Блог компании ChillenGrillen — Transition Bikes: Геометрия современного велосипеда. Часть 1: ETT vs. Reach
Геометрия велосипеда может быть весьма запутанным делом. Практически невозможно знать все о том, как велосипед будет вести себя в реальности, только лишь глядя на цифры и параметры геометрии (не говоря уже о том, что все эти цифры ничего вам не скажут о работе подвески). Но мы часто слышим подобного рода анализ свойств велосипеда по цифрам, да что греха таить, мы сами иногда так делаем. Проблемы возникают тогда, когда райдер фокусируется на отдельных цифрах вместо того, чтобы понять, как они взаимодействуют друг с другом.
Нет готовых правильных ответов на этот вопрос. В конце концов, у каждого человека есть свои личные предпочтения и ощущения, и мы надеемся, что наша серия статей даст вам основы для более глубокого понимания геометрии горных велосипедов. Мы постараемся объяснять доступно, хотя некоторым из вас может показаться, что в статьях рассматриваются совсем простые вещи. Однако нам часто встречались довольно продвинутые райдеры, у которых были пробелы в этой области. Даже изучая основы, вы можете найти какие-то новые для себя идеи. Надеемся, это поможет вам воспринимать геометрию байка и цифры как единое взаимосвязанное целое. Именно так ее воспринимаем мы.
ЧАСТЬ 1: ETT (EFFECTIVE TOP TUBE) vs. РИЧ (REACH).
Эффективная длина верхней трубы (далее ЕТТ) – традиционный способ измерения длины велосипеда или рамы. ЕТТ определяется как длина горизонтальной прямой от центра рулевого стакана до центра подседельной трубы или подседельного штыря. Эта длина хорошо характеризует длину байка, когда вы сидите в седле.
Рич (Reach) – новый способ измерения длины байка. Для его измерения используется та же горизонтальная прямая от центра рулевого стакана, но измерения производятся до пересечения с вертикальной прямой, проходящей через центр кареточного стакана рамы. Эта цифра характеризует то, насколько длинным ощущается байк в положении «стоя на педалях».
Итак, параметр рич определяет длину кокпита, когда вы стоите на педалях, а ЕТТ характеризует кокпит только когда вы сидите в седле, которое к тому же выставлено на определенной высоте. Оба этих параметра важны, и их всегда стоит рассматривать вместе, но сегодня мы уделяем больше внимание именно параметру рич. Когда мы катаем агрессивно – мы стоим на педалях, а не сидим в седле, так что получается, что именно рич больше влияет на то, как конкретный райдер ощущает современный трейловый или АМ байк.
Очень часто люди слишком много внимания уделяют длине ЕТТ. В общем, сегодня четко видна тенденция к удлинению передней части велосипедов. Но удлинить кокпит можно тремя способами: удлинить ЕТТ, увеличить рич, или первое и второе вместе. Райдеры, которые обращают внимание только на длину ЕТТ, не замечая рич, могут купить себе более короткий байк, чем им требуется. Потому что не все помнят, что угол подседельной трубы сильно влияет на ЕТТ, но никак не влияет на рич байка. Давайте посмотрим, что происходит, когда мы делаем угол подседельной трубы острее:
ЕТТ теперь длиннее, но рич при этом никак не изменился. Иными словами, нетрудно представить ситуацию, когда ЕТТ «байка А» равен ЕТТ «байка Б», но рич «байка А» короче, чем у «байка Б», потому что у «байка А» угол подседельной трубы более острый. Это случается, и довольно часто. В этом случае «байк А» хорошо ощущается, когда райдер сидит в седле, но длина кокпита оказывается слишком короткой, райдеру не хватает места для смещения при агрессивном катании стоя на педалях.
Острый угол подседельной трубы обеспечивает адекватную длину ЕТТ, но никак не помогает райдеру смещаться относительно байка, стоя на педалях. Есть и другие последствия острого угла подседельной трубы. Центр тяжести райдера, когда он сидит в седле, будет ближе к задней оси, что вызовет дополнительные усилия, чтобы удержать переднее колесо на земле при вкручивании вверх, так же снижается эффективность педалирования. Чем выше райдер и чем выше поднято седло, тем более сильным будет этот негативный эффект, поскольку седло будет смещаться назад еще больше. Так почему вместо того, чтобы уменьшать угол подседельной трубы, не увеличить рич, тем самым увеличив и ЕТТ? И мы получим правильную и удобную позицию и в седле, и стоя на педалях.
Еще одна общая проблема с ЕТТ заключается в том, что этот параметр зависит от высоты седла, и даже на одной и той же раме райдеры с разным ростом могут по-разному ощущать велосипед. Рич – более постоянный параметр. Рассмотрим райдера ростом 180 см и два велосипеда, оба велосипеда «по паспорту» имеют ЕТТ = 610 мм, но у них отличается угол подседельной трубы. ЕТТ всегда измеряется по горизонтальной прямой от центра рулевого стакана. А теперь представим, что седло на этих байках выставлено на 10 см выше этой горизонтальной линии. Байк с более острым углом подседела будет ощущаться длиннее, хотя на бумаге у них одинаковое ЕТТ. Так что фраза «Я предпочитаю байк с ЕТТ = …» на самом деле не совсем содержательна.
Более длинный рич так же означает большее расстояние от центра кареточного стакана до оси переднего колеса.
Представим, что вы взяли какую-то раму и увеличили рич на 25 мм. Расстояние от каретки до передней оси также увеличится, и у байка в целом увеличится колесная база. Теперь вы можете укоротить нижние перья, чтобы вернуть длину колесной базы к исходному значению. База не изменилась, но байк стал длиннее спереди и короче сзади. Та же стабильность на больших скоростях, но теперь легче нагружать заднее колесо в поворотах, а так же отрывать его от земли. Если уменьшить длину нижних перьев, не увеличив рич, мы уменьшим колесную базу, что повлияет на стабильность байка при больших скоростях. А острый угол подседельной трубы в комбинации с коротким рич сместит вес райдера еще ближе к задней оси велосипеда.
При более длинном рич райдер может использовать короткий вынос, при этом кокпит не будет тесным, как сидя в седле, так и в агрессивной стойке на педалях. Короткий вынос обеспечивает стабильность, что не помешает в ситуациях, когда вы «выживаете» на адском скоростном спуске или продираетесь через жесткую техничную секцию трейла. При вкручивании вверх снижается вероятность того, что ваше переднее колесо соскользнет с коварного корня или камня. Вообще мы считаем, что райдер, который не относит себя к категории «чистый кантрийщик», не должен использовать вынос длиннее 60 мм на горном велосипеде. Да и 60 мм – это перебор. Мы считаем, что максимальная длина выноса должна быть ближе к 55 мм, может даже к 50 мм. Мы часто видим людей, нарушающих это «правило», возможно, именно потому, что рич их велосипедов слишком короткий, и они ставят длинный вынос, чтобы хоть как-то удлинить кокпит, обеспечивая достаточную свободу движений «в кабине». Или просто их байк из коробки шел с 90 мм выносом, так что они не заморачивались его заменой.
По материалам www.transitionbikes.com
www.chillengrillen.ru
-
добавить в избранное
9
- +78
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (55)
Статье огромный плюс.
Legalaze
BEAR
Legalaze
Chute
Legalaze
velikain
Dobrii777
Chute
yurtsa
Либо уже по геометри смотрят (хотя не припомню такого, чтобы чисто по геометрии смотрели), но там, как уже писали ен только ЕТТ и Рич, но и база, чейнстей, углы, высота каретки и тд.
BEAR
Belinsky
pasho
LoKu
Удивительно, но он подтвердил то, к чему я пришел экспериментальным путем пробуя разные рамы. Менять рамы — дорогое удовольствие. Есть bike fit как услуга, там где я живу стоит 60-100 фунтов.
pasho
3/4 в ней вполне известной банальщины про рич и ТТ, которая, конечно полезна, но не в таком многократно пережёваном про одно и тоже виде, а последняя 1/4 так совсем сомнительна по смыслу.
У каких это рам в последнее время чейнстей стал короче на 25 мм вместе с увеличением длины переднего треугольника? Да ни у каких… По факту почти у всех он пришёл к 435 ± 8 мм для колёс 650 В — короткие чуть удлинились, безумно длинные — укоротились.
А вот база у АМ и ДХ байков в последние пару лет начала сильно расти, до +50 мм относительно прошлых годов (то есть аж на пару размеров), причём не за счёт заваливания вилки вперёд, углы в общем стабилизировались.
Про причины роста базы у байков в этом тексте ничего не увидел, хотя было бы интересно.
А про длину выносов тоже есть момент, более чем немаловажный — рассматривать её как цифру просто нет смысла, расстояние от грипс до оси вилки по факту складывается (или вычитается) ещё и с параметрами руля и его разворотом в выносе. Если руль с 40 мм подъёмом, то легко можно двигать грипсы ± 20 мм при том же выносе. Да ещё и общая высота установки руля существенно меняет его расстояние от нижнего кольца рулевой, что не может не влиять на ощущения от руления и положение райдера.
Это я к тому, что ориентироваться на 50,55 или 60 мм как как на догму или запретную цифру не имеет никакого смысла в отрыве от остальных настроек кокпита.
Chute
2. У каких это рам в последнее время чейнстей стал короче на 25 мм вместе с увеличением длины переднего треугольника? — вообще-то это был гипотетический примерю
3. Если для вас в статье нет ничего нового — статья «не очень»?
pashevich
2 — Гипотетически-бессмысленный пример. Зачем брать такой, если всем понятно, что так не бывает, быть не может, и всё происходит совсем по другому?
3 - «не очень» — за то, что про важное в геометрии современного велосипеда и тенденциях в этой области почти нет. И про вынос упущены принципиальные моменты, то есть налицо шаблонность мышления — то есть «не очень» номер два.
P.S. К пуговицам (то есть к переводу) претензий нет ;)
Chute
в названии статьи есть «Часть 1». легкий намек.
а если сходить по ссылке на оригинал, то можно узнать, что вторая часть будет про угол подседела. думаю, и до выносов дойдут парни :)
имхо, это была вводная статья с «основами понятий в геометрии байков». что-то похоже было в серии статей о настройке подвески, там шли от простого к сложному.
pashevich
Да и про угол подседела тоже немного есть, но может дальше будет что-то и про влияние этого угла при изменение высоты вилки и при апхилах.
Короче, буду читать с интересом, но и критику не брошу, если будет за что ;)
Chute
Представь себе, далеко не все знают, что такое рич, и зачем он нужен. Я уж молчу про правильное натягивание покрышки на обод и другие подобные вещи))
Legalaze
velikain
А насчёт неровностей — у тебя какие обода? У меня ZTR и в них надо вдуть 40-50 пси, пока покрыха не защёлкнется ровно на ободе.
Legalaze
Chute
Давление насосом проверяю, а чаще просто наощупь.
Legalaze
Присыпкой обрабатывают покрышку изнутири, чтобы к ней не прилипала камера, по слухам ещё и накат чуть улучшается.
А без нормального точного измерителя давления вообще не жизнь, у стационарных насосов манометр обычно расчитан на «шоссейное» давление и сильно врёт на низком, а про манометр на компактных и «проверку рукой» вообще не говорю.
Chute
amstafff
А пока не защёлкнется — это из-за TLR-обода.
Chute
meistaken
BEAR
Поправьте на мм.
mobster
LoKu
Dobrii777
LoKu
_va
А что, «чистый кантрийщик» должен? :)
Моё мнение — в гонках кантри вынос должен быть коротким, для более точного и быстрого управления. В марафонах — длиннее, там важнее курсовая устойчивость, а не утомляющая рулёжка. Естественно, играет большую роль длина и конфигурация руля. Но длина выноса при прочих равных, мне кажется, должна подбираться именно так.
technosphere
Data_Link
Data_Link
Zajkovi4
LoKu
Lyoho
LoKu
digger
К тому же, вынос отвечает не только за растянутость посадки, но ещё и за рулёжку. И тут уже, начиная с некоторых пределов, довольно сомнительно компенсировать короткий рич длинным выносом.
Lyoho
digger
А статья вроде как всё о спуске да о спуске. Там то конечно да, рич важнее. Но как только придётся ехать вверх, ТТХ скажет своё слово, да и длина перьев тоже.
Так что всё что тут написано я бы скорее к ДХ относил.
А вот если универсальчик собирать, тут уже надо на совокупность параметров смотреть. Интересно было бы почитать, что ТР обэтом думают ;)
bambr
twice
Ещё можно руль поуже, если он широковат, а рама достаточной длины. ЦТ будет чуть дальше от руля.
Chute
А вот опустить каретку это интересно, делали же проставки какие то на GT. Этак так делается?
Про руль да, думаю...
Руль поуже… но высота то его не изменится..
Просто у меня Stack по ТТХ 627 + новый шток и в общем руль высоко (730 если мерять по руль тот же стек), хз… на современных же байках стек 612-640 (meta 2019, strive 2020) и как там вытянуть 730 и условную дх гео, хз…
twice
1 — Все изменения делаются в разумных пределах индивидуальной подгонки, то есть будет считать, что тип и размер рамы в общем соответствует нужным, ну или не так далеко от идеала.
2 — Стак и рич нам нужны не сами по себе, а только применительно к правильной и удобной стойке/посадке. Причём не голый стак/рич (параметры рамы), а эффективный стак/рич, то есть те параметры, которые получаются с учётом точек контакта с райдером (педали, седло, грипсы).
3 — Почти все параметры взаимосвязаны и их оптимальные значения могут меняться при изменении других. Например, при расширении ширины руля мы приближаемся к выносу, то есть байк для нас становится длинее, перед больше загружен, для компенсации этого руль нужно поднимать выше.
В общем довольно длинный разговор. Попозже ещё допишу, а ещё из чтения пара интересного от коллеги СТ: Про палки о двух концах и их положение в пространстве и Про палки о двух концах и их положение в пространстве 2
Chute
Так как на раме ок намеряешь, но отпилит производитель длиньше шток, сменит поставщик вынос с 50 на 60 мм и все. Точки вроде нормально положения сидения, руля в пространстве сильно меняют всю посадку.
twice
Так сейчас вопрос уже в практической плоскости, байк в наличии? Вообще — руль с подъёмом гораздо лучше стопки колец под выносом, а педали потоньше и опущенные пятки ещё лучше ))
Chute
У меня страйв 2015, со смененным штоком и высоким очень положением руля, староверческой коротковатой геометрией, хочу обновиться. Смотрю на вот сюда:
/>
https://www.jamisbikes.com/usa/portal-a2.html
Смущает подседел 480 и стек 600… хоть и в рынке 2019, но мне маловато кажется. ЕТТ вот огонь.
twice
mor
twice
djigit