Журнал РайдерИдеальный круг: руководство по спицовке колеса

Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса

Друзья! Наверное, это не совсем формат Twentysix, но я решил выложить здесь и это небольшое руководство из журнала, чтобы у всех была возможность оценить и обсудить формат постоянной рубрики «Мастерская». Еще и потому, что, мы постараемся в ближайшем будущем провести в отношении этой рубрики «импортозамещение» силами одной из отечественных веломастерских.

Итак, девиз статьи: «Самостоятельная спицовка непременно породнит Вас с байком. От Вас – сноровка и терпение. От «Райдера» – пошаговая инструкция».

1. Для сборки колеса (с камерой) нам потребуются: станок для центровки колеса, зонтомер, штангенциркуль, молоток, тупой пробойник, отвертка, складной метр, подходящий спицевой ключ приблизительно на 3,2 мм для стандартных четырехгранных ниппелей.

Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса


2. Для начала измеряем эффективный диаметр обода ERD: аккуратно измеряем внутренний диаметр обода и прибавляем толщину стенки обода. Эта цифра понадобится нам для расчета длины спиц.

Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса


3. Теперь измерим диаметр (окружности) расположения (центров) спицевых отверстий втулки. Обратите внимание, что диаметр этой окружности может у каждого фланца быть своим. И в большинстве случаев передняя и задняя втулки различаются по этому показателю.

Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса


4. Оформляем «паспорт» каждой втулки. Заносим в него диаметры расположения спицевых отверстий. Затем измеряем длину оси втулки (в данном случае – 142 мм). Делим это число пополам и отмечаем середину втулки. Теперь, расположив втулку на листе соответственно рисунку, измеряем расстояние от ее середины до каждого из фланцев (FD) при помощи штангенциркуля. В нашем случае это 33 и 20 мм. Заметим, что из-за крепления ротора тормоза передние втулки тоже асимметричны.

Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса


5.
 Для расчета длины спиц мы рекомендуем воспользоваться одним из онлайн-калькуляторов. Например, калькулятором длины спиц на вебcайте DT Swiss
Перевод терминов для калькулятора: Front wheel – переднее колесо; Rear wheel – заднее колесо; Rim Diameter / ERD – тип обода и/или ERD (см. выше); Hub – втулка; Pitch circle diameter – PCD (см. выше); Flange distance – FD (см. выше); Ø of spoke hole – диаметр спицевого отверстия; No. of spokes – число спиц; No. of intersections – число пересечений (тип спицовки, в данном случае – три); Nipple – тип ниппеля; Spoke length (precise) – точная длина спицы; rounded – округленная длина.

Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса


6. Продеваем первую спицу через любое спицевое отверстие во фланце втулки изнутри со стороны ротора и закрепляем спицу ниппелем во втором спицевом отверстии обода от отверстия под ниппель камеры (нижнее фото).

Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса
Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса


7. Далее продеваем еще семь спиц в каждое второе отверстие фланца также с внутренней стороны втулки. Внимание: ни в коем случае не используем на одной стороне колеса спицы разной длины!

Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса


8. Продев спицу в отверстие фланца втулки (шаг 6), вставляем ее конец в отверстие обода, оставляя по три свободных отверстия между соседними спицами. Закрепляем ниппелями. То есть, в каждом четвертом отверстии должна быть спица.

Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса


9.
 Теперь приводим спицы в их рабочее положение: удерживая обод одной рукой, вращаем втулку противоположно направлению движения (см. фото). Спицы должны входить в обод под тупым углом.

Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса

10. Завершаем спицовку стороны ротора. Для этого следующие восемь спиц продеваем через оставшиеся отверстия того же фланца втулки с противоположной (внешней) стороны.

Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса


11. Поворачивая свободную продетую спицу в направлении вращения втулки (см. шаг 9), проводим ее сзади двух ближайших закрепленных спиц и спереди третьей. Затем, как показано на фото, продеваем эту спицу в среднее из трех свободных отверстий на ободе и закрепляем ее при помощи ниппеля. Так же поступаем со всеми остальными продетыми спицами.

Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса



12. 
На утолщенной (торцевой) части спицевых ниппелей есть шлицы. Вставив в шлиц отвертку или торцевой ключ для спиц (см. фото) навинчиваем ниппель на спицу на два-три оборота, не применяя силу.


Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса



13. Теперь продеваем первую «спицу-ориентир» (не путать с «лидирующими») через отверстие второго фланца изнутри. Перед этим поворачиваем колесо таким образом, чтобы ниппель шины оказался в верхней точке. Ориентируясь на ближайшее к ниппелю по ходу движения велосипеда отверстие обода (слева), находим соответствующее отверстие на фланце втулки, также расположенное в направлении движения (см. фото). Закрепляем спицу в этом положении. Так напротив ниппеля шины не будет пересечения спиц, мешающего подключению насоса.


Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса


14. Следующую спицу вставляем в ближайшее отверстие фланца слева от спицы-ориентира. Продеваем эту спицу в отверстие снаружи, так чтобы ее головка смотрела наружу от втулки.

Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса


15. Остальные семь спиц продеваем в каждое второе отверстие во фланце (в обод пока не вставляем). Следим при этом, чтобы спица не попадала в треугольничек меду спицами другой стороны, а оставалась свободной. Перекидываем третью спицу справа от спицы-ориентира через нее снаружи и вставляем в ближайшее свободное отверстие от ниппеля шины слева (принцип «сзади, сзади, спереди, закрепляем»). Остальные спицы последовательно вставляем в каждое четвертое отверстие обода так, чтобы они не пересекались с другими спицами, и закрепляем ниппелями.

Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса



16. Оставшиеся восемь спиц продеваем в той же последовательности с внутренней стороны фланца в свободные отверстия. Затем их нужно будет вставить в свободные отверстия обода и закрепить.

Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса


17. Поскольку все остальные спицы уже закреплены, пространства для маневров осталось довольно мало. Поэтому берем каждую из последних спиц двумя руками и вставляем в соответствующее отверстие обода, соблюдая схему трех пересечений «сзади, сзади, спереди» и одинаковые углы пересечения спиц.

Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса


18. Теперь, когда у нас сформировался полный зонт, навинчиваем ниппели глубже на каждую спицу, пока вся резьба не скроется из виду – но не дальше!

Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса



19. Теперь закрепляем колесо в станке для центровки (правки). Чтобы линия центровки колеса не отклонилась в одну из сторон, проверяем, чтобы оно было прочно зафиксировано в креплениях «вилки» станка. Затем, начиная от ниппеля шины, затягиваем все короткие спицы колеса на один полный оборот. На переднем колесе это будет левая сторона по направлению движения велосипеда, а на заднем – правая (сторона трансмиссии). Затем переходим к спицам противоположной стороны.

Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса


20. Необходимо исключить трение головок спиц об отверстия при колебаниях спиц. Для этого осторожными ударами при помощи молотка и тупого пробойника выравниваем головку каждой спицы с поверхностью фланца.

Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса


21.
 Затягиваем спицы еще примерно на пару оборотов в обозначенной выше последовательности (сначала на «короткой» стороне, затем на стороне длинных спиц). Извлекаем колесо из станка и устанавливаем зонтомер на торец втулки колеса со стороны коротких спиц и на обод с обеих сторон. При помощи регулировочного колесика настраиваем длину оси зонтомера таким образом, чтобы устранить зазоры в этих трех точках (борта обода справа и слева, торец втулки). Затем прикладываем зонтомер с противоположной стороны колеса (с длинными спицами).

Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса


Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса

22. Если обод не равноудален от втулки, подтягиваем все ниппели спиц соответствующей стороны фланца на пол-оборота. Корректировка всегда должна быть направлена в сторону длинных спиц. Результат протяжки проверяем, снова установив на колесе зонтомер и выровняв его. 

Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса


23. Сводим вместе оба щупа станка для правки колес и подводим их к ободу, пока один из щупов не начнет цепляться за обод. Для выправления эллипса ниппели всегда подкручиваются лишь на четверть оборота. Подтягивается всегда одинаковое число спиц слева и справа.

Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса


24. Область радиального биения отмечаем белым скотчем. Подтягиваем спицы (по часовой стрелке по отношению к внешней стороне обода) на четверть оборота. И, если участок биения охватывает только пять спиц, чуть-чуть подтягиваем и шестую тоже, чтобы не сделать восьмерку.

Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса



25. О восьмерке говорит боковое биение обода о щуп станка. Чтобы ее выправить, немного ослабляем ниппели со стороны биения и натягиваем ниппели с противоположной стороны, пока обод перестанет со скрипом задевать щуп.

Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса



26. 
Чрезмерное натяжение может повредить как втулку, так и обод. Чтобы проверить натяжение, со средним усилием сжимаем две перекрещенные спицы. Точка пересечения не должна смещаться больше, чем на один сантиметр.


Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса


27. После всех протяжек нужно еще раз проверить концентричность колеса. В случае необходимости выправляем. Только следим за тем, чтобы не «перетянуть» спицы.

Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса


28. Чтобы предупредить появление восьмерок и эллипсов, после спицовки следует «опрессовать» колесо. Устанавливаем колесо на прочную подставку и аккуратно наваливаемся на него своим весом, после чего снова проверяем его на концентричность и биение.
 
Журнал Райдер: Идеальный круг: руководство по спицовке колеса


Автор текста: Кристиан Цимек


____________________

О Журнале «Райдер»:

Вебсайт — 
mountain-rider.ru

Скачать журнал из Google Play

Скачать журнал из iTunes (iPad)

Скачать приложение «Мастерская райдера» из Google Play

Скачать приложение «Мастерская райдера» из iTunes (iPhone)
  • Поделиться
  • добавить в избранное
    32
  • +36
  • Мнения

Комментарии (41)

+1
В закладки)
avatar

pustota

+6
Помоему забыли про один очень важный нюанс. 
Отверстия под спицы на ободе сделаны со смещением под «левые» и «правые» спицы. Я конечно подозреваю, что «второе отверстие от места под вентиль камеры» призвано учитывать именно этот момент, но после первой спицы всегда есть вероятность отвлечься, втулка при этом случайно перекрутится и спицы по незнанию сборщика дальше пойдут не по своей стороне.
avatar

schmel

+3
Не теряем бдительность! :))
avatar

RiderMag

+1
Смехом смехом, а у меня такое было как то. Заметил на полпути к успеху :)
avatar

schmel

+1
(facepalm)
avatar

RiderMag

0
(окай)
avatar

schmel

+4
Хм, 7 пункт противоречит всем последующим пунктам о правке колес, стоит заменить на :"Внимание: ни в коем случае не используем на одной стороне колеса спицы разной длины!"


А так в целом статья годная)) 
avatar

bma2803

0
Спасибо!!! Исправлено.
avatar

RiderMag

+1
Статья интересная, но лучше я все-таки доверюсь мастерской с таким набором инструментов.
avatar

velikain

+1
В том и прикол что с таким набором можно всем спицевать;) 

А дома на коленке: стикеры, вилка как станок и т.д. 
avatar

bma2803

+3
Вот кстати всегда удивлялся тому, что все эти «how to» по сборке колес основаны на сборке на отнюдь не дешевом станке, с зонтомером и чуть ли не с измерением натяжения спиц. Хотя дома всегда хватало хомутиков, спицевого ключа и простой отвертки.
avatar

schmel

+2
Это да. В общем-то, пару минут погуглив, можно найти ну просто массу руководств с хомутиками, стикерами и т.д. Тут это в формате мастер-класса от мастерской.
А так, в умелых руках простая отвертка превращается в волшебную палочку )) Но, если есть возможность раздобыть инструмент, то… Я как-то наблюдал, как три старичка-фина строили баню на Ладожском озере. Вот это был инструмент! :))) Но можно было и топором!!!
avatar

RiderMag

+2
Там где говорят:«Я твой спица в обод крутил!»
avatar

lifegiver

+4
Ищем в инетах книгу Шелдона Брауна «Сборка велосипедных колес» или её переработанный вариант от Джона Аллена от 2010 года. Там всё лучше и понятнее описано.
Кстати проверяется не «концентричность колеса» а зонт, так проще понять.
А зонт может быть разным для задних колёс. К примеру Спеш любит извращаться с несимметричными задними перьями, там зонт на 6 мм отличается от обычного.
Последний раз редактировалось
avatar

velomanyak

+4
Я всегда думал, что сборка колёс — это своего рода искусство, и чуть ли не мистерия, требующая сакрального опыта. Это всё гипербола конечно, но с интересом прочитав статью, я ещё раз подумал, что заниматься этим сам, я никогда не стану. Правда, захотелось прояснить кое что. Трудно представить себе, что всё описанное, относится к любому количеству спиц в колесе, и к любому паттерну спицовки, но указания на эти параметры, я во всём руководстве не увидел.
avatar

Belinsky

+1
32 спицы, три перекреста, 3 часа, сложность 5/5.
avatar

RiderMag

-2
Проще купить готовое колесо и не иметь проблем.
 
avatar

Valeriymin

+1
А потом купить тензометр и удивиться разбросу по натяжению спиц до 20% и более на каждом колесе, потом купить станок и спицевой ключ, ну и далее по тексту…
avatar

Legnar

-4
А можно не покупать ничего и спокойно ездить. Я всю жизнь на велосипедах только цепи меняю и смазываю. А больше делать нечего, так как проблем нет. 
Смысл лезть в спицы, когда визуальный осмотр даже намека на восьмерки не выявляет.  
avatar

Valeriymin

+1
Вопрос в том где и как катать. Я регулярно мелкие восьмёрки подтягиваю, потому что иногда допускаю ошибки и влетаю куда-нибудь со всей дури. Задний обод так вообще был замят в Крыму. Хорошо бескамерку держит пока) Спица одна после удара прослабла и болталась как макаронина варёная)
avatar

pustota

0
И не найти к нему спицы…
avatar

zloy6666

0
Сейчас можно купить все что угодно. Были бы деньги. 
avatar

Valeriymin

+3
Было бы оно в наличии…
avatar

zloy6666

0
del
Последний раз редактировалось
avatar

Legnar

+15
Как я идеально спицую колеса? отдаю профессиональному мастеру по спицовке колес.
Мануал хорош, но без опыта и тензиметра обычный каталец не натянет правильно колесо. Даже с недорогим пружинным тензиметром ParkTool результат будет далек от того, что сделает профи вот с такой штукой:


Мало кто знает, что колесо должно быть не только идеально ровным, но и как можно более равномерно натянутым, это напрямую влияет на прочность колеса. Для этого мастера используют точные тензиметры и специальные программки. Простой каталец с обычным велостанком без большого опыта вряд ли добьется такого результата. А без тензиметра колесо будет просто перетянуто/недотянуто.


Статья скорее показывает, как НАБИТЬ и  ПОПРАВИТЬ колесо. Спицовка и протяжка с нуля — гораздо более сложная задача, там куча мелких нюансов. В тексте, например, не увидел инфы про фиксаторы резьб.

Один из лучших мастеров по колесам в Минске спицует колесо по 15$ за штуку. Имхо, это смешные деньги за работу профи, в горах вы вспомните его добрым словом :)

Проще купить готовое колесо и не иметь проблем. 
заводские колеса, протянутые роботом, часто имеют не лучшие показатели. + после обкатки нужно поправлять натяжение спиц.
 
Последний раз редактировалось
avatar

pashevich

0
 Внесу свою лепту в данную тему так как работаю в веломастерской. Да хоть какое колесо, хоть как и кем бы оно не было собрано и не важно по каким правилам и канонам! После пары сотен НЕ ВАЖНО КАКИХ КИЛОМЕТРОВ, оно требует ПОЛНОЙ ПРОТЯЖКИ И ЕСЛИ НАДО ПРАВКИ НА СТАНКЕ. Уже не однократно проверено! НО! Иной раз сталкивался с тем что заводское колесо оказывалось гораздо крепче собранного мастером. И мастером в в этом деле съевшим не один десяток собак! Особенно нравятся колеса Шимано (хотя мне все что с лейблом Шимано нравиться))). 
avatar

millenium15061985

0
Как определить, что колесо нуждается в протяжке? Я проехал уже 700км и изменений в состоянии колеса не вижу. 
avatar

Valeriymin

0
Ну не знаю… Все таки зависит от того, кто и как собирал колёса. Мне в 2011 году очень хорший человек собрал колёса на С-Тайпах, протянуть их я решил только через 3 года после использования, после того как на ободе по камням проехался. На моё удивление колёса были в идеальном состоянии и живы до сих пор. БЫли вмятины на ободе, но никаких восьмёрок, яиц и прочей фигни. А в прошлом году мне собирал другой человек колёса в домашних кустарных условиях, через 3 месяца половина спиц на заднем колеса разболтались, переднее повело. Сейчас колёса сам спицую, ну его нафиг этих  недо«механегов». Кстати, можно волне себе обойтись без станка и зонтомера, просто это занимает большее время. Но в целом, да, согласен с Вами, лучше после сборки колёса проверять, а то бывает всякое.
avatar

Burnmann

0
Хороший мастер попался вам. Руки у него «правильные» и знают что и как делать. ТУт как и смашиной новой. После обкатки осмотр и ПРОТЯЖКА.
avatar

millenium15061985

0
Хм, так вроде фиксатор не желательно применять?!?
avatar

bma2803

0
В интернетах прочитали ? 
Фиксаторы разные бывают, если что.

Сам спицевал с нуля несколько колес, на станке с простым тензиметром. Тратил на колесо 3+ часа, при это результат был очень далек от того, что получается у мастера (идеально ровное колесо с невидимыми для глаза биениями и равномерно натянутыми спицами). Теперь основные колеса спицую только у мастера, сам иногда собираю зимние/дешевые колесики. Ну и правлю от воьсмерок/яиц уже собранные. 
avatar

pashevich

+2
Тему спицевания, протяжки, правки и вообще околоколёс давным давно разобрал для простых смертных Анзор.
avatar

mx2

-1
А первые колеса появились в Румынии и на Кубани в 5-6 тысячелетиях до н.э. ))
Правда-правда! ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BE 
Последний раз редактировалось
avatar

RiderMag

0
Друзья! Спешу сообщить отличную новость: приложение «Мастерская райдера» только что появилось в App Store в формате для iPhone — грузим отсюда: https://itunes.apple.com/ru/app/masterskaa-rajdera/id1016900513?mt=8
avatar

RiderMag

0
А для Андройда?
avatar

millenium15061985

0
Дык, для Андройда уже давно все есть :)

Мастерская:
https://play.google.com/store/apps/details?id=com.webapix.mountainbike_ru 

Журнал: 
https://play.google.com/store/apps/details?id=com.motorpresse.mtb.russia 
avatar

RiderMag

0
Ох… пропустил)  Спасибо)))
avatar

millenium15061985

0
Вам спасибо! Надо будет нагляднее ссылочки порасставить :)
avatar

RiderMag

0
и половины операций по сборке не указано. какой смысл тратить время на создание очередного недо урока по сборке? боязнь что читатель не осилит или что? 
avatar

Whoisbikes

+6
С пунктом номер 7 не согласен. Втулку крутить нужно по ходу движения колеса, первые 8 спиц с внешней стороны фланцев. Это актуально для колес с дисковыми тормозами, потому как при торможении идет нагрузка на тянущие спицы, тянущие спицы должны быть с внешней стороны фланцев — это увеличивает стабильность колеса на торможении, колесо меньше ведёт, особенно актуально с лайтовыми тонкими ободами. Если обода жирные, то эффект «ведения» переднего колеса при томожении не заметен. Об этом писаль в старых Шимановский мануалах. Сейчас вроде уже не пишут. А еще какой то крутой чел писал об этом, если честно уже не помню кто именно.
avatar

Burnmann

0
Большое спасибо за толковые комменты, Тимур! :)
avatar

RiderMag

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.