Dustman — Всероссийские соревнования La Endura - серьезная заявка Кубани на лидерство в этом спорте!
1-3 ноября на горе Собер-Баш собралось около 100 человек, поклонников all-mountain, эндуро, кросс-кантри и даунхила. И не просто так, а на всероссийские соревнования в дисциплине эндуро. Чем смогли удивить организаторы из Freerida.ru, отстроившие настощий байк-парк?
Это не первое подобное мероприятие на Собере. В прошлом году в рамках фестиваля LaEndura прошла гонка Супер Д и отдельно эндуро со спец-участками, а еще был марафон на 60 км. В этом году организаторы решили сделать упор на эндуро, причем в самом его распространенном формате – длинной гонки со спец участками. Изначально планировалось чуть ли не 10 СУ и гонка на 2 дня, но все прошло в 1 день и было 5 разных трасс. Качество гонки от этого не пострадало, а трасс в категории ПРО оказалось 7 – еще был короткий, но интересный пролог и отдельная трасса ночной гонки на 4 минуты. А теперь обо всем подробно.
Я очень обрадовался, узнав, что в этом году La Endura не совпадает по датам с алуштинским Супер Д. В прошлом году я не поехал на Собер, так как основная эндуро битва была как всегда в Алуште, а оказаться одновременно в двух местах никак не получалось. Несмотря на то, что поездку в Краснодар я запланировал давно, не все получалось та гладко. Нужно было найти попутчиков из Алушты и обратно, желательно троих, дорога в один конец на машине обходилась в 5000! Все из-за парома, который стоит 2500 для машин длинной более 5м 10см. И сначала попутчики нашлись, но практически в последний момент они решили ехать на своей машине. В итоге туда ехали вдвоем, а обратно взяли на борт троих, благо в Алушту ехало много народа.
На пароме обратно – 5 байков и куча вещей, все не влезло даже в кузов пикапа.
Вдобавок, нормальное жилье недалеко от горы стоит минимум 700 рублей с человека. Было и более бюджетное проживание в пионерлагере Дубрава (350 р. с человека), которым воспользовалось большинство участников, но когда на улице ночью и утром минус, хочется более комфортных условий. Выручил Женя Бочанский, который недавно переехал из Москвы и теперь живет в 20км от Собера.
Когда на море штиль паромы ходят исправно, и очередей нет. Ждали погрузку около полутора часов, а вся переправа заняла немного больше 2-х часов.
К вечеру доехали до Жени, разгрузили байки и завалились спать. На следующее утро нужно было успеть до 10 часов погрузиться в трансфер, который вез на вершину Собера. Мы опоздали на 10 минут, машины еще не уехали, но мест уже не было. В общем, прождали примерно час, пока собирались такие же опоздавшие. Нам предложили грузиться в грузовик, но в нем байки должны были стоять, прислонившись друг к другу, а каких то прокладок или креплений предусмотрено не было. Это довольно странно, грузовики пригнали специально для перевозки байков, можно было насобирать картона, чтобы не царапать карбон, алюминий и кашиму. На наше счастье, когда уже стали загружать байки, вернулся ГАЗ-66, который отвозил первую партию велосипедистов.
Шишига оборудована специальным прицепом для перевозки байков, но грузить их надо с умом и качественно привязывать резинками, иначе тоже можно поцарапать.
Погрузились, поехали. На улице холодно, градусов 6 выше ноля, туман и иногда моросит дождь.
Пока ехали наверх в открытом кузове немного подмерзли. Наверху видимость была не больше 20 метров, почти все поехали смотреть третью трассу ПРО, Оля с Аней Скумбиной поехали по дороге к старту своего первого СУ, а я с Женей и Антоном Чиковым покатил на первую трассу ПРО. Табличка на старте гласила «Скверная», хорошо начало! Короткий отрезок между камней вдоль забора, несколько скоростных виражей по полю и трасса резка ныряет в лес. Под колесами мокрая скользкая земля, местами торчат острые камни, уклон большой – веселье. Женя не первый раз на этой трассе и ехать за ним одно удовольствие, все траетории правильны и понятны, хотя местами приходится бороться за выживание, чтобы не отстать. Через некоторое время уклон становится не таким злым, прыгаем небольшой кикер на склон и выкатываемся на дорогу. После дороги нужно было прыгнуть небольшой дроп на косой склон и вписаться в контруклон, проскочив между деревьев. Здесь же ниже дропа был старт первой трассы категорий лайт и девушки. Женя прыгает первым и с трудом оттормаживается в контруклоне. Я сделал вывод, что нужно меньше тормозить и это сработало — пролетел по контру на хорошей скорости. Дальше было много отличных контриков, как в заграничном байк-парке, все они достаточно высокие и идеально выведены по геометрии – короткий вход – длинный выход. Единственная проблема – они построены совсем недавно и еще не окончательно отвердели, а дождь сделал их еще мягче. Колеса забиваются землей вперемешку с мелкими камешками и если остановиться, то практически перестают крутиться.
Видео с 1 СУ от участника.
И после серии этих контриков Женя остановился. Я тоже с трудом оттормозился по скользкой земле. Табличка на дереве гласила «Черный Бриллиант». В этом месте трасса категории Лайт сворачивала вправо, а для ПРО была заготовлена съезжалка. Подошли к краю посмотреть. Очень крутой уклон, множество корней и камни, а внизу довольно резкий поворот. Женя сказал, что в таких условиях ехать ему стремно, и он слезет пешком. Я очень удивился, ведь он же крутой даунхильщик, но, как оказалось он не зря опасался. Высмотрел для себя тректорию, немного наискось, под наклонным стволом огромного дерева, если съехать по этой траектории, то внизу уже практически не надо поворачивать. Я был полностью уверен в своих силах, на верхних съезжалках понял, как держит здесь мокрый грунт и нисколько не сомневался, что съеду. Не учел я одного – покрышки забились грязью так, что колеса еле крутились. Подъезжаю медленно к началу склона и отпускаю тормоза. Колесо начинает слизывать, а зацепиться за землю колесу нечем. Падаю на бок, на склон, толкаюсь рукой и скатываюсь вниз, получая задним колесом по голове. Поднимаюсь, вроде цел, только ладонь побаливает. Перчатка разрезана. Заглядываю внутрь, а там… мясо, в прямом смысле слова. Очень глубокий порез длинной сантиметра 3-4. Подъехал еще один парень, угостил пластырем, Антон позвонил организаторам и за мной прислали МЧС, которые помогли мне спустить байк.
Видео моего падения от Антона
Какое то время мы продолжали идти по трассе, так что я успел увидеть еще метров 300-400. Потом через лес вышли на бетонку, где нас подобрал уазик и увез вниз. Внизу встречаю Олю и вместе едем искать травмпункт. В райцентре Северская нашли больницу, но травмпункта там на удивление не оказалось, отправили в поселок Афипский за 12 километров. Там классическая провинциальная больница, которая ждет ремонта лет 20-30, но за хребтом недавно была олимпиада, так что денег на ремонт ждать еще столько же. Подождал минут 5, пока мужику дошьют плечо и впервые в жизни мне зашили рану. А за мной в очередь еще привели мужика, лодыжку зашивать, короче швейный цех, а не травмпункт. Кстати зашили совершенно бесплатно, хотя у меня не было ни паспорта, ни полиса. Вернулись на Собер, я завез Олю на старт 3 трассы лайт и поехал вниз отпиваться чаем. Кстати все 3 дня там работала передвижная кафешка, с кофемашиной, хот-догами, выпечкой, вкуснейшим какао и горячим шоколадом.
Сейчас самое время отвлечься и немного рассказать про конфигурацию гонки. 4 трассы было в категории лайт и девушки, 5 трасс в категории ПРО. Еще общий пролог и ночной СУ. Трасса номер 4 тоже была общая для всех категорий. На 1, 3, 5 трассы заброски на машине, после предгоночного брифинга на 4 трассу для категории ПРО решили заброску тоже сделать на машине, чтобы сэкономить время и успеть до заката. И оказалось не зря. Многие поднимались на 3 трассу, когда мы уезжали на 5! На 2 трассу нужно было крутить от финиша первой, а лайт и девушки крутили еще и на 4 трассу, причем там довольно далеко. На ночной СУ, который начинался недалеко от 4 забрасывали на машине, в 6 часов вечера, после обеда в Дубраве. Кстати обеды и ужины там были очень вкусные и стоили всего по 150р с компотом))
А теперь вернемся к Оле, которая уехала прикатывать 3 трассу. Это было уже под вечер и то, что там реально долго ехать потом до 4 мы не знали. В добавок она уехала куда-то не туда и сделала крюк еще в пару километров. Короче 4 трассу она доезжала в сумерках, почти в темноте. К счастью по ее словам, догнала парней в ярких джерси, за которыми было понятно куда ехать.
На следующий день была гонка в категориях Лайт и девушки. Трассы там были простые и очень «крутильные». Оля Виноградова, ожидаемо выиграла у Ани Скумбиной что-то около 2-х минут. Мужиков из категории Лайт Оля тоже накатила! А я в этот день сначала забрасывал ее на страт, а потом решил, что тоже неплохо бы прокатиться. Врач бригады МЧС, которая все время дежурила внизу, перевязал мне руку, предупредил, что швы могут разойтись, если я буду катать. Я спросил, стоит ли рискнуть, на что он жизне утверждающе ответил, что риск всегда оправдан. После таких слов я съел таблетку обезболивающего, переоделся и загрузился в машину вместе с Димой Кузьминым и еще тремя друзьями из Москвы. Поехали смотреть 3 и 4 трассы, так как 1 и 2 ребята к этому времени уже проехали. Грузовик не доехал до верха примерно километр и забуксовал. Выгрузились и покрутили наверх своим ходом. Вернее мы с Димой покрутили, а остальные пошли пешком. Тут я сделал еще одну ошибку. До этого 4 дня я не катал, отдохнул и набрался сил. И бодро крутил за Димой, забыв, что я далеко не такой крутой кантрийщик, как он. Съехали 3 трассу, которая оказалась очень интересной и скользкой, вначале был крутой уклон и полки в поворотах, небольшие кочки через ручейки, которые я объезжал. Потом небольшой подъем и огромный подвесной мост. Потом наверное пара километров прямиков, на которых надо было неистово вкручивать, а в конце – узкий и вертлявый синглтрек.
Просмотр 3 трассы. Оцените мост на 3:10 Его построили еще в прошлом году, но тогда использовали только в марафоне.
После 3 трассы был тот самый утомительный подъем, в который я тоже тянулся за Димой, ноги были свежи и полны сил, которые я и растратил попусту. В середине подъема встретили Олю и Аню, которые тоже двигали к своему последнему СУ4. К старту 4 трассы приехали раньше, чем по ней начались заезды у категории лайт и поспешили вниз.
Просмотр 4 трассы.
Потом пообедали, взяли фонарики, и вместе с лайтом и девушками заехали наверх, чтобы посмотреть на ночной СУ. Интересный сингртрек с множеством поворотов, камнями и небольшим подъемом ночью показался просто фееричным. Местами было освещение, добавлявшее шарма, но мощный фонарь был обязателен. Результаты сводили долго, все успели поужинать, потом прослушать брифинг для ПРО, в ходе которого решили 2 СУ не удлинять, а оставить как есть (вполне логично после просмотра-то), на 4 трассу забрасываться на машинах, и оставить финишную съезжалку (под названием «горка убийца) на 1 трассе без изменений. За горку убийцу голосовали, причем сначала не только участники гонки, после того как зрителей отсеили, осталось 8 за и 11 против, и это почти из 50 участников ПРО. На что главный организатор Артем Ковалев сказал, что здесь похоже всего 8 ПРО. Остальные воздержались. Я эту горку не видел и поэтому не голосовал, но, в конце концов, решил поддержать экстремалов и в итоге горку оставили!
Награждение закончилось после 22
День гонки для меня начался рано. Я проснулся в 6 30 без будильника и наблюдал рассвет, пока варилась овсянка.
Утро выдалось морозное, это давало надежду, что грязь наверху замерзла и на трассах будет держак. Старт пролога назначили на 9 30, Начали практически без опозданий. Короткая, но насыщенная трасса длинной чуть больше минуты. Есть где порулить, а в конце вкрутить на длинной прямой. Всего чуть больше минуты, здесь мало что будет решаться. Но мне сразу не повезло. Старт давали по номерам каждые 30 секунд. И я догнал стартовавшего передо мной парня в узком техничном месте. Кричу: «дорогу, отходи» а он падает там, где его никак не объехать, на каменной горке. Встает, и вместо того чтобы пропустить, начинает ехать дальше. Обогнал только в широком повороте, где его вынесло наружу. Попросил перезаезд, и к счастью, мне его дали. В итоге это ничего не решило, но все же. Говорят кто-то еще просил перезаехать, не знаю по каким причинам, но им не разрешили. Небольшой перегон к месту погрузки, пара километров по грунтовке вниз и грузимся для подъема на первую трассу.
Наверху холодно, вижу, что народ уже поехал и спешу поскорее на старт. Длинный прямик с небольшим уклоном вниз, здесь мне впервые не хватает передачи. 32х10 кончается, и последние 100 метров я просто болтаю ногами. А вот и лесная съезжалка, грязь замерзла, немного скользко, но держит хорошо. Стараюсь поменьше тормозить, эту часть трассы я 1 раз катал и что-то помню. Еду на грани, местами спасаюсь, но темп не сбавляю. В серии контр уклонов обгоняю двоих, грамотно уступают, за что успеваю сказать спасибо. Подлетаю к «черному бриллианту» — вот он момент истины. Психологически страшно, оттормаживаюсь почти в ноль, аккуратно ползу, потом отпускаюсь и выкатываю на грани, выставляя ногу. Выжил. Дальше ничего сложного, вскоре после того места, где я ушел с трассы в первый день начинается прямик и подъем. Снова вниз по извилистому синглу и вот та самая «горка убийца». Что там ждет, не представляю, начинаю медленно, но уклон такой, что надо бросать тормоза, иначе снесет. Рядом с трассой вижу несколько человек, спускающихся пешком. Корни, камни, ямы, дикий уклон – пролетаю, получая мощный вброс адреналина. На выкате вылетаю наружу в правом повороте над оврагом, переднее колесо сносит на живом камне и кладу байк на бок. Вкручиваю на финиш. Вечером с удивлением узнаю, что показал первое время на этой трассе, хотя она была практически даунхильная. Таких сложных мест больше не было.
2 трассу ехал вообще без просмотра, аккуратно, притормаживая в непонятных местах. Она была самая короткая, не считая пролога. Дима врезался в дерево прямо перед финишем, а я показал лучшее время, хотя ехал вниз реально медленно.
3 трасса подтаяла на солнце, на съезжалках грязь чередовалась с мерзлым грунтом – было весело. Прыгнул все кикеры через ручьи, в очередной раз порадовался подвесному мосту, единственное что расстроило — километровые прямики, на которых часто не хватало передачи вниз. Дима Кузьмин упал на этой трассе и подвернул лодыжку, а Женя Бочанский показал лучшее время, что просто невероятно на ДХ байке, учитывая количество крутилова. Подъем на 4 трассу на грузовике был весьма кстати. На подъемах 3 трассы ноги сильно закислились, сказалась усталость предыдущего дня. 4 трасса это флоу сингрлтрек и довольно много крутилова. С самого старта я поехал очень быстро, все получалось идеально, повороты прописывались как по рельсам. До того момента как я решил срезать маленький уголок по листве.
Тут еще хочу сказать про подготовку трасс. Организаторы очень старались, спец-участки были полностью расчищены от листьев, причем местами очень широко. Как оказалось они использовали воздушную пушку, которая раздувает листву воздушной струей. В основном же были оставлены узкие синглтреки, что делало катание увлекательным. Так вот на таком узком сингле я решил подрезать маленький уголок по листьям. Поворот был довольно крутой и в ту же секунду я оказался на земле. Установка падать на локти просто не успела сработать, и я ударился зашитой ладонью о землю. Быстро вскочил и поехал дальше, но мозги были уже не на месте, рука дико болела, я почему-то постоянно выстегивался из педалей. Потом снова смог разогнаться, пролететь гениальный участок в желобе и огромный деревянный воллрайд, а затем отработать на максимум довольно длинный подъем. Ноги все равно закислились, но даже опытный кантрийщик Дима Кузьмин сказал что под конец ноги и у него «просели». Несмотря на падение, показал 2 время на этой трассе, хоть и с большим отставанием от лидера.
5 трассу я ни разу не ездил, а в голове после падения на зашитую руку образовался стоп-кран и вниз я ехал очень аккуратно. Тем не менее, это один из лучших спусков на этой горе и я бы с удовольствием покатался там еще. Мое незнание трассы дополняло солнце, которое нещадно светило в глаза сквозь деревья и мешало нормально видеть и оценивать спуск. В конце был бесконечный прямик, который много раз пересекал ручей, и каждый раз после этого приходилось выкручивать наверх. Тут стало ясно, что в ногах уже совсем ничего нет и крутить нормально я не могу. На «морально-волевых» доезжаю до финиша. На этой трассе я показал 4 время и проиграл Диме больше секунд, чем во всей гонке. То есть по сути все решилось на 5 СУ.
Эти фото передают состояние лучше любых слов
Потом была еще ночная гонка, безумно фановая, без которой это мероприятие не было бы таким ярким и запоминающимся. Мне снова пришлось обгонять, пропустили меня не сразу, а еще я впервые столкнулся с избытком света. Раньше я всегда гонял ночью с фарой на руле, а сейчас поставил еще мощнейший налобник. Некоторые места оказались пересвечены, что мешало ориентироваться. Показал второе время, а выиграл эту трассу и всю гонку Дима Кузьмин, который в этот день был, как говорится, «onfire».
Награждение категории ПРО
А теперь итоги. На мой взгляд, получилась лучшая эндуро гонка в России из всех, что я видел. Более того если смотреть только на трассы, то в этом сезоне они были лучше только на этапах EWS, то есть на кубке мира, но там совсем другие горы. Объем строительства просто огромен. Контруклоны, полки, трамплины, дропы, крутые съезжалки и километры расчищенных в лесу троп, с максимальным использованием рельефа. Баланс спусков и подъемов на мой взгляд близок к идеалу для эндуро, хотя на 5 СУ можно было сделать финиш на въезде в Дубраву и не крутить по асфальту последние сотни метров. Разметка трасс ПРО не вызывала никаких вопросов, даже при том что я не видел 2 с половиною трассы, проблем у меня не возникло. В категории Лайт были проблемы с разметкой, но только у тех, кто ехал гонку без просмотра. Несколько человек уехали не туда. Про то, что в грузовиках царапались байки, я уже писал, в одном из них потом появился тонкий паралон, но в остальных байки ставили друг к другу. Во время гонки был организован пункт питания, с бананами, печеньем, водой и чаем, ну и отдельно в передвижном кафе можно было купить хот-доги, выпечку, кофе и лимонад. Мероприятие определенно удалось, и очень надеюсь, Собер байк-парк будет развиваться. Главное, что после гонки осталось желание покатать здесь еще раз.
Спасибо Артему Ковалеву и всем, кто помогал организовывать эту гонку. Артем, к сожалению, заболел и не смог сам принять участие в соревнованиях.
Отдельная благодарность Жене Бочанскому за «вписку».
-
добавить в избранное
3
- +148
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (18)
Val
yurtsa
tcherel
+7 988 324 41 81
EvgeniySinicyn
Спасибо Артему и всем причастным к развитию байк-парка Собер!
Zorro
Но застрял в командировке :(
madvox
Кстати, многие спрашивали — реально ли участвовать при низком уровне подготовки.
Отвечаю — реально. Категория «Лайт» позволяет.
Santyago
VanyaMayorov
watsyap
Koval
Мне кажется что сложность некоторых участков зашкаливала из-за того что было сыровато (лечу по фотографии, извините).
Zorro
www.facebook.com/video.php?v=759066017462214
еще видео с горки убийцы
Dustman
Михаил крут, как всегда.
Zorro
Koval
watsyap
Запрошенная вами страница не может быть отображена в данный момент. Возможно, она временно недоступна, действие ссылки закончилось или у вас нет доступа к просмотру данной страницы.
k1s
DmitriyKononov
Koval