Ремонт и настройкаРассказ и опрос о том, как решить проблему с переключением на X01/XX1

Ремонт и настройка: Рассказ и опрос о том, как решить проблему с переключением на X01/XX1
Сегодня уже не в первый и даже не во второй раз произошло обсуждение (местами довольно упрямое)) о том, существует ли у этих переключателей фирменная болезнь или это кривые руки владельца. Так как у меня проблема возникала на двух одинаковых переключателях и ее не смог вылечить штатный механик компании SRAM, то лично я был уверен, что проблема в железке.
О том, что за проблема там есть, с чем связана и как ее лечить — под катом.

Итак, собственно в чем беда.
Проблема в том, что переключатель иногда перестает включать самую мелкую (11ю) звезду. Это в лайтовом варианте. В худшем случае могут отказать 2-3 нижние звезды, при ослаблении тросика с помощью манетки цепь просто не скинется вниз (но переключатель туда можно переключить рукой, он туда сдвинется, останется на 11й звезде, а не вернется на 10ю).

Эта проблема встречается далеко не у всех, о чем регулярно напоминают защитники этой весьма дорогой железки. И рад бы я был оставить их в покое, но у меня самого на двух байках стоит такой переключатель и менять всё на XTR мягко говоря дорого.

Немного о том, часто ли встречается эта проблема.
Лично меня она достает регулярно, также она случалась у Жени Шипилова на этапе кубка мира (после чего он решил, что дело было в руках и все исправил). Однако недавно, в Алуште, проблема у Жени снова повторилась и мы оба чинили свои одинаковые переключатели прямо между стартами спец-участков.

Быстрый поиск по сети сразу выдал темы на англоязычных форумах (я читал singletrackworld.com и rotorburn.com), где нашлись до боли знакомые фразы:

«Anyone had/having similar problems to me with the xx1/x01 rear mech, it basically really doesn't want to shift into 11th gear»

или

"My X01 drivetrain has gone from perfect shifting across all gears to not wanting to drop onto the smallest cog. I had the cable replaced by a bike mechanic who checked over everything (including seeing if the hanger was bent) and got it working perfectly. 2 rides later and the problem has occurred again."

И такого много.

Итак, общественность голосует за ту же версию, которая есть у меня: у переключателя X01 (как минимум у него) слишком слабая пружина, которая возвращает переключатель в «сложенное» состояние, то есть переключает на меньшую звезду.

Вот здесь видно эту пружину (хотя переключатель на фото — даунхильная версия под 7 звезд):
Ремонт и настройка: Рассказ и опрос о том, как решить проблему с переключением на X01/XX1

Не очень понятно, почему проблема возникает не у всех обладателей (может быть в XX1 стоит другая пружина, либо в компании в какой-то момент исправили баг для части партий как было раньше с клинившими лапками у аналогичных переключателей).

Прямо при написании поста я ослабил трос переключения, x01 не включил 11ю звезду и я стал изучать проблему, крутя в руках второй аналогичный переключатель, но снятый с байка. Когда держишь его в руках, кажется, что пружина очешь мощная, переключатель складывается с хорошим усилием. Но как же так, если рядом я смотрю на неработающий. Пришлось немного поэкспериментировать и стало очевидно следующее:

Дело не в качестве пружины, дело в ее длине. Она слишком длинная для этого посадочного места. На фотографии выше у сложенного переключателя под 7 звезд (даунхильная версия) в сложенном состоянии видны зазоры между витками пружины. Именно эти зазоры на моих переключателях под 11 звезд в сложенном положении намного меньше. Таким образом, стоит пружине совсем немного растянуться и она становится уже слишком длинной, чтобы давать необходимое усилие для складывания переключателя до конца. На верхних звездах она работает шикарно, но чем ниже — тем хуже. В моем случае эта пружина без усилия прожимается пальцем сбоку даже на 10й звезде.

Итак, раз у нас такая проблема, то как можно профилактически улучшить работу, чтобы уменьшить требовательность к пружине:
1. Очевидно чистый и смазанный переключатель
2. Не должно быть грязи внутри рубашки
3. Проверьте работу манетки и работу пружины в ней.
4. (!) SRAM выпускает собственные тросики переключения, которые тоньше стандартных. Ставьте их, это существенно уменьшит потери на трении.
5. (!) Храните байк с включенной 11й (мелкой) звездой, чтобы полностью убрать нагрузку с пружины и меньше ее растягивать.
6. Механик срама сказал о том, что внутренний диаметр некоторых рубашек не подходит и слишком мал для этих тросов. Честно говоря, тогда впервые услышал о том, что внутренний диаметр рубашек отличается.
7. Проверьте стыки рубашки с местами посадки в манетку, раму (если есть), переклюк. Все они должны быть жесткими (ровно отрезанная рубашка, нормально вставленная в подходящие наконечники). Проще всего, конечно, купить штатный комплект рубашки/тросиков/наконечников.

Про ограничительные болтики и пр. не говорим, так как все обладатели этой проблемы эти шаги, вероятно, прошли в первую очередь.

Хочу спросить читателей, возможно кто-то видел другие решения этой проблемы, знает о возможности замены этой пружины/покупки ее отдельно? Например, на некоторых форумах предлагают вручную докрутить пружину на 1 виток и установить ее заново, но выглядит это, честно говоря, довольно радикально.

Any ideas?
  • Поделиться
  • добавить в избранное
    5
  • +44
  • Мнения

Комментарии (67)

+14
Охреневаю с прочитанного. Такой дорогой девайс и такой «если верить написанному» просчет получается со стороны инженеров СРАМа… Стыд и СРАМ(
avatar

millenium15061985

+1
Ну это не 1 косяк СРАМа, достаточно вспомнить GXP каретки и «уползающую» крышку с ведущей стороны.
По теме, а зазор между роликом и кассетой правильно выставлен?
я про 16 этап настройки
avatar

Vastak

0
да, механик срама на одной из гонок как раз просвятил меня по этому поводу. До того момента не знал. Впрочем оно не помогло.
avatar

Val

+1
То-есть, срам сейчас правда не кладёт никаких проставок на ось для правого шатуна, чтоб пыльник из чашки не вылезал наружу? Буквально вчера разбирался с этой проблемой, но был уверен, что ее просто потерял предыдущий владелец. Решилось всё, кстати, подкладыванием пятимиллиметрового проставочного кольца для рулевой.

gxp — это просто чудо, конечно. так беспонтово выделиться надо еще умудриться было.
avatar

saaresto

0
Все решается куском камеры, грипсы и т.п. резиновых изделий. Одеваешь такое колечко на вал и оно прижимает проставку. 
Ну и на пыльник она кстати слабо тянет. Скорее уж проставка для устранения люфта оси в подшипнике.  
avatar

schmel

+12
ОПРОС. Плюсаните мой коммент, если у вас такой переклюк.
все строго конфеденциально.  
avatar

twice

+31
минус я так понимаю ставить если не такой переклюк?))
avatar

wibird

-1
Наверное я немного не по теме, но всё же выскажу своё мнение.

Х01, купленный в феврале 2014 года (т.е. ранняя партия должна быть). Стоит стоковый тросик. Байк всегда стоит на 6ой передаче, так чсто пружина довольно натянута. С переключением никаких проблем никогда не было. Катал и в лютые каки. И подолгу не чистил, всё работает как часы. Вообще после многих лет Х.9/Х.0/ХТЯ, Х01 — самый чёткий переключатель. Переключения быстрые и чёткие. Передачи сбрасываются со звоном и задором. Никакого тупежа не было никогда.

По теме:
Мне всё-таки кажется всё дело в настройке. Когда его настраивал, помню, что очень долго мучался, ибо там были какие-то тонкости, свойственные Х-Horizon и не свойственные обычным переключателем.
avatar

TWR_DUUALL

-1
Я соглашусь с тем фактом, что дело скорее всего в настройке. 
 
avatar

millenium15061985

+5
Не ново, сорри. Проблема не решится от того, что ее у кого-то нет. О том, что она не у всех есть известно.

Проблема есть, это факт. Она видна даже на снятом чистом и смазанном переключателе, о какой настройке тут идет речь? В сжатом переключателе пружина практически ослаблена. У меня это в двух x01.
Последний раз редактировалось
avatar

Val

+18
Возможно между витками пружины попадает немного грязи и она перестаёт сжиматься до конца.
Если не заниматься её укорачиванием, то можно попробовать надеть на обе оси (которые сжимает пружина) небольшие металлические трубочки подходящего диаметра и собрать всё заново — так натяжение будет сильнее.
avatar

Chute

0
думал сейчас на тему того, чтобы надеть что-то на оси, но они там сильно скрыты и, вроде, не разбираются. не понятно, как туда подлезть, что надежно надеть.

Было бы идеально, если бы кто-то сказал: «более короткие пружины есть, продаются вот тут». Еще как вариант можно заморочиться и посчитать число витков на разных переключателях, либо, возможно, в разных партиях различались составы металла этих пружин и одни проще растягивались. Фиг его знает.
avatar

Val

+13
По идее надо снять стопорную шайбу с конца оси и её выкрутить (или выдавить), предварительно натянув пружину и запихнув между витками пружины какой-то количество кусочкой толстого пластика — иначе потом будет не собрать (и отстрелит при разборке).
Я как-то развлекался заменой двух пружин в недорогом шоссейном переклюке на жёсткие от мёртвых ХТ, но эту пружину не трогал, разок просто ставил на место слетевшую.
avatar

Chute

0
Даже если найдёшь более короткую или оригинальный ремкомплект, то проблема сборки-разборки будет ровно аналогичная, если не будет официального отзыва для ребилда или замены. Ну и на заводе его как-то же собирали? Судя по стопорам — всё всполне ремонтопригодно.
P.S. Трубочки нужны из хорошей стали или жёсткой бронзы, иначе пружина может их протереть через какое-то время.
avatar

Chute

0
а если поискать подходящего донора из нижних линеек/погибших переклюков? Она ж не у всех одинакова (поправьте, если не так)?
avatar

VladimirDolgin

-2
Термоусадку на пружину, делов то)
avatar

kuzlich

+3
X01/XX1 и проблемы с переключением????
Последний раз редактировалось
avatar

NixonElite

+18
Миша, тут я ещё немного подумал, и возможно, дело не совсем в переклюке, а в его положении относительно кассеты (то есть в петухе), которое может чуть отличаться на разных рамах.
Попробуй подложить под основной болт крепления переклюка шайбу толщиной 2-3 мм, переклюк отодвинется в сторону самой мелкой звезды на кассете, и после корректировки тросиком новое положение будет с более натянутой пружиной. Это если я не перепутал, куда его надо двигать.
P.S. Если поможет, то с тебя ещё один лагман ;)
avatar

Chute

+9
кстати ГЕНИАЛЬНО!
ведь положение кассеты относительно петуха у спешиализайдов сдвинуто на 2мм ближе к петуху!
там же чёртов 142+!!!
спеши должны бы и петух отодвинуть на 2мм дальше, но если предположить, что они этого не сделали, то это очень хорошо объясняло бы страдания Михаила.




Последний раз редактировалось
avatar

raskladnoy

+5
Мысль гениальна, но не прокатит
И есть нестыковки: у Жени Шипилова совсем не спеш, а проблемы были. На втором спеше у меня тоже 142+, но переклюк XTR и всё прекрасно. Ну и просто я верю, что этот момент учли. Завтра приедет новый велик, посмотрю еще там.

Но самое главное — упор переклюка  в петух уйдет и там станет еще меньше точка опоры. А при ударах цепи на тряске, как выясняется, сопротивляющийся цепи инновационный переклюк все усилие передает туда, от чего может ломать этот упор. Это дело у меня уже случалось, так что со сдвигом точно сломает.
Последний раз редактировалось
avatar

Val

+9
По нестыковкам — вероятно это двоякая проблема, возикающая при сочетании переклюка и рамы (петуха). У XTR вероятно диапазон настройки крайних положений чуть шире, но не суть.
Идея в том, чтобы попробовать и понять — помогает ли.
По поводу упора — для стендовой проверки без рывков его вполне хватит, а если моё предположение подтвердится — то можно будет сделать кастомный петух, это не так дорого.
avatar

Chute

0
сначала надо попробовать, а потом уж говорить катит или нет;)
avatar

ilyamaksimov

+7
больше похоже на разные пружины в разных партиях, пружины то эти они закупают со стороны.
avatar

raskladnoy

0
Мне тоже эта версия кажется наиболее вероятной.
avatar

Val

0
Окей, господа. Как не нарваться на косячный переклюк при покупке?)
avatar

racerx

+18
Купить шимано!
avatar

Data_Link

0
Да ну. Только если на 11. Остальное мимо.
avatar

racerx

+6
Ну его есть и на 11ск и даже с электричеством.
avatar

Data_Link

+1
Электричество нас спасёт, это верное направление для многоскоростных переключателей, кмк. 
Ну или остаться на системе 9-10-9 (Шимано-Срам), там тоже всё норм.
avatar

Chute

0
Да ладно уж так категорично, 10тки Срам и Шимано, проблем не имеют. Все проблемы были у 9ток Шимано.
avatar

eovein

0
Я тут скорее про 11-ск и больше (это ведь тоже не за горами), да и вопрос принципа электрического переключения с фиксацией положений не в манетке принципиально снимает проблему влияние тросика.

А система с Срамовской манеткой на 9, перекидкой Шимано на 10 и кассетой на 9 (то есть 9-10-9) мне понравилась — по части чёткости всё более чем хорошо.
avatar

Chute

+6
Миш, я тебе еще раз скажу, по мотивам ремонта переключателя в Алуште — у тебя 90% проблем с ним из-за состояния рубашки. 11-скоростные системы в принципе привередливые достаточно, а когда у тебя рубашка распушилась настолько, что в наконечниках не держится, естественно на мелкие звезды переключатель фиг что скинет, в системе трение такое, что мощности пружины в крайнем положении просто не хватает. А трение там очень критично — они поэтому и используют более тонкие тросики для его уменьшения. То есть ок, я не отрицаю того, что возможно проблема с пружиной может иметь место быть, но, если честно, я пока не видел ни одного 11-скоростного переключателя, который бы не скидывал на мелкую звезду с тросиком и рубашками в хорошем состоянии. А вот жалобы на «не скидывает» с убитыми рубашками и тросами да, были. Ну твой случай совсем запущенный конечно был, обычно рубашки до такого состояния не доводят. То есть да, это расплата за те самые 11 передач — если 8 и 9 переключались всегда и везде, даже с рубашками, замотанными изолентой вместо наконечников и ломаными-переломаными, то тут такое уже не прокатывает и за состоянием рубашки и тросика надо следить, плюс крайне желательно использовать фирменные тросики, либо, по крайней мере, со всякими напылениями, направленными на уменьшение силы трения.   
avatar

kubas

0
:) у Кубаса по той же причине не фиксировался подседел Спеш.
avatar

RomanAkentev

+30
Шок! Смотреть он-лайн бесплатно. Василенко довел рубашки до убийства.
avatar

creepshow

0
Кубас, там из-за рубашки было 100%.
Я это дело уже решил родным новым комплектом рубашки-троса-наконечников.

Просто переклюк все равно нежнее нежного и если покататься в грязь перед какой-то гонкой, проблема легко может вернуться в самый ответственный момент. Да и сейчас не идеально переключает.
Последний раз редактировалось
avatar

Val

0
Кстати, наконечник рубашки действительно весьма важная вещь — если он будет чуть загнут (что нередко случается с пластиковыми), то нормального переключения может и не случиться. И саму рубашку желательно через какое-то время чуть подрезать с краёв, так как внешняя оболочка скукоживается и вылезают проволоки, после подрезки обычно всё норм.
А вот тонкий Срамовский тросик в чёрном тефлоне мне не очень понравился — там и зазоров для грязи остаётся больше, и жилки вроде потоньше — как-то он у меня неожиданно порвался у переклюка, видимо надламывался по одной жилке.
Последний раз редактировалось
avatar

Chute

0
только хотела запостить фоточку, которая говорит о многом :) наверное это и побудило Мишу написать статью :)
avatar

zhirnova

0
Тут я еще был спокоен как удав можно сказать.
Вообще ты в курсе, что я только что получил новый велик с переклюком X01. Новый) И сразу виден прикол. Печаль, что. Мне надо, чтобы мелкая звезда не через три секунды включалась. Я привереда?
Попробую что-то настройкой сделать, а потом видимо укорочу пружину. 
Последний раз редактировалось
avatar

Val

+12
посмотрел сегодня у друга на новый ХХ1 вблизи, пощёлкал. да. есть такой момент, что к малой звезде пружина уже еле жмёт и очевидно становится очень капризной к чистоте рубашек. 
avatar

raskladnoy

0
Не стрёмно болгаркой?
Неужели дремеля ни у кого не нашлось? У него весьма клёвые отрезные круги.
avatar

tene

+11
Там полчаса до старта гонки, не до нежностей было. Кстати сейчас смотрел кусок повтора этапа джиро, там было сказано, что топы отказались пожелать друг другу удачи перед гонкой и это типа норм. А тут на фото Валя Попов помогает мне срочно починить байк, ну клево же!
Последний раз редактировалось
avatar

Val

0
Столкнулся с такой проблемой но на shimano ZEE + манетка Sram x7. Когда трос и рубашка абсолютно новые, все работает четко. Но как только рубашка чуть-чуть разпушивается, начинает на мелких звездах тупить.
avatar

Yue

+4
Потому что не надо ужа с ежом скрещивать, у меня полуубитая манетка Zee и подуставший переклюк Deore 10ск S+ с рубашкой за 100р, которой уже третий год-работает идеально.
avatar

Data_Link

+8
что-то мне подсказывает что «идеально» у всех свое)
avatar

wibird

+24
Райдеры, будьте бдительны! Возможно, нас готовят к тому, чтобы мы приобретали титановые возвратные пружины на переклюки с более редкими витками и низким весом! Не дайте им дойти до воздушных негативок в механическом Sram Type 3!
avatar

mihalych

+1
Да проблема есть. У меня не так глобально, как у Миши, но переодически переклюк глючит. Или идеально работает крайняя малая звезда на 10т, при этом 42 скачет, или наоборот, 42 работает, на 10т не скидывает. Если удается все настроить, то это работает всего пару дней. Решение проблемы для меня — покупка Shimano на 11, оно работает с кассетой Срам. 
avatar

Dustman

0
шимано работает с кассетой срам 10-42?
Не в курсе, какие именно переключатели и манетки ок? 
avatar

Val

0
У Бори Никитина и еще у одного человека ХТР 11 работает с кассетой срам.
avatar

Dustman

0
с кассетой понятно. Манетку тоже шимано используешь?
avatar

vidok

0
Манетка хтр 11
avatar

Dustman

0
а в шимано дефектов/браков не бывает?)
avatar

wibird

-1
Приведи пример.
avatar

Data_Link

+2
avatar

schmel

0
Дык чинится копеечной деталькой.
avatar

Data_Link

+1
Вот на LaEndura возникали проблемы с переключиением даже на самых свежих и надежных переключателях:

Жаль что нет ничего неразрушимого..
 
avatar

mor

0
ага, побежал искать в инете))
Оно мне надо? Просто глупо полагать, что при серийном производстве не может быть брака/дефекта как производственного, так и не продуманности каких-то моментов 
avatar

wibird

+8
У меня как-то раз лопнула такая пружина на 10-скоростном X0. В качестве решения я ее достал, выгнул аналогичный зацеп из следующего витка, и поставил обратно. После этого все работало отлично, может здесь можно провернуть такой же трюк — с откусыванием и укорачиванием. Единственный момент — доставать и ставить обратну эту пружину — просто нечеловеский геморрой.
avatar

WatcheIF

0
Миша, мне кажется это самый толковый совет.
avatar

raskladnoy

0
Да, я видимо пожертвую одним переклюком и попробую реализовать более короткую пружину.
avatar

Val

0
ломаными ХХ не торгуют в Словении?
«куплю на запчасти»
avatar

RomanAkentev

+10
Лет пять назад, после того, как мой Sram X9 дезинтегрировался на лапку и все остальное, на локальном белорусском форуме я то ли в шутку, то ли из генетической памяти создал объявление о дербане переклюка, пока последний находился на стадии изготовления новой оськи, на которой переклюк мою лапку шатал, у одного из белоусских инженеров. На тот момент я сильно удивился, когда мне надорвали личку в попытках приобщиться к мощам моего переключателя с просьбами продать поюзанные ролики, лапку, пружину, болтики ограничительные и т.п.
Этим пассажем хотел призвать в топик #белорусскихинженеров с попыткой свести не личные, но счеты со Срамом. 
avatar

mihalych

+18
как то давно, чинил Шимано ХТ на 9, с подобной проблемой, на мелкой звезде пружина сжималась почти в 0, я выбил штифты, достал пружинку, отрезал крюк, который цепляется за штифт, нагрел последние 3 витка горелкой, загнул из под 90 градусов (примерно) собрал все обратно, пружина перестала сжиматьсяполностью, все переключалось. Не вижу, почему бы благородным донам не сделать так же.
avatar

DarkWit

+9
У меня небольшая задержка на XX1 происходит между 10 и 11 скоростями, потому что пластиковая хрень, которая подводит тросик к зажиму сначала на пару десятых секунды упирается в лапку переклюка не давая ему соскользнуть на ограничительный болт, потом лапка все-таки соскальзывает и врубается передача (сори за качество видео, одной рукой крутил педаль, другой держал телефон, переключал левой пяткой — поэтому рывками все), то что пружина скукожена полностью тоже отлично видно, но не уверен, что в ней проблема, еще переклюк ломал родные петухи на раме, после 4го за 1,5 месяца нашел чувака, который выточил немного усиленный и проблема ушла.

 
avatar

meistaken

+1
Если отойти от проблем с пружиной и вернуться к тросам-рубашкам-концевикам:
Были знатные проблемы с переключением на шимано ZEE и Sram XX, XX1.
Поставил себе зишку на обычнейших рубашках с нейлоновыми концевиками. Shadow+ не выключал в процессе эксплуатации и через пару недель четкости как не бывало. Снял рубашки — концевики заметно продавились, рубашки растянулись.
Поставил кевларовые рубашки Sheng-An с металичискими штамповаными концевиками и история повторилась через месяц, но кевларовая рубашка вытянулась заметно меньше, да и в целом держалась лучше. Та что рубашки я оставил те же, но втулил фрезерованные алюминиевые концевики и о чудо, с тех пор прошло около 10 месяцев и все подстройки свелись к четверти оборота регулятора на манетке.
В общем и целом — концевики решают.
После экспериментов на своем байке перенс практику в мастерскую на ХХ и ХХ1, только в последний втулил еще и тросик с тефлоновым покрытием от того же шенгена. Работает отлично, хотя изначально были подобные проблемы: пропадала четкость, не сбрасывалась цепь на крайние звезды.
Последний раз редактировалось
avatar

PavelGluck

0
Миш, а в не может быть фактором длина цепи — у меня на ХХ новом тут та же ерунда была, а потом посмотрел — цепь изначально длиннющая — видно оставили про запас... 
avatar

AirVetra

0
Конкретно здесь все ок.

Проблема известна, просто с этим переклюком из-за этой пружины нельзя допускать никаких косяков. Распушился один конец рубашки, появился в этом месте дополнительный изгиб под нагрузкой, прощай работа одной звезды. То, что большинство других переключателей прощает, этот — нет. Я в посте перечислил, за чем стоит следить. В частности, теперь после катания всегда переключаюсь на мелкие звезды, чтобы не растягивать пружину при хранении байка. 14 лет не знал, что так надо делать, теперь знаю) Такой переклюк. Учит)
avatar

Val

0
На всех байках только так оставляю переклюки — раньше даже на шоссере ослаблял тормоза переключателем, предназначенным для сьема колеса (раздвигает чуть тормоза):-))

А просто подтянув цепь или укоротив или этим теншн винтом не дает ничего к переключению?

ПС. На другом байке с внутренней проводкой тоже был глюк — слишком сильный угол поворота тонкой рубашки приводил к ухудшению движения троса, но там вообще нижние 3 не переключались:-(

ППС. Вот на Х.0 еще 9 скоростном — аж титановая жетская пружина — были времена! 
avatar

AirVetra

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.