GarbaruK — Тест жесткости МТВ систем
Наша компания Garbaruk занимается производством карбоновых компонентов для велосипедов. При создании новой детали, отработав её дизайн, конструкцию и технологию производства, необходимо провести тестовые испытание на прочность, жесткость, и сопоставить эти показатели с полученным весом. Чтобы оценить конкурентоспособность наших изделий- мы проводим их испытания, сравнивая их с уже существующими на данный момент компонентами. В итоге мы можем обрисовать небольшую картину того, какой производитель что выпускает, руководствуясь цифрами, полученными непосредственно на практике. Такие обзорные статьи мы решили публиковать для того чтобы вы имели возможность выбирать для себя продукцию оперируя не только сухими догадками, но и опираясь практические на факты.
Сегодшний тест посвящен сравнению жесткости систем.
Хотелось бы внести некоторые прояснения. Привычное нам название «шатун» не совсем корректно. Ведь с технической точки зрения это кривошип (анг. Cranks — кривошип). Не понятно почему и с каких пор в нашем языке этот термин искажен, но чтобы слово «кривошип» не резало слух- мы будем называть его «шатун».
Отработав конструкцию своих шатунов, мы решили устроить тест на жесткость, чтобы иметь представление о их возможностьях. Прежде всего задумались о методе. Думаем многие заметили, что даже самые «независимые» из публичных тестов на велорынке практически всегда устроены так, чтобы красиво подчеркнуть достоинства одного товара и показать конкурентов в более блеклом свете. Самый известный способ состоит в чем. На правый шатун ставят некую стандартную звезду. Шатун зажимают в массивном узле, имитирующем каретку, прочно зафиксированном на стенде. На звезду накинута цепь. Натягиваемая ветвь цепи закреплена на том же жестком стенде. К оси педали приложена нагрузка (силовой эквивалент райдера). Измеряют поперечное отклонение звезды (Ссылка).
Нам такое сравнение показалось не объективным. Возник ряд вопросов. Почему, например, меряют только поперечную жесткость и только на правом шатуне? Шатуны с кареткой прогибаются не только в сторону. Каждый шатун скучивается «винтом» вдоль своей продольной оси, кроме того, левый хочет провернуться относительно правого, скручивая кареточный вал.
Мы решили поступить иначе. На столе закреплена имитация каретки. Она жесткая и неподвижная. Вставляем в неё подшипники, вал, и собираем систему. Для что бы исключить из измерений деформацию педалей, роль оси педали выполняют стальные болты (чтобы исключить путаницу, будем называть их педалями). Левую педаль жестко фиксируем (связываем массивной штангой со столом), правую – нагружаем весом равным половине веса райдера (40 кг). Оба кривошипа и ось каретки подвергаются скручиванию и изгибу. Суммарную величину отклонения фиксируем на оси правой педали индикаторным прибором.
Для ликвидации всевозможных зазоров в узлах крепления используем преднагрузку в размере 3 кг. Прикладываем её к свободной правой педали. Дальше все просто. Устанавливаем к оси правой педали индикатор, и обнуляем его. Нагружаем правую педаль оставшимися 37 кг. Засекаем отклонение индикатора. Для достоверности замера убираем и прикладываем нагрузку несколько раз.
Результаты теста.Вес указан без учёта веса звезд и каретки. Чем меньше значение деформации, тем жестче образец.
Несколько замечаний. Разброс в весе вроде бы невелик. Но следует помнить о том, что вес каретки в тесте не учитывается (с ними будет совсем другой результат). У систем BB30 каретка представляет собой два подшипника (примерно + 50 г), а вот резьбовые каретки весят около 100 грамм. Это также полезно иметь ввиду при выборе.
Удивительно, но разброс результатов замеров, при повторении опыта с некоторыми шатунами был весьма большим (скажем, для модели Specialized разброс достигал 14%). Пришлось производить замеры много раз, сильнее затягивать болт стягивающий две половинки вала, ликвидируя подвижность шлицевого соединения, пока результат не стабилизировался.
В качестве «мерила совершенства» любят использовать параметр «отношение жесткости к весу». Этот параметр сам по себе ничего не значит. Но он позволяет сравнить совершенство конструкции. Ведь если вес большой, а жесткость нет, – значит материал в детали используется не рационально.
Жесткость относительно веса считали так. Жесткость – величина, обратная деформации, то есть она равна 1: d. Полученное делим на массу. Стало быть, «жесткость к весу» — это (1: d): m = 1: dm.
Близнецов Truvativ Noir и Sram XX различить можно только на третьем знаке после запятой. Очевидно что это одна модель, называемая по-разному. Представитель Shimano заслуженный тяжеловес Deore ХТ у нас присутствует в качестве «бывалого», как традиция. Много лет подряд модели с таким индексом брали в каждый тест МТБ-шатунов. До появления большого количества карбоновых шатунов, к ним не было никаких претензий. Но по современным тенденциям их вес- удел прошлого.
Следует отметить, что металл как материал для шатунов себя ничуть не исчерпал. Прямое тому доказательство клееная алюминиевая система Cannondale Hollowgram. Отличная надёжность, жесткость и вес. Однако по непонятным причинам они не пользуются особой популярностью.
Вообщем то расписывать подробно каждую модель нет большого смысла. Результаты сравнения можете видеть сами.
И последнее. Сверхжесткие шатуны с выносными подшипниками и толстым валом – это хорошо, но если посмотреть на реальные разбросы в величинах деформации, то они составляют всего десятые доли миллиметра. И то что система которая прогибается на 0.2мм меньше позволит велосипеду ехать быстрее и стать гарантом спортивных результатов, все еще не доказано… Серьезных опытов на этот счет никто не проводил. Можно даже найти примеры, опровергающие эту идею. Но об этом в следующий раз.
Сегодшний тест посвящен сравнению жесткости систем.
Хотелось бы внести некоторые прояснения. Привычное нам название «шатун» не совсем корректно. Ведь с технической точки зрения это кривошип (анг. Cranks — кривошип). Не понятно почему и с каких пор в нашем языке этот термин искажен, но чтобы слово «кривошип» не резало слух- мы будем называть его «шатун».
Отработав конструкцию своих шатунов, мы решили устроить тест на жесткость, чтобы иметь представление о их возможностьях. Прежде всего задумались о методе. Думаем многие заметили, что даже самые «независимые» из публичных тестов на велорынке практически всегда устроены так, чтобы красиво подчеркнуть достоинства одного товара и показать конкурентов в более блеклом свете. Самый известный способ состоит в чем. На правый шатун ставят некую стандартную звезду. Шатун зажимают в массивном узле, имитирующем каретку, прочно зафиксированном на стенде. На звезду накинута цепь. Натягиваемая ветвь цепи закреплена на том же жестком стенде. К оси педали приложена нагрузка (силовой эквивалент райдера). Измеряют поперечное отклонение звезды (Ссылка).
Нам такое сравнение показалось не объективным. Возник ряд вопросов. Почему, например, меряют только поперечную жесткость и только на правом шатуне? Шатуны с кареткой прогибаются не только в сторону. Каждый шатун скучивается «винтом» вдоль своей продольной оси, кроме того, левый хочет провернуться относительно правого, скручивая кареточный вал.
Мы решили поступить иначе. На столе закреплена имитация каретки. Она жесткая и неподвижная. Вставляем в неё подшипники, вал, и собираем систему. Для что бы исключить из измерений деформацию педалей, роль оси педали выполняют стальные болты (чтобы исключить путаницу, будем называть их педалями). Левую педаль жестко фиксируем (связываем массивной штангой со столом), правую – нагружаем весом равным половине веса райдера (40 кг). Оба кривошипа и ось каретки подвергаются скручиванию и изгибу. Суммарную величину отклонения фиксируем на оси правой педали индикаторным прибором.
Для ликвидации всевозможных зазоров в узлах крепления используем преднагрузку в размере 3 кг. Прикладываем её к свободной правой педали. Дальше все просто. Устанавливаем к оси правой педали индикатор, и обнуляем его. Нагружаем правую педаль оставшимися 37 кг. Засекаем отклонение индикатора. Для достоверности замера убираем и прикладываем нагрузку несколько раз.
Результаты теста.Вес указан без учёта веса звезд и каретки. Чем меньше значение деформации, тем жестче образец.
Несколько замечаний. Разброс в весе вроде бы невелик. Но следует помнить о том, что вес каретки в тесте не учитывается (с ними будет совсем другой результат). У систем BB30 каретка представляет собой два подшипника (примерно + 50 г), а вот резьбовые каретки весят около 100 грамм. Это также полезно иметь ввиду при выборе.
Удивительно, но разброс результатов замеров, при повторении опыта с некоторыми шатунами был весьма большим (скажем, для модели Specialized разброс достигал 14%). Пришлось производить замеры много раз, сильнее затягивать болт стягивающий две половинки вала, ликвидируя подвижность шлицевого соединения, пока результат не стабилизировался.
В качестве «мерила совершенства» любят использовать параметр «отношение жесткости к весу». Этот параметр сам по себе ничего не значит. Но он позволяет сравнить совершенство конструкции. Ведь если вес большой, а жесткость нет, – значит материал в детали используется не рационально.
Жесткость относительно веса считали так. Жесткость – величина, обратная деформации, то есть она равна 1: d. Полученное делим на массу. Стало быть, «жесткость к весу» — это (1: d): m = 1: dm.
Близнецов Truvativ Noir и Sram XX различить можно только на третьем знаке после запятой. Очевидно что это одна модель, называемая по-разному. Представитель Shimano заслуженный тяжеловес Deore ХТ у нас присутствует в качестве «бывалого», как традиция. Много лет подряд модели с таким индексом брали в каждый тест МТБ-шатунов. До появления большого количества карбоновых шатунов, к ним не было никаких претензий. Но по современным тенденциям их вес- удел прошлого.
Следует отметить, что металл как материал для шатунов себя ничуть не исчерпал. Прямое тому доказательство клееная алюминиевая система Cannondale Hollowgram. Отличная надёжность, жесткость и вес. Однако по непонятным причинам они не пользуются особой популярностью.
Вообщем то расписывать подробно каждую модель нет большого смысла. Результаты сравнения можете видеть сами.
И последнее. Сверхжесткие шатуны с выносными подшипниками и толстым валом – это хорошо, но если посмотреть на реальные разбросы в величинах деформации, то они составляют всего десятые доли миллиметра. И то что система которая прогибается на 0.2мм меньше позволит велосипеду ехать быстрее и стать гарантом спортивных результатов, все еще не доказано… Серьезных опытов на этот счет никто не проводил. Можно даже найти примеры, опровергающие эту идею. Но об этом в следующий раз.
-
добавить в избранное
5
- +128
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (74)
ещеб добавить табличку отношения жесткости к цене)
Yakadzun
GarbaruK
Vados
AleksandrSimonov
mor
Сэйнты ради интереса проверили бы.
racerx
AleksandrSimonov
З.Ы. Будет ли аналогичный тест рам? очень бы хотелось сравнить Магеллан Воланс с более именитыми конкурентами.
nilstisebe
Yakadzun
nilstisebe
Data_Link
для вас я постараюсь сделать видео…
Yakadzun
Пока что детально не определились с претендентами, но наиболее популярные топовые рамы будут
GarbaruK
nilstisebe
Про ваши подсиделы слышал много лести.
shturman032
VoidWanderer
creepshow
racerx
Прошу прощения не удержался, но КАКИМ нужно обладать зрением чтобы увидеть изменение угла между шатунами, и какими железобетонными ногами, и титановыми шарнирами в купе с обсолютно жёсткими подошвами нужно обладать чтобы «почувствовать» это на саентах???
kominet
N01Z3
Хотелось бы узнать поподробнее про ваши рули)
sp-p3
NixonElite
Дальше ищи что интересует
racerx
NixonElite
Yue
Mike_avalanche
это один в один как campagnolo ultra torque системы.
Pafos
Mike_avalanche
allan44
conrad
ctepx
Chute
allan44
VoidWanderer
allan44
Мне кажется при разгоне есть много потенциально мягких мест, в конце концов, даже вам на тесте пришлось крепче куклить компоненты. )
m12sl
Data_Link
Armand
Data_Link
conrad
ЗЫ. Вам еще освоить обода и жескую вилку и можно целиком собирать GarbaruK bike's!
Mrboldov
Ajax
GarbaruK
Aigo
schmel
mor
от того, что будет нагрузка 100 кг на кривошип (шатун) и при этом он не выйдет из зоны упругой деформации, позиция в рейтинге не изменится
RomanAkentev
mor
m12sl
twice
guglez
И протестировать то что популярно в гравити-Truvativ Descendant и XО, сейнт, рейс фейс атлас и сиксц, слх(хотя они близки к хт максимально), е13 лг1(все три версии), шимано хтр...
MaksimBorodyuk
Ну и вроде как именно тут ощущается жесткость/не жесткость.
reat
RomanAkentev
DenisKotov
вотщим, поверметер рассудит, он как раз за этим и следит
RomanAkentev
DenisKotov
AlekseyAnufrikov
VoidWanderer
romanikitin.livejournal.com/106866.html
AlekseyAnufrikov
VoidWanderer
Играем с коэффициентами и опа… Clavicula вырывается вперед, хотя была весьма так себе. А ХТ слилась вчистую.
Меняем приоритеты и… K-Force круче всех и Rotor 3D+ обгоняет Гарбаруков. И ХТ снова подравнялась.
А если еще добавить фактор цены, предельную прочность и еще что-либо, то картина может сильно поменяться.
Так как мерять полезность будем?
AlekseyAnufrikov
Кому-то вес и мягкая клавикула, кому-то жесткость и дорогой кадейл, а кому-то цена и «никакой» деор хт
VoidWanderer
Как раз таки за счёт введения коэфициентов, всё производители, которые проводят какие либо тесты- и выставляют свою продукцию в лучшем свете. Только вот откуда известна подлинность этих коэффициентов?
Мы сделали этот тест так, как посчитали будет наиболее наиболее объективно. Чтобы минимизировать догадки. Максимально пользуясь практическими результатами как критерием истины
GarbaruK
Половиной веса на каждую педаль ты будешь давить только в одном случае: когда шатуны стоят горизонтально, и ты на них просто стоишь, а не крутишь.
Во время педаляжа ты никогда не будешь одновременно давить вниз на обе педали.
Во время педаляжа вторая педать будет скорее тянуться вверх, чем давиться вниз.
И даже в этом случае, распределение сил на педали ни разу не 50/50, а что-нибудь типа 90/10
«А экстрим в виде одной ногой давлю, вторая в воздухе не касаясь — такое часто случается» — а ты попробуй стоя заломать в гору, и сам все поймешь
reat
Я не уверен, что в динамике, когда ты крутишь педали со всей доступной мощью, шатун вообще гнется. скорее при этом колесо повернется, чем шатун начнет изгибаться в латеральной плоскости.
RomanAkentev
roman_zuev
Как подсказыват здравый смысл добиться такого почти невозможно в МТБ. (приближён к этому трековый велосипед с колесом лопастью и давлением в 10атм в 23мм покрышке, обувке сделанной по ноге) Но знающие люди говорят, что там некоторые до сих пор катают на квадратах и не парятся.
nilstisebe
Shek_Spir
Кстати, почему не предоставляют подобную инфу гиганты велоиндустрии или какие-то иные организации? Красивое описание продукта — так у всех производителей присутствует (маркетологи хлеб отрабатывают), а как дело доходит до реальных значений в цифрах — тут сразу тишина. Может быть тут я ошибаюсь, можете поправить.
Думаю, ребятам нужно сказать спасибо за проделанную работу и предоставленные данные, что собственно, тут в основном и делают.
Nazca
Данные шатуны позиционируются как MTB, но каково целевое предназначение? КК и трейлы или в АМ/Эндуро можно будет использовать?
Интересуют аналоги Sram X0, Truvativ Descendant, новых RaceFace Turbine SL и так далее.
mor
Вариант производства более мощных шатунов для прыжков и «жести» безусловно возможен, но пока что такого проекта нет.
GarbaruK
Т.е. автор такого теста даже не задумался о том, чтобы банально посмотреть на конструкцию шатунов?
Да, и где тесты систем под квадрат? Мне кажется, что если сравнивать GXP и BB30 в одном тесте, то совершенно необходимо еще сравнить системы под квадрат, для того, чтобы еще большеввести читателей в заблуждение.
Rain
im66