Новое железоВыбираем систему с одной звездой

В этот раз предлагаем вам вникнуть в вопрос выбора системы с одной звездой. И мы не ограничимся системами представленными в Веломире — вместе с MBUK мы рассмотрим все популярные модели. 

Новое железо: Выбираем систему с одной звездой


Итак, какую систему с одной звездой выбрать?
 

Одна передняя звезда – это здорово. Причём неважно, купили вы комплит со стоковой  11-скоростной трансмиссией или просто сняли с велосипеда передний переключатель и манетку. Так или иначе, велосипед стал легче, на руле теперь больше свободного места, и меньше компонентов могут внезапно выйти из строя. Разумеется, можно просто снять с системы лишние звёзды и оставить одну, и всё-таки специализированная система с одной звездой будет легче. Да и выглядеть она будет, прямо скажем, получше.
 
В первую очередь нужно выяснить, какая система подойдёт для вашего велосипеда. Так, если у вас каретка стандарта Press-Fit или BB30, то стоит задуматься о шатунах с осью увеличенного диаметра. Впрочем, некоторые каретки (такие, как Race Face Cinch, FSA BB392, Hope, E13, Rotor) позволяют установить такую систему на раму с обычным кареточным узлом. И помните, что чем с большим количеством стандартов совместимы ваши шатуны, тем больше шансов, что они пригодятся вам в дальнейшем, при замене рамы или велосипеда. Ну, а когда вы определитесь со стандартами, придёт время решать извечный вопрос о прочности и весе.
 
Сегодня самая бюджетная система со звездой типа Narrow-Wide – это, пожалуй, Shimano XT. И, естественно, мы считаем, что более дорогие шатуны должны быть либо легче, либо прочнее. Ну, или немного легче и чуть прочнее – такой компромисс тоже приемлем. Вообще, разные шатуны довольно сильно отличаются по весу, но, поскольку система располагается в нижней части рамы, вес здесь не играет такой роли, как в случае с некоторыми другими компонентами. А вот любой флекс или недостаток прочности как раз будет заметен сильно, ведь система – одна из главных точек приложения усилия во время катания, и именно через педали можно сильно ощутить изменения в рельефе или поведении велосипеда. Да и вообще, мы всегда предпочитали высокую надёжность малому весу.
 
Заметим, что не у всех брендов рост цен на разные модели шатунов пропорционален росту их качества. Так, у некоторых производителей вы увидите отличные бюджетные системы, но при том не жёсткие или далеко не лёгкие дорогие. У других всё наоборот: шатуны премиум-класса великолепны, а более доступные модели представляют собой ничем не примечательные каталожные изделия. А ещё не забывайте о надёжности и долговечности звёзд и кареток – в долгосрочной перспективе это может сыграть немалую роль.
 
Конечно, во многих случаях звезду и каретку можно купить отдельно, и зачастую это оказывается выгоднее. Но здесь нужно убедиться в том, что компоненты точно подходят друг к другу – в противном случае, если вам и удастся собрать всё вместе, то это будет не система, а чудовище Франкенштейна. Ну, и чисто из практических соображений мы бы не советовали покупать модели, для обслуживания которых нужны специальные инструменты. Вряд ли вы будете рады прервать интересное путешествие лишь потому, что в местной мастерской не найдётся оборудования для ремонта вашего велосипеда.
 
Как проходили тесты MBUK?

Нашей целью было узнать, насколько долго и хорошо служат те или иные шатуны, и проверяли мы это самым сложным и, пожалуй, нарочито глупым способом. Сперва мы открывали коробку и смотрели на систему – здесь нужно было понять, легко ли разобраться с её установкой, и требуются ли для этого какие-то специальные инструменты. Ну, а затем мы ставили шатуны на велосипед и катались так жёстко, как только могли. Разумеется, не обошлось без жёстких приземлений и каменных секций, без многих километров зимней грязи и слякоти. Мы тестировали шатуны настолько долго, насколько возможно, а также опрашивали опытных райдеров, которые использовали эти же системы в самых разных условиях. И, наконец, мы поочерёдно катались с разными системами, дабы объективно сравнить их жёсткость, качество звёзд и прочее. После этого оставалось сравнить износ шатунов и звёзд, и ещё раз взвесить все модели. Вот и всё.
 
Оценки MBUK:
5 звёзд – Великолепно. Безусловный лидер в своём классе.
4 звезды – Очень хорошо. Один из лучших товаров на рынке.
3 звезды – Хорошо. Изделие выполняет свои функции, и выполняет их хорошо.
2 звезды – Ниже среднего. Имеются определённые недостатки.
1 звезда – Плохо. Действительно плохо.
 
 
SRAM X01

Новое железо: Выбираем систему с одной звездой

 

К сожалению, карбоновые шатуны SRAM во многом уступают лучшим моделям в этой категории. Версия с 30-миллиметровой осью, конечно, жёстче стандартной, но при активном педалировании флекс всё же заметен. И это при том, что данные шатуны существенно тяжелее аналогов от Race Face и FSA. Отметим, однако, что X01 всё-таки несколько дешевле этих аналогов, а звёзды SRAM X-SYNC – одни из самых надёжных и бесшумных. Покрытие шатунов X01 весьма долговечно, а, кроме того, теперь в комплекте с ними идут защитные резиновые наконечники.
Вес: 614 граммов
Длина шатунов: 170/175мм
Оценка: 2.5 звезды
 
FSA K-Force Light ABS BB392EVO

Новое железо: Выбираем систему с одной звездой

 

Верхняя модель в линейке FSA – отличный выбор для серьёзных гонщиков, желающих дополнительно облегчить велосипед. Полые карбоновые шатуны прямоугольного профиля с интегрированным «пауком» и осью увеличенного диаметра действительно жёсткие, и в данном случае неважно, как сильно вы упираетесь в руль и давите на педали. Ось стандарта BB392 совместима с каретками BB30 и PF30, а также с каретками Press-Fit меньшего диаметра. Кроме того, такую систему можно поставить на раму со стандартной резьбовой кареткой при использовании соответствующих адаптеров. Шатуны весят всего 450 граммов, что действительно очень мало. Но и стоят они весьма дорого.
Вес: 450 граммов
Длина шатунов: 170/175мм
Оценка: 3 звезды
 
Aerozine XONE-A1

Новое железо: Выбираем систему с одной звездой

Шатуны Aerozine – хороший выбор для не слишком агрессивных райдеров, желающих сэкономить немного веса и денег. Широкие, но тонкие шатуны, звезда без «паука» — эта система легче любой алюминиевой модели в данном обзоре, кроме, разве что, Shimano XTR. Оригинальные вставки с резьбой под педали можно поворачивать, меняя тем самым длину шатунов (170 или 175мм). Из недостатков можно выделить отсутствие версии с осью увеличенного диаметра и малую жёсткость – шатуны ощутимо прогибаются во время активного педалирования и при прохождении поворотов.
Вес: 584 грамма
Длина шатунов: 170/172.5/175мм
Оценка: 3 звезды
 
Shimano XTR Trail M9020

Новое железо: Выбираем систему с одной звездой

 

Верхняя модель трейловой линейки Shimano. Эта система очень надёжна и универсальна, но в плане веса она всё-таки проигрывает карбоновым аналогам. Полые алюминиевые шатуны с интегрированным «пауком» действительно жёсткие, и да, они прочнее версии XTR M9000 XC, предназначенной для кросс-кантри. Звезда с карбоновой основой и титановыми зубьями невероятно надёжна – после целого года использования никаких признаков износа мы не обнаружили.
Вес: 565 граммов
Длина шатунов: 165/170/175/180мм
Оценка: 3.5 звезды
 
Hope Cranks

Новое железо: Выбираем систему с одной звездой

 

Шатуны Hope производятся в Англии. Они действительно долговечные, но не очень жёсткие, а, кроме того, для их установки нужны специальные инструменты. Шатуны изготовлены из анодированного алюминия и выпускаются в различных расцветках, а лазерная гравировка покрывает как раз те места, где шатун контактирует с обувью – таким образом, система способна долго сохранять первозданный вид. Ещё здесь есть дополнительная заглушка, которая надёжно фиксирует шатуны, не давая им люфтить или хрустеть даже после того, как вы много раз сняли и поставили их на место. Каретки Hope позволяют поставить систему с 30-миллиметровой осью на любую раму. Но, как бы то ни было, шатуны всё-таки слегка прогибаются под нагрузкой, да и необходимость в трёх различных инструментах для снятия шатунов и «паука» тоже не очень-то радует.
Вес: 654 грамма
Длина шатунов: 165/170/175мм
Оценка: 3 звезды
 
Race Face Atlas Cinch

Новое железо: Выбираем систему с одной звездой

 

Эти надёжные канадские шатуны теперь стали ещё универсальнее благодаря замечательной системе фиксации звезды под названием Cinch. Сами шатуны изготовлены методом холодной ковки; они довольно тяжёлые, но при этом и очень жёсткие – это, разумеется, ощутимое преимущество в плане передачи усилия и контроля велосипеда. Жёсткая 30-миллиметровая ось совместима с каретками нескольких стандартов, что позволяет установить систему на раму с любым кареточным узлом, будь то PF30 или классическое резьбовое соединение. Шатуны и звёзды продаются отдельно – это не самый бюджетный вариант, но зато у вас есть возможность сразу выбрать нужное сочетание цветов,  звезду необходимого размера или шатуны длиной 180 мм, если стандартные для вас коротки. Кстати, ось здесь запрессована в левый шатун, так что снять правый для замены звезды теперь совсем просто. Отметим также, что гайку системы Cinch можно открутить при помощи довольно распространённого съёмника для каретки BSA30.
Вес: 707 граммов
Длина шатунов: 170/175/180мм
Оценка: 3,5 звезды

Gravity GRID MegaExo Megatooth

Новое железо: Выбираем систему с одной звездой

 

Новые шатуны от Gravity – полые, кованые, прямоугольного профиля, с интегрированным «пауком». Эта система действительно жёсткая, несмотря на то, что здесь используется ось стандартного диаметра MegaExo. Gravity не выпускает систем стандарта BB30 или BB392, так что для установки таких шатунов на раму с кареточным узлом большого диаметра потребуются переходники. Звезда Megatooth из-за высоких зубьев кажется не слишком надёжной по сравнению с другими моделями типа Narrow Wide, но, как бы то ни было, крепление звезды здесь стандартное, и ничто не мешает поменять её в случае поломки. Однако, и цена, и вес этих шатунов довольно велики.
Вес: 737 граммов
Длина шатунов: 170/175мм
Оценка: 3 звезды

Race Face Turbine Cinch

Новое железо: Выбираем систему с одной звездой

 

В некотором смысле эта система похожа на Race Face Atlas – здесь мы видим всё те же выемки на обратной стороне шатунов, призванные, конечно, снизить их вес. Впрочем, в случае с Turbine лишний металл убран и с лицевой стороны – ведь это всё-таки трейловые шатуны, и они должны быть лёгкими. При этом нельзя сказать, что у Turbine есть какие-то проблемы с жёсткостью, но металла вокруг оси здесь, конечно, поменьше, чем у модели Atlas, способной выдерживать самые суровые приземления. Что ещё сказать? Ось увеличенного диаметра действительно добавляет жёсткости, систему можно поставить практически на любой велосипед, даже на фэтбайк. Ось запрессована в левый шатун, что упрощает замену звёзд – тем более, что производится она при помощи стандартного съёмника для каретки.
Вес: 643 грамма
Длина шатунов: 170/175мм
Оценка: 3,5 звезды

Rotor REX 2.1 QX1

Новое железо: Выбираем систему с одной звездой

 

REX 2.1 от Rotor – очень жёсткая и лёгкая система, совместимая со многими рамами. Эти шатуны изготовлены из алюминиевого сплава марки 7075, вследствие чего они на 42 грамма тяжелее более дешёвой модели под названием REX 1.1, где используется сплав 7055. Но, как бы то ни было, они остаются достаточно лёгкими, а ось увеличенного диаметра позволяет поставить систему на раму с любым кареточным узлом. Перед покупкой такой системы стоит проверить, не будут ли шатуны задевать перья рамы – всё-таки у прямых шатунов могут быть с этим проблемы.
Вес: 600 граммов
Длина шатунов: 170/172.5/175мм
Оценка: 4 звезды

Turn Girder M30

Новое железо: Выбираем систему с одной звездой

 

Компания Praxis славится надёжными компонентами, и теперь, помимо звёзд и кареток, она выпускает вот такие системы. Если вы ставите ноги на педали пятками вовнутрь, то, возможно, вы будете постоянно задевать ботинками эти массивные шатуны прямоугольного профиля. Но их жёсткость действительно достойна похвалы – даже самые агрессивные из наших тест-райдеров не заметили в системе никакого флекса, при том, что весит она не так уж и много. Кроме того, существует короткая (165мм) версия этих шатунов, которая, определённо, порадует любителей низких кареток.
Вес: 691 грамм
Длина шатунов: 165/170/175мм
Оценка: 4 звезды
 
SRAM GX-1400

Новое железо: Выбираем систему с одной звездой

 

Отличная система по вполне доступной цене. Полые кованые шатуны достаточно жёсткие и без проблем выдерживают самые серьёзные нагрузки. Систему можно легко снять для замены паука или звезды, а звёзды X-SYNC действительно надёжны и бесшумны. Кроме того, сейчас в продаже можно найти стальные версии этих звёзд, идеальные для дальних поездок и катания в плохую погоду. Покрытие шатунов намного более устойчиво к истиранию, чем, например, у Shimano XT, а, немного доплатив, можно приобрести такую же систему с осью увеличенного диаметра.
Вес: 685 граммов
Длина шатунов: 170/175мм
Оценка: 4 звезды
 
Shimano Deore XT M8000

Новое железо: Выбираем систему с одной звездой

 

Новая система Shimano XT ещё более надёжна и долговечна, чем модели прошлых лет, только вот покрытие шатунов стирается очень быстро. Полые кованые шатуны с интегрированным пауком обеспечивают системе хорошую жёсткость, а стальные звёзды с карбоновой основой поражают своей износоустойчивостью даже в грязных и дождливых условиях Англии. Система проста в установке, левый шатун надёжно фиксируется на оси, но версию с осью увеличенного диаметра Shimano всё ещё не выпускает. И опять же – чёрное покрытие стирается моментально. Если не хотите, чтобы через пару часов катания шатуны выглядели купленными полгода назад, пользуйтесь защитной плёнкой.
Вес: 669 граммов
Длина шатунов: 165/170/175/180мм
Оценка: 4 звезды
 
И победители:
 

 
Абсолютный победитель: DMR Axe


Новое железо: Выбираем систему с одной звездой


Принимая во внимание то, каким опытом в производстве шатунов может похвастать большинство представленных здесь брендов, признаем, что ребята из DMR действительно постарались и сделали систему, которая понравилась нам больше всех. Отметим, что шатуны DMR во многом похожи на Turn – здесь тот же широкий прямоугольный профиль, та же ось переменного диаметра (28-30мм). Впрочем, шатуны Axe немного тоньше, а значит, на каменных секциях вы не будете так отбивать ноги, как это бывает в случае с Turn. Однако, Axe всё же достаточно жёсткие и весят на 30 граммов меньше, чем Girder – в этом плане DMR может соперничать уже с Shimano и SRAM. Ось здесь запрессована в левый шатун, что, конечно же, упрощает замену звёзд. Трёхболтовое крепление звезды совместимо со всеми звёздами типа SRAM, а также с «пауками» — таким образом, система от DMR получилась очень универсальной. А ещё её можно установить фактически на любую раму – это, согласитесь, тоже несомненное преимущество.
Вес: 661 грамм
Длина шатунов: 165/170/175мм
Оценка: 4,5 звезды
 
 
Лучшая цена: Race Face Ride

Новое железо: Выбираем систему с одной звездой



По сути, победитель в данной категории был известен с самого начала – эта система в полтора раза дешевле самых бюджетных аналогов. Конечно, система Ride немного тяжелее более дорогих моделей, и в версии с 30-миллиметровой осью она пока не выпускается, но, как бы то ни было, от недостатка жёсткости эти шатуны не страдают. В комплекте с шатунами идёт надёжная фрезерованная звезда на 32 или 34 зуба – красивая и лёгкая, с лазерной гравировкой. И если вдруг окажется, что одной передней звезды вам мало, вы легко сможете поставить сюда две или даже три звезды – «паук» это позволяет. Кроме того, в комплекте с системой идёт вполне приличная резьбовая каретка.
Вес: 693 грамма
Длина шатунов: 170/175мм
Оценка: 4,5 звезды
 
 
Лучшее из возможного: Race Face Next SL

Новое железо: Выбираем систему с одной звездой



Признаться, поначалу мы думали, что такая лёгкая система, вероятно, сломается при съезде с бордюра. Но мы целый год использовали её в самых суровых условиях на семи разных велосипедах, сломали при этом несколько колёс, падали на большой скорости – и знаете, с ней ничего не случилось. Шатуны Next SL очень жёсткие, их можно поставить на любую раму, а звезду при желании можно заменить на «паук». Более того, такая система встанет даже на фэтбайк. Благодаря толстым защитным наклейкам шатуны отлично выглядят даже после многих месяцев использования, и, учитывая выдающиеся характеристики этой системы, вряд ли можно назвать её слишком дорогой.
Вес: 441 грамм
Длина шатунов: 170/175мм
Оценка: 4,5 звезды
  • Поделиться
  • добавить в избранное
    6
  • +43
  • Мнения
?


Комментарии (48)

+8
в тесте присутствуют не очень то популярные turn,rotor и т.д., но нет e13. странный подбор участников какой то
avatar

RomaHaritonov

+2
это значит, что присутствуют популярные в  ЮК  Turn и  Rotor, и не присутствуют  Е13 

кстати, в Эстонии на различных гонках видел штук 20 систем Ротор и ни одной Е13 — может, не так уж они и популярны? 
avatar

mitcos

+4
Про sixc забыли :(
avatar

tazhate

0
Они стали отличаться от next sl?
avatar

BEAR

0
Одни АМ, другие ДХ.
avatar

Kirya

0
А по-твоему нет? 

avatar

tazhate

+5
Для некстов несовсем подходящее фото, тут наглядней.
 
avatar

Kirya

+1
Некоторое время назад бытовало мнение, что сами палки (карбоновые) у этих двух систем не отличались. А отличались варианты крепления звёзд, оси, каретки, наклейки.
avatar

BEAR

0
На фотках сиксц заметно толще 
avatar

schmel

0
Значит SIXC — наш выбор!
avatar

BEAR

0
О чем и речь. И тогда очень странно, что их нету в обзоре. Плюс sixc я очень часто вижу на эндуро/трейловых байках. 
avatar

tazhate

0
это где ж такое мнение бытовало, ваще ж внешне разные)
avatar

wibird

+11
 
Шатуны Next SL можно поставить на любую раму
Увы, это не так(
avatar

Wild_Cat

+2
Ride — 4.5
Turbine — 3.5

ок. Странно что в тесте не было деоров. 
avatar

sayrius

+5
странно что асеры не было, все шансы были)
avatar

wibird

+3
Сегодня самая бюджетная система со звездой типа Narrow-Wide – это, пожалуй, Shimano XT
че правда нв?) 
Более того, такая система встанет даже на фэтбайк
из коробки? Любая ширина вала?) 
avatar

wibird

0
Ну на некоторые фэтбайки может и встанет...
Кстати, SLX бюджетнее, а по весу отличия минимальны. 
avatar

Data_Link

+2
слх, наверное, идеальные шатуны для простых смертных.

главное, чтобы не короткие были /trollface
avatar

AlexeyIvanov

0
Отметим также, что гайку системы Cinch можно открутить при помощи довольно распространённого съёмника для каретки BSA30.

Неточность. Гайка прижимающая звезду откручивается не съёмником каретки, а съёмником кассеты. В двух местах выходит ошибка)… НЕТ ОШИБКИ, я попутал!
Race Face Turbine Cinch - так-то норм система, мне понравилась. Только Аэрофлот мне звезду погнул… снимайте звёзды с системы при упаковке вела) В Крым ровно долетело всё, а обратно вот погнули.

p.s.: я не прав, в статье в этом плане всё норм. Я чот попутал. 
Последний раз редактировалось
avatar

pustota

0
Не кассеты точно. Там диаметр меньше.
 
Последний раз редактировалось
avatar

sayrius

0
А, я идиот. Они правее! Даже не знаю почему попутал ) 
avatar

pustota

0
А у меня именно съёмником каретки откручивалась!
avatar

Ruslan

+3
Ребята, ставим на байк вот такой успокоитель от E13

и используем любые звезды. Хоть нарров вайд, хоть нет. Что есть под рукой, то и ставим и не паримся со слетанием цепи вообще никогда.
avatar

Ruslan

+6
А мы и не паримся
avatar

Willy

+9
Просто ставим систему под 104 bcd и не паримся с выбором звезд вообще никогда. Хоть то нарров вайд, хоть это — что есть под рукой, то и ставим :)
avatar

schmel

+1
А мужики то не знали и долгие годы ездили с успокоителями с нижним роликом…
avatar

Data_Link

+1
Сто раз видели, как компонетны насилуют на разчличных станках, хоть бы раз циферки показали. Очень жесткая и достаточно жесткая, и тд и, тп…  Как-то все это расплывчато.
avatar

vovsick

-1
протестировали кучу говна, правильных шатунов — холограм — не увидел…
avatar

Gary

+9
DMR — абсолютный победитель. Land Rover — самый лучший автомобиль. Triumph — мотоцикл всех времён и народов. 
Британцы — такие британцы. 
avatar

Belinsky

0
DMR ExType 5 лет, помойму они вечны… (з.ы. сталь правда, вес соответственно).
avatar

GarryNeuroFob

0
Я удивлен что они еще вообще живы…
avatar

Data_Link

+2
Вообще, был бы очень призателен, если бы выстроили все системы в градации жесткости (пусть и субъективной). Как по мне, это ключевая характеристика шатунов.
avatar

N01Z3

0
Ну тебе написали же что атласы-железобетонные, вот их и бери. Да. гиря, но ты ж написал что только жесткость важна.
avatar

Data_Link

+3
Что интересно. Часто говоря о жесткости шатунов предпологают, что шатуны на оси 30 мм жестче. При этом в шоссе, на байках про тура чаще можно встретить системы Кампа и Шимано, которые в принципе ось 30мм не делают. 
Что если подумать, где важнее жесткость шатунов на скручивание? Топовый шоссер может держать секунд 30 мощность такую, которую 99%  людей в принципе не могут выдать, а во время финишной раздачи спринтеры вообще страшные цифры показывают.
Ну и конечно интересно увидеть циферки и подробности измерения (какая каретка, рама, обувь), а не субъективную оценку райдера.
avatar

kumakov

0
Тут видимо жесткость не на скручивание, а на удар.
avatar

sayrius

+2
При приземлении шатуны так же скручиваются. На «удар» проверяют прочность. Прочность и жесткость разные вещи
avatar

kumakov

+1
Мне кажется, жёсткость на удар называется прочностью -)
Или имеется в виду, как сильно отдаёт через систему в ноги при жёстких приземлениях?
p.s.: блин, надо обновлять комменты перед тем, как писать…
Последний раз редактировалось
avatar

madbiker

0
Жёсткость шатунов, как по мне последний параметр, который повлияет на выбор системы. И никто ногами не определит эту жёсткость. Также очень странно, что в тесте естьRace Face Ride, но нет Æffect. А они и легче, имеют возможность беспаучной звезды и недорогие.
avatar

nilstisebe

+4
Вот тоже интересно, неужели на двухподвесе по ощущениям можно отличить одну систему от другой по жёсткости? Разве за работой амота/линков/шарниров можно почувствовать флекс шатунов или скручивание оси?
avatar

Legnar

0
Некоторые товарищи утверждают, что они чувствют флекс руля (причем больший или меньший), при амортизационных вилках от 150. 
Не знаю, я представить себе такого не могу. 
avatar

Belinsky

-10
раскрыть комментарий
avatar

pustota

+3
Я неискушённый и немОщный. Я даже цепи ни одной никогда не порвал:(
avatar

Belinsky

0
А я почувствовал разницу между карбоновым истоном и алюминиевым протейпером, истон больше вибрации передает в руки.
avatar

Data_Link

+5
Цитата: «И последнее. Сверхжесткие шатуны с выносными подшипниками и толстым валом – это хорошо, но если посмотреть на реальные разбросы в величинах деформации, то они составляют всего десятые доли миллиметра. И то что система которая прогибается на 0.2мм меньше позволит велосипеду ехать быстрее и стать гарантом спортивных результатов, все еще не доказано… Серьезных опытов на этот счет никто не проводил. Можно даже найти примеры, опровергающие эту идею. Но об этом в следующий раз.»  
twentysix.ru/blog/108864.html

avatar

nilstisebe

-7
раскрыть комментарий
avatar

hui

-7
раскрыть комментарий
avatar

hui

-7
раскрыть комментарий
avatar

hui

-7
раскрыть комментарий
avatar

hui

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.