Trade Star — Orbea Oiz 2015 - оружие победы Кэтрин Пендрел
На завершившемся пару дней назад чемпионате мира в Норвегии в женской гонке кросс-кантри не шла борьба за сотые доли секунды, как это получилось в даунхилле. Кэтрин Педрел из Канады «привезла» ближайшей преследовательнице 21 секунду. Обидно, с одной стороны, что второй осталась не кто-нибудь, а наша Ирина Калентьева. Но сдругой стороны, такой разрыв не следствие случайности или везения (Пендрел не особенно-то и везло: на последнем круге канадка пробила колесо, но сохранила лидерство). Победа закономерная, и это отличный повод присмотреться пристальнее к байку новоиспеченной чемпионки.
Модель Orbea Oiz впервые появилась на гонках под спортсменками женской команды Luna Chix в
2012 году, и тогда это был 26-дюймовый двухподвес. С самого начала модель делалась как
максимально эффективная, легкая и быстрая – оружие для победы на Кубке Мира. И это
сработало, принеся верхнюю ступеньку подиума Кэтрин Пендрел в Монт-Сент-Эн. Неделей позже
успех был повторен в Виндхэме.
Но уже тогда на арене кросс-кантри доминировали найнеры. Сейчас они полностью захватили эту
нишу, оставив лишь небольшую часть для колес 27,5’’ и вытеснив 26-дюймовые байки в категорию
бюджетных. Поэтому Oiz решено было обновить, использовав преимущества обоих вариантов
больших колес. Вариант 27,5” предлагается в размерах S/M/L, а найнер — M/L/XL.
Дух байка остался прежним, но под новые колеса пришлось вносить коррективы. Ход подвески
остался 95 мм. Такая цифра была умышленно выбрана, чтобы устранить все сомнения
относительно предназначения велосипеда и пресечь попытки экспериментов с вилками ходом
более 100 мм.
Создание байка сразу для двух размеров колес преследует цель дать гонщикам удобство. Когда
найнеры появились, высота стэка рам разительно увеличилась, что заставило многих гощиков
использовать выносы с отрицательным подъемом, ставить вилки меньшего хода и т.п., особенно
на байках небольших ростовок. Такие изощрения, конечно, не прибавляют байку управляемости и
эффективности. Поэтому Орбея в малых ростовках предлагает колеса 27,5”, чтобы райдеры
небольшого роста ощутили преимущества больших колес, не испытывая неудобств с геометрией.
Стэк на рамах Oiz получился одним из самых низких среди одноклассников. Стек и рич,
соответственно, растут пропорционально увеличению ростовки байка. Таким образом, рамы
одинаково хорошо подойдут гонщикам от 160 до 195 см. При этом, длина рич аналогична оной на
хардтейлах Alma, а перья при этом всего на 4 мм длиннее. Это означает, что при переходе с
хардтейла на подвес и обратно под разные гонки не потребуется долгого привыкания.
Длина перьев для 27,5” осталась такой же, как была на 26 – 425 мм, а на найнерах – 440 мм. Сами
по себе цифры очень неплохие, особенно учитывая, что рамы рассчитаны на использование 2 или
3 звезд спереди, что требует большего пространства, чем одна звезда.
Оiz предлагаются исключительно в карбоновом варианте. Передний треугольник сделан по
технологии монокок, волокна карбона сплошные по всей раме – никаких сочленений труб,
добавляющих веса и снижающих прочность.
Задний треугольник не имеет шарнира возле задней оси. Такая технология получила название
UFO (U-Flexion by Orbea). Орбея экспериментровали с этой технологией еще с 2006 года, когда
использовались треугольники с гибкими элементами, вообще без ширниров, имевшие ход 80 мм.
Но когда ход стал 95 мм, пришлось все же сделать шарнир возле каретки, оставив гибкими только
верхние перья. Их изгиб составляет 7 мм, и был протестирован даже с подвеской ходом 120 мм,
так что на меньшем ходе подвески проблемы исключены, за что производитель ручается, давая
на рамы пожизненную гарантию.
Линк подвески также из карбона. Сделать деталь такого размера полностью карбоновой
непросто, но алюминий бы добавил лишних 40-50 граммов. Таким образом, экономить не стали, и
карбоновый линк был создан, но испытания показали, что наработка 75-80 тыс. циклов выведет
его из строя. Поэтому была добавлена стальная шпилька-стяжка, диаметром не толще обычной
спицы. Добавив всего 4 грамма, это микро-деталь позволила линку выдержать любые
усталостные тесты.
Прямая проводка тросов (DCR) позволяет использовать меньше рубашки, что экономит вес и
делает переключение более плавным. Заявляется, что за счет проводки троса трение снижено на
25%. Внутри рамы трос идет не в полноразмерной рубашке, а в тонкой трубочке. Выход троса
заднего переключателя расположен таким образом, чтобы не мешать установке новых передних
переключателей Shimano Side Sweep. Внутри пера трос тоже проложен в тонкой трубочке.
Рамы предлагаются в двух версиях, из топового высокомодульного карбона OMR (Race) или из
чуть менее жесткого OMP (Performance). При этом жесткоcть рам одинаковая, но OMP имеет вес
на 200 граммов больше. Рамы OMR заявлены весом 1650 гр. в ростовке М для 27,5’’ и 1700 гр. для
29” – весьма достойный показатель.
Прогрессия подвески Oiz сбалансирована так, чтобы отрабатывать на полный ход и при этом не
ощущаться слишком мягкой. Orbea рекомендует сэг 15%, при этом рычажность подвески
прогрессивна на первых 75 мм хода и регрессивна на последних 20. Идея состоит в том, чтобы
создать для гонщиков стабильную платформу на всем протяжении хода и предотвратить жесткие
пробои, для этого как раз рычажность слегка снижена в конце хода: она все еще остается в рамках
гоночных значений 2,6:1 – 2,5:1, но позволяет подвеске отработать на весь ход на крупных
препятствиях.
Расположение главного шарнира подвески разнится для разных размеров рам, на найнерах оно
на 2 мм ниже, чтобы нивелировать влияние педалирования на подвеску на типичных
передаточных соотношениях трансмиссии (замечено, например, что на найнерах обычно
используется на 1-2 звезды сзади больше для поддержания нормального каденса).
Анти-скват на Oiz настроен на работу преимущественно на легких передачах, используемых при
подъемах. Особенно ощутимо жестче байк будет при использовании малой звезды спереди.
Рамы готовы к использованию как с механической, так и с электронной трансмиссией. Также
совместимы с новейшим передним переключателем Side Swing XTR и обычными direct-mount
переключателями.
Другие характеристики рамы: кареточный узел Pressfit BB92, конический стакан, штырь 31.6 мм и
эксцентрик на заднем колесе. Для гонок эксцентрики, по мнению Orbea, все еще наилучшее
решение, сочетающее легкий вес и быстроту монтажа. Рамы LTD, Team и M10 изготавливаются из
топового OMR карбона, остальные – из OMP карбона. В продаже будут как комплиты, так и рамы
отдельно.
С полными спецификациями можно ознакомиться на сайте производителя.
Оригинал статьи
-
добавить в избранное
- +37
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (72)
ilyamaksimov
boogie
Feanor
im66
boogie
im66
grizzlik
im66
twitter_260798880
Я вот не ощущал разницы на 26" Фоксах 100 мм. При том, что ездил не по московскому плоскачу. А вот на найнере в тех же самых местах наличие оси почуствовалось сразу.
im66
А вообще даже Кадейл обновил свой хардтейл и там по-прежнему эксцентрик.
iGordienko
im66
racerx
im66
racerx
AntonChehov
Про жесткость не знаю, но в поворотах задний треугольник флексует и диск цепляет колодки, думаю особенности рамы, возможно заложенные при проектировании и не уверен, что ось в моём случае добавила бы жёскости, но потерять колесо или повредить дропы тоже было бы не приятно, особенно не в 2х метрах от дома/дачи.
В моём случае ось была бы интереснее, в случае с КК велосипедом из поста — решение спорное, но, возможно, оправданное.
pustota
ilyamaksimov
boogie
raskladnoy
grizzlik
im66
im66
boogie
im66
boogie
im66
Решение делать несколько вариантов колес кмк тоже правильное. Уж больно несуразно смотрятся миниатюрные гонщицы/ки на найнерах. Посмотрите на ту же Ирину.
Немного оффтопа — таки качалась подвеска или нет на гонке?)
racerx
boogie
Вообще, хорошо получается. Абсалон ушел, так Пендрел Орбее золотые медали приносит.
racerx
im66
Feanor
im66
boogie
im66
Подвес можно сделать хардтейлом, с помощью блокировок, а вот хардтейл уже подвесом не сделаешь.
Feanor
im66
iGordienko
im66
iGordienko
im66
iGordienko
im66
iGordienko
im66
im66
im66
racerx
im66
AleksandrOzarenkov
boogie
10.5 весит мой хардтэйл для КК на люминивой раме 2000ного года и с марзоччи в 1.9 кг, из карбона только пара деталей, остальное «я его слепила из того, что было»
mitcos
По моему глядет новая волна холоваров. Только теперь не 26 vs 29, а хардтейл vs подвес.
Из за сложности трас на топовом уровне, все больше и больше топовых гонцов выбирают подвесы.
Новые амортизаторы и системы блокировки все лучше борются с раскачкой и другими недостатками.
Нынешний ЧМ однозначный триумф подвесов: оба золота — подвесы, четверо из шести призеров — подвесы, 7! человек из мужского топ10 — подвесы!
IvanNesektin
im66
Это справедливо к комплектующим (Шуртер не поедет на шимано), но не к типу байка. По ходу сезона Шуртер, МакКонел и другие товарищи неоднократно пересаживались с харда на подвес и обратно в зависимости от трассы. Абсалон опять же впервые пробовал найнер во Франции на последнем этапе КМ, но гонку в итоге ехал на харде.
Тем не менее именно элитные спотсмены создают имидж тех или иных компонентов.
Вспоминая появление 29 колес, так же говорили.
У них трассы жесткие им это решает, а «для локальных 1-1,5 часовых гонок 26 за глаза хватает».
Прошла пара лет и кому нужны верхние 26?
Если весь топ едет на 29 зачем сферическому покупалелю в вакууме брать 26?
Если весь топ поедет на подвесах которые с чудо амортами не качаются и едут вверх как хардтейлы зачем сферическому покупалелю в вакууме брать хард?
IvanNesektin
ilyamaksimov
Yue
ilyamaksimov
встречный вопрос где разница в полтора?
IvanNesektin
www.specialized.com/us/en/bikes/mountain/epic/sworks-epic-29
Разница 30%
www.velomarket-cska.ru/catalogue/?id=12942
www.velomarket-cska.ru/catalogue/?id=12950
Разница 26%
ilyamaksimov
хотя у офф диллеров в россии на спеши цены так же в районе 10% (14 год)
www.alienbike.ru/product/10029340?filter=41678&filter_groups=39605
www.alienbike.ru/product/10029333?filter=41678&filter_groups=39605
з.ы.: У БМС действительно выходит довольно большая разница.
Неверно заранее морально готовят целевую аудиторию :)
IvanNesektin
ilyamaksimov
тем более если идет сравнение великого эпика с жалким стампи:)
IvanNesektin
В любом случае для производителей подвесы хороший способ еще немного подзаработать
ilyamaksimov
Отсюда мы имеем малый ход подвески, сэг 15%, блокировку аморта, самую простую систему подвески, не требующую лишних линков, эксцентрик — всё сделано чтобы создать максимально лёгкий байк с высокой эффективностью педалирования.
Недостатки однорычажки при небольшом ходе не так принципиальны, как и отсутствие оси, т.к. гонцы не отличаются избыточным весом, а лишние 70-80 грамм на раме пойдут в минус.
Далее, то что 29 в кантри катит лучше 26, я убедился лично, и это не маркетинг.
То, что подвес катит лучше хт на «жестких» трассах, тоже истина.
У профиков есть возможность выбирать тип байка перед гонкой. Абсалон весь кубок проехал на хт, но на чемпионат выбрал подвес.
Вот что он сам говорит по этому поводу — www.youtube.com/watch?v=SmoKHXpFVIY
В Топе10 ЧМ на подвесах было 8 человек (а не 7) и 4 из них на ВМС fourstroke!
Сам катаю на таком байке, это ракета!
Считаю, что для простых любителей погонятся, подвес будет более подходящим и универсальным выбором, особенно если участвовать в марафонах. Я неоднократно отмечал насколько мне проще валить на подвесе по всяким корням, колдобинам, ямкам и обходить гонцов на хардтейлах, а при весе моего подвеса в 9.800 он вполне конкурентно способен и на апхилах, даже если валить стоя.
Вобщем, чем длительнее гонка или чем «жестче» трасса (последние тенденции), тем выбор подвеса становятся очевиднее.
DocG
im66
boogie
im66
boogie
im66
boogie
выходит на хардах только пенсионер консерватор — хермида и фонтана (отчести мб маркетинг, так как у них только два гонца и два байка)
IvanNesektin