dgimiЖажда приключений или Большая Байкальская тропа 15 лет спустя

Давным  давно, лет пятнадцать назад, когда почти все ездили на велосипедах с тормозами вибрейк, а о дисковых тормозах только мечтали, в те самые времена когда все ездили на хардейлах, а двух подвес — это был космос.
Решили  три товарища проехать маршрут с поселка Листвянка до  поселка Большое Голоустное по Большой Байкальской тропе (ББТ), протяженностью 51км.
Очень красиво там, интересно,  и непросто, где то ехали, а где то шли пешком,  до Большого Голоустного добрались уже в   темноте.
Как мы искали ночлег и как добирались до дома на следующий день это старая и отдельная история.
А рассказать я хочу о недавнем  путешествии в сказочную страну Большой Байкальской тропы(ББТ).
Идея повторить маршрут 15 летней давности Листвянка- Большое Голоустное в голове крутилась давно, но все как то не получалось, катали коротенький супер интересный  маршрут до поселка Большие Коты и обратно.
Есть два варианта прохождения
1. Круговой маршрут (через лес для любителей помесить  грязь)

2. Вдоль берега туда и обратно.
Июль  прекрасный месяц для путешествия на Байкал,  в поселок Большое  Голоустное.

Несколько звонков друзьям и сразу набралась веселая компания с детворой, забронировали дом и в пятницу вечером после работы выдвинули к месту отдыха.
Дорога относительно ровная 130км. в конце пути 10км гравийки. В час ночи добрались до нашего особняка.
Конечно же мы с товарищем Доктором @skryabikovk взяли свои  байки — пушки: commencal meta sx

и  Superior tf910,

ну и конечно же собакена — ракету по прозвищу Айка.

На следующий день выгуляли детишек на берегу Байкала и после обеда  решили разведать начало тропы и ее проезжабельность. За 15 лет многое стёрлось в памяти, да и уровень катания вырос — поэтому ехал как первый раз. Разведали дорогу — тропа оказалась в хорошем  состоянии ( спасибо волонтёрам нац. Парка за это).  Катанули около 10км   по тропе оставляя следы от протектора и кайфуя от покатушки.

Тропа идет по береговой линии Байкала и называется   Большая Байкальская тропа (ББТ)
Живописный техничный маршрут  по скалистым, красивым местам Байкала. Решено попробовать катануть маршрут протяженностью 61км Большое Голоустное — Большие Коты и обратно.

Рано утром  набрав запас еды и воды в гидраторы отправились в путь, Айка бежала как всегда впереди.
Сначала ехали по поселку, на окраине уперлись  в пропускной пункт нац. парка, покупаем пропуск за 100р. На 3 дня. Дальше путь по гравийной дороге около 3км. На берегу  расположились палаточные лагеря отдыхающих, быстро проскочив скопление палаток и запах шашлыка, мы  упираемся в сужение береговой линии.
Заезжая на тропу ББТ мы оказываемся, на тропинке шириной 30-40см. Справа у нас гора с уклоном 40градусов, а слева обрыв градусов 40.

Нужно быть очень осторожным и если вы устали или не уверены в своих силах — пройдите пешком наиболее узкие участки тропы.
Катится по тропе одно удовольствие, волонтеры периодически наводят порядок и чистят от камней и валежника. Собакен все время рвется вперёд, но на спусках все равно отстаёт.
Периодически тропа спускается к Байкалу, можно попить, умыться и искупаться, что я незамедлительно и сделал.

Примерно через 5 км  тропа упирается в турбазу (симпатичные домики из кругляка) обогнув ее по каменистому берегу,  уходит в лес и бежит на расстоянии 50-100метров вдоль берега    Байкала.

Рельеф не сложный, нет крутых подъемов и спусков, но от этого не менее интересный и красивый, особенно если набираешь скорость и фановое качаешь темы.
Тропа петляет по лесу, то приближаясь, то удаляясь от берега.
Часто встречаются зоны отдыха -  места со столом и скамейками.
По тропе встречаются указатели и информационные таблички.

Через некоторое количество километров тропа упёрлась в табличку конец  тропы по лесу и стрелка отправила нас вниз на каменный берег Байкала,  на пути у нас оказалась крутая  деревянная лестница по ней мы и спустились.

Дальше 700м по берегу из плоских камушков, из прошлых воспоминаний помню что шли пешочком по берегу, в этот раз оказалось   можно нормально проехать на байках.

Почти везде есть указатели тропы, промахнуться достаточно сложно. Проехав по берегу мы выбрались снова на тропу.
Теперь тропа пролегала по полю 1,5 м от обрывистого берега.С правой стороны прекрасные виды на холмы и скальные образования причудливой формы.

Так мы докатились до мыса Большой Кадильный, это 19 км. от Б. Голоустного, там есть несколько домиков и можно теоретически остановиться на ночлег.  Нас встретил управляющий  -седой мужичек  доброжелательный и разговорчивый- как и все люди живущие на отшибе цивилизации.
Мы с ними поболтали о том о сем, расспросили о тропе дальше, он нас предупредил о прижимах на тропе, пожелал удачи и быть осторожней, мы прошмыгнули в калитку и покатили навстречу приключениям.
В районе мыса Кодильный  есть пещеры, но так как мы ограничены во времени не стали их искать- решили оставить их исследования на другой раз, так как эта экспедиция на пару дней. вообще по данному маршруту очень много интересных, красочных мест который нужно каждому увидеть исследовать хотя бы раз в жизни .
Проскочив мыс  Кадильный мы вновь  оказали на узкой живописной тропе она петляла   разрезая и огибая красивые  скалы.

Тропинка песочного цвета  отчётливо видна на фоне скал и голубого Байкала, и  если смотреть вдаль очень напоминает дорожку в сказочную страну. Всем своим видом тропинка манит и  говорит нам — дальше будет ещё интереснее!

На нашем пути были небольшие спуски  и короткие торчки, которые мы штурмовали с переменным успехом, иногда подтрунивая друг над другом и над своими неудачными попытками.
Через некоторое время тропа начала настойчиво набирать высоту, пробивая себе путь по скалистому берегу.
Через метров 200 добрались  до места под названием Чертов мост.
Участок тропы как будто вырублен в скале шириной около 1.5 метра, над головой свисает скала, а слева  пропасть в Байкал высотой метров 40.

Тропа в этом месте представляет собой спуск из сыпучих камней и для невнимательных путников может быть опасна. Мы конечно же не смогли проехать это место просто так, скатились и снова забежали наверх и снова катанули этот участок, фотографируя друг друга.
На протяжении всего маршрута, все время хотелось остановиться, любоваться красотой и фоткать Байкал, скалы, одинокие сосны, которые чудом росли на скалистом берегу обдуваемые ветрами со всех сторон.
Деревья на берегу Байкала это отдельная история для фотографов, они  очень фотогеничные и так колоритно смотрятся на общем фоне.

Проехав Чертов мост тропа плавно начала спускаться к воде,  Айка скакала первая за ней Доктор, а я замыкающий. В какой то момент тропа повернула на лево и резко пошла в низ с хорошим уклоном, а в конце оказалась  почти  вертикальная съезжалка, 2 метра высотой с небольшим дропом на плоскач. Приземление на песчаный берег Байкала.
Я немного испугался за Доктора, увидев как он резко пропал из виду. Когда я подкатил ближе, то увидел съезжалку и как
Доктор   дропнул четко и технично ( хотя опыта дропов у него не много по этому я радовался и улыбался его успехам) я иногда называю его мой неюный подован!
Нашему взору открылся прикольный пляж, ну и мы конечно воспользовались этим, покупались в прохладной воде и прогрелись на солнышке обдуваемые прохладным Байкальским бризом.
Ещё я открыл способности у своей собаки забираться и спускаться почти по вертикальным стенкам, я был очень удивлен.
Айка бегала как ракета, исследуя все в радиусе 20 метров по обе стороны от тропы, прыгая как кузнечик за мышами и другой живностью.

Дальше тропа бежала то по скалистым берегам, то по травянистым лугам, вскоре мы выкатили опять на берег, но берег не простой а удивительный. Берег состоял из плоских  камней закруглённый формы, разного диаметра  и напоминающие палочки от 5-10см длинной и до 2см. шириной. А самое удивительное это звук который они  издавали когда мы катились по ним на байках — напоминал шелест битого стекла!  Почему то не могу найти фото этих камней- очень жаль. На этом пляже мы заботонились и искупались.
Дальше тропа набирает высоту удаляется  от Байкала вглубь леса  и скрывает нас в тени Сосен. Крутизна подъёма не позволила нам запилить на байках до самого верха, пришлось спешиться и идти пешком.  Впереди нас ждала местная достопримечательность- скальник  Скрипер, известное место любителей пофотаться.
Скальник  представляет собой несколько  скальных возвышенностей с вержу открывается умопомрачительный вид на Байкал и берег по обе стороны тропы, а между ними есть небольшие огибающие их съезжалки и заезжалки.

Проехав все возможные смотровые площадки пофотались кое-где почудили на байках, ловя на себе восторженные, а иногда осуждающие взгляды и вздохи пешеходов.

Со Скрипера обалденный техничный спуск, и если вы едите быстро — готовьтесь к сюрпризам, типа узких участков, шпилек, сыпухе и лесенок.
Спустившись нам стали попадаться палатки с отдыхающими все больше и больше, тропа продолжала быть интересной и не позволяющей расслабиться.

Так мы докатились до поселка Большие  Коты.
Обычно туристы ходят пешком с Листвянки до Котов, а обратно на кораблике до Листвянки, стоимость около 800р.
В Котах мы перекусили в уличном кафе (захотелось горяченького) отдохнули. В кафе Айке повезло больше чем нам, ее все пытались  накормить и погладить.
Набравшись сил,  мы двинули в обратном направлении,  впереди  нас ждало 31км. приключений.
Маршрут нас ждал знакомый и в тоже время нет, так как все спуски стали подъёмами  и наоборот. Назад мчались уже почти не  фотаясь, хотелось успеть до темноты, Собаку приходилось уже ждать после каждого спуска, она устала и уже не стремилась нас обогнать.
В конце пути,  когда оставалось 5км  до конца тропы мы немного отдохнули на берегу, собака бегала рядом, Когда мы тронулись, собака была рядом, но через некоторое время я обнаружил что она не бежит за нами, уже начало смеркаться, мы постояли  покричали ее,  а ее и след простыл. Решили разделиться, думали может побежала по берегу вперёд, а мы поехали по тропе выше. Доктор поехал вперёд, а я решил вернуться поискать позади. Сумерки наступали нам на пятки, но я не волновался мощный фонарь лежал в рюкзаке, готовый пронзить мглу своим лучом.
 Вернувшись назад на  берег,  я встретил Айку, она бежала навстречу по тропе поджав уши, видимо упустила нас из виду и ломанулась в обратную сторону. Пожурив её, я  сообщил по телефону Доктору что пропажа нашлась и мчусь в сторону Большого Голоустного..
Айка молодец, пробежала 61км.  и побила свой рекорд.
Добравшись до нашего домика  и выпив по стакану кваса мы наперебой начали делиться впечатлениями и приглашая наших девчонок повторить это приключение в следующем году.
Так закончилось наше  приключение, оставив след в наших сердцах, а наш список обязательных маршрутов увеличился еще на один, хотя бы раз в сезон его нужно посещать.
Проехать этот маршрут нужно каждому кто будет в наших краях, очень красиво и интересно, могу помочь организовать трансверы и жильё..
Спасибо за внимание!
Главное не сать, рубиться мочить и вонзать!

Кайф! Есть мечта увидеть Байкал, а теперь знаю, что и байк надо обязательно взять. Такой маршрут мне зайдёт!
Мало фоток Айки. Для неё это наверно было героически. Лапы скорей всего стёрла )

Russkiy_Levsha

С лапами все нормально у Айки, уже закалённая. Но устала это точно.
Соберешься пиши, есть места где покататься, покажу.
По осени встретили паренька из под Московья, на спеше эндуро стареньком.
Катал в одного и кайфовал.
На следующий день он встречал друга они запланировали какой-то адский маршрут по горам на неделю на байках, а там местами нихрена не проехать. Рекомендовал зарегится у МЧС, говорит нафик у нас типо спутниковый телефон если что позвоним. Так я больше о нем и не слышал. Надеюсь доехали куда хотели.

dgimi

Благодарю! Надеюсь эта мечта сбудется )

Russkiy_Levsha

Если соберешься — я с тобой!!!

SochiDH

Это не может не радовать ))

Ну огонь же!

yurtsa

Речь, наверное не о Москве.
У меня нет грэвела и никогда на них не ездил, но почему-то глядя на фото так захотелось проехать там на грэвеле.

BEAR

Даже названия такого не знаю

dgimi

Как строители ББТ относятся к велосипедистам?

ZoozR

В основном нейтрально, так как по всей тропе 2 длинных спуска и в основном не пересекается с ними. Но вот спуск к Листвянка 2.5км кайфа, там надо быть осторожным малочисленные пешеходы бывают. А вот нац парк пытается запретить(не понятно на каком основании) Посещение платное 150р. Для Иркутской обл. И 250 для др. регионов можно регится онлайн

dgimi

Наверное пешие жалуются, вот и хотят запретить, так же проще. Пеших большинство.

glit6h

Они не совсем строители, больше ремонтники, где то делают лучше, а где то руки бы обломал за такой ремонт, все как с дорогами

dgimi

Кто «они»? Если ты про волонтеров ББТ то нифига себе не строители) Посмотри, у них там самый настоящий трейлбилдинг https://vk.com/gbt_group. Общался с ними, говорят, что даже англоязычную литературу изучали на тему мтбшного трейлбилдинга

ZoozR

Я про то что они делают не разумные вещи в некоторых местах, например снятие верхнего слоя грунта и теперь там где сняли в дождь и после стоят лужи и грязь, а раньше даже в дождь проезжали и было чисто. А в некоторых местах они элементарные вещи не делают (обрезание веток которыми заросла тропа) так то конечно они молодцы и валежник убирают(  мы тоже это делаем если получается без пилы,  несколько раз с собой пилу возили)

dgimi

Ну и как чувствуется мета 14 года на 26 колесиках в 2022?

ayzls

Прекрасно, я кайфую. Немного огорчает короткий шток вилки. Думаю вынос с подъемом где то раздобыть, или руль.
Байк 2015г. Эксперементирую с тюнингом аморта и вилки. В стоке слишком вялая и плюшевая.забронировал пленкой. Дополнительно бронировал ещё в районе соединения там где тросы из нижне трубы выходят

dgimi

У нас в Новосибе есть мастер Эдуард, он удлиняет штоки. Одну из моих вилок сделал.

Redrider

Я знаю что можно перепресовать подлиннее шток. Но пока не до этого. Не хватает буквально 1.5см для комфорта

dgimi

… хотя тут наверное не в штоке дело, а в высоте кокпита. Шток удлиняют когда высота стакана рамы меньше, чем длина штока

Redrider

Попробуй 27.5 вилку плюс колесо у кого-нибудь на покататься стрельни, мб зайдёт — в целом получается интересно, но не то, что мне нужно от этого велосипеда.

lokki

Хочу попробовать сначало колесо 27 поставить. В хфьюжен большой просвет должно войти но в притирку

dgimi

Отлично — лёгкая и юркая, особенно на лёгких свежесобранных карбоколёсах в моём случае. Да, наверное на более современных байках за счёт гео едется вверх чуть получше, да и высоковата рама при адекватной длинне — но сами по себе колёса мало что дают. Мы ж не на гонках за секунды — а в плане ощущений 26 есть что предложить, да и в большинстве случаев 26 колёс банально достаточно, а 29 не дадут ничего, кроме ощущения излишней простоты. Подытожу — да, 27.5 чуть-чуть лучше, но вот прям на крохотулечку, 29 ощутим лучше, но ощутимо скучнее, и в целом — смысла бежать и прям вот менять велосипед нет. Лучше на сэкономленные куда-то съездить покататься типа см выше.

lokki

Я, когда сел на 27.5, понял, что на 26" В горы больше не хочу. Как по мне, то это самый кайф, когда накат и сцепление лучше, чем у 26, при этом не ощутима потеря манёвренности и жёсткости.

Ruslan_Bogdanov

Имеет ли смысол маллет?

agressor

Если гео останется адекватной, то думаю да.

Ruslan_Bogdanov

И кстати это 15го года, 14 была алой

Эх, Родина..

nepunk

Как же прекрасна природа нашей необъятной! Надеюсь когда-нибудь у меня получится побывать на Байкале.

AndrewMashkin

"Дальше тропа бежала то по скалистым берегам, то по травянистым лугам, вскоре мы выкатили опять на берег, но берег не простой а удивительный. Берег состоял из плоских  камней закруглённый формы, разного диаметра  и напоминающие палочки от 5-10см длинной и до 2см. шириной. А самое удивительное это звук который они  издавали когда мы катились по ним на байках — напоминал шелест битого стекла!"

Это прекрасно! Очень живой текст, прям перемещающий читателя туда.
Круто читать такие вещи в отчётах о катании.
Интересно, что впечатления видимо были настолько яркие, что даже спустя месяцы так живо представляются автору.

Ну и мы наконец увидели, что же такое на самом деле пинкбайк )))

Redrider

Спасибо, прошло гораздо больше чем месяц

Увидел Commencal расцветок 13х 14х 15х годов, прослезился (
Быле же времена и курс доллара )))

Vladimirvelikey

Эх, красота-то какая! Лепота!

SergeiZ

Красиво, спасибо за пост, после которого появилась еще одна мечта! Есть пара вопросов:
1) Подробное описание и много фото — это круто, но можно ли где-то найти трек, или эта тропа с очевидным началом и концом?
2) Какова сложность маршрута — как в плане техничности (узкие каменисто-корневые трейлы для подвеса или проезжабельные тропинки на ригиде/дропбар мтб с покрышками 2-2.5 дюйма), так и в плане физухи (перепады высот и т.д.)

Whibe

Тропа ББТ.  Большое  Голоустное-  Коты -Листвянка. Явная тропа и везде есть указатели. Буквально 2-3 места где нужно поискать тропу. Но лучше все равно ехать со знающим человеком(местным)
Проехать можно на чем угодно, все зависит от вашего скила и желания.
Самое кайфовое это на подвесе, трейл или эндуро.
Сложность выше средней . Участок Коты Листвянка  более техничный и сложный по рельефу. В финале серпантин около 12 витков(пытаемся его штурмовать  не слезая с байка. Повороты на шпильках почти 160градусов .
Зато в финале обалденный спуск длинною 2,5км..
На этом участке есть 4 прижима
скалистых многие идут там пешком, часть из них я и ещё несколько товарищей проезжает. На всем маршруте буквально 2 высоких перевала в середине и в конце. Остальное едится легко и неторопясь. Кто любит быстро в верх и так же вниз будет не легко но весело.Трек есть и в стране и в мепсе