Ремонт и настройкаПоршень заднего амортизатора (Fox и Marzocchi) и расположение шайб на нем.

Всем привет.
На почве многочисленных вопросов о том, как расположить шайбы на поршне заднего амортизатора, я решил написать небольшую статейку о принципе работы данной части аморта и о возможностях ее настройки. Материал взят из моего опыта ремонта и эксплуатации амортизаторов Fox  и Marzocchi. Статья, надеюсь, будет интересна как владельцам амортов низшего и среднего уровня Fox  и Marzocchi,  так и топовых амортов разных фирм. 

Итак, начнем. Вот принципиальная схема поршня и расположения шайб на нем(в качестве примера взят поршень одного из DHX-ов) :
 
Мои обозначения:
Жесткие неподвижные части показаны черным, упругие шайбы- зеленым, синим и фиолетовым, направления потоков масла- красным и оранжевым. Направление движения штока показано большой черной стрелкой. На рисунке для удобства восприятия между шайбами изображены пробелы, в реальности они, конечно, плотно прилегают друг к другу.
Расположение и кол-во отверстий на поршне, а также кол-во шайб Вашем аморте может отличаться от приведенного, здесь описан принцип.
Рассмотрим процесс сжатия аморта. На рисунке изображено примерное расположение шайб в DHXили Roco.
 
 Шток движется влево, масло относительно него перетекает вправо. Масло в этом случае может течь лишь через отверстия 1, отгибая синие шайбы компрессии.  Чтобы отогнуть несколько шайб, слева от поршня должно образоваться некоторое избыточное давление, иначе масло не протечет. Т.е. при небольшом увеличении давления на аморт(например при педалировании) шайбы сопротивляются срабатыванию аморта. Получаем подобие платформы(ну или низкоскоростной компрессии), жесткость которой можно регулировать кол-вом шайб. При малом кол-ве шайб «компрессия» обычно не чувствуется, и шайбы работают только как клапан, открывающийся при сжатии и закрывающийся на отскоке. Более полноценный пропедал стоит в аморте FloatR. Там используются 1-3 тарельчатые пружины, которые обозначены фиолетовой полосой:
 
Кому не хватает платформы в FoxDHX, Vanили MZRoco, вполне может сделать себе аналогичную конструкцию. Тарельчатые пружины можно отыскать в магазинах крепежа. Важный момент- эти пружины имеют свойство выворачиваться наизнанку, так что продумайте конструкцию так, чтоб у них не было на это повода.
Да, хочу добавить что «синие» шайбы на поршне НЕ МОГУТ полноценно заменить демпфер компрессии, находящийся в основании бачка. Дополнить(например платформой)-да, а заменить- нет. 
Отскок. На разжатии работа чуть сложнее чем на сжатии, т.к. масло течет по 2м контурам- через шток и через отверстия 2.
1)рассмотрим небольшой удар, от которого аморт сработал на 50-60% хода. Немного сжатая пружина начинает спокойно возвращаться в расслабленное состояние. Масло течет через отверстие, сечение которого регулируется положением иглы отскока. Зеленые шайбы продолжают закрывать отверстие 2- давление масла небольшое.  Это обычная регулировка отскока, которая есть даже на самых простых амортах:
 
2)Теперь мы прыгнули с дропа в груду камней, или же тупо всадили плоскач. Аморт сработал до отбойника, и теперь полностью сжатая пружина на пару с резиновым отбойником начинают с огромной силой разжимать Ваш аморт, стремясь оторвать поршень от штока(по собственному опыту скажу что поршень разорвать для масла не проблема). Поэтому тут помимо основного контура в работу включается дополнительный, который прикрыт упругими «зелеными» шайбами:
 
 Чем больше «зеленых» шайб, тем медленнее отскок в конце хода. Таким образом, мы нашли вторую регулировку отскока даже на бюджетном Van R.
Пара моментов:
1)Во время всех экспериментов суммарная толщина шайб должна оставаться постоянной- иначе стягивающий болт либо прижмется к игле отскока либо отойдет от нее, нарушив работу регулировки.
2)шайб отскока и шайб компрессии оставляйте как минимум по 2, иначе их может погнуть.
Предвидя вопросы, я специально не привожу никаких конкретных настроек, например для эндуро или дх, т.к. это все очень индивидуально зависит от Вашей рамы и аморта. Например, аморт, который выдавал очень заметный пропедал на коне стаб(мелочь плохо жрал), на деволюшене практически не обнаруживал признаков платформы. Амортизатор, прекрасно справлявшийся с раскачкой на айдрайве(гт форс), не мог ее погасить на классическом фср(старк тизер)- пришлось лезть внутрь. Не зря некоторые производители выпускают разные «тюны» для разных рам.
 Для тех, кто понял мою писанину и кто не крутит все регулировки перед каждой новой трассой, открывается возможность отрегулировать простенький аморт  зачастую не хуже топового.Там можно найти и второй отскок, и низкоскоростную компрессию. Главное- будьте осторожны. Если не поняли, как и зачем оно работает- лучше ничего не меняйте. Вся ответственность за Ваши эксперименты- только на Вас! Удачи, катайтесь больше! 
 

Комментарии (26)

+5
весьма толково!
avatar

kuzlich

+1
Тонус! спасибо за компрессию, а то никто не мог толком объяснить, как она работает. Уточнение: я правильно понял, что регулировка отскока влияет на поток масла только при возвратном движении?
avatar

mike

0
Да. В канале отскока еще может стоять клапан, закрывающийся на сжатии, но это почти не играет роли, т.к. канал отскока пренебрежимо мал по сравнению с дырами компрессии.
avatar

Tonus

+4
канал отскока на многих амортах пропускает масло в обе стороны и потому сказывается на низкоскоростной компресии (работа на мелочи) проверено на fox dhx, fox van r, и xfusion vengeance? на вилках rock shoxx разница в компресии от затянутости отскока тоже присутствует но выражена чуть слабже.
avatar

Lexapskov

0
Очень хорошая статья спасибо огромное :)
avatar

goathead

0
интересно) конструкция с FLoat'e интересна) надо подобие в роко сделать)
avatar

3250

0
Тебе-то зачем?) У тебя ж галя не качаецо!
avatar

Tonus

0
:-D нуууу)))
поиграцо)))
avatar

3250

0
видимо регулировка пропедаля на dhx 4/5 состоит из тех же самых шайбочек и болта который их прижимает к отверстию для масла + пружинка (правда хочется более подробно увидеть этот клапан и в разрезе =)
avatar

kn1ght

0
В серии DHX регулировка «пропедала» находится совсем в другом месте, и это не совсем пропедал, это чего-тотамскоростная компрессия, не создающая платформы. Таких шайбочек там нет, в качестве пружины используется воздух в бачке. Маленькая пружинка в пропедале нужна для удобства пользования внешней регулировкой. Если ну оочень надо, я могу нарисовать как это реализовано в дшх, хотя сейчас под рукой такого аморта нету и придется сильно напрячь мозг))
avatar

Tonus

0
был бы очень признателен =)
avatar

kn1ght

0
завтра нарисую.
avatar

Tonus

0
Тонус! если сможешь, нарисуй, как реализуется низко- и высокоскоростные компрессии и отскоки)
avatar

mike

0
Прочти пост Darkwit'а на кочке про маниту ревокс. Во всех современных амортах компрессии сделаны по тому же принципу.
Да, хочу добавить что «синие» шайбы на поршне не могут полноценно заменить демпфер компрессии, находящийся в основании бачка. Дополнить(например платформой)-да, а заменить- нет.
avatar

Tonus

0
кстати, а есть какая-нить литра по этому поводу? типа старых советских учебников по технике)
avatar

mike

0
Лит-ру не читал. Для авто- амортов, конечно, есть, например в руководстве по ремонту моей десятки телескопическая стойка аморта подробно описана.
У вело-амортов своя специфика в отличие от авто-мото, а они совсем недавно начали свое развитие, и никто из производителей самостоятельно секреты работы своей подвески не будет рассказывать.
avatar

Tonus

0
мегастатья! очень доступно и грамотно. побольше бы таких.
avatar

kerasin

0
Господа, оффтоп:
а ни у кого не завалялся шток от Marzocchi WC 250 по осям? А то я свой сложил… Хочется отремонтировать, а такое особо не выточишь
avatar

Baf

0
Мужиик! Есличо- пиши, в веломаркете куплю и тебе отправлю)
avatar

Tonus

+1
Как?! Оно существует? Где, сколько? Можно ссылку? ААаааа не хочу на ДНМе кататься :(
avatar

Baf

0
Marzocchi.ru. Телефон веломаркета +74956132938. Позвони-узнай, есть ли и доставляют ли, если есть но не доставляют то помогу. В велопробег тоже звякни на всякий случай, на сайте у них нету, но вдруг. И да, аморт у тебя все ж 241 по осям наверное а не 250?
avatar

Tonus

0
Ок, спасибо в будни звяну туда обязательно.

По поводу 241 или 250 сказать не могу точно не знаю. ДНМ стоковый же вроде 250? Я с трудом помню где сам марзочевский амморт, надо искать. А что, такой модификации нет? (Баф)
avatar

kris

0
ну 241мм(9.5") стандарт вообще, и на деволе у меня столько было на днм-ке. Больше есть только 267мм или около того)
Кристине привет!
avatar

Tonus

+1
шикарная статья. Большое спасибо.
avatar

JohnnyWoo

0
Спасибо за статью огромный труд проделиваете. Но есть вопросы. в статье описаные етапи движения поршня (зжимаеться-разжимается) и описаны потоки масла но когда и при каких условиях масло попадает в расшерительный бачкек?? Я какраз тюн ом отскока настраиваю подвеску и у меня прослеживаетьсчя сильное влияние отскока на копресию как можно побороть это?
avatar

sahan

0
И кстати проблема чрезмерного влияния отока на компресию (чем больше отскока тем тупее работает подвеска) прослеживаетьсчя и на вилке x-Fusion vengance 2013 по моему, воздух-масло настройки отскок, и две компресии одной крутилка тож непонятно. Просто Тонус упоминал что катал на такой может дорабатывал её ?
И считаю проблему которую описываю признаком бюджетности етих амортов САНТУРШИНА ЧИСТОЙ ВОДЫ. Но это же фокс топ своего времени и фьюшн вроде поколение вилок поновее. Где же тот идеал? 
avatar

sahan

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.