Блог компании Neutrino Components — Про длину шатунов
Тема правильной длины шатунов окружена различными мифами. Существуют шатуны длиной от 130 до 220мм. Я провел небольшое исследование разных точек зрения на этот вопрос. Личный опыт в статье отсутствует, только анализ мнений «экспертов» и производителей. Я постараюсь быть краток.
Основной миф
Миф гласит, что чем длиннее шатун, тем больше рычаг, на который вы давите и тем «мощнее» вы давите. Это не совсем так. Нужно рассматривать суммарную рычажность системы и так как у нас цепная передача, то изменение длины шатуна можно компенсировать изменением передачи. При этом изменится каденс. Например, увеличение длины шатуна со 170мм до 175мм равноценно уменьшению ведущей звезды с 34з до 33з.
На самом же деле длина шатунов оказывает влияние в первую очередь на углы сгибания суставов. И тут начинается шаманство, множество различных мнений. Все говорят, что длина шатунов очень важна, что ее надо подбирать как размер рамы и высоту седла. Но менять шатуны дорого.
Точки зрения
Ниже приведен график зависимости длины шатунов от роста для следующих вариантов:
1) Многие приводят цифру 9.5% от роста (так же есть вариант 9.7%)
2) 1.25 * внутренний шов (в см) + 65 — звучит логичнее т.к. при одном росте длина ног может быть разной. На графике назван Machine head (т.к. придумали это вроде как www.machinehead-software.co.uk), для среднего мужчины.
3) Specialites TA имеют свою точку зрения
4) Общепринятый стандарт.
Как видно, мнения заметно разнятся и не очень сходятся с тем, что ставят на велосипеды производители.
Ребята из bikedynamics.co.uk, у которых я взял эти графики, построили по своему опыту bike fitting свою хитрую формулу
Длина шатуна (мм) = -0.0123*x^2 + 4.8121*x — 293.8 где x = (внутренний шов + длина ноги до бедренного сустава) в см.
Как мы видим, рекомендуемая длина почти всегда меньше стандарта. При этом мнения Specialites TA, Machine head и BikeDynamics расходятся не так сильно.
Признаки не верной длины шатунов
На слишком большую длину шатунов может указывать:
1) Вы предпочитаете низкий каденс
2) Вы обычно первый, кто встает на педалях на подъеме
3) Боли в коленях, спине и пояснице (тут конечно могут быть и другие причины)
Слишком короткие шатуны:
1) Вы «закручиваетесь» на плоских участках или под гору
Выходит, что в общем случае стоит выбирать шатуны короче, чем принято. Однако есть авторы, которые приводят примеры успешных спортсменов, которые выбиваются из этих рекомендаций. Я при росте 180см всю жизнь ездил на 175мм шатунах, и проблем вроде не имел, но сейчас захотелось попробовать 170мм.
Мы же сделали новую партию наших систем. Напомню про их обзор: https://twentysix.ru/company/neutrino/blog/131152.html
Пока стандартных длин 165, 170 и 175мм, но мы можем сделать и другие, если будет спрос.
https://neutrinocomponents.com
https://vk.com/neutrino_components
https://www.instagram.com/neutrinocomponents
https://www.facebook.com/Neutrinocomp
-
добавить в избранное
1
- +164
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (101)
dirtyshiza
sp-p3
ilyamaksimov
понятное дело, что там 175ым чирканешь до ядра.
YakuT
fazer
ilyamaksimov
sp-p3
NeutrinoComponents
Belinsky
NeutrinoComponents
Belinsky
Strannick
schmel
Strannick
Простейшее объяснение, почему другой: при симметричной перестановке шипов расстояние между пятками не меняется, оно все еще определяется длиной шатунов и q-фактором.
Val
Strannick
Перемещение шипа вперед/назад — для баланса в работе мышц «стабилизаторов» и «активаторв». Генерация мощности при педалировании просходит в значительной мере большим пальцем, первым метадорсальным сутставом и пятым метадорсальным суставом. Смещение шипа дальше первого метадорсального сустава может иметь фатальные последствия для здоровья — оптимально размещение между первым и пятым суставами. Стиль катания будет определять распложение ближе/дальше от центра стопы — для ДХ будет более предпочтительным расположение ближе к центру стопы.
Поскольку вся генерируема мощность передается на ось педали, то расположением шипа можно пренебрегать при рассмотрении длины шатунов.
Существует ряд ограничений по подбору длины шатунов. Одним из них является диапазон подвижности стопы в голеностопном суставе в дорсальной и плантарных плоскостях. Это ограничение никак не учитывается при статическом подборе длины шатуна, по геометрическим размерам человека. Но так же существет определенная корреляция между длиной стопы, ростом и длиной шатунов
AnzorShuhov
ronin336
satruarc
bemmer
dirtyshiza
Неважно, какой длины у тебя шатуны. Камень все равно может быть выше.
RomanAkentev
ilyamaksimov
NeutrinoComponents
ilyamaksimov
mor
ilyamaksimov
Каденс — это обороты в минуту.
Длиннее шатуны — больше окружность по которой двигаются ноги/педали. Следовательно, ногам нужно больше скорости для преодоления более длинной окружности. А если скорость ног прежняя, то и каденс (обороты) падает.
schmel
NeutrinoComponents
При этом глупо ждать прироста в мощности, если ноги за педалями не успевают.
Но в целом оно все взаимосвязано, в этом суть и мы оба правы.
schmel
Обороты в минуту=мощность/(сила*плечо). Мощность мы считаем постоянной, при увеличении плеча обороты в минуту падают. Я искренне надеюсь, что вы не будете это оспаривать.
NeutrinoComponents
А если каденс выйдет из оптимальной зоны работы мышц, то и мощность упадет в итоге.
schmel
NeutrinoComponents
50u15pec7a70r
Обороты в минуту, как это ни странно, измеряются именно в оборотах в минуту :)
Jahtaka
Lyoho
Jahtaka
Strannick
ilyamaksimov
NeutrinoComponents
dli
NeutrinoComponents
patrekey
50u15pec7a70r
ilyamaksimov
50u15pec7a70r
AleksandrSimonov
ilyamaksimov
kuzlich
ilyamaksimov
AleksandrSimonov
ilyamaksimov
yolanda
B-race
Nunca
NeutrinoComponents
а так, да, тоже интересно!
Бочар, требуем хлеба и зрелищ!11 ну, хотя бы теории\истории
YakuT
У меня все.
B-race
kuzlich
YakuT
Jahtaka
ObninskDHI
agressor
YakuT
agressor
Длину оси педали можно увеличить от 20 до 30 мм используя проставки
AnzorShuhov
agressor
я не встречал больше 30мм, да и часто ставится только один, но это всё тема байкфиттинга и там много нюансов
AnzorShuhov
agressor
NeutrinoComponents
ilyamaksimov
а так, согласен, что когда чуть по-ближе педали — удобнее, особенно при ноуфуте или суисайде
YakuT
Прокатись на фетбайке (где каретка шире обычной на 30мм), потом вернись на нормальный байк. Поймешь сразу, что обычный байк педалится в два раза приятнее
SilentS
YakuT
agressor
не, серьёзно, шире — в стороны я ж думаю? так нагрузка на колени выше или не?
YakuT
ilyamaksimov
agressor
ilyamaksimov
agressor
YakuT
YakuT
ilyamaksimov
agressor
а руль, да, на 800 не могу ездить, хоть и рост и плечи нормальные вроде, 785-780 самое то, а шире — мотокросс уже какой-то
YakuT
agressor
были токены узкие, решил взял Оди (не помню модель, забываю все время), банни удобнее стало делать и как-то проще, из-за хвата удобного, мэнуал тоже стал удобнее, думал, что показалось — ан-нет, поэксперементировал с другими грипсами и байком, мелочь, а важная! сам держусь близко к барендам к краю руля
YakuT
schmel
agressor
Уже ноги — удобнее крутить. Посадка выше.
ПС. использовал оси разной длины.
sayrius
agressor
Nunca
YakuT
agressor
AnzorShuhov
И да, дх Маллеты, например, имеют более длинную ось и платформу. Хотя сейчас уже и Mallet E стали длинные оси ставить. А ведь изначально позиционировалось что узкий q-фактор лучше для эндуро-трасс.
sayrius
AnzorShuhov
RomanAkentev
AnzorShuhov
У всех формулизированных способов подбора есть один большой минус — они не учитывают индивидуальные особенности каждого человека. Но статистика такая наука, которая учит производителей работать со сферическими людьми, а людей адаптироваться и стремиться к форме шара.
AnzorShuhov
BokovAnton