Блог Николая Пухиря — Как мы ехали трековую гонку в Крылатском
О трековых гонках.
Большинство маунтинбайкеров ничего не знает о трековых гонках. Хотя, на мой взгляд, это один из самых красивых видов велоспорта. Смотреть в живую гонки даже местного уровня очень интересно, бывают зрелищные завалы и огромные скорости на спринтах.
Наш трек в Крылатском считается одним из лучших в мире. Построенный для олимпиады-80 на нем были применены технологии и матерьалы, позволившие сделать один из самых жестких и накатистых треков. За 30 лет ситуация не поменялась. Полотно трека имеет наклон 47.5 градусов на поворотах, и 11 градусов на прямых. Длина трека (по черной линии) — 333.33 метра (1\3 километра). Останавливаться на треке нельзя. При снижении скорости ниже определенного минимума — цепляешь педалью за полотно и улетаешь вниз, после чего занимаешься выковыриванием пятисантиметровых заноз из задницы.
Специфика гонок такова, что даже спортсмен среднего уровня может без особых проблем держаться на больших скоростях за другим гонщиком, или, еще лучше, группой. Например, я на скорости 40 могу один проехать 40 кругов, на скорости 45 только 5-6 кругов, на 50 – 1 круг. При этом я могу держаться за группой на скорости 50 десятки кругов.
Отсюда основное правило – ехать за кем-то (это называется «сесть»). Именно поэтому, например, в групповых спринтах, первые несколько кругов идет игра в поддавки – задача пропустить соперника вперед, и, отсидевшись у него на колесе до последнего поворота, выстрелить, использую сэкономленные силы, и выиграть гонку.
Юниорская групповая гонка на 5 км.
В групповых гонках на длинные дистанции есть несколько стратегий и тут уже надо думать головой. Во-первых, нельзя пропустить атаку нескольких сильных гонщиков, которые могут группой со сменами (меняя лидера группы каждый круг, чтобы равномерно распределить силы) привезти основной группе круг и выиграть гонку. Во-вторых, нет ничего веселого ехать первым – это значит, что ты «тащишь» группу за собой. В результате в групповых гонках основная группа то бросается в преследование за атакующими гонщиками на скорости выше 50, то оттормаживается до 30, т.к. никто не хочет ехать первым и работать за всех.
Получается нервная езда с постоянными ускорениями, атаками, погонями и сменами лидеров. Бывают и гораздо более запутанные комбинации, когда несогласованные атаки сразу нескольких гонщиков накладываются на попытки удержать группу сзади, дав атакующим уехать вперед (обычно это делают люди из одной команды с атакующими гонщиками, или по договоренности, которые с помощью перемигивания и показывания непонятных жестов порой происходят прямо во время гонки, перед атаками).
Все это очевидно для гонки с одним финишем в конце дистанции (скретч). Есть и другие, более запутанные дисциплины: гонка с выбыванием, где каждый круг (или 2) выбывает последний гонщик, гонка по очкам, где каждые 5 кругов разыгрывается промежуточный финиш с очками первой пятерке (таких финишей может быть до 20, а может, и больше, не знаю). Тут начинаются настоящие шахматные партии, десятки атак и стратегий перемешиваются в кучу на каждом промежуточном финише, а гонщикам надо все это держать в голове и просчитывать, сколько очков заработали их конкуренты.
Все это, конечно, надо увидеть в живую, на словах понять все тонкости невозможно. Описанное выше это только самые очевидные вещи.
3-5 января.
Открытый чемпионат Москвы начался для меня с предложения моего тренера из СДЮШОР «Нагорная» проехать трековую гонку. Я давно об этом мечтал, а так как у меня есть хоть и совсем простенький, но трековый велосипед (отличается от шоссейного глухой передачей и отсутствием тормозов), на котором я тренируюсь там 2 раза в неделю, я согласился.
Я на моем Fuji, сваренным по технологиям прошлого века)
На этой гонке были индивидуальные спринты с хода (дисциплина называется «Гит»), гонки с общим финишем («скретч») в разных возрастных категориях, а так же групповые спринты. Из этого решено было ехать скретч, т.к. для спринтов моя подготовка совсем не годится.
Гонка началась с шестичасового ожидания старта. Организация хромала настолько, что не было даже расписания, и я с 12 часов дня ожидал старта в любой момент, постоянно разминаясь на станках и по внутреннему кругу трека. В это время были заезды в гите на 200 метров, где Никита Ефремов из «Нагорной» проехал неплохие 12.6, а так же скретч у девушек (где в призах приехала Алиса Кирина, при этом поучаствовав в крупном завале). В итоге на одних только разминках до гонки я накатал больше 50 километров, и перед стартом чувствовал себя перегоревшим. Мы поехали гонку самыми последними, уже после награждения предыдущих дисциплин.
161 номер — Алиса Кирина
Как самый умный я залез перед стартом нейтрального круга повыше, чтобы не закручивать вверх на первом вираже
После старта. Пытаюсь держаться сзади.
Я стартовал сзади, чтобы по максимуму отсидеться за группой. Это оказалось не просто – из-за постоянной смены лидеров меня несколько раз выдавливали вперед, приходилось залезать наверх по полотну трека и опять вставать в группу. Что тоже оказалось непросто, т.к. в середину группы просто так не сядешь – не пускают. А если сядешь сзади, то рискуешь оказаться в более медленной группе, от которой может уехать группа лидеров, догнать которых уже не получится (так и случилось на последних кругах, мне повезло оказаться в атакующей группе). В итоге половину гонки я протусовался не за кем-то, а где-то сбоку. Ближе к концу я начал выбирать гонщиков посильнее и садиться за ними хвост-в-хвост и в свою очередь не пускал остальных. Гонщик за которым ты сидишь, делает все возможное чтобы тебя сбросить – ему не выгодно выстраивать за собой группу и работать одному. В итоге получилось постоянное движение со сменами. Завала в нашей группе не случилось потому, что все гонщики были адекватные и опытные, в юниорских и женских скретчах завалы случались каждый заезд.
Ближе к середине гонки. Начинаются терки и попытки атак.
Случайно вылез вперед. Народ на дисковых колесах сверху видимо готовиться к атаке
Поиск места за кем сесть...
1 круг до финиша, надо терпеть
За 4 круга до конца гонки я пытался оказаться ближе к лидерам, чтобы не пропустить финишную атаку. Благополучно «сожрав» всех атаковавших ранее гонщиков, группа немного притормозила, собралась в кучу. Нервное напряжение росло, все ждали, у кого первого не выдержат нервы и кто бросится в атаку (= потащит группу). За полтора круга до финиша (4.50 на видео) один из гонщиков начал ускоряться с явной заявкой дотерпеть и выиграть гонку. Я увидел трехметровую дырку прямо сзади него, и, так как был выше на полотне, ускорился вниз и сел за ним. В этот момент, как скоро выяснилось, я допустил 2 ошибки. Первая — встал недостаточно близко, вторая — атаковал слишком рано. Когда звучал колокольчик, означающий последний круг, я ехал вторым, но на следующем круге я отстал от лидера, и сначала меня (а потом и его) буквально сходу проехали сразу 7 гонщиков, которые уже и разыгрывали победу между собой. Бороться с ними было уже бесполезно, сил не осталось совсем. В итоге 9 из 23, но справедливости ради — в нашей гонке большую часть составляли ветераны, за 40 лет и старше.
Жаль, что не получилось снять видео от первого лица, т.к. на треке запрещено устанавливать на велосипед посторонние предметы (нарекания вызавает даже велокомпьютер). Гонка понравилась невероятно, обязательно поучаствую еще. Очень советую сходить посмотреть на всероссийские гонки: fvsr.ru/images/pdf-track/2012/kalendar_TREK_2012.pdf
-
добавить в избранное
1
- +93
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (10)
AleksandrOzarenkov
Gourry
п.с. а кантрийного шлема нет? ) в котелке на треке — прикольно ))
AndreyMyndru
Nik
vkontakte.ru/feed#/videos-16649521?z=video-16649521_161950708%2Fclub16649521
Alex_K
З.Ы. может быть в апреле как раз поеду в Москву и заеду посмотреть на соревнования.
EvgeniyGerasin
Vados
Alex_K
sp-p3
Прикольно попробовать, но регулярно катать не тянет, зато тянет регулярно катать на МТБ)))
Black_Thrush