ВелоиндустрияJoe's corner - Траектория движения заднего колеса не имеет значения


Мы продолжаем публикацию серии переводов статей Joe Graney — ведущего инженера Santa Cruz Bicycles. С предыдущей статьей можно ознакомиться по ссылке, а сегодня мы представляем его третью статью — «Траектория заднего колеса не имеет значения». В ней Джо поделится своими соображениями о работе велосипедной подвески.
Итак, слово Джо:
Очень легко заявлять, что что-то — отстой. Точно так же легко заявлять что что-то — это круто. Но проблема в том, что очень сложно доказать какое-либо из этих утверждений. И порой еще более сложно определить, в чем же заключается это «круто». Впрочем, иногда нам всем приходится это делать.

Это — первая из серии статей, в которой я расскажу о том, что мы в Santa Cruz знаем о технологиях велосипедных подвесок, и над чем мы работаем. После многих лет разработки и продаж двухподвесов настало время подвести некую черту под тем, что происходит сейчас, и, заодно, понять, чего стоит ждать в будущем. Мы планируем предельно ясно рассказать о тех вещах, в которых мы уверены, не забыв при этом и о том, что мы до сих пор изучили не полностью. Мы развенчаем несколько мифов, как можно более понятно изложим некоторые, не очень простые для понимания, концепции, а также покажем, где мы находимся, и куда планируем двигаться.

Часть один — траектория движения заднего колеса больше не имеет значения.
Это нечто, чего никто не хочет слышать — траектория движения заднего колеса не имеет никакого значения для велосипедной подвески. Это правда. Оси задних колес движутся вверх и вниз, и каждый может представить, что они следуют по какому-то пути, и это — серьезный способ задуматься над тем, каким же путем они следуют. Но, к сожалению, такое описание траектории движения заднего колеса как «вертикальная», «S-образная», «почти вертикальная», «со смещением назад» и т.д. — это чересчур сильное упрощение теории велосипедной подвески.

Это просто неверно. Когда-то Santa Cruz выпустил открытку с изображением S-образной траектории движения заднего колеса у V10 первого поколения. Это была ошибка, открытка была технически неверной, и мы просим прощения за это. У нас даже есть патент на эту траекторию, его номер 5628524, но мы больше не используем его при создании наших рам. Потому, что траектория движения заднего колеса не имеет значения.

Основной параметр движения заднего колеса при срабатывании подвески таков — расстояние между осью заднего колеса и осью кареточного узла не должно увеличиваться больше, чем на двадцать миллиметров. Поскольку иначе натяжение цепи станет чересчур большим, и вы будете чувствовать отдачу от срабатывания подвески на педалях (т.н. «педалкик»). Расстояние в 20 миллиметров было получено после огромного числа тестов — и это не должно быть тайной для любого производителя двухподвесов. Особенно важно это при использовании систем с несколькими звездами — с маленькими звездами шатуны, при натяжении цепи, смещаются сильнее, чем при использовании больших звезд. У нашего V10 удлинение цепи составляет более 30мм — но он предназначен для использования с одной, и, при этом, достаточно большой звездой, поэтому педалкик на нем не так сильно заметен. 

Таким образом, не важно, как именно движется заднее колесо у вашего байка при срабатывании подвески. Важно то, что, если вы используете несколько звезд спереди, относительное удлинение цепи в конечной точки траектории движения не должно составлять более двадцати миллиметров. Если вы сопоставите этот факт с тем, что любое нажатие вызывает аналогичное по силе расжатие, получается, что для траектории движения заднего колеса существует не так много каких-то необычных вариантов. И различий в траекториях движения задних колес однозначно недостаточно для того, чтобы сказать, что этот байк — хороший, а тот — полный отстой. Точно так же этих различий маловато для применения терминов «активен при торможении», «отлично педалируется» — что бы это ни значило, и так далее. Все это неверно. Это как раз то, за что получают деньги парни из отдела маркетинга — их просят придумать максимально простое и короткое описание того, почему новый байк крут. А потом повторять это снова и снова, пока эти слова не станут общеизвестными и общеупотребительными, пусть они и не имеют никакого отношения к реальности. А реальность такова, что траектория движения заднего колеса должна быть следствием других, намного более важных, параметров велосипедной подвески. И ни в коем случае не являться самоцелью — никто, в действительности, не стремится к тому, чтобы получить определенную траекторию, это просто самое простое объяснение «крутости» подвески. Таким образом, в действительности траектория движения заднего колеса вашего двухподвеса не имеет значения. А о действительно значимых для работы подвески параметрах я расскажу вам в следующих статьях.
  • Поделиться
  • добавить в избранное
    1
  • +12
  • Мнения
?
Tits are better than Strava

Комментарии (21)

+8
хочется сказать — «нет уж, теперь рассказывай!»
avatar

Valilenk

0
дык завтра и расскажет) Точнее продолжит — у него там несколько статей на эту тему.
avatar

kubas

+11
«траектория движения заднего колеса больше не имеет значения»
«Потому, что траектория движения заднего колеса не имеет значения»
«Таким образом, не важно, как именно движется заднее колесо»
«в действительности траектория движения заднего колеса вашего двухподвеса не имеет значения»

Утверждение можно было 4 раза не повторять, а доказательство следовало бы 1 раз таки привести.
//Замечение к Joe Graney естественно
avatar

exploit

+1
«Это как раз то, за что получают деньги парни из отдела маркетинга — их просят придумать максимально простое и короткое описание того, почему новый байк крут. А потом повторять это снова и снова»
Джо как бы показывает нам как работает маркетинг на своём примере. Думаю, теперь все поняли, что траектория движения заднего колеса не имеет значения.
avatar

TWR_DUUALL

+3
Никогда не задумывался, по какой кракозябре движется колесо у меня. Главное, что оно вдавливается препятствием, и выполняет единственную и элементарную функцию по поглощению самого препятствия, а все остальное — дело аморта. Таким образом, автар статьи развенчивает миф, придуманный его и подобными конторами, которые половину прибыли получают чисто из воздуха, на голой рекламе. Хотя это и так ясно :)
я вот другого не пойму — после такой серии статей у покупателя с 7 килобаксами в кармане встанет сам собой один единственный вопрос: «куда уйдет мое бабло?» :) Ответ — на рекламу и содержание команды с кучей красивых наклеек на трейлерах. И тут уж врятли Джо придумает чтото, что категорически вознесет СантаКруз над мидл-энд сектором по 2-3 кратно меньшей цене. Как и всегда, главную роль играет только чистолюбие и перфекционизм покупателя, а уж потом тип подвески и качество.
Спасибо за перевод, статья полезная. Перепост на кочке вызовет массовый суицид у теоретических дрочеров :) Аналогичной статьей про никчемность рычажности он подведет свою черту работе в данной конторе и будет скандально уволен за саботаж с криком «You're FIRED» :)
avatar

ssp

0
Таки че он париться то? по моему кроме его Сантакруза, траекторией движения заднего колеса никто и не выпендривался.
avatar

Romirezz

0
возможно это покажется странным, но ни единого раза в аргументировании «крутости» рамы не слышал даже упоминаний о траектории движения заднего колеса. Так к чему весь сыр бор?
avatar

kuzlich

0
Ну, например часто упоминают у даймоднов и прочих бут-р'ров мангуста. Там колесо «смешается назад, как бы облизывая препятствие».

PS У меня даймонд.

PSS Мне пофик))
avatar

asx

0
да ну, очень часто встречается
спеш раньше очень любил говорить, что преимущество фср, помимо отсутствия блокировки подвески тормозом, в том, что колесо движется строго вертикально, у них даже мультик про это был на сайте. Правда с появлением линкэйджа мультик убрали — видимо народ задавал чересчур много вопросов) Впрочем, упоминаний о том, насколько крута траектория движения заднего колеса в фср до сих пор полно, что на сайте спеша, что у тех, кто лицензировал эту подвеску — той же норки, к примеру. Сейчас, к счастью, об этом говорят все меньше и меньше — но, в любом случае, периодически этот несчастный rear wheel axle path появляется в пресс-релизах производителей.
avatar

kubas

+2
Эти статьи не о чем.
Они ни какой нужной и новой информации не несут. Автор статей пиарит синдикат и называет известные большинству рейдерам вещи другими словами.
Возможно перевод не качественный. ;]
avatar

Cyberathlete

+9
«траектория движения заднего колеса больше не имеет значения»
Не согласен, имеет.
Пример: вместо заднего треугольника жестко закрепляем на раме вилку-перевертыш (красный, выступающие ноги — желтый).
Основной параметр сохранен «Основной параметр движения заднего колеса при срабатывании подвески таков — расстояние между осью заднего колеса и осью кареточного узла не должно увеличиваться больше, чем на двадцать миллиметров.», тем не менее мы получили совершенно неработоспособную конструкцию, которая может смягчать лишь очень страшные свечки.
Заранее извиняюсь за картинку.

Это, конечно, крайность, но я надеюсь, что моя логика понятна.
avatar

Gregory777

0
ну у тебя тут вообще хардтейл…
avatar

TWR_DUUALL

+3
"… А потом повторять это снова и снова, пока эти слова не станут общеизвестными и общеупотребительными..."

Что он и делает в своей статье, повторяя одну и ту же фразу про незначительность траектории)
Ну оочень много бесполезной воды в этих статьях, как на форумах)
avatar

kitkoopa

+2
а стоит ли доверять человеку на зелёном тандеме с бейболкой «лузер»?..

)))
avatar

_schmidt_

+13
Может, у них продажи однорычажек упали..?)
avatar

kitkoopa

+2
Так и хочется воскликнуть:«да ты шооооо!..»
То есть он щас сказал, что впп (и прочие фср..) — это шарлатанство и развод? Круто. По-моему у человека просто пятничка затянулась.)
Впрчем не удивлюсь, если выступит какойнить босс и синдиката толкнёт спитч, про то что мол «Джо очень эксцентричный и весёлый чувак и любит приколоться. Но при этом это ответсвенный и дотошный инженер!»
avatar

_schmidt_

-3
Скандалы, интриги, расследования…

Интересно, в результате насколько многолюдного творчества рождаются статьи от имени Джо, сколько времени при этом проходит между написанием и публикацией. Очевидно еще и то, что статьи не обходятся без влияния тех же маркетологов, которые знают: не помешает денек-другой обсуждения на форумах для подогрева интереса, потом можно выложить новый более-менее логически связанный и технически правдоподобный (в рассматриваемом контексте) монолог.

Тогда логично и то, что цикл статей не для разрушения легенд затевался. При капитализме и при прямой зависимости между зарплатой и количеством продаж никто из монстров-олигополистов альтруизма не проявит. Далее «статьи от Джо» лично мне не интересны.
avatar

zyfix

+7
Как мне нравятся люди, которые во всем видят теорию заговора, уважаю)
Между написанием и публикацией, подозреваю, времени не проходит вообще, т.к. Джо пишет одну статью раз в несколько месяцев — раньше раз в месяц что-то писал, потом у него стало еще меньше свободного времени + он же еще ведет сантакрузовский блог, поэтому число статей, к сожалению, уменьшилось. Причем тут маркетологи, я, если честно, так и не понял, ну ок, сторонникам везде видеть ситуацию «все хотят меня обмануть» наверно виднее.
По поводу индустрии вообще — объяснение всем этим статьям намного более простое. Ты, к примеру, знаешь, как зовут ведущего инженера Трека? А Джайнта? Ну или вообще кого-нибудь из руководства этих компаний? Правильно, скорее всего нет, в лучшем случае широкая общественность знает человека, который занимается рассылкой пресс-релизов. Крупные велокомпании, продающие сотни тысяч великов, идут своим собственным путем, и пара сотен товарищей из инета, размышляющих, какую бы хай-энд раму им купить, что треку, что джайнту нафиг не интересна — они деньги на другом зарабатывают. Маленьким же компаниям, таким как Santa Cruz, Intense, Turner, Evil и т.д. важна каждая проданная рама. А технически продвинутые байкеры, которые и покупают такие рамы, как правило все в интернете, на тематических форумах и сайтах. Именно поэтому от инсайдеров в мелких компаниях мы и видим кучу информации — у них на тех же крупных форумах сидит практически все руководство, причем не просто сидит, а делится всякими интересными картинками, подробно рассказывает как и что у них работает, или, как в данном случае, пишет статьи. Никто не собирается никого обманывать — и вещи, кстати, Джо излагает вполне очевидные, что про колесо, что про перемещение центра вращения подвески, «плавающие» аморты, рычажность и т.д. — о всем этом будет написано в следующих статьях. Просто маленькие компании прекрасно понимают, что вот этим всем своим стремлением быть ближе к покупателю они приобретают в глазах своих клиентов имидж этаких «своих парней» в противовес большим компаниям, руководство которых, как правило, не является фанатами мтб, просто занимаясь бизнесом. В том же джайнте, треке, мериде и т.д. разработкой рам занимаются очень компетентные специалисты. Но они в инете, как правило, молчат в тряпочку, т.к. им это все нафиг не надо. А тот же Джо, или, скажем Виггл, на каждом углу рассказывают о том, как работает велик, на что надо обращать внимание, как настраивать подвеску и т.д. И именно этим они и привлекают покупателей, которые видят, кто именно разрабатывает их рамы, как происходит разработка, на что обращается внимание. При этом, при необходимости, любой желающий может спокойно позвонить в тот же SC, и лично пообщатья с Джо. Ну или, по крайней мере, написать ему — Santa Cruz растет, и у его сотрудников остается уже меньше времени на общение. И вот это «спокойно позвонить» характерно для любой маленькой компании. И это также нравится клиентам. А попробуйте добраться до инженера того же джайнта… Вот и все — и никаких теорий заговоров тут нет. И альтруизм тут абсолютно не причем.
avatar

kubas

+3
Именно потому, что Санта Крузу «важна каждая проданная рама», цикл статей где намеками, где рассказами о всем очевидным минусах разных стандартов, велодеталей и технологий производства, где ничего не значащими картинками, но сведется к тому, что Санта Круз делает отличные рамы. Пусть не лучшие (из скромности Джо), но уж точно самые конструктивно грамотные в индустрии:)

P.S. И сделал бы свою продукцию идеальной, если бы производители навесного не путались под ногами со своими новыми стандартмами железяк, а байкеры — с желанием новых дизайнов, облегчения веса и т.д.

А ведь, если инженерам компании в отношении работы подвески и хороших стандартов оборудования все ясно, то зачем повторять за толпой, почему не гнуть свою линию? Почему меняются геометрии, размеры линков, труб, подшипников, навесного? Потому что это маленькая и беззащитная компания? Неудобная отговорка.
avatar

zyfix

0
Да в этих статьях очень много воды. Не похоже на инженера)
Небось, руководство сказало написать статью, но у Джо-настоящего времени-то мало, он нашёл какого-нибудь там сборщика байков и сказал «Слушай, парень, хочешь подзаработать? Ты у нас давно работаешь, представляешь, как всё устроено, напиши статейку от моего имени, а?»
avatar

Fyodorov

+1
Если траектория занего колеса не имеет значения, то все эти ВПП и ФСР нужны только чтобы снять с аморта силу от торможения, и получается единственное, что влияет на работу подвески — это график рычажности. Джо похоже сам больше маркетолог
avatar

fernandomartinez

Комментировать


Зарегистрируйтесь, либо авторизуйтесь с помощью социальной сети или введите логин