Журнал Райдер — Всаднику для головы. Испытываем 20 велошлемов: теория и практика
Сидит, не дергается, дышит – угадайте с трех раз! Да, хороший шлем – это не только надежная защита, но и удобство, и вентиляция. В придирчивые руки наших райдеров-испытателей и в лабораторию на опыты попали 20 моделей для трейлрайда и эндуро.
Когда трасса щедро потчует коктейлем из адреналина и эндорфинов, не так уж сложно пропустить несговорчивый корешок – и… бум! Ох уж эти тысячи засад, подстерегающие наслаждающегося катанием райдера! И посадка не каждый раз оказывается мягкой. Каждый уважающий себя райдер знает об этом и не пренебрегает защитой такой важной вещи, как голова. Если ремешки шлема болтаются, и пряжки не подтянуты – разгильдяй такой райдер, и шлем ему не поможет! Он будет ныть, что шлем ему жмет и мешает, а голова в нем потная.
Сняли лапшу с ушей? Тогда надеваем шлем и подстраиваем его под себя, чтобы плотно сидел и хорошо проветривался. Большинство шлемов можно подстроить под любую голову. Но, чтобы Вам было легче выбрать из широкого ассортимента шлем, достойной вашей черепной коробки, и не ломать голову над безопасностью, «Райдер» провел испытания 20 -ти моделей ценой до 139 евро.
И чтоб никаких подзатыльников
Давно ушли в прошлое времена, когда шлем для MTB отличался от гоночного лишь пристегивающимся козырьком. Нынче все ждут от производителя особого предупредительного отношения к потребностям райдеров каждого из направлений – от кросс-кантри (КК) до эндуро. В мире олмаунтин (АМ) и эндуро принято защищать голову шлемом, закрывающим затылок. Конечно, они тяжелее моделей для КК и трейлрайдинга (ТР), но такова плата за усиленную защиту. В среднем для испытанных «Райдером» моделей это 348 г против 274 г соответственно, или 30% разницы.
Вне зависимости от маркировки и назначения – будь то АМ, КК или эндуро – мы измерили высоту защиты затылка всех проходивших испытания шлемов, приняв за нулевую линию нижний контур классического КК-полушлема Mavic Syncro. Результатом стала сводная таблица, в которой неожиданным образом расположились друг относительно друга, например, такие именитые АМ-бренды, как Cube и Cannondale и КК-шлем от Uvex.
Некоторые системы крепления шлемов регулируются по высоте. Можно пропустить хвостик между шлемом и колесиком храповика.
Шлемы для КК и ТР: недорогие и легкие
В список участников испытаний вошли шлемы для КК/ТР с довольно большим ценовым разбегом – от весьма недорогих Rose («Суперцена») за 60 евро, до дорогостоящих Northwave с цифрой 130 евро на ценнике. Но даже при такой кратной разнице, как показало сравнение, комфорт, малый вес и хорошая вентиляция – это вовсе не вопрос цены. Взять, например, второго лауреата в категории «Суперцена» — Bell Event XC: за каких-то 80 евро Вы получаете достойную вентиляцию, легкость и удобство. Хотя, некоторым испытателям этот экземпляр немного давил на голову и доставлял некоторый дискомфорт. Но абсолютным победителем в своем сегменте стал Mavic Syncro. Равномерное распределение обильных потоков воздуха и легкость крепления не оставили конкурентам ни одного шанса.
Совет: Покупая шлем, прежде всего убедитесть, что его форма и размер соответствуют голове. Для этого наденьте шлем и, не закрепляя его на голове, проверьте насколько свободно он сидит: покрутите его из стороны в сторону и вперед-назад. Недопустимо, чтобы шлем сдавливал голову, но и болтаться на ней как ведро он тоже не должен. Если плотно сидящий шлем не вызывает у Вас болезненных ощущений, то это будет лучшим вариантом по сравнению с более просторной моделью.
Броня покрепче для тех, кто любит пожестче
Высота перекрытия затылка у шлемов категории ОМ/эндуро достигает 4,3 см, и отнюдь не только ради защиты как таковой. По мнению испытателей «округлые» модели шлемов более плотно сидели на голове, поскольку система крепления охватывала голову почти со всех сторон. Также перед проверкой важно убедиться, что шлем и его крепления мирно уживаются с Вашими очками. И лучше всего в комбинации с эндуро-шлемами показали себя очки с гибкими дужками.
Звание победителя в категории КК заслуженно досталось модели Uvex Stivo, покорившей испытателей удобством ношения и крепления на голове. На пятки ему наступал «настоящий олмаунтиновец» Casco Cuda, но его подвели 40 евро разницы в цене.
РАЗБОР ПОЛЕТОВ
ГИБКИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОНКИ, БЕЗУСЛОВНО ПОВЫШАЮТ КОМФОРТ. СОВЕРШЕНСТВУЮТСЯ И СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ. ИСПЫТАНИЯ ПОКАЗАЛИ, КАКИЕ ИЗ НОВИНОК ОПРАВДЫВАЮТ СЕБЯ НА ПРАКТИКЕ, А КАКИЕ ВЫЗЫВАЮТ ВОПРОСЫ
РАЗБОР ПОЛЕТОВ
ГИБКИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОНКИ, БЕЗУСЛОВНО ПОВЫШАЮТ КОМФОРТ. СОВЕРШЕНСТВУЮТСЯ И СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ. ИСПЫТАНИЯ ПОКАЗАЛИ, КАКИЕ ИЗ НОВИНОК ОПРАВДЫВАЮТ СЕБЯ НА ПРАКТИКЕ, А КАКИЕ ВЫЗЫВАЮТ ВОПРОСЫ
Ked Немецкая основательность. Регулировочное кольцо Trailon настраивается как по высоте, так и по длине. А еще у этого шлема предусмотрено очень удобное крепление ремешков (фото справа) с защелкой сверху.
Sixsixone Шлемы Sixsixone, Cube и Lazer выпускаются с магнитными застежками, с которыми легко управляется даже ребенок. Но по надежности они не должны уступать пластиковым.
Scott В модель ARX (в частности) встроен механизм «мультинаправленной защиты» (MIPS), для поглощения вращательной энергии. Независимого подтверждения ее эффекта у нас нет.
Giro Сшитые треугольником ремешки Feature, конечно, весят меньше и выглядят элегантно. Однако это снизило гибкость подгонки, и ремешки под ухом теперь нельзя расправить.
Kali Будьте внимательны! Установленная на голове камера может при падении сработать как рычаг и стать причиной травмы. С другой стороны, встроенное крепление – это удобно.
КАК ИСПЫТЫВАЛИ ШЛЕМЫ
Мы подвергли 20 шлемов практическим испытаниям, оценили их удобство, а также при помощи термосканера собственной разработки «заглянули» под каждый шлем и измерили температуру.
Лабораторные испытания: Горячей голове каждого райдера требуется правильное охлаждение. Его-то мы и проверили при помощи термографии. Для этого каждую модель мы закрепляли на стеклянной голове манекена со специальным покрытием, подбирая размер таким образом, чтобы выдерживалось стандартное расстояние между бровями и козырьком. Затем мы подбирали угол наклона шлема, соответствующий обычному наклону туловища трейл-райдера (около 45–50°) при катании. После этого в течение одного и того же времени «голова» с каждым шлемом обдувалась потоком разогретого воздуха постоянной температуры (верхняя картинка слева). И, наконец, сняв шлем с подопытной головы, мы проводили термографию последней (нижняя картинка). При этом для большей наглядности изображений, мы инвертировали температурный профиль – то есть самые разогретые участки отображаются как самые охлажденные, и наоборот. Таким образом, на опубликованных картинках самым теплым участкам соответствует красный цвет. Переход от желтого цвета к зеленому и от зеленого – к синему соответствует нарастанию охлаждения. Краш-тест на этот раз мы решили не проводить, поскольку наши прежние совместные испытания с TÜV Süd показали, что все шлемы полностью удовлетворяют требованиям стандарта EN-1078, хотя характеристики поглощения удара несколько различаются.
Сверху: «голова» со шлемом в потоке воздуха. Внизу: термография без шлема показывает профиль «охлаждения».
Полевые испытания: команда из восьми испытателей оценивала шлемы, прежде всего, по комфортности ношения, удобству формы и удобству крепления. Не замеченными не остались ни одна давящая на голову точка и ни одна недоработка в застежках, и, конечно же, райдеры не обошли вниманием недостатки внутренней конструкции шлемов и соскальзывание при тряске.
Критерии оценки: результаты лабораторных и полевых испытаний оценивались следующим образом. Вклад качества вентиляции в общую оценку составляет 35%, удобства формы – 25%, комфортности ношения – 25%, легкости – 15%.
Доли в % пропорциональны вкладу в общую оценку | РД = регулировочный диск; ЗФ = застежка-фастекс; ЗТ = застежка-трещотка (храповик); МЗ = магнитная застежка
В ДВУХ СЛОВАХ: В плюсах у КК-шлемов меньший вес и больший комфорт за меньшие деньги, тогда как шлемы для АМ/эндуро могу похвастаться лучшей защитой и более плотным креплением на голове. Важно: только правильно закрепленный шлем защитит Вас при падении. Правило: настолько плотно, насколько возможно и настолько свободно, насколько нужно.
____________________
О Журнале «Райдер»:
Вебсайт — mountain-rider.ru
Скачать журнал из Google Play
Скачать журнал из iTunes (iPad)
Скачать приложение «Мастерская райдера» из Google Play
Скачать приложение «Мастерская райдера» из iTunes (iPhone)
-
добавить в избранное
4
- +66
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (30)
Offout
Burnmann
jewish4x
Burnmann
Data_Link
RiderMag
Burnmann
Aveega
Проводить такие испытания в (или специально для) России/Украине/Беларуси/Казахстане — основной «территории» «Райдера» мы наверняка когда-нибудь тоже будем, но сейчас это невозможно, ни организационно, ни (главное) по бюджету. Наверное ни для кого не секрет, что прежние веложурналы в России почили именно по финансовым причинам. А мы открылись в кризис )) Ровно потому, что организационная модель «Райдера» достаточно малозатратна. Все сейчас делается фактически двумя людьми от и до (перевод, редактирование, верстка, интерактив, сайт, приложения, формальная сторона, распространение и т.д.). Плюсы: журнал есть и будет
есть, и цены на него не будут заоблачными (обсудим тут отдельно), качество оригинала, технологии оригинала. Минусы (пока): отсутствие полноценной редакции «на месте», скромный бюджет на фрилансеров, отсутствие собственной лаборатории и райдеров-испытателей в регионе. Преодолеем? Да, постепенно. Нужна нам помощь с этим — да, очень. Немецкому журналу двадцать лет, нам три месяца с начала проекта, половина из которых ушла на то, чтобы убедить а) немцев выходить на русскоязычный рынок; б) российского партнера отважиться на такой проект в кризис (велись переговоры и с Казахстаном, пока в процесс, будем искать партнеров на/в Украине и в Беларуси, уже ищем). Дальнейшая динамика зависит от поддержки читателей и рекламодателей (спасибо Scott/Fischer и Shimano/Normark — прошу прощения, в данном случае это именно благодарность, а не реклама и valilenk).Поэтому :)) Поэтому, есть предложение. Поскольку общее восприятие проекта уже более-менее становится очевидным (спасибо!) и вопрос исключительно в его развитии, мы постараемся на ранних этапах подготовки подобных материалов узнавать о них и собирать здесь предложения о том, что хотелось бы включать в такие испытания — думаю, несколько дополнительных моделей включить будет не сложно. Дальше будет вопрос к производителям/дистрибьюторам, хотя вряд ли кто будет против. Но это займет определенное время, конечно. Прошу прощения за «многабукав» )) И спасибо за комментарии и понимание.
RiderMag
ilyamaksimov
RiderMag
ilyamaksimov
RiderMag
Data_Link
RiderMag
Журналы никогда не помешают)
YakuT
RiderMag
т.к. сразу много новостей)
YakuT
RiderMag
millenium15061985
millenium15061985
RiderMag
millenium15061985
Data_Link
talovds
RiderMag
talovds
RiderMag
Ziko
RiderMag