Сборка байка — Низкий центр тяжести не делает велосипед стабильнее?
Журналисты розового ресурса считают, что не всё так однозначно.
Мы часто слышим от производителей фразы о том, что перенос амортизатора ближе к каретке снизил центр тяжести и сделал велосипед более стабильным. Звучит вполне разумно, ведь автомобиль кренится заметно меньше, если масса сосредоточена внизу, а не на крыше. Но с велосипедом всё не так однозначно! В системе райдер + велосипед, с общей массой около 100кг, перенос амортизатора весом около 1кг на 20см вниз, влияет на общий центр тяжести крайне незначительно. Пинкбайк посчитал, что в общей системе это примерно 2мм или 0.2%. Редакторы иронично шутят, что толщина носков на ногах влияет на ЦТ примерно также.
Ну ладно, не так много, но даже небольшие изменения в велосипеде могут добавить стабильности, так? Ну, это зависит от того, что мы понимаем под словом «стабильность». Если речь идёт про наклон велосипеда вперёд — назад, то тут как раз низкий центр тяжести даёт большую стабильность. То есть, если у двух велосипедов одинаковая база, но разный ЦТ, то клевать носом на торможении будет больше тот, у которого ЦТ выше.
Что касается поворотов и баланса, то по мнению редактора пинка, здесь поведение велосипед похоже на перевёрнутый маятник. А у перевёрнутого маятника: чем выше ЦТ, тем проще ним балансировать. Типа бейсбольную биту проще удержать на ладошке вертикально, чем карандаш. У неё выше ЦТ, так что у вас есть дольше времени на корректировку её положения, а амплитуда движения нужна меньше. Аналогично с велосипедом, если колёса съезжают вбок на каком-то камне или их сносит в повороте. На велосипеде с высоким ЦТ проще сохранить баланс. Пояснение на видео ниже.
При этом менять направление движения на велосипеде с высоким ЦТ (поворачивать на свичбеках, например) — труднее из-за инерции.
Ещё одним аргументом, на который ссылаются в статье, было уравнение control authority. Оно связывает высоту центра тяжести, а также колесную базу, ширину руля и угол наклона рулевой с «дерганностью» — насколько сильно велосипед реагирует на заданные воздействия. Меньшая высота ЦТ оказывает такое же влияние на этот «показатель дерганности», как и уменьшение колесной базы, увеличение угла рулевой или более узкий руль. Получается, более низкий ЦТ делает велосипед более «дерганым», а не более стабильным.
Не обращая внимание на очевидные плюсы от переноса аморта вниз, вроде увеличения полезного объёма внутри рамы для бутылок, как вы считаете: низкий центр тяжести делает велосипед стабильнее и управляемее, али наоборот? Почему выводы в статье розового ресурса получаются контринтуитивными?
-
добавить в избранное
- +79
- Мнения
?
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (23)
Но у меня там около 3 кг у каретки прям, так что это очень радикальный вариант.
Апд: да и весь велик у меня низкий капец.
slopestyler
Chute
nanaMEX555
ouninpohja
Жду теперь, когда наукой по губам повозят любителям блядских амо выносов.
GeraRuckus
YakuT
slopestyler
Чёт напомнило другую теорию, что с узким рулём меньше сил тратится, чем с широким, потому что при одинаковом угле их поворота концы короткого руля двигаются на меньшее расстояние.))
amstafff
Патент?)
GeraRuckus
Romirezz
Это уже всё было.
madfrog
Polkovnik
alzz
Coil
TApoK
В общем это вполне логично и понятно, можно было и не писать, просто может кому-то это будет полезно увидеть в напечатаном виде, а не просто ощущать.
Chute
Jahtaka
Chute
SPY
schmel
amstafff
Я к тому, что там где нужна была низкая рама и так делали низкие рамы. Просто дропперы добавили им универсальности.
А подседелки просто усиливают косынками и прочими «ручками для переноски».
schmel
Fathutdinov