dimon_ra — Mountain Cycle - Dynamics Center: перевод. Часть 3.
Часть 1
Часть 2
третья часть текста от МС, на этот раз про геометрию.
Угол рулевой
Конструктив вилок это только один из факторов, влияющих на величину трэйла и устойчиввость байка. На значение трэйла влияет и угол рулевой. Вообще-то, поскольку производители вилок выпускают одну и ту же модель с одним и тем же значением трэйла (исключение разве что вилки спецификации G2 для Гари Фишера — прим. переводчика), то производителям рам не остаётся ничего, кроме как задавать трэйл углом рулевой трубы. Чем больше угол рулевой, тем меньше трэйл и тем более вёртким получается байк. Заваленный угол рулевой увеличивает значенние трэйла и даёт более стабильный байк. Современные длинноходные вилки конструируются с и без того немалым выносом оси колеса вперёд (см. величину «Х» в первой части), а в комбинации с острым углом рулевой получаются неторопливо рулящиеся, устойчивые байки, идеальные для пермещения вниз по склону. С немалой скоростью.
Итак, если вы хотите поменять характеристики управляемости вашего байка, не меняя рамы и вилки, вам нужно изменить величину угла рулевой (прекарсный совет от прекрасной компании — прим. переводчика). Вот почему на современных байках всё чаще и чаще встречаются рулевые, позволяющие поиграться с углом рулевой — они позволяют райдерам подстроить поведение байка под свои предпочтения (по факту все ставят тупо самый острый угол, ибо модно. Вообще этот абзац полюбому написан МС дабы подчеркнуть небесполезность энглсетов, что они поставляют в комплекте со своими рамами — прим. переводчика).
В дополнение к вышесказанному существует ещё множество факторов, которые влияют на управляемость и устойчиваость байка — начиная от позиции райдера на байке, геометрии рамы и вплоть до размеров шин. Однако базовая физика процесса одинакова для всех.
Колёсная база
Колёсная база влияет сразу и на стабильность байка при движении в выбранном направлении, и на характер прохождения поворотов. Чем длиннее база, тем устойчивее байк, чем короче — тем охотнее байк вгрызается в повороты.
Длиннобазные байки проявляют тормознутость при входе в поворот из-за того, что райдеру необходимо повернуть переднее колесо на бОльший угол, просто чтобы начать поворот.В то же время, требуется и препятствие бОльшего размера, чтобы сбросить байк с траектории движения. Причина проста — длинная база создаёт бОльший тангенс к дуге поворота. Я даже не поленился и нарисовал картинку:
Ещё один параметр, на который влияет база, это устойчивость байка под действием внешних сил, смещающих центр тяжести (ЦТ) — например при подъёме и торможении. Длиннобазная конструкция более равномерно нагружает колёса, что даёт нам преимущества как при подъёме наверх, так и при торможении на безумных уклонах. В свою очередь значение колёсной базы складывается из двух величин — расстояния от оси каретки до оси заднего колеса («длина перьев») и расстояния от оси каретки до оси переднего колеса (собственного наименования не имеет)...
Длина перьев
Длина перьев это, вероятно, самое важное слагаемое колёсной базы.
В отличии от мотоциклов, которые несут на борту тяжеленную штуковину под названием «двигатель», да ещё и нелёгкого райдера, у байка эти весовые компоненты совмещены в одной тушке — собственно райдере, который по совместительству является и мотором, и бесполезным куском мяса около 70кг весу. Наука биомеханика говорит нам, что оптимальным положением для райдера (с точки зрения развиваемой мощности при кручении педалей) является точка позади каретки. Следовательно, ЦТ байка смещается назад, а собственно вес райдера в основном распределяется по перьям байка.
Всё это приводит к простому выводу — длина перьев это критически важная величина в создании стабильного, но при этом маневренного байка, не растерявшего способности к подъёмам наверх. Так же, это единственная размерная величина гео байка, которая остаётся неизменной для различных ростовок. Если перья слишком коротки, байк будет козлить на подъёмах, норовить поднять переднее колесо при энергичном педалировании (так как ЦТ сместится слишком близко к оси заднего колеса), сильно клевать носом при торможениях, но порадует вас отличной маневренностью (это поведение можно назвать характерным для первого San Andreas, у него были довольно короткие перья относительно хода подвески рамы).
Напротив, если перья слишком длинные, байк будет вести себя практически нейтрально как при подъёмах, так и при торможениях, но в поворотах будет тупить на радость зевакам. Не забываем, что длина перьев влияет на общую длину базы, что так же сказывается на курсовой устойчивости байка.
Расстояние от каретки до оси переднего колеса (РКПК)
Не секрет, что байки выпускают в различных ростовках, дабы райдеры различного роста могли кататься максимально эффективно. Достигается это изменением размеров двух величин: длины подседельной трубы (она поднимает или опускает тушку райдера, и длины верхней трубы рамы, что даёт комфортное значение «reach»-а — грубо говоря «досягаемости» руля райдером.
Так как РКПК изменяется в зависимости от ростовки рамы, оно является компромиссным решением при создании геометрии байка, т.к. для каждой ростовки ЦТ немного смещается в ту или иную сторону и поведение одной и той же модели байка, но различных ростовок будет отличаться. В общем, если РКПК коротко для конкректного райдера, то ЦТ сместится к заднему колесу, что даст эффект, аналогичный коротким перьям; если РКПК слишком велико, байкеру будет дискомфортно и он не сможет эффективно управлять своей колымагой, однако он попытается утешиться тем, что его байк хорошо едет вверх и не брыкается на торможении.
Очевидно РКПК это величина, которую задаёт длина верхней трубы байка. Байки для стрита, дёртджампинга и прочего трюкачества создаются с короткими верхними трубами, что повышает выдёргабиллити переднего колеса и даёт острую реакцию на смещение ЦТ за счёт перемещения райдера. Байки для ХС, напротив, тяготяться длинными верхними трубами, чтобы обеспечить байкеру эффективное расположение на его тележке и обеспечить устойчивость при различных условиях. Идеальный «байк-для-всего» должен быть построен вокруг такой длины верхней трубы, которая обеспечивает дОлжный комфорт в кокпите байка, но при этом нагружает переднее колесо ровно настолько, чтобы оно не отрывалось от поверхности на подъёмах.
Легко заметить, что достигнуть верного баланса весьма непросто, особенно если предполагается, что байк будет кататься в различных условиях. Разброс в размерах РКПК показывает необходимость привязки характеристик к длине перьев, что позволит создать байки с аналогичным поведением в различных ростовках.
Часть 4
Часть 2
третья часть текста от МС, на этот раз про геометрию.
Угол рулевой
Конструктив вилок это только один из факторов, влияющих на величину трэйла и устойчиввость байка. На значение трэйла влияет и угол рулевой. Вообще-то, поскольку производители вилок выпускают одну и ту же модель с одним и тем же значением трэйла (исключение разве что вилки спецификации G2 для Гари Фишера — прим. переводчика), то производителям рам не остаётся ничего, кроме как задавать трэйл углом рулевой трубы. Чем больше угол рулевой, тем меньше трэйл и тем более вёртким получается байк. Заваленный угол рулевой увеличивает значенние трэйла и даёт более стабильный байк. Современные длинноходные вилки конструируются с и без того немалым выносом оси колеса вперёд (см. величину «Х» в первой части), а в комбинации с острым углом рулевой получаются неторопливо рулящиеся, устойчивые байки, идеальные для пермещения вниз по склону. С немалой скоростью.
Итак, если вы хотите поменять характеристики управляемости вашего байка, не меняя рамы и вилки, вам нужно изменить величину угла рулевой (прекарсный совет от прекрасной компании — прим. переводчика). Вот почему на современных байках всё чаще и чаще встречаются рулевые, позволяющие поиграться с углом рулевой — они позволяют райдерам подстроить поведение байка под свои предпочтения (по факту все ставят тупо самый острый угол, ибо модно. Вообще этот абзац полюбому написан МС дабы подчеркнуть небесполезность энглсетов, что они поставляют в комплекте со своими рамами — прим. переводчика).
В дополнение к вышесказанному существует ещё множество факторов, которые влияют на управляемость и устойчиваость байка — начиная от позиции райдера на байке, геометрии рамы и вплоть до размеров шин. Однако базовая физика процесса одинакова для всех.
Колёсная база
Колёсная база влияет сразу и на стабильность байка при движении в выбранном направлении, и на характер прохождения поворотов. Чем длиннее база, тем устойчивее байк, чем короче — тем охотнее байк вгрызается в повороты.
Длиннобазные байки проявляют тормознутость при входе в поворот из-за того, что райдеру необходимо повернуть переднее колесо на бОльший угол, просто чтобы начать поворот.В то же время, требуется и препятствие бОльшего размера, чтобы сбросить байк с траектории движения. Причина проста — длинная база создаёт бОльший тангенс к дуге поворота. Я даже не поленился и нарисовал картинку:
Ещё один параметр, на который влияет база, это устойчивость байка под действием внешних сил, смещающих центр тяжести (ЦТ) — например при подъёме и торможении. Длиннобазная конструкция более равномерно нагружает колёса, что даёт нам преимущества как при подъёме наверх, так и при торможении на безумных уклонах. В свою очередь значение колёсной базы складывается из двух величин — расстояния от оси каретки до оси заднего колеса («длина перьев») и расстояния от оси каретки до оси переднего колеса (собственного наименования не имеет)...
Длина перьев
Длина перьев это, вероятно, самое важное слагаемое колёсной базы.
В отличии от мотоциклов, которые несут на борту тяжеленную штуковину под названием «двигатель», да ещё и нелёгкого райдера, у байка эти весовые компоненты совмещены в одной тушке — собственно райдере, который по совместительству является и мотором, и бесполезным куском мяса около 70кг весу. Наука биомеханика говорит нам, что оптимальным положением для райдера (с точки зрения развиваемой мощности при кручении педалей) является точка позади каретки. Следовательно, ЦТ байка смещается назад, а собственно вес райдера в основном распределяется по перьям байка.
Всё это приводит к простому выводу — длина перьев это критически важная величина в создании стабильного, но при этом маневренного байка, не растерявшего способности к подъёмам наверх. Так же, это единственная размерная величина гео байка, которая остаётся неизменной для различных ростовок. Если перья слишком коротки, байк будет козлить на подъёмах, норовить поднять переднее колесо при энергичном педалировании (так как ЦТ сместится слишком близко к оси заднего колеса), сильно клевать носом при торможениях, но порадует вас отличной маневренностью (это поведение можно назвать характерным для первого San Andreas, у него были довольно короткие перья относительно хода подвески рамы).
Напротив, если перья слишком длинные, байк будет вести себя практически нейтрально как при подъёмах, так и при торможениях, но в поворотах будет тупить на радость зевакам. Не забываем, что длина перьев влияет на общую длину базы, что так же сказывается на курсовой устойчивости байка.
Расстояние от каретки до оси переднего колеса (РКПК)
Не секрет, что байки выпускают в различных ростовках, дабы райдеры различного роста могли кататься максимально эффективно. Достигается это изменением размеров двух величин: длины подседельной трубы (она поднимает или опускает тушку райдера, и длины верхней трубы рамы, что даёт комфортное значение «reach»-а — грубо говоря «досягаемости» руля райдером.
Так как РКПК изменяется в зависимости от ростовки рамы, оно является компромиссным решением при создании геометрии байка, т.к. для каждой ростовки ЦТ немного смещается в ту или иную сторону и поведение одной и той же модели байка, но различных ростовок будет отличаться. В общем, если РКПК коротко для конкректного райдера, то ЦТ сместится к заднему колесу, что даст эффект, аналогичный коротким перьям; если РКПК слишком велико, байкеру будет дискомфортно и он не сможет эффективно управлять своей колымагой, однако он попытается утешиться тем, что его байк хорошо едет вверх и не брыкается на торможении.
Очевидно РКПК это величина, которую задаёт длина верхней трубы байка. Байки для стрита, дёртджампинга и прочего трюкачества создаются с короткими верхними трубами, что повышает выдёргабиллити переднего колеса и даёт острую реакцию на смещение ЦТ за счёт перемещения райдера. Байки для ХС, напротив, тяготяться длинными верхними трубами, чтобы обеспечить байкеру эффективное расположение на его тележке и обеспечить устойчивость при различных условиях. Идеальный «байк-для-всего» должен быть построен вокруг такой длины верхней трубы, которая обеспечивает дОлжный комфорт в кокпите байка, но при этом нагружает переднее колесо ровно настолько, чтобы оно не отрывалось от поверхности на подъёмах.
Легко заметить, что достигнуть верного баланса весьма непросто, особенно если предполагается, что байк будет кататься в различных условиях. Разброс в размерах РКПК показывает необходимость привязки характеристик к длине перьев, что позволит создать байки с аналогичным поведением в различных ростовках.
Часть 4
-
добавить в избранное
2
- +23
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (2)
— Какое выдергобиллити у твоего байка? — 250 килоДжуолей))
LoKu
kerasin