Новое железоSRAM переизобретают передний переключатель


Журналисты сайта bikerumor наткнулись на интересный патент Sram, который полностью переосмысливает передний переключатель.

Какая главная проблема переднего переключателя? Ну (кроме того, что он есть) — это необходимость стандартной передней трубы, на которую этот переключатель можно повесить. От неё частично отошли с использованием вместо зажима подседельной трубы специальных площадок для переднего переключателя. Но даже её не всегда можно установить на рамы со специфической компоновкой, вроде Specialized Sirrus 2023 с недавно запатентованным дизайном.


Кроме того, рама может играть под нагрузками, что вызывает перекос и не очень качественное переключение. И в Sram придумали как этого избежать — засунуть переключатель прямиком в ведущие звёзды! От тройника уже почти все отошли, так что взялись сразу за двойник. 

Очевидно, переключатель на ведущих звёздах не может быть «проводным,» никакие тросы от руля тянуть к нему не получится. Так что это беспроводное решение с моторчиком внутри. Этот моторчик приводит в движения два исполнительных механизма: пару лап для сброса цепи с большой звезды (320-й номер на рисунке слева) и пять зубьев для подъёма цепи на большую звезду с мелкой (270-й номер на рисунке слева). У самих звёзд есть несколько особенностей в конструкции: на каждой из них отсутствует по 1 зубу, а в большой звезде есть 4 дополнительных пропила под зубья подъёма цепи.


Разберёмся с повышением передачи с малой звезды на большую. Как было сказано выше — для этого есть специальные пять подвижных зубов. Двигаются они одновременно (ибо являются частью одной пластины) и имеют специфическую форму для каждого зуба. Самый «левый» на фото зуб заменяет собой недостающий в мелкой звезде зуб, а самый правый заменяет зуб на самой большой звезде.


Форма зубьев заставляет цепь «соскальзывать» по ним в сторону ведущей звезды.


Благодаря датчику внутри система знает в каком положении она находится относительно цепи и при переключении на большую звезду в нужный момент (когда нижний зуб с пластины не находится в зацеплении с цепью) пластина выдвигается в сторону мелкой звезды. Получается небольшая «лесенка» по которой цепь поднимается вверх. Позади пятого (верхнего) зуба есть специальная пластина (206 на рисунке ниже), которая предотвращает выпадение цепи за большую звезду и двигается вместе с зубьями. Так цепь оказывается на большой звезде.


Когда же вам нужно переключиться на звезду поменьше — в нужный момент (опять же, когда цепь не находится в зацеплении с зубом пластины) пластина с зубьями убирается (отъезжает в сторону шатунов), а в действие вступают две других пластины, которые находятся снаружи (212a и 212b). Пластины имеют специальную скошенную форму, которая помогает цепи соскальзывать с пластины в случае «наезжания» на неё (как у 212а), а также могут давить на цепь сбоку, толкая её в сторону мелкой звезды (как у 212b), прям как привычный нам передний переключатель.



Как вы наверняка уже заметили — такой тип переключения тратит на любой из циклов повышения/понижения полный оборот шатунов. В этом она проигрывает традиционному переключателю, у которого для смены передачи есть от 3 до 5 положений для переключения за оборот. Но такая система потенциально может выигрывать в аэродинамике и минимизирует ударные нагрузки при переключении. Здесь же встают вопросы износа звёзд и их замены, а также долговечности самой системы при её использовании в реальных условиях с грязью и влагой.
  • Поделиться
  • добавить в избранное
  • +74
  • Мнения
?
Неформальный чатик 26-го, например

Комментарии (20)

+25


avatar

SPY

0
Лёгкая?
avatar

pustota

+21
avatar

SPY

+4


avatar

lorinser

0
Сложно как-то всё очень… Не для массового потребителя.
avatar

77stalker77

-2
В современных велосипедах есть не менее сложные механизмы и электроника.
avatar

lorinser

+4
Безусловно, но там, где эта «сложность» оправданна удобством или ещё чем… Сейчас большинство тех, кто «в теме» уже довольно плотно подсели на одну звезду спереди, ну а кто продолжает катать на 26-х колёсах с «тройником» подобные железки не покупает.
avatar

77stalker77

-4
Возможно. Но у меня есть гипотеза, что за этим решением могут стоять какие-то более масштабные трансмиссионые перемены. То есть это не похоже на решение в вакууме, там должен быть какой-то роудмэм, устремлённый в сторону задней части велосипеда)
avatar

lorinser

+15
Большинство в Road, если что, и там 1х не очень популярен.
avatar

lokki

0
Большинство в Road, если что, и там 1х не очень популярен
Да, говорил про МТБ. Для шоссе, наверное, это может быть интересней. С другой стороны, дизайн шоссейных рам более «стандартизирован» (исключения типа упомянутого в статье «сирруса» — не в счёт) — обычно не возникает проблем, чтоб прикрепить классический передний переклюк, тем более, что в топ-сегменте они уже давно беспроводные.
там должен быть какой-то роудмэм
Не факт… Скорее, гиганты индустрии (не только в велосфере) скупают патенты/патентуют всякие «необычности» в расчёте на то, что рано или поздно что-то где-то «выстрелит»…
avatar

77stalker77

+25
Как диванному аналитику, мне больше нравится идея встроить планетарную втулку в кареточный узел, который позволит иметь две передачи. Тогда и в МТБ можно будет вернуть переключение спереди, чтобы более плавный диапазон иметь.

www.pinkbike.com/news/the-binary-gear-is-a-2-speed-bottom-bracket-gearbox.html
www.kickstarter.com/projects/magneticdays/binary-gear-the-innovative-drivetrain-by-magneticdays/description
avatar

reat

+11
Мне тоже такое больше нравится, только Гиганты типа Срама и Симы слишком гордые, чтобы купить патент на это. Лучше своим сотрудникам заплатиц за собственную херобуду, чем за изящество от другого.
avatar

GeraRuckus

0
Я думаю у Срам по наследству есть права на Хаммершмидт. Но он почему-то вымер. Вероятно из за веса?
avatar

pustota

0
Был сложный и дорогой, но с тех пор и AXS появился :)
avatar

reat

0
Ну живут же всякие ролофы/пинионы, и норм. Может быть как кастомное решение, хотя это и не на массовый рынов в таком случае.
avatar

reat

0
идея встроить планетарную втулку в кареточный узел, который позволит иметь две передачи
В «городском» сегменте это уже реализовано на Strida SD: https://strida.ru/catalog/?id=124 Переключение осуществляется лёгким ударом пятки по шатуну. Только, вот, как быть, если крутишь в контактах?)))) 
avatar

77stalker77

+21
Раньше я считал, что есть два инжинерных подхода к созданию механизмов:
1. Механизмы, которые сложно/долго изготавливать, но потом дёшево/быстро обслуживать.
2. Механизмы, которые быстро/дёшево изготавлвать, но сложно/долго обслуживать.
Теперь я вижу третий путь: Механизмы, которые долго/сложно изготавливать и долго/сложно обслуживать, но они тешат ЧСВ маркетологов.
avatar

50u15pec7a70r

+9
Ну вообще есть ещё третий путь — бескомпромисные ТТХ, ценой боли и страдания как при изготовлении, так и при эксплуатации. Первые турбомоторы тому хороший пример — да, дикие мощности без шансов у атмо их догнать, но надёжностью оно не пахло даже в гоночном исполнении, стоило как самолёт.
avatar

lokki

0
Это называется «Победа инженерной мысли над здравым смыслом и экономикой».
avatar

idimych

0
Интересно, что сложнее/тяжелее будет? Такая кракозябра или хаммершмидт с моторчиком по блютуфу?)
avatar

amstafff

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.