Велоиндустрия — Как рождается Trek Session 9.9
Ну тут же был вопрос по поводу производства карбоновых рам...
Для многих это станет сюрпризом, но Trek Session 9.9, равно как и некоторые другие топ-модели Trek, изготавливается в США, на фабрике Trek в Висконсине. Да-да, именно так — в то время, как бутиковые бренды дружно передали производство своих карбоновых рам на аутсорс тайваньцам, даже не став заморачиваться, Trek переоборудовал свою фабрику под выпуск карбона в штатах. Да, реалии современной экономики таковы, что производить рамы, особенно карбоновые, на Тайване намного дешевле — handmade in USA рама Session стоит в полтора раза дороже, чем изготовленная в Азии рама Slash. Хотя ее еще надо из этой Азии привезти. При этом обе рамы делаются вручную и, как уверяет Trek, контроль качества и внимание к производству в Азии не менее жесткие. Но, как говорится, если очень хочется, то почему бы и нет? Ниже вы сможете увидеть все этапы создания одной из лучших рам для даунхилла, а также всех людей, принимающих участие в процессе.
Эта история начинается с помещения, где хранится карбон. Он же углепластик. Много карбона.
Рулоны UD-карбона на фотографии выше имеют неплохие шансы выиграть Кубок Мира по даунхиллу — рамы для прорайдеров Trek делает здесь же. Для изготовления Session 9.9 используются разные виды карбона — однонаправленный UD (Unidirectional), а также разнонаправленное карбоновое полотно различных сортов. Расплетенный UD внизу и справа, разнонаправленное полотно — вверху:
Рулоны UD-карбона приходят на фабрику уже пропитанные смолой, и напоминают листы клейкой бумаги. Это как раз то, что называется «Pre Preg» — скорее всего вы сталкивались с этим термином, если интересовались производством карбоновых рам
Знакомьтесь — Одри Грюнвальд
Одри занимается, так сказать, базовой выкройкой — она размечает рулоны и полотна карбона и режет их на более мелкие куски, которые затем будут использоваться при создании рамы. Каждая рама Trek, изготовленная в США, начинает свой путь на ее столе. И на ее режущем станке.
Затем нарезанный на удобные для работы куски карбон попадает к Энджел Хокинс — повелительнице станка, отвечающего за точную выкройку деталей рамы. Каждая рама состоит из более чем четырехсот частей, и работа Энджел — задавать станку правильную программу, контролировать выкройки, а затем сортировать готовые куски
Одни части рамы требуют много слоев одинакового материала, в других частях он комбинируется. Станок за работой:
А вот ее результат — ящички с готовой рамой Session в 2D:
Однако, как мы помним, готовая рама не то, чтобы плоская. А значит следующий этап — собрать паззл из всех этих кусочков в специальной пресс-форме. Кусочки, кстати, действительно совсем разные. Вот эти, к примеру, скоро станут передним треугольником рамы:
Есть предположение, что это за часть рамы?
Человек, который занимается выкладыванием этих кусочков в правильной последовательности, наверняка не имеет никаких проблем с собиранием паззлов. И зовут его Крис Морейра. Вот и кусочек с фото выше кстати:
А вот и сам Крис, собирающий очередной сейшн-пазл
Именно в его руках Session начинает приобретать форму. У каждой из моделей велосипеда и их ростовок своя уникальная форма, а также своя форма кусочков и их количество. Работать, кстати, здесь нужно аккуратно, но быстро — пресс-форму нагревают перед сборкой для того, чтобы материал был более пластичным и легче укладывался
Тем не менее, на полную сборку будущей рамы у Криса уходит в среднем полтора часа. После этого форма закрывается, и отправляется в печь — под действием высокой температуры детали будущей рамы спекаются в единое целое. Затем в жизни рамы наступает следующий этап — она покидает уютную форму и вновь попадает в заботливые руки Криса — теперь его задача очистить раму от излишков смолы. Рулевая с верхней и нижней трубой, линк, а также верхние и нижние перья запекаются в печке отдельно — время соединять их между собой наступит позже.
Интересующиеся могут посмотреть видео процесса удаления излишков с наружных и внутренних поверхностей. Для не знающих английский, суть объяснений сводится к тому, что рама намного прочнее инструмента, а чтобы удалить всю лишнюю смолу, с ней надо пожестче, так что не переживайте, все под контролем
Кстати не нужно забывать, что при всей внешней мимишности процесса, работа с углепластиком достаточно опасна и вредна для здоровья. И к фабрикам предъявляются повышенные требования по безопасности производства, системам фильтрации, защите от причинения вреда окружающей среде и т.д. Даже простейшие операции типа отпиливания куска карбонового подседельного штыря лучше делать в респираторе — карбоновая пыль в легких еще никому не шла на пользу.
Будущий Session тем временем отправляется на этаж ниже, где Риккьярдо Кастеллон займется ее машинной обработкой — в раме нужно сделать отверстия для проводки тросов и гидролиний, а также очистить и привести в порядок рулевую колонку, кареточный узел, места для подшипников и т.д.
Передний треугольник Сейшена выходит из печки состоящим из двух частей. И эти части было бы неплохо соединить. Занимается этим Дэн Ивенсон.
На первый взгляд его работа достаточно проста — но ошибок нельзя допускать и тут. В конце концов, вряд ли кто-то обрадуется, получив кривую раму. И поверьте, вы точно не захотите взять в руки клей, которым это делается.
Настало время ставшим единым целым переднему треугольнику вернуться в зал машинной обработки.
И попасть в руки Трэвису Миду
Трэвис занимается финишной подготовкой рамы к покраске. Его задача — удалить все возможные шероховатости, частички пыли, карбона и смолы, и сделать раму идеально гладкой. Кстати, наибольшее количество времени на этом этапе отнимает очистка линка из-за его сложной формы. Но результат должен быть идеальным, ведь затем рама попадает к Франциско Мендозе, который отвечает за контроль качества.
Задача Франциско — убедиться, что рама готова к покраске и не имеет никаких дефектов. И если это действительно так, Session отправляется знакомиться с Misty — автоматизированным покрасочным комплексом, которым так гордится Trek. А управляет им Майк Кон — он как раз стоит в аппаратной Misty
Покрасочный комплекс — самое чистое место на фабрике. Вход только в спецодежде, никакой еды, ничего лишнего. Misty — гигантский комплекс, одна только студия подбора краски Project 1 (лаборатория кастомных цветов рам Trek) занимает целую комнату.
Рама Session, за судьбой которой мы следим на протяжении всего поста (я уже даже начинаю сопереживать ее приключениям), будет красной. Но не так все просто. Сначала на раму нанесут нижний слой белой краски, затем тот самый красный цвет, а после этого слой прозрачного лака — все это будет делать Misty. Потом придет время наклеить наклейки, и, наконец, покрыть раму еще парой слоев лака. Вот как это происходит:
Оператор покрасочной линии, Фелициана Перес, ставит прибывшие рамы на конвейер, отправляющий их в Misty, и по радио сообщает Майку, какая рама отправляется в покрасочную камеру, и какой цвет нужно будет нанести на раму в этот раз. Она же принимает готовые рамы.
Майк вводит в компьютер Misty необходимую информацию, компьютер очищает покрасочную головку и трубы от старой краски, и смешивает нужный цвет. Все, что требуется от человека — следить за наличием нужных красок в достаточном количестве.
И вот передний треугольник Session окрашивается в белый:
А затем в красный
А что теперь? А теперь пришло время наклеек — и занимается ими Аманда Рэдлофф
Наклейки наносятся с хирургической точностью — при необходимости, Аманда использует даже скальпель. А дальше — рама вновь отправляется в недра Misty, ведь у нее впереди еще два слоя лака!
Давайте посмотрим, как выглядит работа Misty в динамике (сейчас она наносит слой лака поверх наклеек)
Готово? Не совсем так — несмотря на то, что Misty отлично знает, куда и как наносить краску и лак, финальный слой лака наносит человек. И это Джефф Приви
Все, вот теперь рама может отправляться на сушку. А после — в руки Себастьяна Клэрера. И это опять проверка качества — Себастьян внимательно изучает раму, и, в случае даже малейших дефектов покраски, рама возвращается в покрасочный цех
А куда теперь? А теперь к Джоанне Бауэр, на полировку. После этого рама станет по-настоящему сияющей
До сих пор части рамы путешествовали по фабрике в одиночестве, но пришла пора подготовить их к соединению друг с другом. И этим занимается Шиина Верманн
Ее задача — запрессовать подшипники, и подготовить все, что нужно, для соединения рамы — оси, линки и т.д.
Вуаля — то, что еще не так давно было кусочками карбона, теперь готово к сборке:
А сборкой занимается Сабрина Маринаро
Поверьте — далеко не каждый топ-механик сможет потягаться с ней в точности и быстроте работы
На самом деле, далеко не все велосипеды собираются сразу — если на Session в данный момент нет заказов, то рама отправляется на склад. Там же, в больших ящиках, хранятся и все запчасти для сборки — от вилок до тормозов. А работает на складе Ричард Райсбек
Впрочем, в случае с Session, за судьбой которого мы так внимательно наблюдали, конечно же не обошлось без полной сборки с фотосессией. Вот и он — полностью собран и готов к Кубку Мира. Главное, чтобы в Архыз не отправили.
Таким образом, за каждым из этих байков стоит почти два десятка людей — а ведь есть еще разработчики, дизайнеры, работники тестовых лабораторий и т.д. и т.п. Понятно, что нам никто не даст взглянуть на тонкости производства, да и большая часть оборудования естественно осталась за кадром, но общее представление о том, как изготавливаются карбоновые рамы, осилившие прочитать эту статью до конца думаю получили. Ну и замечательно.
Фото: https://dirtmountainbike.com / Steven Jones
-
добавить в избранное
3
- +191
- Мнения
?
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (74)
Производство карборам конечно на редкость нетехнологичное, вся это ручная раскройка, выкладка, обработка и полировка. Мда, оттуда и ценник…
Покрасочная камера прикольная. Я так понимаю, что у них можно любой цвет байка/рамы заказывать?
Chute
Кубас, ты просто б-г. Огроменное спасибо за статью. :)
JustUnicorn
KIV
timman
Data_Link
я не знаю насколько корректно сравнивать рамы 99 и 88 (гео там и т.п.) но так как 99 только карбон, а 88 алю то пришлось сравнивать их. На картинках рамы размера L, 88-2009 года, 99 — 2015. Разница в чистом весе 885 грамм!!!
на сайте трека по цене карборамы идет целый алю велосипед!
вес готового 88 — 17.5" — 17.19 kg / 37.90 lbs
вес готового 99 — 17.5" — 15.88 kg / 35.01 lbs
разница в 1.3кг в том числе за счет компонентов.
Выводы каждый может сделать сам.
PS
Я понимаю, что карбон прочнее и не накапливает усталость. Но он боится порезов (глубоких царапин) которые в ДХ случаются частенько, как и в эндуро впрочем.
timman
VladimirDolgin
timman
VladimirDolgin
timman
Но ты наверное в яндексе искал, там шансы невелики.
Kirya
timman
VladimirDolgin
Data_Link
Я вот комментарий про это выше прочитал так: «час поиска в интеренете и я узнал, что 2х2=4», а если воду оставить надолго при отрицательных температурах, то она в лёд превраится.
Отсюда и вопрос про холивар, зачем эта информация, если это всем известно?
Интересна статистика продаж карборам, растёт на них спрос или народ разочаровался? Может, кто знает? Может на пинкбайке был опрос подобный?
BEAR
VladimirDolgin
Всем всё давно и так понятно. Если нет проблем с деньгами — человек покупает карбон, потому что легче и технологичнее, если средства ограничены — покупает алюминий, а есть третий сорт, у которого денег не особо, но на карбон не очень хватает, но если подкопить или занять… и тут начинается внимательное изучения за и против, задротство с изучением веса и цен и прочих соотношений.
Кто-то делает это молча на бумажке или в голове, а кто-то ещё и пытается окружающих убеждать в своей оригинальной точке зрения, либо пытается найти поддержку своей точке зрения, что не всегда получается.
pustota
я вот тоже долго ломался по теме карбон-алюминий, взыешивал за и против, смущали рассказы про то, что карбон колется, а я, как и многие, периодически сдаю велик в багаж
в итоге просто подвернулся оч крутой алю вариант, на нем и остановился
следующий велосипед, конечно, будет карбоновым, просто интересно попробовать как оно
lorinser
kataguk
BEAR
мне абсолютно фиолетово до карбона я не спортсмен, не велозадрот, не лайтер, не мажор, не жертва маркетинга и т.п. Лишние 900грамм в велосипеде для меня абсолютно незаметны. Я никого не убеждал и не искал поддержки, потому что не выбираю сейчас велосипед. Я всего-то провел аналитику и поделился ей. Если ты такой знаток как и многие тут и для вас это «прописные истины» то это не значит что все такие. Просто проходи мимо и не делай пустых выводов. Есть что сказать по теме — скажи, нет — промолчи лучше.
timman
pustota
Когда у тебя алюминиевая Кувалда весит 14,7, сбросить на чём-то кроме рамы (без потери практичности) становится сложно. Трейл алю дороже в пару раз будет весить на 0.8-0,9 кг меньше (в таком же комплите), получаем 14 кг боевой велосипед, что весьма уже не плохо, а если покупаем ещё в 2 раза более дорогой карбон — получаем велосипед уже весом 13 кг. Ам подвес с ходом 140мм, а то и эндуро 160, при желании.
если брать 900г при весе велосипеда 14кг, — почти 7% массы. А это на большой интенсивности и больших дистанциях (эндуро-гонка на весь день, несколько СУ, например) будет достаточно заметно, чтобы задуматься о том чтобы разориться.
pustota
OlegShturman
Chute
pustota
ruki_pasatizhi
ArtemKohan
P.S. Мы Треки собирать не бросим, один четыре… )))
NapsterClash
lorinser
ilyamaksimov
VladimirDolgin
Было бы здорово, если сможешь пролить свет и мнение на принципиальное отличие в технологии, по которой клеются рамы трека и спеша.
Из статьи видно, что две половины рамы укладываются в половинки пресс-формы, но не очевидно, как соединяются между собой. Также видно, что готовые части переднего треугольника соединяются «в стык».
Если за последние пару лет ничего принципиально не изменилось в производстве рам спеша, то там технология выглядела более продвинутой (на мой взгляд): пазл из пре-прегов накладывается на основу из чего-то напоминающего вспененный полистирол, т.е. труба формируется целиком, без продолного шва вдоль всей рамы в итоге. После чего эта конструкция помещается в прессформу, из которой при запекании давлением фактически выгоняется весь формообразующий полистирол. Также составляющие того же переднего треугольника соединяются «внахлест», где это возможно в отличие от трека, что, очевидно, выглядит несколько более совершенным соединением.
А так то да, покрасочная камера классная у трека.
mihalych
вот Giant. Обклеивает заготовку, в форму, и запекает.
у Мериды похожая методика.
и тоже интересно, как Трек собирает половинки в монокок
RomanAkentev
потогонная система, голодные азиаты, отрубленные пальцы в верхней трубе
lorinser
OlegShturman
NapsterClash
Да, что касается соединения составляющих переднего треугольника — спеш да, соединяется внахлест. В Велопробеге висит распиленный вдоль эпик, на его примере это очень хорошо видно. Опять же могу предположить, что соединение в стык — один из секретов крайне низкого веса рам Trek. Как они при этом обеспечивают достаточную прочность — хз, видимо еще одна какая-то специальная технология. На самом деле на фото, где раму перед соединением держат в руках, видно, что в точке соединения есть небольшие выступы, но, конечно, у более традиционной технологии, которую использует тот же спеш, узел стыка намного более основательный.
kubas
AKr
Rain
Не могу найти мой пост про фабрику SRAM, там, если помнишь, мы четко этот «зефир» осмотрели.
Vados
Rain
По обычной технологии внутрь формы вставляется нечто подобное «надувному» каркасу, и в печи (автоклаве) под давлением воздуха создается давление на карбон между формой и этим «пузырем». Все это круто, но при такой технлогии неизбежно появление складок внутри рамы, соответсвенно в этих местах образуются излишки смолы, которые не только добавляют ненужный вес, но и создают места напряжения в материале:
Rain
Еще интереснее, кстати, опыт Бордмана в трековом проекте для английской сборной — он вообще собирал препреги на выплавлемой металлической болванке.
AKr
Потом увидел творй пост:
Выходт что нет, не такая же у спеша технология, а получше, настоящая китайская! =)
Бордман — психи %)
Rain
иии… следующий кадр… рама стоит на столе, а часть со стаканом упёрт на какую-то полочку? Вы серьёзно?))) Я думал всегда что для точной сборки стапель используется...
_va
NapsterClash
kubas
Wild_Cat
NapsterClash
OlegShturman
Lexapskov
Фото с укладкой половинки треугольника в пресс-форму удивила. Тоже думал, что там оборачивают карбон трубой вокруг пены.
Может быть это проливает свет на недавнее видео с отстрелом вилки с чашками рулевой из стакана Интенса, и на возможно похожую технологию производства их карбо-рам.
Но это так… мысли вслух, в порядке бреда)
amstafff
OlegShturman
lorinser
Lexapskov
tazhate
ilyamaksimov
Jahtaka
kubas
ilyamaksimov
RomanAkentev
KirillEnikeev
какая же она няшная
хочется покормить хлебушком и погладить по соплу
и ничего, если она плюнет в лоб лаком на радостях
lorinser
видел такое в фильмах
ilyamaksimov
BEAR
s481
Думаю, тоит добавить, что для весьма большой части покупателей этого вела\рамы надпись «Мадэн ин ЮСА» полностью окупает его более высокую цены и является ценностью сама по себе, как бы нам тут это не было смешно.
SergeiPikulin
AntonSapronov
То, что раскройкой полотен занимаются женщины меня не удивило, а вот то что тетка собирает раму с пневмопистолетом-это очень странно.
Ну и негр, работающий на складе-это как лис в курятнике, позабавило.
Пост крутой. Очень крутой.
Только мне вот лично непонятно: если в Азии такой же строгий ОТК, как в USA, те же материалы и тот же Трек, то зачем платить больше за рамы из USA? Как маркетологи это объясняют?
Data_Link
Это называется патриотизм. Возможно тебе даже известно что это)
Feanor
amstafff
beast
Rain