Блог им. raskladnoyМастеровые карбоновые рамы под заказ? Как это делает Matt Appleman.

Блог им. raskladnoy: Мастеровые карбоновые рамы под заказ? Как это делает Matt Appleman.
 
 Рамостроитель Мэтт Эпплман имеет учёную степень по разработке композитных материалов. И хотя велоиндустрия давно уже работает с композитными материалами, позволить себе иметь в штате настоящего специалиста по этой тематике могут только крупнейшие производители.
 Мы посетили его мастерскую в Южном Миннеаполисе, давайте же посмотрим, что мы смогли разведать!

Блог им. raskladnoy: Мастеровые карбоновые рамы под заказ? Как это делает Matt Appleman.
Творческий порядок.

 После колледжа Мэтт несколько лет работал в Калифорнии над турбинными лопастями больших размеров и композитными материалами для крупных корпораций. Но со временем приуныв, вернулся в Миннесоту, что бы основать своё собственное велопроизводство.
 Строя байки на протежении уже четырёх лет, Эпплман исповедует куда более научный подход, чем многие «гаражные» велоконструкторы.

 Мы уже видели работы Мэтта на выставке NAHBS 2014, и его внимание к деталям очевидно. Вот пример его работы:
 
Блог им. raskladnoy: Мастеровые карбоновые рамы под заказ? Как это делает Matt Appleman.
Найнер под крупного высокого дядьку 113 кг.

Блог им. raskladnoy: Мастеровые карбоновые рамы под заказ? Как это делает Matt Appleman.
Блог им. raskladnoy: Мастеровые карбоновые рамы под заказ? Как это делает Matt Appleman.
Чёрный кевлар защищает нижнюю трубу и перья.

Блог им. raskladnoy: Мастеровые карбоновые рамы под заказ? Как это делает Matt Appleman.
Усиление карбонового дропаута сделано в форме яблока.

Блог им. raskladnoy: Мастеровые карбоновые рамы под заказ? Как это делает Matt Appleman.Блог им. raskladnoy: Мастеровые карбоновые рамы под заказ? Как это делает Matt Appleman.
Титановые логотипы. и т.д.

 Но вернёмся к нашей истории.
 Рамы Эпплмана зарождаются задолго до того, как будут приобретены трубы. Благодаря своему опыту и связям вне велоиндустрии Мэтт имеет поставщика, который делает для него трубы в Штатах.

Блог им. raskladnoy: Мастеровые карбоновые рамы под заказ? Как это делает Matt Appleman.

 Не какая-то фабрика с типичным продуктом, как это обычно происходит в вело, а полный кастом, где каждая конкретно труба делается на заказ под конкретный велосипед. Это значит, что Мэтт строит велосипед под заказчика в зависимости от его веса, мощности и предпочтений к жёсткости рамы. И под эти параметры, согласно геометрии байка, расчитывается покрой волокна для каждой отдельной трубы.
 Похоже слегка перебор? Это действительно так! Совсем немногие произоводители предлагают такой дотошный подход, что накладывает свои ограничения — Эпплман производит всего 15 рам в год.

Блог им. raskladnoy: Мастеровые карбоновые рамы под заказ? Как это делает Matt Appleman.

 Далее работа с этими трубами идёт по довольно стандартному сценарию мастерового рамостроения — трубы размечаются и обрезаются для плотной стыковки друг с другом в классическом стапеле Анвил, какой есть у большинства мастеров для производства стальных рам. Только в отличии от стальных рам, Мэтт прихватывает трубы небольшим количеством эпоксидки, а не точечной сваркой.

Блог им. raskladnoy: Мастеровые карбоновые рамы под заказ? Как это делает Matt Appleman.

 Карбоновые конструкции наиболее прочны, когда им придают сглаженные формы, поэтому следующим шагом Мэтт замазывает лёгкой шпатлёвкой все углы прежде чем накладывать слои карбонового препрега на весь узел соединения труб.
 Мы не смогли запечатлеть процесс обмотки узлов на фото, но он зависит от веса будущего владельца и назначения велосипеда. Эпплман накладывает множество слоёв карбона строго определённым методом согласно так называемому порядку укладки слоёв. На этом этапе работа Мэтта заметно отличается от остальных мастеров карбоновых дел, которые в большинстве своём не имеют специфического образования и кладут слои наугад, тогда как для Эпплмана это вопрос расчётов и он точно знает что делает.

Блог им. raskladnoy: Мастеровые карбоновые рамы под заказ? Как это делает Matt Appleman.

 Слои эти называются препрег, что является по сути карбоновой тряпкой, на которую с одной стороны нанесена смола, а с другой стороны отвердитель в необходимой пропорции. В охлаждённом виде они не смешиваются, но стоит тряпку разогреть, как компоненты расплпавляются и смешиваются затвердевая (есть мнение, что это почти правильно — препрег это когда тряпка пропитана уже замешанной с затвердителем смолой и держится охлаждённой для замедления реакции, а не когда на неё с двух сторон компоненты нанесены). Для этого у Мэтта есть особая печь, которая нагревает конструкцию до нужной температуры и в которой предусмотрены специальные отверстия для подвода вакуумных мешков, плотно сжимающих слои в процессе запекания.

Блог им. raskladnoy: Мастеровые карбоновые рамы под заказ? Как это делает Matt Appleman.

 Эпплман уверен, что он первым из «гаражных» мастеров смог сделать раму из карбона без металлических вставок и дропаутов. И хотя, как компания, он очень невелик, Мэтт использует свой опыт работы с волокном для продвижения и реализации новых идей, чтобы строить лучшие рамы. Единственный металлический элемент на раме — сменный петух. Это если не брать в расчёт опциональный титановый логотип, который можно заказать так же из карбона или даже из дерева.

Блог им. raskladnoy: Мастеровые карбоновые рамы под заказ? Как это делает Matt Appleman.

 Стоят рамы Мэтта Эпплмана по 5000 долларов, очередь на них около 6 месяцев. В основном работа ведётся над шоссейными и циклокроссовыми рамами, но и горный велосипед, как мы уже видели, не остаётся в стороне.
 
 Блог им. raskladnoy: Мастеровые карбоновые рамы под заказ? Как это делает Matt Appleman.
 
Блог им. raskladnoy: Мастеровые карбоновые рамы под заказ? Как это делает Matt Appleman.


 По материалам bikerumor.com  и сайта самого мастера applemanbicycles.com

ps: до чего ж приятно смотреть на работы мастеров своего дела. Помните дядьку с электробайком весом 7.66 кг?

pps: такое впечатление, что ребята из байкрюмор вообще не обламываются чуть ли не на телефон фотографировать.
  • Поделиться
  • добавить в избранное
  • +21
  • Мнения

Комментарии (36)

+17
все кладут слои на угад, а он Дартаньян
avatar

urbanjv

0
есть такое, там в комментариях народ тоже возмущался излишней пафосностью некоторых высказываний. но тут оно как, не факт, что он именно это именно так говорил — журналисты, они ведь и от велосипеда тоже журналисты.
avatar

raskladnoy

-1
Читал что китайкарбоновые рамы отличаются от  брендовых как раз тем что у последних просчитывают какого плетения слои и под каким углом класть. Изменяя эти параметры можно, например, делать изделие жестким в одной плоскости и гибким в другой.
Последний раз редактировалось
avatar

Feanor

+1
да, собственно после этой фразы дальше можно уже не читать, понятно все
avatar

kubas

+11
Изготовление рам путем склеивания труб встык с дальнейшим шпаклеванием и оматыванием препегом? Технологии 20-ти летней давности. На монококи финансов не хватает, но пытается брать пафосом.
Последний раз редактировалось
avatar

im66

0
дядь Игорь, а как же кольнага узловая? а как же каннондаль тьюб ту тьюб?
avatar

raskladnoy

+2
Никто не говорит, что Кольнаго и Каннондейл это венец технологической мысли ;). А потом — вклеивание в монококовый узел и обматывание подклееных труб препегом это две больших разницы.
Последний раз редактировалось
avatar

im66

+2
И при всем при этом производители используют матрицы для изготовления профилированных труб, работают с аэродинамикой. Здесь же мы видим примитивные трубу круглого сечения от которых даже Look отказался.
 
avatar

im66

+2
кадэйл именно «обматыавет подклеенные трубы препрегом».
Игорь, блин, у меня странное ощущение, что я под атакой?
Вы на столько воинственно настроены в комментариях к этой статье, что даже свою компетенцию уже под удар ставите уже второй раз подряд.
Я с вами счёт не открывал на сколько я помню, чем же персонаж из статьи так вас взбесил, что вы аж прям взъелись?
avatar

raskladnoy

+3
Сережа, какие воинственные комментарии? Ты о чем? И при чем тут ты? Здесь обсуждают не твою персону, а пафосного hand made производителя.
avatar

im66

0
BMC ваш любимый тоже если вспомнить, самая дорогая рама как сделана?
Последний раз редактировалось
avatar

raskladnoy

+6
Колхозно немного выглядит, больше похоже на прототипы. От рамы за $5к ожидаешь большего лоска и завершенности.
А то, что заморочился с производством и нашел свою нишу — молодец :)
avatar

mor

0
Наверное, это фича такая, рэт-стайл. Ведь со вклейкой логотипов он заморачивается, значит, при желании мог бы сделать раму с любым покрытием.
avatar

velikain

0
не рэт стайл. Надо учитывать, что это пендосия — там hand made (местный) имеет своих почитателей. 
avatar

im66

0
Эпплман производит всего 15 рам в год. — не дочитав до цены в статье- понял это как культ для яблоко«ДРО»Фанатов ), дорого и эксклюзивно…... вопрос- а стоит ли оно того?
avatar

Enob

0
Прототипы i-Bike )))
avatar

im66

0
Однако не все карбоновые рамы одинаково китайские :) 
Но скорее для тех кто хочет раму по своим размерам/параметрам и обязательно из карбона.

Хотя вот интересно какая гарантия на такую раму?  
avatar

Veles66

+2
Кто то закажет себе такую раму с кастомной геометрией, карбодропаутами, в финишной обработке RAW UD carbon. А потом нечаянно наткнется на раму с полностью совпадающей геометрией, с карбодропаутами, и RAW UD. Только у hongfu-bikes, за 400-500 долларов, и на 300 грамм легче. Я бы был в растерянности. Но то я, конечно.
Последний раз редактировалось
avatar

DenisKotov

0
Ну даже если так, то обладать хендмейд рамой куда приятнее, чем массово произведенной. Хоть и ехать они могут +- одинаково.
avatar

guglez

0
У мну есть некое сомнение по поводу препрега. Насколько мне известно, ткань пропитывается смолой с введённым отвердителем. На этом этапе важен последующий отжим для удаления излишков связующего. А далее пропитанный материал перекладывается плёнкой и охлаждается. Предварительная активация происходит при выкладке (комнатная температура), далее — при запекании в автоклаве.

 
avatar

MikhailKovnatski

+2
ну так и в статье скобочки как раз не на пустом месте появились, так что я согласный, что про с двух сторон разное намазано — это что-то новое.
avatar

raskladnoy

+10
Много кто сейчас кастом карбон делает же, в США и Европе. Яблочный парень не самый бодрый среди них, это точно.




Argonaut (США)
На упоминавшейся NAHBS, взявший первое место за карбон.
argonautcycles.com/



Festka (Чехия)
Они вообще черти крутые, хотя и на узлах, про которые тут пишут мол не монокок. 
www.festka.com

Простматривая этих производителей, видишь качество на те самые 5000 USD. Лень копаться в закладках, но пятерка подобных крутышек еще наберется точно. В UK есть контора, делающая чуть ли не монококовые на заказ.

Возможно просто фотографии не самые удачные, конечно, у яблочного. 
Последний раз редактировалось
avatar

VladimirLosinsky

0
Много кто делает «бодрее». Возьмем еще к примеру Чанг Шен Кая.
 
avatar

im66

0
Того самого Чанг Шен Кая?
avatar

VladimirLosinsky

0
Да, в свое время по нашему (!!!) Тв про него фильм показывали.
 
avatar

im66

0
Крутяк! А если не лень, то накидайте еще ссылок, пожалуйста.
В свое время искал карбохардтейл для пампа, но нашел только Antidote и Cowan bikes.
avatar

N01Z3

+1
Nox Phoenix вспоминается. А что за Antidote? Гугл только ДХ-байк показывает, помесь Army Wehrmacht и Propain Rage.
avatar

velikain

0
www.bikerumor.com/2013/01/28/prototype-antidote-bikes-4x-composite-frame-revealed/
Nox, да, тоже есть. Но гео олдскульная
avatar

N01Z3

0
Опять этот яблочный маркетинг...
avatar

_va

+1
вот вы докапались до фамилии то =)
avatar

raskladnoy

+2
я до логотипа...
Может он тоже… из этих..?:)
avatar

_va

+11
Я по образованию и по профессии — прочнист, немного прокомментирую со своей стороны.

Карбоновые конструкции наиболее прочны, когда им придают сглаженные формы, поэтому следующим шагом Мэтт замазывает лёгкой шпатлёвкой все углы прежде чем накладывать слои карбонового препрега на весь узел соединения труб.
Это относится к любым материалам. «Углы» являются концентраторами напряжений и не нужны никому.

На этом этапе работа Мэтта заметно отличается от остальных мастеров карбоновых дел, которые в большинстве своём не имеют специфического образования и кладут слои наугад, тогда как для Эпплмана это вопрос расчётов и он точно знает что делает.

Извините уж, но углы укладки слоёв — это первое, о чём говорят, когда речь заходит о композитах. Ни о каком расчете на прочность даже говорить нельзя, если не заданы направления слоёв — прочностные свойства меняются координально. Я более чем уверен, что любые известные бренды знают какие слои и как укладывать, иначе они просто дураки.

Кастомная геометрия — это хорошо. Карбон — тоже круто. 5000$ и шильдик с яблоком? Я это уже где-то видел...


avatar

Sirota

+2
«Сеанс магии с последующим разоблачением». Про то, что типа только герой заметки знает, как надо класть слои углеволокна, действительно смешно.
avatar

im66

0
Спасибо за статью! Было интересно почитать, хотя пафос не к месту. Ну и говорить всем, что я все знаю, потому что использую научный подход — как минимум странно
avatar

N01Z3

-1
Кстати, рулевая какая-то не модно-молодежная, что говорит об отсутсвии у производителя возможности делать стаканы под интегрированную рулевую. Кстати, случаем не 1/1,8 снизу?
Последний раз редактировалось
avatar

im66

+1
такое впечатление, что ребята из байкрюмор вообще не обламываются чуть ли не на телефон
фотографировать

Это чтобы огрехи не было видно. 
 
avatar

nTu4Ka

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.