ВелоиндустрияИстория, секреты и детали культового подвеса Honda RN-01


История одного из самых загадочных, дорогих и короткоживущих проектов в мире скоростного спуска.

Название RN-01 расшифровывается как Racing Natural — 01, и говорит о «гоночной природе» велосипеда. Сам патент на общий вид велосипеда и внутреннюю конструкцию коробки подавался компанией Honda Motor Co Ltd 31 мая 2002 года. Идейными вдохновителями были Шинья Мацумото, Наоки Иноуэ и Йошиаки Цукада. В феврале 2003 года Honda публично объявила о старте исследовательского проекта и создании команды G (от gravity) Cross Honda, в которой побывали Грег Миннаар, Метти Лехикоинен и Брендан Фаеркло.


Рама

Первое, с чего стоит начать — это сама рама. Прототипом RN-01 был велосипед с прекрасным названием Kamikaze RNF II. С этими крыльями и седлом выглядит так плохо, что даже хорошо.


А это самая первая итерация рамы, основанная на RNF II, 2003 год. По этим фото можно понять, что внутри «коробки» явно что не такое банальное, как кассета с переключателем, но об этом ниже.


Незаметить схожесть рамы с кроссовым мотоциклом просто невозможно, и она была не только визуальной. Поговариваривают, производство одной рамы стоило Honda около 80 000$, ведь это был не простой монокок. Саму раму производили по той же технологии, которую используют для производства мото рам. Там, где вы смотрите на привычный «монокок» — на самом деле не он. Если рассмотреть на эти узлы изнутри — они полые, и усилены специальными полигональными перегородками. Понять о чём речь можно по фото ниже. Конструкцию хорошо видно с внутренней стороны «подседельной трубы», чуть ниже расширительного бачка аморта.


Это же место на раме от кроссача Honda CRF450R 2003 года. Здесь рёбра жесткости видно сильно лучше. Фрагменты рамы льются под давлением в специальную форму, а затем уже свариваются вместе. Даже сейчас это максимально впечатляющий и технологичный подход, который никто больше так и не использовал. Мотать карбоновые тряпки сильно проще, хотя формы тоже нужны.


После «розового фламинго» было ещё две итерации рамы, которые и добрались до Кубка Мира. Первая с «двойной» верхней трубой, прям как у кроссача. Потом её сменили на одинарную верхнюю трубу, так получилась вторая итерация. Геометрия у обеих рам была примерно одинаковая. Honda RN-01 в рекламном буклете 2004 года:


Есть кулстори, как рама избавилась от розового цвета. Она очень напоминает миф «Серебряных стрел», когда перед гонкой на Нюрбургринге машина Мерседес не прошла взвешивание из-за перевеса на 1 кг, и механики за ночь ободрали с машины всю краску. На утро машина была цвета чистого алюминия (серебристой) и прошла взвешивание, а затем выиграла гонку. А вот с RN-01 содрали краску, чтобы сэкономить 150г.

Как вы уже поняли — денег на проект в Honda не жалели, в том числе и на рекламу. Вот Дженсон Баттон и Такума Сато, гонщики команды F1 BAR-Honda, на Большом-Призе Великобритании в Сильверстоуне в 2004 году. Ребята позируют рядом с RN-01 первого поколения. Кстати, в той гонке Дженсон занял 3-е место.



Спеки
Год рамы
: 2004/2005
Материал: Алю 7000 и карбон
Подвеска: Однорычажка, 203мм хода
Общая длина: 1795мм/1835мм
Общая ширина: 695мм/695мм
Общая высота: 1068мм/1068мм
Колёсная база: 1155мм/1155мм
Высота «каретки»: 294мм/296мм
Вилка: Kayaba 180мм с 32мм ногами или Showa
Вес: 18.2кг
Рама: Двухтрубная/Однотрубная
Покры: 26x2.5

Да-да, де-факто размер у рамы был всего один на каждую итерацию. Так что кататься на одной ростовке приходилось и относительно мелким тестерам из Японии, на фоне которых велик выглядит как свежая повозка на 27.5" колёсах, так и долговязому Миннаару, на фоне которого даже современные найнеры не особо крупные.

Пример рамы первого поколения рядом с колоритным японским дядечкой. Это Исао Иде (Isao Ida) Чемпион Японии 1986 года по мотокроссу в классе 125 кубов. В 2003 году он был тим-менеджером G Cross Honda. Название прототипу Kamikaze RNF II скорее всего досталось от Исао, он основатель мотокроссовой команды Team 130 Kamikaze, которая живёт и здравствует и поныне.


RN-01 Грега Минаара в 2004 году. Двойная верхняя труба и ранняя версия крепления подседельной трубы.


А вот RN-01 Брендана Файеркло в 2007 году. Это уже рама второго поколения. Одинарная верхняя труба и карбоновое крепление подседельной трубы. Ещё была версия с алюминиевым фрезерованным креплением подседельной трубы (заглавное фото, например). Учитывая имеющиеся цифры по геометрии — раме второго поколения слегка завалили угол рулевой и всё.




Брендог




Метти Лехикоинен


Коробка

Большая часть спекуляций крутились именно вокруг закрытой коробки передач. Попервой на гонках инженеры даже снимали и забирали их с собой в номер на ночь, чтобы никто не узнал что же там внутри такое. Внешне этот коробок выглядел очень круто — алюминиевый корпус, который позже облегчили и снабдили карбоновыми вставками. Внушает даже сейчас, что уж говорить за середину 2000-х. Многие знают, что внутри была хоть и хитрая, но мало чем отличающаяся от обычной трансмиссии конструкция: ведущая звезда на храповике, переключатель и 6 передач с диапазоном 11-32Т. Первая итерация:


И вторая итерация: изменили конструкцию переключателя на более привычную, ролики теперь из фторопласта, добавили успокоителей, чтобы всё не гремело на кочках. Судя по заклёпкам — ведущая звезда менялась целиком, но в Honda из-за этого явно не переживали.


Демонстрация устройства коробки общественности. Форт Уильям, 2007 год:


До сих пор эта закрытая конструкция трансмиссии считается едва ли не эталонной попыткой воткнуть коробку в даунхилльный велик. Компактно, элегантно, красиво, но ничего такого. Так-то оно да, но зачем было изначально это всё прятать, а потом самостоятельно показывать? Ответ довольно прост — Honda решила, что продолжать программу они не будут.

Но это ещё не все интересности. Была ещё одна версия трансмиссии, которая настоящая коробка. Самые внимательные, разглядели её на Kamikaze RNF II и розовом прототипе RN-01. Именно её всячески оберегали от посторонних глаз и очень не хотели палить. И это была не просто коробка как в мотоцикле или машине, градус сумрачности просто зашкаливал. В интернете можно встретить информацию, что внутри был вариатор, но это совсем не так.


Если при взгляде на картинку возникает немой вопрос «ЧЗХ?» — вы не одиноки. Пришлось сожрать целую плитку шоколада, чтобы хоть примерно вкурить как оно работает. Да и то — я не очень уверен, что разобрался до конца. Итак:

1 — первичный вал к которому крепятся шатуны
2 — шестерни. На 1 оборот ведущей шестерни приходится 11 оборотов ведомой шестерни
3 — четыре эксцентриковых кулачка, которые преобразуют вращательный момент с шестерен в возвратно-поступательный момент
4 — механизм толкателя, который передает возвратно-поступательный момент на ведущую звезду
5 — механизм, преобразующий возвратно-поступательный момент обратно во вращательный
6 — фрикционная муфта
7 — линк, вращающийся по/против часовой стрелки для выбора передачи
8 — линки, меняющие угол между эксцентриковыми кулачками (3) и толкателями (4) после выбора передачи. Чем больше угол — тем «тяжелее» передача и наоборот
9 — вал с ведущей звездой (которую видно снаружи коробки)

Что за толкатели? Какой возвратно-поступательный момент? Многие наверняка видели "шагающие" велосипеды. Здесь идея такая же, только каждая «нога» не шагает, а вращает вал с ведущей звездой. И вращает его не на полный оборот, а немного подкручивает. Как будто вы катитесь на великие и подкручиваете педали вперёд, а потом вращаете назад и снова вперёд. И так 44 раза за 1 оборот шатунов. Фиксированных передач в коробке не было, поворотом грип-шифта менялся угол между кулачками и толкателями, передача становилась легче или тяжелее. Отсюда растут ноги слухов о вариаторе. На самой лёгкой передаче толкатели вращают вал с ведущей звездой на 10 градусов за один цикл, а на самой тяжёлой вал вращается на 30+ градусов за один цикл.

Чтобы минимизировать «провалы» в педалировании, которые в любом случае возникали бы на моменте, когда толкатели возвращались в исходное положение, сами шестерни были хитрой формы. А вращение колеса в обратном направлении просто сломало бы весь механизм, так что Honda придумала хитрый храповик, который зацеплялся под нагрузкой на педали. Эффективность всего механизма была меньше, чем у классической цепной трансмиссии, но из-за использования кучи высококачественных подшипников потери получилось минимизировать.


Зачем такая сложная и замороченная конструкция? Она получалась компактной. Сами сравните последнюю итерацию коробки с последней итерацией трансмиссии. Коробка занимает примерно половину места. Это сейчас мы привыкли к коробкам, а на рынке есть компактные Pinion и Effigear. В 2003 году это реально был прорыв. Как бы там ни было, в 2004 от коробки полностью отказались, оставив платформу велосипеда, но перейдя к закрытой трансмиссии.


Для желающих самим покопаться в устройстве коробки Honda — в сети лежит патент US №20030221892A1 от 2003 года. В 2024 году заканчивается срок его действия, так что можно самостоятельно воплощать коробку в жизнь. На закрытую трансмиссию патент тоже есть JP4514041B2. Его срок истекает в 2025 году, ждём второго пришествия?

Ещё интересный факт: RN-01 — не единственный велосипед, который сделала Honda. Был ещё слаломный/фокросовый байк для Грега Миннаара. Правда этот уже без коробки.


В конце 2006 года в сети стала гулять информация, что на март 2007 года запланирован пробный запуск велосипеда в продажу. По слухам — цена должна была составлять 13 000 ещё тех самых долларов. Но ни в марте, ни в июне ничего так и не случилось. А в конце года Honda объявила о закрытии программы, даже несмотря на то, что они довольны ходом проекта. Несколько байков остались на руках у гонщиков, а ещё 3 были украдены из командного буса в Германии.

В 2009 году в Вистлере был замечен бывший тим менеджер G Cross Honda Мартин Уайтли (на тот момент менеджер Trek) и Хосе Гонзалез (глава отдела исследований и разработок по подвеске в Trek). Один гонял на Honda RN-01, второй на Trek Session 88 с вилкой и амортом от RN-01.


В июле 2010 года командные бусы Honda, Tomac и 3 байка RN-01 были замечены в байк-парке Кейстон в Колорадо. А уже в октябре на страничке Tomac в facebook появилось фото Джоэла Смита (на тот момент владельца Tomac Bikes) на фоне офиса Honda в Японии. Так появилась надежда, что проект обретёт вторую жизнь, но дальше этих фото дело увы не пошло.



Джоэл Смит и офис Honda




Он же на велосипеде Tomac


А RN-01 была довольно успешной и аж 6 раз была на вершине подиума в гонках КМ (не без помощи Грега «Наше всё» Миннаара)! Ещё в копилке серебро на ЧМ в 2004, бронза на ЧМ в 2005, ещё одно серебро на ЧМ в 2006 и 4 место на ЧМ в 2007. Всего было 20+ подиумов на гонках ЧМ и КМ.

Достоверно известно о современном существовании нескольких полноценных RN-01. Одна висит у Грега Миннаара на стене славы в его велосипедном магазине в Южной Африке, и Грег её бережёт. Когда к Миннаару приезжал Роб Уорнер, для съёмок серии Rob Meets, Грег подогнал покататься Робу свой старый Orange 222 2001 года, хотя Роб и просил RN-01. Это велосипед в спецификации 2005 года, с кассетой и переключателем внутри.


Джин Хамильтон, тренер Грега в годы выступления за G Cross Honda, рассказывает, что по контракту написанного менеджером Грега (тем самым Мартином Уайтли) — ему было запрещено прикасаться к RN-01. Но однажды он прокатился на нём по парковке, пока Грег ходил в туалет. Велосипед показался ему очень мелким (маленький рич), с очень заваленным углом рулевой. А на следующий день Грег легко сделал на RN-01 бэкфлип на трассе 4х на одном из больших столов, который Грег прыгал впервые.

Когда программа Honda закрылась и Грег ушел в Santa Cruz, Джин спросил какой из велосипедов Грегу нравится больше? На что Грег ответил, что RN-01 и V10 просто разные. На RN-01 нужно быть очень точным, а V10 прощает ошибки.

Со слов Грега, причиной закрытия программы стало то, что ответственный за этот проект получил повышение (возможно стал руководителем отдела исследований и разработок дизайна для кроссачей), а во всей Honda не нашлось желающих продолжить курировать проект.


Ещё как минимум два велосипеда есть в музее Honda Collection Hall в Японии. Вот, глядите, кто это у нас напротив GT-R? Фото кликабельно. Если возникнут вопросы по поводу нахождения Nissan в музее Honda — они там стояли по поводу инсталляции, приуроченной к 20-летию гоночной трассы Twin Ring Motegi, которую построили на деньги Honda. В виртуальном туре велосипедов сейчас нет, так что не спешите покупать билеты в Японию, нужно сначала уточнить когда велики вернут в экспозицию.


Ещё несколько байков находятся в частных коллекциях, а всего было собрано около 50 велосипедов. Формы, используемые для производства рам, были утилизированы после закрытия программы. В утиль также отправились все экземпляры рам, которые не оставили для музеев или для тестов. А RN-01 на коробке первого поколения вообще нет ни у кого кроме Honda, и непонятно остались ли живые экземпляры, или их тоже уничтожили.

Обратите внимание на тормоза, это прототипы японского производителя тормозов — Akebono Brakes. До Кубка Мира они не добрались, но вот на тестах в Японии использовались повсеместно. На фото спереди можно заметить ограничитель поворота руля на стакане и короне вилки. Позже этот элемент убрали.




В 2012 году 1,5 байка находилось на фабрике Taioku в Китае, на котором они и собирались (какая-то их часть). Один в полном сборе (на фото) и один без трансмиссии.


На фабрике в тот момент не было пресс-форм для монококов, и рамы фрезеровались, а потом шлифовались. Вот те сваренные половинки у стакана из которых состоит верхняя и нижняя труба, а так же перья — фрезеровались из здоровенного куска, а потом шлифовались.



Кому хочется подробнее поглядеть на байк — есть хоумвидео с десятком RN-01. В видео какие-то японские сабы.


Вот такая получилась история прихода богатейшей корпорации в мир скоростного спуска. Был ли у проекта шанс на коммерческий успех или никому бы не сдались велосипеды в 2 — 3 раза дороже всех? Об этом можно только гадать. Но определённо жаль, что на проект забили и не вывели на рынок.
?
Блинов хочу, со сметаной!

Комментарии (28)

+6
читать не начал, но отмотал вниз и влепил лайк
avatar

CIX

+2
Да, как-то многабукаф получилось
avatar

kuzlich

+14
да отличнейше всё! 
а вот фотка трека на подвеске от хонды, храню её
avatar

CIX

+16
ой, еще одну нашел. тут флэтлайн

avatar

CIX

+19
Помню как-то было время когда эти Ковы Шовы и Каябы можно было на ебее купить


Последний раз редактировалось
avatar

Romirezz

0
блин, где я был когда это происходило?)
avatar

CIX

+9
и, блин, спасибо за статью) инфа про старый вариант коробки и не увидевшие кубок тормоза оказались вновинку 
avatar

CIX

+3
Тема раскрыта полнейше, зачет.
avatar

DenisPonomariov

+15
Эпик! 
Это вам не шимано! )
avatar

amstafff

+58
Я даже застал эти байки живьём на гонке. 2005 год Vigo Spain






avatar

Vados

+6
Счастливчик! Столько лиц знакомых на подиуме, спасибо)
avatar

kuzlich

+2
Подиум прям бэст оф зэ бэст, Хилла не сразу узнал.
avatar

yavictor37

0
Это был его первый сезон после перехода из Юниоров в Элиту, если я не ошибаюсь.
avatar

Vados

+9
Шикарно! Жаль они не стали проект продолжать.
Алсо, я бы посмотрел на байк «по мотивам» с пинионом и современной гео.
Последний раз редактировалось
avatar

SergeiZ

0
Хорошая статья)
avatar

affro

+3
Великолепная пятёрка и «хондарь»… Именно эти ребята и вырывали победный кубок друг у друга без малого десять лет, а Ханна им нервы трепал. Но тот год был Хондово-Миинаарррныммм
avatar

veles

0
Вес: 18.2кг!!!
avatar

yurtsa

+27


Мультиспортивная команда Дебош просила передать вам привет:
 
avatar

SergeiPikulin

0
Динамика в статистике?:)
avatar

yurtsa

0
Дайте эту сучку мне на ночь
avatar

_va

+9
Ты же про велик, да?
avatar

kuzlich

+10
Ну не про участникОВ же мультиспортивного общества дебош :)
avatar

_va

+61
Статью можно дополнить: в 2012 году 1,5 байка находилось на фабрике Taioku в Китае, на котором они и собирались (какая-то их часть). Один в полном сборе (на фото) и один без трансмиссии. Фото можно взять эти, или пришлю в личку. Интересный факт: на фабрике в тот момент не было пресс форм для монококов, и рамы фрезеровались, а потом шлифовались. Вот те сваренные половинки у стакана из которых состоит верхняя и нижняя труба, а так же перья — фрезеровались из здоровенного куска, а потом шлифовались (внатуре ахренеть орочьи технологии с нелимитированным бюджетом Хонды). Инфа от директора фабрики — за что купил, за то и продаю, но похоже на правду, тк по итогу новая пресс форма и уж тем более литьевая форма стоили бы ещё дороже :)

PS: грустно, у меня низкий рейтинг на твентике и я не могу запостить ещё 2 фото других ракурсов велика прямо в этом посте.
Чуток наеб*м систему:
twentysix.ru/uploads/images/00/75/35/2021/12/03/11188c_full.jpg
twentysix.ru/uploads/images/00/75/35/2021/12/03/196e92_full.jpg
Последний раз редактировалось
avatar

Phrack

0
Вооот, значит я точно не выдумал эту историю))) Спасибо, добавлю в пост!
avatar

kuzlich

+36
— Вы продаете велосипедов?
— Нет, просто показываем.
— Сумрачное.
avatar

SilentSquidward

+10
С удовольствием прочитал, спасибо
avatar

AntonSapronov

+2
Ух, помню эти байки, мечтал о таком когда-то)) Даже на сегодняшний день классно смотрятся. Короткие разве что, в глаза бросается.
avatar

Snomstor

+8
Японцы делают вещи 
avatar

Dimon103

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.