О горном велосипеде — Каким образом исправить восьмерку на колесе и поменять спицы
Многие начинающие велосипедисты и даже велосипедисты с немалым опытом думают, что поправить на колесе восьмерку – это нечто невероятное. Им кажется, что простому человеку с этим справиться невозможно. И попробовав несколько раз — сдаются. Но нужно ли сдаваться? Давайте вооружимся ключом для спиц, запасёмся терпением и… Поехали!
Итак, для начала одно важное правило: ни в коем случае не пытаться крутить ниппели пассатижами. Ни к чему хорошему это не приведёт. Сорванные грани — далеко не самое приятное зрелище, не так ли?
Существует несколько разновидностей восьмёрки, которые мы и разберём ниже.
Боковое биение
1. Когда на колесе обычная восьмерка, или как еще можно сказать, боковое биение, то нет необходимости снимать покрышку. Вам лишь нужно перевернуть велосипед и сесть рядом, так как занимает это немало времени;
2. Начните с определения степени искривления обода. Колодки (в случае, если у вас тормоза типа V-brake) нужно свести на самое маленькое расстояние так, чтобы обод совсем немного касался их. Затем покрутите колесо. После этого вам станет видно, куда именно повело обод. В случае если на велосипеде дисковые тормоза, то нужно упереть, к примеру, ручку или же отвертку в перья, а затем подвести к ободу. Сейчас нужно просто посмотреть, как и в какую сторону произошло искривление.
3. Теперь необходимо взять кусок мела, затем упереть руку в перья и прислонить его очень сильно к наиболее выступающему месту обода. Тихонько покрутите и смотрите за тем, чтобы ваша рука, в которой находится мел, была неподвижной (либо можете просто каким-то образом зафиксировать мел, приделав его к перу). В итоге вы увидите, что там, где находится искривление, след от мела будет выражен в наибольшей степени. Затем он будет постепенно снижаться, теряясь у краев (на картинке правка вполняется при помощи специального станка).
4. Далее нужно определить центр у восьмерки. Кроме того, нужно найти центральную спицу. Когда обод уводит в правую сторону, такая спица прикрепляется справа от втулки, а если в левую сторону, то спица слева.
5. Очевидно, что ту самую сторону, по направлению к которой отошел обод, необходимо ослабить. Только важным моментом является то, что в то же самое время необходимо натягивать противоположную сторону с таким же усилием. Если этим пренебречь, то обод, скорее всего, поведет в радиальном направлении и исправить это труднее.
6. После этого нужно ослабить всего лишь на половину оборота основную спицу восьмерки, то есть ту, что располагается справа. Вся хитрость в том, что если спицы нужно поворачивать на половину оборота, то стоит сделать это на ¾ и вернуть на ¼ назад. Это необходимо для усидки ниппеля.
7. Далее, с правой стороны от основной спицы (потому что в нашем случае восьмерка правая) 2 другие спицы станут левыми. Их нужно натянуть на то же количество оборотов.
8. Подходите постепенно к краю восьмерки. Каждый новый слой спиц должен сопровождаться уменьшением количества оборотов. То есть начав с пол-оборота, заканчивайте с одной восьмой.
9. Теперь покрутите само колесо, снова прижмите мел и проверьте, как вы все исправили. Сначала у вас вряд ли будет выходить идеально. Когда вы сделаете больше, чем нужно, то восьмерка примет противоположное направление или же разделится на две другие восьмерки.
10. Далее делайте все то же самое до того момента, пока не сделаете все до конца. Если на байке тормоза дисковые, то сильно стараться не нужно. Единственное, кого могут заботить восьмерки в этом случае, это эстеты. А вот на V-brake тормозах обод необходимо довести до идеала.
11. В момент, когда все будет сделано, нужно вытащить из рамы колесо и снять эксцентрик (или вытащить ось). Далее, расположите его на полу. Уприте втулку в пол и возьмите руками обод. Начните нажимать своим весом на колесо. После этого нужно перевернуть колесо и проделать все с самого начала. Если вы услышите треск — не стоит пугаться, это всего лишь усаживаются спицы. Однако, не забудьте снова проверить наличие восьмерок. Если вдруг что-то появится, снова исправьте. В итоге у вас должно получиться ровное колесо. Как будто только из магазина. Поэтому нет смысла сразу бежать к механику и тратить свои деньги. Со временем вы научитесь избавляться от восьмерки очень быстро даже на глаз.
Теперь разберём немного другой случай.
Радиальное биение (яйцо, эллипсис)
Ту восьмерку, которая среди народа называется «яйцом», можно править следующим образом:
1. Сначала нужно снять покрышку и посмотреть, что именно обод кривой, а не резина.
2. Переверните велосипед и прокрутите колесо. При этом положите наверх какой-нибудь объект, а мелом пометьте то место, где приподнимает этот предмет (можно разместить предмет под колесом и смотреть, когда колесо его задевает).
3. На следующем этапе нужно сразу смотреть за тремя направлениями. Ослабьте натяжение на центральной спице, переходя на близлежащие. При этом натяжение соседних спиц должно быть на такое же число оборотов, чтобы избежать восьмерок. Одновременно следует натягивать спицы на другой стороне колеса для того, чтобы не появилось яйцо где-нибудь в другом месте. Со стороны может показаться, что это очень сложно. На самом деле, так оно и есть. Тут очень важен опыт. Но в действительности на любом этапе можно вернуться к первому шагу.
4. В конце необходимо, как и в случае с восьмеркой, усадить спицы. Для этого надавите всем своим весом.
Исправление «Зонта».
Среди велосипедистов ходит понятие «зонт». Это явление, когда обод на колесе не располагается ровно относительно центра втулки. Величина смещения зависит от вида тормоза и самой рамы. Исправлять такой зонт необходимо по принципу восьмерки. Ослабление происходит так же под влиянием одной спицы на другую. Единственным отличием является отсутствие затухания. Усилие должно быть ровным на протяжении всей окружности.
Иногда случаются неприятные столкновения колеса с поверхностью, которые приводят к поломке одной или нескольких спиц. Что делать в таком случае?
На такой случай нужно всегда брать с собой запасные. Когда спица ломается там, где располагается кассета, то последнюю нужно будет снять. Это говорит о том, что с собой у вас также должен быть разводной ключ и шлицевой ключ. А хлыст, например, можно заменить обычной тряпкой (хотя, в большинстве случаев одной тряпкой явно не обойтись, бывает сложно открутить фиксирующий болт на кассете даже с хлыстом).
1. Для замены спицы снимается вся покрышка. Кроме того, стоит убрать ободную ленту, которая является предохранителем камеры от дырок из-за спиц. Затем начните вращать сломанную спицу вверх.
2. Через отверстие во фланце проденьте хорошую спицу. При этом, когда вы будете дотягивать ее до отверстия, придётся сильно ее согнуть. Но так и нужно. Бояться не стоит, так как это, по сути, проволока и ее легко выпрямить.
3. После этого нужно изучить рисунок спицовки. Вашей целью является повтор этого же алгоритма.
4. С верхней стороны вставьте ниппель и закрутите его. После этого натяните.
5. Затем нужно выровнять восьмерку и усадить спицы. Когда из колеса спицы вылетают слишком часто, это скорее говорит о том, что некоторые из них перетянуты слишком сильно, принимая большое количество нагрузки. Для определения натяжения воспользуйтесь тензометром. Его можно найти в любой мастерской велосипедов. Когда магазин далеко, можно просто ослабить все спицы и начать нащупывать натяжение. Когда обод слишком искривлен, приходится довольно сильно натягивать спицы, которые расположены на одной стороне. Именно они вылетают, если нагрузка становится больше. В таком случае придется смириться с наличием небольшой восьмерки.
Если совсем не получается — самое время обратиться к мастеру. Пробуйте, не отчаивайтесь, ровных вам колёс!
Итак, для начала одно важное правило: ни в коем случае не пытаться крутить ниппели пассатижами. Ни к чему хорошему это не приведёт. Сорванные грани — далеко не самое приятное зрелище, не так ли?
Существует несколько разновидностей восьмёрки, которые мы и разберём ниже.
Боковое биение
1. Когда на колесе обычная восьмерка, или как еще можно сказать, боковое биение, то нет необходимости снимать покрышку. Вам лишь нужно перевернуть велосипед и сесть рядом, так как занимает это немало времени;
2. Начните с определения степени искривления обода. Колодки (в случае, если у вас тормоза типа V-brake) нужно свести на самое маленькое расстояние так, чтобы обод совсем немного касался их. Затем покрутите колесо. После этого вам станет видно, куда именно повело обод. В случае если на велосипеде дисковые тормоза, то нужно упереть, к примеру, ручку или же отвертку в перья, а затем подвести к ободу. Сейчас нужно просто посмотреть, как и в какую сторону произошло искривление.
3. Теперь необходимо взять кусок мела, затем упереть руку в перья и прислонить его очень сильно к наиболее выступающему месту обода. Тихонько покрутите и смотрите за тем, чтобы ваша рука, в которой находится мел, была неподвижной (либо можете просто каким-то образом зафиксировать мел, приделав его к перу). В итоге вы увидите, что там, где находится искривление, след от мела будет выражен в наибольшей степени. Затем он будет постепенно снижаться, теряясь у краев (на картинке правка вполняется при помощи специального станка).
4. Далее нужно определить центр у восьмерки. Кроме того, нужно найти центральную спицу. Когда обод уводит в правую сторону, такая спица прикрепляется справа от втулки, а если в левую сторону, то спица слева.
5. Очевидно, что ту самую сторону, по направлению к которой отошел обод, необходимо ослабить. Только важным моментом является то, что в то же самое время необходимо натягивать противоположную сторону с таким же усилием. Если этим пренебречь, то обод, скорее всего, поведет в радиальном направлении и исправить это труднее.
6. После этого нужно ослабить всего лишь на половину оборота основную спицу восьмерки, то есть ту, что располагается справа. Вся хитрость в том, что если спицы нужно поворачивать на половину оборота, то стоит сделать это на ¾ и вернуть на ¼ назад. Это необходимо для усидки ниппеля.
7. Далее, с правой стороны от основной спицы (потому что в нашем случае восьмерка правая) 2 другие спицы станут левыми. Их нужно натянуть на то же количество оборотов.
8. Подходите постепенно к краю восьмерки. Каждый новый слой спиц должен сопровождаться уменьшением количества оборотов. То есть начав с пол-оборота, заканчивайте с одной восьмой.
9. Теперь покрутите само колесо, снова прижмите мел и проверьте, как вы все исправили. Сначала у вас вряд ли будет выходить идеально. Когда вы сделаете больше, чем нужно, то восьмерка примет противоположное направление или же разделится на две другие восьмерки.
10. Далее делайте все то же самое до того момента, пока не сделаете все до конца. Если на байке тормоза дисковые, то сильно стараться не нужно. Единственное, кого могут заботить восьмерки в этом случае, это эстеты. А вот на V-brake тормозах обод необходимо довести до идеала.
11. В момент, когда все будет сделано, нужно вытащить из рамы колесо и снять эксцентрик (или вытащить ось). Далее, расположите его на полу. Уприте втулку в пол и возьмите руками обод. Начните нажимать своим весом на колесо. После этого нужно перевернуть колесо и проделать все с самого начала. Если вы услышите треск — не стоит пугаться, это всего лишь усаживаются спицы. Однако, не забудьте снова проверить наличие восьмерок. Если вдруг что-то появится, снова исправьте. В итоге у вас должно получиться ровное колесо. Как будто только из магазина. Поэтому нет смысла сразу бежать к механику и тратить свои деньги. Со временем вы научитесь избавляться от восьмерки очень быстро даже на глаз.
Теперь разберём немного другой случай.
Радиальное биение (яйцо, эллипсис)
Ту восьмерку, которая среди народа называется «яйцом», можно править следующим образом:
1. Сначала нужно снять покрышку и посмотреть, что именно обод кривой, а не резина.
2. Переверните велосипед и прокрутите колесо. При этом положите наверх какой-нибудь объект, а мелом пометьте то место, где приподнимает этот предмет (можно разместить предмет под колесом и смотреть, когда колесо его задевает).
3. На следующем этапе нужно сразу смотреть за тремя направлениями. Ослабьте натяжение на центральной спице, переходя на близлежащие. При этом натяжение соседних спиц должно быть на такое же число оборотов, чтобы избежать восьмерок. Одновременно следует натягивать спицы на другой стороне колеса для того, чтобы не появилось яйцо где-нибудь в другом месте. Со стороны может показаться, что это очень сложно. На самом деле, так оно и есть. Тут очень важен опыт. Но в действительности на любом этапе можно вернуться к первому шагу.
4. В конце необходимо, как и в случае с восьмеркой, усадить спицы. Для этого надавите всем своим весом.
Исправление «Зонта».
Среди велосипедистов ходит понятие «зонт». Это явление, когда обод на колесе не располагается ровно относительно центра втулки. Величина смещения зависит от вида тормоза и самой рамы. Исправлять такой зонт необходимо по принципу восьмерки. Ослабление происходит так же под влиянием одной спицы на другую. Единственным отличием является отсутствие затухания. Усилие должно быть ровным на протяжении всей окружности.
Иногда случаются неприятные столкновения колеса с поверхностью, которые приводят к поломке одной или нескольких спиц. Что делать в таком случае?
На такой случай нужно всегда брать с собой запасные. Когда спица ломается там, где располагается кассета, то последнюю нужно будет снять. Это говорит о том, что с собой у вас также должен быть разводной ключ и шлицевой ключ. А хлыст, например, можно заменить обычной тряпкой (хотя, в большинстве случаев одной тряпкой явно не обойтись, бывает сложно открутить фиксирующий болт на кассете даже с хлыстом).
1. Для замены спицы снимается вся покрышка. Кроме того, стоит убрать ободную ленту, которая является предохранителем камеры от дырок из-за спиц. Затем начните вращать сломанную спицу вверх.
2. Через отверстие во фланце проденьте хорошую спицу. При этом, когда вы будете дотягивать ее до отверстия, придётся сильно ее согнуть. Но так и нужно. Бояться не стоит, так как это, по сути, проволока и ее легко выпрямить.
3. После этого нужно изучить рисунок спицовки. Вашей целью является повтор этого же алгоритма.
4. С верхней стороны вставьте ниппель и закрутите его. После этого натяните.
5. Затем нужно выровнять восьмерку и усадить спицы. Когда из колеса спицы вылетают слишком часто, это скорее говорит о том, что некоторые из них перетянуты слишком сильно, принимая большое количество нагрузки. Для определения натяжения воспользуйтесь тензометром. Его можно найти в любой мастерской велосипедов. Когда магазин далеко, можно просто ослабить все спицы и начать нащупывать натяжение. Когда обод слишком искривлен, приходится довольно сильно натягивать спицы, которые расположены на одной стороне. Именно они вылетают, если нагрузка становится больше. В таком случае придется смириться с наличием небольшой восьмерки.
Если совсем не получается — самое время обратиться к мастеру. Пробуйте, не отчаивайтесь, ровных вам колёс!
-
добавить в избранное
- +4
- Мнения
Комментарии (0)