Новое железоТест легкой системы E.13 XCX+


Долгое время по ходу сезона на кантрийнике у меня стояла система SRAM S1600 и я ждал, когда, наконец, удастся ее поменять. Дело даже не только в весе, у нее был предательский «а у нас новый стандарт!» BCD 80/120, из-за чего нельзя было поставить достаточно малых звезд, да и вообще звезды под этот стандарт купить — то еще приключение.
В итоге месяц назад удалось обрабовать себя и байк системой E.13 XC с космическим весом 575 грамм по каталогу, о ней и расскажу в посте.  

Прежде всего давайте разберемся с весом. 575 грамм — это, конечно, в какой-то степени шутка, так как это вес без звезд и чашек каретки. Тем не менее нашелся пруф:


Система выпускается на каретки 68/73, шатуны бывают длиной 170/175/180, но более интересно — то, что палки выпускаются в форматах под три звезды (один вариант) и под 1/2 звезды (второй вариант). Я ставил вариант под две звезды, но он отлично подходит и под одну. И вот тут уже можно понять реальный вес системы с кареткой, бонками и звездой. Получается очень солидно:


В общем система действительно лайт, но это не главное. Вернемся к коробке, установке и первым впечатлениям.

Удивляет и радует в случае с этой системой внимание к деталям. E.13 молодцы и многое делают аккуратно, а тут железки просто было приятно брать в руки. Очень красивая фрезеровка, в коробке аккуратно сложены бонки двух разных стандартов длины, чтобы можно было использовать как с одной или двумя звездами, так и с рокрингом. Те бонки, которые позволяли это по длине, были сделаны под звездочки с обеих сторон, жаль, что пришлось ставить обычные из-за отсутствия рокринга. К бонкам, кстати, к коробке шли два красивых ключа под звездочки, покрытых шероховатой краской, чтобы меньше скользили в руках. Это, конечно, очень мало что значит на практике, но удовольствие от установки системы опять же добавляет.

Вот такие они:


Вместе с системой в коробке можно также увидеть и съемник каретки. Посмотрите на фотографию, представьте, что он чугунный и вы примерно сможете оценить его вес. Очень монументальная штука)

Вместе с системой я ставил и две звезды, поэтому их тоже распаковал и, честно говоря, не удержался от желания их сфотографировать. Мелочь, конечно, но звезды выглядят очень красиво. Посмотрев на обе фотографии можно также понять, что бонки, держащие малую звезду, полые. Помимо необычного вида с внешней стороны это добавляет одну юзабилити-мелочь: подтянуть или проверить внутренние бонки можно снаружи, не пытаясь подлезть внутрь системы и тем более ее не снимая.





В завершение с системой шли разные проставочные кольца в большом количестве и инструкция. И здесь, кстати, неожиданный момент. Не знаю у кого как, но я всегда ставлю систему со второго раза, особенно с успокоителем. Дело в том, что делаю я это редко, про количество проставок и их расположение забываю, поэтому сначала ставлю на глаз, собираю, смотрю, где что не так, разбираю и ставлю правильно. Я даже уже смирился с тем, что так оно всегда и происходит.

В этот раз проставочных колец было много и я полез полюбопытствовать их назначением в инструкцию. Внутри нашелся мануал по сборке с картинками в формате Икеи. Не слишком длинный, но и не слишком короткий (как бывает в стиле инструкции из трех шагов по сборке детали любой сложности). Вообще инструкции смотрю редко, они написаны сложным языком, без картинок, поэтому часто бывает проще разобраться глядя на реальную железку. Здесь же инструкция порадовала и я за считанные минуты поставил систему правильно, с первого раза, добавляя густую смазку и ставя проставки в правильном порядке. Приятно.

Собственно впечатления при катании.
Как бывает с системами, вспоминаешь о них только тогда, когда с ними что-то не так. В данном случае я ездил кантри и миниэндуро в Битце, памп-треки и немного прыгал дерты. Палки показались довольно жесткими и, так как я не очень много вешу, спокойно бы использовал их с одной звездой для слалома/эндуро в силу их веса.
Один негативчик все-таки нашелся — с системой SRAM S1600 у меня иногда выкручивался левый шатун — там ослабевал держащий его болт, а система эта снимается без выбивания шатуна, руками. С этой системой проблема оказалась не такой заметной, но болт все-таки надо иногда проверять. Либо, конечно, взять и один раз посадить его на фиксатор резьбы.
Если смотреть исключительно на кантрийную составляющую, то очень порадовало то, что комплект двух звезд нашелся формата 22-36, проходимость после старой системы с малой звездой 28 можете представить как изменилась. 36 мне не мало, шоссейные перегоны не езжу.
По говнам уже ездил, но пока все тихо — не хрустит, крутится отлично.

Итог.
Честно говоря, система по ощущениям совпала с тем, что я ожидал бы от RaceFace Turbine, по цене в два раза меньше. То есть отличный вес, красивое исполнение, железка, которую хочется использовать на байке долго даже тогда, когда она частично потеряет анодировку. Это наверное какая-то отдельная категория, в которую традиционно входят еще и RaceFace, Hope, Straitline и некоторые другие.
Топовые кантрийные шатуны стоят в 2-4 раза дороже, но ощущения производят примерно аналогичное, по крайней мере Shimano XTR на эндурике радует меня примерно также, как и этот e.13. Топовые карбоновые системы конечно будут еще легче, но это уже немного другая история.
Одно но — если я правильно понял Вадоса, то не факт, что этих систем в России будет много, так как наши кантрийщики как-то недоверчиво относятся к прославившейся гравити-продуктами марке. 
  • Поделиться
  • добавить в избранное
  • +60
  • Мнения

Комментарии (88)

+1
Всё вроде в этой системе хорошо, но отсутствие пластикового «стаканчика» между чашками каретки- явный минус.
Вода доберётся до промов после первой же грязевой покатушки или мойки.
avatar

SergeiPikulin

+1
у меня наоборот с этим стаканчиком вода всегда набиралась (из дырок в трубах), заливалась в этот стаканчик и оставалась там на века до переборки. В итоге всегда вытаскивал мокрые подшипники на шимановских каретках. Хорошо, что сейчас на бергамонте этих дырок из труб в кареточный узел нет. Не знаю, зачем их там оставляют, вес экономят?
avatar

Valilenk

0
Вадос там на нормальных каретках, как я понимаю, стоят резиновые уплотнители.… Отверстия для вентиляции всю жизнь делали, на Бергамоте наверное из другой жизни парни работают из карбоновой! для пластика вентиляция ненужна!
avatar

grigri

+2
если на байке не заниматься подводным плавание, то стаканчик этот не нужен )
avatar

OttoSchmidt

0
>Хорошо, что сейчас на бергамонте этих дырок из труб в кареточный узел нет. Не знаю, зачем их там оставляют, вес экономят?

тоже задавался вопросом. скорее всего из-за технологии сварки нужны отверстия в трубах.
avatar

Whoisbikes

0
А сколько стоит? Мне как раз надо менять систему и я все смотрел на Бочаровские ХС, эти вроде как новее и лучше должны быть.
avatar

racerx

0
ну если в два раза дешевле турбины, то порядка 5000 +- рубль.
avatar

AleksandrSimonov

0
да, с турбиной я был немного не прав
avatar

Valilenk

+1
6800р в вм сейчас, то есть даже дешевле чем shimano xt. Вроде для этого веса очень неплохо
avatar

Valilenk

0
Палки такие же.
Могу пару слов о прочности вбросить. При установке был не очень внимателен и в последствии замял ось на первых же покатушках. Теперь они постоянно люфтят и прошли в таком состоянии подо мной два сезона и одни горы) Признаков увеличения люфта\разбивание оси никаких нету и сомневаюсь что когда-нибудь будут.
avatar

B-race

0
По жесткости как? Рельсы или гнутся немного? Относительно сэйнтов например
avatar

racerx

0
я не чувствую этой проблемы на них. Но во мне 63кг, в тебе немного больше) так что не знаю, будут они для тебя достаточно жесткими в минидх или нет.
avatar

Valilenk

0
Если сравнивать с сеинтами то конечно гнуться)
Примерно как слх, трудно сказать точнее, на разных байках пробовал.
Но не желе ниразу. С твоим весом думаю будут играть поболее чем подо мной.
avatar

B-race

0
Ок попробуем. Один фиг хотел сначала слх брать, но эти легче))) По цене посмотрим
avatar

racerx

0
ББ30 версии бывают? =)
avatar

ctepx

0
Разве у е.13 ось не 30мм?
avatar

AlexeiGr

+4
Разве ББ30 это стандарт оси? =)
avatar

ctepx

0
судя по этой инструкции по установке — да (http://www.e13components.com/setup_instructions/pf30_b_web.pdf)
avatar

Valilenk

0
Это адаптер под ББ30, насколько я понял =)
avatar

ctepx

0
не, каретка такая продается. Может есть специальная комплектация под bb30 сразу с ней, не знаю.
avatar

Valilenk

0
Ну это не ББ30, а интеграшка под каретку с ББ30 =))
avatar

ctepx

0
Господи, наворотили стандартов… Можешь объяснить в двух ссылках, что сиё значит?)
avatar

lokki

0
А BB92?
avatar

Ruslan

0
то же самое, что и с BB30
avatar

Valilenk

комментарий был удален
0
бывают
avatar

Vados

0
Кстати, я вот на Фукусиме обратил внимание, что у тебя большая звезда стоит так, что штырек не под шатуном. Разве оно так должно быть?
avatar

schmel

0
спасибо, переставил
avatar

Valilenk

0
Фото велика с этой системой есть?
avatar

Ruslan

+1
Не вопрос


avatar

Valilenk

0
Миша, а что у тебя такая покрышка сзади стоит? Неужели станок крутишь?
avatar

Ruslan

+4
ну да, погода на улице плохая, а на компе тур де франс
avatar

Valilenk

0
С синей звездой будет отлично смотреться.
avatar

Ruslan

0
агааа, на станочке знач тренишься перед суперд!
avatar

evolvent

+3
Система хорошая и вобщем-то лёгкая, но всё же я от неё отказался. Она требует идеальной установки. У меня таковой не было и в итоге левый шатун раскрутившись, подразбил посадочное место на вале.
Теперь частые «скрипы и кряки» под нагрузкой, что весьма подбешивает. Кроме того, нужно следить за тем чтоб шатун не откручивался.

Вообще честно говоря, меня ввели в тупик неслабое количество колечек как пластиковых, так и металических. Как оказалось потом и не нужными для моей рамы. Но вот повозится с их установкой/подгонкой пришлось… Имхо считаю технологическим порно, в худшем смысле слова ,) Всё должно быть проще.)
avatar

OttoSchmidt

+1
Что проще чем 1 раз поставить и забыть? Про замятую ось я выше отписался, кроме переодических щелчков у меня ничего нету, за сезон подтягивал болт 1 раз.
avatar

B-race

+1
1 раз поставить и забыть было с шиманой и трувативом.
с е13 так не вышло — не судьба видимо )
avatar

OttoSchmidt

0
У меня ведь такая же ситуация была) Вину всему спешка и невнимательность, только и всего.
Как то неразумно перекладывать свои касяки на касяки железа)
avatar

B-race

0
да, был косяк при установке. Но честно сказать. я так и не понял, зачем такое количество колец, когда в итоге важным было только распорное и пара обычных толстых кареточных…
Ввели в заблуждение, понимаешь…
avatar

OttoSchmidt

0
Ну на 68 каретку мб и надо это все)
avatar

B-race

+4
просто точнее установка получается. У меня на 68 каретке не все кольца используются, но все по мануалу. Просто ставишь правую сторону как они говорят, ставишь левую и затягиваешь болт (не до конца) и смотришь, сколько места остается слева. После чего ставишь волнистое кольцо и обычные тонкие по необходимости. Итог — шатуны отлично крутятся, а зазора между ними и кареткой нет и в помине.
avatar

Valilenk

0
Может непрямые руки?
avatar

racerx

0
Руки были не мои… Но я активно наблюдал за этим цирком.
Я ж написал, что установка не была идеальной. В конце концов можно было шикануть и просто взять Новые палки, но никто гарантий что с новыми такого же не случится не давал, поэтому дал отставку.
Щас опыт уже…

Возможно на будущий сезон возьму LGr. Но сильно подумаю )
avatar

OttoSchmidt

0
Что такое «идеальная установка»? Или есть тенденция к самопроизольному откручиванию стяжного болта?
avatar

Chute

0
если ставить по мануалу, то кольца вообще не вызывают вопросов, ставится легко. А болт надо сажать на фиксатор резьбы, это проблема всех систем, которые не надо выбивать/не надо фиксировать поперечными болтами.
avatar

Valilenk

0
на трувативе (стило) нет поперечных болтов и там ничего фиксировать не нужно было.
Более того, наоборот смазывал смазкой, чтобы не прикипело за сезон, а то потом хрен снимешь..)
avatar

OttoSchmidt

-2
ну да, труватив же как раз сбивать всегда нужно было, я об этом и написал. Кому-то это нравилось, кого-то бесило. Если есть хороший резиновый молоток, то, конечно, можно сбивать сколько угодно раз в любое время суток.
avatar

Valilenk

0
эмм, о чем это вы? О системах Howitzer и ISIS что-ли? Так их надо вообще-то выжимать, а не сбивать, а интеграшки у них самовыжимающиеся и не откручиваются самопроизвольно.
avatar

conrad

+4
У меня недавно левый шатун на системе ХХ раскрутился.Вовремя заметил и затянул. Без последствий.
avatar

Ruslan

+10
Ну сюда же закину инфу по LG1r Crank


Вес — E Thirteen LG1r 165 мм*83 мм — 665 грамм
Каретка — E Thirteen DH+ BSA Threaded TiNi Bottom Bracket 2012 Black — 105 грамм
Бонки — E Thirteen * 4 шт. — 16 грамм

Ну вдруг кому будет интересно… всё взвешивал лично сам и каретка со всеми проставочными кольцами.
avatar

_va

+1
системы е13 могут набрать популярность, в силу большого количества SLX шатунов с трещинами.
avatar

Whoisbikes

0
А подробнее? Мне повезло или я еще не нашел трещин?
avatar

Ajax

0
обычно на тех СЛХ, которые идут с двумя звездами и роком, трещинка с торца около педали, Шимано говорило, что это не проблема
причина скорее всего в том, что грубо говоря шатун это трубка, сплюснутая по краям, а стальная втулка с резьбой для педали немного все-таки двигается и раскрывает место «сплющивания» шатуна. это если очень грубо подходить к вопросу. говорят, что на прочность не влияет :)
avatar

PashtetOd

0
Жесть какая… ну да, есть две(?) полоски, «от рождения» были и очень похоже именно на то, о чём пишет Шимано — «сложенный» металл. Но чтобы оно за почти два года хоть куда-то выросло, так этого нет.
avatar

Ajax

0
На торцах ищи :)
avatar

schmel

+1
Вот если интересно, тема об этом: www.x-bikers.ru/forum/show_topic.php?id=78323&page=0.
В той же теме у кого то эта трещина прогрессирует: www.x-bikers.ru/forum/show_topic.php?id=78323&mid=1407858#1407858.
avatar

Kirya

+10
Отпишусь кстати и об одном касяке.
Система е13хс 68\73, спеш сх — 73 каретка. Без проставок\колечек и прочей мути длинни оси шатунов нехватает что бы левый сел плностью на ось, если садится то ставливает пластиковые пыльники с такой силой что система почти не крутится. Из-за я и подумал что перетянул и ослабив систему поехал катать и замял ось. Потом решение конечно нашлось, я пластиковых пыльниках вырезал дырки чуть большего диаметра, такого что бы сама система в них провалилась, этого оказалось достаточным что бы шатун сел полностью. Сейчас все прекрасно работает, за исключением описаных мною ранее пощелкиваний.
На дисторшене с 73 кареткой такая же тема, непонятно почему система 68\73 не дружит с 73 кареткой :(

Как бы там ни было, это пока лучшая система по соотношению вес\жесткость\стоимость. Следующая тоже будет е13.
avatar

B-race

+14
Надо было дойти до мастерской и отторцевать каретку на мм и всё встало бы как надо без косяков это на будущее чтобы пыльники не уродовать.
avatar

grigri

+3
Спасибо про торцовку, савсем не думал даже.
avatar

B-race

0
Кстати, я поставил когда е.13, только ДХ версию, на подвес есесьна), тоже заметил, что болт раскручивается на шатуне. Но когда снимал систему в силу обстоятельств, этот болт пошел снчала легко первые четверть оборота, а потом я использовал трубу пол метра, чтобы таки раскрутить его. При этом болт мазал густой смазкой, когда собирал. так что хз че там откручивается)
avatar

RaYWe

0
Ребят где вы ее нашли дешевой?
Цена шатунов без звезд чуть больше или ровна системам Shimano уровня XT,Sram X7-X9. ;]
В которой и каретка и звезды и сама система.
Еще хотел вопрос задать.Ни где не могу найти информация.
Из описания к системе следует что она может использоваться как c 1 так и 2 звёздами спереди.
Как это технически реализовано? Там свои специальные звезды?
На обычном двойнике 2x10 если использовать одну звезду чейнлайн будет не правельная. ;]
Распишите пожалуйста по подробней.
avatar

Cyberathlete

+12
Цена чуть больше или равна хт\х7-9, а весит как хтр\х0.
avatar

B-race

-6
раскрыть комментарий
avatar

Cyberathlete

+8
Ты кажется сам это написал, нет? :D

Ладно, сравним хоть с этой sportresort.ru/product_info.php?products_id=93
Я еще получу багаж из звезд которые не буду использовать) К тому же начальная цена в 8500 несколько выше, чем начальная у е13хс в 8000.
Я свою купил за 7200 с кареткой. И ты почему то вспомнил про звезды, далеко не всем необходимые, но забыл ключи под торкс, второй комплект бонок и съемник для каретки)
???
ПРОФИТ!
avatar

B-race

0
Ну на спортресорте не самые низкие цены.
Просто я смотрел цены на популярных, зарубежных интернет магазинах которые торгуют с Россией.
Шатуны Shimano ХТ стоят в районе 180 баксов а E Thirteen от 250. Так что E Thirteen всеравно значительно дороже.Конечно скидки и распродажи еще ни кто не отменял. ;]

Так мне кто расскажет как они из сингла в дабл переделываются? Там специальные звезды для дабла?
avatar

Cyberathlete

+8
малая звезда крепится прямо к большой, а не к шатуну.
avatar

Pafos

+1
Значит если захочешь замутить дабл то только с коплектом звезд от E Thirteen.
Понял.
avatar

Cyberathlete

0
А какой BCD у посадочных отверстий для малой звезды получается? Ведь если он соответствует одному из стандартов, например 64, то ставить можно любую соответствующую звезду.
avatar

conrad

0
мне казалось, что размер традиционный (для пары к 104), но надо проверить
avatar

Valilenk

+1
ну это как раз 64. Если так то они просто поступили мудро и не стали делать лишние дырки в шатунах, уменьшая их прочность. Правда большую звезду придется по любому родную использовать, которая снабжена посадочными местами для мелкой звездочки.
avatar

conrad

+4
Эмм… тут как-бы не совсем в кассу фраза про комплектацию. Все таки учтем, что бонки стоят несоизмеримо со звездами, а все озвученные инструменты входят в комплект только лишь потому что все узлы для которых они применяются в данной системе не соответствуют общим устоявшимся стандартам. Я не оспариваю их инновационность и правильность, а лишь констатирую факт, что все прочие выносные каретки имеют шлиц под съемник Hollowtech, который в настоящее время распространен не только в каретках и имеется вероятно у любого, кто занимается обслуживанием велосипеда. Бонки под Trox это тоже не сильно распространенная штука (небось еще и Trox там не T25 который применяется для крепления роторов), я по крайней мере в руках таких не держал еще. Так что можно принять что инструменты на цену комплекта не влияют.
avatar

conrad

0
T30 там. При попытке орудования ключем для роторов срывает грани.
avatar

skadi

0
В комплект входят и на цену не влияют. Видимо что бы сделать две звезды нужны материал, деньги и время, а что бы сделать инструменты нет)
avatar

B-race

0
их лепят силой мысли из атомов водорода.
avatar

AleksandrSimonov

+1
нет, xtr/x0 сильно легче, 525-530 грамм

я понимаю что разницы немного, но она все равно есть

плюс на x0 еще и сменный паук, что ооочень хорошо, т.к. www.mountainracingproducts.com/mrp/bling-ring/
avatar

thresh

+1
ну так e.13 и не конкурент им, они лучше и заметно дороже. Может быть e.13 дополнит линейку системой XCXr и тогда посмотрим, получилась ли альтернатива. Правда не уверен, что такая система появится.

Разница в весе там не супер большая:


Тройник e.13 xcx+ весит 730+91 (каретка) = 821 (с кареткой, 3 звездами, бонками), то есть разница 40 грамм и заметно различающийся прайс. У меня xtr стоит на эндурике, система приятная, но отдельно я бы ее не купил.
avatar

Valilenk

+2
Это XTR 2006 модельного года :) мне кажется, некорректно сравнивать — новые системы все же полегче, в районе 720 грамм, из-за отсутствия одной из звезд.

с остальным я не спорю, у меня абсолютно то же мнение.
avatar

thresh

0
вроде как раз корректно, в комменте же сравнивается с тройником e13, другое дело, что сами шатуны ХТЯ в современном исполнении могут быть легче тех старых.

СЗОТ: старые ХТЯ были нереально красивые, жаль что они до сих пор стоят бешеных (в моем понимании разумеется) денег.
avatar

conrad

0
По сравнению с турбиной она реально дешевая))
avatar

AleksandrSimonov

+6
крутая система, у меня стоит на 4х байке
avatar

Valya_Popov

+3
Новый вариант Е13 со звездой без паука очень легкий и жесткий.
Напишу как будет время про новую систему.
avatar

Vados

0
Т.е. они ее обновили?
avatar

B-race

0
да, есть очень интересная версия.
avatar

Vados

0
Не смог все осилить, а ось какого стандарта??? Под шимановскую или срамовскую каретку??? Или у е13 вообще свой стандарт?
avatar

AleksandrOzarenkov

0
Свой
avatar

racerx

0
спасибо за ответ, эх а был бы срамовский, то купил (((( пичаль
avatar

AleksandrOzarenkov

0
Все таки хочу купить сингловые шатуны 2011 года с чайника, есть ли у е13 каретка по стандарт press fit ( именно пресс фит, не путать с бб30)
avatar

AleksandrOzarenkov

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.