Блог компании Neutrino ComponentsПро длину шатунов

Блог компании Neutrino Components: Про длину шатунов

Тема правильной длины шатунов окружена различными мифами. Существуют шатуны длиной от 130 до 220мм. Я провел небольшое исследование разных точек зрения на этот вопрос. Личный опыт в статье отсутствует, только анализ мнений «экспертов» и производителей. Я постараюсь быть краток.

Основной миф

Миф гласит, что чем длиннее шатун, тем больше рычаг, на который вы давите и тем «мощнее» вы давите. Это не совсем так. Нужно рассматривать суммарную рычажность системы и так как у нас цепная передача, то изменение длины шатуна можно компенсировать изменением передачи. При этом изменится каденс. Например, увеличение длины шатуна со 170мм до 175мм равноценно уменьшению ведущей звезды с 34з до 33з.

На самом же деле длина шатунов оказывает влияние в первую очередь на углы сгибания суставов. И тут начинается шаманство, множество различных мнений. Все говорят, что длина шатунов очень важна, что ее надо подбирать как размер рамы и высоту седла. Но менять шатуны дорого.

Точки зрения

Ниже приведен график зависимости длины шатунов от роста для следующих вариантов:
1) Многие приводят цифру 9.5% от роста (так же есть вариант 9.7%)
2) 1.25 * внутренний шов (в см) + 65 — звучит логичнее т.к. при одном росте длина ног может быть разной. На графике назван Machine head (т.к. придумали это вроде как www.machinehead-software.co.uk), для среднего мужчины.
3) Specialites TA имеют свою точку зрения
4) Общепринятый стандарт.

Блог компании Neutrino Components: Про длину шатунов

Как видно, мнения заметно разнятся и не очень сходятся с тем, что ставят на велосипеды производители.

Ребята из bikedynamics.co.uk, у которых я взял эти графики, построили по своему опыту bike fitting свою хитрую формулу
Длина шатуна (мм) = -0.0123*x^2 + 4.8121*x — 293.8 где x = (внутренний шов + длина ноги до бедренного сустава) в см.

Блог компании Neutrino Components: Про длину шатунов

Как мы видим, рекомендуемая длина почти всегда меньше стандарта. При этом мнения Specialites TA, Machine head и BikeDynamics расходятся не так сильно.

Признаки не верной длины шатунов

На слишком большую длину шатунов может указывать:
1) Вы предпочитаете низкий каденс
2) Вы обычно первый, кто встает на педалях на подъеме
3) Боли в коленях, спине и пояснице (тут конечно могут быть и другие причины)

Слишком короткие шатуны:
1) Вы «закручиваетесь» на плоских участках или под гору

Выходит, что в общем случае стоит выбирать шатуны короче, чем принято. Однако есть авторы, которые приводят примеры успешных спортсменов, которые выбиваются из этих рекомендаций. Я при росте 180см всю жизнь ездил на 175мм шатунах, и проблем вроде не имел, но сейчас захотелось попробовать 170мм.

Мы же сделали новую партию наших систем. Напомню про их обзор: https://twentysix.ru/company/neutrino/blog/131152.html
Пока стандартных длин 165, 170 и 175мм, но мы можем сделать и другие, если будет спрос.

https://neutrinocomponents.com
https://vk.com/neutrino_components
https://www.instagram.com/neutrinocomponents
https://www.facebook.com/Neutrinocomp

Комментарии (100)

+17
Интересненькое чтиво, спасибо.
Последний раз редактировалось
avatar

dirtyshiza

0
В DH есть еще момент с «клиренсом», стоит его учитывать)
У меня рост ~178, давно перешёл с 175 на 170 шатуны, мне понравилось.
avatar

sp-p3

+38
на пампе клиренс тоже важен
avatar

ilyamaksimov

+19
ну это лишь для амбассадоров
понятное дело, что там 175ым чирканешь до ядра.
avatar

YakuT

0
Только для Коны!
avatar

fazer

+29
это мы не знаем, михаил ковтанский другие бренды на пампе не тестировал еще
avatar

ilyamaksimov

0
Ну тогда можно пойти дальше и сказать, что на пампе низкий центр тяжести тоже решает, тогда длинные шатуны полезнее)
avatar

sp-p3

+7
Да, но это отдельная история, там крутить особо не надо. Кому нужны короткие шатуны обычно сами об этом знают.
Последний раз редактировалось
avatar

NeutrinoComponents

0
Как мы видим, рекомендуемая длина почти всегда меньше стандарта.
Потому что учитываются только антропометрические данные. В реальности шатуны «удлинняются» из за обуви и педалей; они отодвигают ось педали от стопы.
avatar

Belinsky

+17
Нет, толщина подошвы не имеет значения, она просто компенсируется длиной подседельного штыря, на углы сгибания суставов влияния не оказывает. 
avatar

NeutrinoComponents

+2
… Да, точно. Понял, где я промашку дал.
avatar

Belinsky

+3
Нет, не дал промашки. Есть разные рекомендации по установке шипа на ботинке. Контактный ботинок может сдвигаться паралллельно шатуну в диапазоне прримерно 15мм, судя по моему грязному ботинку c SPD-креплением, т.е. длина шатуна по факту надетых ботинок может сильно плавать даже в контактах. Но в случае одинаковой методики измерения результаты корректно сравнимы. Вот только я не вижу в формуле длины ласты катальца. И после борьбы с подошвенной невролгией меня не убедить, что этот параметр не имеет значения.
avatar

Strannick

+5
Это ты ногу на оси педали двигаешь, а не длину шатуна меняешь. 
avatar

schmel

+3
Конечно я ногу на оси педали двигаю и это меняет  длину плеча пятка — ось педали. Меняются углы и это оказывает влияние вплоть до нагрузок на позвоночник. И если в расчете учитывается эргономика, то где еще один параметр, говорю я. Одно дело сдвинуть шип к носку и другое — к пятке ботинка. Разбег в полтора сантиметра. Может мне нужен более или менее длинный шатун в зпависимости от типа педалирования и расположения шипа на ботинке.
Последний раз редактировалось
avatar

Strannick

+16
Положение шипа очень важно для посадки, это связанный, но все же другой вопрос.
Простейшее объяснение, почему другой: при симметричной перестановке шипов расстояние между пятками не меняется, оно все еще определяется длиной шатунов и q-фактором.
avatar

Valilenk

0
С точки зрения сравнения рекомендаций производителей между собой, ботинок и положиния шипа не имеют значения. Этих параметров просто нет в их формулах.
avatar

Strannick

+21
Перемещение шипа право/лево необходимо для адаптации к повороту стопы (пятки вместе или носки вместе). Также оно определяется углами в колене — ноги колесом или иксом… В идеале оба эти положения должны сохраняться и на педалях. В особо тяжелых случаях длину оси педали упеличивают до 30мм специальными переходниками.

Перемещение шипа вперед/назад — для баланса в работе мышц «стабилизаторов» и «активаторв». Генерация мощности при педалировании просходит в значительной мере большим пальцем, первым метадорсальным сутставом и пятым метадорсальным суставом. Смещение шипа дальше первого метадорсального сустава может иметь фатальные последствия для здоровья — оптимально размещение между первым и пятым суставами. Стиль катания будет определять распложение ближе/дальше от центра стопы — для ДХ будет более предпочтительным расположение ближе к центру стопы.

Поскольку вся генерируема мощность передается на ось педали, то расположением шипа можно пренебрегать при рассмотрении длины шатунов.

Существует ряд ограничений по подбору длины шатунов. Одним из них является диапазон подвижности стопы в голеностопном суставе в дорсальной и плантарных плоскостях. Это ограничение никак не учитывается при статическом подборе длины шатуна, по геометрическим размерам человека. Но так же существет определенная корреляция между длиной стопы, ростом и длиной шатунов 
avatar

AnzorShuhov

0
Так вроде бы ориентир- бугор основания большого пальца, это же третий сустав будет?
avatar

ronin336

+11
Длина шатунов на управлемость должна влиять, с корпуса подруливаешь тоже… по идее
Последний раз редактировалось
avatar

satruarc

+11
Это все максимально актуально для шоссе. Для МТБ шатуны всегда чуть длинее. ДХ/ФР не в счет — там клиренс важнее.
Последний раз редактировалось
avatar

bemmer

+16
ну че уж, везде клиренс важен — крутишь на гонке на АМ-байке, топишь за КОМ на домашних синглтреках на трейловом байке, штурмуешь техничный подъем на кантрийнике — прогрессивное катанеи в новых для себя местах ТААААК много нового открывает в катании…
avatar

dirtyshiza

+16
и тут же приходит на память картинка из темы Leatt с летящим Vados.
Неважно, какой длины у тебя шатуны. Камень все равно может быть выше.
avatar

RomanAkentev

+11
так и че, на 180 см надо 170-172,5 мм шатуны? нас всю жизнь обманывали?
avatar

ilyamaksimov

0
Многие считают, что так.
avatar

NeutrinoComponents

0
возможно в этом и правда что-то есть если переход на низкий каденс это длинные шатуны, замечаю за собой такое. Интересно почитать/поглядеть/послушать опыт перехода на короткие шатуны
avatar

ilyamaksimov

+1
Не понятно как каденс связан с длиной шатунов. Помимо личных предпочтений\привычек больше влияет выбранная передача на кассете ну и размер звезды спереди. 
avatar

mor

0
чем больше рычаг тем больше тяга и соответственно ниже каденс, то есть при одинаковой выдаваемой мощности на длинных шатунах каденс будет ниже
avatar

ilyamaksimov

+12
Не совсем так. 
Каденс — это обороты в минуту.
Длиннее шатуны — больше окружность по которой двигаются ноги/педали. Следовательно, ногам нужно больше скорости для преодоления более длинной окружности. А если скорость ног прежняя, то и каденс (обороты) падает.
Последний раз редактировалось
avatar

schmel

+15
Нет, предыдущий оратор прав. Собственно это и есть основной миф. Можно доказать разными путями. Например — с длинным шатуном педаль проходит за оборот больший путь, при одинаковом усилии при этом совершается бОльшая работа за оборот, по этому при той же мощности оборотов в минуту надо меньше. Или так — мощность это момент помноженный на каденс (автолюбители должны знать), с бОльшим рычагом при том же усилии момент больше, следовательно при той же мощности каденс ниже.
avatar

NeutrinoComponents

+14
Каденс — это обороты в минуту, а не мощность или что-то там еще.
При этом глупо ждать прироста в мощности, если ноги за педалями не успевают.
Но в целом оно все взаимосвязано, в этом суть и мы оба правы. 
Последний раз редактировалось
avatar

schmel

+6
Мощность=момент*обороты в минуту. Момент=сила*плечо (длина шатуна)
Обороты в минуту=мощность/(сила*плечо). Мощность мы считаем постоянной, при увеличении плеча обороты в минуту падают. Я искренне надеюсь, что вы не будете это оспаривать.
avatar

NeutrinoComponents

0
Так я и пишу, что каденс упадет если шатуны удлиннить, а ноги не ускорить.
А если каденс выйдет из оптимальной зоны работы мышц, то и мощность упадет в итоге.
avatar

schmel

+1
для поддержания каденса у нас есть передачи
avatar

NeutrinoComponents

-1
А что, так можно было?
avatar

50u15pec7a70r

+8
В формуле с оборотами в минуту у вас случилась рекурсия. Функция вызвала сама себя :)

Обороты в минуту, как это ни странно, измеряются именно в оборотах в минуту :)
avatar

Jahtaka

+7
Гц в СИ
avatar

Lyoho

-3
В системе СИ единица измерения угловой скорости есть «рад/с». Простите :))
Последний раз редактировалось
avatar

Jahtaka

+16
Это, скорее всего, шоссейники. Они рекомендуют иметь две длины шатунов и в начале сезона ставить покороче для вкатки. Не вижу резона им не верить. Они много хрящей стерли в суставах и порвали много связок. Но в МТБ, зачастую, народ так много не накатывает. Сразу всплывают в голове картинки жизнерадостных постов некоторых знакомых из Стравы, где дистанция поездки 5-7 км ))))
avatar

Strannick

-2
да я и сам по 10-20-30 за раз проезжаю)) больше редко когда
avatar

ilyamaksimov

0
Ну, по-моему это зависит не только от километража, но и от интенсивности катания. Для катания вокруг дома конечно плевать на длину шатунов. Но если катать какоенить эндуро, упарываясь в подъемы с набором 80м, и вваливать на трейлах по 1-3 минуты (это я про себя), то все-таки разница будет заметна.
Последний раз редактировалось
avatar

NeutrinoComponents

+9
Судя по графикам, иллюстрирующим «исследования» в природе людей выше 190 не наблюдается. Или нужно просто аппроксимировать дальше?
avatar

dli

+12
Да, можно просто экстраполировать.
avatar

NeutrinoComponents

+18
Отличная информация и красивый заход с рекламой новой партии. Ресрект, приятно читать:)
avatar

patrekey

0
А как же «Размер имеет значение»?
avatar

50u15pec7a70r

+34
шатуны должны быть такие?

avatar

ilyamaksimov

+44
Толщиной.
avatar

50u15pec7a70r

+14
Тебя зацепило, я смотрю

 
avatar

AleksandrSimonov

+14
комплексы
avatar

ilyamaksimov

0
ЗРК? У нас сейчас этого добра навалом…
avatar

kuzlich

+1
поменьше)
avatar

ilyamaksimov

+8
не ссы, она ж сказала, что на каждого найется своя укротительница
avatar

AleksandrSimonov

+9
теперь я спокоен
avatar

ilyamaksimov

0
И так шатуны делают с шагом в 5мм, этого всем достаточно.
avatar

yolanda

+1
Ну как сказать.
avatar

B-race

+25
Лучше расскажи как бмх-рейсеры подбирают длину шатунов
avatar

Nunca

+9
Точнее почему ушли от 180мм
avatar

NeutrinoComponents

+19
кое-что чиркали, видимо, но это не точно
а так, да, тоже интересно!
Бочар, требуем хлеба и зрелищ!11 ну, хотя бы теории\истории
avatar

YakuT

+9
175.
У меня все.
avatar

B-race

+27
В принципе не так страшно, главное же уметь пользоваться!
avatar

kuzlich

+18
ну там не сложно в целом то, вниз-вверх, вниз-вверх
avatar

YakuT

+24
risovach.ru6e0dfcf78fcf9829.jpg
avatar

Jahtaka

0
165мм при росте 190  в дх это плохо?
avatar

ObninskDHI

+16
Преступно
avatar

agressor

+16
186 и тоже на 165 катаюсь, вообще не парит, все равно езжу как бомжара, мне шатуны чуть больше не дадут возможности кататься лучше)
avatar

YakuT

+11
При росте ~186 всю жизнь катал на 175мм шатунах, пробовал катать на чужих байках со 165 и 170 — капец как неудобно. Я бы даже наверное перешел на 177,5мм или шатуны со вставкой позволяющей менять длину рычага до оси педали (как на современных дропаутах рам). Кроме того, меня всегда поражали у других отполированные тапками шатуны и в некоторых случаях перья рам, чего и близко у меня ни на одном байке не было, я бы хотел ставить ноги ещё шире (Ку-фактор?), но педали не бесконечных габаритов.
Последний раз редактировалось
avatar

agressor

+14
Отполированные шатуны и рамы это не совсем Q-factor чаще это поворот стопы пяткой внутрь.

Длину оси педали можно увеличить от 20 до 30 мм используя проставки
avatar

AnzorShuhov

+8
Что за проставки? С моей массой я не рискну
avatar

agressor

0


я не встречал больше 30мм, да и часто ставится только один, но это всё тема байкфиттинга и там много нюансов
avatar

AnzorShuhov

0
Стремная тема. Тем у кого гнулись и лопались оси педалей, выпадали резьбовые футорки из шатунов итп — не понять
avatar

agressor

+19
Вроде все считают, что чем у`же куфактор, тем лучше. Вроде ни у кого при ходьбе ноги не расставлены шире, чем на педалях.
avatar

NeutrinoComponents

+22
кроме ковбоев хаггис
avatar

ilyamaksimov

+6
некоторые пацаны из качалок не согласились бы с данным утверждением! (я про ноги при ходьбе)
а так, согласен, что когда чуть по-ближе педали — удобнее, особенно при ноуфуте или суисайде
avatar

YakuT

+4
Большй ку-фактор — это плохо. Не понимаю, какие плюсы это дает.
Прокатись на фетбайке (где каретка шире обычной на 30мм), потом вернись на нормальный байк. Поймешь сразу, что обычный байк педалится в два раза приятнее
avatar

SilentS

+7
плюс дает только один — СиДжей. Ну если кто понимает, о чем я
avatar

YakuT

0
Мне лень ехать куда-то чтоб специально закатнуть, в трипермаркете примерялся на каталожный китай — вроде норм, но естесно нормально не поездил. 
avatar

agressor

+15
зачем ноги шире? серить удобнее?)
не, серьёзно, шире — в стороны я ж думаю? так нагрузка на колени выше или не?
avatar

YakuT

+13
может он ковбой?
avatar

ilyamaksimov

+14
мушку спили
avatar

agressor

+7
не знаю как там в эндуро принято
avatar

ilyamaksimov

+8
сам хз, у мя дыха 
avatar

agressor

+15
нынче модно «дАхЭ», пацаны из Альметьевска жарогят так
avatar

YakuT

+15
ну говорю ж, хаггис!
avatar

YakuT

+14
блин я думал только я так называю О-ногих:) ковбой хаггис)
avatar

ilyamaksimov

+13
Да хз, субьективно всё влияет — ширина между тазобедренными суставами, кривизна коленных и так далее хз. Ну вот удобнее и всё. А руль я до 780 наверное укорочу, т.к. держусь не за края. 
avatar

agressor

0
просто аж до 177, думаю, может заморочки прям адские)
а руль, да, на 800 не могу ездить, хоть и рост и плечи нормальные вроде, 785-780 самое то, а шире — мотокросс уже какой-то
avatar

YakuT

0
Я поначалу ездил на узких грипсах, но потом перешел на широкие, и заметил, что до барэндов еще есть запас, хотя возможно тому виной необходимость тянуться до тормозных ручек. upd: ща померил, никуда я не тянусь
Последний раз редактировалось
avatar

agressor

+15
я как на широкие перешёл, так и открыл для себя новый мир)
были токены узкие, решил взял Оди (не помню модель, забываю все время), банни удобнее стало делать и как-то проще, из-за хвата удобного, мэнуал тоже стал удобнее, думал, что показалось — ан-нет, поэксперементировал с другими грипсами и байком, мелочь, а важная! сам держусь близко к барендам к краю руля
avatar

YakuT

0
Ну чо ты, сдвинь тормозные ручки к краям руля!
avatar

schmel

0
Зачем? ты невнимателен помоему
avatar

agressor

+9
Шире ноги — больше контроля, удобнее стоять.
Уже ноги — удобнее крутить. Посадка выше.

ПС. использовал оси разной длины.
avatar

sayrius

0
В горах шире не оч удобно камни цеплять, а из-за клиренса и в угоду универсальности давным-давно перешел на хаммершмидт и до сих пор ему верен. Его не бывает длинее 175мм
avatar

agressor

+26
а когда твой подвес в последний раз видел не асфальт, лет 7 назад?
avatar

Nunca

+18
уууу, видимо, это удар ниже пояса
avatar

YakuT

+3
Он очень быстро и гонощно стоит. Лучше чем эндуротурбодилдо, но это не точно
avatar

agressor

+21
Ширина каретки в ДХ исторически обусловлена использованием более широких покрышек и необходимостью увести цепь от покрышки, а не балансированием и контролем
avatar

AnzorShuhov

0
Причем тут каретка?
И да, дх Маллеты, например, имеют более длинную ось и платформу. Хотя сейчас уже и Mallet E стали длинные оси ставить. А ведь изначально позиционировалось что узкий q-фактор лучше для эндуро-трасс.
avatar

sayrius

+8
если параметр chainline для тебя не пустой звук ты и сам во всем разберешься
avatar

AnzorShuhov

0
Анзор, можно пояснений. Чейнлайн под какую работу должен быть? когда эндуро-велосипедист много и долго вверх ползет ±5мм  что-то решают, если цепь гуляет с края на край кассеты между подъемом и спуском?
avatar

RomanAkentev

+2
Даже имея 100500 передач крутить 90% времени все будут на одной передаче, вот её чейнлайн и определяет практически всё что касается ширины каретки и втулки 
avatar

AnzorShuhov

+17
Короткие шатуны дают выигрыш благодаря более короткой дуге по которой движется колено и благодаря большему углу между бедром и спиной в верхней мертвой точке педалирования.

У всех формулизированных способов подбора есть один большой минус — они не учитывают индивидуальные особенности каждого человека. Но статистика такая наука, которая учит производителей работать со сферическими людьми, а людей адаптироваться и стремиться к форме шара.
avatar

AnzorShuhov

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.