Raido — Сравнительный обзор педалей для ХС Shimano XTR M980 и M970
Цель этого обзора — поделиться своим опытом использования текущего покололения педалей ХТР для XC, провести визуальное сравнение с предыдущим поколением М970, и в завершение постараться сделать небольшое резюме.
Предыстория появления этих педалей у меня нехитра: непосредственно перед перед поездкой на ЧМ 2012 года по марафону в категории «Любители» ваш покорный слуга непоправимо повредил педали Look Quartz Carbon. Согласно древней традиции «из двух зол выбирать то, что ещё не пробовал» и интересу к новой линейке педалей от Shimano, я пошёл в местный веломагазин и купил ХТР М980. Обзоры этой модели не вызывали восторгов и сразу был выяснен вопрос о гарантийной замене в случае поломки во время катания и гонок при «нормальных» обстоятельствах — ответом мне было твёрдое «поменяем». Таким вот нехитрым образом педали и попали в моё владение.
Проведём небольшое визуальное сравнение с предыдущей моделью. Общая длина осталась примерно той же, если не считать выступы платформы:
- М980
- М970
Особых изменений в Q-факторе так же не было замечено — как геометрически, так и по ощущениям, a вот изменения «в толщину» заметны невооружённым взглядом:
- М980
- М970
Согласно моим нехитрым измерениям педали «похудели» минимум на 4.5 мм (учитывая то, что старые педали достаточно потёрты), что не может не радовать по многим причинам. С другой стороны, оси старых 970 выглядят куда более солидно.
Первые же выезды проявили негативные стороны педали — появился заметный люфт и выбился сальник из-под фиксирующей длинной гайки. Для сравнения, ни у новых М780, ни у «ветеранов» — 970, 770, 540, 520 — этой проблемы не было и нет. Было решено провести полную переборку педалей, включая разборку и смазку насыпного подшипника. Операция эта не новая и прошла гладко — удивление только вызвало странное положение
сальника на оси, на первый взгляд, совсем неочевидное. Тем не менее, все люфты были убраны и с тех пор проблем ни с сальником, ни с подшипниками нет.
Несмотря на это, приходится признать, что в общем и целом опыт эксплуатации данной модели достаточно положительный:
- в грязи работа не вызывает нареканий, насколько это можно вообще оценить в грязи :)
- платформа действительно ощущается, особенно в не сильно жестких туфлях. Справедливости ради надо сказать, что в туфлях с цельной карбоподошвой (класса Mavic Chasm/Shimano SH-M240 и иже с ними) разница с М970 минимальна
- легче встёгиваться, чем в Look Quartz, особенно если на туфлях навинчены шипы, и ощущение куда более чёткое, чем в предыдущей модели
- удар во внешнюю сторону педали не приводит к выстёгиванию ноги, что является огромнымплюсом при катании по местности с камнями и корнями
- при «раздачах» нога держится надёжно
В процессе использования проявились и другие отрицательные моменты:
- Сплав алюминия, из которого изготовлена педаль, достаточно мягкий и это имеет несколько неприятных последствий:
- Края «платформы» начинают очень быстро сбиваться, и приобретают в скором времени острую кромку, имеющую тенденцию оставлять порезы на ногах. Проблема в моём случае решилась зачисткой шкуркой.
- Мягкость металла также проявляется и под нагрузкой. На следующем фото красным выделено место, где мягкий металл был «вдавлен» стальным шипом, который, кстати говоря, отличается более чем завидной твёрдостью — напильник его не берёт.
- Скорость косметического износа металла вызывает некоторые опасения по поводу общей долговечности; на данный же момент всё в порядке, и встреченные педалями камни страдают больше :)
- Края «платформы» начинают очень быстро сбиваться, и приобретают в скором времени острую кромку, имеющую тенденцию оставлять порезы на ногах. Проблема в моём случае решилась зачисткой шкуркой.
- Присущий шиманам «свободный вертикальный ход» шипа при педаляже по-прежнему ощутим при мощном вкручивании, и он немного (некритично) увеличился по мере износа педали (продавливании материала). Такая простая идея, как регулируемая проставками высота стека, кажется обошла дизайнеров большого «S» стороной. Можно долго спорить, хороша эта система или нет, но то, что она многим по вкусу — это факт; в то же время, количество любителей «вертикального» люфта шиман стремится к нулю.
- Угол поворота ноги в педалей ощутимо меньше, чем у тех же Look Quartz, и иногда в технических секциях хотелось бы побольше.
У М970 подобных проблем с материалом не наблюдается.
На данный момент 980-е не были протестированы в условиях клейкой засыхающей грязи и замерзающего снега со льдом. Согласно обзорам, в этих условиях новая линейка проигрывает старым, т.к. якобы больше места внутри что бы скопить грязь и залепить всё, что можно. По факту же, на данный момент такого не обнаружено, хотя в этом году из 9ти гонок КК только одна претендовала — с горем пополам — на звание «сухой», остальные же всегда изобиловали грязью в самых разных ипостасях. Например:
Краткий вердикт.
В сухом остатке имеем следующее:
- педали отлично работают в XC и в All-Mountain XC, встёгивание субъективно лучше, чем у 970-х.
- педали в меру лёгкие: ~307 грамм с надёжным конструктивом
- снижение веса, на мой взгляд, достигнута «небезгрешным» компромиссом конструктива и материалов, который проявляется достаточно явно.
- присутствует ряд моментов, которые лучше иметь в виду при покупке и эксплуатации
- печально видеть снижение легендарной надёжности педалей шимано ХТР, которые по определению должны быть оборудованием небожителей и обладать всеми атрибутами древних артефактов за такие деньги :)
Как видите, ощущения достаточно смешанные. С одной стороны, продукт стал функционально лучше, но качество, на мой взгляд, снизилось. Хочется отметить, что среди гонщиков кросса преобладают педали старого конструктива, когда как вся элита ХС перешла на 980е: на М970 Свен Нэйс выиграл ЧМ этого года на них, не говоря об армии топов их используюших; на модели М780 Марианна Вос выйграла по женщинам, а М540 использовал лучший из американцев Джонатан Пейдж. К однозначному преимуществу предшественников М980 смело можно отнести более высокий уровень надёжности и эксплуатационных характеристик, а так же использование элитой кросса косвенно может указывать на лучшую работу в условиях грязи и снега. Одно «но»: чтобы выявить это, вполне себе необходимо быть элитой кросса, а вот что бы что-то сломать — совсем необязательно :D
Целевая аудитория педалей — любители новинок, любители компромисса вес/функциональность, и просто могущие себе это позволить. Педали в меру лёгкие и местную горную ХС жесть выдерживают, не подводят, но требуют переборки.
Надеюсь, что был полезен :) Всем приятного и безопасного катания!
-
добавить в избранное
1
- +53
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (30)
racerx
Raido
Data_Link
DenisPonomariov
Raido
Новые ХТР действительно получше старых, особенно в плане низкопрофильности. Вертикальный люфт у меня убрался после того, как я на С-Воркс тапках сменил протектор и новый протектор уперся в рамку. Рамка аналогично протирается, хотя и не сильно.
С грязью дружат плохо =)
Весной покупал новые Лук С-трак. Отлично держат, просто великолепно, и шип всегда встегивается на одинаковом расстоянии от шатуна ( в отличии от Квартцев), но их высокий профиль меня просто убил. Они реально высокие, многие этого не чувствуют, а я почувствовал. Пришлось продать те на чем катался и сейчас продаю абсолютно новые С-трак Рейс в коробке.
Хочу попровать Таймы. Как они ваще? Люфтит шип?
Идеальных МТБ-педалей пока нет =( Хочу чтобы были низкие, легкие и держали как шоссейные, без вертикального люфта.
ctepx
В случае шиман находились свидетельства об использовании наждачного круга, но это уж совсем крайний случай. Как-то странно покупать ХТР, а потом браться за напильник (что, в итоге, и пришлось сделать :( ).
Raido
Он тоже пишет что стабильность шипа зависит от целости боковых элементов протектора обуви. Вообще у Тайм есть версии со стальной накладкой на пластинах. Может быть осенью потестирую, вроде в наличии у нас есть недорогие модели.
ctepx
В общем и целом с выводом согласен — идеальных МТБ-педалей ещё не изобрели.
Raido
multig
Raido
Шип, конечно, не мигрирует влева-вправо, но в остальном все печально.
Допускаю, конечно, что они не дружат с моими С-Воркс но боковой протектор там новый, недавно менял.
Шип, на котором до этого Мультиг катался 1.5 месяца люфтит вверх-вниз нереально.
Протектор на боковые площадки не встает.
Педали вообще не чувствую, как будто там мылом намазано, пятка гуляет как хочет. При нормальной центровке шипа я могу достать пяткой до шатуна и до выстегивания еще будет очень далеко. Шип скрипит, об этом и Мультиг говорил.
По итогам тестирований лучшее чувство шипа у С-Траков, но они высокие.
ХТР хоть и говно по качеству, но низкие и есть это, как Майк сказал «rock solid».
Жалею что С-Траки Мультигу продал!
ctepx
Raido
ctepx
У меня же пока не сформировалось окончательного мнения. Поначалу не мог встегнуть левую ногу вообще. Оказалось что на С-траках шип встегивается только строго перпендикулярно рамкам, а он у меня встал немного криво. Рамки держат шип очень жестко во всех плоскостях и из-за кривого шипа нога была постоянно вывернута внутрь. Потратил кучу времени чтобы выровнять шип на ботинке — у меня дырки на туфле проклеены термоклеем, чтобы дерьмо снизу не заливалось, соответственно площадка с резьбой почти не двигается.
Протектор у туфлей не достает до площадок на педали. Но тут возможно, что туфли уже старые и протектор подтерт (хотя мне казалось, что не сильно). В плюс можно записать, что шип широкий и имеет специальные площадки за счет чего сам хорошо стоит на корпусе педали.
В общем С-траки скорее больше понравились, чем нет. Надо побольше покатать на них, возможно, придется еще шипы подрегулировать, и пройти испытания грязью — тогда сформируется окончательное мнение.
З.Ы. Кстати люфта вверх-вниз на Таймах не ощущал. И нога наружу не вылетала. как на поношенных кварцах.
multig
п.с. Созер ты видел как на С-Траках делает)
п.с.с. У меня Сворксы тоже до Страков не доставали, держалось на шипе. Но стабильно.
ctepx
Неа. Или да… ты про дополнительные рамки обточенные ножовкой и напильником?
multig
Да, про рамку и напильник. Думаю там стабильности добавляется.
ctepx
Короче, если по итогам эксплуатации решу остаться на Луках, можно будет задуматься о рамке. Опять же, если нога будет гулять и не будет хватать стабильности.
З.Ы. надо будет еще проверить не точат ли рамки педали опять подошву.
multig
Может такое и на другие педали придумают (например, на платформу шиман что-нить этакое накрутить, металла там много ))))
Raido
Есть предложение не наращивать Шиману, а стачивать шип снизу!)
ctepx
Raido
Techno
Обзор глупый и ни о чём.
R_Hardegen
Raido
Gourry
MAXim
Опыт эксплуатации ХТ такой: пару раз сгонял кросс, тренировался на них в горах и на шоссе; в КК гонках не участвовал. Резюмируя, можно сказать следующее:
— тело педали абсолютно разное геометрически — ХТ толще, ХТР тоньше; визуально видная ось корпуса педалей ХТ толще, а у ХТР она вообще, по-моему, овальная; тонкая педаль имеет то преимущество, что можно сесть ниже;
— ХТР «ощущаются» лучше ХТ: чётче встёгивание/выстёгивание;
— Из короткого использования в кроссе (могу сравнить и то и то) — что противоречит общепринятому мнению — ХТР работают в грязи лучше ХТ, видимо из-за разной толщины оси корпуса;
— что лучше ногу держит — не могу сказать, ибо «вырывался» из всех педалей, которые у меня были;
— стирается, на глаз, ХТ меньше, чем ХТР, хотя опыт эксплуатации ХТ в боевых условиях пока не слишком обширный — жду зимы и кросса, что бы проверить; по крайней мере, об кромки ХТ я ноги не царапал
— имхо, качество сборки ХТ соответствует целиком и полностью прошлым моделям; качество ХТР хуже предыдущего поколения
Raido
MAXim
Raido