Ремонт и настройкаРемонт подвески рамы Moongoose Black Diamond 07

 
Ремонт подвески  Moongose Black Diamond 2007.
 
В мае купил себе вторую (первый был Scott Nitrous, кроме него еще кантрик и STP) подвесную раму – катаный Мангуст Блэк Даймонд седьмого года.
 
Так как рама специфическая, монгими любимая, имеет схожие конструктивные особенности с другими рамами мангуст — Пинером, Бутером, Кибером, думаю будет интересно не только мне.
 
Собственно вот:
 

 
Состояние рамы было  хорошее, но изначально был небольшой вертикальный люфт, заметный если приподнимать за седло.
Вскрытие показало, что люфт – плод коллективного творчества гнутых осей крепления переднего треугольника к раме и кареточному узлу и мелкого линка. Начал с  осей.

 
 
 Оси.
 
Сами оси давно в мусоре, но на фото выделено, на сколько они согнулись:

 
Выяснил, что наиболее простой, быстрый и незатратный способ – заменить оси на соответствующие болты. Конструкция стандартных осей, на мой взгляд, изначально неудачна: ось состоит из двух частей, соединенных шпилькой,  участок на который приходится основная часть нагрузки – пустотелый, и из-за этого оси легко гнутся, а еще они постоянно раскручиваются.
 

Поехал на авторынок, и купил 2 болта от ШРУС – с длинной безрезьбовой части 68 мм. Болты каленые,  с самоконтрящимися гайками. Встали как родные, и даже лучше.  Выступающую  часть срезал ножовкой по металлу.  Гайки дополнительно посадил на фиксатор.
 
Болты:

Люфт уменьшился, из небольших минусов – теперь нужно 2 ключа, чтобы их зажать, но так как ни разу не раскрутились за 3 месяца и еще неделю в горах  – некритично.
 
В сентябре съездили в алушту. Поездка показала, что люфт в мелком линке, ставший к тому времени еще больше, и к тому же появившийся еще и в горизонтальной плоскости – критичный и сильно мешает катанию – колесо болталось, и покрышка отклонялась на 2-3 см в обе стороны от вертикальной  плоскости. Колесо при этом было с нормально натянутыми спицами, втулка без люфта вообще.  В поворотах и на камнях это чувствовалось очень хорошо, решил по приезду решить вопрос.
 
Линк.
При разборке начались косяки. Первый – ближняя к заднему колесу ось линка деформировалась, прикипела, и выкручиваться  или  даже выбиваться отказалась категорически. Проблему решил, выточив втулку для выпрессовки (по итогу оказалось для выбивания, так как найти тиски с таким разлетом губ не получилось). С помощью втулки, а также молотка, друга и матерной ругани, ось была выбита.
 
Втулка:

 
Дальнейшие исследования показали, что игольчатые подшипники ужасно загажены, и функцию свою выполнять перестали. После извлечения и отмывания, выяснилось, что они ко всему прочему еще и неравномерно выработаны. Втулки, которые в них вставлялись, оказались не калеными,  выработались значительно, и вообще, выглядели удручающе. 


Старые втулки:
 

Купить подшипники HK 1210 в минске оказалось задачей не тривиальной, пришлось изворачиваться, и точить втулки, под  ушатаные подшипники. По итогу, где купить нашел, но втулки к тому моменту были готовы. Выточил, закалил, встали замечательно, крутятся тяжело, но учитывая характер их работы (небольшие колебания) это не критично, главное сидят плотно.
 
Тут важный момент. Нужно отдавать токарю ВЕСЬ линк со ВСЕМИ втулками, осями и подшипниками, чтобы он все подгонял идеально.
 
Затем пришел черед осей, которые держат конструкцию в сборе. Так как старые погнулись и стерлись, пришлось точить новые, и подгонять их под новые втулки. Получилось нормально, но теперь для затяжки нужно не 2 6тигранника, а шестигранник и плоская отвертка (промежуточный вариант — ключ. но мне не нравится, спилю, и сделаю под отвертку). Думаю, что смогу это пережить)))
 
Оси:
 

Если решили делать головки новых осей под ключ, нужно помнить, что они могут мешать установке успока. Точнее конкретно вот эта головка оси. Ее желательно делать плоской. просто перевернуть, чтобы с этой стороны был болт, может не получиться, если ось точилась под ушатаные подшипники, и имеет переменную толщину.


 
Как я понял, основной причинной быстрой смерти линка является его никакая грязезащита. За нее отвечают пластиковые шайбы. Как только они слегка утоньшаются, начинают забиваться грязью подшипники и умирать оси. Чтобы хоть как-то поправить косяк, вырезал из коробки от яиц пластиковые шайбы. Мне хватило по 2 под каждое кольцо. Но всеравно этого явно мало, узел сделан просто идеальным грязесборником, соберу байк, попробую приколхозить какую-нибудь дополнительную грязезащиту — щиток или что-то типа того.

 
Подшипники в заднем треугольнике и кареточном узле.
Стоят 6000 2RS. RS — двойное герметичное уплотнение. Для целей ремнта — лучший вариант. Но вообще, подойдут любые подшипники с маркировкой 6000 и размерами 26х10х8мм. Исследования показали, что после алушты из четырех подшипников 2 заклинило, остальные 2 стали квадратными, и вращаются с трудом.  Для выпрессовки была выточена втулка и цилиндр, с их помощью, ну и естественно тисков, легко и непринужденно подшипники выпрессовал. 
Дивайс:



 После выпресовки, начали вращаться, хоть и с заеданиями, все четыре, видимо из-за того, что была снята нагрузка от посадки внятяг. Теперь 2 выглядят вполне живыми, 2 так себе, но менять решил все, так как новых немецко-швейцарских подшипников IBC  купил аж 10 штук – такая минимальная партия .  Других приемлемых вариантов не нашел – Минск(((. В принципе, такие же подшипники в задние втулки ставят, в моей точно такие стоят, со временем пущу в дело.
Запресовывал тоже с помощью тисков. Почистил посадочные, смазал графиткой, и вот таким вот образом впресовал:
 

 
 Главное, чтобы небыло перекосов. Для их выявления использовался наиболее совершенный инструмент во вселенной — ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ГЛАЗ. Чтобы экранировать внутренние колебания, внутрь была принята бутылка красного полусохого чилийского вина, внешние воздействия на прибор я экранировал шапкой из фольги.
 
Один раз опасность перекоса возникла, вылечил перестановкой губ тисков на выпирающий край, с последующим их перемещением обратно на центр подшипника.
 
Итого:
Затраты денек — 20$ втулки и оси, и еще 20$ 5 подшипников (9, но 4 ре продам, 1 во втулку). Бутылка вина — за счет заведения. Времени — часов 6 на прермещение к/от токаря, 1 час перепресовка/сборка.
 

Мораль.

 
 
 
 Купил бы я сейчас катаную раму БД? – да, купил – рама отличная, проблемы не критичные и решаемые, трудностей не боюсь). Но, при покупке, лучше заранее озаботиться поиском нужных людей, чтобы потом быстро и ненапряжно выточить необходимые втулки, сразу же поменять ущербные стандартные  пустотелые оси на цельные. Если нет желания заморачиваться – новая рама, или одношарнирная однорычажка))
Надеюсь, кому то будет полезно.
  • Поделиться
  • добавить в избранное
    2
  • +31
  • Мнения
?
x

Комментарии (40)

0
Любая юзаная подвесная рама этим грозит. Линки-оси-подшипники это первое после трещин, на что надо внимательно тестить!
avatar

kerasin

0
Ясный и полезный для многих долгокатающих на своих подрессоренных пепелацах пост.

И еще одно напоминание, что при покупке б/ушной рамы хоть в уме, но уже надо держать некоторую сумму, количество времени и токаря на ее ремонт в будущем. Действительно надо присматриваться к схеме работы подвески, узлам выбранной рамцы. Исходя из чего покупка может принести поменьше радости, чем новый продукт.
avatar

zyfix

+2
новый продукт после активного двухнедельного использовании имеет точно такие же проблемы с осями и подшипниками
в основном это результат того что оси делаются из говняной жести, а стандартные проставки из-за неидеальной сварки садятся немного не так как было задумано
поэтому советую доводить шарниры до идеального состояния и менять смазку в подшипниках на что-то типа SKF LGEV2 ещё до начала использования
avatar

koshak

0
Бывает и откровенный брак и среди рам, и среди подшипников и среди прочего. Зависит от производителя/сборщика рамы, купленного им металла для рамы, заказанных подшипников, болтов, втулок. Но разве все через 2 недели после активного двухнедельного использования озабочиваются полной переборкой подвески нового продукта?
avatar

zyfix

+2
я бы советовал СРАЗУ как получил на руки новый продукт, всё проверить, перебрать и смазать. считай, что это русская машина, пусть даже это и интенс/санта/спеш за 100к

меньше гемора потом
avatar

kerasin

+1
Хоть я ее новой не видел, но в процессе ремонта стало ясно, что в этих рамах точно лучше перестраховаться, разобрать линк у новой рамы, промыть и смазать максимально хорошей густой смазкой, которую пользовательможет достать. Ну и оси, если они такие как у меня были — в мусорку еще до первого выезда.

Сейчас в себя после вчерашнего приду, немого дополню пост, там есть пару неочевидных, но могущих оказаться полезными моментов.
avatar

asx

0
хорошая статья))) сам на такой же раме катал 2 года и тот же гемор был с осями и линком!!! ну оси то сменить не проблема а вот с подшипниками как то посложнее)))Байк понравился!
avatar

DeMoNcHiK

0
Простите что не по теме, но вот завязался спор какой тип подвески на монгусе, линкейдж говорит 4хрычажка, а как на самом деле?
avatar

kuzlich

0
на самом деле это один рычаг. но с тонкостью в том, что каретка при работе уходит назад
avatar

kerasin

+4
Многошарнирная однорычажка.
avatar

asx

0
Молодец все правильно сделал, у меня были монгузы 2007 и 2008 года, EC-D и Teockali, я покупал теокали новым и столкнулся с гнущимися осями на второй ден(!) катания, поменял полые оси на болты с гайками, маленький линк не шалил, ЕСД брал уже бэушный и запущеный, сразу заменил оси и промы. И еще если всетаки найдешь игольчатые подшипники в мелкий линк то они туда успешно прессуются по 4 штуки в каждую дырку выгода заметна невооруженным глазом) просто линк нужно положить в кипяток а промы в морозилку)
Рамы подвесов монгуз тех годов едут на ура, береги ее.
avatar

Romirezz

0
борьба Сашки с монгустом была эпична, говорю как свидетель, наблюдавший сие действие в течении прошлого сезона -)
avatar

sambo666

0
Спасибо автору за статью…
У самого был ECD, проблемы были теже, почитал прям ностальгия нахлынула :)

Еще про маленький линк — вместо пластмассок выполняющих роль пыльников ставил вырезанную из толстой камеры проставку и никаких проблем не было.
Кстати я так понял из статьи, ты втулки в мелкий линк вытачивал под состояние подшипников? Неужели в Минске не купить игольчатых? Я в свой линк ставил, правда не нашел заводского размера, на миллиметр большего внешнего диаметра, предварительно расточив линк.
avatar

Surycat

0
Я их нашел по итогу, но там по безналу, и от 12 штук. К тому моменту оси уже выточил, тк искал на авторынках, и в интеренете — результат нулевой(
avatar

asx

0
так а в чем проблема было купить по безналу 12 промов? :)

у нас есть конторка даже (Мурманск :) та еще дыра) со всеми почти подшипниками, плохо что промы российские, качество не очень высокое.

дык может выслать тебе? хотя мне кажется в России много инет магазинов промов… или покупка там проблематична из Белоруссии? просто такой проблемы не стояло у меня.
avatar

Surycat

0
По безналу купить не проблема, я собственно 6000.2RS так и купил. Расклад был такой — за пару дней нашел и купил 6000е, потом еще неделю искал hk1210, не нашел нигде, плюнул, выточил оси. Потом нашел подшипники, но прозапас покупатьне стал, тк 12 штук, + гемор с безналом — бухгалтер ноет что их потом списать сложно. Вобщем, если с этими что-то станет, куплю, а пока покатаю так. Сезон эти еще надеюсь выдержат, а потом посмотрим. Если новые брать, то это опять новые оси и втулки точить — надоело уже.

За предложение спасибо, но не нужно слать)
avatar

asx

+2
Эти игольчатые подшипники рекомендуют заменять на бушинги: www.fogma.co.uk/foggylog/archive/365.htmlThe repair solution we came up with was to machine a Peek 450G bush that pushed into the linkage
avatar

slash

0
Вариант, но нужно часто менять, мыть и смазывать — иначе грязь начнет есть линк, потом уже и башинги такие не станут.
avatar

asx

0
вы уж извините, но не смотря на возможную безупречность работы, слишком частые ТО и вообще какое то геморойство с изделиями которые стоят не малых денег.
avatar

sergey

0
sergey, не кто и не псорит что рама — специфическая. Но — ее плюсы — перекрыввают ее минусы значительною
А дененк оноа стоитт как раз таки малых — я раму с амортом за 15000 россиии купил.
avatar

asx

-1
судя по описанию, Вы больше возились с ней чем катались, ну и к слову о цене эта рама может, и стоила 15 к, но это вовсе на значит что ЕСД в сборе стоит 20к, как я знаю, цена у него весьма круглая.
Что мы получаем за эти деньги прекрасно работающий (опять же на словах) и при этом быстро разваливающийся шлак.
avatar

sergey

0
возится я с ней начал когда сезон закончился. Про ЕСД не вкурсе. А за эти деньги, мы получаем раму, которую сравнивают со скримом — тоже редко что-то трескается и ломается. Этот момент для меня достаточно важный. А линк — чинится легко.
avatar

asx

0
впервые слышу такое сравнение =)
avatar

sergey

+1
расскажи нам пожалуйста на каком медленноразваливающемся нешлаке катаешься ты?
выше уже было написано что проблем с подвеской не лишены даже рамы топового уровня, а-ля интенс\санта, которые стоят как монгуз в сборе
avatar

koshak

0
честно скажу я в свою подвеску ни разу не зализал и работает, а подвеска которая стоит 2000$ и которую тут же нужно перебрать, говорит о том что это говно, а по другому не назовешь, не стоит тех денег которые за него просят исходя из этого я и называю такие вещи шлаком =)

О топ уровне, да он как раз больше всего и страдает такой хренью
Раз пошли такие пироги, опишите свою подвеску и проблемы с ней, вот и увидем как наиболее надежная)
avatar

sergey

+9
ну то что ты туда не залИзал ещё ничего не значит
может даже оно и лучше что именно ты туда и не залИзал(лизать-то там как бы и нечего)
я в общем-то в свой соком тоже не особо лазил и всё работало
но решив перебрать подвеску в конце сезона я довольно сильно удивился
пора бы уже понять что мы используем довольно сложную технику, которая для правильной и долгой работы должна довольно часто проверяться и обслуживаться

а теперь расскажи всё же пожалуйста что у тебя за велосипед и как часто ты его используешь по назначению в горах
avatar

koshak

0
довольно сложная техника, не смеши только, мотоцикл, трактор — это сложная техника, а шарнир ты уж извини далеко не сложная, да проектирование тоже время занимает, но поверь не так много, как действительно сложная техника.
По поводу того, где я катаю, да по парку, только вот у меня подвеска с новья не развалилась, то что дв-линк, впп и прочее такой конструкции постоянно люфтит это вы привыкайте и не стоит говорить, что это в норме вещей.

А ведь у этой «сложной» техники потенциал (по бумажке), который мы даже не используем, а она блять разваливается
avatar

sergey

0
Как владелец Balck Diamondda2008, скажу с уверенностью! Рама стоит своих денег до копейки! Мало кто из других рам сравниться с качеством поедания камней и других пакостей! А уж порвать кого то на старте от бешеного ускорения, так вообще конфетка!
И если один раз все поменять и делать общую профилактику(как и для других рам), то она будет приносить радость не один год!
avatar

lifegiver

0
антиреклама мангуса получилась конкретная
мангус гавно, у меня был блак даймонд
сейчас есть nugget и я напрягся
крис аккриг только и молодец
avatar

Deon

0
Кстати да, кошак давай антирекламу 951 ого ))
avatar

sergey

-2
выше уже было написано что проблем с подвеской не лишены даже рамы топового уровня, а-ля интенс\санта, которые стоят как монгуз в сборе
Угу, а еще эти же пользователи долго будут обс*рать новый демо 8 из-за линкаи веса, и при этом все равно его купят.
avatar

sergey

+1
Во первых никто сильно и не обсирал новый демо, из тех, кто собрался его купить, а те, кто это делал, имеют вполне достойные байки и богатый опыт.

Во вторых, нагрузки на ДХ рамы можно смело причислять к экстремальным, типа мотокросса, где рамы меняют через 1-2 гонки, ибо геометрия уходит. Сравнивать с кредитным седанчиком, назначение которого возить с/на работу вообще не стоит.

А ещё проблема веса тоже стоит в полный рост. Так что огульно называть отстоем произведения с ВПП и ДВ-Линком я бы не стал. Для противоположного лагеря есть банши скрим, лавситы и рентали с перемычками.
avatar

kerasin

0
— ну сильно то вообщем нет, только чуток «попукали»
— по мото-рамам вы уж слишком загнули =))
— кроме однорычажек и впп, все же есть и другие типы подвесок, не стоит это забывать.
— про проблему веса это вы большую жопу райдера или про то почему лучше используются подшибники не рассчитанные на такие нагрузки в легкой «гоночной» раме?
avatar

sergey

+4
В ГОНОЧНОМ мотокроссе на высоком уровне, поверьте всё так, как я и сказал
ДВ-Линк не однорыжчажка
Дешёвых рам на впп или дв-линке не бывает, в отличие, от однорычажек.
Проблема веса существует потому, что 18кг байк ощутимо быстрее чем 25кговый и достигается это весом и ценой, местами и потерей прочности.
Проблема не в подшипниках, а в металле в определённых местах (оси, линки), которые как раз и рассчитаны на эту деформацию, чтобы уберечь раму от тех, кто не в курсе, что «лёгкие гоночные» рамы и создаются такими исходя из того, что за ними будут следить.

опять же, существуют баншискримы и ричихалки.

не стоит пытаться жаловаться на микроскоп, если забивать им гвозди
avatar

kerasin

-1
— Ни кто не говорит в разнице весе 7 кг, обычно спор идет относительно 500 грамм, про мотокросс на высоком уровне мы так мало знаем, что это просто даже не стоит обсуждать ни Вам ни мне.

— Бл*ть, что за п*зд*ц, хватит мозг засирать людям, самогнущимися линками и саморазрушающимися подшибниками и уважаемый пользователь успокойтесь вы с банши, хорошо хоть халка вспомнили, в дх торсионная нагрузка как ни странно тоже весьма огромна!
Кстати, а выворот линка В-10 — это тоже задуманная функция? =)
Да и покажите мне гнутые оси сандея, ну или вообще короткие оси которые погнули =)
avatar

sergey

0
хорс весит откровенно немало по нынешним меркам, а до люфта рама убивалась неслабо, известные в дх-тусовке товарищи катались и отлично это демонстрировали
avatar

Valilenk

0
Если я правильно помню эти люди называли их спортивными снарядами… =)
avatar

sergey

0
думаю проблемы с подвеской возникают у тех, кто много катается в любую погоду, а от самой подвески это зависит в меньшей степени.
p.s.: у меня сейчас монгус и подвеска работает шикарно несмотря на тучу разных говн
avatar

Valilenk

+4
нравятся мне люди, которые вместо полой оси-предохранителя ставят стальные болты, эх матушка-россия!!!
вы идите петухи из титана точите, или ещё попрочнее материал подберите
avatar

madvox

0
Ты сначала вопрос изучи. Как раз в данном конкретном случае — ставить нужно именно такие, и никакие иначе. Я перед тем как заменить болты овер 9000 постов в интернете вражеском и нашем прочитал. А теперь еще и сам убедился.
avatar

asx

Комментировать


Зарегистрируйтесь, либо авторизуйтесь с помощью социальной сети или введите логин