Блог им. VelodoctorИнтервью для Young Profis


Молодой проект Young Profis недавно взял у меня интервью. Подобного опыта за всю мою карьеру у меня еще не было, но мне понравилось =)


Расскажи, пожалуйста, про своё образование.
Школу я хотел как можно скорей закончить, поскольку моя мама в этой школе работала учителем физкультуры. Так что после девятого класса я решил уйти в техникум. Сначала собирался поступать на профессию автомеханика, но, когда пришел, выяснилось, что набор на эту специальность уже закрыт, поэтому я пошел учиться на электромонтажника. Полностью моя специальность звучит как «Электромонтажник по цепям и силовому оборудованию напряжением до 1000 В».

Т.е. ты особо не выбирал эту специальность? Просто хотел уйти из школы, так?

В общем, да. Я просто хотел получить техническую специальность, потому что у меня с детства страсть к тому, чтобы что-то разбирать и собирать, и т.д.
Когда на третьем курсе техникума возник вопрос, какой выбрать ВУЗ и куда двигаться дальше, мне отец посоветовал пойти в МГПУ. «Педагог? Ну ладно, посмотрим, что из этого получится». Особо профессионального ориентира у меня тогда не было – электриком к тому времени мне уже быть не хотелось, – так что я последовал совету.
Надо сказать, что в университете курса до третьего я учился без особо энтузиазма. Интересно стало, когда начались профильные предметы. Тогда же у нас появился такой преподаватель – Митрофанов Кирилл Германович, – и этот человек просто вселил в меня любовь к детям и педагогической деятельности. Я прямо захотел стать учителем и все ждал, когда у нас начнется практика.

Кстати, а какая у тебя была специальность?

Учитель истории.
На пятом курсе я проходил практику в Центре Образования № 975 – это такая очень хорошая школа в Братеево. Проработал там почти год: вел уроки обществознания и истории у средних и старших классов.

А что ты думал, заканчивая университет? Осталось желание продолжать работать педагогом?

На момент, когда уже заканчивал университет, – нет.
Вообще мне нравилось преподавать, и от практики осталось много хороших воспоминаний. Дети меня любили. Некоторые мне до сих «вКонтакте» пишут, поздравляют с днем рождения. Но сама система образования у нас – просто никакая. Сомнительные перспективы роста и зарплата в 4500 рублей. А мне тогда как раз более интересное предложение поступило – работа в компании «Giant», менеджером интернет-магазина. В итоге, правда, оказалось, что не только менеджером, а еще и веломехаником, водителем, курьером и т.д., в общем, таким многофункциональным сотрудником. Весь интернет-магазин тогда держался всего на двух менеджерах, так что работали мы там от зари до зари, без выходных. Но именно тогда, работая с велосипедами, я так влюбился во все это дело, что уже не смог его оставить.

А на тот момент это были просто велопокатушки или уже более серьезное увлечение?

Нет, в соревнованиях я тогда еще не участвовал, были просто какие-то цели – научиться каким-нибудь трюкам, развивать какую-то определенную скорость.
Так вот, продолжая историю про «Giant». Пока я там работал, клиенты меня постоянно спрашивали: «А вот, если он сломается, что делать, куда ехать?» Я сначала всем говорил: «Не знаю, ищите мастерскую». А потом подумал: а почему бы мне не предложить им свои услуги? Вроде как я этот велосипед сам собрал, я его уже знаю. Автомобиль, на котором я развозил эти велосипеды, у меня уже был, я купил себе инструмент и начал просто всем оставлять свой телефон.
Другая история. Как-то летом было жарко, и я собирал велосипед на улице – развернул инструмент, стойку… Мимо проезжал мужчина на велосипеде – остановился, спрашивает: «А вы мастер?» – «Ну, да, разбираюсь немного». – «А можете мой велосипед глянуть?» И я понял, что не стоит заморачиваться на одну марку, надо вообще на велосипедистов смотреть в целом.
Ну вот. Сидели мы как-то, дело было вечером, дело было весело, и я вдруг взял и придумал: «Велодоктор. Ремонт велосипедов».
Первым делом мы с братом забили сайт: я набросал какой-то минимальный контент, потом договорились с фотографом (кстати, специально для этой фотосессии я купил фартук за 114 рублей и шапочку Велодоктора за 14 рублей). Словом, так все закрутилось. А из «Giant» я как раз ушел – тогда случился кризис 2008-го года, пошла волна увольнений, и чтобы не дожидаться, пока очередь дойдет до меня, я сам написал заявление.
Первые полтора года я работал без мастерских, т.е. это был так называемый мобильный сервис – приезжал и делал все на месте.

Правильно я понимаю, что ты именно в «Giant» научился основам велоремонта?

Да. Кроме того, завел много хороших связей. «Giant» организовывал соревнования, в том числе в регионах, и я на этих соревнованиях подходил к веломеханикам и задавал все возможные вопросы, которые мне только приходили в голову, пытался выяснить все, что они знают. Потом стал изучать московских механиков, познакомился с некоторыми из них. И вот так, постепенно-постепенно…
В этом деле нельзя достичь какого-то совершенства, постоянно надо учиться чему-то новому. Появились, допустим, какие-то новые тормоза – их уже по-другому надо прокачивать, старые методы тут уже не работают. Или постоянно нужен новый инструмент. Словом, непрерывный творческий процесс.

Значит, полтора года ты поездил, а потом каким-то образом уже и помещение возникло, да?

Да. Я продолжал наблюдать за тем, какие вопросы мне задают. Так вот, многие спрашивали: «А куда к вам подъехать?» Я начал задумываться о помещении.
Вообще-то сначала я категорически не хотел помещение, поскольку это, во-первых, дополнительные траты на аренду, во-вторых, общение с всякими инстанциями. Мне казалось, что это даже не рентабельно, да и бессмысленно, но потом все-таки ко мне пришло осознание того, что помещение есть помещение – невозможно возить с собой всю эту массу инструментов, они должны находиться на месте.
Так возникла наша первая веломастерская – здесь, в Бутово. А со временем мы открыли еще две: в Щукино и Марьино. Кроме того, продолжает работать мобильный велосервис – сегодня этим занимаются уже два веломеханика.

Расскажи, пожалуйста, в чем сегодня заключается твоя работа?

Как главный веломеханик я слежу за работой всех мастерских. Основная моя роль – это снабжение всех мастерских клиентами, инструментами и запчастями. Кроме того, я сегодня принимаю заказы на мобильный велосервис и направляю мастеров по адресам.

А продажей велосипедов вы занимаетесь?

Да. Не так давно у нас появился интернет-магазин, называется «Bike&Service». Магазин примечателен тем, что каждому нашему велосипеду бесплатно предоставляется техническое обслуживание (определенный объем, в зависимости от цены). Т.е. такой же принцип, как и с автомобилями – при покупке новой машине какое-то количество ТО предоставляется бесплатно.

А можно у вас собрать велосипед под себя?

Да, конечно. Человек либо самостоятельно покупает все запчасти, либо мы его консультируем по вопросу приобретения, начиная от рамы и заканчивая сидением. Поскольку мы сами все велосипедисты, участвуем в соревнованиях, общаемся со всеми ведущими гонщиками, знаем велосипеды не только с технической стороны, но и с точки зрения, скажем так, пользователя, мы можем проконсультировать по любому вопросу, начиная от детского велосипеда и заканчивая профессиональным велосипедом, на котором спортсмен пытается покорить Альпы.

Расскажи, как вы начали обслуживать соревнования?

Где-то три года назад, когда я стал участвовать в соревнованиях по кросс-кантри, мы просто сами столкнулись с этой проблемой. Например, выезжали – было солнце, приезжаем на соревнования – идет дождь. Все что начинают делать? Менять покрышки. У кого-то не получается поставить обратно колесо, у кого-то не получается накачать колесо и т.д. Многие знают, что я работал в компании «Giant», поэтому спрашивают у меня инструмент. Вот я и подумал: хорошая идея – приезжать на соревнования уже со своим инструментов, подготовленными. Под это дело мы даже купили специальный переносной инструмент и нашли палатку-шатер, которую профессиональные механики используют. Сегодня мы обслуживаем серию соревнований «Red Bike», «Martin Modin’s Cup» и другие – всего около пятнадцати гонок в год.

Кстати, а в самом начале «Велодоктора» как закрутилась реклама? Сарафанное радио сработало? Интернет?

Вначале я пытался собирать статистику, и у меня получалось, что да – половина клиентов пришли через интернет, половина – по совету друзей. Сейчас вообще невозможно сказать – настолько мы много делаем, настолько много нас знает людей. Например, мы на эти выходные едем в Смоленск на соревнования, а в этом городе у нас уже человек десять наших клиентов.

Т.е. получается, что бизнес уже вышел за пределы Москвы?

Да. Самый дальний клиент у нас из Адлера.
Многие нам пишут, консультируются, присылают по почте компоненты на ремонт либо заказывают какие-то запчасти, потому что в других городах зачастую ни профессионального веломеханика, у которого нужный ключ будет, ни самой запчасти не найти.

Где ты черпаешь информацию о велоновинках?

В основном все с официальных сайтов и методом научного разбора-сбора. Тут дело опыта. У каждого производителя есть страничка с технической документацией, описанием и т.д., но, даже посмотрев десять видео и прочитав десять инструкций, пока ты сам руками своими не разберешь и не соберешь обратно все, ты это не научишься делать.
Как говорил Кирилл Германович, лучшее образование – это самообразование. По этому принципу у меня все и было устроено. Сначала я в детстве свой «Аист» разбирал и собирал тысячу раз, потом точно также в «Giant» я пробовал сам разобрать и собрать велосипеды, и так вот всему научился.

Давай поговорим немножко про время. Я полагаю, что отпуска у тебя зимой? Ведь летом – самый сезон для велосипеда.

В прошлом году я вообще не отдыхал. В этом году мы с женой все-таки собираемся в июле на юга съездить.

Потому что уже сеть серьезная команда, есть кому тебя заменить…

Да. В прошлом году просто как раз открывали несколько новых точек, поэтому работы было много. А так, по поводу времени – времени не хватает. Зимой в том числе. Зимой очень много работы, связанной с закупками: составляешь предзаказы, договариваешься с дилерами, ездишь на встречи. Компании-производители проводят очень много презентаций. Также в феврале проходит выставка «Вело Парк» – к ней готовимся. Кроме того, мы очень известны среди велогонщиков, а у них каждую зиму – ремонт, чтобы велосипед к сезону был готов. Так что работы хватает.

Какие планы на будущее?

Хотелось бы создать какую-нибудь ассоциацию веломехаников России. Только для этого хочу сначала закончить американскую школу «Park Tool»: пройти там полный курс и получить сертификат веломеханика. Буду первым в России сертифицированным веломехаником. (Смеется.) Хочу как можно больше опыта перенести сюда, потому что в Америке эта индустрия намного больше развита.

Но там и велокультура намного больше развита. Кстати, о велокультуре. На твой взгляд, в России насколько радужные перспективы?

Скажем так. С каждым годом наш бизнес (наша одна отдельно взятая мастерская) растет, в плане клиентов, на 30-40 %. Все больше и больше людей приходят, чтобы обновить велосипед, приобрести более совершенную, более дорогую модель. Все больше людей понимают, что надо покупать именно фирменные велосипеды.

А какие, по-твоему, шансы у велосипеда стать транспортным средством, а не спортивным снарядом или просто развлечением?

Мне нравится, как по этому поводу высказывается Борис Кубинцев, бывший директор велосипедного клуба «Red Bike»: «У нас к велосипедам станут относиться по-другому тогда, когда первые люди государства начнут ездить на работу на велосипеде». Конечно, звучит немного иронично, но на самом деле он прав.
К тому же у нас город для велосипедов совершенно не приспособлен: отсутствуют велодорожки и очень грязно. Даже катаясь здесь, в Бутово, при малом трафике, через какое-то время на очках уже оседает пыль от копоти и грязи, которая в воздухе. А если взять какую-нибудь обычную трассу вроде Ленинского проспекта – и двадцати минут не понадобиться, чтобы легкие изменили цвет и врач сказал: «Больше не курите».
А еще у нас в Москве расстояния – скажем, живешь в Бутово, а работаешь в Алтуфьево.

Финальный вопрос: чем тебе нравится эта работа?

Тем, что она честная. Сколько я гаек накрутил, столько я и заработал. Я не сижу на попе, и мне зарплата сверху не капает. Я получаю ровно столько, сколько я делаю.
Да и вообще я люблю что-то делать руками. Наверно, у меня это в генах: прадедушка мой был кузнецом, а дедушка – авиационным инженером. К тому же, я пробовал работать за компьютером – не могу, не моё это.
А еще мне нравятся люди. Как правило, спортсмены – это очень адекватные люди, активные и целеустремленные.

Оригинал статьи живет тут.
  • Поделиться
  • добавить в избранное
    1
  • +28
  • Мнения

Комментарии (9)

+5
Как много интересных букв =)
avatar

ctepx

+10
Посту явно не хватает картинки для привлечения внимания. Любой. Да хоть такой.
avatar

Valilenk

+4
Такая пойдет? =)
avatar

Velodoctor

-8
раскрыть комментарий
avatar

RunRun

+3
логично предположить, что та, на которой сидят, не? зачем цепляться к словам, если и так все ясно?
avatar

AleksandrSimonov

0
хирург не говорит: «дайте мне ножик» — не?
avatar

RunRun

+4
И почему в пту на велослесарей не учат, я б сходил)))
avatar

AleksandrSimonov

0
я вообще не знаю про что идет речь! не хватает абзаца в котором представляют героя. не читал ибо не заинтересовал!
avatar

stringer

+3
Это достаточно популярный персонаж =)
avatar

ctepx

Комментировать


Зарегистрируйтесь, либо авторизуйтесь с помощью социальной сети или введите логин