Велоиндустрия — За кулисами: Merida ONE-SIXTY
Довольно интересная статья с Pinkbike про то, как создавался эндуро байк Merida One-Sixty.
Ребята из Slopestyle ведут свой блог, и постоянно публикуют новости, делают переводы статей про Merida bikes и другие бренды компании. Но что странно, до Twentysix статьи эти не доходят. Поэтому я взял на себя смелость транслировать сюда этот материал, надеюсь, не обидел никого. Действительно интересный репортаж из Штудгарта от Matt Wragg про создание нового байка.
Когда мы говорим об агрессивных гоночных байках со средним ходом подвески, Merida эта не та марка, которая «крутится на языке». Если жить в Северной Америке, можно вообще не знать о существовании этого бренда. Тем не менее, байки Merida всегда можно увидеть на местных трейлах. Merida – второй по величине тайваньский производитель и один из ведущих специалистов по алюминию в мире. Но, к сожалению, благодаря особенностям американского рынка, многие в Америке о марке даже не слышали.
Другое дело Европа – здесь Merida широко известна благодаря присутствию на сцене XCO (Олимпийского Кросскантри), с командой Merida-Multivan. Когда программа закончилась в 2016 году, спустя 16 лет, на счету марки было более 30 побед на Кубке Мира, 15 побед на Чемпионате Мира, олимпийское золото и серебро. Гонщики в лайкре так и составляли бы основу имиджа Merida, если бы не появление на мировой сцене в 2012 году Томаса Женома. И когда настал момент взглянуть поближе на 160-миллиметровый байк, продакт менеджер Merida, Рей Илаган, рассказал: «когда от нас не ждут чего-то определённого, мы были свободны делать с байком то, что сами захотим».
Результат? Среднеходный монстр, с геометрией, более продвинутой, чем «самая современная», пригодный для любой трассы EWS – ONE-SIXTY. Да, ONE-SIXTY уже больше года, но мы решили погрузиться с головой в историю его создания и отправились в Штуттгарт, столицу немецкого машиностроения, чтобы встретится с командой разработчиков этого удивительного байка.
Европейский офис в Штуттгарте – прекрасный выбор для Merida: чуть дальше, по догоре, находится офис Mercedes, чуть сбоку в нескольких минутах езды – Porsche, это действительно центр мировой инженерной мысли, иметь таких соседей – повод для гордости.
Начало разработки нового байка – взять всё, что оставалось от прошлых байков и убрать это поглубже. Инженер Роман Брейг не испытывает ни грамма ностальгии по старом байку: «Байк был старомодный, начиная с кинематики, которая обеспечивала хорошую работу на спуске, но была очень слаба на подъёмах, была подвержена влиянию педалей и тормозов. Мы хотели сделать настоящий гоночный эндуро-байк и нам нужно было существенно повысить «апхильные» возможности». Противоречивость эндуро, где велосипед должен быть эффективным как на спуске, так и на подъёме, заставило зарыть поглубже старую схему Virtual Pivot Kinematic (VPK) и обратиться к новой схеме с плавающим амортизатором, уже использованную на 120-миллиметром трейловом байке.
Роман объясняет, что благодаря полностью «плавающей» конструкции, появилась возможность точно настроить анти-скват путём выбора расположения основного шарнира, при этом имея возможность точной настройки кинематики через верхний линк, не затрагивая вопрос анти-сквата. Характер байка лучше всего понятен по реакции на тормоз. Предыдущее поколение с системой VPK было по сути своей, байками с виртуальной точкой вращения, как Maestro или DW-Link, где тормоз не влияет на работу подвески. Переход к плавающей схеме был по сути своей, возвратом к одношарнирной системе, где тормоза влияют на производительность подвески гораздо сильнее. Роман объясняет: «да, небольшое влияние тормоза на подвеску осталось, но на эффективности при соревнованиях это не скажется. Мы могли бы устранить эффект, но потеряли бы хорошее педалирование, что стало бы гораздо более существенной проблемой. Всегда будет компромисс между педалями и даунхиллом».
Переход от горизонтального к вертикальному размещению амортизатора открыл новые возможности в конструкции рамы, в числе которых несколько реально заметных преимуществ. В первую очередь, команда получила возможность создать желаемую кинематику. Роман рассказывает: «ты можешь занизить центр тяжести, установив амортизатор в нижней точке рамы. Очень низкий центр тяжести это стабильность и хорошее поведение в поворотах. С точки зрения конструкции, верхняя труба не испытывает нагрузок при работе амортизатора на сжатие. Это означает, что её можно сделать легче, избавившись от крепления амортизатора и набора усилений, необходимых для соответствия таким нагрузкам».
Имея верхнюю трубу, избавленную от нагрузок подвески, можно дать волю креативу, например добавить сильный изгиб, заметно занижающий стендовер. Новые возможности появились и благодаря амортизаторам «метрического» стандарта с креплением «в цапфу». «Амортизатор имеет длину 205 миллиметров по осям при ходе в 62.5 миллиметра, такой ход на старых амортизаторах потребовал бы длины 225 миллиметров» – говорит Роман. «Цапфа тоже очень важна, теперь можно использовать подшипники для верхнего крепления амортизатора. Мы интегрировали их в верхний линк, снизив силу трения по сравнению с традиционными втулками и башингами». Другое преимущество новой конструкции – внутри треугольника остаётся много свободного места, которого теперь достаточно для установки большой бутылки вне зависимости от модели и типа амортизатора.
Как и множество других байков, появившихся за последний год, байк Merida не имеет крепления для переднего переключателя. Без необходимости обеспечивать совместимость с несколькими ведущими звёздами, стало возможным сделать основной шарнир шире, увеличив жёсткость рамы. Также, свобода в выборе места под передний шарнир, позволила оптимизировать производительность в подъёме. «С одной звездой можно точно спозиционировать основную ось и соотношение для анти-сквата. Если же звёзд две, всегда будет компромисс и выбор наиболее важной звезды – большой или маленькой». ONE-SIXTY спроектирован с расчётом на 34ю звезду, идеально сочетающуюся с группой SRAM Eagle, установленной на хай-энд версиях байка.
Один вопрос висел в воздухе в течении всего разговора: почему флагман линейки от «гуру алюминия» изготовлен наполовину из карбона? «Свобода дизайна и конструкции» – простой ответ Романа. «Используя карбон, ты можешь создавать любую конструкцию, какую тебе хочется. К тому же, нужно помнить, что большие трубы, подходящие для эндуро-байка, это большой вес. Карбон – идеальный материал, если необходимо создать гоночный байк, для которого вес имеет значение».
Когда дело доходит до снижения веса, становится понятным, что работа с карбоном – учебный процесс для Merida. ONE-TWENTY в своё время стал первым карбоновым хай-энд маунтинбайком, и если посмотреть на его дропауты и шарниры, можно чётко увидеть эволюцию. Сам дропаут стал меньше – кованый кусок металла всегда тяжёлый, и для ONE-SIXTY он был сделан как можно меньше. Заметны изменения в положении шарнира. Роман рассказывает: «сократив дистанцию между задней осью и шарниром, мы сократили нагрузку в этом месте и теперь нам не нужно делать «мостик» усиления, как на ONE-TWENTY». Ещё одна деталь бросается в глаза – тормоз переехал с верхнего пера на нижнее, что тоже снизило необходимость в кованых деталях, позволяя снизить вес.
Тем не менее, есть одно направление, где на экономию веса можно наплевать. Это оси и подшипники подвески. За исключением обычного башинга на нижнем креплении амортизатора, все узлы вращения ONE-SIXTY выполнены на подшипниках, а не на втулках скольжения, что безусловно оценят любители покататься в грязи. «Мы использовали стандартные подшипники везде, а на основном шарнире установили два ряда, чтобы сделать его жёстче. Также, это устраняет люфт – любой узел с одним рядом подшипников будет немного люфтить, тогда как два ряда позволяют полностью избавиться от люфтов».
Есть и ещё несколько приятных «фишек», одной из которых Роман особенно гордится: система Smart Entry. «Мы представили её в 2016м, и с тех пор оснащаем ею все наши карбоновые велосипеды. Огромный выходной порт позволяет обслуживать внутреннюю проводку без каких-либо проблем, в то же время, тросы и гидролинии имеют зажимы, благодаря которым их можно закрепить внутри рамы с натяжением, предотвращающим их биение об стенки труб во время катания».
Перед нами байк, про который мы говорили «будет интересен абсолютно любому поклоннику эндуро» в начале прошлого года. Конечно, Merida не так известна среди поклонников гравити-дисциплин в настоящее время (и судя по всему, не планирует продажи таких байков в США), но будут и дальше создаваться велосипеды, такие как ONE-SIXTY, несомненно, они получат заслуженное внимание.
Магштадт, Январь 2017. текст и фото: Matt Wragg
-
добавить в избранное
- +93
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (62)
Pinokio
у подобной конструкции нижние перья должны быть заметно более мощными, чем у классической, так как на них «висит» не только колесо, но и аморт с другой стороны главного шарнира, из-за чего при пробое возникает пиковая нагрузка на излом. Но это не проблема, если это учтено в «мясе» пера и ты не долбишься на спущенном аморте (полагаю, что ни одна рама не рассчитана на такой сценарий).
трек же вкосячил неподетски со своими амортизаторами DRCV, которые делают всё, чтобы пробиваться и пробиваться насквозь как можно быстрее. вот перья и ломались даже не смотря на наверняка просчитанную конструкцию. Они потом одумались, сильно не сразу, и начали ставить нормальные амортизаторы на гравити байки, но репутацию конкретно подрастеряли.
я свой такой аморт «вылечил» забив дополнительную камеру аморта огромным количеством солидола и получив великолепно работающую прогрессивную подвеску (тьфу-тьфу-тьфу, перья живите)
raskladnoy
Insect
Lexapskov
albus
AntonSpiridonov
взял себе он-твенти 17ого года, посмотрим как будет в деле
ouninpohja
vovaz
ouninpohja
Evermax
ilyamaksimov
AleksandrSimonov
vovaz
Willy
CIX
Willy
CIX
vovaz
CIX
Но цена у байка приятная.
amstafff
raskladnoy
www.youtube.com/watch?v=RY6baIG-0LI
случайно наткнулся на ютубе
ouninpohja
AleksandrSimonov
raskladnoy
Предположу, что мерида многим делает палки и прочие железки, которые преподносятся как высокотехнологичные, собственно разработки…
kumakov
а вот один из самых инновационных?
raskladnoy
kumakov
Алю и магний, они вообще были в лидерах отрасли по началу серийных выпусков. Их карбон один из самых надежных. Мнение как владельцев так и людей, кто эти (карбоновые) рамы чинит.
т.е. я к тому, что инновация это не всегда «придумать, что-то новое» иногда это еще и поднятие на новый уровень производственных процессов. И у мериды множество соответствующих наград в этой области.
kumakov
jon_nik
да и про инновации в карбоне, для потребителя сообношение жесткости к массе важно, а тут скотт очень силен, а не мерида. Налепить три кило и говорить — самый надежный, ума не надо.
ilyamaksimov
jon_nik
ну или можешь подругому поглядеть на это — представь какой крепкий и надежный будет скотт если будет весить как мерида.
а инновациооность в том, что скотт могет сделать самые легкие и жесткие рамы, а мерида нет, отсюда следует, что мерида не такая и инновационная
ilyamaksimov
jon_nik
ilyamaksimov
Гео у мериды вполне себе, если взять КК байки, то гео как у Спеша, кадейла и т.д. тут скорее у Скотта спорная и далеко не все ее признают.
Новая рама Мериды (Хард) весит 900 грамм, там бусты и все плюшки, анонсировали ее к примеру раньше новой рамы Эпика (хард) и вроде даже раньше новой рамы скотта.
Вот обновлять стали «экстремальную» линейку, шоссеры у них всегда были морально соответствующими. Полагаю, что в течении года, двух обновят все линейки.
О соотношении веса к жесткости. Скотт делает рамы легкие, да но жесткие ли. Дяди под 80 кг говорят, что не очень.
https://cyclingtips.com/2016/10/specialized-epic-hardtail-2017-review-peter-denk/
Вот по ссылочки там есть табличка, отношение жесткости к весу Эпика с-воркс и рамы эпик комп.
У с-воркса то соотношение выше, а вот абсолютная жесткость нет. Ибо вес с-воркса 870? А комп весит 1180. Простыми манипуляциями с калькулятором получаем, что рама комп чуточку жестче.
Что получаем? Рама на 200+ грамм тяжелее, но при этом ее ресурс выше. Карбон менее хрупкий (именно хрупкий). Если ты не Ярослав Кулхави, что выберешь ты?
О технческом совершенстве. В рамах подвеса скотт есть конструктивные компромиссы (типа нежных втулок линка подвески), это нужно чтобы сказать «наша рама самая легкая», но нужно ли это абсолютному большинству пользователей, скинуть 50 грамм и получить потенциальный геморой? Вспомнить касяки рам БМС, кого то еще, кто стремится быть самым легким?
Мерида, возможно в экстремальном направлении опаздывает с новинками гео или какими-то стандартами на год другой, но кто тут меняет байк раз в год, два? Мерида делает надежные, рабочие байки. Если у покупателя есть голова, то он всегда может понять, соответствует ли рама его потребностям или нет и если да, зачем платить больше? А если смотреть на сегмент КК (где важна жёсткость к весу) то мерида вообще признана во всем мире.
Спеш разместил свои производства на заводах мериды, это не показатель?
На рамах трека подвеска как у мериды и да, у мериды она появилась раньше, говоришь средние решения?
Я могу сейчас поскидывать сюда вес рам мериды в шоссе, КК и сравнить к примеру с рамами трека (прокаллиппер) весом 1150 грамм (топ рама) у которой стаканы отрывает, но делать я этого конечно же не буду, а то придется говорить за инновационность J
А вообще тут просто разная политика продвижения у компаний. Кто-то вливает море бабла в рекламу. Раздает бабки, подмазывает аудиторию. При это не будем забывать о том, что проводит соревонвания (поддерживает) и поддерживает гонщиков. Короче активно трудится над тем, чтобы именно их бренд считали, брендом первой руки. А кто-то на Российском рынке почти ничего не делает (последние годы точно) для создания привлекательного имиджа. Кто то уменьшает траты на рекламу во всех ее проявлениях и торгует годными карбоновыми кантрийниками по 100К (что очень доступно) имеет хороший объем продаж и не парится.
Думаю хватит, каждый увидит то, что хочет и сделает выводы.
kumakov
мы про инновации или эксплутационную долговечность?
у скотта разные исполнения рам
на рамах трека подвеска сплит-пивот, хоть изучи матчасть сначала, а крепление аморта к нижнему перу мерида переняла у трека.
ты можешь че угодно тут писать про надежность но это не инновации. Факт в том, что мерида в велоиндустрию ничего не привнесла, а значит ее инновационность околонулевая
ilyamaksimov
ну нет же
вас уже Илья Максимов поправил, что у трека «сплит-пивот» — это несколько другая подвеска с одним очень принципиальным отличием в отношении работы тормоза.
и что на мериде «плавающий» аморт появился сильно позже — таки трек представил байки на такой подвеске в 2007 году.
я же добавлю, что трек ещё в 2014 году выпустил байк, который по нынешним меркам полностью соответствует всем современным тенденциям. 160мм хода, 27.5 колёса, 65 градусов на морде, база 1200+, аморт на подшипнихах в верхнем креплении, когда про трунион ещё даже не замышляли, эффективная подвеска с отвязанным тормозом, а не «Мы могли бы устранить эффект, но потеряли бы хорошее педалирование, что стало бы гораздо более существенной проблемой.» не в обиду отличной мериде.
единственное в чём он слегка остаромоднился к 2018 году, так это в том, что рич 450мм при подседелке 18.5" выглядит сегодня несколько сдержанно (например, у новой норки, при такой же высоте подседелки, рич целых 452мм — огромная разница, хахах)
а ничего, что скотт первый пошёл заострять угол рулевой на кантрийных байках, выпустив scale 29" с мордой 69.5 градусов ещё в 2011 году, чем сильно всех удивил, ведь все тогда 71 — 71.5 делали. И теперь, спустя годы, даже спешиалайзд понял, что без этого никуда и тоже наконец начал заострять угол рулевой, как и кадейл тоже, кстати.
кому там у вас геометрия скотта спорная? покажите им новый спеш эпик хардтейл 2018 года с углом рулевой 69.8 почти как у скотта 2011 года )))
или новейший каннондэйл фс-ай с углом 69.7.
только не говорите, что геометрия у скотта где-то в другом месте «спорная». отличия были только в подходе к углу рулевой трубы. углы подседелки, длина рамы, высота каретки и т.д. у них у всех были весьма схожие.
трек тоже, раз уж мы и про него тут трём, с самого начала делал найнеры с острой мордой, но ему они достались от поглощения Gary Fischer
вы не поверите, но мерида буквально несколько лет назад содержала великолепную команду кросс-кантрийных гонщиков и всячески себя продвигала их силами, и гонки крупные поддерживала титульным спонсором.
более того, если вдруг приглядитесь повнимательнее, то заметите, что этот пост не штатный переводчик статей с пинкбайка сюда выложил, чегобыэтонизначило.
давайте хвалить мериду так, чтобы не приходилось краснеть )
а то так можно ведь и до обсуждения «самого надёжного карбона» дойти. были и у мериды залёты с моделью «o.nine». да у кого их не было.
зы: я реально очень рад тому, что происходит сейчас с меридой на нашем рынке, но умоляю вас, проверяйте факты, а то ваш положительный посыл, обрастая таким количеством несоответствий, становится уязвим… или это специальный такой троллинг 80 левела?
raskladnoy
ilyamaksimov
ну и шоссер был недавно у мериды один, который стал, если я не путаю ничего, самым лёгким серийным шоссером в мире. вполне себе нихуясебе!
апдейт: да, сходил, проверил факты
2016 Merida Scultura LTD 4.5kg серийный байк
raskladnoy
ilyamaksimov
Про инновации.
Технологии производства. Мерида тут хороша, спорить с этим сложно. Имеет не одну награду в соответствующем направлении. Причем я говорю, не о сравнении велобрендов, а в принципе всех производств на Тайване. А там как мы знаем, делают куда более сложные вещи.
Говорить, что «производственный фактор» не инновация — глупо. Порой именно технология производства позволяет сделать легче, жесче. На этом все. Даль о другом.
Остальной текст простыни выше размышления о том, чем хуже Мерида как велосипед для конечного пользователя. И сейчас я немного повторюсь.
— Подвеска Трека. Виноват исправлюсь, говорить нечего.
— Геометрия Скотта. Я говорю про угол на морде нового Спарка 68.5. Сейчас этот вызывает разные «споры» посмотрим, что время покажет. Пока так не делает не один крупный производитель. Исправьте если не прав. www.scott-sports.com/ru/ru/product/sco-bike-spark-rc-900-sl?article=265228009
— Посредственная «средняя» геометрия Мериды. В шоссе и КК это точно не так, как и писал выше, что новый кантрийный хард Мерида анонсировала раньше нового Эпика НТ. Геометрия у них очень похожа. Думаю сейчас и экстремальные линейки подтянут.
— Про команду Мерида-Мультивен, конечно знаю. Смотрю этапы КМ много лет. Но если сравнить всё «рекламное присутствие» к примеру Мериды и Спеша… Думаю понятно, кто далеко впереди, причем я не как это не осуждаю, т.е. вообще не выношу этому оценку. Я лишь говорю, что это отражается на цене конечного продукта.
— «Скотт могёт делать самые легкие рамы, а мерида нет, в этом и есть инновационность». Нет это нет так. Возьмем раму стампи НТ с-воркс. до прошлого года это была топовая кантрийная рама (хард) у спеша и весила она 1200+ грамм, что как бы много. Я вот почему то не думаю, что спеш не смог сделать легче, просто цели были другие. Сейчас на рынке запрос на лайток и Спеш удовлетворил этот спрос, причем на 5+. Строительство велосипедной рамы это всегда компромисс. Если хочешь, что-то приобрести, нужно чем-то пожертвовать. И каждый бренд решает чем он жертвует. Я думаю, что абсолютному большинству людей важнее надежность, чем -100 грамм на раме. И да, мерида делает легкие шоссеры, а КК не смогла – смешно, нет?
Не ужели кто-то думает, что в принципе велоиндустрия стоит на переднем крае технического прогресса? Я может не знаю, приведите пример, когда велоиндуствия породила новую технологию, материал, «инженерную мысль» которую после переняли другие индустрии, а не наоборот. Я о таком не слышал.
— Все рамы делает гиант и мерида. Это заблуждение, не находил подтверждения этим домыслам (про мериду). А про мериду наоборот видел не раз опровержения этим словам. Нужен пруф. В открытых источниках есть инфа только о спеше и орбеа?
Собственно всё. Опять на размышлял о том, почему бы и нет. Краснеть не приходится, я не любитель топить за какой то бренд. Люблю обоснованный и подтвержденный фактами диалог. Если говорить о велотематике, то тут как раз дефицит фактов. Жестче, лучше… циферок мало, поэтому получается не разговор, а рассуждение на абстрактные темы.
п.с. «да у него вся простыня в духе — зато тойота не ломается» я вот подчеркнуто не пытаюсь делать такие выводы ибо это сводит разговор в другое русло. часть твоих цитат. Замечу, что ты (Илья), по сути не ответил вообще не на один вопрос, я хотя бы пытаюсь.
Собственно как и писал выше, каждый увидит свое.
kumakov
спеш смог значит мерида тоже может все равно, что маск смог значит бурумби из мугабе тоже сможет.
передергивать умеешь, молодец.
пруфы любишь, приводи.
не топишь за мериду, это заметно.
ты подчеркнуто предвзят и необъективен.
ilyamaksimov
kumakov
ilyamaksimov
ilyamaksimov
ilyamaksimov
vovaz
Вроде бы максимум было уан-эйти
amstafff
vovaz
www.merida-bikes.com/en_int/bikes/full-suspension/freeride/2015/one-eighty-6-500-2086.html
amstafff
AleksandrSimonov
kumakov
ouninpohja
vovaz
ouninpohja
vovaz
ouninpohja
pashevich
Ka7ash
Vados
Ka7ash
Vados