Велоиндустрия — История Zerode Bikes
На днях была представлена третья версия даунхилльной повозки от Zerode. В наших широтах эту фирму как раз и знают по вычурным даунхилльным байкам с планетаркой у верхней трубы, которые появились в начале 10-х годов. Но история компании и её создателя берёт своё начало сильно раньше.
Со-основатель Zerode Роб Метц (Rob Metz) из Новой Зеландии делает свои кастомы уже очень давно. Он начинал инженером в компании Fisher and Paykel, которая не была связана с велосипедами. Но Робу очень нравилось кататься на велосипедах, и исследовать окрестности с друзьями. Они часами изучали карты в поисках возможных трейлов, а в выходные ездили в приглянувшиеся места и проверяли свои догадки, порой встречая колоритных местных жителей.
Ни Роб, ни его друзья не обладали какими-то врождёнными талантами к катанию и задатками будущих чемпионов. Но инженерный бэкграунд давал понимание, что велосипеды того времени не обладали нужными характеристиками. В 1996 году любовь к катанию даже привела Роба на Чемпионат Мира по скоростному спуску в Cairns. Он приехал на байке с самодельным линком, который давал подвеске аж 150мм хода.
В сезоне 1997/1998 года Роб забрал бронзу в национальной гонке в Dome Valley в Новой Зеландии.
Так Роб попал в национальную сборную Новой Зеландии. Ему нужно было совмещать работу и гонки за границей, но когда он попросил отгулы у своего босса в Fisher and Paykel — ему отказали. Роб не раздумывая написал заявление на увольнение и переехал в Роторуа, где устроился на работу в фирму, которая делала карбоновые трековые байки. Там Роб приобрёл навыки для работы с карбоном, которые пригодятся ему в будущем. А пока — он занимался постройкой своего идеального трейлового байка из доступных материалов. За основу брал какую-то приглянувшуюся компоновку, увеличивал хода подвески, рама варилась из хромолевых труб и всё это стыковалось с более длинноходными вилками (появление RockShox BOXXER в 1996 году было очень кстати).
Первый велосипедом с реально высоким хай пивотом Роб сделал в 2001 году, байк назывался Big Red! Понимая, как устроена подвеска — Робу было нетрудно сделать выводы о плюсах работы с рельефом такой компоновки. Да, педалировался байк не очень эффективно и местами приходилось спешиваться, но большую часть веселья Роб получал от спуска, так что минусы лишнего веса и странной и шумной трансмиссии его не пугали.
Первый байк с «нестандартной» трансмиссией появился в 2005 году, когда свет увидел карбоновый Dolph (дельфин). Именно так велосипед описал друг Роба — Стив Мёрфи (Steve Murphy), когда впервые увидел это самопальное карбоновое чудо со 160мм хода и самодельной коробкой передач.
Самодельная трансмиссия скрывалась у подседельной трубы. Усилие от педалей на заднее колесо передавались через пару цепей.
Тем не менее — выглядел байк вполне себе неплохо, для 2005 года.
Летом 2005 года, Роб был занят постройкой трейла «Billy T» в лесах Роторуа. Там он познакомился с Джеймсом «Додзи» Доддсом (James Dodds) и Додзи рассказал Робу, что он работает над стальным прототипом даунхилльного байка, похожего по компоновке на карбоновый Dolph. Роб и Додзи решили объединить свои усилия, так и появилась компания Zerode!
Уже в 2006 появился хромолевый Steelie. Вместо самодельной трансмиссии в нём использовали планетарную втулку, коих протестировали аж несколько версий.
Байк ехал довольно таки неплохо ©, и даже завёз Додзи на второе место подиума на национальной даунхилльной гонке в Новой Зеландии.
В итоге тестов в качестве трансмиссии выбрали Shimano Alfine, а Steelie, не без пары загвоздок с производством, превратился в алюминиевый Zerode G1.
Байк быстро стал популярным среди райдеров из-за своей отзывчивости в работе и отличной развесовки. На нём даже пару национальных титулов Чемпиона выиграли.
Набиравший популярность эндуро-сегмент тоже не оставили без внимания, G1 объединили с опытом, полученным при создании Dolph, так получился карбоновый Zerode Voldamort. Но у 8-скоростной втулки Alfine было маловато диапазона, в подъёмах её не хватало для комфортного крутилова, а на спусках передачи оказались слишком лёгкие.
Недостатки трансмиссии на втулке Alfine не были для Роба существенными, но из-за них же в серию наследник Dolph так и не пошёл.
Потом у Додзи появились другие интересы и он ушел из Zerode. Примерно в то же время у фирмы случились проблемы с заводом, который производил рамы G1, так что производство переехало к другому подрядчику. Попутно актуализировали геометрию и оптимизировали дизигн и скинули немного веса. Обновлённая рама получила индекс, а свет увидел Zerode G2.
Гонявший в то время на КМ в качестве «частника» Эдди Мастерс занимал самые высшие места среди таких же «частников». Шведская «частница» Лина Скоглунд (Lina Skoglund) вообще стала Чемпионкой Мира среди мастеров на своей G2. Кстати, она до сих пор катается на байках Zerode.
Роб мечтал, что у Zerode будет бюджет, чтобы платить лучшим гонщикам, поддерживать гонки и привозить домой самые большие трофеи.
В 2012 у Роб захотел освежить свой Voldamort. Для этого он обзавёлся 18-скоростной коробкой Pinion и вооружившись своими знаниями — явил на свет Zerode Hector.
Наработки Роба на Hector, и работа с коробкой Pinion, легли в основу новой рамы. После пары лет работы в 2016 в серию ушла Zerode Taniwha.
Большинство идей Роба впервые воплощаются в жизнь в мастерской во дворе его дома. В одной части мастерской висят прототипы и стоят старые байки, в другой уже актуальные рамы, которые готовы отправиться к своим новым владельцам.
Вот, например, полноразмерная модель Taniwha, которую напечатали на 3D-принтере. Роб хотел посмотреть как рама будет выглядеть с коробкой, прежде чем перейти к утверждению пресс-форм для карбона.
Кроме велосипедов Роб занимается и другими прикольными штуками. Как-то раз в середине 2000-х Роб катался по трейлам на своём самопальном Dolph и встретил какого-то чувака. Тот поинтересовался у Роба, откуда у него такой странный велосипед? Роб ответил, что сделал его сам. Тогда чувак позвал работать его в свою компанию, которая занималась спецэффектами для телевидения и кино. В этой фирме Роб приложил руку к созданию кресел для космического корабля фильма «Аватар» и «раскладной» Эйфелевой башне, которая выступала в качестве декораций для вечеринки по случаю 150-летия Louis Vuitton (фото и видео как башня раскладывается можно поглядеть тут). Роб проработал в этой фирме 9 лет.
Кроме Taniwha в 2019 году у Zerode вышел трейлово-эндурный Zerode Katipo (на фото ниже), а буквально на днях был анонсирован новый даунхилльный Zerode G3, который теперь тоже с коробкой Pinion.
-
добавить в избранное
1
- +163
- Мнения
?
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (12)
agressor
Небольшая компания, такая какая она и должна быть. Есть чему позавидовать.
Chute
Iscander
theza
Coil
RomanAkentev
Coil
RomanAkentev
Iscander
Владелец Zerode может позволить себе кататься в сопровождении грегари.
RomanAkentev
Iscander
zoodaimones