MikhailKovnatski — Эфиопский найнер. Pro & Contra
Настала пора подвести итоги первых серьёзных полевых испытаний моего нового найнера Focus Black Forest-29R 1.0.
Напомню, велик был куплен предыдущей осенью по финальной розничной скидке. Все преференции работы в Канте и приятельства с бренд-менеджером свелись к возможности заначить нужную ростовку, поиграть длиной выноса и заменить манетки-тормоза. Далее была борьба за устранение многочисленных косяков: загаженных гидролиний, кривой оси заднего колеса, чудацкой проводки тросов... Сага в ЖЖ.
Что касается подготовки непосредственно к выезду, то, ввиду временной победы жабы, вместо подседельника с изменяемым вылетом было приобретено седло SDG Formula FXR (надо было брать версию MTR, с желобком под простатой, но её не было в наличии). Идея, напомню, состояла в том, что обуженная задняя кромка позволит легче свешиваться. Скажу сразу: оправдалась эта установка весьма условно. Короткие ноги райдера + специфика геометрии рамы требуют постоянных упражнений с оттяжкой. ИМХО, в горах регулируемый подседел здесь must have.
За день до отъезда завёз велосипед в мастерскую к Тохе: в очередной раз поиграли в настройку заднего переключателя после установки модных тросов ProMax, усадки наконечников, а, главное, гарантийной замены оси заднего колеса. Дружба – дружбой, но крови мне попил г-н Бреславский… Надо сказать, что радиальное биение, хотя и существенно сократилось, остаётся-таки реально заметным. Похоже, подшипник установлен несоосно. DT Swiss, однако, хоть и OEM...
Там же решили опилить шток вилки – ехать в горы с риском напороться на него не хотелось. В процессе вскрытия (погоды стояли препаршивые) выяснилось, что рулевая, хоть и модного полуинтегрированного типа, но укомплектована насыпными подшипниками (не смертельно) а главное – в качестве смазки имеет только говнолинную жижу с весенних московских улиц. Made in Germany, ёпт! Сколь могли (не было замены под рукой, как и времени) напихали туда шприцем густой смазки...
Что ж, вернёмся к нашим баранам.
Frame Focus MTB Pro 29r triple butted S (42см):
- к жёсткости вопросов нет – хоть при спуске на скоростях ~60 км/ч, хоть при работе «танцовщицей» в подъём;
- оборотная сторона жёсткости – вибрация – в спину приходит знатно, невзирая ни на Ø обода, ни на размерность резины (29*2,2");
- вес – приемлем. Нет, мысли о титане-карбоне посещают, но...
Основной головняк проистекает из сочетания геометрии найнера и роста ездока (малого размера рамы). Мне очень понравились рассуждения на сей счёт ctepx_xc. Оно конечно, я не Nino Schurter..., в смысле – не имею таких острых проблем с занижением передка ;) Опять же, даже в текущем положении, при провороте руля, ручки тормозов ударяются о верхнюю трубу рамы. Проблема заключается в следующем: из-за немалой длины перьев (447 мм) и очень слабо изогнутой подседельной трубы (оказывается, изгиб там есть, просто почти незаметный) ЦМ сильно сдвинут вперёд. Что из этого получается?
- вилку приходится перекачивать – регулировки не спасают. На подъёмы (кроме случаев откровенных россыпей камня) – ещё и блокировать. Очевидно, это не добавляет ни комфорта ездоку, ни ресурса рулевой – нижняя чашка готова в помойку, не пройдя и 1000 км;
- управляемость на малых скоростях отменная, однако на спусках, даже при минимальных градиентах, постоянно возникает необходимость в свешивании. Иначе разгружается заднее колесо;
- торможение – специально выделил отдельной строкой. Надо сказать, что отрыв заднего колеса при замедлении с 40-50 км/ч, особенно – на серпантине, при выходе в лоб на грузовик – доставляет сказочно;
- работа в подъём сидя – сильная сторона длинного Chain Stay. Вот только вставать не рекомендуется – можно сильно удивиться, ощутив одновременно прокручивание заднего колеса и попытку переворота через переднее...
Fork FOX 32 Float RL 100mm. Без претензий, работает:
- уровень масла – и был почти в норме, и перестраховался Тоха, слив-перезалив;
- жёсткость, невзирая ни на прямой шток, ни на эксцентрик – более чем достаточна;
- ОЕМ-исполнение Evolution, увы, лишилось красивого крепления гидролинии – пичалька. Впрочем, пластиковый хомут не слишком бросается в глаза.
Tires Continental Race King 29*2,2"
Использование их в горах, на дорогах, вырезанных бульдозерами в скальном грунте… имеет особенности. Иногда – несовместные с жизнью. Скольжение начинается стремительно. Если на равномерно-твёрдом основании – проблем нет, но горные дороги постоянно в пыли и щебне. Честно говоря, удовольствия от спусков, прохождения поворотов сильно недополучил именно «благодаря» им...
Drivetrain Shimano XT
Будучи давним поклонником SRAM, минусы ищешь… и находишь. Для начала, после демонтажа петуха-транспортировки-сборки, пришлось долго играть барашком натяжения троса. Впрочем, допускаю, что, наконец, дотянулись до места наконечники тросов. Так ли, сяк, но 36Т сзади не включалась, цепь летела в спицы. Скакала она и по 11Т, но это уже мелочи...
На помощь был призван великий шаман… После пляски с бубном была проведена полная регулировка, с выставлением длины троса, пределов… Одна из засад – пружина, видная на первом плане предыдущего фото. Пара песчин, попавших туда при форсировании луж, не давали ей сжиматься до конца. Так ли, сяк, но далее переключение радовало. Разумеется, при переключении большими пальцами рычаги сброса не так удобны. Очевидно, не хватает тактильных ощущений срабатывания заднего суппорта… Впрочем, это, скорее, брюзжание.
Объективно (увы, не лучшее фото), при работе на 28:36Т (1:1) шарнир суппорта проходит в опасной близости от спиц. С обязанностью держать цепь на тряском спуске вполне справляется.
Двойник 40-28Т – двояко: с одной стороны, переключение уверенное, логика отменная. С другой – проблема универсализма – как и покрышки Race King, которые отлично держат на подмороженном песке, диапазон передаточных соотношений, задаваемых передними звёздами, абсолютно достаточен в Москве. В горах же страстно хотелось малой звезды системы, скажем, на 26. Большую же в сочетании с двумя крайними малыми сзади, использовал, скорее, из интереса. На затяжных асфальтовых спусках, где и так хватало… ИМХО, двойник оптимален при чисто гоночном применении: комплект звёзд меняется под конкретную гонку. Правда, здесь, в Подмосковье нет таких подъёмов, как в горах, а в горах я впервые осознал эффективность периодического спешивания. Оно эффективно бережёт здоровье, при этом не сильно снижая общий темп.
Brakes Shimano XT – после устранения косяков (перепрокачки гидролиний, смены колодок), на их работу не нарадуюсь: мощность, модуляция… Честно говоря, субъективно, мощность торможения комплекта с дисками Ø 160/180 кажется выше, чем у комплекта Formula RX c дисками Ø180/203, стоящими на Rallon'е.
Тонкость одна: поскольку штатные колодки были убиты при неправильной прокачке, на их место встали Sintered от Ashima. Диски они изрядно грызут. Любопытно, что из-за периодического отрыва заднего колеса регулярно блокируется и задний тормоз. На снимке видны следы колодочного материала.На заднем куда более, чем на переднем.
Палки от Concept EX – временные. Пропорции вполне удовлетворяют. Руль-флэт 700 мм работает на ура, рогов не хочется. После замены грипс на Odi Rogue мысли о рогах и прочих усовершенствованиях не посещают. Возможно, при замене выноса, попытаюсь найти его с бОльшим углом, чтобы слегка занизить передок. Надеюсь, также, что при замене рулевой (Олег обещал гарантийную на BBB с подшипниками Cane Creek) удастся занизить передок ещё на пяток мм. Недоволен, пожалуй, только конструкцией подседельного зажима, «заимствованной» у Bontrager: при затяжке винта на 5 Н, прописанные на нём, седло съезжает. Впрочем, в отличие от оригинала, замок массивнее. Ограничение затяжки – чистая перестраховка. Собственно, новый подседел будет от KS.
Подводя итоги: идея найнера меня явно увлекла. Едет он радикально лучше хардтейла 26". Поскольку, как уже было написано выше, экстремально низкая посадка мне не нужна, а масса и сила позволяют ворочать большеколёсный велосипед в поворотах, о формате 650В даже задумываться не хочу. С другой стороны, рама, творение сумрачного тевтонского гения с острова Тайвань, носит мрачную печать бюджетности. Для того, чтобы добиться от неё правильного, на мой взгляд, поведения, её рано или поздно придётся заменить. Необходимо укорочение перьев, а это повлечёт за собой более радикальное гнутьё подседельной трубы и неординарные решения с местом прихода перьев к кареточному узлу. Далее вполне реальны проблемы с зазором между покрышкой (не согласен в полях на менее 2, 2") и передним переключателем… Хотелось бы и передний треугольник подлиннее. С большой вероятностью, ближе к осени (денежки-то надо заработать) будет сформулирован заказ Тритону или Linskey на раму из вечного металла. Вариант китайкарбона несколько менее вероятен.
Вообще, проработав много лет в торговле дорогим спортивным инвентарём, не устаю удивляться, до какой глубины простирается кроилово. Это не камень в огород конкретно Focus. Благо, на этом же предприятии делают и Ghost, и Cube, да и инжиниринговая компания, суть, одна… Да, этот велосипед сделан из алюминия, а не карбона. Но это, блин, топовая модель линейки! Ведь кто-то на таком поедет в гонку!
Чуть не забыл! В дополнение к прочим печалям, родные эксцентрики – полное г… Не держат категорически! Были заменены на винтовые от ВВВ, о чём ни разу не жалею.
-
добавить в избранное
1
- +20
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (21)
agressor
На срамах катался мало, но когда с комборучек ушел на лх показалось, что истинный плюс двустороннего сброса не в аналогичном сраму алгоритме (он и не так удобен, рычаг-то дальше), а в том, что сбросить реально практически из любого хвата.
Gourry
Для меня удобство триггеров SRAM в постоянном полном хвате грипс. Работая только большими пальцами, контроль не ослабевает ни на мгновение. Совать указательные пальцы под тормозные ручки мне совсем не нравится, тем более — ими я торможу ;) Кстати, даже при экстренном торможении, ни разу не понадобилось более указательных. За это Шимано респект.
Кстати, надо бы апдейтнуть текст:
На серьёзной жаре (32 в тени, которой не было), проезжали затяжной сброс по разбитому асфальту-просёлку внутри деревни. Закрытые повороты, люди и животные — лететь нельзя. Кроме мощности и модуляции, оценил и отсутствие снижения эффективности гидролиний с минералкой. Диски, остывая, пощёлкивали. Капля воды на диске испарялась со взрывом — нагрев значительно больше 100...
MikhailKovnatski
mitcos
Jahtaka
www.fatcyclist.com/wp-content/uploads/2012/02/DSC_15731.jpg
но «все_скорости_управляются большим пальцем» удобнее
mitcos
Jahtaka
reat
MikhailKovnatski
Бедный автор поста так исстрадался, и то в велосипеде не так, и это не эдак, и вообще — такой крутой байк, а не катит! Невольно вспоминается недавний пост kubas'а про мотивацию…
R_Hardegen
Shek_Spir
Уровень райдера… в отличие от доброго вина, с годами не всегда становится лучше. Хотя набор в 1200 м при дневном пробеге 50 км пока ничего, еду при +30. Впрочем, мне сложно судить о себе любимом.
Про настройку. Тонкую… Эта музыка будет вечна. Где находятся винты H и L я, поверь, знаю. Просто именно финальную настройку, особенно — при наличии уважаемых спецов, предпочитаю доверять именно им. Сам же настраиваю другим ноги.
Некоторые остаются довольны ;)
Кое-кому — мозги… Но это — совсем другая песня.
Ну и наконец: желание простебать мне вполне понятно. Местами — поддерживаю. Просто, если это непонятно, постараюсь переформулировать: мне, и как пользователю, и как (в совсем недавнем прошлом) профессиональному продавцу, неприятно, когда конечного потребителя продукта стоимостью в трёшку зеленью держат за говно. Мне непонятно (понятно, но крайне неприятно), почему у такого продукта на видном месте написано ХТ, а внутри живёт рулевая с говёнными подшипниками, да ещё и без смазки). Мне непонятно, почему втулки известной марки ДТ имеют кривые оси, криво посаженные на подшипники. Мне непонятно, почему в гидролинии тормозов ХТ, кроме штатного масла находится всякое, опять же, простите, говно...
А так — я за то, чтобы больше велосипедов, хороших и разных! И фирм. отличающихся друг от друга не только декалями! И райдеров с мотивацией!
MikhailKovnatski
AleksandrSimonov
Shek_Spir
MikhailKovnatski
если опустить все технические неувязки и оставить только развесовку, то уже одного этого достаточно для впечатления «ради лучшего наката я потерплю», а терпеть приходится чёта слишком уж много.
raskladnoy
MikhailKovnatski
Потому и переворачивает наверное))
Меня вот тоже в найнере перья немного расстроили тем что значительно
убили живость и прыгучесть в сравнении с 26". Вот кона гонзо наверняка крут…
GAAff
MikhailKovnatski
Речь о Kona Honzo -хромолевый найнер от Коны… А не то, что все подумали...=))
Rithor
mitcos