Новое железоNorland Cycles project, или "сделай сам".


Максимиллиан-Питер Вон Шпейер (можно просто Макс) живет в Чили. Больше года назад он решил воплотить в жизнь идею, которая долго не давала ему покоя. Макс хотел спроектировать и создать лучшую даунхильную раму из всех, когда-либо сделанных в Чили.
Чили не то чтобы славится даунхильными рамами, поэтому, на первый взгляд, задача Макса может показаться не такой уж и сложной. Однако все не так просто. Макс изучает индустриальный дизайн, и рама должна была стать его дипломным проектом, поэтому к работе нужно было подойти крайне ответственно. Макс понимал, что изобрести что-то кардинально новое, а, тем более, воплотить это своими силами, мягко говоря не очень просто. Но что, если попробовать улучшить уже известные конструкции? Рама, пока существовавшая только в мечтах Макса, должна была быть простой, но, в то же время, крепкой, легкой, и отлично работающей. Так появился бренд Norland Cycles — дипломный проект подразумевал не только разработку рамы, но и создание бренда, с его последующим продвижением. К тому же, Макс серьезно задумался над тем, чтобы попробовать создать вполне реальную компанию, пусть и гаражного формата, в которой он смог бы реализовать себя как инженер и дизайнер. Общая концепция рамы была такой: использование двух цепей, чтобы изолировать работу подвески от педалирования, максимально легкая, но прочная конструкция, а также эксперименты с материалами — Макс решил попробовать использовать в конструкции стеклопластик/фибергласс, аналогичный применяемому в аэрокосмической отрасли, которая является его вторым, после велосипедов, хобби.
Первые проекты рамы уже существовали на уровне 3D-чертежей, но Максу, не имеющему опыта проектирования именно велосипедных рам, нужна была помощь. Ее оказал Ян Уоткинс (Yann Watkins) — инженер-проектировщик с большим опытом работы над велосипедными рамами. Он в подробностях рассказал Максу о кинематике подвески, плечах, рычагах и т.д. Также поддержку оказала венгерская компания Racooz Software, разработавшая широко известную программу Linkage. Благодаря поддержке Racooz Software, Макс получил возможность протестировать все свои идеи, чтобы получить представление о том, насколько они эффективны.

Благодаря Яну и экспериментам в Linkage, Макс быстро понял, что задний амортизатор в его первых проектах рамы расположен чересчур высоко, и повышает центр тяжести. К этому времени уже было выбрано место для основного шарнира (это стало самой трудной задачей, позже Макс самокритично признал, что был уверен в том, что это будет намного проще), и стало понятно, что расположить амортизатор вертикально, не изменяя расположение оси шарнира, можно только с использованием мотолинка.
Первые идеи с мотолинком были интересными, но Максу не понравился дизайн задней части рамы. Да и передней тоже:

Последующие вариации были уже больше похожи на то, что Макс хотел увидеть в конечном итоге:
 
Занимаясь проектированием рамы, Макс, одновременно с этим, общался с потенциальными спонсорами — его бюджет был крайне ограничен. В Чили никто особо не рвался спонсировать проект — поддержку Максу оказала только компания Motorex, снабдившая его смазочными материалами и маслами, а также Пернос Сото — небольшой дистрибьютор болтов и подшипников. Местный интернет-магазин — Kaoz Bikes — помог с несколькими небольшими запчастями. Основная же помощь пришла из за границы. Канадские компании Elka suspension и Race Face снабдили Макса задним амортизатором, шатунами, рулем, подседельным штырем и т.д. Американцы из Diverse Suspension прислали титановую пружину для заднего амортизатора. Японцы из Kowa — даунхильную вилку Kowa 200GF. Покрышками Макса обеспечили Continental, польский Dartmoor предоставил втулки, спицы, и различную мелочевку, а Mozartt Components изготовили кастомный успокоитель и детали двухцепного привода. Spank прислал обода, звезды и цепь, а грузовая компания TNT-Lit помогла с доставкой, договорилась с таможней, а также импортировала для Макса необходимые для изготовления рамы материалы, которые нельзя было найти в Чили.

Друг Макса — Майкл Лечке, подарил ему еще одну пару колес — старые желтые Deemax, которые было решено использовать при первом показе прототипа.

Тем временем Макс окончательно утвердил дизайн рамы, и пришло время приступать к ее изготовлению. Первоначально идея Макса состояла в том, чтобы изготовить «скелет» рамы из алюминия, а затем добавить стеклопластиковое «оперение», которое должно было увеличить жесткость и прочность рамы. Впрочем, с алюминиевыми сплавами, и их обработкой, по словам Макса, в Чили все достаточно печально, так что для первой рамы был использован «скелет» из хромомолибдена. Его, впрочем, только предстояло сварить. В изготовлении рамы Максу помогло несколько компаний — Jetstream Chilie изготовило мотолинк и часть алюминиевых деталей. Кстати, вы видели, как металл режут водой (гидроабразивная резка)? Можете посмотреть:


 
Компании Tormex, Bettoli, Bacigalupo, изготовили эксцентриковую каретку, дропауты, шарниры, и недостающие детали для системы с двумя цепями. А друг Макса — Густаво, занимающийся сваркой стальных рам под брендом «Majin», занялся сваркой каркаса из стальных труб, приехавших из США. Дедлайном проекта стала середина февраля — 20го февраля должен был состояться городской даунхилл Valparaiso Cerro Abajo, и байк планировалось представить именно на нем.
Сварка рамы:


После завершения сварочных работ, на раму был установлен мотолинк и задний амортизатор:

А затем все остальные компоненты, за исключением цепей и переключателя:

Теперь предстояло подружить сталь со стеклопластиком. Поскольку поставщик хромомолибденовых труб ошибся, и прислал трубы с вдвое большей толщиной стенок, а времени на ожидание новых труб уже не оставалось, в стеклопластик было решено одеть только переднюю часть рамы — задней прочности хватало уже в любом случае.
Передний треугольник обретает завершенный вид:

Прототип собирался в ночь перед гонкой. К счастью, все мелкие проблемы были решены, и утром следующего дня абсолютно счастливый Макс, до сих пор не верящий, что все получилось, отправился на даунхилл со своим новым байком:
 

Сам Грасия, подробно рассмотрев байк, сказал «Cool». Байк произвел фурор — никто, включая местных райдеров, не мог даже предположить, что рама изготовлена в Чили. Макс был счастлив.
 

Сейчас Макс занят адаптацией к своей раме плавающего тормоза, а также изготовлением нового мотолинка — предыдущий, сделанный из довольно мягкого сплава, получился, по мнению Макса чересчур тяжелым. Теперь же в его распоряжении оказались болванки сплава 7075, которые ему прислали друзья из Mozartt Components, поэтому новый линк, который будет прочнее, жестче, и легче старого, можно будет увидеть уже очень скоро. Также в ближайшем будущем Макс обещает подробную презентацию своей рамы, где, в частности, будет ее полная геометрия, ответы на вопросы «почему стеклопластик?» и т.д. С другой стороны — так ли уж это важно по большому счету? Человек захотел воплотить в жизнь свою идею — и сделал это. На мой взгляд, это и есть самое главное во всей этой истории.

по материалам pinkbike.com 
  • Поделиться
  • добавить в избранное
  • +39
  • Мнения
?
Tits are better than Strava

Комментарии (21)

+4
Люди продолжают изобретать велосипед и при этом весьма успешно.
Главное захотеть. Достойно для первой попытки=)
avatar

MbIKOJIA

0
А почем такие вилки нонче?
avatar

Werewolf

0
от 1.5к euro
avatar

MbIKOJIA

0
Молодец! Побольше бы таких людей! Да и компании не упустили шанс себя прорекламировать и помочь человеку. Ну прям утро бодрячком ))))
avatar

lifegiver

+3
Думается мне стеклопластик онли для красоты.
avatar

maxxis

+2
Нравится как выглядит. В отличие от Николая(знаю что на святое покушаюсь:)).

Только кажется Макс прогадал с длиной верхней цепи. На маленькой звёздочке сзади переклюк уже почти в максимум натянут…
avatar

TWR_DUUALL

0
там лапка на сколько я понимаю длинная, для неё это нормальное поведение.
avatar

lokki

0
Не ну просто куда она дальше будет загибаться. По идее ближе к перу нижнему. А там уже не так много места осталась.
avatar

TWR_DUUALL

0
ну достаточно в общем-то. У меня примрерно так же выглядит максимально натянутая цепь на хт с длинной лапой, естественно если смотреть относительно промежуточной звезды.
avatar

lokki

0
а зачем ей дальше-то загибаться? шарнир линка концентричен с верхней звездой, изменения длины цепи нет
avatar

thresh

+2
Цепь не резиновая. Когда на б0льшие звёзды переходить будем, то переклюк загибается в сторону пера. Куда там он ещё будет загибаться если дальше уже практически некуда?

Так переклюк выглядит на самой большой звезде сзади…
avatar

TWR_DUUALL

0
Ты не учитываешь 2 вещи: длинную лапку и то что переклюк может натянуться параллельно перу.
Хотя по прикидкам да, на 2-3 звезду может и не хватить, но вплоть до 20-22Т 100% хватит. Длинная лапка обманчиво выглядит, вроде всё, а на самом деле длинны ещё незнамо сколько.
avatar

lokki

+1
да, действительно, сорри за невнимательность. с другой стороны вполне может быть что кассета была поставлена по принципу «что есть», и в данхилле всё равно 32 звезда сзади бессмысленна и не используется
avatar

thresh

0
Думаю, что в купе с отсутствием педалей, это просто «выстовочная антиугоночная система» ;)
avatar

schmel

0
Кто-нибудь может объяснить про стеклопалстик? Из статьи не понятно, каим образом им будет покрыватся рама. Я примерно могу себе представить один вариант (обмотка пропитаной смолой карбоновой нитью между трубами возле стакана и каретки), но вот дополнительную прочность он врятли добавит.
avatar

asx

+2
«Занимаясь проектированием рамы, Макс, одновременно с этим, общался с потенциальными спонсорами — его бюджет был крайне ограничен.»
Договариваться он явно умеет.
avatar

Gregory777

0
Таким увлечённым студентам всегда с радостью помогают.
avatar

Aux

0
Впечатляет, но я тоже не понял ситуацию с трубами и стеклопластиком.
avatar

timur

0
этого пока никто не понимает)
ждем пояснений автора рамы
avatar

kubas

0
А что тут не понимать — армирование металлической конструкции композитом. Достаточно распространенная вещ. Необходимо обеспечить должный контакт композита и каркаса, а так же пропорционально нагрузкам в узлах нанести композит. С металлом полиэфирная и эпоксидная смола очень неплохо взаимодействуют (единственное что даже площади крупно отпескостуеной трубы врятли хватит — я бы применил дополнительные точечные наварки). Короче тут помоему больше декоративная функция: слишком мал слой на стакане да и других узлах + небольшая площадь соприкосновения.
avatar

BlackApple

0
Рама кстати похожа на одну из моделей Бруклинбайкс получилась.
avatar

asx

Комментировать


Зарегистрируйтесь, либо авторизуйтесь с помощью социальной сети или введите логин