Dustman — Norco Range C7 2017 - все познается в сравнении
Ниже, длиннее, острее – такие эпитеты мы читаем в обзорах новых байков для эндуро уже не первый год. Инженеры и маркетологи каждого продвинутого бренда повторяют эти слова, словно мантру, пытаясь убедить нас, что двигают прогресс в правильном направлении. Но так ли это на самом деле? Я попробовал разобраться на примере трех поколений Norco Range, на которых катаюсь последние 5 лет.
Как только прошлой зимой появились подробности о новых Norco Range и Sight, я понял, что придется менять байк 2016 года, которому на тот момент стукнуло только пол года. Зачем? Попробую объяснить. На самом деле, тенденция к удлинению базы и переднего треугольника, а также к заваливанию угла рулевой началась несколько лет назад и сейчас практически все бренды кричат, что их байки стали длиннее, ниже и «острее» (применительно к углу вилки). То, что 4-5 лет назад в геометрии считалось правильным для эндуро, теперь применяется для АМ и «трейла». Наверное, я в тайне мечтаю о даунхильном байке, но иметь его нет возможности, да и возить с собой еще один велик ради пары гонок в году нет смысла. Поэтому любое изменение, приближающее эндурик к даунхильному велосипеду, я воспринимаю с особым энтузиазмом.
Первое поколение Rangeпоявилось в 2010 году и сейчас это уже третья абсолютно новая рама с этим названием. У меня были рамы всех поколений, первого поколения рамы были только в алюминиевом варианте, два байка второго поколения – карбоновых, и наконец, совсем новый. Но именно в 2017 году изменения оказались существенно более серьезными. Для меня главным стало удлинение базы на 3 сантиметра и reach на 2 см. Более крутой угол подседельной трубы и жалкие пол градуса рулевой (65 против 65,5 прошлого поколения) меня не интересовали.
Если взять Range 2 первого поколения, который появился у меня после короткого во всех отношениях трейлового Ibis Mojo, пусть и заточенного под эндуро вилкой 160мм (угол при этом был 68), то это было настоящим откровением. Мощная алюминиевая рама была гораздо жестче, а угол 66,5 и ход 160мм сзади давали чувство полной вседозволенности на самых жестких спусках. На гонке Trans-Savoie, где я участвовал в 2013 году, мне с легкостью покорялись самые страшные съезжалки и свитчбэки. Единственное, что хотелось поменять тогда, это вилка RockShox Lyric с регулировкой хода, которая работала нестабильно и периодически ломалась. Осенью я сделал то, до чего производитель дошел только в 2016 году – поставил Lyric с ходом 170мм и картриджем от Boxxer. Это сделало байк еще более мощным и способным на подвиги.
Геометрия всех поколений Range
Следующее поколение, уже на 27-х колесах, появляется в 2013 году сначала в алюминии, а затем, в 2014 году Norcoделает карбоновую раму, которая на тот момент у меня и оказалась. Какого-то прорыва в геометрии не было: угол рулевой завалили на 0,5 градуса, каретку опустили на 15мм, символически увеличили Рич, а база и вовсе стала меньше из-за того, что перья укоротили на 10мм. Но байк ехал гораздо увереннее по всякой жести, в первую очередь из-за больших колес, а также четче проходил скоростные повороты благодаря низкой каретке. Обратной стороной 27-х колес стали некоторые трудности в управлении. Основные проблемы описать просто: на крутом уклоне в шпильках, резких поворотах, или при съездах с уклона полки или в контруклоны байк затыкался, норовя выкинуть через руль. На старом Range такого не было. Еще из объективных ощущений: чем больше скорость и круче уклон, тем короче мне казался старый байк. Не то чтобы ему не хватало стабильности, но на жестких каменных садах иногда он казался немного нервным, и не доставало расслабленности.
Оказалось, решить эти проблеыу просто, и Norco блестяще справились с этим, создав 3-е поколение Range. Основные изменения в геометрии, которые позволили байку стать более понятным и предсказуемым – база выросла на 30мм, Рич – на 17мм, а угол стал еще острее на 0,5 градуса и теперь равен 65. Не так много, но для меня оказалось достаточно, чтобы четко почувствовать разницу. Из других изменений – перья выросли на 4 мм до 430мм, угол подседельной трубы стал 74,5 против 72,8 у прошлого поколения. Ехать вверх стало реально легче, благодаря тому, что вес сместился ближе к переднему колесу. Не знаю, как это объяснить с точки зрения физики, но почувствовать оказалось легко.
Пример трейла, где хорошо чувствуется разница со старым Range
Что касается работы подвески, то с удовольствием подтверждаю заявления конструкторов о том, что прогрессия увеличилась. В отличии от предыдущего байка, пробить подвеску на сэге 30% мне пока не удалось, хотя я старался.
Конечно, Rangeне является рекордсменом в плане длинны базы или Рич. Например, новый Cannondale Jekyll может похвастать базой в 1193мм и Ричем 448мм при аналогичном угле рулевой, но он уже комплектуется выносом 35мм, на Norco же стоит 50мм, и иногда я задумываюсь о том, чтобы попробовать покататься с более коротким выносом. Сложно сказать, насколько дальнейшее удлинение изменяет управляемость, и в какую сторону, но и цифры Cannondale — это далеко не предел. На 2018 год анонсированы байки с рич более 450 в размере М и углом рулевой 64 градуса. Можно еще вспомнить, что и сейчас существуют байки, выпускаемые ограниченным количеством с ричем в районе 500мм, но как управлять таким трамваем, я не представляю. Все же, АМ катание — это не даунхил. На естественных трейлах часто встречаются резкие затычные шпильки, и я уже слышал от владельцев байков нового поколения в размере L(у которых база переваливает за 1210мм), что иногда они с трудом помещаются в повороты, и вообще на некоторых трейлах чувствуют себя «слонами в посудной лавке». Наверное есть золотая середина, но пока эксперименты продолжаются. Я же доволен тем что есть сейчас, благо есть с чем сравнить.
Чтобы ни говорили о том, что все эти изменения сделаны, чтобы байки стали быстрее на гоночных трассах, главное – это субъективные ощущения от катания. Так вот по моим ощущениям, байк стал стабильнее на скорости, на жестких спусках и более предсказуемым в резких поворотах на большом уклоне. В целом, чем больше клон, тем сильнее чувствуется преимущество нового байка. Это та разница, которую можно почувствовать и которая делает катание более приятным. На самом деле, на гонках играют роль совсем другие факторы, в первую очередь тренированность и раскатанность конкретного спортсмена, а не цифры геометрии или ход подвески.
Но не геометрией единой живут байки. Если смотреть на конструктивные недостатки, то у старого байка, на мой взгляд, была только одна проблема. Петух Syntace крепился торцом к нижнему перу, одним болтом, который вкручивался сверху, насквозь через перо в петух. Чтобы он не проворачивался вокруг болта, в нем был предусмотрен небольшой штырек, который входил в углубление пера. Но соединение получалось неплотным, и петух при тряске произвольно проворачивался на миллиметр вместе с болтом, в результате чего страдала точность переключения. На новом Rangeкрепление петуха позаимствовано у даунхильного Aurum, на вид он очень прочный и намертво прикручен к перьям осью заднего колеса. Правда в отличие от Syntace, который встречается на байках других производителей, этот петух подходит только к этой модели, зато проблем с ним нет.
Еще одно конструктивное изменение – верхнее коромысло, сжимающее амортизатор, теперь состоит из двух половинок, которые скручиваются вместе двумя массивными алюминиевыми болтами. Раньше коромысло было сварным, и Norco говорили, что это жестче и прочнее, чем сборная конструкция, которая всегда использовалась на модели Sight. Сложно представить, что новое коромысло стало менее прочным или жестким, но шаг несколько странный. Объясняют они это более точным и стабильным изготовлением сборного элемента. Не знаю, но новое коромысло выглядит мощно. Здесь же поселилась и еще одна новая тенденция – амортизатор с метрическими размерами. Но главное здесь, конечно не в чем его мерить, в дюймах или миллиметрах, да хоть в попугаях. Основное преимущество новых амортизаторов в том, что в узлах их крепления к раме теперь используются промышленные подшипники, вместо втулок скольжения. И это еще одно изменение, которое можно отчетливо ощутить. Подвеска работает более плавно, особенно на мелких неровностях.
Не все амортизаторы нового стандарта крепятся сбоку, есть и обычные варианты. Здесь сверху — огромная регулировка отскока.
Не обошлось на новом Rangeбез еще одного стандарта, который активно внедряется во все велосипеды, от кросс-кантрийных до эндуро. Речь, конечно, о новых втулках Boost. Вместо 100Х15 и 142х12, они имеют размеры 110х15 и 148х12. Все расширение пошло на фланцы, и поставить старые колеса, поменяв небольшие колпачки, не получится. Раньше Hope и DT можно было переделать под практически любой стандарт, от эксцентрика до оси 20мм спереди и 12 мм сзади, но для новых втулок такой маневр не предусмотрен, увы. Теоретически, новые колеса должны быть жестче, но в данном случае почувствовать это получится вряд ли. Единственный бонус нового стандарта – вилка стала существенно шире, благодаря чему увеличился грязевой зазор, да и выглядеть она стала мощнее.
в задних перьях тоже внушительный грязевой зазор, особенно снизу
Еще один ракурс. Здесь же видно толстое ухо крепления ICSG. Для любителей поставить Bash-guard и врубиться им куда-нибудь.
Есть и шаг назад у нового Range, в сравнении с прошлым поколением. Это качество краски, а точнее лака, покрывающего раму. Старый был покрыт прочным матовым лаком, который без какой либо защиты пленками практически не поцарапался за год интенсивного использования. На новом же байке появились сколы и мелкие царапины после двух дней катания на Ялгоре.
А вот прокладка рубашек через раму стала более качественной и продуманной. Менять их теперь гораздо проще благодаря увеличенным отверстиям, в которые вставляется большая заглушка, надежно фиксирующая гидролинию и рубашку.
Промежуточное положение компресси я не использую, только вкл\выкл. Кстати «пропедал» здесь гораздо эффективнее, чем на CC DBAir, который стоял на прошлом байке и крепление для бутылки теперь отлично помещается.
Пластиковая защита в самом уязвимом для вылетающих камней месте
Диаметр штыря стал 31,6 вместо 30,9 и комплектуются байки теперь штырем RF Turbine вместо RS Reverb
Range в естественной среде обитания
-
добавить в избранное
2
- +134
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (89)
У других производителей велосипедов при увеличении рича до 500 не увеличивается задний треугольник в отличии от норки: перья не растут в длину, подседельная труба вверх, по факту ХЛ норки даже в теории малопривлекателен. Но и Л у нас днем с огнем не сыщешь.
А так хорошо шо написал про лисапед, жаль к концу сезона.
Azog
Dustman
Для людей 185+ конечно М-ка не нужна, но таких Л-ек не привезли вобще от слова совсем.
Azog
Dustman
fb_1196330000423647
Dustman
ilyamaksimov
Chute
Dustman
#рукалицо
AlexanderFrolov
alistair
amstafff
Azog
Dustman
Да и в обзорах упоминается сугубо даунхильный характер новых Патрулей. При этом борясь с излишней трамвайностью с помощью уменьшенного офсета вилок.
amstafff
Jahtaka
Но с ростом подседельно вверх — как-то перебор.
Chute
kirill-k2
gsom111
Dustman
gsom111
Zmey
Dustman
Jahtaka
DenisGryazev
alistair
На карбоновых сайтах, насколько я помню, в 14-15 годах были проблемы с перьями. В 2014 году был официальный отзыв https://www.norco.com/range-support/ рейнджа.
Т.е. покупка новой норки — это всегда такая небольшая лотерея, которая может закончиться потерянным летом и рамой с перьями/треугольником другого цввета, ну оно на скорость не влияет.
DenisGryazev
Traktor23
Dustman
Я тебе фоточку подправил, родной, так получше.
DenisGryazev
Dustman
Shushpanchik
Jahtaka
barbaris
Shushpanchik
Jahtaka
Но согласен, что прежде всего привычка и навыки, и через некоторое время адаптируешься практически к любому байку, особенно, если он действительно больше подходит, чем предыдущий, может только корректируются навыки катания.
И слишком длинных байков массовые производители пока так и не сделали, запаса ещё немало.
Chute
Azog
Рост 180, труба 48, плоские топталки, реверб 125 утоплен до гайки.
Но бывают и другие люди. У Шизы 180 рост, 49 труба (странные типы в комменсале), а 150 КС выдвинут сантиметра на 2 из трубы.
Naman
Azog
Naman
Azog
Lyoho
Azog
Lyoho
Azog
Но теперь мне это не кажется что ощутимо повлияет на размер дроппера.
Lyoho
Chute
Но по факту все Норки пока ещё короткие, а для XL труба уже 510 мм (выросла на 40 мм!!! относительно Lки), а рич прирос всего на 22-23 мм, то есть налицо «забористость», что огорчает.
Chute
enduro-mtb.com/en/mtb-geometry-new-normal/
Naman
По части адаптации — я с удовольствием катал в горах на харде 17" ростовки, потом ДХ в размере L, который после харда был огромным, неуклюжим и неповоротливым, а к моменту продажи ДХ он уже ощущался сильно коротким. Следующий трейловый был по ричу примерно как тот ДХ (база ес-но меньше, так как другой угол рулевой), а последний эндурик радикально длинее всего предыдущего.
Сложности возникают только при попытке кататься на предыдущих байках, надо обратно привыкать.
Chute
Coil
Dustman
По итогу все сводится к сакральному «дело было не в машине»...
Coil
А про «действительно продуманный продукт» — это вообще сферический конь в вакууме. Это переменная, в принципе. То что сегодня действительно продумано, завтра никому уже не интересно, потому что трассы кантрийные стали похожи на ДХ всего несколько лет назад.
Тебе не нравится развитие, в принципе? Посмотри на чём ДХ ездили лет 15 назад и попробуй на этом проехать хотя бы эндурную гонку какую-нибудь, а потом расказывай про разводы маркетологов.
И да, понятно, что новейший топовый байк не выкатит тебя на подиум, даже если все конкуретны едут на ашанах, но в лучшей форме и технически круче.
pustota
Dustman
Jahtaka
Dustman
Но вот чехарда с передними втулкам просто не позволяет выразиться печатно, иначе назвать переход с 20х110 на 15х100, потом на 15х110, и вероятно скоро опять на 20х110 (но ес-но несовместимым с прежними 20х110) нельзя.
Chute
Volya
То есть наверное можно было везде оставить 157 мм задние втулки, но там есть сложности компоновки, хотя и решаемые.
Просто это немного напоминает анекдот про поросёнка с одной деревянной ногой ))), когда целиком убивать его было жалко.
Chute
Jahtaka
Я готов допустить, что игры с геометрией последних лет направлены на это же. Ведь у производителей есть возможность протестировать сразу несколько вариантов гео, а тест райдеры достаточно профессиональны, чтобы определить, что лучше. И теперь они удлинняют раму каждые два гда на два сантиметра, вместо того, чтбы сразу удлиннить на 4-5. Байки 18 года от Transition и Giant — яркий пример.
Dustman
Суть в том, что причин происходящего существенно больше и ты не все их видишь. Возьми, например, факт, что все люди разные и идеального велосипеда никогда не будет. Тот же факт что понимание катания и геометрии под него подходящей из года в год изменяются. Это процесс эволюции.
Jahtaka
Если бы это ключевое, да, потому что цели унифицировать нет. Это факт. Главная цель — это продажи. Безусловно прогресс идет вперед, байки едут лучше. Но чехарда со стандартами — не имеет к этому никакого отношения.
Dustman
Это мелкие конторы могут устроить
хайпажиотаж, заявив о себе ричем за 500мм. сразу. У всех на слуху, всем интересно. А потом чем играть будут? ричем за 650?)Хотя кто знает, ведь это и есть поиск, новая школа, эволюция, и всёвотэтовот
amstafff
Dustman
Вот скажи, если бы после Ренжда с ричом 413 мм тебе бы предложили байк с 475 мм, что бы ты сказал? ))))
Да ещё и за весьма солидные деньги. Даже если бы дали на тест, то привыкнуть ездить на новой геометрии это не такое простое дело, так как нужно сдвинуть немало устоявшихся навыков и рефлексов.
Вот поэтому эта канитель с + 10-15 мм каждый модельный год будет ещё долго длиться.
P.S. Мондракер сначала сделал длинный рич в сочетании с сверхкороткими выносами, потом начал возвращать выносы к просто коротким в сочетании с довольно тупым углом рулевой (чтобы не шокировать размером базы), а сейчас и угол делает более типичный и вынос и рич ещё немного подрастил.
Ригидность мышления сложно сдвинуть, особенно когда самим непонятно — куда двигаться и как это воспримут покупатели.
Chute
Azog
Факт про Спеш со слов их представителя можно пояснить простой фразой: «У нас востребованные улучшения и модернизации — мы их выпустили дополнив, а незаменив линейку». Т.е. теперь выбора больше. Это проблема? :))
Jahtaka
Dustman
Если бы ты просто катался на велосипеде, то какая разница междй тобой и французским почтальоном? Он даже круче, потому что больше километров накручивает :))
По поводу линеек и продаж. Вот отношение к продажам упомянутого Спеша: https://www.specialized.com/ru/ru/bikes.
404 — NOT FOUND | SPECIALIZED
По поводу текущей линейки на сайте были модели 17 и 18 годов одновременно. Сейчас уже оставили только 18 год. Значит смена поколения чаще чем обычно.
Jahtaka
А на счет смены модели Эндуро через год — выглядит, или как лоханулись, или специально так сделали, ведь каждый свой байк они преподносят, как нечто революционное. 17 год надо было как-то распродать, преподнесли как выбор.
Dustman
Azog
Jahtaka
Логично, что бустовые втулки имеют + 30% жесткости, т.к. там как расстояние между фланцами подросло.
Но совершенно непонятно, когда нужно остановиться с этой жесткостью. Вот 4.64 «жесткости» на картинке с поста — это много или мало? Наверное, много, потому что больше ни у какого колеса нет. А вот 2.36 — это уже мало, или еще нормально? А 1.42 — вообще в утиль или что?
SilentS
Dustman
Jahtaka
Dustman
Jahtaka
YakuT
Dustman
А тут есть такое?
Kirya
ouninpohja
Dustman
Если Спешей продано 50 штук в год (цифры от фонаря, лишь для понимая статистики), а норок 500 штук за тот же период, при выходе из строя каждой 25ой рамы (возьмём одинаковые цифры опять же для упрощения), у спеша в РФ сломалось 2 рамы, а у норки 20 рам. Половина клиентов забила на интернет и молча разобралась с гарантией, другая половина истерит.
В результате в сети мы получаем одного человека со сломаным спешем, которого все глумят потому, что он странный со своей проблемой, ведь «спеши не ломаются, а он катать не умеет, мама купила, а он сломал» и 500/25=20 из которых половина таки осилили гарантию, а другие десять истерят хором и ходят друг за другом по форумам и бложикам.
Чисто гипотетическую ситуацию описывал с цифрами от фонаря, но в ней мы имеем два бренда с абсолютно одинаковым процентом брака, но и с абсолютно разной репутацией в сети.
Я это всё к чему?
Среди моих знакомых просто неприличное количество владельцев двухподвесов Норко, но я не помню, чтобы кто-то что-то порвал или сломал. Хотя может и затерялся кто) Но есть спеш знакомого, например у которого перо треснуло. И то я не могу в том случае предьявить спешу. Мало кто настолько долго и по назначению гоняет технику.
pustota
На Спеше оно треснуло!
По поводу подшипников — у спеша все сделано на порядок лучше и защищено от внешней среды всякими проставочками и даже резинками и замены требует гораздо реже.
Я знаю двух владельцев таких же рэйндж ей, которым поменяли раму из-за люфта подшипников, у одного при этом были кривые крепления аморта.
А ещё на норке есть такая фича:
AlekseySatinaev
в общем у норки крайне низкое качество изготовления посадочных мест под промы. часть промов уже с завода могут сидеть на фиксаторе и просто выниматься пальцами, часть наоборот будут сидеть так, что выпрессовываются либо после нагрева, либо мощным прессом. реально круглых и сделанных под размер(выпрессовка и запрессовка с адекватными усилиями) прома посадочных мест если будет хотя бы 50% из тех 8ми и то уже счастье.
по сути там где делают норку оборудование раздолбано, гонят откровенный брак
ouninpohja
Dustman