Блог им. DustmanПодбор компонентов и выбор экипировки для соревнований по эндуро и катания в горах.

Блог им. Dustman: Подбор компонентов и выбор экипировки для соревнований по эндуро и катания в горах.
В этом посте, по многочисленным просьбам, я поделюсь своим опытом подготовки велосипеда и выбора подходящей экипировки для участия в гонках эндуро. Шлем, рюкзак, одежда, обувь, руль, педали, настройка подвески и все, что поможет получить удовольствие от катания. А также несколько приемов по использованию экшн-камеры для запоминания трасс. Большинство советов подойдут и тем, кто не планирует участие в гонках, но собирается впервые покорять горные тропы.

За последние 2 года я посетил огромное количество соревнований по эндуро, не только в России, но и во Франции, Италии, Словении и Израиле.  Получить такую гоночную практику удалось исключительно благодаря поддержке моего спонсора, компании Триал-Спорт. В прошлом посте я поделился своими знаними о «нематриальных» аспектах катания в стиле эндуро. Теперь настал черед «материального» — железо и экип.
 
Выбор компонентов, настройка подвески.
1. Руль, вынос руля.

Блог им. Dustman: Подбор компонентов и выбор экипировки для соревнований по эндуро и катания в горах.

 
Вопреки современным тенденциям, которые приходят из даунхила, максимально широкий руль (780-800) в эндуро не нужен, а иногда даже опасен. Яркий пример – именной руль Truvative от Jerome Clementz шириной «всего» 750мм. Почему «всего»? Да потому, что еще каких-то 7 лет назад я покупал хороший руль для ДХ шириной всего 710мм, а ультрамодная ширина тогда была 745мм. Сейчас я использую руль шириной 760 мм и считаю, что больше точно не нужно для эндуро. В отличие от ДХ, трассы здесь совсем не такие широкие, а чаще просто узкие тропинки, где иногда приходится лавировать между деревьев, и чем шире у вас руль, тем сложнее бывает не задеть дерево, соответственно падает безопасная скорость. Если на вашем байке установлен руль не меньше 720мм, то ради того, чтобы первый раз съездить в горы или поучаствовать в гонке эндуро менять его точно не стоит. Помните, еще лет 10 назад лучшие даунхильщики мира справлялись на таких рулях со скоростями, не доступными и поныне лучшим Российским спортсменам.


Блог им. Dustman: Подбор компонентов и выбор экипировки для соревнований по эндуро и катания в горах.

карбоновый руль Reverse для эндуро, также 750мм. 

Удобная длинна выноса находится в пределах от 35 до 60мм и зависит как от длинны переднего треугольника рамы, так и от личных предпочтений. Чем короче вынос, тем легче выдергивать переднее колесо, чтобы перепрыгнуть бревно или «натянуть» на кочку. Чем длиннее вынос, тем проще распределять вес между колесами, чтобы удобнее преодолевать крутые подъемы.  Вот уже много лет я пользуюсь выносом 50мм, но в этом сезоне хочу попробовать 35мм.
 
2. Тормоза, тормозные диски.

Блог им. Dustman: Подбор компонентов и выбор экипировки для соревнований по эндуро и катания в горах.

 
Тормозов много не бывает, это правило актуально не только для ДХ, но и в эндуро. К сожалению, в России нет трасс, где это утверждение можно было бы подтвердить на практике, но на EWS бывали моменты, когда не хватало мощности Shimano XT с роторами 200\180, хотя перегреть их не удалось ни разу благодаря технологии icetech. Поэтому сейчас у меня Shimano Saint. В принципе, для участия в эндуро гонках в России подойдут любые современные тормоза. Для двух поршневых я бы рекомендовал сочетание дисков 200 вперед и 180 назад, для четырех поршневых вперед достаточно 180.
 
3. Обода и покрышки.

Колеса в эндуро должны быть легкими и прочными. Как найти оптимальный баланс? Всем известно, что чем легче колеса, тем легче крутить в гору, но нужно помнить, что наибольшее значение играет вес обода и покрышки. Опытным путем нашел для себя идеальные обода, легкие и прочные WTB Frequency Team i23. После сезона использования в эндуро и ДХ гонках на них нет видимых вмятин, а протягивал я их всего 2 раза, что просто отлично для почти ежедневного жесткого использования. Всего 478 г.  в версии i23 и 527 г. для i25. К сожалению последние в Россию не поставляются, но так ли важны 2 мм. внутренней ширины? http://flowmountainbike.com/features/nerd-alert-wheel-size-by-the-numbers/ вот статья где сравниваются различные стандарты ободов и покрышек. При установке резины 27,5Х2.35 на обода 25мм и 35мм разница эффективной ширины покрышки получилась всего 2,5мм! Думаю при разнице 2мм в ширине обода эта разница для покрышки будет исчезающее мала, зато можно сэкономить 50г, выбрав i23, что совсем не мало. До этого у меня были обода Kore, которые плохо закончили на этапе EWS во Франции и различные Mavic. Надо отдать должное, верхние модели Mavic типа 521, которые я использовал еще на 26 колесах, были не менее прочными, но более тяжелыми, чем даже 27,5 от WTB. Для сравнения, самые популярные ZTR Flow EX 25мм внутренней ширины весят 530г, при этом они отнюдь не такие прочные к замятию, как WTB.

Блог им. Dustman: Подбор компонентов и выбор экипировки для соревнований по эндуро и катания в горах.
Также я настоятельно не рекомендую использовать карбоновые обода, в особенности китайского производства. Печальный опыт Саши Коскова, который расколол такой обод на одном из этапов РЭС, говорит о том, что надежность важнее низкого веса и жесткости. К тому же по правилам в эндуро по ходу гонки обода менять нельзя, в отличие от ДХ, где после квалификации можно спокойно поставить новый обод или колесо. (Перед стартом колеса, рама и вилка маркируются, чтобы спортсмен не имел возможности заменить деталь по ходу гонки. Замена наказывается большим временнЫм штрафом, таков дух эндуро). Тем более это важно, если вы отправляетесь на неделю в горы, последнее, что вам захочется делать, это менять обода. А вот спицы можно выбрать относительно легкие, например тянутые DT Competitionвполне подойдут, я пользуюсь именно такими. Для надежности лучше поставить латунные ниппеля, но я использую алюминиевые, и проблем за 7 лет использования не было. Также хочу предостеречь от использования колес с нестандартными спицами. Если у вас такие уже есть – запаситесь заранее запасными, так как найти их вдали от дома будет не возможно.
 
Покрышки – важнейший элемент контроля, не стоит увлекаться накатистыми протекторами (точнее практически отсутствием протектора в центральной части). Я считаю, что тормозные свойства важнее сэкономленных секунд. При условии бескамерного использования, оптимальным выбором будут покрышки шириной 2.35-2.4 с кевларовым кордом и защитой боковины от порезов. У разных производителей ширина и высота покрышки сильно отличается при одинаковой номинальной ширине. К примеру, Maxxis Highroller II 2.35  в реальности имеет ширину 2.2, а WTB Vigilante 2.3 по ширине равна тому же Highroller, но 2.4, а по высоте и объему превосходит его. Тем, кто панически боится пробоев (а пробить змеиным укусом об обод можно и покрышку, установленную бескамерно) можно посоветовать покрышки с двойным кордом, имеющим бутиловую вставку. Такие шины, предназначенные для даунхила, в среднем на 300 г. тяжелее, но если вы весите больше 80кг и не утруждаете себя выбором траекторий по камням, дополнительный вес будет оправдан. Можно как минимум поставить такую покрышку на заднее колесо.

Компаунд, то есть состав резины также существенно влияет на сцепление. Я обычно использую жесткий компаунд на задней покрышке для лучшего наката и долговечности и мягкий на передней для лучшего сцепления в мокрых условиях. По сухому вперед ставлю тоже покрышку с жестким компаундом. Идеальное сочетание дают покрышки с составным компаундом например 3C от Maxxis, когда верх шипов мягкий, а внутри состав жесткий (бокове шипы полностью мягкие насколько я знаю). Такие шины самые дорогие и быстро стираются, так что использовать их целесообразно только на соревнованиях. 
 
4. Педали.

Блог им. Dustman: Подбор компонентов и выбор экипировки для соревнований по эндуро и катания в горах.

 
Несмотря на то, что большинство эндурщиков, выступающих в соревнованиях, используют контактные педали, существенных преимуществ обычному человеку они не дают. Яркий пример – Sam Hill, который в непрофильной дисциплине смог заехать в ТОП-10 этапа EWS на топталках. Среди наших соотечественников отмечу Валентина Попова, многократного победителя гонок СуперД в Алуште, который также гоняет на топталках. Я выступал в эндуро и даунхиле на топталках до конца 2012 года, в 2013 пересел на контакты, но не могу сказать, что это положительно повлияло на результат. Единственная гонка сезона 2015, где точно помогли контакты – Плоская Игора, где было множество «торчков».

Блог им. Dustman: Подбор компонентов и выбор экипировки для соревнований по эндуро и катания в горах.

 
Так что мой совет тем, кто собирается поучаствовать в эндуро или просто отправиться катать в горы – используйте педали, к которым привыкли, не стоит ради нескольких гонок пересаживаться на другой тип. Если вы катаете на топталках, переход на контакты, так чтобы без проблем встегиваться и на подсознательном уровне из них выстегиваться, может занять до полугода. Так что экспериментировать лучше в межсезонье. В тоже время, если вы всегда ездили на контактах и уверенно себя в них чувствуете, переход на топталки также будет не быстрым. Основные сложности обычно возникают при прыжках, когда ноги отделяются от педалей в воздухе и не получается поднять заднее колесо при банни хопе, а также на каменистых участках, где ноги слетают с педалей.
 
Что касается эффективности педалирования, то могу точно сказать, что физическая форма играет несоизмеримо большую роль, чем возможность тянут педаль вверх.
 
5. Подседельный штырь.

Блог им. Dustman: Подбор компонентов и выбор экипировки для соревнований по эндуро и катания в горах.

Регулируемый подседельный штырь – это, наверное, единственная деталь, без которой all-mountainи эндуро катание я считаю просто немыслимым. Причем не только в гонке, но и просто обычное катание в горах. Однажды испытав удовольствие поднять или опустить седло, не слезая с байка, и не отрывая рук от руля, отказаться от него будет просто невозможно. И это, безусловно, самые полезные дополнительные 300 грамм на вашем байке. Если говорить про соревнования, то единственная гонка, где я не пользовался регулируемым подседелом на спец-участках, была Ялгора, где подъемы достаточно короткие и мне хватало сил вкручивать стоя. Это вовсе не значит, что каждому хватит на это сил. Наверх же поднимал подъемник. В остальных гонках, практически на каждой трассе, нужно поднимать седло и крутить сидя, то есть если регулируемого подседела у вас нет, вы обречены или пытаться ехать стоя, или крутить, прижимая колени к ушам. Так что этот девайс я считаю крайне желательным для тех, кто собирается принять участи в эндуро.
 
6. Переключение, необходимый набор передач.
 
С появлением трансмиссии сначала от Sram, а теперь и Shimano на 11 передач, необходимость в переднем переключателе отпала. Но так ли это на самом деле и какой диапазон нужен для участия в гонках? Не буду вдаваться в цифры передаточных отношений, но мне довелось одновременно владеть велосипедами с трансмиссией 2Х9 (22,36 спереди, 11-34 сзади) и 1Х11 (32-42).  Если при подъеме в гору вы часто используете самую легкую передачу типа 22-36, 32-42 покажется очень тяжелой. Выход – ставить вперед звезду 28 зубов и жертвовать вкручиванием вниз на скоростных прямых. На самом деле 2 звезды спереди и передний переключатель вовсе не означают, что цепь будет постоянно слетать. Если звезды и цепь свежие, а на нижнем пере установлен какой-нибудь натяжитель (подойдет и самодельный из горлышка от пластиковой бутылки), то падение цепи в гонке эндуро маловероятно.


Блог им. Dustman: Подбор компонентов и выбор экипировки для соревнований по эндуро и катания в горах.


До того как у меня появилась трансмиссия 1Х11 я участвовал в эндуро с двумя звездами спереди и ни разу цепь меня не подводила. Только для даунхила я перестраховывался и ставил 1 звезду с успокоителем. Если все же пугает возможность потерять цепь в гонке, а купить новую трансмиссию на 11 передач не по карману, подойдет расширитель кассеты на 40 или 42 зуба. Звезда на 40 работает без проблем с обычным переключателем, но не дает нужного диапазона, а вот для 42 придется поставить другую лапку (http://int.oneupcomponents.com/collections/all-products). Также желательно установить звезду NarrowWide, чтобы не использовать нижний ролик натяжителя цепи, который скрадывает мощность педалировния.

На самом деле расширитель кассеты пригодится только на перегонах между трассами. Я не припомню подъемов в Российских гонках эндуро за последние несколько лет, где даже относительно слабый райдер не смог бы заехать на передаче 36-36. А ведь можно и 32 звезду спереди поставить. При этом, как правило, организаторы дают хороший запас по времени, чтобы добраться до старта и крутые подъемы можно спокойно идти пешком.
 
Итог: Катание в горах – оптимально 2 передачи спереди, либо 1Х11 (1Х10 с расширителем на 42) и звездой 28-30 спереди.
 
Соревнования по эндуро – 1Х11 или 1Х10 (можно даже без расширителя, если не против пройтись пешком в гору) или 2 передачи спереди (свежая большая звезда и новая цепь + натяжитель на нижнем пере).
 
7. Настройка вилки и амортизатора

Я использую Сэг 30% для вилки (всегда) и амортизатора на всех «горных» гонках. В нижнем Новгороде и Игоре я использовал сэг чуть менее 20 % для заднего амортизатора, а в вилке закручивал компрессию на 3-4 щелчка, чтобы она не проседала при педалировании стоя. На Малиновом эндуро я включал пропедал в амморте на всех трассах кроме одной, а во всех остальных гонках не пользовался им совсем, так как после подъемов обычно забываю его отключить.
Многие не знают, но большинство амортизаторов имеют внутренние настройки компрессии и отскока, которые регулируются специальными шайбами, так что даже если у вас не Cane Creek BD Air, вы можете поиграться настройками, пусть и не так легко, а скорее всего с помощью похода в веломастерскую. У своего RockShox Monarch+ я изменил настройку высокоскоростного отскока, так как аморт просто не успевал отрабатывать частые удары и на большой скорости начинал жестко «пропускать» некоторые из них. Работы выполнила мастерская Becycle.ru
В вилку Rock Shox Pike я установил одну проставку в воздушную камеру, после чего она перестала пробиваться. Более тяжелым райдерам потребуется 2 проставки.

8. Грипсы

Блог им. Dustman: Подбор компонентов и выбор экипировки для соревнований по эндуро и катания в горах.



Также очень индивидуальная деталь. Опытным путем пришел к тому, что мне больше подходят толстые и мягкие грипсы. С ними у меня гораздо меньше забиваются руки на длинных жестких спусках. Сначала использовал Oury сейчас WTB Moto X Clamp On. Они чуть тоньше Oury и имеют эргономичную форму, более толстые в центральной части и тоньше по краям. Также арессивные резиновые шипы отлично держат руку в грязь, когда уже проехался перчаткой по глине.
Тем не менее, любителей толстых грипс очень мало, большинство предпочитает тонкие, а для мягкости используют грипсы без пластиковой основы, целиком из резины и полимеров, например Esi. Наверное, единственный минус таких ручек, что их сложно снимать\ставить.
 
Выбор экипировки.
 
Чтобы получать удовольствие от катания в любую погоду нужно совсем немного – правильно одеться. Дождевик, ветровка, дождевые шорты – вот всего три детали гардероба велосипедиста, которые превратят катание в холодную и дождливую погоду в удовольствие. Если дождь не обещают, лучше пользоваться ветровкой, так как любая, даже самая продвинутая мембрана дождевика заставит вас потеть куда сильнее, чем ветровка. Я использую дождевик Endura Event с одной из самых продвинутых мембран на рынке 30000/22000 и все равно в куртке жарко, если на улице выше + 10. Если предстоит длительный подъем, а сильного ветра нет, ветровку лучше снять, чтобы ваша «высокотехнологичная джерси» выводила пот и давала ему испаряться. Главное перед спуском, или когда снова задует ветер не забыть снова надеть ветровку. Перед стартом очередной трассы необходимо снять дождевик или ветровку, если температура воздуха выше 7-8 градусов. Даже если идет дождь, уже через минуту вам станет невыносимо жарко (если вы действительно гоняетесь, а не едете в прогулочном темпе) и остаток трассы вы будете мучаться и перегреваться. В таком случае очень помогает термобелье, одетое под джерси. Как раз оно не даст замерзнуть, даже если первые пол трассы это спуск.
 
Дождевые шорты можно встретить не часто, но если приходится кататься или соревноваться в дождь, они оказываются незаменимыми. Я использую модель Endura Superlite, очень легкая и тонкая мембрана позволяет одевать их поверх обычных шорт, если на улице холодно и просто поверх велотрусов, если тепло. Если предстоит провести под дождем 4-6 часов, вы без сомнения оцените важность этой штуки.
 
Если на улице холодно и дождливо, полезно возить с собой запасные перчатки, а также использовать утепленные и непромокаемые модели.
 
Шлем, очки, маска.
 
В каком шлеме кататься в горах и участвовать в соревнованиях по эндуро, зависит в первую очередь от уверенности в себе. Я не хочу навязывать использование фулл-фейса, но если в гонках вас накрывает адреналин и вы способны рисковать, то обычную каску лучше оставить для обычных покатушек. В прошлом году я гонялся в обычной каске только в Игоре и на Малиновом эндуро. Причем в Игоре трассы были достойны фулл-фейса, но 7 трансферов между трассами в жару, под палящим солнцем заставили рискнуть и отказаться от фула. Если вы практикуете обдуманную и аккуратную езду, падаете редко и умело, и не собираетесь рисковать в гонках, то покупать фелл-фейс ради пары стартов в сезоне смысла не имеет.
 
Выбор между маской и очками также очень индивидуален, и зависит от особенностей глаз. Например, я могу нормально гонять в очках только при температуре воздуха выше 15 градусов. Под любые обычные очки все равно немного задувает ветер и если на улице холоднее, глаза начинают активно слезиться, при этом резко падает способность оценивать трассу и снижается скорость. Противоположный пример — Илья Бирюков, катается без очков вообще в любую погоду, даже в дождь и грязь. Большинство современных «котелков» для эндуро хорошо совместимы с маской, так что если под очки задувает, а фулфейс кажется лишним  — это не повод отказываться от использования маски. Единственный ее минус – она может запотеть во время подъема на трассе, особенно во время дождя.
 
Защита.

Блог им. Dustman: Подбор компонентов и выбор экипировки для соревнований по эндуро и катания в горах.

 
Количество защиты при катании в горах для участия в эндуро – еще один сугубо индивидуальный момент. Кто-то катает в одном шлеме, а кто-то надевает панцирь. На мой взгляд, оптимальный набор для среднестатистического человека – это наколенники и налокотники. При этом использовать защиту голени или нет, опять же личное дело каждого. Я катаюсь только в наколенниках, причем не только в эндуро, но и в даунхиле, защиту голени не использую. Единственное в чем я уверен – с коленями шутить не стоит и я рекомендую использовать наколенники, в которых есть пластиковая защитная чашка. Новомодным «мягким» и затвердевающим от удара наколенникам я не доверяю.
 
Обувь.

Блог им. Dustman: Подбор компонентов и выбор экипировки для соревнований по эндуро и катания в горах.
Если вы предпочитаете топталки, то сложно посоветовать что-то, кроме Five-Ten. Лучше выбирать модели полегче. Так как в эндуро важен низкий вес всего «что движется», представьте, что вам нужно поднимать ногу в ботинке на протяжении 4 часов, тут каждые 100 грамм скажутся на общей усталости. Здесь как и в контактах нужнее сделать выбор между хорошей вентиляцией и относительно сухими ногами в мокрых условиях. Чем лучше обувь проветривается, тем быстрее промокает.
 
Для контактных педалей выбор обуви куда более обширен. Последний год я катался в SixSixOne Filter – они легкие и хорошо проветриваются. Обратная сторона проветривания – в дождь и даже если задеть ногой мокрую траву, они моментально промокают. Они оказались достаточно прочными через год катания и треккинга по горам они вполне живы. До этого я два года использовал Shimano AM 45, у них полностью закрытая непромокаемой липучкой передняя часть, за счет этого даже в дождь ноги в них относительно сухие, естественно, когда на улице тепло ноги в них «преют». Я настоятельно не рекомендую использовать гоночную обувь для кросс-кантри (если вы не профессиональный кантрийщик), профилированная подошва будет всеми силами сопротивляться быстрому встегиванию.
 
Собери рюкзак с вечера.
 
Что обязательно положить в рюкзак? Мой набор не зависит от того, участвую я в соревнованиях или просто уезжаю далеко в горы один на целый день. Простой набор инструментов и запасных частей позволит вернуться домой засветло и в хорошем настроении. Выжимка цепи, запасной трос переключения, насос, камера, спицевой ключ, заплатки (починят и бескамерку), набор шестигранников с ключом торкс. За исключением действительно жарких дней, всегда беру ветровку или дождевик.
 
Брать рюкзак на гонку или нет – личный выбор каждого. Можно примотать к раме камеру, баллоны с СО2, вставить модную выжимку цепи в якорь рулевой колонки, а шестиграннрик – в крепление для бутылки. И наслаждаться полной свободой. Тем не менее, основная масса не только простых людей, но и многие прорайдеры постоянно гоняют с рюкзаком. Конечно, он немного сковывает движения, но когда привыкаешь катать с рюкзаком – он становится практически незаметным. Особенно если использовать компактные легкие модели. В гонках РЭС защита спины не обязательна в отличие от EWS, поэтому рюкзак с защитой спины я бы не советовал, так как он тяжелее обычного, а его большая площадь соприкосновения с телом перегревает спину, особенно, когда на улице жарко.
 
Запас воды, еды.

Блог им. Dustman: Подбор компонентов и выбор экипировки для соревнований по эндуро и катания в горах.

Такое количество еды я брал на почти 6 часовую тренировку (118 км по асфальту. Съел примерно половину, как раз столько беру на длинные эндуро гонки).
 
Большой плюс использования рюкзака – возможность взять с собой немного еды и больше чем 500мл воды, которых часто не хватает, особенно в жаркие дни. На гонки я беру с собой банан, немного сухофруктов и орехи, также неплохо взять пару углеводных гелей — идеальный набор для восстановления минерального баланса и подпитки белками, жирами, углеводами.
 
Использование экшн-камеры для изучения трасс.

Блог им. Dustman: Подбор компонентов и выбор экипировки для соревнований по эндуро и катания в горах.

 
Чтобы лучше изучить многочисленные спец-участки гонки полезно использовать экшн-камеру, записывая проезды по трассам. Лучше ехать одному, так как ваш друг в кадре будет приковывать внимание и отвлекать от запоминания трассы. Лучше просматривать трассу не целиком а отдельными участками, повторяя их по 5-10 раз. Для меня только такой прием оказался эффективным. Если смотреть весь заезд целиком, то я ничего не могу запомнить и только после 5-6 раза просмотра короткого участка (5-15 секунд) начинаю вникать. Хорошо помогает определять ориентиры в кадре. Например, большой камень размером с колесо справа от трассы за 10 метров до поворота или характерное большое дерево помогают ориентироваться и запоминать важные элементы. Особенно помогает использование экшн-камеры на таких гонках, как La Endura в Краснодаре, где очень много трасс, по которым вряд ли получится проехать больше 1-2 раз и соревнования в Алуште, где некоторые трассы имеют большую протяженность. 
?

Комментарии (78)

0
Отличный обзор, спасибо!
Интересует еще два момента, которые не упомянуты  - грипсы (их толщина и жесткость и влияние этих параметров на результат) и компаунд покрышек.
Какие будут рекомендации применительно к предстоящим этапам РЭС? 
 
avatar

AntonSpiridonov

0
Грипсы очень индивидуальная тема. Я люблю толстые, но это редкость. Про компаунд сейчас в пост добавлю.Про грипсы тоже добавил.
Последний раз редактировалось
avatar

Dustman

0
Как раз мнение про индивидуальные предпочтения быстрых спортсменов и интересно. Спасибо за добавление информации в пост!
avatar

AntonSpiridonov

0
у тебя на фото не родно
avatar

wibird

0
блин
… не родной подседел для этой норки, а в статье ни слова про «какой» и «почему»
avatar

wibird

0
Да, подседел действительно не родной. Штатный Reverb был слишком длинным, там при внутренней проводке торчит штырек, который упирается в раму и подседел не опускался на сколько мне это было надо. В полностью выдвинутом положении я с трудом доставал до педалей)) Поставил KS Lev integra, намучался с ним ужасно. Нормально он проработал первые две недели, в Краснодаре и Крыму. Потом перестал выдвигаться до конца, подкачка не помогала, с тех пор он почти все время прожил в сервисе, возвращаясь ко мне максимум на неделю. В начале осени мне сломали какую-то деталь внутри при очередной переборке, мастерская дала на замену Lev с внешней проводкой, он без проблем проработал 5 недель. Мой починили в итоге, но через неделю он снова сдох. Думаю что ставить на следующий сезон.
avatar

Dustman

0
а не думал укоротить провод у реверба?
у себя планирую укоротить насколько возможно) 
avatar

wibird

0
Так я же поменял реверб сразу на КС, если на новом байке решу оставить Реверб, возможно, буду укорачивать. Там дело-то не в проводу было, а в алюминиевом штуцере, который снизу торчить. Его к сожалению не укоротить.
avatar

Dustman

0
Спасибо за пояснения по ширине руля, пойду пилить) 760 субъективно был очень комфортным, с 780 начинаешь больше собирать деревья и пыхтеть в узких поворотах.

Мне кажется еще стоит добавить про баренды, особенно в условиях гор. 
avatar

sayrius

0
А что про барэнды писать? В комплекте к грипсам шли крепкие пластиковые затычки. если грипсы с локонами, то затычек дотаточно, Esi в комплекте дают какие-то свои заглушки. Были у меня и модные алюминиевые от Hope но осоого профита от них не увидел, только снимать\ставить муторно.
avatar

Dustman

+1
если еси пользовать долго, то они от эпизодического втыкания руля в грязь забиваются песочком в щель  и начинают елозить с краю. тут мощные барэнды помогают. но мне с ними не очень удобно было.
Последний раз редактировалось
avatar

raskladnoy

+1
Мне всегда нравился вот такой вариант
 
avatar

sayrius

+1
Улыбнул фразой об ободах i25, которые не поставляются в Россию: как-будто из-за бугра враги не дают покупать :)
avatar

yurtsa

0
Дают конечно)) просто они прилично тяжелее и мой выбор низкий вес i23.
avatar

Dustman

0
Как относишься к WTB KOM?
Поставил бы себе, или слишком легкие?
avatar

skadi

0
У меня есть комплект колес на этих ободах, использовол их в Игоре, Малиновом эндуро и Окском. Сейчас 2 месяца катаю уже в горах на этом ободе, причем на заднем колесе. КОМ не любит камни — заминается довольно легко, но в остальном на удивление крепкий для своего веса.
avatar

Dustman

0
Евгений, известно что-нибудь про обода WTB Asym i29? И есть ли смысл ставить их взамен 22-миллиметровых ободов? 
avatar

kataguk

0
мб стоит добавить в статью материал про грязевые зазоры в вилках? (в некоторых отчетах с рэс пайк например поругивали)
вряд ли, конечно, кто-то поменяет свою вилку на другую, но вдруг кому то и поможет
avatar

RomaHaritonov

0
В прошлом посте twentysix.ru/blog/125796.html я об этом уже написал)
avatar

Dustman

+32
В гонках эндуро еще некисло помогает не бухать, не курить, иметь собственный пикап для подъема в гору, кучу запасных частей (типо амортов, цепей, звезд, камер) и тренироваться как сотона. Интересно, скольким удалось собрать все плюхи?
avatar

jewish4x

+7
у меня все присутствует из твоего списка, кроме кучи запасных частей)) С собой только замок для цепи, пара звеньев, петух и колодки запасные, и то только если старые подходят к концу. За два года стер ротор шимановский 86-ой до алюминиевой сердцевины, поставил старый от Avid) 
avatar

Dustman

0
А можно поподробнее про модную выжимку, которая в якорь вставляется. Чесссно ни разу не видал.
avatar

generalnik

+22
avatar

Valilenk

+11
Жень, ты не прав, что ESI прокручиваются от дождя. Тем более есть барэнды, которые решают проблему порезов по краям и попадания грязи при падениях. Три года на этой фигне катаюсь, никогда не прокручивались. Но на важные гонки грипсы меняю на другие.
При этом Кирилл Бочаров правильно замечал, что силиконовые грипсы такие мягкие, что на толстых версиях есть ощущение прокручивания. Это так, потому что верхний слой чуть двигается относительно нижнего. Но это не от дождя. Это предупреждение для не вылезающих со сборов ребят с длинными пальцами. Стоковые пластиковые заглушки — как стоковые пластиковые наушники с айфоном. Кому-то ок.
Последний раз редактировалось
avatar

Valilenk

0
принято, поправлю, я сам на них не катался.
avatar

Dustman

0
Толстые ЕСИ не крутились в Ялгоре. Хотя сырости там хватало оба раза. Да и опосле гонок велик(и гонщек) мылся скидыванием в озеро.))
avatar

amstafff

0
Только я прокручивал именно на руле. Причем приклеены все были по всем самым правильным правилам.
avatar

B-race

+1
Что-то тут было очевидно не так. Начиная со слова «приклеены».
avatar

Valilenk

0
Я точно не знаю как правильно, но все говорили, что сделано все по уму. В том числе ты.
avatar

B-race

0
в инструкции нет ничего про клей. я те грипсы не ставил, так что не в курсе, что там было не так. может грипсы уже чем-то высушенные изнутри. Фиг знает. Я уже три пары еси снял тупо от старости и они не крутились.
avatar

Valilenk

+3
Ты забываешь, что Бочар проворачивает и затянутые локон грипсы, а всё что просто натягивается на руль по умолчанию проворачивается =)
avatar

Vlomoboy

0
На некоторых типах лака на карборулях действительно не держится. Пример — truvativ noir t30
avatar

skadi

0
да, это можно себе представить. замечал, что на карбон надевается проще. как, конечно, и в выносе он крутится.
avatar

Valilenk

+2
Я не такой брутальный, и катаю без запредельной жести, но тоже не представляю как их провернуть.
Ставил на алю руль Pro Tharsis, «по мануалу»… т.к. обезжирить было не чем — тупо купил водки, протёр руль, дождался пока высохнет, поставил грипсу на ладонь, плеснул туда, закрыл сверху, потряс и шустренько нахлобучил на руль. 
avatar

pustota

+4
Приклеены на вискарь?
avatar

amstafff

+9
На Борщ!
avatar

bizzarrro

0
все по правилам
avatar

Valilenk

0
Каким правилам?
avatar

Willy

0
Которые нарушают
avatar

tazhate

+19
Такс) Есть пара поправок-дополнений, например обода — внутренняя ширина обода влияет не столько на фактическую ширину покрышки, сколько на внутренний объём. Что даёт больший объём покрышки думаю не будем обсуждать)
Далее рули и выносы — ширина, длина всё понятно, а вот подъём руля, кольца под выносом почему не описаны?
Про звёзды — для топов может и важно крутить везде, в том числе и вниз, но вниз педаляжом отыгрывать будет как то смешно по сравнению с подъёмами, да, конечно в гонках за каждую секунду борьба ведётся, но в наших условиях только в топ3-5. Остальным же можно не париться и ставить передние звёзды меньше, чтобы в подъёмах было проще.
Забыл ещё про вес на ободах-покрышках, скорее они влияют на разгоны-ускорения, чем на монотонное вкручивание по плоскости или вверх.

Ну и в качестве завершения не касаемо темы поста — есть мнение, что без базовой техники полученной на хартейле и в частности на топталках можно не обсуждать эту самую технику в любых условиях.
По экипировке всё слишком индивидуально, чтобы обсуждать, если по тех. части ещё чтонить придумаю — напишу) Спасибо за статью)
avatar

Vlomoboy

0
Внутренняя ширина обода может влиять на объем в случае разницы хотя в 5-7 мм, меньше это ниочем. Скорее это важно для разной ширины покрышек, для узких (2.1) можно поуже обода до 21 мм, для широких 2.3-2.4- пошире. 
вес ободов и покрых безусловно, сильно влияет на монотонное вкручивание вверх. Иначе кантрийщики так не парились бы за вес колес.
Про звезды в целом согласен, ну я вроде примерно так и написал же?
На счет техники — тут и спорить никто не будет, пост не за технику. Кстати, если про хардтейл согласен с тобой, то про топталки точно нет 
avatar

Dustman

+1
С точки зрения физики, инерция тяжелых колес при равномерном качении по плоскачу или вверх не должна влиять. Другое дело, что влияет вес самих колес как возимой неподвижной массы, так и движение бывает равномерным только по хорошему асфальту.
Последний раз редактировалось
avatar

skadi

+5
Дичайше нубский вопрос.
Жень, сэг на вилке в каком положении измерять? Стоя по центру, сидя, или стоя загрузив передок?
Я в детстве ни как не мог сообразить, а сейчас даже не знаю сколько у меня сэг )) давление выставляю по ощущениям.
Вдруг не один я такой потерявшийся
avatar

raskladnoy

0
Аккуратно полностью на байк сел, в положение при котором ездишь, потом аакуратно слез. И по резинкам смотришь.
avatar

generalnik

+2
Вот смотри: Давление одинаковое. Я сижу на велике на опущенном седле — один сэг, стою на педалях — другой сэг, сижу на поднятом седле — третий сэг. В каком положении мы считаем, как правильно мерять сэг? Я лично считаю по стоя на педалях и нагрузив слегка вилку
Последний раз редактировалось
avatar

Werewolf

+32
АТАКУЮЩАЯ ПОЗИЦИЯ!
Аки коршун. 
avatar

B-race

0
Как измерить сэг, если он нулевой?
avatar

Willy

+3
Это для заденго аморта так измеряется сэг
avatar

Dustman

+1
Можно хоть сидя на руле измерять, если делать это каждый раз одинаково. Главное найти свои оптимальные значения по давлению и от них отталкиваться.
avatar

Willy

+1
Так и не поняв раньше как делать правильно пришел к тому, что у меня давление в вилке и аморте прежде всего инструмент регулирования геометрии байка. Как в горы, так вилка до дуба, ни какими 30% стоя по середине не пахнет. Сейчас купил бОльшую вилку в надежде наконец поездить не на ригиде (утрирую, конечно, но всё равно очень жестко). Понимаю, что вилка не отрабатывает, но если она клюёт, ехать вообще не могу
Последний раз редактировалось
avatar

raskladnoy

+3
чет жеско))
avatar

bizzarrro

+1
А может низкоскоростную компрессию подкрутить? ;-)
avatar

Macho

0
это было бы слишком просто. конечно вкручена.
avatar

raskladnoy

0
У аморта 30% хода штока совсем не всегда равны 30% хода подвески. Ибо рычажность и все дела. 
avatar

schmel

+1
Первое попавшееся видео настройки на примере Комменсаля - 
vimeo.com/128897902 
avatar

Delar

0
сэг в вилке измеряется стоя по центру
avatar

Dustman

0
Я думал и для аморта это справедливо.
Т.е. атакующая позиция. Почему для аморта сидя? Есть у меня свои варианты ответа, интересно совпадёт ли )
avatar

pustota

0
Круто! Жень, а какие у тебя настройки подвески? в пайке сколько проставок и есть ли проставки в аммо? И являешься ли ты сторонником высоких рулей/коротких выносов/колец под выносом на больших уклонах? И что ты думаешь о грязевой резине типа Шорти и мягких компаундах (ну ил 3ц) для гонок? Кроме специфичных условий типа откровенной грязи или такой же сыпухи?
Последний раз редактировалось
avatar

Werewolf

0
Про компаунды и проставки в пайк написал же! шорти не пробовал, но в Краснодаре интересно было бы попробовать, как по сухой сыпухе, так и по мокрому. В аморте проставок нет.
avatar

Dustman

0
Сорри, просмотрел. Я думал ты по хардкору, 3 проставки в вилку )
avatar

Werewolf

+8
Евгений, спасибо за пост! Круто, что мой коммент к твоему предыдущему посту породил этот пост. При встрече крепко пожму тебе руку. На мои вопросы даны ответы, спасибо тебе, успехов и до встречи! 
avatar

kataguk

+1
Где погонять — написал. В чём/на чём погонять — написал. 
Осталось написать, как гоняться также, как сам.) 
avatar

Marakyja

+2
Если есть желание гонять быстро, стоит начать с гонок мини-ДХ, посещать все, что есть в регионе. Их полюбому больше, чем эндуро, а трассы часто интересные и позволяют развиваться. ДХ в горах тоже поможет быть быстрее, это следующий этап. Я именно так начинал. Есть множество обучающих технике видео в интеренете, например, от Фабьена Бареля очень классные. По физухе немного сложнее — лучше обзавестись тренером, если хочется реального прогресса.
avatar

Dustman

0
Жень, а зачем ты в Алуште залепил скотчем крутилки в аморте? Не пользовался ими или они поломались?

Как человек, в прицнипе, далекий от спорта и катающийся для себя, подтвержу, 32-36 без расширителей в принципе хватало, никаких проблем не было. Возможно было бы круто иметь расширитель, но тогд имеет смысл задуматься о ведущей 34 звезде. Таки вниз тоже приходится крутить. 
avatar

racerx

0
Залепил, чтобы не потерять, раскрутился болтик крепления рычага пропедала, шестигранника на 1,5 не нашлось. Уже один раз терял в петрозаводске, на городском споте, но тогда Оля нашла рычаг в траве! В итоге все равно потерял на гонке в Севастополе и теперь там живет вот такой колхоз от Becycle. Кому-то повезет скоро)


Я вообще всегда заморачивался на счет покрутить вниз, поэтому сейчас у меня 34 звезда, которой иногда не хватает. На марафоне Крымский зачет выкручивал 40-11 много раз.

 
avatar

Dustman

0
Ни разу не был на собере и потому глупый вопрос, на трейловом хардтейле реально участие в категории open?
avatar

toresvelo

0
Конечно реально, при наличии хорошего скила можно и в основной категории, но в опене трассы проще, хотя в целом на Собере не очень много камней, корней пока тоже не раскатали почти нигде.
avatar

Dustman

0
На примере прошлого года могу сказать, что парень на кантрийном хардтейле был 4ый:) Так что вообще без проблем
avatar

Delar

0
Про руль надо все-таки ориентироваться еще и на рост. Мне при 2 метрах роста стало комфортно ездить в горах только с 800мм. С этим рулем меня пугали в крыму трассой «Кустистая» но особых проблем не возникло и даже ЦГ в страве взял на короткое время, пока ее не раскатали =)
avatar

Antoshko

0
На сколько я знаю, самый узкий руль на КМ по ДХ у Стива Пита — 760мм. Тот еще детина) 
Конечно, все индивидуально, но по большому счету от роста не зависит, в том же ДХ полно низких быстрых парней с рулями 800. А как пример надо не кустистый брать, а 1 СУ последнего эндуро в алуште Нью-Нью-Йори. Там почти как раньше на Романтичке в Битце, пока объезд узких ворот не накатали, сильно оттормаживаться приходилось, чтобы не задеть. На гонке объезд закрыли, кстати)
avatar

Dustman

0
Не довелось пока прокатить 1 СУ, протестирую через месяц.  
avatar

Antoshko

+4
Всё же от плечь больше зависит, чем от роста.
avatar

racerx

0
Если ты имеешь в виду часть руки от локтя до ключицы, то тут от роста прямая зависимость. Ну и при стойке, когда локти в стороны разведеры, то как раз длинна плечей и играет роль. У меня на узких рулях стабильность падает и на рассколбасе сильнее мотает туда-сюда руль. Это как отжиматься, чем уже поставлены руки, тем сложнее.
avatar

Antoshko

+6
Думаю речь про «ширину плеч», которые из шеи торчат ) Т.е. горизонтальный размер в месте крепления палок рук к остальному организму)
avatar

pustota

0
А вот еще моя статистика про рули. Раньше в ДХ был 760, деревья ни разу не задевал. Вроде как он слегка погнулся, купил другой, новый на 780 не стал упиливать, деревья просто так ни разу не задевал. За весь год задел деревья только 2 раза в гонке и только в финале! 2 финала было слито по этой причине.
avatar

Deon

0
А есть ли рекомендации, какую светотехнику использовать на ночном этапе?
Где-то проскальзывала информация, что идеальное сочитание: на лбу — ближний, на руле — дальний. Но это без цифр (сколько диодов, сколько люменов и тд). Хотелось бы услышать рекомендации по достаточному минимуму)
avatar

Tramontana

0
Не факт, что лучше ближний на лбу, по мне так обе фары должны быть достаточно мощными, а так как по всем правилам смотреть на трассе часто надо подальше вперед, я предпочитаю мощный точечный фонарь как раз на лбу. А широкое пятно метров на 6-8 как раз на руле. На счет минимальной мощности не скажу, сам брал по максимуму.
avatar

Dustman

+1
С дешевыми фонарями точно не стоит катать в сложных условиях ночью. Там не только сила света важна, но и выживаемость фонаря при постоянно трясучке и падениях нужно учитывать. Фонарь на руле важен для понимания рельефа, потому что фонарь на лбу делает все плоским. А вот на лбу фонарь еще важен и для высвечивания веток, которые могут неприятно придти в голову. Идеально, когда фонари и на руле и на голове имеют и яркий пучок и достаточный рассеянный свет. По люменам сложно сказать. Не всегда приводимые цифры означают реальную яркость, особенно у китайских фонарей. Одно можно сказать точно, что фонари с отдельным блоком под батареи светят достаточно ярко.
avatar

Antoshko

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.