Сборка байкаЛёгкая переделка 10-скоростной манетки Sram под переключатели Shimano


Как с помощью клея и пары пластиковых стяжек заставить идеально работать связку 10-скоростной манетки Sram и 10-скоростного переключателя Shimano.

Минутка лирики

Мне никогда не нравились манетки от Shimano. Для этого нет объективных причин, просто так сложилось. Кто-то котирует их за функцию Rapid Fire и нативную совместимость. Мне же они не нравятся из-за работы и дизайна. И если верхние линейки ещё вполне себе сносно выглядят, то линейки попроще лихо изобилуют пластиковыми частями родом из середины 2000-х, а рычаги сделаны из какого-то стрёмного листового металла и у той же манетки Zee легко гнутся при падении. Причём при попытке выровнять большой рычаг обратно — без поддержки какой-то там матери точно не обойтись. Рычаг гнётся в другом месте, превращаясь в S-образную пластину! Не то, чтобы я постоянно гнул рычаги, но совокупность этих факторов меня отталкивает. Так что совет «купи манетку Shimano» для меня не работает.


К делу!

Для 9-скоростных манеток Sram и переключателей Shimano Zee m640 и Saint m820 есть не задокументированная обратная совместимость «из коробки», о которой уже не раз говорили. Я решил взять 10-скоростную манетку Sram и проверить совместимость с переключателями Shimano на практике.


Оказалось, 10-скоростным манеткам Sram немного не хватает выбора троса. На 10 переключений манетки приходится 9 переключений у переключателя. Не хватает совсем чуть-чуть, но нормальной работы добиться не удаётся. Возможно с 9-скоростной цепью всё бы и заработало, т.к. сама цепь чуть шире 10-скоростной и этой разницы бы хватило для нормального переключения. Но цепи нужной длины не было под рукой и я решил не запариваться с покупкой. Игры с проводкой троса через переключатель для изменения рычажности тоже не дали своих плодов, так что решено было модифицировать манетку. Погнали!

Снимаем верхнюю крышку. Она держится на одном болте под 3мм шестигранник.


Теперь нам нужно снять пластиковую направляющую, на которой держится нижняя крышка манетки и регулировочный барашек для подтяжки троса. Переворачиваем манетку и выкручиваем три болтика. Будьте внимательны, болт расположенный у регулировочного барашка — короткий.


Вытягиваем болтики, убираем направляющую. Под ней находится пружина, отвечающая за «сброс» троса на звёзды пониже и собственно само поворотное кольцо, вокруг которого «наматывается» трос. Нам нужно увеличить диаметр этого поворотного кольца, чтобы манетка выбирала чуть больше троса за одно переключения. К сожалению я не сфографировал механизм до модификации, но разобраться будет нетрудно.


Для модификации нам нужна будет одна нейлоновая стяжка, кусачки, наждак, спирт и суперклей (ака цианопан или 505).

— Скользкую часть нейлоновой стяжки я слегка натёр наждачной бумагой, чтобы клей лучше держался.
— Прикладываем стяжку к манетке и отмеряем нужный нам кусочек, отрезаем.
— Обезжириваем всё спиртом и приклеиваем кусочек стяжки по периметру.
— Когда всё высохнет — нужно будет приклеить ещё один кусочек стяжки поверх приклеенного кусочка (прям как в West Coast Customs с мониторами).

К сожалению само поворотное кольцо у меня черного цвета, как и стяжки, и на фото всё слегка сливается. Зелёным цветом отмечена граница оригинальной детали, синим — первый кусочек стяжки, красным — второй кусочек стяжки.


Как это выглядит после модификации и застывания клея. Думаю, суть понятна.


Собираем обратно манетку, и настраиваем переключатель по обычной схеме.

Видео как модифицированная манетка переключает передачи.


В данный момент манетка проездила так уже неделю и пока у меня нет никаких нареканий на её работу, внутри ничего не отклеилось и не отвалилось. Переключения четкие, быстрые, лёгкие. Я очень доволен лёгкостью модификации и финальной работой связки манетки и переключателя. Результаты работы заценили и мои друзья-катальцы. Один был очень раздосадован, что пришлось продать свои манетки Sram и сменить их на Shimano именно для использования переключателя Zee m640. Ведь такая модификация стоит копейки.

Теоретически, при наличии 3D-принтера можно было бы напечатать деталь, а не колхозить её из стяжки. Но принтера у меня нет, а такую модификацию можно сделать дома с минимумом инструментов с отличным финальным результатом.
?
Неформальный чатик 26-го, например

Комментарии (41)

+10
Классно, просто и эффективно! Тоже манетки срам нравятся больше шимановских.
avatar

Barsuk551

+1
А чего перекл срамовский то не проставить просто? Неужели перекл шимано нравится сильно больше?
avatar

vanyas

+2
Переклюки Срам сильнее торчат за дропаут, что пагубно влияет на их живучесть. Да и апгрейд сильно дороже получается, при условии наличия м820)
avatar

kuzlich

+2
Ну как бы переклюки СРАМ известны своей надежностью и работой практически в любых условиях, не зависимо от того, сколько и что торчит за дропаут.
avatar

AlexVenom

0
Не устраивай холивар. На вкус и цвет, мне тоже нравится срамовские — но люфты там какие-то жуткие везде, хотя работает при этом как часы.
avatar

lokki

+10
У меня этих переклюков Срам было вагон, и маленькая тележка. Даже сейчас где-то один запасной лежит, а ещё один стоит на хардтейле. После замены последнего х9 на сэинт — переключатели почему-то перестали ломаться и гнуться. Конечно можно сослаться на то, что я теперь реже катаюсь, но за 5 лет на м820 только пара царапин и никаких нареканий на работу. Плюс появились они раньше, чем коротколапые переклюки с фрикционом у Срам. Плюс, есть регулировка этого самого фрикциона. Плюс, у Срама всего 7 передач и дизигн на любителя. Крч, это больше вопрос религии и вкусовщины, мне больше м820 заходит. А главное — он у меня уже есть. Так что при прочих равных — м820 для меня пока лучший выбор.
avatar

kuzlich

0
я тоже это заметил, только они от петухов требуют слишком многого, если велик часто сваливается на бок или проезжает между камнями впритык.
avatar

slopestyler

+2
У Уоллеса как раз на его Glory стоит Sram. Попробовал примерно также сфотографировать, чтобы наглядно разница видна была. Конечно, это на телефон и у меня Glory не Advanced, но перья у них всех одинаковые. ИРЛ на любом байке разница прям очень заметна



avatar

kuzlich

0
Там ещё шатун с педалью торчат, имхо переклюком приложиться — это отдельный талант. Если я ошибаюсь — чтож, будет очень жаль мой x01)
avatar

lokki

+4
Так закон Мёрфи же, ещё и в самый неподходящий момент. Попробуй байк на бок положить, проверишь касается ли переклюк земли
avatar

kuzlich

0
хз как более ТОПовые, х5 работает четко, но одноразовый, один легкий удар и ему пришел капец…
avatar

EvilDen89

+12
Пользую 9-ку с 820м переклюком, но любой колхозкастом одобряю…
avatar

Chute

0
Имхо проще было бы либо с 9ск, либо с 11ск сделать — без колхоза вообще. Но это для тех, кто кататься любит, а не ковыряться :)
avatar

lokki

+6
Ну, у меня уже стояла 9-ск манетка. Плюс, была новая кассета на 10-ск с диапазоном побольше, которую мне подарили. Хотелось этот самый диапазон расширить малой кровью и сменить старую манетку. С обеими задачами успешно справилась заколхоженная манетка.

А 11-ск для меня перебор, мне 36Т спереди и большой 32Т сзади — позаглаза, чтобы ехать в горку, учитывая что я раньше на 23Т крутил. У 11-ск кассеты звёзды явно побольше. И опять же — не факт что переклюк потянет, задокументирована только работа с 36Т кассетой. Это не беря во внимание, что всё это добро должно стоять на даунхилльном велике)
В общем у 11-ск варианта слишком много «но» и он бы получился заметно дороже.
avatar

kuzlich

0
11 ск это не только диапазон, но и шаг)
Если переходить с 10 ск на 11 ск, то диапазон можно оставить какой есть/нужен, а шаг уменьшить.
avatar

GeraRuckus

+3
шоссейные 11ск кассеты вроде бы теперь не подходят для мтб — там барабан сделали шире, если я правильно понял. Но мб только один из производителей, я уже честно говоря немного запутался в этих 1000 и 1 стандарте барабана…
avatar

lokki

0
Не сляышал такого...
Чтобы не быть голословным:
www.sunrace.com/en/products/cassettes-road
11 ск 11...25 даже есть)
avatar

GeraRuckus

0
avatar

lokki

0
Не шире, а длиннее тогда уж))
Это-то я знал. У Санрейса в комплекте шайбочка под эту муть.
avatar

GeraRuckus

0
Ну это смотря относительно какой оси — если мы про велосипед — то шире барабан, если мы сняли барабан — то да, они длиннее)) Втулка-то 135/142/148/… у нас же ширина втулки, а не длина.
avatar

lokki

+3
А как же «первое правило манетки sram»?))
avatar

Marakyja

+2
Мы не боимся трудностей. В своё время приловчился их собирать, главное понять что-куда)
avatar

kuzlich

+8
я часа три с ней промучался, но в итоге собрал, эксперимент того стоил))
avatar

EvilDen89

+2
Это правило для слабаков)
avatar

GeraRuckus

+16
Отлично заморочился, респектос. А лично я вот с манеток и трансмисси срам в целом перешёл на шимано. Верхние линейки работают в целом одинаково хорошо, но у срама просто отвратительные ощущения от люфтящего и ватного рычага на поднятие
avatar

VL_Chuvak

0
Отчасти хотел сменить свою 8-летнюю манетку X9 как раз из-за того, что на ней начал люфтить рычаг. В версиях с подшипником этой беды нет, но у меня была не такая. Кстати, вот эти новые GX (и X9 под 10 скоростей) уже идут с подшипником внутри. В теории люфтить не должно
avatar

kuzlich

+15
как ты угадал от какого момента клеить второй кусочек стяжки? повезло? А так ЖИРНЫЙ плюс за хэндмэйд! 
avatar

timman

+6
Без модификации переклюк тупил на самой большой звезде. Я поделил рабочую (изогнутую) часть поворотного кольца на 3 части и приклеил второй кусок стяжки как раз на той части, что отвечает за работу на больших звёздах. Так что и повезло, но я вроде как очень старался угадать!
avatar

kuzlich

+10
По идее нужен равномерный ход троса на всех передачах, то есть диаметр барабана не должен меняться и никакого куска стяжки не должно быть, должна быть одна подходящей толщины.
То что раньше тупило только на самой большой говорит только от том, что на последней звезде набежала самая большая абсолютная ошибка, это похоже на ситуацию с системой 9-10-9.
avatar

Chute

+10
Первое предложение — вообще не факт.
Рычажно-шарнирные конструкции (а параллелограмм переклюка именно таковым и является) априори нелинейные по передаточной функции.
Нельзя так просто заявлять про равномерный ход. Но я не исключаю, что конкретно в этом случае ты по большей части прав.
Последний раз редактировалось
avatar

GeraRuckus

0
Возможны все варианты, надо разбираться. Сейчас посмотрел ещё раз, по картинке диаметр барабана вроде нелинеен, но ещё надо смотреть на шаг зубьев храповика. Либо измерять родную Шимановскую манетку на всех шагах троса. 
avatar

Chute

0
Да, похоже на правду с накоплением погрешности. По моим подсчётам должно было быть около 6% на передачу. Но мне показалось, что на больших звёздах рычаг переключателя смещался меньше, чем на мелких. Из-за этого я и наклеил второй кусочек стяжки только на финальную треть поворотного кольца. Конечно, можно было поэкспериментировать со стяжкой на всю длину, но я удачно угадал и разбирать всё стало немного лень
avatar

kuzlich

0
Не совсем по теме, но интересно — что Шимано сделала с шагом манетки/переклюка в их новой чугунной е-серии, будет ли с чем-то случайно совместима из древнего?  
avatar

Chute

+2
По пресс-релизу просто сказали, что совместимости не будет. В теории могли рычажность переклюка сделать другой, которая внезапно совпадёт с какими-нибудь Срамовскими манетками.

Вообще такая крутая тема для экспериментов, если у тебя есть необходимое железо. Не понимаю почему веломагазы этим не занимаются, продолжая снимать однотипные видео про выбор ростовки
avatar

kuzlich

+1
Для меня переход с полного 9-ск Шимано на новые Шимановские переклюки с Шедоу и демпфером стали откровением по качеству работы в сложных условиях.
avatar

Chute

0
представь как это замороченно сложно ставить, снимать и настраивать переклы и манетки. А потом волей случая выдать 30 секундный контент, что к чему подошло ))) Проще про ростовку снять видос, темболее большинство юзеров просто юзеры.
avatar

timman

0
Учитывая, что современные трансмиссии настраиваются в два счёта: потратить день и выдать крутой уникальный контент, по которому к тебе не только народ из Запивомрейсинг придёт, но и начинающие катальцы, ищущие как бы дешевле сделать апгрейд — вроде отличная сделка. Причём не обязательно же всё должно работать, главное опыт, за которым и приходят люди
avatar

kuzlich

+1
Начинающие катальцы делают апгрейд тройника 3х8 на 12-ск SX Игил и потом катают на трёх передачах по асфальту в позе креветки до прострелов цепи. Рассказывать им про древние 9 или 10ск компоненты за кучу денег смысла немного. Увы… 
avatar

Chute

+10
Огромное спасибо! Благодаря тебе x5 успешно занял место м6000
avatar

EvilDen89

0
Ееее, первый пошёл! Поздравляю ;)
avatar

kuzlich

0
На 10 переключений манетки приходится 9 переключений у переключателя. Не хватает совсем чуть-чуть, но нормальной работы добиться не удаётся. Возможно с 9-скоростной цепью всё бы и заработало, т.к. сама цепь чуть шире 10-скоростной и этой разницы бы хватило для нормального переключения.
Здравия. На 9-скоростной цепи с 9-скоростной кассетой ?

avatar

Tora88

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.