Журнал Райдер — Идеальный круг: руководство по спицовке колеса
![Спицовка колеса - Журнал "Райдер", пилотный выпуск Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса](https://twentysix.ru/uploads/images/01/69/17/2015/07/15/8acec6.png)
Друзья! Наверное, это не совсем формат Twentysix, но я решил выложить здесь и это небольшое руководство из журнала, чтобы у всех была возможность оценить и обсудить формат постоянной рубрики «Мастерская». Еще и потому, что, мы постараемся в ближайшем будущем провести в отношении этой рубрики «импортозамещение» силами одной из отечественных веломастерских.
Итак, девиз статьи: «Самостоятельная спицовка непременно породнит Вас с байком. От Вас – сноровка и терпение. От «Райдера» – пошаговая инструкция».
1. Для сборки колеса (с камерой) нам потребуются: станок для центровки колеса, зонтомер, штангенциркуль, молоток, тупой пробойник, отвертка, складной метр, подходящий спицевой ключ приблизительно на 3,2 мм для стандартных четырехгранных ниппелей.
![Спицовка колеса - Журнал "Райдер", пилотный выпуск Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса](https://twentysix.ru/uploads/images/01/69/17/2015/07/15/5bf8ad.png)
2. Для начала измеряем эффективный диаметр обода ERD: аккуратно измеряем внутренний диаметр обода и прибавляем толщину стенки обода. Эта цифра понадобится нам для расчета длины спиц.
![Спицовка колеса - Журнал "Райдер", пилотный выпуск Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса](https://twentysix.ru/uploads/images/01/69/17/2015/07/15/790ca3.png)
3. Теперь измерим диаметр (окружности) расположения (центров) спицевых отверстий втулки. Обратите внимание, что диаметр этой окружности может у каждого фланца быть своим. И в большинстве случаев передняя и задняя втулки различаются по этому показателю.
![Спицовка колеса - Журнал "Райдер", пилотный выпуск Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса](https://twentysix.ru/uploads/images/01/69/17/2015/07/15/cd08a8.png)
4. Оформляем «паспорт» каждой втулки. Заносим в него диаметры расположения спицевых отверстий. Затем измеряем длину оси втулки (в данном случае – 142 мм). Делим это число пополам и отмечаем середину втулки. Теперь, расположив втулку на листе соответственно рисунку, измеряем расстояние от ее середины до каждого из фланцев (FD) при помощи штангенциркуля. В нашем случае это 33 и 20 мм. Заметим, что из-за крепления ротора тормоза передние втулки тоже асимметричны.
![Спицовка колеса - Журнал "Райдер", пилотный выпуск Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса](https://twentysix.ru/uploads/images/01/69/17/2015/07/15/1e28d9.png)
5. Для расчета длины спиц мы рекомендуем воспользоваться одним из онлайн-калькуляторов. Например, калькулятором длины спиц на вебcайте DT Swiss.
Перевод терминов для калькулятора: Front wheel – переднее колесо; Rear wheel – заднее колесо; Rim Diameter / ERD – тип обода и/или ERD (см. выше); Hub – втулка; Pitch circle diameter – PCD (см. выше); Flange distance – FD (см. выше); Ø of spoke hole – диаметр спицевого отверстия; No. of spokes – число спиц; No. of intersections – число пересечений (тип спицовки, в данном случае – три); Nipple – тип ниппеля; Spoke length (precise) – точная длина спицы; rounded – округленная длина.
![Спицовка колеса - Журнал "Райдер", пилотный выпуск Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса](https://twentysix.ru/uploads/images/01/69/17/2015/07/15/711cbb.png)
6. Продеваем первую спицу через любое спицевое отверстие во фланце втулки изнутри со стороны ротора и закрепляем спицу ниппелем во втором спицевом отверстии обода от отверстия под ниппель камеры (нижнее фото).
![Спицовка колеса - Журнал "Райдер", пилотный выпуск Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса](https://twentysix.ru/uploads/images/01/69/17/2015/07/15/e5fe3d.png)
![Спицовка колеса - Журнал "Райдер", пилотный выпуск Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса](https://twentysix.ru/uploads/images/01/69/17/2015/07/15/38d4d3.png)
7. Далее продеваем еще семь спиц в каждое второе отверстие фланца также с внутренней стороны втулки. Внимание: ни в коем случае не используем на одной стороне колеса спицы разной длины!
![Спицовка колеса - Журнал "Райдер", пилотный выпуск Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса](https://twentysix.ru/uploads/images/01/69/17/2015/07/15/07c7c9.png)
8. Продев спицу в отверстие фланца втулки (шаг 6), вставляем ее конец в отверстие обода, оставляя по три свободных отверстия между соседними спицами. Закрепляем ниппелями. То есть, в каждом четвертом отверстии должна быть спица.
![Мега-примерка. Журнал Райдер (пилотный выпуск) Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса](https://twentysix.ru/uploads/images/01/69/17/2015/07/15/cf91d3.png)
9. Теперь приводим спицы в их рабочее положение: удерживая обод одной рукой, вращаем втулку противоположно направлению движения (см. фото). Спицы должны входить в обод под тупым углом.
![Спицовка колеса - Журнал "Райдер", пилотный выпуск Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса](https://twentysix.ru/uploads/images/01/69/17/2015/07/15/1fbe5f.png)
10. Завершаем спицовку стороны ротора. Для этого следующие восемь спиц продеваем через оставшиеся отверстия того же фланца втулки с противоположной (внешней) стороны.
![Спицовка колеса - Журнал "Райдер", пилотный выпуск Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса](https://twentysix.ru/uploads/images/01/69/17/2015/07/15/68f771.png)
11. Поворачивая свободную продетую спицу в направлении вращения втулки (см. шаг 9), проводим ее сзади двух ближайших закрепленных спиц и спереди третьей. Затем, как показано на фото, продеваем эту спицу в среднее из трех свободных отверстий на ободе и закрепляем ее при помощи ниппеля. Так же поступаем со всеми остальными продетыми спицами.
![Спицовка колеса - Журнал "Райдер", пилотный выпуск Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса](https://twentysix.ru/uploads/images/01/69/17/2015/07/15/a584e2.png)
12. На утолщенной (торцевой) части спицевых ниппелей есть шлицы. Вставив в шлиц отвертку или торцевой ключ для спиц (см. фото) навинчиваем ниппель на спицу на два-три оборота, не применяя силу.
![Спицовка колеса - Журнал "Райдер", пилотный выпуск Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса](https://twentysix.ru/uploads/images/01/69/17/2015/07/15/96ac55.png)
13. Теперь продеваем первую «спицу-ориентир» (не путать с «лидирующими») через отверстие второго фланца изнутри. Перед этим поворачиваем колесо таким образом, чтобы ниппель шины оказался в верхней точке. Ориентируясь на ближайшее к ниппелю по ходу движения велосипеда отверстие обода (слева), находим соответствующее отверстие на фланце втулки, также расположенное в направлении движения (см. фото). Закрепляем спицу в этом положении. Так напротив ниппеля шины не будет пересечения спиц, мешающего подключению насоса.
![Спицовка колеса - Журнал "Райдер", пилотный выпуск Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса](https://twentysix.ru/uploads/images/01/69/17/2015/07/15/ec6589.png)
14. Следующую спицу вставляем в ближайшее отверстие фланца слева от спицы-ориентира. Продеваем эту спицу в отверстие снаружи, так чтобы ее головка смотрела наружу от втулки.
![Спицовка колеса - Журнал "Райдер", пилотный выпуск Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса](https://twentysix.ru/uploads/images/01/69/17/2015/07/15/599945.png)
15. Остальные семь спиц продеваем в каждое второе отверстие во фланце (в обод пока не вставляем). Следим при этом, чтобы спица не попадала в треугольничек меду спицами другой стороны, а оставалась свободной. Перекидываем третью спицу справа от спицы-ориентира через нее снаружи и вставляем в ближайшее свободное отверстие от ниппеля шины слева (принцип «сзади, сзади, спереди, закрепляем»). Остальные спицы последовательно вставляем в каждое четвертое отверстие обода так, чтобы они не пересекались с другими спицами, и закрепляем ниппелями.
![Спицовка колеса - Журнал "Райдер", пилотный выпуск Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса](https://twentysix.ru/uploads/images/01/69/17/2015/07/15/03ae4f.png)
16. Оставшиеся восемь спиц продеваем в той же последовательности с внутренней стороны фланца в свободные отверстия. Затем их нужно будет вставить в свободные отверстия обода и закрепить.
![Спицовка колеса - Журнал "Райдер", пилотный выпуск Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса](https://twentysix.ru/uploads/images/01/69/17/2015/07/15/aa3c2c.png)
17. Поскольку все остальные спицы уже закреплены, пространства для маневров осталось довольно мало. Поэтому берем каждую из последних спиц двумя руками и вставляем в соответствующее отверстие обода, соблюдая схему трех пересечений «сзади, сзади, спереди» и одинаковые углы пересечения спиц.
![Спицовка колеса - Журнал "Райдер", пилотный выпуск Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса](https://twentysix.ru/uploads/images/01/69/17/2015/07/15/3131cb.png)
18. Теперь, когда у нас сформировался полный зонт, навинчиваем ниппели глубже на каждую спицу, пока вся резьба не скроется из виду – но не дальше!
![Спицовка колеса - Журнал "Райдер", пилотный выпуск Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса](https://twentysix.ru/uploads/images/01/69/17/2015/07/15/93e03a.png)
19. Теперь закрепляем колесо в станке для центровки (правки). Чтобы линия центровки колеса не отклонилась в одну из сторон, проверяем, чтобы оно было прочно зафиксировано в креплениях «вилки» станка. Затем, начиная от ниппеля шины, затягиваем все короткие спицы колеса на один полный оборот. На переднем колесе это будет левая сторона по направлению движения велосипеда, а на заднем – правая (сторона трансмиссии). Затем переходим к спицам противоположной стороны.
![Спицовка колеса - Журнал "Райдер", пилотный выпуск Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса](https://twentysix.ru/uploads/images/01/69/17/2015/07/15/28f1bb.png)
20. Необходимо исключить трение головок спиц об отверстия при колебаниях спиц. Для этого осторожными ударами при помощи молотка и тупого пробойника выравниваем головку каждой спицы с поверхностью фланца.
![Спицовка колеса - Журнал "Райдер", пилотный выпуск Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса](https://twentysix.ru/uploads/images/01/69/17/2015/07/15/4e50e7.png)
21. Затягиваем спицы еще примерно на пару оборотов в обозначенной выше последовательности (сначала на «короткой» стороне, затем на стороне длинных спиц). Извлекаем колесо из станка и устанавливаем зонтомер на торец втулки колеса со стороны коротких спиц и на обод с обеих сторон. При помощи регулировочного колесика настраиваем длину оси зонтомера таким образом, чтобы устранить зазоры в этих трех точках (борта обода справа и слева, торец втулки). Затем прикладываем зонтомер с противоположной стороны колеса (с длинными спицами).
![Спицовка колеса - Журнал "Райдер", пилотный выпуск Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса](https://twentysix.ru/uploads/images/01/69/17/2015/07/15/c38091.png)
![Спицовка колеса - Журнал "Райдер", пилотный выпуск Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса](https://twentysix.ru/uploads/images/01/69/17/2015/07/15/ff6d2e.png)
22. Если обод не равноудален от втулки, подтягиваем все ниппели спиц соответствующей стороны фланца на пол-оборота. Корректировка всегда должна быть направлена в сторону длинных спиц. Результат протяжки проверяем, снова установив на колесе зонтомер и выровняв его.
![Спицовка колеса - Журнал "Райдер", пилотный выпуск Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса](https://twentysix.ru/uploads/images/01/69/17/2015/07/15/022b5f.png)
23. Сводим вместе оба щупа станка для правки колес и подводим их к ободу, пока один из щупов не начнет цепляться за обод. Для выправления эллипса ниппели всегда подкручиваются лишь на четверть оборота. Подтягивается всегда одинаковое число спиц слева и справа.
![Спицовка колеса - Журнал "Райдер", пилотный выпуск Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса](https://twentysix.ru/uploads/images/01/69/17/2015/07/15/001658.png)
24. Область радиального биения отмечаем белым скотчем. Подтягиваем спицы (по часовой стрелке по отношению к внешней стороне обода) на четверть оборота. И, если участок биения охватывает только пять спиц, чуть-чуть подтягиваем и шестую тоже, чтобы не сделать восьмерку.
![Спицовка колеса - Журнал "Райдер", пилотный выпуск Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса](https://twentysix.ru/uploads/images/01/69/17/2015/07/15/abb7cd.png)
25. О восьмерке говорит боковое биение обода о щуп станка. Чтобы ее выправить, немного ослабляем ниппели со стороны биения и натягиваем ниппели с противоположной стороны, пока обод перестанет со скрипом задевать щуп.
![Спицовка колеса - Журнал "Райдер", пилотный выпуск Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса](https://twentysix.ru/uploads/images/01/69/17/2015/07/15/0b695a.png)
26. Чрезмерное натяжение может повредить как втулку, так и обод. Чтобы проверить натяжение, со средним усилием сжимаем две перекрещенные спицы. Точка пересечения не должна смещаться больше, чем на один сантиметр.
![Спицовка колеса - Журнал "Райдер", пилотный выпуск Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса](https://twentysix.ru/uploads/images/01/69/17/2015/07/15/139466.png)
27. После всех протяжек нужно еще раз проверить концентричность колеса. В случае необходимости выправляем. Только следим за тем, чтобы не «перетянуть» спицы.
![Спицовка колеса - Журнал "Райдер", пилотный выпуск Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса](https://twentysix.ru/uploads/images/01/69/17/2015/07/15/59897a.png)
28. Чтобы предупредить появление восьмерок и эллипсов, после спицовки следует «опрессовать» колесо. Устанавливаем колесо на прочную подставку и аккуратно наваливаемся на него своим весом, после чего снова проверяем его на концентричность и биение.
![Спицовка колеса - Журнал "Райдер", пилотный выпуск Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса](https://twentysix.ru/uploads/images/01/69/17/2015/07/15/70446f.png)
Автор текста: Кристиан Цимек
____________________
О Журнале «Райдер»:
Вебсайт — mountain-rider.ru
Скачать журнал из Google Play
Скачать журнал из iTunes (iPad)
Скачать приложение «Мастерская райдера» из Google Play
Скачать приложение «Мастерская райдера» из iTunes (iPhone)
-
добавить в избранное
32
- +36
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (41)
pustota
Отверстия под спицы на ободе сделаны со смещением под «левые» и «правые» спицы. Я конечно подозреваю, что «второе отверстие от места под вентиль камеры» призвано учитывать именно этот момент, но после первой спицы всегда есть вероятность отвлечься, втулка при этом случайно перекрутится и спицы по незнанию сборщика дальше пойдут не по своей стороне.
schmel
RiderMag
schmel
RiderMag
schmel
А так в целом статья годная))
bma2803
RiderMag
velikain
А дома на коленке: стикеры, вилка как станок и т.д.
bma2803
schmel
А так, в умелых руках простая отвертка превращается в волшебную палочку )) Но, если есть возможность раздобыть инструмент, то… Я как-то наблюдал, как три старичка-фина строили баню на Ладожском озере. Вот это был инструмент! :))) Но можно было и топором!!!
RiderMag
lifegiver
Кстати проверяется не «концентричность колеса» а зонт, так проще понять.
А зонт может быть разным для задних колёс. К примеру Спеш любит извращаться с несимметричными задними перьями, там зонт на 6 мм отличается от обычного.
velomanyak
Belinsky
RiderMag
Valeriymin
Legnar
Смысл лезть в спицы, когда визуальный осмотр даже намека на восьмерки не выявляет.
Valeriymin
pustota
zloy6666
Valeriymin
zloy6666
Legnar
Мануал хорош, но без опыта и тензиметра обычный каталец не натянет правильно колесо. Даже с недорогим пружинным тензиметром ParkTool результат будет далек от того, что сделает профи вот с такой штукой:
Мало кто знает, что колесо должно быть не только идеально ровным, но и как можно более равномерно натянутым, это напрямую влияет на прочность колеса. Для этого мастера используют точные тензиметры и специальные программки. Простой каталец с обычным велостанком без большого опыта вряд ли добьется такого результата. А без тензиметра колесо будет просто перетянуто/недотянуто.
Статья скорее показывает, как НАБИТЬ и ПОПРАВИТЬ колесо. Спицовка и протяжка с нуля — гораздо более сложная задача, там куча мелких нюансов. В тексте, например, не увидел инфы про фиксаторы резьб.
Один из лучших мастеров по колесам в Минске спицует колесо по 15$ за штуку. Имхо, это смешные деньги за работу профи, в горах вы вспомните его добрым словом :)
заводские колеса, протянутые роботом, часто имеют не лучшие показатели. + после обкатки нужно поправлять натяжение спиц.
pashevich
millenium15061985
Valeriymin
Burnmann
millenium15061985
bma2803
Фиксаторы разные бывают, если что.
Сам спицевал с нуля несколько колес, на станке с простым тензиметром. Тратил на колесо 3+ часа, при это результат был очень далек от того, что получается у мастера (идеально ровное колесо с невидимыми для глаза биениями и равномерно натянутыми спицами). Теперь основные колеса спицую только у мастера, сам иногда собираю зимние/дешевые колесики. Ну и правлю от воьсмерок/яиц уже собранные.
pashevich
mx2
Правда-правда! ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BE
RiderMag
RiderMag
millenium15061985
Мастерская:
https://play.google.com/store/apps/details?id=com.webapix.mountainbike_ru
Журнал:
https://play.google.com/store/apps/details?id=com.motorpresse.mtb.russia
RiderMag
millenium15061985
RiderMag
Whoisbikes
Burnmann
RiderMag