Блог им. befaster_ruКросс-кантри за колючей проволокой


Этому интервью уже целый год. Сразу же после чемпионата Снежинска 2010, под впечатлением от увиденного я взял интервью у Александра Тищенко – главного локомотива велоспорта в закрытом городе.
За год уже многое успело поменяться. Александр закономерно занял должность председателя городской федерации велоспорта. Но неизменными остались люди и непередаваемый «дух клубного движения».

Все мы являемся свидетелями неоднозначных тенденций, протекающих не только в велоспорте, но и в российском спорте в целом. Все меньше и меньше молодых специалистов приходят работать в детские спортшколы. Средний возраст педагогического состава любой ДСШ уверенно переваливает за 50 лет. Но цель этой статьи не в поиске причинно-следственных связей и разоблачении очевидных пороков системы российского спорта.
Мне хотелось бы представить вам поистине уникальное явление, детский велоклуб «Крылья», базирующийся в г. Снежинске Челябинской области. Далее вашему вниманию предлагается интервью с его руководителем — Александром Тищенко.

-Саша, начну с традиционного — расскажи немного о себе и том как ты сел на велосипед?
-Родился и вырос в Снежинске (Челябинск 70). До велоспорта пытался заниматься плаванием и дзю-до, но безуспешно. Не было никакой мотивации (просто маленький ещё был, а в 127 школе слегка давили на нас, чтобы мы в какую-нибудь секцию ходили).
Примерно в 12 лет (1987 год) пришёл в велосекцию. Мой друг и одноклассник, Кузнецов Константин, уже примерно год к тому времени занимался.
Тогда у нас в городе работал профессиональный тренер, Печёрских Андрей Григорьевич, родом он из Озёрска (в 1993 туда и вернулся), а учился он в Смоленске. Ему было около 30 лет, он целиком отдавался своей работе, для пацанов, безусловно, был неформальным лидером и мы ему «в рот заглядывали». На моё развитие, как человека, мужчины (спортсмена, само собой) он оказал влияние большее, чем даже родители.


-И как строилась работа в те времена?
-Занимались исключительно шоссе и велокроссом. Работа профессионального тренера принесла свои плоды: впервые велогонщики из Снежинска стали заметны на региональном уровне. Победы и призовые места на первенствах и чемпионатах Челябинска и области в разных возрастных группах (кроме женщин, не было их у нас никогда) и в разных гонках (парные, командные, критериумы, с разделками сложнее). 7...8 человек доросли до КМС (Сырцов Александр потом даже стал МС). Вот в такой среде я тренировался. Мне было присвоено звание КМС, неоднократно побеждал в шоссейных и кроссовых гонках в Челябинске. Лучше давался велокросс (особенно на трассах, где приходилось бегать), был неплохим командным и парным гонщиком. Финишировать хорошо мог только в гору. Индивидуальная гонка — это очень серьёзная работа мозга, мне за всё время удалось только пару раз проехать разделку с полной отдачей. Несколько раз выезжали на соревнования Российского уровня (Орск, Абакан). Так, где-то в серединке, иногда чуть ближе к лидерам.

-А как складывалась твоя жизнь и жизнь Снежинского велоспорта в «лихие 90-ые»?
-Ещё до окончания школы пришлось завязать с серьёзными гонками (проблемы со здоровьем — больная печень). После школы учился в Санкт-Петербурге в институте точной механики и оптики. По окончании института в 1998 году вернулся в Снежинск уже с женой и сыном. Поступил на работу в РФЯЦ-ВНИИТФ сначала был инженером исследователем, теперь начальник группы в лаборатории лазерных исследований.
Вернувшись в Снежинск нашёл некоторых своих старых знакомых всё ещё на колёсах, но секция, которая ещё при мне стала велоклубом «Крылья», осталась без тренера. Направление шоссейных гонок исчезло полностью. Помещение в подвале 40 лет Октября 4 стало уже клубом по месту жительства, велосипедное направление приходило там в упадок.
Однако, в городе стали появляться горные велосипеды и Осипов Анатолий Николаевич вел велосекцию при школе 123, где работал учителем труда. Основное направление деятельности-велотуризм и велотуристское многоборье. Он даже слёт юных велотуристов России в 1999 году в Снежинске провёл (на всю жизнь запомнил «поддержку» местных спортивных властей).
Я и двое моих старших (1965 г.р. и 1952 г.р.) друзей занялись коммерческим велотуризмом. Разработали маршруты по Уралу и Черноморскому побережью. Начали возить группы на велосипедах типа старт-шоссе с туристическими колёсами. Назревал переход на маунтинбайк, но денег на необходимое количество велосипедов не хватало, а развиваться хотелось. Тут подвернулась возможность устроится на должность педагога дополнительного образования в детско-юношеский центр физ. подготовки в помещение велоклуба и заниматься велосипедным направлением. Мои компаньоны решили, что это будет полезно со всех точек зрения (помещение и велосипеды для коммерческого велотуризма, сохранение велосипедного направления в помещении велоклуба, развитие велодвижения в Снежинске, ну и социально-ориентированные цели тоже). Так я и стал пед.допом в велоклубе. Моим друзьям удалось через депутатов последние оффшорные деньги Снежинска спустить на велосипеды:10 GT Palomar 2000 года выпуска. С этого началась новейшая история «Крыльев» уже под моим руководством.


-А что за зверь такой — «Крылья»?
-Всё начиналось приблизительно в 1975 году, когда я только родился. Тогда группа энтузиастов езды на велосипеде решила организовать городскую федерацию велоспорта и открыть велосекцию для работы с детьми. Они нашли поддержку у городской комсомольской организации, которая способствовала в выделении подвала жилого дома по адресу 40лет Октября, д. 4, и стройматериалов для ремонта. Эти самоотверженные люди после работы изо дна в день работали в подвале, и наконец отремонтировали подвал. и открыли велосекцию. В помещении был спортзал, мастерская, хранилище велосипедов, раздевалка, кабинет (или тренерская), туалет, душ.
Тогда пытались развивать шоссейные велогонки и велотуризм. Тренировались, как могли, ездили на соревнования и проводили свои. Ездили в велопоходы по всей стране, проводили велопробеги (типа Челябинск70 — Арзамас16 и т.п.) некоторые из отцов- основателей до сих пор активно ездят на велосипедах (не только по городу и до работы, но и в велопоходы выезжают). Например, Романов Юрий Олегович.


-А спортивное направление?
-Приблизительно в 1985 году в город удалось заманить молодого профессионального тренера по велоспорту. Тренировки приобрели регулярный и осмысленный характер. Через некоторое время пошли результаты. В области научились внятно произносить название команды СКиЧ, медали чемпионатов и первенств Челябинска и области стали уезжать за колючку, появились кандидаты в мастера спорта. В федерации стали сформировываться отдельные направления: велогонки и велотуризм (+ качки в спортзале).
В 1993 году тренер уехал из города и шоссейные велогонки очень быстро закончились (+ это же лихие 90-ые). Остался только велотуризм, который вскоре стал только региональным (без дальних выездов).
Помещение велосекции, которая в 1991 году получила статус велоклуба «Крылья», стало клубом по месту жительства. Велосипедное направление стало приходить в упадок.
Параллельно Осипов Анатолий Николаевич вёл секцию велотуризма и велотуристского многоборья при школе №123. Выезжали на слёты юных велотуристов России, провёл такой слёт в Снежинске в 1999 году.


-То есть у вас в какой то момент действовало аж два клуба?
-Итак, 2000 год… В городе действуют аж две велосекции: у меня в клубе «Крылья» (при детско-юношеском центре физ. подготовки) и у Осипова А.Н. при 123 школе. Оба официально приняты на работу, так что «на общественных началах» — это слегка натянуто: есть зарплата, правда её размер...)))(например, сейчас за 0,33 ставки — 6 часов практических занятий — оклад 1386 руб + 30% региональная надбавка). В это время сын Николаича, Кирилл, закончил школу, и через пару… тройку лет Николаич уже не ведёт отдельную секцию (руководство школы потеряло интерес к этому, а Осипову надоело постоянно его мотивировать). Плюс к этому Осипов А.Н. занялся продажей и гарантийным обслуживанием велосипедов под крылом одного местного предпринимателя, т.е. и времени стало не хватать. Велосекция осталась только в велоклубе, но Николаич -председатель федерации велоспорта и никогда не отказывается помочь с проведением мероприятий, регулярно приглашает детей на выездные соревнования по технике велотуризма (г.Заречный, с. Глинское и др.)
Коммерческий велотуризм оказался низкорентабельным предприятием: очень много подготовительной работы, работы на маршруте, а цены надо держать ниже «матрасных» путёвок, иначе народ потеряет интерес. Худо-бедно провозили группы до 2006 года (Чёрное море, Урал, ближние походы выходного дня). Экономя на зарплате инструкторам (самим себе), смогли купить несколько велосипедов (чтобы не брать клубные) и снаряжение (спальники, платки, багажники, баулы и пр.) Потом надоело ездить одними и теми же дорогами, стали выезжать на новые маршруты (Крым, Алтай, Приэльбрусье) и брать с собой только подготовленных людей, а деньгами сбрасывались на равных. Я в этом уже не участвую — затянула основная клубная работа, и если честно, не очень люблю из дома надолго уезжать.


-А какая работа ведется в велоклубе в данный момент?
-Сейчас основное направление — это детская группа.
По списку всегда от 15 до 17 человек. Регулярно из тех, кто есть в списке, ходит человек 10-12, но зато приходят и люди, которые не могут быть в списке по возрасту.
Серьёзно называть свои занятия тренировками язык не поворачивается, т.к. знаю, что тренировки — это серьёзная, вдумчивая и регулярная работа под руководством профессионала. Я же не профессионал, поэтому занимаемся, чем и как захотим. Чаще всего не знаю, чем будем заниматься, пока не соберёмся в клубе, какие уж тут микроциклы...
В начале своей деятельности основное направление — кросс-кантри, как я его себе представлял по воспоминаниям о велокроссе в юности (правда тогда мы были существенно сильнее и быстрее, несмотря на велосипеды Старт-шоссе). Параллельно фигурное вождение (прикольное занятие, мне самому нравится) и чуть меньше туристический триал, иногда выезжали на велоралли. Потом познакомился в одном из велосипедных магазинов Челябинска с Можгиным Олегом, и он пригласил нас в Абзаково, где мы увидели даунхилл и фрирайд. После этого экстремальные направления поселились и в наших умах: стали искать темы, строить трассы, проводить соревнования по DH и 4X. А дальше покатились по наклонной: street-dirt.

-Ну и какие впечатления от «спиногрызов»?
-За то время, что я занимаюсь с детьми, они стали другими… Не конкретные пацаны, а в общей массе. Как-то заметил, что не хотят они заниматься Кросс-Кантри. Пытался с этим бороться, но, к счастью, довольно быстро понял, что это бесполезно (просто не будут ходить на тренировки и всё). Видимо такова современная жизнь и школа, что не остаётся у них сил и интереса к серьёзной работе. Поэтому и занимаются только тем, чем хотят, и что модно на данный момент. Хотя, может, это и не плохо (по крайней мере, не пиво-водка-героин). Я уже довольно взрослый человек, и вряд ли смогу пацанов научить чему-либо серьёзному в этой теме (в смысле, всякие трюки на дёртах — это не самая сильная моя сторона). Свою роль здесь вижу в направлении их энергии в более-менее созидательное русло, создание по возможности безопасной велосипедной инфраструктуры (трассы ДХ и дёрты не должны убивать в случае ошибки, и это возможно при наличии определённого опыта), помощь в обслуживании великов и просто общение (это очень важно).


-Кто помогал\помогает вам в работе?
-Кто помогает… Во-первых те организации, которые «содержат» регулярные группы и платят пусть маленькие, но зарплаты. Раньше городской комитет по ФиС (когда был профи-тренер и гонки-шоссе). В случае с Осиповым А.Н. — администрация школы №123 (теперь такой нет, её объединили с №124 и теперь это №135).В случае со мной -сначала МОУДОД ДЮЦФП (муниципальное образовательное учреждение доп.образования детей детско-юношеский центр физ. подготовки), а с прошлого учебного года — СДЮСШОР по гандболу. Всё-таки помещение кое-что значит. Много усилий для велоклуба прилагает один из отцов-основателей Романов Ю.О. (пытается наладить регулярные занятия в группе велотуристов (летом это сделать проще), очень переживает за помещение, бьётся за него). С недавнего времени подключился Кузнецов Константин (я о нем уже писал), привлекает своих друзей с работы и из федерации лыжных гонок. Каких-то регулярных спонсоров ещё не нашли, в большинстве случаев расходы на проведение соревнований, строительство трасс, призы несу сам. Бывает пацаны скинутся на разные материалы (доски для шоров и дёртов, разметка для ДХ).
Но, по-моему, в нашем деле материальная сторона — не самое главное. Больше всего я благодарен каждому, кто посещает наши мероприятия, выходит на старт соревнований или просто катается на наших трассах. Когда видишь, что твои усилия кому-то нужны, это воодушевляет.


-Спасибо Саш! Ну и на последок пожелания читателям.
-Читателям помимо всяческих благ хочу пожелать как можно чаще выходить на старт независимо от того, есть ли шансы на победу, или нет!!! Кроме того, пользуясь случаем, хочу выразить свою признательность и уважение всем, кто участвует в организации и проведении любых велосипедных соревнований!!

 
  • Поделиться
  • добавить в избранное
    2
  • +50
  • Мнения

Комментарии (2)

+2
При работе в атомной теме «РФЯЦ ВНИИТФ» (вокруг которого построен Снежинск) — мое любимое название)
avatar

Valilenk

0
Тищенко А.С. «Насяльника» Мировой мужик!
avatar

spesialized

Комментировать


Зарегистрируйтесь, либо авторизуйтесь с помощью социальной сети или введите логин