ТренировкиПреодоление ошибок во время катания (Часть 2)

 
Итак, продолжение.

Существует великое множество техник, теоретических положений спортивной психологии, которые способны помочь вам справиться с вышеозначенной проблемой. Мы рекомендуем использовать два базовых способа…



Первый – это «цирковая песенка» (это глуповатая песенка, сопровождающая клоунов, обезьян и бородатых женщин в цирке (прим. – в условия российской действительности это может быть любая другая песня, благо, дурацких у нас много)). Ученикам (прим. – тем, кто занимается в мтб-лагере автора статьи) это часто кажется шуткой (мы заставляем их спускаться по трассе, громко напевая цирковую песенку). Мы просим учеников делать это тогда, когда они испытывают некоторый упадок духа и психическое утомление. Такое пение отвлекает ваше сознание – то что во время катания занимает ваш разум и, казалось бы, усложняет ситуацию – никак не связано непосредственно с катанием (какая тут разочарованность и упадок духа, когда вы напеваете дурацкую песенку и представляете клоунов и обезьянок, катающихся на велосипеде?)
 
Второй способ – придумать себе мантру. Когда я катаюсь и что-то начинает идти не так – особенно в гонке – у меня есть мантра из трех слов, которую я прогоняю через свое сознание “Смотри, Ноги, Дыши … Смотри, Ноги, Дыши …” или что-то вроде того. Если цирковая песенка (или катание с плейером, например) отвлекает ваш мозг от катания, мантра дает вашему сознанию нечто позитивное и необходимое для концентрации вместо того чтобы любыми способами уходить от нежелательных мыслей и эмоций (в данном случае – злость и упадок духа и все сопутствующие эмоции). Слово «смотри» фокусирует мое зрение (а это – важнейшая часть катания на горном велосипеде), слово «ноги» напоминает мне о необходимости сохранять вес тела на ногах и оставаться нейтральным на байке (нейтральность – краеугольный камень правильного положения тела, что неразрывно связано с правильным и эффективным катанием). Асловодышинутутвсеочевидно.
 
Мантра позволяет концентрироваться на важных моментах катания на байке и это делает невозможным для моего сознания концентрироваться на возможном падении или думать не в том направлении: невозможно концентрироваться на негативном, если сконцентрирован на позитивном! Я могу совершить ошибку или две и оставить их там, где они были совершены, вместо того, чтобы тащить их за собой посредством своего сознания.
 
Однако злость и разочарование все же могут проникнуть в ваше сознание во время катания. Единственный выход – делать все правильно – поддерживать правильную технику катания, поддерживать чистоту разума и сосредоточенность. Но, как часто бывает, мы знаем, что нам следует делать, но очень непросто делать все именно так, как следует, особенно находясь в состоянии стресса во время движения по трассе. И иногда это требует от нас быть (или стать) сильными духом (прим. – подробнее об этом в статье «Силен ли ты духом, гонщик?», которая была опубликована ранее).
 
Еще один способ психологически восстановиться после ошибок на трассе это стратегия «надейся на лучшее, но будь готов к худшему». Что я имею в виду? Давайте вспомним о Чемпионах Мира, которых я упоминал в статье ранее. Ониожидалисовершеннобезупречныйфинальныйзаезд? Конечно,нет. Тем не менее, когда они совершали ошибку, это не было для них огромным сюрпризом и не ставило крест на их планах. Точно так же спортсмены-любители должны ожидать от себя совершения ошибок. Вы должны допускать появление ощущения разочарованности и злости, но то, как вы себя поведете, когда это ощущение придет, имеет огромное значение.
 
Наконец, когда вы овладеете описанными в этой статье приемами, используйте воображение, чтобы проще применять их в своем катании. Представьте, что вы катаетесь, проживаете лучший день вашей жизни, потом совершаете ошибку, потом еще одну… позвольте себе пережить негативные эмоции, как будто вы действительно вылетели с трассы, потом представьте, как применяете описанные выше психологические приемы и возвращаете себе сосредоточенность и флоу.
 
Также как физические навыки, психологические навыки необходимо тренировать, чтобы довести их до автоматизма. Также как и техника катания на байке, они не очень сложны, в то же время, может быть сложно применить их именно на трассе. Используйте воображение. К счастью, не так важно кто вы (прим. – профессионал или любитель), у вас в любом случае будет море возможностей применять эти приемы на трассе.
 
Из личного опыта добавлю, что был емного удивлен, переводя статью, так как пользовался этими приемами, пусть и в несколько ином формате.
Также обратил внимание, что легкие уборки во время катания иногда могут поспособствовать  подъему духа и появлению спортивной злости – неоднократно замечал такое и у себя, и у друзей. Возможно, это связано с увеличением уровня адреналина в крови и желанием «отыграться».
 
Процитирую своего товарища для наглядности:
 
Дать перекись?
Не надо, так злее буду!
 
Have fun =)

 
  • Поделиться
  • добавить в избранное
    5
  • +44
  • Мнения

Комментарии (36)

+15
Вот интересно, что упоминается о музыке и плеере.
Я вот конечно не знаю, но меня лично, музыка в плеере только отвлекает, когда я мчусь по склону или сползаю с какого-то отвеса. Мне во время езды важнее слушать байк, и нормальный его лязг придает больше спокойствия, чем музыка или посторонние мысли.
avatar

ervin

+10
+1 Звуки байка дают ориентир на то как он себя ведет и все ли ты сделал правильно при преодолении препятствия, а в плеере этого не слышишь. Например при недолете удар заднего колеса о призем.
avatar

maxxis

+1
Что касается музыки.
Во время просто катания/тренировок почти всегда слушаю любимую музыку. Она служит чем-то вроде «якоря», сообщает мозгу о необходимости мобилизоваться. Раньше в горах катался без музыки, теперь, когда уже раскатан, на 3-4 день могу позволить себе погонять с плеером, при условии, что трасса для меня не слишком сложная. На гонках и сложных трассах – никакого плеера, отвлекает.

П.С. всегда использую только ОДИН наушник, чтоб другим ухом слышать трассу и все, что происходит вокруг
avatar

lorinser

+3
А тебя не корежит после долгого слушания одним ухом?
Ну такое странное ощущение легкого нарушения равновесия, когда наушник вытаскиваешь).
avatar

m12sl

0
не, все ок)
avatar

lorinser

0
сейчас представил что меня бы напрягало, если бы я ехал в берушах. И это — не только недолеты, но и сцепление. Как ни странно, становится очень некомфортно не слышать покрышек в поворотах и на сложных участках, так как после появления первых необычных звуков о нештатной ситуации еще многое можно исправить.
avatar

Valilenk

0
Все верно! И лязги цепи и хлюпанья подвески и скрипы тормозов, все это свидетельствует о той или иной ситуации и помогает в управлении.
avatar

maxxis

+3
на многих соревнованиях заезд участника в наушниках ведет к его дисквалификации
avatar

MMmm

0
а был бы в плеере, то и не заметил бы что недолетел ;)
и не думал об ошибке, а еще хуже о вмятине на колесе )
avatar

DimaSnigir

+5
Ага, и оторванный переключатель тоже не заметишь, а заметишь только тогда, когда он в спицах окажется, а если ты мог бы просто сбавить ход, услышав нехарактерные звуки, и аккуратно доехать до низа, не разломав пол велосипеда (если это не финал, а квал или тренировка), а когда ты едешь в финале, ты должен знать если у тебя с велосипедом что-то не в порядке, оглядывать ты его не можешь, только услышать, и иногда это может тебе жизнь спасти. Пробитая покрышка или оторванный переклюк могут тебе серьезно попортить настроение и здоровье, если ты поймешь это при вылете N-метрового роадгэпа, или когда ввалишься в скоростной поворот. Мне вот очень некомфортно, даже страшновато ехать с музыкой на трассе, даже когда один и никуда не тороплюсь.
avatar

Kapusta

+1
Kapusta молодец, всё чётко написал. Поддержу.
avatar

EvgeniyRomanov

+3
если кратко охарактеризовать эти 2 метода, то по сути — вместо свободной головы забить голову чем-то другим, чтобы собственным мыслям не было места ). И да, тут правильно замечено, хотя и не сказано напрямую, что мышление словами самое медленное и отвлекающее. Музыка лично мне помогает, но тут очень важно, какая она. Попадалась мне статья по поводу обучения и влияния звучащей музыки в это время. Там утверждалось, что знакомая уже музыка улучшает качество обучения, а новая и незнакомая наоборот. Если взять напевание песенок и чтение мантр, то как минимум они должны быть доведены до автоматизма, иначе будут лишь отвлекать от самой езды. Если посмотреть на все несколько шире, то наша привычка задумываться во время катания не берется из ниоткуда, она приходит из нашей посведневной жизни, где тоже с ней не мешало бы навести порядок. Но это уже отдельный разговор :)
avatar

BoogieMan

+1
еще полезно не бояться довериться байку и быть полностью сконцентрированным на трассе
avatar

miker

0
От вот тут четко! Но только местами)
avatar

Black_Thrush

+3
Ещё важно следить за дыханием во время режима гонки. Большинство на сложных участках задерживают дыхание, создаётся некий дисбаланс в организме, пульс повышается и появляется суета.
avatar

EvgeniyRomanov

0
кто такие Асловодыши?
avatar

zool

0
Это те, кто водит ослов. Только с грамотческой ошипкой. )))

«Дурацкую песенку» применяю сам. Помогает не бояться.
Катание в наушниках не практикую по причинам, указанным выше. Ну и просто не в кайф.
avatar

Petr_

0
«Из личного опыта добавлю, что был емного удивлен, переводя статью, так как пользовался этими приемами»
Когда я катаюсь, то вся округа слушает истошные вопли:
«Сааавецкий цырк умеееет дееелаааать чудеса!!!» при чем больше слов этой песни я не знаю. мантра. с учетом того, что медведь мне не только на ухо наступил, но еще и станцевал на нем лзгинку, то звучит это страшно.
Ну либо просто пум-пурум наяриваю мелодию штурмовиков империи из звездных войн.

Катаюсь всегда без плеера.
avatar

scunk

0
Поступаю аналогично.
Ну почти… Мои вопли слышит не вся округа.
avatar

Colizey

0
Ну байкинг подразумевает катание в местах не шибко людных :)
А другие байкуры обычно понимают. А еще часто мы дуэтом поем. А раз или два еще больши хором, но уж не помню, сколько нас тогда собралось — на трио или на квартет
avatar

scunk

0
Я так и представляю едет байкер по трассе и читает про себя: «Глубина-глубина, я не твой… Отпусти меня, глубина…»)))

Всегда стараюсь кататься в плеере, все таки музыка отвлекает и дает настрой на поведение. Без него слишком много мыслей лезет в голову как надо сделать, так или эдак, а здесь мог бы и лучше и т.п. А когда в ушах ритм, то подобные мысли голову уже не посещают, как то легче и веселее едется. Конечно не стоит врубать музыку на полную, чтобы заглушать все вокруг, но без нее уже не то.
avatar

LoKu

0
нууу не совсем согласен
музыка может задавать ритм, но осмысленность движений и анализирование трассы подавлять она не должна
avatar

lorinser

0
В статье так то говорится что как раз не надо зацикливаться на трассе и анализировать как ты проехал последний элемент, это ведет к падениям и новым ошибкам. Я оцениваю где и какие ошибки сделал только после «финиша» и на подъеме на старт. Когда начинаю оценивать по ходу спуска, обязательно лажаю :).
avatar

GrifonI

0
От себя добавлю, что вообще думать о том участке по которому уже проехал, вообще вредно. Только вперёд, и только о том что ты хочешь сделать.
Анализировать трассу можно, думать об ошибках нельзя. Ни о тех ошибках, которые совершил, ни о тех, которые можешь совершить (первое более вредно, вредно всегда и везде).

P.S.Это конешьно относится только к езде. Когда не едешь по трассе, можно думать))))
avatar

Colizey

0
Осмыслять движения и анализировать трассу надо на раскатке и пешей прогулке по ней, по большому счету в финале должна работать только мышечная память.
avatar

LoKu

0
Не обязательно.
Пример. (свежий)
Допустим, тема которую я пуляю наверено раз пятый. Со всей дури не пулял не разу ещё. Решил пульнуть. Соответственно мышечной памяти как бы нет)). На прямой перед темой в мозгу происходит быстрый анализ — скорости хватит\нехватит, а оно мне надо\не надо, и т.д.

Так шо не факт.
avatar

Colizey

0
Это уже риск… Да и опять же смотря какая тема и имеет ли смысл ее пулять со всей дури? Музыка отвлекает на мелочах, а от такого важного анализа как скорость наврятли чтото сможет отвлечь.
avatar

LoKu

0
Я про мышечную память, если чо, а не про музыку.

З.Ы. А тема маленькая, безопасная, так шо смысл есть.
avatar

Colizey

0
Я всегда стараюсь катать с плеером, поясню: может коонечно я индивид такой, но я слышу музыку только когда стартую первые максимум 50 метров.Дальше только звук байка и полная концентрация, если вдруг я начинаю слышать музыку я фокусируюсь на трассе сильнее и снова ее не слышу, вот такая моя мантра)
avatar

stormitto

-2
Ой-ой-ой, Мантры, глупые песенки… вы о чем? банально некогда отвлекаться! Мочить по полной, а еще же нужно анализировать траектории и все остальное, а еще предполагать дальнейшие действия, а еще и по сторонам местами глянуть хочется, да и надо же еще кайф от катания получать.
Не, если есть какая-то тема, которую я не понимаю, почему не так еду, то начинаю че-нить орать, материться там и т.п (ну от эмоций конечно же) и ехать ее по самой жести/по прямой и т.п. Потом внизу, после спуска рассказываю как ехал и спрашиваю че не так делал у более опытных)))
А Мантры… это для неуверенных типа Баттерса ИМХО.
пс: ну или если совсем стремно — торможу, как последний лук.
avatar

Black_Thrush

0
Твои орания и маты это и есть твое отвлечение от трассы. Потому, что когда орешь и материшся думать не получается.
avatar

LoKu

+1
Сначала у меня, как и у некоторых других судя по комментариям, статья вызвала непонимание и неприятие. Причина этого, как мне кажется в том, что я катаюсь исключительно в удовольствие, поэтому мне не нужны песенки и мантры — я рад что выбрался, даже когда ничего не получается. Но и статья написана не для меня, а для тех кто гоняется. Перед любым соревнованием (хоть ДШ, хоть олимпиада по математике) надо себя «накрутить», а потом не терять боевой настрой. Для многих это не так просто (например для меня) и тут «мантры» могут помочь.
avatar

Gorgut

0
Накрутка боевая конечно же нужна, но вот не соглашусь со многими комментаторами в плане того что нужно что то стимулирующее, чтобы сесть за руль. Это просто часть вашей жизни, ее образ.
avatar

Egor

0
Вообще всегда катался без плеера, но последнее время стал его периодически с собой брать, но всеравно не всегда его слушаю, обычно наушники просто висят на шее и там что то играет по кругу. Нужен он мне скорее для какого то импульса на старте, настроя, слушаю его как и кто то уже выше писал первые несколько секунд, до первого поворота и тп., собственно до момента когда надо начинать думать, а дальше уже не обращаю внимания. Обычно или с одним ухом или очень тихо делаю, чтобы все таки слышать все что происходит. Особо не заморачиваюсь об ошибках, до конца трассы, больше думаю о том как проехать то что впереди, а доехав уже можно вспомнить, как это было, где снесло, где в дерево чуть не въехал и тд. А по поводу легких уборок — это больше повод посмеяться над собой, как это нелепо было, меня не злят они, только мотивируют.
avatar

Oxide

0
после небольшой уборки нередко улучшаешь время
avatar

fastfreerider

0
Да, серьезно! У каждого своя мантра, чакра, ну и что еще там! А если серьезно, то в любом деле необходимо иметь какой-то свой «ключик», помогающий отвлечься от реальности и сосредоточиться только на своем деле и результате. Кто-то фразу повторяет знаковую, кто-то овечек считает. мне помогает представление воображаемой солнечной стены, думаешь о солнечном свете, как стена наливается теплом. Расслабляешься и обдумываешь свои вопросы.
avatar

Dmitriy

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.