Новое железоВсякие вундерваффе от Auckland Cycle Works


Что у вас здесь происходит?

Велоиндустрия двигается вперёд на происках маркетологов и экспериментах. Гэри Юинг, владеющий веломагазином в Великобритании, один из таких любителей экспериментов. В 2021 году, когда на дворе была пандемия, у Гэри появилось много свободного времени, которое он решил посветить этим самым экспериментам. Почти двадцать лет назад Гэри катался с легендой гонок на выносливость Майком Холлом, и вот в разговоре Майк вспомнил, как сделал для школьной научной выставки велосипед с URT-дизайном (это когда каретка расположена на заднем треугольнике) и смещающейся назад осью. URT-дизайн быстро набрал популярность в 90-х из-за хорошей эффективности при педалировании при наличии задней подвески, но также быстро ушёл в небытие. Конструкции были самыми разнообразными, начиная от вполне понятного Schwinn Homegrown на фото ниже:


И заканчивая достаточно упоротым бесшарнирным Castellano BowTi, которую построил один из пионеров MTB Стив Поттс.


По совокупности причин, в том числе из-за стрёмной геометрии, которая на торможении становилась ещё стрёмнее, от концепции URT довольно быстро отказались. Но Гэри было интересно, можно ли построить раму с URT-дизайном, VPP и смещающейся назад осью, чтобы компенсировать хронические болячки URT. «URT казался неисправимо плохой концепцией, но мне было интересно: что может получиться, если совместить его с другими, таким же упоротыми идеями?» Обычно люди придумывают свои протоипы рам с уверенностью, что это будет если и не чем-то революционным, то точно чем-то годным (спойлер: обычно получается фигня). Гэри же был уверен, что получится какая-то фигня!

"Я начал весь этот проект, думая, что сделаю что-то, смутно похожее на идею Майка, как дань уважения ему и попутно освою кучу новых навыков. А на выходе получу безумную раму, которую можно повесить на стену моего магазина, и интересное видео для YouTube." — Гэри

Так появились прототипы от Auckland Cycle Works. Для расчёта изначальных параметров использовался не САПР, а конструктор Lego Technic. Не так изящно, зато можно быстро вносить изменения и смотреть что получается на практике. Гэри с детства возился с Lego Technic, так что для старта этого хватило позаглаза. Ему всё же пришлось немного изучить Fusion 360, чтобы делать линки на ЧПУ. Но глубже в изучение программы Гэри погружаться не стал, понимая, что на доводку своих навыков до уровня средненького специалиста ему могут потребоваться годы.

Первый прототип вообще не должен был нормально использоваться, так что Гэри не парился по поводу угла подседела (и знал, как этот косяк исправить в будущем). В лучших традициях современных производителей — на самые интересные места был натянут чехол. Что пустили на донорство не указано, можно попытаться угадать в комментариях, что за рама подверглась «улучшениям».


Но после воплощения первого прототипа в металле, Гэри с удивлением обнаружил, что иногда он работал хорошо. На мелких звёздах сзади подвеска раскачивалась аки шлюпка в шторм, но вот на больших — велосипед практически не качался при педалировании. Несмотря на специфическую фичу велосипедов URT с увеличением угла рулевой и уменьшением колёсной базы на торможении — прототип вёл себя сильно лучше, чем планировалось изначально. Хотя, это не спасло его от праведного распила ножовкой и переделки во второй прототип.


Вторая версия отлично вела себя на гладких синглтреках, но ужасная кинематика подвески URT перечёркивала все плюсы на рельефе. Трудно не заметить колхоз второго прототипа из первого. «Я заплатил только за прочные сварные швы. Красивые швы стоят дополнительных денег.» — говорит Гэри.


На втором прототипе стало понятно, что от концепции URT нужно отказываться и Гэри был практически готов завершить свои изыскания. Но потом пришло «озарение», Гэри смекнул, что некоторые из понравившихся характеристик можно оставить, а каретку — просто перенести в «нормальное» место на переднем треугольнике. Третий прототип он уже построил с нуля из сталюки, добавив ещё и хай-пивот с регулируемым положением дополнительного ролика «для точной настройки педалирования и работы подвески.»


У третьего прототипа появилось и название — Marra. В нём 190мм хода, 480мм рич, 645мм стэк и 63° у рулевой. Заявка на патент подвески уже подана. Удивительным образом оказалось, что положение дополнительного ролика, которое позволяет педалировать максимально эффективно, совпадает с положением для максимально эффективной работы подвески. У переднего крепления аморта есть куча точек крепления, которые Гэри насверлил экспериментируя с его расположением.


Гэри не удивлён, что теперь на спусках и расколбасе байк ведёт себя хорошо, ведь в первой половине хода задняя ось сильно смещается назад, а потом ползёт практически вертикально вверх. Но он всё же планирует подкорректировать длину перьев, слегка их укоротив.


А недавняя поездка в Ле Же ещё и показала, что велосипед отлично педалируется (насколько это можно на 190мм хода). Видео есть на youtube. В будущем Гэри планирует ещё поиграться с линками и слегка уменьшить ход подвески.


Попутно Гэри работает над 120мм байком, который должен быть выполнен по технологии, схожей с велосипедами от Atherton bikes. Кроме него есть ещё и даунхилльный прототип, который практически идентичен Marra, но с дополнительным линком для изменения кинематики подвески, делающий её более линейной в начале хода и прогрессивнее в конце.


Попозже Гэри планирует сделать и электричку, а пока в августе ему предстоит получить окончательное решение по патенту, в сентябре он планирует поучаствовать на Marra в гонке на велосипедном фестивале Tweedlove, а затем посетить выставку Bespoked Handmade Bicycle Show в октябре. Так что у Гэри довольно насыщенный график. Следить за успехами Auckland Cycle Works можно в youtube или на страничке в инсте.

  • Поделиться
  • добавить в избранное
    1
  • +64
  • Мнения
?
Неформальный чатик 26-го, например

Комментарии (37)

+15
Лютая дичь. Мне нравится!
avatar

SergeiZ

0
Сейчас в GT увидят этот пост и возродят свой I-Drive, прикрутив к нему хай-пивот!
avatar

TApoK

+22
… и приварив каретку к переднему треугольнику?

У них был юбилейный видос, даже вроде несколько серий. О подвесках, как они дрочили этот АйДрайв, какой он крутой и в конце такие «Теперь у нас ФСР, наконец-то мы получили идеальную подвеску...» Я чуть со смеху не лопнул как ловко они переобулись.

(ничего плохого про АйДрайв сказать не могу, кроме вот этого прикола из видео)
Последний раз редактировалось
avatar

pustota

0
Не FSR, а LТS. Все-таки, помни, кто это первым сделал, а не кто первым запантентовал.
Последний раз редактировалось
avatar

Polkovnik

+2
А «линк Хорста» тогда откуда пошло?
avatar

GeraRuckus

+3
ты хочешь истории? давай ))
Я просто набросаю тегов: Хорст Лейтнери, AMP Research, подробнее тут mmbhof.org/horst-leitner/
Здесь видно, кто участовал в разработке, а кто просто купил.
 
avatar

Polkovnik

+7
Спасибо)
Получается, «Линк Хорста» — наиболее правильное название.
avatar

GeraRuckus

0
мменно.
но есть ещё один факт, который мало кто заметил: патент FSR на год моложе появления серийного LTS.
Последний раз редактировалось
avatar

Polkovnik

0
Можно написать «классическая четырёхрычажка» или что-то типа. Теперь у неё множество названий, по одному на бренд. Сути не меняет.

avatar

pustota

+21
в начале у тебя было «переобулись», а теперь «сути не меняет». У меня не горит, но лишний раз напомню, что появление ID, как и слезание с этой платформы, было напрямую связано с эволюцией ДХ и аортизаторов. Хочешь поговорить об этом — я поясню, мне не лень и сделаю это подробно, только для начала будь последователен, уверен в том, что пишешь и готов аргументировать свои мысли. Мне не хочется рефлексировать на троллинг или пустобреха.
Последний раз редактировалось
avatar

Polkovnik

+9
Я бы с удовольствием почитал!
avatar

lokki

+15
Я бы тоже почитал. Может отдельный пост? Думаю тут многим было бы интересно!
avatar

SergeiZ

+32
Наверное, с «подробно» я погорячился, сорри. На отдельный пост не нахохлюсь, но, раз вызвался пояснить — извольте. Вообще, эта тема освещалась в «винтажных» рубриках GT/Cannondale и, поковыряв архив Триальной ветки, можно её найти. Я же поделюсь основными моментами.
ДХ-гонки середины 90-х сильно отличались от того, что мы наблюдаем сегодня. Они были длиннее (до 8 минут против сегодняшних 3-4) и намного более «крутильными». Тогда и появился «парад подвесок», где каждый участвующий в игре бренд искал золотую середину между амортизацией и трансмиссиией. Надо сказать, что рынок амортизаторов того времени не блистал разнообразием, так как их пришедшие из мото производители не видели больших перспектив в развиии мтб-гравити и не спешили вкладываться. Поэтому в отличие от сегодня, когда любой амортизатор можно настроить под платформу подвески, если он вписывается в неё размерами, в то время подвеску строили вокруг амортизатора. Одним из исключений был Foes, да и то, если не учитывать его как производителя амортизации, сделавшего уникальный амо для собственной рамы. Плюс, каждый из брендов смотрел дальше чем ДХ, и хотел приспособить платформу не только для длиннходных гоночных, но и «нормальных» байков хотя бы затем. чтобы ровным слоем размазать затраты на её производство по всей продаваемой линейке. Вот три основных момента, фактор которых был определяющим в 90-х и которые почти ничего не значат сейчас. Имеенно этим я могу объснить «похожесть» современных байков после стольких попыток каждого из брендов создать то, что бы ло бы одновременно и уникальным и эффетивным.
Что касается Ай-Драйв — мне повезло быть свидетелем этой секты от её появления до заката. Естественно, не без вопросов к её дизайну и обслуживанию, но без сомений в её работе. Наверное, это вопрос веры, но шум вокруг первых поколений VPP (с их привязкой к размеру ведущей зведы) я тоже не могу объяснить ничем, кроме религии во имя «святого плюша». Прикольно ещё и то, что идею ID удалось применить в подвесах всех типов, что повлияло на стоимость конечного продукта -> его востребовавнность в массах. А потом началась эволюция, вызванная не только новыми требованиями к катанию, но и упрощению массового продукта при продолжающихся играх в большом спорте. Так подшипник вокруг каретки был заменен более простой парой шарниров с линком, а затем в перья поселился ещё один шарнир, связавший ID с Хорстом. А ещё через несколько лет за ненадобностью отказались и от ID. 
Перелом случился где-то в середиине нулевых, когда произошел сдвиг всех трех факторов, о которых я написал выше. Рынок подвесов взлетел, появились новые игроки на рынке амортизации и даже Фокс отказался от жидкого азота в демфере и вдруг оказался готов сделать амортизатор под любые хотелки производителя рамы. Наступила эра «умной амортизации». способной решать большинство проблем и связанной с их решением сложной конструкции рамы. Изменился подход к катанию, а обрадованные ростом рынка бренды смогли себе позволить более не заниматься унификацией и сконцентрироваться на конкретной подвеске для рамы конкретного типа гонок. Унификация пришла в другом — в решении, что можно сделать просто и дешего, а «лицо» бренда определяется доступностью продукта и его дизайном, но никак не его уникальностью, что в общем-то грустно.
Простите, если немного сумбурно, пишу «на коленке». Если что упустил — спрашивайте. Расскажу что ещё вспомню. Если есть инстерес — всегда приятно его насытить.
  
Последний раз редактировалось
avatar

Polkovnik

0
Любопытно и очень интересно, спасибо!
avatar

SergeiZ

0
Я не на столько в теме всей истории подвесок и не думал, что кого-то задену этой неточностью. Сути то это на самом деле не меняет. Какая разница как назвать четырёхрычажку? И повторюсь, я ничего не имею против GT и ID в частности. Большая и неотъемлемая часть истории. 
И да, с радостью почитаю)
Последний раз редактировалось
avatar

pustota

+11
Прочитал с интересом, как развлекаются дядьки-инженеры-райдеры в свободное время, пока не в самом конце не уткнулся в «Попутно Гэри работает над 120мм байком, который должен быть выполнен по технологии, схожей с велосипедами от Atherton bikes.», рендере на экране, планы на «электричку» и тд. 
То есть дядька то не так прост, как показалось сначала. 
avatar

Chute

+9
Это полиция! Медленно положи сварочный аппарат на землю и никто не пострадает!
avatar

SilentSquidward

+17
Кинематика разных версий проектировалась «тут отпилим, тут приварим, туда прикрутим»
Тупа  один прямой линк линк снизу в середину  переставил на новое ухо привареное к подседелке, а второй, треугольный, распилил и сделал из него два, самый верхний и самый нижний. Подседельная  тоже, пильнул и приварил рядом тут же на пенёк XD)))





avatar

amstafff

0
С заботой о экологии!
avatar

pustota

+4
Могу я призвать в тему уважаемых Сальтухина и Раскладного с пояснением, чем эта НеВПП отличается от ВПП и стоило ли городить огород?
Как показал нам в своих статьях не менее уважаемый Вермахточек, почти любую кинематику можно собрать и на однорычажке, кроме явно S-образного движения колеса (вот только зачем, и главное, на..), ну и ВПП сейчас бесплатный.
avatar

nepunk

+10
1) Чем отличается? Смотря о какой из картинок идёт речь. На заглавной фотке самая обычная ВПП по определению. Ну есть «высокий шарнир» с доп. роликом. Это глобальной роли не играет. В фотках прототипов можно заметить каретку в заднем треугольнике, что в общем-то нехило добавляет неподрессоренной массы в работу подвески, что должно хорошо сказаться на работе подвески при разгонах педалями, и хреново сказаться на работе подвески при накате. Так никто не делает) Даже лицемерные ГТ отошли от этой херни при первой же возможности)
2) Стоило ли городить? Нам неизвестны конкретные цифры, которые хотел получить автор проекта. И судя по тому, как его бросало из горячего в холодное, он сам не особо аналитически понимал, что хотел. Или понимал, но хотел убедиться в живую)
3) Одношарниркой НЕЛЬЗЯ получить такой же потенциал характеристик, какой можно получить многошарнирками. Многошарнирки охватывают намного более широкий диапазон характеритстик. Ты любой многошарниркой можешь покрыть одношарнирку, но не наоборот. Да, в некотором поле характеристик без разницы, одно- или много-. А где-то задача решается только многошарниркой и иногда даже только определённым типом многошарнирки. Либо ты неверно понял слова Антона, перейдя от частного к общему, либо Антон гдк-то не прав — нужен дословный источник твоего пересказа.
Последний раз редактировалось
avatar

GeraRuckus

+5
товарищ nepunk говорил не про одношарнирку, а про однорычажку!
avatar

barberry_mtb

+2
Зная необязательность людей в использовании строгих терминов, а также то, что Антон проектировал именно одношарнирки, я написал свой ответ в таком ключе.
Если Непанк внесёт ясность, что он имел в виду именно однорычажки, то я заново отвечу с учётом этого.
avatar

GeraRuckus

+3
Смысл всей тирады Антона был в том, что можно, но почему-то никто особо далеко от кривых, доступных однорычажкам, всё равно не уходит. Т.е. в теории-то да, но в теории и из буханки можно троллейбус сделать.
avatar

lokki

0
Да, речь об этом, спасибо.
avatar

nepunk

0
Никто?)
Ну-ну)
Пусть Антон одношарниркой попробует получить «не особо далёкие» характеристики подвески как от Аурума 6.х, например)
По прогрессии сразу провал.
По брейксквату априори провал.

Я не отрицаю, что есть бездарно использованные многошарнирки, где такие же или очень близкие характеристики можно получить одношарниркой, но Антон для своей статьи взял выгодную подборку рам и принизил значимость некоторых параметров.
avatar

GeraRuckus

0
По брейксквату большой вопрос, что лучше — клевание носом при торможении всегда, или некоторые затупы при торможении там, где тормозить в принципе неправильно. По прогрессии — во-первых, можно те характеристики в студию? Во-вторых, то, сколько разных «самых лучших» кривых прогрессии по мне значит примерно то же — сколько людей, столько мнений. Ну и втретьих, доп линки позволяют получить те самые «самые лучшие» кривые с недосягаемой для четырёхрычажек жёсткостью на скручивание, что тоже немаловажный параметр.
avatar

lokki

0
А я нигде не утверждаю, что одно лучше другого. Причём тут этот текст вообще? Я пишу про потенциальные характеристики и привёл пример, в котором одношарнирка никак не удовлетворит гипотетическим требованиям райдера, а именно в большой прогрессии 3 -> 2 (Комменс Суприм 2015 имеет похужую прогрессию) и ненулевому брейксквату.
Графики предоставить сейчас не могу, но в той же статье Антон упоминает 3...4 рамы с большой прогрессией, для завуалированного примера того, чего не может однлшарнирка. У Норки прогрессия тоже большая — мне можно верить)
Всё упирается в требования райдеров и поиск компромиссов проектировщиками.
Последний раз редактировалось
avatar

GeraRuckus

0
Всё упирается в требования райдеров и поиск компромиссов проектировщиками.
Вот тут полностью с тобой соглашусь. Просто часто возникает ощущение, что по одношарниркам и однорычажкам твоё мнение исключительно фу-фу)

По поводу сильной прогрессии — вроде бы положение а-ля рейны с корзиной могут что-то подобное дать, но там вылезут проблемы с компоновкой в полный рост. Но проверять это в том же линкейдже в любом случае влом...
avatar

lokki

0
Я хорошо отношусь ко всем типам подвески при условии их уместного и эффективного использования)
У меня у самого 2 однорычажки с доп. линками)

А моя нелюбовь кажется потому, что мне не нравится попытка Антона, скрыв некоторые вещи, убедить людей, что одношарнирка якобы почти всегда может быть на равне с многошарнирками.
Последний раз редактировалось
avatar

GeraRuckus

0
Да незачем кого-то убеждать.
Угадай, какую подвеску сделают хипстеры в гараже при любом раскладе, а какую — любая контора со своей идеологией Единственно Правильной Подвески после снятия лицензионных ограничений на ВПП :D
Последний раз редактировалось
avatar

nepunk

0
Ну на сколько я помню, первые кувалды были с единственно правильной подвеской сначала ;)
avatar

lokki

0
Каретка на перьях не прокатила, каретка на основной части рамы слишком скучно, надо сделать каретку на линке между ними, лучше с регулировкой. Или это опять получится какой-то патент GT?
avatar

Chute

+3


avatar

Romirezz

+3
чтож, надеемся в будущем, у гэри будет поменьше побольше свободного времени, чтобы он смог ещё пару линков запихнуть в это чудовище
Последний раз редактировалось
avatar

ayzls

+3
Троллейбус из буханки.jpg
Последний раз редактировалось
avatar

Coil

+3


avatar

Oto59

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.