ВелоиндустрияИнтервью с основателем Specialized

Девять часов утра пятницы — время кофе и пончиков. Еженедельный ритуал, время, когда сотрудники устремляются в две большие угловые комнаты огромного здания штаб-квартиры Specialized, расположенной в паре часов от Сан-Франциско, для сахаро-кофеиновой подпитки на предстоящий день.
Среди толпы загоревших и подтянутых сотрудников, обменивающихся новостями и сплетнями, уверенно двигается высокий, жилистый мужчина, его волосы уже начали седеть, а взгляд на икроножные мышцы говорит, что он посвятил велосипеду всю свою жизнь. Иногда он останавливается поболтать с встречающимися на пути, и его непринужденная манера общения ничем не выдает его высокого положения.
 

Это Майк Синъярд основатель и владелец компании Specialized, один из отцов-основателей горного велосипеда и глава велосипедной компании, которая в настоящее время измеряет свой годовой оборот в восьмизначных цифрах. Многие люди сыграли важную роль в истории развития горного велосипеда, но мало кто может утверждать, что повлиял на этот вид спорта, так основательно, как повлиял на него Майк Синъярд.
С выпуском модели Stumpjumper в 1981 году, молодая, подающая надежды компания Specialized Bicycle Components представила миру первый серийный горный велосипед. Внезапно катание вне трасс стало на порядок доступнее — ход истории велосипедизма был изменен

Дорога к Speсialized

Майк приобщился к радостям велосипедного мира благодаря своему отцу. «Мой отец был механиком», — объясняет он — «поэтому мы покупали велосипеды на блошиных рынках, перекрашивали их и продавали дальше. Я занимался этим и в колледже, собирал и продавал велеки. Когда я получал степень бакалавра по бизнесу, мне трудно было представить себя, сидящим в офисном кресле целый день», — смеется он -«так что я всегда надеялся сделать что-то подобное, но не знал, как».
В 1970-х годах в США действительно было трудно достать качественные запчасти в велосипедных магазинах. Поэтому, Майк продал свой заветный фургон Volkswagen за $1500, и уехал искать компоненты в Европу, прихватив велосипед. Пожив какое-то время в Амстердаме, («как-никак семидесятые», поясняет он), Майк укатил в Барселону, а оттуда в Италию, где судьба столкнула его с жительницей Швейцарии, у которой оказались связи в итальянской велоиндустрии.
«Я встретился с Чино Чинелли (Cino Cinelli)» [основатель компании Cinelli Bicycles], объясняет Майк. «И сказал себе: „То что надо — покупай запчасти и уезжай домой“. Именно так он и поступил. Оставшиеся деньги — чуть больше $1000 — были потрачены на высококлассные итальянские велокомпоненты, с которыми он вернулся в Калифорнию, где проводил время в разъездах от одного веломагазина к другому, убеждая их приобрести его велозапчасти. Был 1974 год, год рождения Specialized Bicycle Components.
Продажи запчастей пошли настолько хорошо, что вскоре Specialized решились открыть свое производство. Майк осознал, дорогие трубчатые шины, на которых катали европейские знатоки велоспорта, не могли стать выбором обычных райдеров, таких как он сам, но имеющаяся альтернатива была низкого качества. Поэтому, он возложил надежды на Дальний Восток и начал выпускать там свои собственные шины. Его решение перевернуло работу всей велоиндустрии.
Рождение Stumpy

В 1979 в Японии Specialized начали производство своих первых шоссейных велосипедов. Понятие горного велосипеда, каким мы его себе представляем, еще только брезжило во взглядах бунтовщиков, катающих в комбинезонах на старых развалюхах. Но Майк зарекомендовал себя у калифорнийских производителей рам — в том числе и у дальновидного Тома Ритчи (Tom Ritchey,) который одним из первых выпустил несколько рам, спроектированных специально для катания в горной местности.
Хотя эти дорогие и по-прежнему относительно редкие звери повсеместно рассматривались как очередное увлечение, которое скоро пройдет, Майк увидел свою выгоду. „У нас как раз работал парень по имени Тим Нинэн (Тим Neenan),“ объясняет он. „Тим сказал мне:“ Я могу сделать лучше. Сделал чертежи — рисунки в натуральную величину — и спецификацию всех труб. Наша идея была создать серийный велосипед, но так, как будто это был эксклюзив».
 
В 1981 году первый Stumpjumper скатился с японской производственной линии, в течение последующих 12 месяцев за ним последовали еще около 500. Это был решающий момент в истории горных велосипедов, но, как и для многих ключевых событий, все стало понятно намного позднее. Майк размышляет: «С одной стороны, пятьсот велосипедов — это немало, с другой стороны — мало. Продашь их вот так сразу? Нет, многие люди этого не понимают. Многие из моих клиентов, которые покупали выносы от Cinelli, спрашивали меня, зачем мне эти BMX для больших детей».
В продажах Stumpjumper'a ставку делали на его относительно широкое распространение и стоимость всего в $750 за велосипед в сборе или $395 за саму раму. Не все производители кастомных рам обрадовались его появлению — некоторые из них пренебрежительно прозвали его «Skunkjunker» («мал да вонюч») [Stumpjumper — «мал да прыгуч»]. Но Майку было понятно, Specialized продавали не просто велосипед, они продавали идею.
Ранняя реклама делала акцент на том, что универсальность Stumpjumper'a возвестила о появлении нового вида спорта — спорта, которым сможет насладиться каждый, у кого будут деньги на покупку велосипеда. Чтобы подчеркнуть это, Тим Нинэн появился в рекламе, одетый в комбинезон и садовые перчатки, в которых он катал сам. В те времена у горного велосипеда еще не было специфичной велоформы. Stumpjumper стал точкой отсчета.
Слушая Майка и его историю, которую он должно быть рассказывал уже бесчисленное количество раз на протяжении многих лет, становится очевидно, что деловая жилка, благодаря которой Specialized добился такого успеха, играет второстепенную роль. За крупным бизнесменом скрывается велосипедист. Велоспорт у Синъярда в крови: он течет по его венам и вливается в компанию, которую он основал, таким потоком, что во время обеденного перерыва офисы штаб-квартиры заметно пустеют — большинство сотрудников выходят на улицу кататься.
На следующий день после нашей беседы Майк с сыном поехали на север, принимать участие в соревнованиях «Лидвилль 100» (the Leadville 100), изнурительном высотном эндуро, на котором от хороших райдеров остаются одни сморщенные оболочки. Хотя он явно находится в хорошей физической форме и призывает своих сотрудников следить за собой, утверждает, что не является спортсменом. «Я всегда выступаю в среднем классе», говорит он, «потому что это мой уровень. Я совсем не гонщик. И никогда им не был».
«Асфальт мне тоже нравится, но… если есть хорошее место, где можно проехать на горном велосипеде, и ты действительно там проезжаешь — ничего лучше этого чувства нет. „У вас в Великобритании можно хорошо покататься“ — улыбается Майк — »если б не эта проклятая грязь!"
Несмотря на то, что на рынке производителей велосипедов его компании принадлежит множество ноу-хау — включая Stumpjumper — Майк Синъярд больше производит впечатление пропагандиста езды на велосипеде, как образа жизни, чем продавца Specialized, как бренда. Он смеется, когда я указываю на это. «Ну, это часть концепции, не так ли?» говорит он. «Конечно, я горжусь Stumpjumper'ом, но люди, занимающиеся велоспортом — вот это и есть результат». Он делает паузу, прежде чем добавить: «Я думаю, велоспорт — это лекарство от многого в этом мире».


Даты: Краткая история Specialized

  • 1974 год: Майк Синъярд продает свой фургон VW за $1500 и после визита в Европу основывает компанию Specialized Bicycle Components
  • 1976: Specialized начинают производство собственных шин
  • 1979: Specialized выпускают шоссейный велосипед «Allez» в Японии
  • 1981: Выпуск первого Stumpjumper'a и рождение кардинально нового вида спорта
  • 1989: Продажи Epic'a: мировая премьера карбонового горного велосипеда
  • 1990: С окончанием Холодной войны Specialized получают возможность применять в производстве своих рам композиты на улучшенной металлической матрице
  • 1993: S-Works FSR — первый двухподвес Specialized. Система задней подвески применяется во всех последующих моделях компании
  • 1999: S-Works FSR XC — двухподвесы покоряют кросс-кантрийных гонщиков
  • 2003: Brain shock technology — умная технология гашения вибрации на двухподвесах. Впервые применена на велосипедах S-Works Epic
  • 2011: Выпуск 29" колес в модельном ряду Specialized
Анатомия изменившего правила игры: Stumpjumper 1981 года
Рама: Хотя Specialized считают, что использование соединительных элементов (узлов) вместе с паянной рамной конструкцией были лучшим вариантом, чем сварка вольфрамовым электродом в инертном газе (TIG-технология), узлов для новой геометрии и труб, которые хотел использовать дизайнер Stumpjumper'a Тим Нинэн просто не было, поэтому ранние Stumpjumper'ы были изготовлены методом сварки. Более поздние версии вернулись к узловым рамам, по типу серийных рам Specialized для шоссейных велосипедов.
Руль и вынос: При проектировании совершенно новой категории велосипедов, выбор компонентов обычно ограничен. Так, Specialized изменил модель существующего BMX выноса, а мотоциклетный руль производства компании Магура (Magura) лег в основу стального велосипедного.


Трансмиссия и навеска: Манетки без дискретной схемы выбора передачи, кассета на пять звездочек (от 14 до 28 зубов), переключатели Suntour ARX GT — как и многие другие компоненты Stumpjumper'a создавались для шоссейного использования — они были примитивны, но функциональны.



Тормоза: Stumpjumper являл собой гибрид велосипеда и мотоцикла. Кантиливерные тормоза от велокомпании Mafac, позаимствованные у туристических моделей, шли в паре с тормозными ручками Tomaselli Racer, разработанными для использования на гоночных мотоциклах типа «café-racer».
 

Шины: Stumpjumper был укомплектован одноименными шинами собственного производства, чьей фишкой было ноу-хау, уже зарекомендовавшее себя при производстве шин для шоссейных велосипедов — агрессивный рисунок протектора, который надолго стал образцом для подражания.
 

Система: Разработанная для использования на туристических велосипедах, система TA Cyclotourist предоставила Stumpjumper'у диапазон передач, необходимых для внедорожной эксплуатации, но была недолговечной. Она была не предназначена для агрессивного катания вне асфальта, поэтому поломки были обычным делом.
 
Источник: www.bikeradar.com
Перевод на русский: www.cyclenews.ru

  • Поделиться
  • добавить в избранное
    1
  • +39
  • Мнения

Комментарии (5)

0
или я чего-то не понимаю, или это скорее история Specialized, чем интервью. Но интерестно, читать приятно.
avatar

IvaN9900

0
-2011: Выпуск 29" колес в модельном ряду Specialized

а в 2010 что небыло что ли?
avatar

Romirezz

+1
Мой Любимый Брэнд)))!!!
avatar

narkoman

+3
Интересно, сколько бы стоил сейчас стальной велик, сваренный в японии, с рулем магура и прочими культурными наворотами? ) явно не 800 долларов )
avatar

Werewolf

0
www.specialized.com/OA_MEDIA/2007/bikes/sj_remix.jpg

в 2007 году, на сайте спешиалайзед он стоил 1700 или 1900 уе)
avatar

Romirezz

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.