АрхивМаленькая черная коробочка

150
«BlackBox – название очень специальных компонентов SRAM. Их нельзя купить – эти компоненты предназначены для нескольких избранных топ райдеров-участников программы BlackBox. Цель программы BlackBox – усовершенствование серийных продуктов SRAM. Все новые идеи обкатываются именно здесь – и если райдеры и инженеры признают их удачными, продукт через какое-то время становится серийным.» Интервью с Jon Cancellier, менджером программы SRAM BlackBox Оригинальный текст — Steve Jones для Dirt Magazine. Перевод — Маков Никита

bb1
Первоначально BlackBox распространялся только на продукцию RockShox, но несколько лет назад в эту линейку добавились компоненты Sram, Truvativ, Avid. Далеко не все, что тестируют райдеры, попадает в серию – но идеи и накопленный опыт в любом случае используются в дальнейших изобретениях инженеров компании.  К примеру, задний амортизатор Rock Shox Pro Deluxe, установленный на байке Стива Пита в далеком 2004 году. Он очень сильно отличался от серийной железки, но так и не попал в массовое производство. Зато вот уже три года множество гонщиков использует задние амортизаторы  Rock Shox Vivid – это также продукт BlackBox, в котором воплощено множество идей, придуманных для старого Pro Deluxe Стива Пита.

Итак, слово Джону: Что такое BlackBox? BlackBox – гоночная программа, на которой испытываются новые решения, ложащиеся в дальнейшем в основу наших серийных продуктов

С чего все началось?
Мы официально запустили Black Box на фестивале Sea Otter (официальное «открытие сезона» в США – прим. переводчика) в 2000 году. До этого у нас была внутренняя программа «Works» — по ней гонщики получали всевозможные доработанные компоненты. В 1999 году мы решили увеличить размер инвестиций в эту программу и официально заявить о ее существовании. В «Works» мы занимались, в основном, доработкой уже существующих компонентов. Но с момента запуска BlackBox все стало намного интереснее – мы начали искать абсолютно новые решения для всех видов катания на маунтинбайке. bb2

Для чего используется
BlackBox? BlackBox помогает нам изобрести и опробовать новые технологии в  отрыве от обычного процесса разработки. Мы не испытываем давления, которое неизбежно в обычном ритме, когда есть жестко заданное время, за которое нужно улучшить продукт и вывести его на рынок. Любой продукт BlackBox это не обязательно то, что попадет в конечном итоге на рынок, нет, это скорее сгусток множества идей, которые после длительного тестирования станут основой наших новых продуктов. Помня об этом, мы стараемся выявить как можно больше слабых сторон всех наших идей – порой для нас это даже важнее, чем успех новой технологии. Любая железка с логотипом «BlackBox» дает нам полную свободу в действиях – мы с полным правом можем говорить о том, что это опытный образец, не предназначенный для массового производства. Поэтому, когда после долгой работы над новой технологией, она оказывается неудачной, от этого не страдают наши клиенты – ведь она не попадает на рынок.

Опиши, пожалуйста, наиболее значимые вехи в истории программы
BlackBox 1999 – Первый задний амортизатор с четырьмя полностью раздельными регулировками. Он имел независимые регулировки низко-и высокоскоростного сжатия и отскока. Именно этот амортизатор и стал основой нашего Vivid. 2000 – разработка демпфера Pure и блокировки для вилки Sid 2000 – первая полностью воздушная вилка Rock Shox Boxxer 2001 – интегрированный вынос для Rock Shox Boxxer. Позднее на его основе был разработан стандарт Direct Mount Stem Standart 2003 – Демпфер «Joe» для Boxxer. Это был превосходно работающий демпфер, но, к сожалению, он оказался слишком сложным для серийного производства. Впрочем, работая над ним, мы узнали очень много нового. 2004 – Обновленный полностью воздушный Boxxer. Вилка получила новый демпфер Motion Control с контуром высокоскоростного сжатия BlackBox, а воздушная пружина стала работать еще более линейно, практически полностью повторяя работу обычной пружины. Также стоит отметить введение в программу BlackBox компонентов Sram и Avid – это произошло в 2004м году. Ну и конечно потрясающее покрытие ног у Boxxer’a Грега Минаара в 2001 году на чемпионате Мира. Тогда мы впервые использовали нитрид титана. Минаар в тот раз, правда, не выиграл, но как же круто искрились ноги его вилки на солнце, когда он подъезжал к финишу! И, конечно, нельзя забыть о приятных мелочах – вот уже два сезона мы делаем для наших райдеров кастомные рычаги тормозных ручек и шифтеров. Конечно, каких-то особых преимуществ они не дают, но и нам, и им приятно осознавать, что BlackBox делает для участников программы всё возможное. bb4

Оглядываясь назад, можно увидеть, что множество деталей от
BlackBox так и не стали серийными. А как же разговор о том, что цель программы – разработка новых серийных компонентов? У нас нет цели довести каждую деталь BlackBox до серийного производства. Наша задача – узнать во время работы над каждым проектом нечто новое, что мы позже сможем применить в серийных продуктах. Отличный пример этого – тот самые демпфер «Joe» для Boxxer, о котором я уже говорил. В конечном итоге он так и не стал серийным, зато мы открыли для себя совершенно новый принцип работы регулировок в демпфере – и именно этот принцип затем был использован в демпфере Motion Control. А еще у нас есть куча проектов, над которыми мы работаем очень долгое время, но пока они еще не  готовы даже для тестов райдеров. В прошлом году у нас был очень многообещающий проект новых тормозов, которые могли стать прорывом в индустрии. Мы провели кучу тестов в лабораториях, потратили огромное количество времени на разработку и изменения конструкции, но, в итоге, так и не смогли довести новые тормоза до наших стандартов. В итоге работы над проектом были прекращены. Ничего не поделаешь – все ошибаются. Зато мы узнаем много нового.

Приведи, пожалуйста, несколько примеров ваших разработок, так и не пошедших в серию?
«Hotstart» — хитрая система для старта в фокроссе, демпфер Joe – очень необычный демпфер, работающий по столь же необычным принципам, Jethro – вилка для циклокросса, X0 Ti – внутренности манеток X.0, выполненные из титана, магниевые верхние крышки рулевых – для кросскантрийных гонок, задний амортизатор с раздельными регулировками низко и высокоскоростного сжатия и отскока, его же версия с выносными бачками, титановые кассеты для кросскантри, специальная 4X-кассета – с уменьшенным числом звезд для улучшения ченлайна, и многое-многое другое. bb5

Что отличает продукты
BlackBox (к примеру вилки и амортизаторы) от их серийных аналогов? Главная разница – совершенно иной уровень поддержки райдеров, который является частью программы. Если ты – часть программы BlackBox, перед тобой открываются совершенно новые возможности. Настраивать и улучшать велосипед можно сколько угодно. И, конечно же, наши механики максимально внимательно относятся к переборке продуктов BlackBox. Главное сказать им, чего бы тебе хотелось – они могут изменять конструкцию демпфера, устанавливать многочисленные варианты новых внутренностей, пробовать разные типы масла, и так далее. И, конечно же, сам продукт имеет гораздо больший диапазон настроек, чем серийная версия. Это не обязательно означает, что у него больше крутилок – нет, это означает готовность инженеров и механиков залезть внутрь и что-то там изменить. Помимо этого мы используем материалы и расходники, обеспечивающие наименьший вес и наилучшую работу компонента – и зачастую в серийной продукции использовать их же не получается, из-за чрезмерно высокой стоимости. К тому же иногда мы делаем кастомные продукты для наших райдеров просто чтобы поднять им настроение. Будем честны – довольный райдер это быстрый райдер. Ручка тормоза с твоим именем на ней это круто, но сама по себе она не сделает тебя на две секунды быстрее. А вот радость от обладания таким эксклюзивом и хорошее настроение запросто могут помочь улучшить время даже больше, чем на две секунды.

Вы экспериментируете с разным ходом вилок и амортизаторов для разных типов трасс?
Очень немного. Каждый раз, когда мы делаем это, мы, в итоге, возвращаемся к стандартным настройкам. Как показывает практика, райдерам намного проще адаптировать под трассу свой стиль катания, чем привыкать к тому, что реакции байка стали другими из-за изменения ходов подвесок. bb6

Насколько различаются нужды райдеров
BlackBox? Если разделить райдеров по категориям, то кросс-кантрийцам важен прежде всего вес. Им не так сильно важна работа компонента, как она важна даунхилерам. Хотя те, кто ездит даунхилл, тоже парятся по поводу веса, на первое место они все же ставят работу. Но все равно у всех всё по-разному – кто-то не так хорошо чувствует порой почти неотличимую разницу в настройке подвески, поэтому ждет, пока кто-то найдет хорошие настройки, чтобы воспользоваться ими. Кто-то перенастраивает байк каждый день. Другие настраивают велосипед во время предсезонных тестов и затем весь сезон не меняют настройки. А кого-то больше всего заботит вопрос секретности его личных настроек – хотя они могут быть далеко не самыми лучшими для конкретной трассы.

Участвуют ли в программе
BlackBox те, кто не гоняется, или не так быстр, как топ-райдеры? Да, мы используем таких людей для первоначального тестирования наших продуктов. Нет смысла тратить время прорайдеров BlackBox на выявление критичных недостатков конструкции – они должны получать работающий продукт для его дальнейшей тонкой настройки. К тому же некоторые из тех, кому не хватает скорости, чтобы попасть в программу BlackBox, обладают потрясающим чувством велосипеда, замечая абсолютно все изменения в работе компонентов. Они не выигрывают этапы Кубка Мира, но их невероятная чувствительность к изменению настроек помогает нам создавать компоненты, на которых приезжают на подиум гонщики BlackBox.

Что нужно уметь, чтобы стать хорошим тестером?
Самое главное – нужно уметь рассказывать обо всем, что чувствуешь. Нам не нужно знать, какое изменение настроек нам необходимо сделать по мнению тестера, нам важно знать, как ведет себя велосипед в той, или иной ситуации. Мы получаем эту информацию, и используем ее для внесения необходимых изменений. Повторюсь — главное чтобы тестер описывал свои ощущения, а не давал нам советы. Иногда не очень опытные райдеры просят нас внести изменения в работу компрессии вилки, а после разговора с ними выясняется, что речь шла об отскоке.

Сложно найти баланс между тем, что показывают испытания в лаборатории на стендах, и тем, что говорит райдер?
Тестирование компонентов на стендах очень детально показывает все подробности работы девайса. Такое тестирование помогает нам вносить множество улучшений в конструкцию без привлечения райдеров – и экономит их время. Также мы можем взять, к примеру, ту версию амортизатора, которая больше всего понравилась райдеру, замерить все ее параметры на стенде и использовать для дальнейшего совершенствования. Это очень помогает при разработке новых демпферов.

А если райдер и машина говорят противоположные вещи?
В любом случае последнее слово остается за райдером. Компонент может сколь угодно круто выглядеть на бумаге, но если он не нравится райдерам, мы будем изменять его.

Почему даунхилеры
BlackBox используют воздушные вилки и пружинные задние амортизаторы? При использовании воздушной пружины перед инженерами встает две основные проблемы. Первая – обеспечение линейной, как у стальной пружины, работы, вторая – удаление излишков тепла. Чтобы сделать работу линейной, нужен приличный объем воздушной камеры. Вилка предоставляет сколько угодно места для размещения этой камеры. А вот в заднем амортизаторе места, как правило, намного меньше, и размещение в корпусе амортизатора воздушной камеры необходимого объема может оказаться очень сложной затеей. Воздушная пружина, во время работы, производит достаточно большое количество тепла, что влияет на ее жесткость и работу демпфера. В вилке мы можем разделить демпфер и воздушную пружину, разместив их в разных ногах, а также обеспечить им необходимое охлаждение. В случае с задним амортизатором сложно обеспечить достаточное охлаждение конструкции, и, конечно, сложно найти приличное количество места, чтобы отделить воздушную пружину от демпфера. Вообще способы решения всех этих проблем есть – но они не так просты. Если бы все было легко, весь мир уже бы много лет ездил с воздушными задними амортизаторами.

Улучшились ли демпферы за последние десять лет?
Да. На мой взгляд индустрия за эти десять лет вышла на совершенно иной уровень. Я знаю, что демпфер установленный в новом Boxxer, на порядок превосходит его аналог в Boxxer десятилетней давности. Все работники индустрии хотят, чтобы их продукты были самыми лучшими, поэтому конкуренция тут серьезная, и количество улучшений очень высоко. Steve Peat – гонщиккомандыSanta Cruz Syndicate.
bb7
Пити уже тринадцать лет гоняется на вилках Boxxer. Несколько комментариев от него.

Что именно требует руководство
BlackBox от тебя? Им нужны абсолютно все, подмеченные мной, особенности поведения велосипеда во время моих тестовых спусков. Им нужно знать всё, чтобы подобрать идеальные настройки. Именно поэтому мы занимаемся тестами огромное количество времени – пусть это не так просто, зато позволяет нам приезжать на гонки и делать там упор на быструю езду, а не на поиск настроек.

Что является отправной точкой тестирования?
В начале, нужно как следует запомнить трассу, если она новая. Затем несколько спусков с тем оборудованием, которое используется мной в гонке. И только после этого – установка новых компонентов и поиск новых настроек.

С какой вероятностью твои ощущения оказываются противоположными ощущениям других членов команды?
Довольно редко. Я говорю, что я чувствую, а они советуют, что можно изменить. Но вообще обычно мы тестируем разные вещи – ведь есть так много всего, что надо попробовать улучшить.

Как ты измеряешь работу новой железки?
Прежде всего это мои ощущения. Помимо этого я замеряю время прохождения трассы по отрезкам и целиком, прохожу повороты по разным траекториям, чтобы понять, изменилась ли в них максимальная скорость, замеряю среднюю скорость, и так далее.

Существуют ли какие-то универсальные настройки подвески для даунхилльного байка?
Каждый байк не похож на другие, и каждый райдер имеет свой собственный стиль езды. То, что подходит одному, не подойдет другому. Вы сами выбираете то, что вам нужно.

Твой стиль езды изменился, когда ты пересел с
Orange на Santa Cruz?Да, конечно. Это абсолютно разные велосипеды.

Что важнее, работа, или вес?
Работа.

Сколько у тебя вилок и задних амортизаторов?
Столько, сколько требуется, чтобы показать наилучший результат.

Сколько тестовых спусков ты можешь сделать за день?
Это зависит от трассы. Если говорить о 1:04 (знаменитая тестовая трасса Dirt Magazine, названная так по рекорду ее прохождения, который, впрочем, пару лет назад был побит Хиллом – прим. переводчика), то по ней, наверно, я смогу спуститься раз сто.
Оригинальный текст — Steve Jones для Dirt Magazine. Перевод — Маков Никита Фото: BlackBox Racing
  • Поделиться
  • добавить в избранное
  • +9
  • Мнения
?
Tits are better than Strava

Комментарии (4)

0
Лучше б они давали инструкции нормальные по настройке. А то тут попала в руки совершенно обычная RS Revelation 2009, так там в мануале даже нет ни одной настройки!
И я уверен, он очень много не сказал, что должен был сказать.
К примеру, на всех амортах фокс для гонщиков ставят другие компрессионные кольца уже которых год подряд, но ни разу они не ставились на обычный аморт.
avatar

Bars-zerwick

0
Спасибо за интервью

PS
надеюсь теперь меня станут меньше просить заказать у SRAM демпфер BlackBox к боксеру =)
avatar

Rain

0
Неплохой перевод )
avatar

ostsr

0
А я наоборот, считаю, что у СРАМа очень хорошо описаны все технические нюансы на офсайте. И видео и ПДФ, на Шимано такого нету, там из видео только реклама. Много чего нового узнал. ПУСТЬ ЖИВЕТ СРАМ!
avatar

аноним

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.