Сборка байка — Лучшая вилка для эндуро: Однокоронка против Двухкоронки
На vitalMTB вышел интереснейший пост, в котором Дэйв Черутти из Rulezman Suspension ищет оптимальную вилку для эндуро. И это не обычное сравнение или типичный маркетинговый пост.
Если вы не хотите читать и можете в бусурманский — можно посмотреть видео Дэйва. Статья — это его текстовая версия.
Казалось бы, выбор очевиден, но Дэйв готов с этим выбором поспорить. Дэйв резонно замечает, что хотя в эндуро и куча подъемов, но основной замер времени происходит именно на спусках. А какие вилки используются на самых быстрых велосипедах для спуска? Правильно, двухкоронки!
Да, у двухкоронки есть фактор лишнего веса, и переставлять велосипед в резких поворотах на переднем колесе может быть заметно сложнее. В общем много открытых вопросов, на которые нет однозначного ответа. И Дэйв решил во всём разобраться сам.
Он поставил себе серьезную задачу, и нужно было найти для неё «подопытных.» С однокорнкой для эндуро проблем нет от слова совсем. Вот они: синие, красные, зелёные и золотые, бери любую. Дэйв и взял — Manitou Mezzer. А вот с современной двухкоронкой для эндуро — полный голяк, таких не бывает. Нет, ну есть кое-что, но назвать это «современным» — язык не поворачивается. Да даже в 2008-м эта вилка вообще не была популярной.
Дэйв не мудрствуя просто переделал свою Manitou Dorado, назвав её Dorado RRT (Rulezman Race Tune). Для честного сравнения вилки должны быть ± идентичными, так что в Dorado было много доработок:
1. Воздушная пружина
У Dorado 203мм хода, у Mezzer 170мм. Хотя внутри Dorado можно переставить пружину на ход 180мм, Дэйв хотел чтобы расстояние от оси до короны тоже совпадали и разница в высоте вилок не влияла на результаты теста. Используя мозг, руки и имеющееся оборудование он переделал воздушную пружину на 170мм, попутно придав ей идентичные с Mezzer характеристики, которые он проверил на сертифицированном динамометрическом стенде.
2. Картридж
У Mezzer закрытый картридж, а у Dorado полуоткрытый (картридж полностью погружен в масло, которое относительно свободно плещется внутри правой ноги). Это может заметно повлиять на результаты, так что Dorado пришлось полностью переделать на картридж от Mezzer. Это позволило не только тестировать вилки на одинаковых настройках, но и сэкономить ещё 100г. Финальный весь Dorado стал чуть больше 2700г, неплохо.
3. Вынос и кокпит
Чтобы сделать одинаковыми вынос и высоту руля на разных вилках не пришлось много возиться, благо 10мм вынос уже есть на рынке, и Дэйв сделал только нужные проставки.
4. Оффсет
Оффсет Dorado 49.55мм, а у Mezzer 37мм, не подходит. Дэйв не расстроился и попросил кореша из Италии выточить ему кастомные короны из алюминия 7075-T6. Выглядят бомбезно, ничего не скажешь!
5. Тормоза
Дэйв мог бы поступить по-простому и использовать Mezzer с 203мм диском, т.к. у Dorado собственный переходник на 203мм. Но как вы уже поняли — Дэйв не ищет лёгких путей, а со своим весом в 70кг привык именно к 180мм ротору. Так что Dorado ждал кастомный переходник под 180мм ротор. Переставляй колесо и готово? Да фиг там, у Mezzer 15x110 BOOST, а в Dorado обычный 20x110… Для чистоты эксперимента пришлось заказывать идентичное колесо на такой же втулке, только под Dorado.
Тесты
С площадкой для тестов у Дэйва не было проблем, он вырос в Финале Лигуре. Он подобрал большой круг на 20км с 1000м набора по асфальту и такому же спуску, который частично использовался для четвертого этапа Finale EWS еще в 2016 году.
За 4 месяца Дэйв осилил маршрут более 30 раз, каждый раз меняя вилку. Это примерно 600км, 30 тысяч метров набора и сброса, или 15 гонок EWS. Каждый проезд записывался на GoPro и GPS, снимались показания кардио. Пару раз даже использовался регистратор данных по работе подвески. Полученные результаты Дэйв разделил на две категории: подъём и спуск.
Подъём
Дэйву все говорили, что ездить в подъемы на даунхильной двухкоронке очень глупо. Но Дэйв отшучивался что она не даунхильная, а для эндуро! Единственным, что различало его вилки, был вес, который отличался примерно на 700г.
Перед началом своего эксперимента Дэйв встретился с тренером дорожной команды Giro d'Italia. Дэйв хотел уточнить чего ему ожидать от 700г прибавки к общей массе его (70кг) и велосипеда (14кг). Тренер сделал расчёты, в результате которых Дэйв должен был терять на подъёмах примерно 0.8% от прибавки в 700г. Для набора в 1000м, который Дэйв осиливал за 1 час и 10 минут это будет дополнительные 34 секунды. ЧТО? Всего 34 секунды (которые не идут в зачетное время на том же EWS)?
Дэйв не просто чиллил на подъёмах, а старался выдать максимум и оценить действительно ли двухкоронка мешает ехать в гору. Он отобрал 10 самых чистых результатов. Single — для однокоронки, а Dual соответственно для двухкоронки.
Когда-то лидировала двухкоронка, когда-то однокоронка. Единственный заметный вывод по подъёмам — чем больше Дэйв тренировался, тем больше он улучшал своё время. А время у вилок было ± одинаковым и расчёты тренера оказались верными. Если же вы весите больше, ваша однокоронка тяжелее (где-то в районе 2.5кг, как Fox 38 или RS Zeb), то разница будет ещё меньше. А если посмотреть на худший и лучший результаты — разница всего в 10 минут, чего с головой хватит на перегонах между спецучастками. Вот такая математика.
Спуски
Дэйв отлично знал местность и не было постепенного «изучения» трассы. Каждый раз он выкладывался на свой максимум и хотел показать лучший результат! Спуск представлял собой типичный жесткий спецучасток EWS на 15 минут с несколькими подъёмами и самыми сложными участками в самом конце (когда вы уже устали).
Как и с подъёмами, топ10 спусков.
Лучший результат с двухкоронкой по трассе средней влажности — 13:26. Лучший результат с однокоронкой и отличным зацепом на подсыхающей трассе — 13:46!
Забавно, что Дэйв чувствовал себя быстрым на обоих вилках, но результаты показали преимущество двухкоронки. Дэйв резонно замечает, что главным отличием во всех испытаниях был он сам. Были дни, когда после подъёма он чувствовал себя лучше и проезжал быстрее. Так что он решил поставить ещё один эксперимент и протестировать обе вилки в байк-парке в один день в одних и тех же условиях.
В общей сложности дейв сделал 12 спусков, первые 6 он потратил на привыкание к трассе, потом сделал 3 на двухкоронке и 3 на однокоронке.
Разрыв в лучшем времени +16 секунд. Да, Дэйв запорол время в первый заезд на однокоронке, но о каких-то серьезных последствиях падения, которые повлияли на результат не говорится. И именно двухкоронка довезла его до финиша с лучшим временем, минимумом ошибок и без падений.
Выводы
Дэйв отлично себя чувствовал на обеих вилках. И хотя на однокорнке ему казалось, что он едет быстрее, секундомер не даёт соврать — спуски на двухкоронке получаются у него заметно лучше. Он также отмечает, что Dorado была более плавна в обруливании препятствий, стабильной, сдержанной и расслабляющей. На её фоне Mezzer была острее, нервнее и дёрганной в рулёжке. ////Что-то похожее отмечал в комментариях товарищ Vados в обзоре на Dorado.
Ещё Дэйв отмечает, что на двухкоронке в моменты жести он чувствовал себя увереннее, что возможно сыграло свою роль.
Но это не волшебная таблетка и нужно уметь реализовать преимущества вилки. Дэйв очень хотел бы, чтобы в тестах поучаствовал какой-то профессиональный гонщик, который стабильнее в выдаваемых результатах.
Так что, переходим на двухкоронки? Это философский вопрос, хотя Дэйв считает что они могут помочь именно тем, кто гонится за секундами на спусках.
Как вы считаете, двухкоронка в эндуро — Hot or Not? Был ли у вас опыт с двухкоронкой на эндуро-повозке?
-
добавить в избранное
- +81
- Мнения
?
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (35)
Alexander_skh
_va
nepunk
Потому что выводы этой статьи для меня пока необъяснимы, и слишком много переменных он внёс в это сравнение.
kamen
agressor
Chute
Плюсы: недорого, понтово. Ну и такая только у меня
и у Майкла Джексона.Мифические плюсы: 20 мм ось, возможность ставить ДМ вынос.
Минусы: тяжеловата, хотя по факту колёса на развесовку влияют заметно больше. При падениях сворачивает мосты, надо отпускать болты и заново затягивать. Если прилечь хорошо — можно сломать горилу вилки.
Мифические минусы: «ограничивает поворты руля» (нет, и ещё есть запас), не уметь поворачивать можно на любом байке и любой вилке. «Она же не эндурная» (примерно полкило веса в плюс моему эндуро не мешает )) )
Chute
NixonElite
Oto59
Redrider
hindoo
EnduroKotuk
aramdor
SergeiPikulin
Ну пиздец, школьная задача 7..9-го класса по нахождению относительного изменения массы 84 кг на 700 г в одно действие.
{[(70+14)-(70+14+0,7)] / (70+14)}×100%
Тренер провёл, блять, расчёты.
GeraRuckus
kuzlich
SPY
Достаточно иметь неполное среднее образование для этого.
GeraRuckus
jon_nik
Я, например, почти полностью забыл школьную географию и постеснялся бы просить тренера подсчитать мне количество материков и океанов) Я бы просто анонимно загуглил эту инфу)
Что мешало Дэйву открыть Гугл и самому научиться производить подобные оценки.
А если он ещё какую деталь захочет поменять, снова к тренеру пойдёт за расчётом, или сам уже сможет себе помочь?)
Дай человеку рыбу — он будет сыт один день.
Дай человеку удочку — он будет сыт всегда.
GeraRuckus
я вот хз что ответить на
для меня это звучит почти так же как
хер его знает от чего это зависит.
и что такое водоизмещение и узлы?!!!:)у человека была возможность спросить в живом общении, он это сделал.
jon_nik
Серьёзно?)
Т.е. после двух комментов про школьное образование, про применение одной всем известной формулы, те реально считаешь, что я подогнал?)
Да эти 0,8% — пиздец какое очевидное решение, чего тут подгонять?)
Апд: тебя удивит тот факт, что число 2 — это 50% от числа 4? Тогда почему тебя смущает тот факт, что 700 гр — это 0,8% от 84 кг?
Апд: я к чему — никого не смущает тот факт, что при красивых фоточках подготовки матчасти и позирования с умным видом у стенда динамических испытаний вилок человек не в состоянии взять простейшую дробь?)
GeraRuckus
— Чао!
Слышь, тренер, тут это, вопрос у меня. Насколько я медленнее поеду вверх по шоссе, если мой велик станет тяжелее на 0,8%?
— (Тренер смотрит на Дейва, на его байк с кучей амортизаторов, странной резиной и непонятными закрылками около метровой ширины руля), представляет его в пелетоне Джиро и вспоминает прежние времена медицинских успехов в шоссе.
— На 0,8% модерато, сеньор. Чао!
Chute
GeraRuckus
Но если масса увеличилась на 0,8%, как изменится время подъема в гору при том, что моя мощность осталась прежней. А если массу увеличить на 20кг, время увеличится на 300%, или я вообще не доеду, т.к. запаса гликогена не хватит на поддержание заданного темпа.
Вот прям задача каждого дня у эндурщика.
При том, что это инженерная задача, которую шоссейники 100% уже обсосали и не раз.
RomanAkentev
Апд: с другой стороны тренера тоже можно понять, 0,8% в изменении массы — немного, можно линейную интерполяцию применить и не усложнять расчёт.
GeraRuckus
Chute
Nunca
Olegaaa
AntonSpiridonov
AntonSpiridonov
amstafff
AntonSpiridonov
vladbakumenko
Gghjffh