Ремонт и настройкаРемонт карбоновой рамы Lapierre с помощью булыжника


Многие из вас знакомы с тем чувством, что правильные Горы — это когда появляется необходимость починить что-то весьма технологичное подручными средствами. Это всегда оставляет неизгладимое впечатление. До вчерашнего вечера мой хит-лист горных ремонтов возглавлял случай в 2008 году, когда решающую роль в успешной переборке boxxer'а сыграл консервный нож. Похоже, велосипедным богам было угодно, чтобы в этот раз проверку на суровую реальность горного ремонта прошел карбоновый Lapierre. Не повторяйте этого дома.

Так вышло, что я почти лишился участия в SuperD за два дня до гонки. Дело в том, что мне довелось максимально неприятно приземлиться пером лапьера на камень в районе заднего шарнира (аккурат рядом с тормозным диском) и это дало о себе знать. Удар был очень жестким, откололся кусочек карбона с пера, но в целом все выглядело нормально. Проблема, впрочем, все-таки проявилась вчера днем в виде аномальных звуков из подвески. Полтора года с горным катанием все шарниры молчали в тряпочку, ни капли не намекая на какие-либо проблемы и необходимость переборки, поэтому это может показаться странным, но впервые появилась идея все там разобрать и смазать. Благо рядом как раз много светлых умов, которые, если что, помогут советом и сдадут в аренду прямые руки. В общем, как обычно в правильных горах.

Разборка шла прекрасно и сопровождалась приятными удивлениями в виде абсолютно чистых, в заводской смазке, болтов подвески, что подтвердит Андрей Алаторцев, он же Вломобой. Все шло хорошо, пока мы не добрались до шарнира, которым я приземлился в камень. Внешне все было в порядке, мы начали выкручивать болт, он выкрутился из резьбы, но дальше не продвинулся, повис в воздухе, выйдя из шарнира на 1/3. Классическая ситуация, посему никто не придал ей значения.

… спустя 40 минут стало понятно, что правильными ударами аналога резинового молотка болт все равно не двигается ни на мм. Позже окажется, что от того удара об камень визуально абсолютно незаметно овализировалась втулка скольжения в шарнире и заклинила болт.

… спустя час стало ясно, что болт не получается отправить и обратно в шарнир даже просто для того, чтобы привести байк к состоянию «до ремонта».

… спустя полтора часа все идеи закончились, эффекта было ноль, стемнело и приятные желтые лампы освещали тщетные попытки не вылететь из крымского катания. Я, Вломобой и отец Кости Максимова (его заинтересовала удивительная сложность обычного механического затыка) окончательно пришли ко мнению, что дело труба. Я позвонил Вадосу и сказал, что возможно вылечу из SuperD, Артур Кузин любезно предложил свой эндурик на тренировку, а Костя Павлов — свой даунхильный байк — на гонку. 



Понятно, что рамы иногда получают травмы, не совместимые с жизнью, но очень хотелось верить, что лапьер еще послужит и позволит проехать эту шестую горную гонку на его счету.

Примерно через два часа стало ясно, что пациента нужно реанимировать, а для этого нужны решительные меры. На этой стадии мы втроем решительно разобрали байк, уложили его перьями на скамейку, проложили все досками и приготовились...


… бить Lapierre огромным булыжником. Что поделаешь, если удары тяжелыми резиновыми изделиями не помогают, а кататься очень хочется? Как говорится, тщательно зафиксированный пациент в анастезии не нуждается.


Очень важно было попадать строго куда надо, а именно — в этот шестигранник.


Каким же был праздник, когда на какой-то удар это сработало! Болт удалось выбить, по счастью ни один удар не прилетел прямиком в раму.


… Настало уже дело техники, а именно включился технический скилл Вломобоя.


… была аккуратно прочищена резьба, а трофейным ножом Андрею удалось убрать овал внутри втулки.


… взяли чайную ложку и ее обратной стороной промазали густой смазкой все шарниры и, конечно, пострадавший.


Через три часа после появления проблемы с шарниром, на который на трассе было совершено покушение, байк постепенно начал собираться и сегодня утром успешно выехал на даунхильную трассу Лаванда как новый. Тихий, мягкий, словно и не издевались над ним прошлой ночью. В общем, по всем правилам горного ремонта. Желаю и вам, если уж придется испытать такое с какими-то железками, выходить сухими из воды и продолжать кататься. А Lapierre, оказывается, можно чинить булыжником.


Комментарии (56)

0
поздравляю :) успехов в гонке.
avatar

pAnda

0
Бывает...
Лайтовые технологии в сферическом вакууме симпатичны, но вот всплыл еще один из минусов при использовании по назначению на практике. Проще говоря, еще один минус втулок скольжения. Хоть и нечастый в принципе, но кому-то будет поводом для размышлений.

Интересны дальнейшие мысли по использованию рамы после горного ремонта повреждения и завершения гонок. Небезызвестный фторопласт, ИГУСы, утиль?
Последний раз редактировалось
avatar

zyfix

+2
втулку новую закажу (либо оригинальную, либо копию), поставлю и буду кататься дальше.
avatar

Val

0
я бы как минимум перья заменил. Зачем рисковать здоровьем? Серьезные повреждения карбона могут незаметными.
avatar

denis_kabanen

0
так перья там наверное алюминиевые?
avatar

FishKAA

0
перья карбоновые
avatar

Val

+1
проникся постом еще больше :))
avatar

FishKAA

0
так там нет подшипников??
avatar

allan44

+15
А зачем там подшипник? Это задний шарнир, поворачивающийся при полной работе на пару градусов. А так и легко, и жестко.

P.s.: много времени спустя шарнир залюфтил (не тот, который били, а оба). Втулочки просто стерлись. Впрочем, для этого потребовалось больше года. 
Последний раз редактировалось
avatar

Val

0
у меня другой взгляд на втулки скольжения)
avatar

allan44

0
Ок, но почему тогда втулки скольжения в амортах ставят в 99% случаев?
avatar

Val

-2
экономия. в продвинутых рамах подшипники :)
avatar

allan44

+6
Спорное утверждение. Втулки легче)
avatar

racerx

0
не там надо сбрасывать) да и тренды щас не те — пинкбайк вон 12кг среднеходу радуется)))
avatar

allan44

0
пффф, на кочке уже года три как сумели из 12 выйти)
Что, кто то не верит? — forum.dirt.ru/showthread.php?t=165724
Так что розовые чет подотстали малость…
Последний раз редактировалось
avatar

AleksandrSimonov

0
маловероятно)
И доказательство тому — очень плавная и потрясающе тихая работа подвески несмотря на 5 горных гонок за полтора активных сезона, снег, грязь, пыль, керхеры и так далее.
Если, скажем, в Trek Slash там поставили подшипники, но 5 из 5 виденных мной в европе таких байков гремели как консервные банки, то мне такого счастья не надо.
avatar

Val

-6
раскрыть комментарий
avatar

allan44

+7
Не знаю насчет запустить, но данный Лапьер эталон в плане отсутствия посторонних шумов. Очень проникся, когда увидел.

ЗЫ. Но у меня подшипники в единственной подвесной раме) 
avatar

racerx

+1
раньше я считал что молчащий велик это нормально, а теперь это оказывается редкость))
avatar

allan44

0
Ты, наверное, не представляешь насколько он тих))

 
avatar

racerx

-4
ну что тут скажешь) все дураки, кроме тебя))
avatar

allan44

+3
Может быть это нормально в Москве, но точно не на даунхилле в горах. В нем гремит/хрустит любой байк, шадоу+ и пр. Вопрос в том, насколько сильно.
Последний раз редактировалось
avatar

Val

0
а примеры есть?… у треков только видел пдшипники и то, только с одной стороны.
… или я может не так понимаю понятие «продвинутых рам»: )
avatar

dirtman

+1
втулка тож подшипник, просто другого типа
avatar

joozy

+11
А там без вариантов — нагрузки по 500-700 кг роликовому подшипнику небольшого диаметра выдерживать нелегко, не говоря даже про типичные промы на шарах.
Так что всё тяжелонагруженное и перемещающееся на малые расстояния/углы грамотные конструкторы строят только на парах скольжения — ресурс таких узлов выше на порядок.
avatar

Chute

0
честно говоря трудно спорить, так как не владею в идеале теорией по этому поводу, но есть один практический пример: Рама Orbea OIZ (очень похожая на старый кадэйл скальпель) — втулки скольжения в аморте работают максимум сезон без люфта, игольчатый подшипник с enduroforkseal работает в том же месте гораздо дольше, но правда дело ли именно в конструктиве этой пары скольжения дело или в качестве материалов я утверждать не возьмусь, но для «размышлений» инфа думаю сгодится
avatar

kominet

0
заказывали несколько комплектов эндуровких втулок, все люяфтят жутко… смотрю с каждым годом проставок с разными допусками у них все больше: )
avatar

dirtman

0
500-700кг?
avatar

allan44

0
Очевидно да, это же ударная нагрузка, а не просто вес человека
avatar

Val

0
Да, это на максимуме линейной работы. На уровне сэга это 150-200 кг, а при пробое подвески или упоре в бампер ударная будет больше тонны.
Просто посчитай необходимую для полного сжатия пружины силу…
Кстати, на центральный шарнир свингарма типа как у Коны нагрузка ещё в два раза больше.
avatar

Chute

0
однако там подшипники ;)
никому ничего не пытаюсь доказывать, но, например, у джаинта транса х нижний подшипник в ухе аморта 15х24х5, судя по таблицам SKF, имеет базовую нагрузку 0,8кН. в линкейдже макимальная нагрузка показана 1.1кН, так что четыре подшипника с ней должны прекрасно справляться?
 
avatar

allan44

+5
Нормальм считается, когда подшипник работает при 30% от заявленной в таблице нагрузке. Все остальное считается тяжелыми усллвиями эксплуатации.
Если подшипник не делает полного оборота при работе, как в случае подшипников в подвеске, то это очень плохо. Считаю, что лучше в подвеске использовать подшипники скольжения, но они требовательнеек чистоте и смазке.
avatar

BEAR

0
в религиозных спорах не участвую)
avatar

allan44

+6
Выглядело как спор? Я не спорю, тут все очень индивидуально.

PS. Я по работе продаю подшипники и занимаюсь их постпродажным сопровождением, имею доступ к специальной литературе по этой теме.
avatar

BEAR

0
по количеству минусяторов выглядит как спор, хотя я просто своё мнение высказал :)
p.s.: ваше правило 30% от нагрузки, в приведенном мной выше случае, совершненно выполняется.
avatar

allan44

0
Весело! А из чего сделана сама втулка, что её можно виксом расточить? ;-)
Последний раз редактировалось
avatar

Raido

+6
"-Каша!
-Какая?
-Пластиковая..." 
© Кин-дза-дза 
avatar

zyfix

0
Алю.
avatar

Val

0
Это сильно. Прочитав, понял что мои мучения со своим первым Jamis Komodo — всего лишь невинные шалости.
avatar

Demonoid

+7
а я чего-то ничего интересного и сложного, кроме того, что надо было аккуратно попадать по 6граннику камнем, а не по раме, не нашел) Да и по фоткам фиг что поймешь.

По анонсу я подумал что треснуло перо, а вы туда внутрь вырезали и затолкали деревяшку, и так катался:)
Последний раз редактировалось
avatar

misterdx

0
Эту идею с подобными подручными инструментами надо в Бирзман отправить :)
Последний раз редактировалось
avatar

rcpl

+8
Только у нас вы можете приобрести специальный камень и нож для ремонтных работ с втулками скольжения. Для владельцев рам Lapierre действует скидка 20%, торопитесь, количество ограничено!
avatar

racerx

+8
Чтобы они начали продавать специальные булыжники? Спасибо, с меня «инсталляторов рулевой» по 2.5 рубля хватает…
avatar

AleksandrSimonov

+1
Любопытный момент для тех, кто не определился с отношением к раме по итогам этого поста:
Костя Максимов, который собственно и делал все фотографии из этого поста, по итогам увиденного сегодня заявил, что хочет купить такой же лапьер.
Мне кажется, это о чем-то говорит. 
avatar

Val

+4
Это говорит о том, что он знает к кому обращаться с ремонтом)

Шутка, конечно. Раме респект, что выдержала такое и спокойно работает. 
avatar

racerx

0
надеюсь, это было последнее подобное испытание для этой рамы, хотя бы в этом сезоне. Хотелось бы увидеть её под Мишей в гонках и в следующем году.
avatar

amstafff

0
Вот это я понимаю — вот это реклама продукции… «Наши сверхвысокие технологии настолько технологичны, что при желании, починить их можно даже булыжником)» А не только инструментами за дикие деньги. И это, я считаю — правильно.
Одно меня интересует — это что за нож у Вломо такой? Что им можно металлические втулки остругивать…
avatar

AleksandrSimonov

0
Швейцарский Викторинокс, скорее всего ) Как, правда, им алюминий стругать — я сам не понимаю )
avatar

Raido

0
Не, викторинокс Артура мы пожалели, Андрей это делал своим ножом, найденным когда-то в поезде Москва-Магнитогорск.
avatar

Val

+1
вот они, секретные космические технологии… кто то ими просто в поездах разбрасывется…
avatar

AleksandrSimonov

+7
а фото пера с отколотым кусочком будет?) это ж самое интересное)
avatar

diablo

0
там ничего не увидеть особо, просто стесаный карбон как бывает на шлемах
avatar

Val

0
это тока на крутых шлемах стёсаный карбон)))
«Удар был очень жестким, откололся кусочек карбона с пера» ну покажииииииииии)))
ну макросъёмку сделай...
avatar

diablo

0
при совместном катании покажу, иначе макросъемка нужна
avatar

Val

0
придётся совместо покатать)) я правда врядли смогу за тобой много крутить, но договорились)
avatar

diablo

+1
нормально) я одному из участников смог помочь таким же образом с вилкой, правда до суперд он не рискнул ковырять ее. отвалилась пластиковая хрень от алюминиевой трубки в картридже эйр ю-тюрн. хрень не иначе, по другому назвать сие творение РШ не могу. она была обвальцована по диаметру одной кольцевой губой, ессесно в горах она не выдержала и хрень просто провалилась внутрь тубы. от этого вилочка работала только в согнанном виде. из инструментов были: кувалда (изза влияния пивка отказались от просто молотка), напильник (рабочая часть — та, что вставляется в деревянную рукоять, коей не было вообще), обрезок от деревянной швабры и собственно рабочий «стол» в виде пенька во дворе. значит куском швабры пластиковую хрень вернули на свое место парой ударов изнутри тубы (с диаметром четко подгадалось), напильником и кувалдой обвальцевали заново заводскую губу и добавили рядом точечных вальцовок. вуаля, человек доволен и ушел выкидывать кирпичи)
Последний раз редактировалось
avatar

evolvent

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.