Места катания — Тушети Трейл Эдвенча
История о том как мы 5 дней лазали своим ходом по диким горам глубоко в Грузиии. Возможно кто-то уже видел мой фильм про эту поездку. В предверии повторения этого трипа в этом году в формате тура (подробности тут) я решил поделиться давно забытым форматом, да и редкость сегодня такое читать тут..)
С разрешения Васи публикую его хронику, жалко добру пропадать раз он все это зафиксировал в буквах. Приятного чтива !
День 1: Обано-пасс
Strava link
Велоблог Румянцева
Время в пути:10 ч. 50 мин
Время в движении:6 ч. 15 мин.
Набор:2369 м
Дистанция:52,79 км.
Путешествие началось с 6:30 утра 12 августа. Антон с Катей заехали ко мне, я еле проснулся. Доехали на Обано-пасс примерно в 8:30, поднялись насколько позволяла машина (до глубоких ям) метров на 300-400 и высадились. Можно сказать, что с того момент начался отсчет.
Мы быстро растолкали вещи по дополнительным сумкам, которые вешаются на раму, чтоб снизить вес рюкзака. У Антона был компактный велорюкзак и довольно много вещей он вёз на раме. Я взял у Димы массивный рюкзак Deuter, как оказалось тоже вело, потому что спина была с сеточкой и хорошо проветривалось. В него у меня поместилось дофига всего в том числе и все вещи, которые нужны для похода. Вещей я зачем то взял в 2 раза больше чем нужно, но в весили они не много, так что сильно не страдал.
Начало дороги – постоянный тягун, от которого быстро устаёшь, а скорость передвижения очень маленькая. Так в этом тягуне прошёл первый час и начался более-менее плавный серпантин, с резкими торчками на поворотах. В принципе дорога как дорога, но только с новыми её витками открываются потрясающие виды.
Из машин нас всё время приветствовали, показывая пальцы вверх, мол “Ну вы даёте, парни!”. В какой то степени и правда молодцы — погнали на сложный маршрут на тяжеленных байках под 16-17кг, но это вряд ли было известно подбадривающим.
Выйдя из леса нас постоянно пекло солнце, приходилось останавливаться в любом теньке, чтобы охладиться. Дойдя до перевала примерно к 17:00, сделали привал, потом нас ждал 18 км спуск по дороге к ближайшей деревне Хисо.
На перевале какая то женщина спросила: “У вас всё нормально?”, то ли вид у нас был замученный, то ли просто посчитала сумасшедшими искателями приключений на 5ю точку. Предложила воды, мы не стали отказываться.
Ехать спуск после такого подъёма было весело, но чувствовалась сильная усталость. Долетели до деревни очень быстро и обнаружили тот хостел, где должны были ночевать. Но, есть один маленький нюанс: хостел не работал, а в деревне никого не было. Стояла одна Нива с открытыми окнами, но никого вокруг — стало понятно, что нам надо проехать еще 10км и 240м набора до Омало.
Добрались до Омало с натёртой задницей и ощущением, что велик высасывает из тебя последние силы. Зашли в хостел, который был забронирован на второй день похода, мест не оказалось, но путём перекрикиваний с соседями обнаружился ночлег для двух бедолаг. Было невероятно приятно сесть на кровать, скинуть рюкзак и просто позалипать. В душевой вода текла тонкой струйкой из под крана, при переключении в душ она вообще не текла) – пришлось мыться как-то враскорячку, но и то было большой удачей. Нас пригласили за ужин, который был абсолютно без мяса, а так сильно хотелось хинкалей. Зато дали кувшин вина. Так поделившись впечатлениями от первого дня, посмотрев на падающие звёзды, мы с Антоном уже начали клевать носом и быстро ретировались по койкам.
День 2: Где бревно Мимино?
Strava link
Велоблог Румянцева
Время в пути:7 ч. 20 мин
Время в движении:3 ч. 46 мин.
Набор:1198 м
Дистанция: 27,58 км.
Деревня Омало имеет удачное расположение, легко можно добраться до разных близлежащих деревень и достопримечательностей. Одной из основных, как мы считали, должно было быть бревно, за которое племянник летчика Мимино привязывал вертолёт, чтоб тот не улетел. Почему-то у нас была полная уверенность, что оно лежит там же, где и лежало в конце 70х, при съёмке фильма. Фильм снимался в этих местах – прикольно сравнивать съёмки с вертолёта на Youtube и реальность. Можете посмотреть на начальных титрах и в конечно в эпизодах фильма.
Начали движение из деревни налегке с поясными сумками, что дало отдых для поясницы и спине в целом. Недалеко от дороги Антон показал на тропинку и знак туристического трейла – значит нам туда. Веселенький трейл спускался вниз до реки, с подвесным мостом, где я умудрился порвать цепь.
Потом лёгкий подъём вверх по трейлу, который мы будем ехать уже на обратном пути, и добрались до деревни Шенако – еще одна локация из Мимино. Маршрут лежал до крепости Дикло (დიკლოს ციხე-სიმაგრე), поэтому не стали долго задерживаться. По приезду в крепость нас ждала красота суровых кавказских гор, а где-то за хребтом была деревня Хушет (Дагестан).
В крепости нам повстречался горный гид, с которым обсудили велики, узнали маршруты и получили очередной лайк за то, что мы на велосипедах. В дальнейшем я о нём еще упомяну.
Погуляв по крепости, мы спустились до реки, встретили пограничников и уточнили про пеший трейл обратно на дорогу в Шенако. Они ответили, что трейл в рабочем состоянии и мы отправились по нему. Первая часть трейла была классной с растущими в траве камнями и скалами, мне даже пару раз было страшно на спуске, но в середине трейл выходил на поле и пришлось немного поплутать, ориентируясь по замятой траве. Потом, правда, тропинка снова нырнула в лес, но то был уже подъём к дороге.
В Шенако, посмотрели на церковь, там собирались праздновать свадьбу и скапливались гости. В самой деревне был короткий спуск по улицам, где мы позабавили местных мальчишек и собак своим спуском и уехали на трейл, по которому шли вверх в начале дня. Вот тут было очень круто, тропка со скальником и сосновыми шишками на очень приятном уклоне – немного напомнило крымские трейлы на Ай-Петри.
Бревно мы так и не нашли, но примерно поняли где находится то поле, на котором садился вертолёт Мимино.
По приезду в Омало сразу попали на ужин, просто мега-ужин! За столом с нами сидело еще человек 15 туристов из Чехии, которые прекрасно понимают русский и охотно общались с нами.
День 3: День отдыха
Strava link
Велоблог Румянцева
Время в пути:8 ч. 51 мин
Время в движении:4 ч. 00 мин.
Набор:1471 м
Дистанция:27,96 км.
На третий день решили устроить день отдыха, но день отдыха у велосипедистов это не совсем отдых в прямом понимании этого слова.
Отправились на озеро Орети, которое находится на на высоте 2670м. Лошадиная тропа от Омало привела нас к другой лошадиной тропе, только она шла уже вверх. Мы начали своё восхождение, толкая велики вперед. По расстоянию нужно было пройти примерно 10 км. и набрать около 1000м. День отдыха).
По пути наверх встретили две группы с лошадьми, которые бодро тащили всадников вверх. Виды открывались сказочные, жаль только айфон особо не улавливает вайба. Как раз в одной такой группе мы встретили второй раз гида, которого видели вчера. Он настоятельно начал рекомендовать не идти одним днём перевал Атсунта, а отдохнуть и пойти через день, а там встретить его и он угостит нас чачей)). Мысль о том, что нужно реально сделать один день отдыха запала в мозги и какое-то время мы о ней даже думали.
Спускаться нам предстояло по той же тропе, по которой мы пришли наверх, а уклон там был суровый. Начало спуска это тропа по полям с въездами в небольшие лесочки, где были обширные корневые секции. Дальше мы влетели в лес с крутым уклоном и шахматным катанием — приходилось много выбирать траекторию и уклоняться от пыли. Дополнительно спустили коротенький трейл, удивляя своими умениями двух пастухов, карабкающихся вверх с охапками хлеба.
На подъём мы затратили около 6 часов, спуск занял 30 мин — да что может быть лучше то?!
По приезду нас ждал новый заезд гостей — чехи уехали, приехали ребята из Израиля и небольшая компания грузин, с которыми мы проболтали до ночи. Как понимаете не обошлось без вина, чачи и тостов, а ведь на следующий день нам нужно набрать около 1500м и спуститься по серьёзному трейлу, который Антон мне анонсировал еще в первый день похода.
День 4: Орлы и большие горы
Strava link
Велоблог Румянцева
Время в пути:11 ч. 48 мин
Время в движении:4 ч. 53 мин.
Набор:1594 м
Дистанция:31,88 км.
Настал новый день, а значит нам надо ломиться дальше. Антон анонсировал крутейший трейл со сбросом 1000м, огромным количеством свичбэков и сильным уклоном, не прощающим никаких ошибок. Моей реакцией на такое предложение было конечно же: “Дайте два!”).
За день нужно было проброситься на 30 км в деревню Гиреви. На рассвете мы набрали немного вверх, чтоб посетить крепость в Верхнем Омало, так как за 3 дня всё никак не могли туда добраться.
Позавтракали на крепости и отправились дальше. За 3 дня усталость накопилась и ехать было уже тяжелей. Дойти нам надо было до вершины Макрателла 3000м, а на этой высоте уже можно почувствовать лёгкую горняшку.
Путь до вершины был с резким подъёмом в начале, а потом уже мы шли по хребту то вверх то вниз. Хоть половину пути приходится толкать велик перед собой или тащить на себе, но зато участки спуска преодолеваются значительно быстрей пеших, да и веселей. По пути встретили человек 8 туристов и конную связку человек на 5. Не знаю почему, но я лично не хотел бы на лошади ехать вверх по горе на таком уклоне — то ли лошадь жалко, то ли боюсь сам). А еще видели громадных орлов, парящих совсем недалеко от нас — потрясающее зрелище!
Подъезжая к нужной нам высоте, Антон обратил моё внимание на тропинки и уклон. И, честно говоря, появилась небольшая тревожность. Так как у нас приключения, а не соревнования, то из защиты только шлем и перчатки, чтоб максимально облегчить общий вес. А тут мне лично хотелось наколенники))).
С небольшими заминками нашли нужную нам тропу и решили немного помедитировать и настроиться на спуск. На фото можно узреть трейл). В таких местах я оказался первый раз и честно был впечатлён масштабами и уклонами.
Начали спускать задорно, но всё же с большой осторожностью. Тем не менее я зацепил педалью за камень и полетел через руль, но не ушел с тропы – сейв засчитан. В конце спуска были каменные секции, которые требуют прикатки и брать их ходом мы не решились в целях собственной безопасности. Общие впечатления от трейла довольно фантастические: он техничный, довольно сложный и с невероятными видами.
А прокатившись по полю с живыми камнями, которе имеют острые края, Антон сделал фатальный порез покрышки (EXO — че тут скажешь). Нужно заделывать дыру и ехать дальше. Нашли шнурок от чехла для очков, еще был набор для ремонта бескамерки и там было что-то наподобие шила. Пришлось вылить полбутылки чачи, так как требовалась пластиковая бутылка, чтобы проложить покрышку изнутри. Где-то час — полтора заняла процедура ремонта и всё получилось! У Антона потом почти не было проблем с покрышкой на остаток путешествия.
Голова в таких ситуаций работает на 200%. В результате решения проблемы, когда всё получилось, да еще и спуск был крутой — организм закинул нам еще эндорфинов в кровь, когда мы добрались до кафешки и выпили по тушетинскому пиву.
В этой же кафешке встретили того же гида, который опять рассказывал о том, что не надо идти на Атсунту одним днём. А еще встретили девушку француженку, которую видели еще на вершине, она явно искала компании, но нас ждал путь дальше. Мы тронулись до деревни Гиреви, где нам нужно было получить пропуск у пограничников и отдохнуть перед тяжелым следующим днем.
День 5: Перевал Атсунта
Strava link
Велоблог Румянцева
Время в пути:13 ч. 33 мин
Время в движении:5 ч. 29 мин.
Набор:2300 м
Дистанция:39,61 км.
Подъём как обычно на рассвете, недолгие сборы, и вот мы уже готовы выезжать на самый высокий перевал в нашем путешествии. Из постояльцев хостела никто ещё не проснулся, видимо никто никуда не спешил.
Нам предстоял сложный подъём с портажем великов на плечах, но нужно было ещё добраться до начала подъёма. Примерно 20 км мы ехали то вверх, то вниз, иногда спешиваясь на подъёмах, чтоб не тратить силы. По пути встречались впечатляющие виды и ущелья. Один раз пришлось переходить речку в брод, что привлекло внимание стада коров. У подножья горы находится лагерь, в котором обычно отдыхают, спустившись с перевала люди, но сейчас там были только пастухи. Прицепили у них по бутылке кока-колы, чтоб выпить её на середине подъёма и зарядить батарейки, плавно тронулись вверх.
По мере продвижения к перевалу угол становился всё круче и круче и толкать велики было уже неудобно. Опять встретили небольшую группу туристов, которые неподдельно удивлялись нашему приключению и поддерживали. По дороге подкреплялись туристическими сублиматами, которые работают значительно лучше чем дошираки, наверно потому что содержат протеин. Если дошика хватает часа на 1,5-2, то пакета сублимата хватает часа на 4.
Механически переставляя ноги маленькими шагами, закинув велик на плечи, мы медленно, но верно приближались к перевалу.
Вокруг стояли горы с железным отливом, так как солнце отражалось о камни – начало казаться, что идёшь по другой планете.
Такая монотонная работа ног и сам ритм меня лично ввел в подобие транса. Мыслишки всё же разные крутились, но было легко от них отмахнуться и продолжать просто дышать и идти.
Добравшись до вершины перевала решили отдохнуть и заклеить камеру у Антона, так как бутылка её немного протёрла. Но это было значительно проще и быстрей, чем шить покрышку. На другой стороне перевала просматривался трейл, по которому нам предстоит спуск, но это была только 1/3 трейла))).
На первом спуске встретили 3х англичан на великах, увешанных сумками. Перекинулись парой фраз, и погнали дальше. Трейл начал немного выполаживаться и даже идти на подъём, но всё же это было продолжение трейла и сброса в нём было 2000м и мы их нашли. Сотрудники нацпарка облагородили тропинку, расширив её и почистив, и нам очень повезло, что мы попали именно в этот момент, когда она была закончена практически полностью. Антон ехал впереди и развивал космические скорости, я пытался успеть за ним, дорожка держала хорошо и даже позволяла давать угла на некоторых поворотах. Еле-еле затормозив у поста пограничников, показали им паспорта и пропуск, отдышались и снова погнали вниз. В какой то момент в голове что-то щелкнуло и казалось, что едем мы не по Грузии, а где-нибудь во Франции. К концу спуска у меня окончательно кончились тормозные колодки и я шумел на всю округу как камаз.
Это был большой и очень увлекательный сброс, с кучей крутых моментов и бурей эмоций, но до хостела нам нужно было набрать еще 350м и это стало сильным испытанием. Ехать вниз не менее утомительно, чем идти вверх и усталость прям аккумулировалась в ногах, спине и плечах. Проехав немного вдоль реки мы увидели куда нам еще предстоит подняться и просто пошли пешком, толкая велики. В хостеле нас ждал тёплый приём, душ, неудобная кровать, виды и очень вкусный ужин. А еще у нас осталось чуть чачи – подарок от Отара, вот это было весьма кстати — отметить такой крутой день!
День 6: До Шатили и в Тбилиси
Время в пути:1 ч. 08 мин
Время в движении:55 мин.
Набор:114 м
Дистанция:18,50 км
Вечером я повесил свою толстовку на перила, чтобы она подсохла, а утром это была пропитанная солью тряпочка, которая сохраняла свою форму, когда её держишь в руках. Про стирку мы с Антоном забыли в этом путешествии, не смотря на то, что периодически в нас летело говно и грязь. Стирал я только носки и трусы, на всю остальную одежду пофиг.
В этот день мы встали довольно рано, но спешить было некуда и мы медленно собирались. Шикарно позавтракали, обсуждая вчерашний день. Антон связался с Катей и договорился, что она нас заберёт из Шатили. Дорога туда оказалась более чем приятная – всё время вниз со средней скоростью 20км/ч, а то и быстрей – как на мотоциклах ехали. Так мы долетели до Шатили всего за час и просто чилили в ожидании Кати.
Полазили по крутой крепости, собрали велики и отправились до Тбилиси.
Выводы:
- К таким приключениям надо готовиться. Я лично почти год ездил вверх много, почти каждый день и в зимний период старался не бросать тренировки – просто знал что мне это пригодится. Как говорится: Тяжело в учении – легко в бою)))) Хотя легко не было ни в учении, ни в бою.
- Для комфорта нужны сумки на раму, стоит подобрать хороший комплект и использовать модульно. Едешь вверх – повесил вещи на велик, едешь вниз – взял, то что на велике держится херово, в рюкзак.
- Минимизировать комплект одежды. Всё путешествие 5 дней мы таскали все пожитки на себе, перемещаясь от одного населенного пункта к другому. Чем меньше тебе тащить на плечах и на велике груза – тем меньше устанешь.
- Использовать крем против натёртостей. Мы использовали Бепантен, но он уже от результатов, а для того чтобы жопу не натирало есть какие то специальные крема типа Antopia Anti Friction. Сам не пробовал, нужно протесть.
- Рисковать разумно. Риск дело благородное, но порой не оправданное. Сломать палец или еще что-то совсем не кайф, нужно трезво оценивать свои возможности и всегда иметь с собой минимальный набор медикаментов. Плюс нужно держать под рукой телефоны службы спасения, они обычно указаны на стендах в туристических центрах.
- Заранее планировать и бронировать хостелы, а еще лучше позвонить и уточнить работают ли они. С нами случился казус: хостел был доступен для бронирования на букинге, но по факту был закрыт, в итоге пришлось импровизировать. Всегда хорошо иметь план Б.
- Коммуницировать с людьми, встречающимися на пути – это как минимум интересно.
- При высоких нагрузках обязательно нужна еда. Как оказалось самое питательное и удобное – это туристические сублиматы. Их хватает часа на 3 и по вкусу они лучше, чем дошираки. Батончики тоже спасают, но быстро сгорают в топке, скорей подходят для лайтового дня.
- Уметь пользоваться картой высот и картой в принципе – это отдельный скилл. Я вот не очень в этом деле подкован, круто, что Антон умеет всё на уровне профи.
- Получай удовольствие от момента всегда – он супер уникален и второго такого же момента уже не будет!
Для тех кто смог все прочитать оставляю ссылку на летний тур по этому же маршруту, он стал несколько проще без этих безпощадных закрутов, но эпичность осталась.
Подробная программа по ссылке на сайте mtbrum.com/. Присоединяйтесь будет круто!
-
добавить в избранное
- +116
- Мнения
Комментарии (4)
nepunk
pustota
pustota
Logoffski