Блог компании СусанинО работе над геометрией рам



Многобукв о том, как мы разрабатываем геометрию рам. Первые человек двести, из тех кто подписаны на наш ТГ, помнят как создавалась первая трейловая рама. Как определялась концепция, подбирались референсы, менялись версии геометрии. Это было год назад, и тогда, если было желание, каждый мог активно учавствовать в процессе разработки. Сейчас можно вспомнить многие интересные моменты, часть из которых осталась за кадром.
Несколько дней назад, этот текст вышел в нашей группе ВК. Единственное отличие — там чуть больше кратинок.

Мир изменился
Я чувствую это, видя каталоги брендов. Теперь обвеска комплитов — такая позорная дрянь, что не стыдно говорить лишь о геометрии.
Ощущаю это, смотря ролики на Youtube. Блоггеры, понимая, что рассказы про отличную работу говнонавески — полный зашквар, начали говорить о важности геометрии. 
Многое, из того что было, ушло. Скоро не останется тех, кто помнит старые времена, когда мы покупали велосипед из-за классных железок, а рама, частенько, была лишь бесплатным довеском.

В начале был человек. Да, мы не делали просто раму, мы хотели понять, для кого делаем раму. Вообще, разработка продукта — история отдельная, об этом пока вкратце. 
Всех райдеров можно было бы разделить на несколько групп, отличающихся подходом к катанию: 

1)Люто наваливают
2)Катаются совершенно по разному, но больше без жести
3)Никуда не торопятся и, в целом, катают по лайту

Теоретически, всем этим ребятам, нужны разные рамы, с разными циферками. Но тут надо учитывать, что «сценарий катания», одного и того же человека, не остаётся неизменным, на протяжении времени. Весной ты катаешь по лайту, а осенью уже нормально так рубишься на серьёзных темах. 
Самый разумный подход, не фантазировать, и не строить из себя умного эксперта фреймбилдера, знающего, что хомякам нужно для счастья, а просто задать вопросы: «Как вы катаетесь сейчас? Что вам нравится, в ваших байках, а что нет? В каких локациях бываете чаще? Что планируете делать дальше?». И не только «потенциально заинтересованных в покупке», а вообще всех. И особенно тех, кто катается на велосипедах, похожих на те, которые мы решили делать.

Итак, допустим, мы более-менее разобрались в том, как будут кататься на наших рамах. Теперь надо изучить мировой опыт. Что там вообще делают интересного? Находим все трейловые хардтейлы из стали, думаем, решаем не мелочиться, и, заодно, находим все алюминиевые. Получаем табличку на 30+ моделей, со всеми цифрами геометрии, подробностями и особенностями. Смотрим на всё это, офигиваем от того, какие они все разные, начинаем разбираться.
В первую очередь, хорошо бы все данные как-то организовать. Разобраться, как производители позиционируют свои байки. На какие группы пользователей они рассчитаны. И вообще, есть ли у производителя это деление, или его единственный «универсальный солдат» призван закрыть все запросы клиентов. Хорошие примеры: Chromag и Ragley (RIP). У них несколько моделей стальных рам, каждая их которых закрывает свою нишу. На другой стороне, к примеру, Nukeproof (RIP). «У нас есть Scout. Scout едет збс!».
Проходит несколько дней, и уже начинает казаться, что мы почти разобрались. Выделили все определяющие параметры, отложили в сторонку те рамы, которые совсем далеки от нашей концепции, оставили те, которые похожи на то, что мы задумали.
А кстати, что мы задумали? Мы задумали сделать хардтейл, не для супер рубилова, но и не для «матрасить». Такой, что бы можно было приехать на любой локальный спот, и не ссать перед любыми темами. Конечно же, кроме тех, которые, будут убедительно требовать наличия задней подвески. Пред такими ссать можно, но потом всё равно ехать.
 
Продолжаем изучать те, что нам нравятся больше всего, и понимаем, что все они очень разные. Одинаковых нет вообще! Да, конечно, есть общие черты, но всё равно, они разные! В этот момент начинается тупняк, потому что совершенно непонятно, почему так. Казалось бы, идея такого велосипеда в целом достаточно проста, но когда видишь столько различий, понимаешь, что чего-то не понимаешь.
В тупняках проходит ещё некоторе время, и картина начинает по чуть-чуть раскрываться. Информация переваривается, начинаешь видеть картину в объёме, и в этот момент понимаешь офигенную тему — все производители локальны. Они все ориентированы на местную аудиторию, местные условия использования, местный рельеф. Заточны под споты, находящиеся рядом со штаб-квартирой бренда. Особенно ярко это проявляется у маленьких брендов, но даже у жирных парней, таких как Kona и Norco, в байках проявляются локальные фишки.

Условно, трейловые хардтейлы можно разделать на несколько групп: Канадская школа, Английская школа, Американская школа, и самая беспонтовая — Европейская.

Канадская школа: Норшор, Уистлер, Британская Колумбия. Уклонистые, нескоростные трассы, резкие повороты, куча камней, поваленных деревьев, вечная мокрота и деревянные мостки причудливых конфигураций. Одни из самых известных представителей — Chromag. Велосипеды с большой вилкой и высокой кареткой (-50мм) которая не цепляет перегибы шоров, нагромождения камней и огромные корни. Скоростных поворотов, как и больших трамплинов, здесь немного, за повышенной стабильностью они и не гонятся. Сюда можно отнести и такие глобальные бренды как Kona и Norco. Они, хоть и ориентированы на продажи по всему миру, но всё же, в их геометрии проявляется отпечаток канадской школы.

Chromag DOCTAHAWK. Кажется это самый радикальный представитель Канадской школы. Вилка до 170мм. Рулевая 62.5. Рич 522 в размере ХЛ. Заваленная назад подседельная труба. Каретка — самая высокая, их всех сравниваемых байков. Дроп всего -48мм. 

Английская школа: Мокрота, грязь, пологие холмы, скользкие повороты, трамплины на любой вкус. Английские рамы создаются для веселья и прыжков. Низкие, с короткоходными вилками (120-140мм), с супер низкими, до -80мм, каретками. Бренды: Pipedream, One-One, Stif, Bird. Сюда же почившие ныне Nukeproof и Ragley. Всё становится ясно, если посмотреть любое видео 50/01. Конечно, на камеру, парни катаются на спонсорских подвесах. Но судя по количеству небольших английских брендов, плотно занимающихся сталюгой, на островах такие хардтейлы весьма котируются.



Англичане выделяются самым большим дропом каретки среди всех байков, которые рассматривались в качестве референсов. Рекордный показатель -80мм у рам: Stif Squatch, Bird Forge, Nukeproof Scout. 

Американская школа. Американская школа как проявление американской мечты — «Каждый дро…т, как он хочет». Колыбель маунтинбайкинга, самая разнообразная, и местами, самая шизанутая. От откровенно скучных, до откровенно радикальных идей. Объяснить это не сложно. Америка — страна большая. Катаются там везде, а условия для катания — самые разные. Каждый локальный фреймбилдер делает рамы под свою местность и свою аудиторию.



Marin El Roy — один из самых радикальных серийных хардтейлов, вообще.

Даже такой, условно глобальный бренд, как Marin, родил совершенно выдающийся и радикальный El Roy. Не понимая, что этот байк выглядит так именно потому, что он «локальный», можно было бы и скопировать ненароком… В обоих размерах одинаковая высота рулевого стакана, и очень близкие по высоте подседедьные трубы 420 и 430мм. 

Ну а европейцы… интересного здесь мало. Серенькие и безидейные. Ни NS/Dartmoor, ни даже Commencal, не удивляют и, в целом, не привлекают. Их будто бы делали по остаточному принципу. Смотришь на них, и чувствуешь, как тебе намекают: «Ты должен купить двухподвес, но если нет денег, так уж и быть, пока возьми это».

И в этот момент, только поняв принцип локальность, проявляется единственно верный путь к разработке геометрии — делать байк под конкретные локальные условия. В нашем случае — под условно типичные российские споты. Под трейлы, которые мы здесь строим, под трамплины, которы не боимся прыгать. Под наш грунт, нашу погоду, наших райдеров. Только этот путь — правильный. А не призывы в стиле: «Да зачем думать! Просто скопируйте вот тот бренд-нейм, он же такой классный». 

Теперь ешё один интересный момент. Поняв принцип проектирования геометрии, хочется, что бы эта самая геометрия не устарела в момент выхода. Ведь мы все знаем, что в ней постоянно что-то меняется… И теперь, каким-то образом, надо связать условно «современную» геометрию, знание того, что геометрия локальна, и желание сделать что-то, что «эксперты» начнут хейтить не сразу.
Думаю все заметили, что за последние 10 лет, байки лишь удлинялись. Угол рулевой становился всё острее, а высота рам всё уменьшалась. И если мы говорим о «пилотажных» байках, то есть о тех, на которых не просто ездят по плоскачам, а на которых активно работают с центром тяжести, то что рамы становятся ниже — несомненный плюс. Но овер здоровый рич, как и супер заваленный угол рулевой… уже стали спорным явлением. Такие велосипеды круто едут по скоростным уклонистым трассам, но на закрученных трейлах, или коротких амплитудных трамплинах, не говоря уж о трансферных прыгах, становятся уж слишком неповоротливыми и унылыми. По сути, геометрия «longer, lower, slacker» хорошо работает только в больших горах, но плохо подходит для маленьких локальных спотов, где, собственно говоря, мы и катаемся 90% всего времени.
 


Kona Honzo ESD. Одна из неочевидных фишек принципа «longer, lower, slacker» — райдер, катающийся на таком байке, должен быть очень гибким. Длинный велосипед, с относительно низкой передней частью, требует хорошей растяжки, особенно когда едешь по уклонистому трейлу. Казалось бы, чего здесь такого? Но много ли ваших друзей, воинов выходного дня, могут похвастаться хорошей растяжкой?

И несмотря на то, что эти тезисы звучат очень логично, просто взять, и заявить, ну например здесь, на Twentysix, что мы сделали новую раму с условно коротким ричем и условно тупой рулевой, равнялось бы выстрелу себе в голову)))
Слава богу, осенью прошлого года, буквально за две недели, до начала разработки нашей рамы, на Розовом Велосипеде вышла статья Майка Казимира, о его новой Meta SX, где он рассуждал о том, что было сказано выше, и подсвечивал новые решения, к которым приходят некоторые прогрессивные бренды. Таблица с референсами тогда ещё чутка подросла…

ВК Сусанин: https://vk.com/susaninbikes
ТГ Сусанин: https://t.me/susaninbikes
  • Поделиться
  • добавить в избранное
  • +9
  • Мнения

Комментарии (12)

0
Интересно и познавательно!

А что это за новое слово такое — "воЙнов" выходного дня?
avatar

Russkiy_Levsha

+8
weekend warriors — любители поотжигать на выходных, работающие на неделе
avatar

raskladnoy

+10
Претензия была не к понятию, а к написанию «й» в слове воинов. Редукция гласных и вот это вот всё. Для СПб такое смертный грех просто. Особенно в постах про мтб. )
avatar

amstafff

0
тогда ты забыл "-" перед смертным грехом
avatar

raskladnoy

+13
А я из Карелии, здесь даже говорить можно с ударением не тама))
avatar

amstafff

0
Исправил. Спасибо)
avatar

bambr

0
Kona Honzo ESD. Одна из неочевидных фишек принципа «longer, lower, slacker» — райдер, катающийся на таком байке, должен быть очень гибким. Длинный велосипед, с относительно низкой передней частью, требует хорошей растяжки, особенно когда едешь по уклонистому трейлу. Казалось бы, чего здесь такого? Но много ли ваших друзей, войнов выходного дня, могут похвастаться хорошей растяжкой?


погоди, руль с подъёмом, вилка 150мм, каретка опущена, что только увеличивает стэк… где он требует растяжки?
у него стэк 643мм в Л — это даже выше, чем у specialized stumpjumper в размере S4 (типа аналогичный по назначению велосипед от крупнейшего производителя)

дополню: да, у двухподвеса сэг с двух сторон, конечно, так что в динамике будут отличия от хардтейла, но блин

свечку не держал, но всегда был уверен, что в «лонгер, ловер, слакер» — ловер про высоту каретки, а не про высоту руля
Последний раз редактировалось
avatar

raskladnoy

0
Стакан Коны довольно низкий. На фоне нынешних тенденций, когда высота стакана уже стремится к 120мм в М и 140+ у больших размеров. Ну а руль, вилка, это уже особенность сборок. Я же только о рамах рассуждаю.
Последний раз редактировалось
avatar

bambr

+1
но высота посадки определяется же не только высотой рулевой трубы. длина вилки, высота каретки, руль... 
просто ты говоришь, что байк со стэком около 640мм под руль с подъёмом потребует гибкости, которой, якобы, нет у викенд вориорров. 
как люди на кросс-кантрийных байках катаются, наверное после операции по удалению рёбер
avatar

raskladnoy

0
сравним ростовки Л той же коны с упомянутыми выше хромагом и мариной

стэк у коны в Л 643мм, у Хромага 647мм (при том, что он под 170мм вилку), у Марина 645мм

ну, так то ты прав, конечно, на 2-4мм посадка ниже на Коне, но это меньше толщины 5мм колечка.

а с учётом большего сэга 170мм вилки, хромаг в динамике запросто может оказаться ниже коны. 
зато марин действительно будет выше — он на 140мм вилке, у него меньше сэг.
Последний раз редактировалось
avatar

raskladnoy

0
ай, что-то я разошёлся.

короч. я понимаю желание сделать высоту стакана повыше для велосипеда для спусков. 
извините за бедлам с кучей комментариев
Последний раз редактировалось
avatar

raskladnoy

+3
Англичане выделяются самым большим дропом каретки среди всех байков, которые рассматривались в качестве референсов. Рекордный показатель -80мм у рам: Stif Squatch, Bird Forge, Nukeproof Scout. 

Это у каких скаутов BB drop 80мм? В последнем поколении было 50 у 275го и 70 у 290го. И насколько я помню, так со второго поколения.
UPD и про «европейскую школу» как-то странно написано
Последний раз редактировалось
avatar

SergeiZ

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.