4). 




Предваряя комментарии после просмотра видео (если вам хватит на это сил), дополню
1. Разумеется, можно было катить с более высокой скоростью, но зачем, если дрон и так теряет объект наблюдения? При большей скорости надо будет просто больше идти обратно пешком и высматривать где завис дрон и что ему мешает — далеко не всегда фронтальная кино-камера, изображение с которой есть на смартфоне, даёт представление об его окружении.
2. Да, там, где дрон вёл объект без сбоев, тоже можно было отпускаться и катить быстрее. Но была установка пройти трассу с v=const, пусть и небольшой, но явно фиксируя отрезки, где эта скорость достаточна для потери объекта, а где — есть шанс прибавить. 
3. В текущем исполнении дрон не летит «след в след» по траектории наблюдаемого объекта. Это самое большое ограничение для его успешной навигации в очень тесных пространствах. Он постоянно ищет возможность показать вас с более «кинематографичного» ракурса — сбоку, сверху-сбоку и т.п. И в лесу это играет с ним злую шутку — каждый манёвр влево-вправо загоняет дрон с тропы в кусты, где он зависает. При прохождении контров и резких коротких поворотов дрон, опять же, не проходит поворот за вами, а ищет срезку по прямой и попадает в аналогичную ситуацию. Поэтому, если добавить к режимам полёта дрона режим следования по траектории наблюдаемого объекта, без срезок и выходов на кинематографические углы, то он сможет более чётко держать объект даже в трудных пространствах типа леса. С другой стороны, при этом видео с дрона станет скучным (просто сравните отрезки катки до асфальтовой окружной и после). Наверное, этот режим будет правильным для простоты и удобства пользователей, но никак не для киноделов.
4. Думаю, новые прошивки привнесут спец-режимы полёта или по характеру занятий или по характеру местности (или по тому или другому). надеюсь лишь, что ещё более специальные навигационные нейросети не потребуют замену железа (конечно, Skydio 3 и вы меня поняли).
5. Для спотового катания, а именно дисциплин триал, слоупстайл, дёрт Skydio 2 (по моим прикидкам) подойдет гораздо лучше, однако это оценка в вакууме, точнее можно будет сказать только после теста на реальных пространствах, ибо спот споту рознь. Если пост читают триалисты с Сетуньского стана в мск, может быть снимем что-то вместе, если захотите.
6. На самой вершине Машука очень сильная интерференция от излучения передатчиков телевышки. Мои попытки днём ранее запустить там дрон привели к его зависанию на высоте 5 метров и ожиданию два раза по 15 минут экстренной посадки вследствие разряда батареи (и в первый раз он хотел улететь обратно в Битцу по gps, но я его уговорил остаться). Если бы не это, была бы шикарная съемка первых 150 метров трассы и выход на шпильку, но не судьба, да и ветер был наверху весьма и весьма резкий.
7. На съемку видео было потрачено 3 полностью заряженных батареи Skydio. Две — до экстренного значения 15%, одна — до 35%. В связи с этим, покупать дрон с 1 батареей, как в комплекте Starter Edition, я сильно не рекомендую — будете кататься вокруг розетки. Батарея очень-очень энергоёмкая и от прикуривателя авто, как смартфон или goPro хрен вы её зарядите: на своей зарядке с охлаждением и кабелем толщиной почти сантиметр (думаю, там ампер 16 шарашит) заряжается по часу, при подключении к дрону и заряду через него — минут 30. После ночи зарядки от 2А зарядника для сотовых — заряд был без изменений, хехе. После спуска и всех посадок на склон на одной из лопастей появились 2 «скола» по 1мм, скорее всего — удар о сухостой. Так что запасные лопасти тоже нужны (они различаются и есть задние и передние, я купил сразу по 2*2 тех и других в резерв).
8. Не люблю кататься с рюкзаком да и вообще с чем-либо (даже телефон бы оставлял если бы не банальная предосторожность), поэтому в этом видео распихал всё по карманам, что прибавило 1.5кг веса. Я был готов, в случае чего, взять дрон в руки и поносить вел и дрон в руках до выхода к авто, время на это было. Но вам так делать не рекомендую — во-первых от тряски можно ушатать сервопривод камеры, во-вторых, вы же всё равно катает с рюкзаком, ведь так?).
9. Мне насрать на то, дх это трасса или эндуро. Она просто есть, она в ужасно запущеном состоянии (как и всё вокруг неё на сотни километров) и в тот день я сварил на ней оба тормоза. 
10. Напрямую вне США дрон не поставляется — т.к. это двойная технология и брат-близнец этого синего друга скоро будет работать на благо Пентагона (не верите мне — поищите кто вошел в board of directors Skydio после последнего раунда инвестиций и чем эти люди занимались раньше). Зачем отдавать такие технологии потенциальному противнику? Но пока возможности пересылки и получения аппарата есть, и ими можно и нужно пользоваться. Если что, далеко не все шипперы/форвардеры из США могут привезти аппарат — часть компаний просто не возит дроны, часть — не возит батареи такой ёмкости, какие идут с этим дроном, а часть — просто пизd@80л, паразитирующие на первых и вторых.

Резюме конкретно по аппарату Skydio 2, а точнее, кому он подойдёт
Если вы катаете вне полностью лесных зон или по лесным, благоустроенным/расчищенным трассам (Леоганг, Вислер а-лайн ну и прочая экзотика вне РФ), а так же думаете, что менять GoPro8 на GoPro9 слишком просто, то по цене 3х GoPro9 Black вы можете СРАЗУ стать обладателем Skydio 2. Примерно за такую котлету вы cможете приобрести стартовый комплект на eBay и (переплатив два конца, разумеется, хе-хе) не ждать девять месяцев своей очереди по предзаказам. Либо предзаказ и ожидание 7-9 месяцев. Думаю, суммарно из читателей ресурса очень немногие, увы (мне жаль, что мы все так мало зарабатываем), увидят необходимость в этом аппарате с учетом этих особенностей.

Резюме по теме автономного дрона как нового гаджета для спортсменов и любителей
Если говорить более широко, о том, что представляет Skydio, то спросите себя, а были ли вы счастливым обладателем оригинального GoPro Hero?

Скорее всего, нет. Однако, с момента появления этого устройства в 2005м году (всего 15 лет назад, друзья) мир чуть-чуть изменился. И теперь видосики с устройств под названием action camera являются постоянной и неотъемлемой частью спортивной жизни и карьеры. Всё то же самое будет и с action drone-ами, и это произойдет еще быстрее — к 2028-2030му году. Стоимость не опустится ниже 800-900 долларов (если камера стоит 550, то камера на дроне явно будет больше), однако год за годом игроков на этом поле будет больше и уровень автономности будет всё лучше и лучше. Это заря новой эры, весь вопрос лишь в том, может ли каждый её себе позволить.

P.S. Своё видео я не монтировал профессионально, так как профессиональный подход подразумевает определённый бюджет, сроки, договоры и т.п — я всё это умею (и да, недавно тут каментил, что и как, не надо лохматиться, для меня в этой теме бюджет это единственно, что связывает качество и идею), но смысла не вижу, так как фабула не изменится. Post-а тут тоже минимум, только обрезка и склейка, без претензий на кинематографию, добавил только эмоций немного.

P.P.S. Для тех, кто сомневается, но нет ни DJI, ни Skydio, вот пара сравнений от уважаемых людей. 
https://youtu.be/OHs9xgb9FeU  — DCRainmaker
https://www.youtube.com/watch?v=ToQS0aJJ1LA  — еще какой-то хрен, но всё разложил чётко
У своих коллег-обладателей DJI возможности Skydio вызывают нескрываемую зависть.
 
  • Поделиться
  • добавить в избранное
  • +33
  • Мнения

Комментарии (29)

0
Ни один современный дрон даже DJI не сможет следовать за вами по лесу. Единственное где это возможно альпийские луга без деревьев. Можно Поснимать в автоматическом режиме стрит и то только на открытых пространствах, где дрону не встречаются боковые препятствия, даже если это крутая модель с боковыми датчиками. Единственный вариант это когда за вами летит дрон которым управляет человек и желательно через очки. На этом точка.
avatar

unicorn69

-1
DJI это гавно, в котором нет ни капли автономности. см. youtube на эту тему (skydio vs dji), он не пролетит и двух метров в лесу. Человек вне конкуренции, но FPV-навигация затруднительна на сильном рельефе, так как радиосигнал очень сильно гасится и пропадает при резких изгибах и поворотах (а дальше дрон вписывается в дерево и вы видите трассу с другого ракурса) то есть трассу в 3км длиной, как на видео, оператор с одной точки не пролетит, ну и в целом речь в этом видео именно про автономные дроны, и то, что они умеют на сегодня.
Последний раз редактировалось
avatar

singulardroid

+1
Не соглашусь с вами, я перепробовал кучу дронов и знаю о них не по наслышке. Никто даже близко к уровню DJI не подобрался и точка. Ваше мнение это ваше мнение.
Если мы не говорим о fpv дронах камикадзе которые не расичтаны на полеты по датчикам.
Последний раз редактировалось
avatar

unicorn69

+1
Хороший троллинг, но надо тоньше ;)
avatar

singulardroid

0
DJI это топ в мире дронов. На данный момент конкурентов у них нет.
avatar

AlexVenom

+2
в плане обхода препятствий и слежения за объектом в автоматическом режиме DJI тут не может конкурировать с Skydio 2.
1. Слежение.
DJI умеет следить только по визуальному наблюдению за объектом средствами машинного обучения. Если объект из объектива камеры пропадает, то дрон уже его не найдет. А вот у Skydio 2 есть штука, называется beacon, это по-сути GPS метка. Даже если тебя не будет в кадре, то он по этой метке будет следовать за тобой пока не поймает визуально. 

2. Обход препятствий.
У DJI Mavic 1/2 «парктроники» только спереди и сзади. На ютюбе миллион видео как их разбивают о что-либо. В режиме слежения, при приблежении к препятствию DJI просто встанет на месте (в лучшем случае).
У Skydio 2 «парктроники» по кругу и в той же задаче он будет пробовать обходить препятствие двигаясь за объектом даже не видя его.
Хотя и Skydio 2 в тесных условиях просто утыкается в препятствие, но я думаю что в следующей ревизии будет уже по-лучше. Жду skydio 3.

DJI: https://youtu.be/OHs9xgb9FeU?t=626
Skydio 2: https://youtu.be/OHs9xgb9FeU?t=925
Последний раз редактировалось
avatar

SLXC

+8
DJI это топ в мире дронов, которыми управляет оператор. Skydio лидер в мире по алгоритмам автономного полета. Если сравнить с автомобилями, то DJI это БМВ или мерс — очень хорошая машина и дай Бог каждому, но автопилот что у БМВ, что у мерса проигрывает Тесле или гугловому автомобилю. Увы, но алгоритмов все равно на качественный фоллоу кам в лесу не хватает, однако я оптимист и думаю, что это начало очень большой игры, где далеко не все фигуры ещё показали себя
avatar

singulardroid

+1
Спасибо за обзор и комментарии про Лоика!

В карантин сам увлёкся дронами, пытался выжать из Мавика подобнок и даже немного преуспел в этом (периодически сбивая его с веток на высоте 10м и ловя внизу в покрывало:)). Потом нашел Скайдио и подумал: «ну вот оно!». К счастью сразу заказать было нельзя из-за задержек производства, а потом я подразобрался в вопросе и понял, что возможностей FPV-Дрона у обычных не будет ещё очень долго и что хрен ты сам себя красиво без геморроя снимешь. И забил. Как вижу не зря.

Безусловно скайдио это отличный прорыв в направлении автономной работы, но как любитель — я был бы разочарован покупкой.
avatar

beast

0
FPV, как и профессиональные съемки в случае с обычными видео, подразумевают наличие команды, которая вас, любимого, снимает. Пусть это команда даже из 1го человека. А это уже совершенно другой комплекс задач, в первую очередь организационных и бюджетный уровень. Работа профика по FPV это не просто «оплата за час его полётов». Это вы с ним и оператором (если у вас на дрон накручена какая-то качественная техника) проводите локейшен чек, составляете смету оборудования, обсуждаете даты и время съемок, достаточно точно друг другу втолковываете, каких именно эффектов и траекторий вам надо и в каком именно моменте видео. И это всё превращает вашу покатушку в не-фановый бизнес с задачей стыковки многих неизвестных. Опять же, всё аналогично сравнению GoPro и профессиональных съемок. Бизнес Skydio да и DJI и других будет как минимум в одной своей части расти в сторону таких же решений как и GoPro — «включи и снимай, а не грузись на тему стыковки погоды и оператора с пилотом в одной локации».
По теме разочарования покупкой — пока я разочарован, но лишь в том, что одно из моих постоянных мест катания требует доработок по теме автономного пилотирования. Рано разочаровываться глобально. Я в этом году так и не добрался до Европы, где хотел поставить тест в парковых условиях, где и скорость была бы около 30-40кмч и трасса позволила бы Skydio (да и возможно DJI-ям) вести слежение без (по моим прикидкам) каких бы то ни было проблем. DJi я не покупал, т.к. эти устройства в кругу моих контактов хорошо изучены и понятны и автономно в таком окружении их не имеет смысл даже начинать тестировать — людьми набито столько устройств), что еще одно убивать является излишним.
avatar

singulardroid

-6
раскрыть комментарий
avatar

beast

0
Видео мне очень нравится, но автономность дрона только в том, что он может зависнуть выше деревьев и вяло трекать движение в кадре. Товарищ выше в комментах продавал нам это как топчик автономности ха ха ха. Не верьте вы  китайцам, они воруют у США то, что те уже забыли:)
avatar

singulardroid

+4
в процессе просмотра видео сложно удержаться, не представляя фоном тихие ругательстав коптера типа «опять ветка! да где же он??»
avatar

slopestyler

0
Ха ха, точняк)
avatar

singulardroid

0
Тоже не согласен с критикой DJI. Владел Phantom 2/3/4 Pro, Mavic Pro platinum, сейчас летаю на Mavic 2 Pro. Раньше системы обнаружения препятствий действительно были не очень, но на Mavic 2 Pro вообще-то парктроники не только спереди и сзади, но и сбоку/сверху/снизу. Несколько раз спасался/облетал от проводов и веток, даже вм сумерки, когда пишет, что системы отключены из-за плохой видимости. У меня есть видео, как на Болотной площади в Москве из-за глушилок был утерян сигнал GPS прямо под мостом, так дрон сам аккуратно припарковался по визуальным датчикам на опору моста внутри. Что касается системы слежения — при потере объекта он продолжает его искать и находит, но  лично меня не устраивает слежение только в плане, при движении объекта вверх дрон его теряет и уже не находит
Последний раз редактировалось
avatar

squadrone_msk

+1
ага, вы его в Битце за собой запустите, на этом и закончим этот спор. вот же умеете лить в уши тем кто всё это уже два раза прохавал. 
 
Последний раз редактировалось
avatar

singulardroid

+2
Я на блатном языке общаться не привык. «Лить в уши» и «хавать» не пробовал. Если Вам так проще самоутвердиться, вперед, затыкайте всем рты, ибо мнение Ваше непререкаемо, и минусуйте тоже, меня рейгинги здесь не интересуют. Я лишь на комментарии выше ответил, что есть искажение истины — у Мавика 2 парктроники по кругу, а не только спереди и сзади. И что слежение само, как инструмент захвата объекта, работает на нем даже после потери объекта. Пускать за собой пробовал в Мещерском парке и по городу. Прецеденты были, срубил кусты пару раз, иногда зависал, на очень небольшой скорости облетал препятствия. Мавик 2 не иделаен, я этого не утверждал, но откровенно ТТХ перевирать не нужно. И бросаться своим мнением на чужое мнение не нужно тоже, мы же не звери. 
avatar

squadrone_msk

+1
Я вас не минусил, вы просто как фанат Ауди, который никогда не ездил на БМВ. Я это не водил, но знаю, что оно хуже. При этом мое личное мнение совершенно ничтожно. Откройте YouTube, посмотрите видео сравнений от других людей. Автопилот skydio вне конкуренции. В конце концов, Битца у вас рядом и пруфвидео вы можете снять в ближайшие выходные
avatar

singulardroid

+1
Пятигорские дройды VS Московские дроны

Кто победит в схватке автономности и ручного управления?
avatar

Jahtaka

0
Те, у кого все тридцать три буквы русского алфавита имеют право и любить, и хавать.
avatar

singulardroid

-1
вот тут вроде у человека сносно получилось. Но нет деревьев, да
youtu.be/A9FJvqXROW4
avatar

Paco

+12
дорогой ты наш человек, я же в самом начале сказал, мол видео на ютубе много, есть очень классные и зрелищные, и всё там хорошо с following, но природа не наша, нет в ней берёзок русских, да сосенок, да травы по колено могучей, веток раскидистых да листьев охапок. души там нет, понимаешь… а мы же тестируем у нас, с душой, с привязкой к местности, это как раз очень и очень и очень и очень влияет на результат. если бы я написал пост в стиле «я в колорадо меня не и*(!,» это же было бы для всей русской аудитории ничтожным аргументом «за/против». надо жить и тестировать там где живешь. на демо-треке все машины хороши)
avatar

singulardroid

+4
Интересно посмотреть тот же тест с райдером в яркой контрастной кофте
avatar

Valilenk

+10
Здесь видно разрешение в пространстве, в котором работает модель. Видимо яркая одежда + минимальная ширина трейла между ветками порядка 2-3 метров и может заработать.

А эти кадры можно разработчикам показать, будут в презентации вставлять на слайд ожидание-реальность.


Опустим это до 64 пикселей, развернем назад для сравнения и представляем сложность полета
Последний раз редактировалось
avatar

Valilenk

0
яркая одежда не раскрасит ветки и деревья вокруг таким образом, что это скажется на навигации в сторону уменьшения залипания в «локальных минимумах» которые Skydio постоянно находит в поиске кинематографического угла съемки.

Включение strict follow mode в ручные и доступные для покупателя настройки это top priority и must-have. на эту тему и ряд других я уже завёл около дюжины (так уж вышло) ишьюс у Skydio и работаю с их саппортом на тему улучшений. 
avatar

singulardroid

0

@singulardroid

В описаной статье есть упоминание что были небольшие проблемы с доставкой Skydio2 в Россию.

Я тоже хочу заказать этого дрона у производителя, они сейчас заявляют что время ожидания по предзаказу снизилось до 2 месяцев, и это хорошая новость.

Можете описать каким образом Вы пересылали дрона в Россию, какие проблемы были на томожни и сколько вышла доставка и томоженная пошлина.?

Заранее, спасибо

Последний раз редактировалось
avatar

Vittorio

0
Таможенную пошлину же вы и сами можете посчитать. Если стоимость товара (Х) превышает 200 Евро (и не превышает 31 кг по массе), то воспользуйтесь формулой: (Х-200)*0,15. Доставка не учитывается, если в инвойсе отдельной графой будет.
Интереснее вопрос, может ли Skydio занизить инвойс, если вы готовы пойти на сопутствующие риски.
avatar

Naman

0
Я уже 10 компаний по доставки грузов обзвонил, в том числе форвардов с пунктами приема груза в США и переправой в Россию.
Не кто не берет доставлять квадракоптер, 2 компании сказали что могут привезти на юр.лицо.
А с пакетом sport kit вообще засада, аккамуляторы отдельно отдеаяса являются опасным грузом и их вообще не кто переправить не сможет.
Я пока вижу только один вариант искать экспедитора (попутчика) с кем можно было бы переправит.
avatar

Vittorio

0
Добрый день, всё верно — вы столкнулись ровно с теми же проблемами, что и я в своё время. И да, я смог привезти, так как у меня есть юр.лицо (услуги экспедирования, не импорт!), как физик я доставить груз не смог.
Таким образом, вы правы — физическое лицо может ввезти через экспедиторов только starter kit, я с этим соглашусь, так как тоже получил «от ворот поворот» в ряде крупных компании и именно из-за батарей, т.к. они flammable items и их количество в посылке может быть только 1 шт (не 2 и не 3).
У меня подходят к сроку несколько резервирований, которые я делал сам для ввоза небольшой партии дронов в РФ. Если есть желание — можем обсудить в личной переписке, если вас это интересует, стоимость под ключ в Москве (или +пересылка по РФ с EMS или DPD). Так как для меня с Skydio всё только начинается, могу так же предложить свой комплект, он есть на Avito (продаю т.к. изучаю спрос, а не потому, что недоволен устройством).
 
avatar

singulardroid

0
Да интересно, можно подробнее в личку…
avatar

Vittorio

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.