RaidoСравнительный обзор педалей для ХС Shimano XTR M980 и M970

side_to_side_view

Цель этого обзора — поделиться своим опытом использования текущего покололения педалей ХТР для XC, провести визуальное сравнение с предыдущим поколением М970, и в завершение постараться сделать небольшое резюме.

Предыстория появления этих педалей у меня нехитра: непосредственно перед перед поездкой на ЧМ 2012 года по марафону в категории «Любители» ваш покорный слуга непоправимо повредил педали Look Quartz Carbon. Согласно древней традиции «из двух зол выбирать то, что ещё не пробовал» и интересу к новой линейке педалей от Shimano, я пошёл в местный веломагазин и купил ХТР М980. Обзоры этой модели не вызывали восторгов и сразу был выяснен вопрос о гарантийной замене в случае поломки во время катания и гонок при «нормальных» обстоятельствах — ответом мне было твёрдое «поменяем». Таким вот нехитрым образом педали и попали в моё владение.
 
Проведём небольшое визуальное сравнение с предыдущей моделью. Общая длина осталась примерно той же, если не считать выступы платформы:
 
  • М980

    length_m980

  • М970

    length_m970


Особых изменений в Q-факторе так же не было замечено — как геометрически, так и по ощущениям, a вот изменения «в толщину» заметны невооружённым взглядом:
  • М980

    m980_thickness

  • М970

    m970_thickness



Согласно моим нехитрым измерениям педали «похудели» минимум на 4.5 мм (учитывая то, что старые педали достаточно потёрты), что не может не радовать по многим причинам. С другой стороны, оси старых 970 выглядят куда более солидно.

Первые же выезды проявили негативные стороны педали — появился заметный люфт и выбился сальник из-под фиксирующей длинной гайки. Для сравнения, ни у новых М780, ни у «ветеранов» — 970, 770, 540, 520 — этой проблемы не было и нет. Было решено провести полную переборку педалей, включая разборку и смазку насыпного подшипника. Операция эта не новая и прошла гладко — удивление только вызвало странное положение
сальника на оси, на первый взгляд, совсем неочевидное. Тем не менее, все люфты были убраны и с тех пор проблем ни с сальником, ни с подшипниками нет.

Несмотря на это, приходится признать, что в общем и целом опыт эксплуатации данной модели достаточно положительный:
 
  • в грязи работа не вызывает нареканий, насколько это можно вообще оценить в грязи :)
  • платформа действительно ощущается, особенно в не сильно жестких туфлях. Справедливости ради надо сказать, что в туфлях с цельной карбоподошвой (класса Mavic Chasm/Shimano SH-M240 и иже с ними) разница с М970 минимальна

  • легче встёгиваться, чем в Look Quartz, особенно если на туфлях навинчены шипы, и ощущение куда более чёткое, чем в предыдущей модели
  • удар во внешнюю сторону педали не приводит к выстёгиванию ноги, что является огромнымплюсом при катании по местности с камнями и корнями
  • при «раздачах» нога держится надёжно
 
В процессе использования проявились и другие отрицательные моменты:
 
  • Сплав алюминия, из которого изготовлена педаль, достаточно мягкий и это имеет несколько неприятных последствий:

    • Края «платформы» начинают очень быстро сбиваться, и приобретают в скором времени острую кромку, имеющую тенденцию оставлять порезы на ногах. Проблема в моём случае решилась зачисткой шкуркой.

      m980_edge

    • Мягкость металла также проявляется и под нагрузкой. На следующем фото красным выделено место, где мягкий металл был «вдавлен» стальным шипом, который, кстати говоря, отличается более чем завидной твёрдостью — напильник его не берёт.

      m980_softness

      m980_topview


    • Скорость косметического износа металла вызывает некоторые опасения по поводу общей долговечности; на данный же момент всё в порядке, и встреченные педалями камни страдают больше :)


  • Присущий шиманам «свободный вертикальный ход» шипа при педаляже по-прежнему ощутим при мощном вкручивании, и он немного (некритично) увеличился по мере износа педали (продавливании материала). Такая простая идея, как регулируемая проставками высота стека, кажется обошла дизайнеров большого «S» стороной. Можно долго спорить, хороша эта система или нет, но то, что она многим по вкусу — это факт; в то же время, количество любителей «вертикального» люфта шиман стремится к нулю.
  • Угол поворота ноги в педалей ощутимо меньше, чем у тех же Look Quartz, и иногда в технических секциях хотелось бы побольше.

У М970 подобных проблем с материалом не наблюдается.
 
m970_overview

На данный момент 980-е не были протестированы в условиях клейкой засыхающей грязи и замерзающего снега со льдом. Согласно обзорам, в этих условиях новая линейка проигрывает старым, т.к. якобы больше места внутри что бы скопить грязь и залепить всё, что можно. По факту же, на данный момент такого не обнаружено, хотя в этом году из 9ти гонок КК только одна претендовала — с горем пополам — на звание «сухой», остальные же всегда изобиловали грязью в самых разных ипостасях. Например:

vtt_romont

Краткий вердикт.

В сухом остатке имеем следующее:
  • педали отлично работают в XC и в All-Mountain XC, встёгивание субъективно лучше, чем у 970-х.
  • педали в меру лёгкие: ~307 грамм с надёжным конструктивом
  • снижение веса, на мой взгляд, достигнута «небезгрешным» компромиссом конструктива и материалов, который проявляется достаточно явно.
  • присутствует ряд моментов, которые лучше иметь в виду при покупке и эксплуатации
  • печально видеть снижение легендарной надёжности педалей шимано ХТР, которые по определению должны быть оборудованием небожителей и обладать всеми атрибутами древних артефактов за такие деньги :)
 
Как видите, ощущения достаточно смешанные. С одной стороны, продукт стал функционально лучше, но качество, на мой взгляд, снизилось. Хочется отметить, что среди гонщиков кросса преобладают педали старого конструктива, когда как вся элита ХС перешла на 980е: на М970 Свен Нэйс выиграл ЧМ этого года на них, не говоря об армии топов их используюших; на модели М780 Марианна Вос выйграла по женщинам, а М540 использовал лучший из американцев Джонатан Пейдж. К однозначному преимуществу предшественников М980 смело можно отнести более высокий уровень надёжности и эксплуатационных характеристик, а так же использование элитой кросса косвенно может указывать на лучшую работу в условиях грязи и снега. Одно «но»: чтобы выявить это, вполне себе необходимо быть элитой кросса, а вот что бы что-то сломать — совсем необязательно :D

Целевая аудитория педалей — любители новинок, любители компромисса вес/функциональность, и просто могущие себе это позволить. Педали в меру лёгкие и местную горную ХС жесть выдерживают, не подводят, но требуют переборки.

Надеюсь, что был полезен :) Всем приятного и безопасного катания!




  • Поделиться
  • добавить в избранное
    1
  • +53
  • Мнения

Комментарии (30)

0
А место какое занял в итоге?)
avatar

racerx

+7
На трассе ЧМ? ) 52е (из 104 доехавших полную трассу+32 недоехавших), со временем 7:07:59, и отставанием 1:58:28. О том, как это было, можно почитать тут. %)
avatar

Raido

0
Полезно. Сам на всех 3х своих великах имею шимано (2 горных М530 и 1 комплект 105ых на шоссере), в принципе что то такое и ожидал в обзоре прочитать. Я не гонщик, 520-530 педали использую, выкидываю по мере износа.
avatar

Data_Link

+1
Time рулят!
avatar

DenisPonomariov

+3
Сорри, не могу тестировать сразу всё :) Да и то, как мне кажется, годный обзор можно написать только через несколько месяцев активного использования.
avatar

Raido

+1
Спасибо за полезный пост. Сам имею сходное мнение.
Новые ХТР действительно получше старых, особенно в плане низкопрофильности. Вертикальный люфт у меня убрался после того, как я на С-Воркс тапках сменил протектор и новый протектор уперся в рамку. Рамка аналогично протирается, хотя и не сильно.
С грязью дружат плохо =)
Весной покупал новые Лук С-трак. Отлично держат, просто великолепно, и шип всегда встегивается на одинаковом расстоянии от шатуна ( в отличии от Квартцев), но их высокий профиль меня просто убил. Они реально высокие, многие этого не чувствуют, а я почувствовал. Пришлось продать те на чем катался и сейчас продаю абсолютно новые С-трак Рейс в коробке.
Хочу попровать Таймы. Как они ваще? Люфтит шип?
Идеальных МТБ-педалей пока нет =( Хочу чтобы были низкие, легкие и держали как шоссейные, без вертикального люфта.
 
avatar

ctepx

0
Про новые таймы пока нашёл только один обзор тут: http://www.marathonmtb.com/2013/05/16/reviewed-time-atac-xc-8-pedals/ . В конце там картинка промятого карбона из-за того, что автор пытался как-раз решить проблему высоты стека.

В случае шиман находились свидетельства об использовании наждачного круга, но это уж совсем крайний случай. Как-то странно покупать ХТР, а потом браться за напильник (что, в итоге, и пришлось сделать :( ). 
avatar

Raido

0
Это Майк писал, он хардкорно катает =) Знаем его лично.
Он тоже пишет что стабильность шипа зависит от целости боковых элементов протектора обуви. Вообще у Тайм есть версии со стальной накладкой на пластинах. Может быть осенью потестирую, вроде в наличии у нас есть недорогие модели.
avatar

ctepx

+2
Со стальной накладкой на пластинах — это вот эти: www.time-sport.com/pedales/atac-xc_15_m22.aspx? 372 грамма — это прямо испытание для психики, на мой взгляд.

В общем и целом с выводом согласен — идеальных МТБ-педалей ещё не изобрели.
avatar

Raido

+3
Купил себе новые таймы хс6. На мой взгляд гораздо хуже кварцев. Липкой грязью забиваются сильно и приходится конкретно продавливать шип. Поначалу поставил шипы с металлической подкладкой чтобы не протирать подошву — попасть шипом в педальбыло порой весьма проблематично. Если бы в элиминаторе стартовали с земли, то какой-нибудь заезд я бы легко просрал на старте. Сейчас пластинки убрал, встегивание стало полегче, но все равно хуже, чем на кварцах. При этом подошву конкретно точит на моих Фьюри. А все из-за того, что как шип не ставь, протектор не встает на платформу педали.
Последний раз редактировалось
avatar

multig

+2
Значит на моих Шазмах тоже вряд ли заработает как следует :( Вообще, продавливание рамками таймов подошвы туфель — это их известный грех, но до вашего комментария никак не мог понять его природу. Теперь всё ясно, спасибо!
avatar

Raido

0
Купил у Мультига уже «почти новые» Таймы ХС6. Покатался вчера. Продам за 2000р.

Шип, конечно, не мигрирует влева-вправо, но в остальном все печально.
Допускаю, конечно, что они не дружат с моими С-Воркс но боковой протектор там новый, недавно менял.
Шип, на котором до этого Мультиг катался 1.5 месяца люфтит вверх-вниз нереально.
Протектор на боковые площадки не встает.
Педали вообще не чувствую, как будто там мылом намазано, пятка гуляет как хочет. При нормальной центровке шипа я могу достать пяткой до шатуна и до выстегивания еще будет очень далеко. Шип скрипит, об этом и Мультиг говорил.

По итогам тестирований лучшее чувство шипа у С-Траков, но они высокие.
ХТР хоть и говно по качеству, но низкие и есть это, как Майк сказал «rock solid».
Жалею что С-Траки Мультигу продал!
avatar

ctepx

0
Осталось, наверное, только крэнки попробовать? (лично я на это при моей коллекции шиман вряд ли пойду:) )
avatar

Raido

0
Так там тоже говорят пятка гуляет, педаль не чувствуешь =) Не хочу Кренки почему-то… хотя если будут свободные на тест, то почему-бы и нет.
avatar

ctepx

+2
Не купил. а поменял )))
У меня же пока не сформировалось окончательного мнения. Поначалу не мог встегнуть левую ногу вообще. Оказалось что на С-траках шип встегивается только строго перпендикулярно рамкам, а он у меня встал немного криво. Рамки держат шип очень жестко во всех плоскостях и из-за кривого шипа нога была постоянно вывернута внутрь. Потратил кучу времени чтобы выровнять шип на ботинке — у меня дырки на туфле проклеены термоклеем, чтобы дерьмо снизу не заливалось, соответственно площадка с резьбой почти не двигается.
Протектор у туфлей не достает до площадок на педали. Но тут возможно, что туфли уже старые и протектор подтерт (хотя мне казалось, что не сильно). В плюс можно записать, что шип широкий и имеет специальные площадки за счет чего сам хорошо стоит на корпусе педали.
В общем С-траки скорее больше понравились, чем нет. Надо побольше покатать на них, возможно, придется еще шипы подрегулировать, и пройти испытания грязью — тогда сформируется окончательное мнение.
 
З.Ы. Кстати люфта вверх-вниз на Таймах не ощущал. И нога наружу не вылетала. как на поношенных кварцах.
avatar

multig

0
Какие тапки?
п.с. Созер ты видел как на С-Траках делает)
п.с.с. У меня Сворксы тоже до Страков не доставали, держалось на шипе. Но стабильно.
Последний раз редактировалось
avatar

ctepx

0
Выше написано — Мавик Фьюри.
Неа. Или да… ты про дополнительные рамки обточенные ножовкой и напильником?
avatar

multig

0
Сорри, не увидел про Фьюри =)
Да, про рамку и напильник. Думаю там стабильности добавляется.
avatar

ctepx

0
Смотря насколько эта рамка поднимает уровень. У меня 2-3 мм не достает. Тем более рамка широко стоит и протектор может на нее полностью не попадать.
Короче, если по итогам эксплуатации решу остаться на Луках, можно будет задуматься о рамке. Опять же, если нога будет гулять и не будет хватать стабильности.
З.Ы. надо будет еще проверить не точат ли рамки педали опять подошву.
avatar

multig

0
Кстати, на крэнки продаются насадки, которые поднимают уровень: http://www.bikerumor.com/2011/08/23/review-crank-brothers-candy-tread-sleeves/
Может такое и на другие педали придумают (например, на платформу шиман что-нить этакое накрутить, металла там много ))))
avatar

Raido

0
Вот это крутяк, кста! 
Есть предложение не наращивать Шиману, а стачивать шип снизу!)
 
avatar

ctepx

+2
Точильный станок нужен, напильник не берёт. В межсезонье надо попробовать :)
avatar

Raido

0
Можно ещё, наверное, сточить прижимную пластинку на самой педале. Я так делал, когда не хватало хода регулировочного винта, чтобы нормально прижать шип. Правда, не знаю, много ли получится выиграть и да, тоже нужна точилка — напильник не берёт. :)
avatar

Techno

-11
раскрыть комментарий
avatar

R_Hardegen

+1
Про отсчёт верное замечание, учту на будущее, полезная деталь.
Последний раз редактировалось
avatar

Raido

+5
… После сборки обработать изделие напильником…
avatar

Gourry

0
Какой опыт эксплуатации M780? Тело стирается также интенсивно как и у M980? Какие отличия кроме веса у 780 и 980 в эксплуатации?
Последний раз редактировалось
avatar

MAXim

+2
Добрый день!
Опыт эксплуатации ХТ такой: пару раз сгонял кросс, тренировался на них в горах и на шоссе; в КК гонках не участвовал. Резюмируя, можно сказать следующее:
— тело педали абсолютно разное геометрически — ХТ толще, ХТР тоньше; визуально видная ось корпуса педалей ХТ толще, а у ХТР она вообще, по-моему, овальная; тонкая педаль имеет то преимущество, что можно сесть ниже;
— ХТР «ощущаются» лучше ХТ: чётче встёгивание/выстёгивание;
— Из короткого использования в кроссе (могу сравнить и то и то) — что противоречит общепринятому мнению — ХТР работают в грязи лучше ХТ, видимо из-за разной толщины оси корпуса;
— что лучше ногу держит — не могу сказать, ибо «вырывался» из всех педалей, которые у меня были;
— стирается, на глаз, ХТ меньше, чем ХТР, хотя опыт эксплуатации ХТ в боевых условиях пока не слишком обширный — жду зимы и кросса, что бы проверить; по крайней мере, об кромки ХТ я ноги не царапал
— имхо, качество сборки ХТ соответствует целиком и полностью прошлым моделям; качество ХТР хуже предыдущего поколения
avatar

Raido

0
Спасибо! А платформа одинаково чувствуется?
avatar

MAXim

+1
Честно говоря, платформа ощущалась на примерно одином уровне в туфлях Shimano М183. В Mavic Chasm (цельная карбо-подошва) мне разницу c предыдущим поколением в вопросах платформы прямо-таки не удалось почувствовать, зато разица в толщине — весьма.
Последний раз редактировалось
avatar

Raido

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.