AlienBike.ru — "F*ck it. This is Enduro."
Видосы от крутых прорайдеров, раздающих випы на космического размера пролётах, стильные стритеры с молоденькими подругами в коротких шортах, стремительные парни в лайкре, влетающие в подъёмы не сбавляя темпа. Прошли беспокойные вечера размышлений, метаний между стилями и направлениями, юзер справился с атакующими его со всех сторон потоками информации, и кажется сделал свой выбор.
И этот выбор — эндуро!
Почему эндуро? Истинные причины нам не так интересны. Всё решено, и дело казалось бы за малым – выбрать коня под свою задачу. Да так, что бы потом, не пришлось искать задачу под коня ;)
И в этот момент, если наш друг не сильно стеснён финансами и при этом хоть немного пытлив и любознателен, возрастает реальный риск угодить в настоящие джунгли из производителей, моделей и модификаций, в огромном множестве обитающих в ореоле трейл/эндуро направлений. Хода подвески, размеры колёс, типы подвесок, углы, длина перьев, высота каретки… циферки нападают и начинают делать с мозгом именно ЭТО!
Что же, попробуем уберечь нервные клетки юзера, посмотреть на некоторые велосипеды и вместе подумать над выбором… Подопытными кроликами здесь станут для нас эндурики от Propain (логично, вот они, тут рядом стоят). Уже изученный Tyee и ещё загадочный и толком не понятный 2Face. Соберём всё, что мы о них знаем и проведём краткое сравнение с другими, наиболее яркими моделями, представленными на рынке.
Правда, в этот раз не будем обращать внимание на комплектацию, поговорим только о геометрии рам, ходах подвесок и, пожалуй, размере колёс.
Первый пункт – то, на что смотрит любой ездун, думающий о двухподвесе – ход подвески.
Tyee — это сформировавшаяся классика эндуро, а именно 160 мм с обоих сторон. 2Face уже поменьше, 145 мм. В принципе, мы привыкли к тому, что 145 мм это характеристика именно «трейлового» велосипеда, но здесь уже не 26 а 27.5, а это катит уже не так, как катили трейловые байки двух – трёх летней давности.
Propain Tyee
Propain 2Face
145 или 160? Здесь солидарностью и не пахнет. Devinci Dixon, к примеру, имеет 145 мм под задом и 160 мм на вилке. И этот велосипед, на 26 колёсах, отлично справляется с Air DH гонками в Вистлере.
А кто то вообще любит хардтейлы ;)
Дальше больше
Один из параметров, создающих ощущение действительно классного велосипеда – угол рулевой. Пусть ваш велосипед длинный как поезд, но тупой угол, превратит его в тупой и опасный поезд. И многие готовы заплатить приличные деньги за «энглсет», то есть за уверенность, идущую в комплекте с недостоющим градусом ;)
Вам вниз по склону? Не забывайте, именно пологий угол рулевой, «прощает», «вывозит» и просто помогает не убраться в тот момент, когда «не сильно скилованный» райдер расслабляется и немного теряет концентрацию.
В этом аспекте у Propain всё довольно хорошо. Обе модельки отличаются агрессивными, заваленными углами. Tyee — 65.5 гр. 2Face — 66.5 гр. Кто-то может сказать о значениях чрезмерных для работы в подъёмах, но помня о вилках с быстрым изменением хода, и о том, что мы выбираем именно «велосипед для человека», на этот момент можно не обращать внимание.
Итак, разница в 1 градус, и вроде как, менее хардкорный 2Face должен быть нервознее, но колёса то здесь больше, и это как бы компенсирует ;)
И даже если отвлечься от Tyee и обратить внимание на характеристики ряда других моделей:
2Face со своими 66.5° стоит в ряду моделей, заточенных скорее под валилово вниз, чем вверх.
Теперь опустимся ближе к земле и поговорим о высоте каретки, центре тяжести и так любимой всеми в последнее время теме – длине перьев.
«Snake Style»
Раньше велосипед был относительно короткий и высокий. Современный велосипед длинный, распластанный по земле, с центром тяжести задвинутым в самый пол.
Прогресс, неустанно толкаемый гонщиками, сказался и на рядовых катальщиках. Пологий угол рулевой и длинная база. Линки и амортизатор, собранные вокруг каретки. Всё это уже давно перестало быть маркетинговым ходом. Да и сама каретка вместе с райдером, сейчас всё больше прижимается к земле, принося целостность шатунов в жертву крутости поворота (привет Суоранда!).
В целом, вся конструкция современного велосипеда работает на ездока. Максимально облегчает ему управление велосипедом, позволяя меньше думать о том, как ты едешь, а больше о том — куда.
Дальше… Хит-парад кареток:
В этой табличку затесался забавный велосипед, несколько выбивающийся из общего ряда. Это Specialized Enduro 29. Высота каретки: 335 мм и 351 мм. В «дилер буке» и на сайте Спеша в течении года везде фигурировала цифра 335. Но недавняя статья на «Розовом велосипеде» спутала все карты. Заявленная там высота каретки: 351 мм для всех карбоновых 29 рам. А вот алюминиевые братья идут со старыми показателями, 335 мм. WTF! =)
ПС: Универсальные солдаты – Stumpjumper FSR 29, те же – 335 мм.
Длинные или короткие перья?
Ньюскул в контактах над рулём или работа от каретки?
Летс холивар бегин!
Но прежде чем взяться за выяснение того, какими перьями лучше отталкиваться от контруклонов, вспомним на секунду о том, что речь идёт не о ДХ. Держа в голове все плюсы лайтовых и резвых эндуро байков, которые можно активно эксплуатировать в заездах слалома, мини и гравити ДХ, не забывайте об одном важном моменте: если инженер работает над велосипедом для эндуро, он стремится научить его ездить не только вниз, но и, чёрт побери, вверх по склону! И решается эта проблема не только установкой новомодной 11 скоростной системы ;)
И если система предпочтений юзера допускает систематическое покорение разного рода возвышенностей, длина перьев выходит отнють не на последний план.
Настоящему любителю апхилов, перья более 430 мм не должны казаться чрезмерно длинными. Такая геометрия отлично отрабатывает на подъёмах, борясь с желанием велосипеда подняться на заднее колесо, и отправить ездока вниз по склону.
С другой стороны, если не гоняться за майкой горного короля, не напряжно кататься в топталках, работать от каретки по методе «Дяди Сёмы», стоит обратить внимание на велосипеды с перьями меньшей длины, вплоть до каноничных 419 мм. Сами знаете у кого ;)
Пока не хватает только пункта про «Ньюскул», вот и он…
Как было отмечено в той самой статье на «Розовом велосипеде» — век топталок закончился. Да, там говорилось про гоночное ДХ, но в настоящем эндуро он и не мог начаться в принципе. Конечно, тут же крутить нужно =)
Но, собственно, к чему это? Геометрия современных велосипедов такова, что угол рулевой заваливается всё больше и больше, рич растёт ничуть не отставая, и в месте с этими изменениями, меняется и стиль езды.
Райдер уже не располагается над кареткой, нежно придерживая руль руками. Новая геометрия рождает новую технику: передняя часть велосипеда загружается в значительно большей степени, чем раньше, а заднее колесо, остаётся недогруженным, в контролируемых заносах двигаясь за передним.
И в этих условиях, эффективная загрузка педалей – топталок практически неосуществима. Опустив пятки – не достать до руля. Нависая на руле – не загрузить педали. А перемещаться по кокпиту туда сюда неудобно, он длинный как чёрт знает что.
А это всё к чему? А пожалуй к тому, что в агрессивной «ньюскульной» геометрии теряется необходимость коротких перьев, но возрастает роль угла рулевой. Как-то так =)
Трубы
Взаимоотношения величины рича и длины верхней трубы довольно интересны. Рич отвечает за расстояние между «точками крепления» велосипеда к райдеру стоящему в педалях в «боевом положении». Но если же ваше «боевое положение» подразумевает частый контакт седла и «пятой точки», актуальной уже становится длина верхней трубы (горизонтальная).
И в обоих случаях велосипед с чуть большими цифрами будет удобнее и комфортнее в управлении. Помогая райдеру в формировании правильного, низкого положения в кокпите.
Сортируем по длине верхней трубы:
Теперь сортируем по РИЧ. Жаль, не все производители считают эту информацию важной =)
Колёса это круто. А крутые колёса — это ещё круче ;)
Какие колёса нужны человеку? Этот животрепещущий вопрос можно оставить на финал статьи.
О маленьких колёсах мы и так всё знаем, теперь поговорим о среднем и большом формате.
Большие колёса хороши там, где можно валить и валить, наслаждаясь длинными трейлами, бесконечными флоу и тд. При этом, если нет задачи стильно виповать и закладывать тейбл топы в опозит, большие колёса становятся идеальным выбором. Они действительно круто катят, но только если вы держите темп. На коротких склонах, на закрученных синглтреках с перекладками, на постоянных разгонах и торможениях, с ними придётся тяжко.
Средние колёса. Мало того, что они модные до ужаса. Они… можно сказать функциональны. Глупо отрицать факт того, что они действительно чуть лучше катят и чуть лучше держат. А если лучше, то почему бы и нет? =)
27.5 не так сильно проигрывают 26 в ускорениях и не так «прямолинейны» в воздухе как 29. Вам не придётся быть таким же крутым как Кёртис Кин, что бы заложить тейбл топ.
Рядовой юзер может смело смотреть в сторону «среднего формата». Он не принесёт с собой никаких новых сложностей… ну по крайней мере, с точки зрения катания ;)
Tyee 26 или 27.5
2Face 27.5 only
2Face, появившийся совсем недавно, разрабатывался исключительно под колёса 27.5, а вот с Tyee немного другая история.
В 2012 году, когда рама была в стадии разработки, немцы не рассчитывали на 27.5. Но позже, видя перспективность нового формата, быстро выточили дропауты увеличенной длины, позволив юзеру самому выбрать подходящий размер.
Сказалась и предельно низкая каретка, заложенная в оригинальную конструкцию Tyee (342 мм). При установке 27.5 она поднимается на 1 сантиметр, но при этом остаётся в разумных пределах, не ломая геометрию чрезмерным завышением центра тяжести. На тот же сантиметр вырастает и база, вплоть до 1181 мм для ростовки М, компенсируя незначительное увеличение высоты ЦТ.
Последнее. Немного о не целевом использовании велосипедов.
Не будем сейчас о такой крутой штуке как СТРИТЕЦ, поговорим о чём-то, что больше похоже на настоящее катание. Например, о эндуро велосипедах в мини ДХ, слаломе и катании на плоских спотах.
Если допускается, какая то из этих сфер применения, а скорее всего так и есть, выбор должен быть ещё более осмысленным и осторожным.
В идеале, перед покупкой, отжать похожий велосипед у друга и попробовать его в деле. Иначе, можно столкнуться с полным непониманием того, почему ЭТО едет именно так, и совершенно отказывается ехать по другому.
Как велосипед дёргается в банни хоп? На сколько легко выходит на мануал? Как управляется в воздухе? Работая над эндуро велосипедом, нженеры не всегда задумываются над такими вопросами. И это логично =)
Но даже если вы разобрались с подходящей для вас геометрией, не забывайте о том, что навеска стоящая на велосипеда в заводской комплектации, скорее всего не будет подходить для ваших не стандартных целей.
Не так давно, мы развлекались пытаясь серфить на Стампи 29. Даже после установки 50мм выноса ничего не получилось =)
А вот Enduro Comp 29 в ростовке L, в стоке выдёргивался просто замечательно.
Так же как и Tyee со своими не самыми короткими, 430 мм перьями. Но здесь 26 колёса, и все «уличные темы» даются на нём играючи.
В сухом остатке: Собрать лайтовый велосипед для фанового катания в городе и области, объединяющий в себе свойства подвеса и хардтейла, на базе эндурика – возможно. Скорее всего это не будет комплит. И скорее всего он не будет собираться по правилам построения чистого эндуро аппарата. Но то, что задача реализуема – однозначно.
Ну и какой же вывод? Пожалуй, главное — определиться с тем, чего действительно хочется =)
-
добавить в избранное
1
- +50
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (41)
mor
bambr
Data_Link
bambr
Просто напомнил, про разные ростовки не забывать, буквы не у всех совпадают.
mor
bambr
По поводу высоты каретки — мне кажется, это идиотский ни о чем не говорящий параметр. Вот высота каретки относительно осей — совсем другое дело. Глянешь, и понятно, в плюсе каретка или в минусе, насколько низко в минусе.
velikain
Data_Link
velikain
CIX
Или махнуть детали с кем-нибуть, или снять со сломанной рамы.
velikain
CIX
tyee крут конечно как минимум тем что до сих пор на 26
CIX
Yue
bambr
mor
Амерекосы же в дюймах меряют, а для санитиметров думаю округляют. Надо в дюймах проверить
Yue
AntonChehov
Чего не кто не минусует за сигарету и бухло? )
MaksimBiev
Gorgut
Enduro??? Hahaha wtf is enduro??? Its called mountain bike, my parents where doing it 20 years ago. Get fucked mtb industry
2face очь понравился, 27.5 и не овер100500 хода
mitcos
kerasin
Knolly
Yue
Knolly
Yue
Knolly
Yue
Дина перьев: изменяемая.
Размер колес: изменяемый (в зависимости от длины перьев 27.5 или 26).
Стандарт оси: изменяемый (135, 142, 150).
Ход подвески: изменяемый.
Угол: изменяемый (в зависимости от положения амортизатора и установленной вилки).
Остался вопрос, вы трейсер в каком сетапе сравнивали?
BEAR
Tracer 275 — intensecycles.com/portfolio-item/tracer-275/
Tracer T275 — intensecycles.com/portfolio-item/tracer-t275/
Yue
BEAR
Yue
BEAR
bambr
Yue
Knolly
AxeL
Aux
bambr
Aux
Хотелось бы чтоб все кто продвигают свой товар были настолко «в теме».
з.ы. Смотрю вот на спеки своего эндуроспеша 08 года: по ричу ростовка М — 450 мм.
Раньше была L-ка и там вообще 480 мм. У кого еще такое может быть кроме мундрекера интересно?)
GAAff