Новое железоFlight Attendant, беспроводная интеллектуальная система управления подвеской от SRAM.



Последние несколько месяцев нам регулярно показывали электронные “коробочки” на вилках и амортизаторах Rock Shox, а учитывая наличие на рынке не слишком популярной, но при этом топовой системы ЛИСА Живой Клапан, несложно было догадаться о скорой презентации этого продукта.
Встречайте, Rock Shox Flight Attendant!




Прежде чем перейти к описанию того, что сотворили разрабы из SRAM стоит подумать, почему этот продукт вообще появился. Как мне кажется, классические решения, связанные с подвеской велосипеда, такие как телескопические вилки и амортизаторы с гидравлическим демпфером достигли определенного предела в своём развитии! За последние лет 10 у практически любого райдера есть возможность покататься на подвеске уровня Чемпионата Мира! Купив FOX DHX2 или Boxxer c тюнингом от FAST пользователь получал фактически эталонный уровень работы, а ещё большее усложнение конструкции или появление всяких проприетарных решений, типа амортизаторов DRCV только показывало насколько хороши типичные продукты на рынке- обойти их по работе без изысков и костылей невозможно. И тут электронный клапан, который работает без проводов, может управляться не банальными силами, сжимающими подвеску быстро/медленно, а любым сенсором извне, хоть телефоном, и это крайне интересный вектор развития.
Почему это может получиться? Ну как минимум потому что электровелосипеды стали новым драйвером рынка и заряжать что-то это ежедневный ритуал у жителя мегаполиса, который и является покупателем таких технологических новинок. Помимо всего прочего, у Rock Shox есть старший брат в лице SRAM, который является самым передовым в плане внедрения электроники в трансмиссии и измерители мощности в нижнем ценовом диапазоне (Привет, RIVAL AXS), а значит все решения в велосипеде могут быть намного более гармоничны, чем был вариант от FOX.

Но перейдём непосредственно к железу.
Сразу же отмечу, что пока вся система доступна только на велосипедах в сборе и не продаётся отдельно.
Если вы следили за сливами фотографий предсерийных вилок и амортизаторов последнее время, то ничего принципиально нового вы не увидите. 
Система состоит из трёх модулей- один в вилке, другой в амортизатор и третий в валу шатунов. В каждом модуле имеются датчики перемещения и электроника, интерпретирующая показания, далее по беспроводному интерфейсу раз в 5 миллисекунд они обмениваются информацией и и решают как в данную секунду подстроить подвеску под наиболее эффективную работу. Датчик в системе нужен для определения, крутите ли вы педали или нет и в отличии от банального магнитика он будет срабатывать быстрее. Главным элементом всей системы является модуль в вилке, пока он будет доступен в моделях ZEB, Pike и Lyrik в исполнениях Ultimate.

Но в чём же соль?! А она в том, что Rock Shox решили делать Flight Attendant не для кросс-кантри и трэйла, а скорее нацелилась на сегмент эндуро и алл-манутина, то есть для велосипедов с ходами подвесок 150+ мм! По заверениям компании приоритетом при разработке было не навредить работе подвески на спусках. Амортизатор и вилка будут менять свои режимы работы независимо, что должно быть весьма хорошо на техничных апхилах.



Самым важным и сложным, как уже было сказано выше, является модуль управления в вилке, который помимо прочего является ещё и мозгом системы, а также имеет пульт управления с индикатором режимов работы. Питание осуществляется от стандартной батареи SRAM AXS, за что владельцы беспроводных Ревёрбов и Иглов скорее всего скажут спасибо, благо этот стандарт батарей является одним из самых распространенных на рынке, да и цена батареи не высока. Риск зацепить за это место ногой конечно остаётся, но как заверили нас разработчики это наилучшее место с точки зрения удобства эксплуатации и надёжности. На верхней части, где у нас обычно находится регулировка компрессии теперь располагается пульт управления с 5 светодиодными индикаторами и тремя кнопками. Именно тут вы будете выбирать режимы работы или подстраивать их, если не купите отдельную манетку, но об этом позже. 
Индикаторы работы сделаны так, что при езде указывает отдельно в каком режиме работают и вилка и амортизатор.



Три кнопки используются для настройки низкоскоростной компрессии, подстройки авто-режима и переключения в ручной режим управления подвеской. Для тех, кого бесит мигание светодиодов имеется “ночной режим” как в электричках от Specialized, когда индикаторы загораются только при включении системы после сна.



Внешний беспроводной модуль амортизатор расположен рядом с расширительным бачком, на том месте, где вы привыкли видеть переключатель режимов работы типично амортизатора для эндуро. Пока доступен всего один вариант исполнения на основе модели Super Deluxe Ultimate. К счастью, у амортизатора оставлена физическая крутилка отскока, а вот компрессией будет управлять уже только центральный модуль системы по сигналу датчиков с амотизатора.


Третий, самый простой модуль находится в валу системы. Что особенно круто, он съемный, а значит может быть установлен и в иные шатуны, а питается он из-за физических ограничений не от аккумулятора AXS, а от батарейки стандарта ААА! Физические размеры рассчитаны для совместимости с любыми шатунами стандарта DUB, а вся система может работать и без него, но с несколько меньшей точностью. 

Если какой-либо из модулей выйдет из строя, либо сядут батареи вся система перейдёт в открытый режим работы, наиболее комфортный для катания вниз!



Вся система требует однократной калибровки для начала работы, для этого используется фирменное приложение SRAM AXS, в котором вы сможете сконнектить датчики друг с другом, задать для них базовые значения (сэг, углы наклона велосипеда, итд). Дальше без особых необходимостей пользоваться им не нужно, что не может не радовать, параметры, важные в катании регулируются прямо на велосипеде.



В электровелосипедах мы привыкли, что имеются дополнительные органы управления работой мотора, это может быть пульт на руле, или кнопка на верхней трубе, или даже экран как у Бош. В данном случае SRAM выпустили новый двухкнопочный тригер-манетку под левую руку. Одна кнопка отвечает за работу беспроводного Reverb, другая будет менять режимы работы подвески, что максимально приятно, без всяких проводов, как вам такое, Shimano?!

Ну а что же в работе в плане работы?
Базовый функционал системы это автоматическое переключение между тремя режимами компрессии как в вилке Pike или Lyrik — Спуск / Педалирование / Подъём.
В режиме “Спуск “система Flight Attendant полностью отключена и компрессия в вилке настраивается кнопками на короне, в следующих же режимах, переход в которые происходит по сигналам датчиков от амортизатора и шатунов НСК зажимается и мы получаем либо более упругую работу для пологих трэйлов, или гладких байкпарковых трасс, либо максимально зажатую подвеску, когда нам надо просто долго и равномерно крутить вверх. 


Но не мог же Rock Shox остановиться на такой банальщине. У системы есть парочка приятных фишек. Первая, это точная подстройка авторежима под свой режим эксплуатации. Изначальная заводская регулировка считается за условный “0” в системе отсчёта, и есть возможность сделать систему как жестче, так и мягче по два уровня в каждую сторону. Крайне полезная функция, если вы меняете условия катания с домашних трйэлов на байкпарк или сильно прокачали изуху за сезон. Точная подстройка так же влияет на время нахождения подвески в открытом или закрытом положении. Если вы выбрали максимально “апхильный” режим, то на мелких неровностях подвеска не будет переходить в режим Трэил, а после спуска на открытой компрессии будет максимально быстро переходить в более крутильный режим. Вполне себе вариант для эндуро гонок, когда у тебя нет времени ждать зажатия подвески после каменной секции, и ты начинаешь крутить практически сразу как только появляется плоский участок. В обратном случае, в максимально “даунхильном” режиме, алгоритмы будут стараться держать подвеску в максимально распущенном состоянии даже когда вы крутите педали, что может весьма пригодиться, если в вашем катании подъёмы будут техничные, но не сильно длинные.

Во-вторых, ручной режим! Да, вся магия самостоятельной подстройки велосипеда под трассу уходит, но в некоторых случая это и не нужно! Просто выбираешь кнопками на вилке нужный режим и катаешься в нём. Подойдёт для тех кто имеет действительно байк для всего и в субботу катает с друзьями на кантрийниках, а в воскресенье поехал популять темы на местный дх-спот.

Ну и режим Override на сладкое. Наиболее логичным назначит его на вторую клавишу новой левой манетки AXS, как хоткей. Как это работает? По нажатию на кнопку вы мгновенно переходите в заранее выбранный режим компрессии. Хоть от полностью открытого в полностью закрытый! Зачем, спросите вы? А как насчёт прокачать кочки на парковой трассе, где всё остальное время вы едите на открытой подвеске, чтобы не отбить руки по тормозным кочкам?! Или вариант когда по нажатию кнопки вы открываете вилку для коротких и злых спусков, а всё остальное время педалируете максимально эффективно?! Даже просто при катании накатом можно оставлять подвеску более собранной чтобы пампить на как будто сильно более “маленьком” велосипеде.



А что там с ценой? Увы, поскольку система не продаётся отдельно сказать точную цену мы не можем. Но можно отталкиваться от того, что “базовый” Specialized S-Works Enduro имеет РРЦ $10500, а версия с Flight Attendant уже $12500. Вот на эти $2000 и стоит рассчитывать тем, кто захочет приобрести себе новинку. Естественно, эту сумму надо добавить к уже и так топовому велосипеду. Ну и про прибавку в весе не забываем. Общий вес электроники и батареек составляет около 300 грамм.


Интересно, а SRAM выпустит зарядку на 4-5 батарей сразу? А то получается веселье: одна в заднем переключателе, одна в турбодилде, две в подвеске, ещё одну в карман про запас… Спасибо, что хоть одного стандарта пока!
  • Поделиться
  • добавить в избранное
    1
  • +89
  • Мнения

Комментарии (5)

+20
Смешанные чувства от осознания, что твой эндурик в сборе стоит как акселерометр с шаговым двигателем к подвеске…
avatar

fb_1196330000423647

+21
Адекватная цена, там же блютус!!!
avatar

DirtJumper

+20
Интересно жить в во время таких вот открытий и ноухау в велоиндустрии. Жаль, что денег на все эти «ноухау» нет..)
avatar

The_Skywalker

+13
так без денег они и не нужны )
avatar

Sabiland

0
так можно смотреть, но не трогать.
avatar

AntonBike

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.