pashevichТехничка: RockShox Boxxer R2C2 WC и все его 5 крутилок

Разбавлю-ка я поток эндуро и видосов с котанами суровой пятничной техничкой. Сегодня не будет персональных счетов, мы просто сядем, возьмем поллитра картинки и попробуем разобраться, что куда крутится, течет и переключается в вилке RockShox Boxxer R2C2 WC.  Блог им. pashevich: Техничка: RockShox Boxxer R2C2 WC  и все его 5 крутилок

 

Если коротко – перед нами классический рокшокс в хорошем смысле этого слова: Solo Air с крутилкой Bottom Out, демпфер компрессии Mission Control и отскок. Перед тем, как начать, немного шифрограмм:

НСК – низкоскоростное сжатие (LSC, low speed compression)

ВСК – высокоскоростное сжатие (HSC, high speed compression)

НСО – низкоскоростной отскок (LSR, low speed rebound)

ВСО – высокоскоростное отскок (HSR, high speed rebound)

Bottom Out – регулировка прогрессии воздушной пружины = объема позитивки.

 

Строго говоря надо писать «демпфирование НСК» и тп, но опустим формальности. НСО еще называют отскок в начале хода, ВСО – в конце хода, но я буду пользоваться скоростями для единства терминологий.
Блог им. pashevich: Техничка: RockShox Boxxer R2C2 WC  и все его 5 крутилок


 

Итак, общий принцип демпфирования R2C2: низкоскоростные настройки всегда частично открыты для тока масла (работают при низких скоростях движения подвески), высокоскоростные срабатывают при определенном давлении масла (скорости движения подвески), то есть выполнены в виде клапанов. Рассмотрим подробнее.

 

Начнем с сжатия. Перед нами демпфер Mission Control R2C2 Блог им. pashevich: Техничка: RockShox Boxxer R2C2 WC  и все его 5 крутилок

 

Синяя крутилка отвечает за ВСК, золотистая за НСК: Блог им. pashevich: Техничка: RockShox Boxxer R2C2 WC  и все его 5 крутилок

 

 Что у нас происходит в кишках вилки, когда вы щелкаете эти крутилки? Для этого заглянем под юбку демпферу и увидим, кудой может пройти масло при сжатии вилки:
Блог им. pashevich: Техничка: RockShox Boxxer R2C2 WC  и все его 5 крутилок


Центральное отверстие отвечает за НСК, 4 порта, перекрытых шайбой – ВСК. Порт НСК всегда имеет ненулевое сечение (иначе у нас образуется локаут, а зачем он нам в ДХ?). Прокручивая регулировку НСК мы двигаем шток регулировки НСК, который перекрывает часть сечения для потока масла, тем самым увеличивая демпфирование НСК: Блог им. pashevich: Техничка: RockShox Boxxer R2C2 WC  и все его 5 крутилок

 

 Тут вроде все просто и понятно – меняем размер дырки. С ВСК чуть интереснее. В нормальном состоянии порты ВСК перекрыты шайбой, которую прижимает подпружиненный пластиковый шток. Собственно регулировка ВСК сводится к регулированию преднагрузки этой самой прижимной пружины:
Блог им. pashevich: Техничка: RockShox Boxxer R2C2 WC  и все его 5 крутилок

При сильно быстром сжатии и достижении определенного давления масла в демпфере сила превышает силу сжатия пружины и порт ВСК открывается, вот на этой картинке наглядно виден механизм: Блог им. pashevich: Техничка: RockShox Boxxer R2C2 WC  и все его 5 крутилок

 

То есть закручивая регулировку ВСК вы увеличивается прелоад пружины – ВСК открывается позже, вилка больше (жестче) демпфирует сильные удары.

 

Теперь переходим к регулировке демпфирования отскока (разжатия). Общий вид демпфера: Блог им. pashevich: Техничка: RockShox Boxxer R2C2 WC  и все его 5 крутилок

 

Здесь так же две крутилки и логика в принципе похожая на компрессию: красная крутилка регулирует ВСО, золотая – НСО. В англомануале их еще обзывают Ending Stroke Rebound и Beginning Stroke Rebound, то есть «в конце хода» и «в начале хода», намекая на то, что НСО больше влияет на характеристики отскока при малых ходах вилки (низкой скорости сжатия и давлении масла), а ВСО – на больших ходах вилки.   Блог им. pashevich: Техничка: RockShox Boxxer R2C2 WC  и все его 5 крутилок

Блог им. pashevich: Техничка: RockShox Boxxer R2C2 WC  и все его 5 крутилок

Принцип регулировки: НСО так же всегда частично открыт, регулировка осуществляется перемещением штока НСО в центральном канале демпфера:   Блог им. pashevich: Техничка: RockShox Boxxer R2C2 WC  и все его 5 крутилок

Блог им. pashevich: Техничка: RockShox Boxxer R2C2 WC  и все его 5 крутилок
 

ВСО имеет свою пружину (ажурную), которая прижимается с разным усилием при регулировке ВСО. Не знаю баг это или так задумано, но в крайнем «мягком» положении пружина не прижималась совсем и клапан был открыт и регулировка НСО при этом толком не работает, так как масло спокойно идет через ВСО. Блог им. pashevich: Техничка: RockShox Boxxer R2C2 WC  и все его 5 крутилок

 

Соответсвенно когда вы зажали регулировку ВСО на максимум – клапан откроется только в самом конце хода, когда усилие разжатия пружины максимально.

С регулировкой отскока есть один интересный момент: крутить ВСО можно вместе с НСО, а вот при регулировке НСО (золотая крутилка) надо смотреть, чтобы красная крутилка ВСО не крутилась. От загрязнения узла они могут крутится вместе, при этом будут щелчки, но регулироваться при этом будет именно ВСО.

 

Ну и напоследок – немного о пружине. Принципиально здесь стоит самый обычный и простой солоэйр, клапан пружины выполнен в виде ниппеля, который открывает при полном разжатии вилки и уравнивает давление в позитивной и негативной камерах: Блог им. pashevich: Техничка: RockShox Boxxer R2C2 WC  и все его 5 крутилок

Блог им. pashevich: Техничка: RockShox Boxxer R2C2 WC  и все его 5 крутилок
 

Уплотнение на поршне выполнено по «амортизаторной» схеме из Х-ринга и двух пластиковых разрезных колес, О-рингом такое особо не заменишь: Блог им. pashevich: Техничка: RockShox Boxxer R2C2 WC  и все его 5 крутилок

 

Регулировка Bottom Out (прогрессии вилки в конце хода, антипробоя и тп) осуществляется простейшим способом: глухой поршень перемещается по резьбе, увеличивая или уменьшая объем воздушной камеры.

Блог им. pashevich: Техничка: RockShox Boxxer R2C2 WC  и все его 5 крутилок
 

В целом все кишки простые и надежные, единственное, что может пойти не так при переборке – винтики крепления крутилок под 1.5 шестигранник… Причем демпфер компрессии можно выкрутить, не снимая крутилки – нужен только тонкий ключ на 24мм. А вот при разборке блока крутилок отскока надо быть аккуратным.

 Блог им. pashevich: Техничка: RockShox Boxxer R2C2 WC  и все его 5 крутилок


П.с: все, что написано выше – мой личный взгляд и мнение, не претендующее на истину в последней инстанции. Советы, исправления и комментарии принимаются.

 п.с.2: спонсор фоток — мобила Xiaomi 4A :)

 

 

Комментарии (17)

0
С ВСК, конечно, сильно все упрощено. Там не шайба, а набор шайб — шимстек. И работают они обычно на изгиб. Но внешняя регулировка — действительно, простой прелод этих самых шайб.
Последний раз редактировалось
avatar

mafflin

+3
лезть в тонкости пачек шайб в клапанах — это удел мелкого клуба маньяков на оранжевом форуме. постарался объяснить для обычных юзеров, именно то, как и чего делают крутилки. понимание кишек вилки иногда дает большее понимание настроек вилки.
avatar

pashevich

+15
Я бы еще добавил про одно заблуждение. Есть мнение, что если кидает после приземления, то нужно замедлять ВСО, потому что приземление = работа вилки на весь ход, а ВСО работает в конце хода. Это неверно, потому что ВСО отскок открывается в зависимости от приложенной к поршню силы, а не при каких-то определенных процентах сжатия вилки.
Кажется, что это одно и то же (потому что чем сильнее сжимаем вилку — тем больше возрастает давление в воздушной пружине), но при отскоке не вся сила от воздушной пружины передается в демпфер. При одном и том же сжатии ВСО контур может открываться, а может и нет, в зависимости от того, нагружено переднее колесо или нет.

Понять разницу очень просто на примере двух ситуаций:
1. приземление после дропа. Вилка складывается до конца и начинает разжиматься. Но переднее колесо всё еще нагружено (а сам райдер в этот момент все еще прижат к земле после дропа и испытывает ускорение в пару g), поэтому на шток отскока действует относительно небольшая сила (условно — треть силы, развиваемой воздушной пружиной), этого не хватает для открытия контура ВСО и мы получаем довольно медленное разжатие вилки, несмотря на работу на весь ход.
2. проезжание корня дерева высотой 10см. Вилка так же складывается почти на весь ход и начинает разжиматься, но переднее колесо почти в воздухе. В этот момент вся сила от воздушной пружины идет в демпфер и открывает контур ВСО, а вилка быстро разжимается (значительно быстрее, чем в первом случае)

Главный вывод такой. Если кидает после приземления, то нужно замедлять НСО, а ВСО лучше не трогать (исключая клинические случаи, когда ВСО полностью откручен).
Последний раз редактировалось
avatar

SilentS

0
собственно поэтому терминология скоростей правильнее, чем терминология начала и конца хода. а скорость разжатия как раз и зависит от того, на сколько сильно разжимает вилку пружина — как ты правильно заметил, в конце хода усилие на разжатие с учетом веса райдера на руле может быть ниже, чем от удара в корень.

поэтому в начале статьи дан общий принцип работы:низкоскоростные настройки всегда частично открыты для тока масла (работают при низких скоростях движения подвески), высокоскоростные срабатывают при определенном давлении масла (силы разжатия  = скорости движения подвески), то есть выполнены в виде клапанов.
avatar

pashevich

0
Уплотнение на поршне выполнено по «амортизаторной» схеме из Х-ринга и двух пластиковых разрезных колес, О-рингом такое особо не заменишь
Вообще то можно заменить орингом, проверенно на манитухе
avatar

ouninpohja

0
Так и сяк, хорошая статья, спасибо чувак!
avatar

koshey

0
Хорошая статья. Прочитав, понимаешь принцип работы каждого элемента вилки, и в дальнейшем можно более грамотно настроить ее. Побольше таких статей.
avatar

SKIF

0
Где была эта статья, когда я делал первые шаги в мотокроссе? :D
//Для справки: это был конец прошлого века, интернет в Мухосрански ещё не пришёл, а фидошники не обсуждали высокоскоростную компрессию XD

Отличная, статья, спасибо!

Жду статью «Личные счёты с зеркалками: как получать шикарные фото с мобилки». 
Я серьёзно.
Последний раз редактировалось
avatar

nepunk

0
Ну с зеркалки фотографии намного лучше, но и сил уходит поболее, в разы так.
ПС клапан в поршне улыбнул) Кстати, по идее он должен не давать создаваться стэкдауну, т.к. в прямую сторону около 1атм только держит.
avatar

lokki

+7
на самом деле с зеркалки фотки не сильно лучше. а у многих даже хуже, тк стоковые киты не дают такого макроэффекта. + не все заморачиваются обработкой. 
решает не инструмент, а руки и хороший свет, очень много света. 
Последний раз редактировалось
avatar

pashevich

+1
Чуток припоздал, года на 3, многие на чаржере уже.И насчет простоты и надежности хз хз, нсо клинит и ломается, всо шайба протачивается, шток внутри прокручивается и она не ходит вверх вниз соотв не регулирет, с нск тоже какой то косяк был, помоему его тоже закусило и он отпал, все слелано чуть не из фольги. Так что кто покупает боксер на мишен контроле будьтк крайне бдительны 
avatar

Doomday

+4
Мдэ. Понимание такое себе. Если с компрессией разобрались уже совсем давно. То с отскоком автор не разрбрался.
Нет, это не баг. Так как если отскок откручен на максимум, то райдер — идиот и ему стоит кататься на каком-нибудь рст лаунч.
Ну а если сли отскок настроен нормально, то все отлично работает. Кстати, отскок в конце хода сильно зависит от того, нагружена вилка при расжатии или нет. Напоимер с дропа она будет расжиматься медленее, т к.райдер компенсирует своим весом часть усилия пружины и отскок в конце хода не открывается. Но при проезде корней/камней, когда вилка фактически не нагружена, он будет открываться, и таким образом колесо будет быстрее входить в контакт с грунтом. 
Так что называть это все НСО — дилетантство. 
Ну и это — в челябе метеорит упал (половина уже ездит на чарджерах, а остальные уже все и так знают)
Пс: Пашевич, не умеешь боксеры перебирать — не берись. А так же лирики и тотемы (с мишшн контролом) — нельзя просто так брать и ставить задом наперед пружинки в демпферах) не знаешь как — позвони и спроси, с меня не убудет.

Ппс: совершенно спокойно можно х-ринг заменить орингом подходящего размера. Главное правильное количество смазки и своевременный сервис. Но… С х -рингом работает приятнее и нету эффекта  страгивания
Последний раз редактировалось
avatar

Black_Thrush

+2
то есть это райдео лох, что инженеры ему предоставили такой диапазон настройки всо? 

какие пружинки задом наперед и что я не умею перебирать? поясни, или это опять мутные предъявы в некомпетентности без аргументации как обычно :)
Последний раз редактировалось
avatar

pashevich

0
Уаня, ты про тотемы лучше не пиши...

avatar

dnbhead

-1
Та напишу, не вопрос: То, что владелец не менял масло в штанах тотема, и то, что из-за этого потерлось покрытие — не проблема человека, который делал сервис (т.е. меня), а проблема разгильдяйства владельца. Прошло уж лет 8-9-10, а все все равно помнят, и сейчас еще что-нибудь приукрасят.

А если на то пошло, то тогда я закосячил две вилки, но точно не тотем, и из присутствующих тут этого даже никто не знает.

Тут одиному парню попала в руки вилка, которую я ремонтировал и обслуживал 4,5 года назад — так вот он предьявил мне, что в вилке «какая-то нефть, ты шо туда заливал...»  Ну так опять же, нужно было делать сервис вилке регулярно, а не раз в сколько-то там лет. И это тоже проблема владельца. Мягкое от теплого отделяйте господа.

ПС: можешь еще поминусить камент, если тебе так нравится.
Последний раз редактировалось
avatar

Black_Thrush

+10
удел мелкого клуба маньяков на оранжевом форуме.  для обычных юзеров,

 

хочет поблагодарить за красивый пост ,  добавить видосик в тему


 

и уточнить, что данная конструкция поршня компрессий вполне адекватно работает на демпферах WC серии, где шток отскока, ЕМНИП, 19мм. Т.Е. при вращении крутилок заметно изменение в работе демпфера, т.к. через него проталкивается значительный объем масла.

 

Но когда тот же самый конструктив в демпфере RC2DH на обычных лирика, боксерах…


пытаются заставит работать на штоке12.7мм, который продавливает через него в 2+ раза меньше масла, ждать особой отзывчивовсти от крутилок не приходится. Особенно LSC.

Напильник и пасьянс с шайбочками могут существено изменить его работу.

 

 

 

 

 

 
avatar

Nalivaich

0
 

 

и уточнить, что данная конструкция поршня компрессий вполне адекватно работает на демпферах WC серии, где шток отскока, ЕМНИП, 19мм. Т.Е. при вращении крутилок заметно изменение в работе демпфера, т.к. через него проталкивается значительный объем масла.

 
Но когда тот же самый конструктив в демпфере RC2DH на обычных лирика, боксерах…

 

 

 

Разве демпферы на WK и R2C2 отличаются? Наверное имелось ввиду Лирики и Тотемы?

 
avatar

truejung

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.