GarbaruKТест жесткости МТВ систем

Наша компания Garbaruk занимается производством карбоновых компонентов для велосипедов. При создании новой детали, отработав её дизайн, конструкцию и технологию производства, необходимо провести тестовые испытание на прочность, жесткость, и сопоставить эти показатели с полученным весом. Чтобы оценить конкурентоспособность наших изделий- мы проводим их испытания, сравнивая их с уже существующими на данный момент компонентами. В итоге мы можем обрисовать небольшую картину того, какой производитель что выпускает, руководствуясь цифрами, полученными непосредственно на практике. Такие обзорные статьи мы решили публиковать для того чтобы вы имели возможность выбирать для себя продукцию оперируя не только сухими догадками, но и опираясь практические на факты.





        Сегодшний тест посвящен сравнению жесткости систем.
         Хотелось бы внести некоторые прояснения. Привычное нам название «шатун» не совсем корректно. Ведь с технической точки зрения это кривошип (анг. Cranks — кривошип). Не понятно почему и с каких пор в нашем языке этот термин искажен, но чтобы слово «кривошип» не резало слух- мы будем называть его «шатун».
        Отработав конструкцию своих шатунов, мы решили устроить тест на жесткость, чтобы иметь представление о их возможностьях. Прежде всего задумались о методе. Думаем многие заметили, что даже самые «независимые» из публичных тестов на велорынке практически всегда устроены так, чтобы красиво подчеркнуть достоинства одного товара и показать конкурентов в более блеклом свете. Самый известный способ состоит в чем. На правый шатун ставят некую стандартную звезду. Шатун зажимают в массивном узле, имитирующем каретку, прочно зафиксированном на стенде. На звезду накинута цепь. Натягиваемая ветвь цепи закреплена на том же жестком стенде. К оси педали приложена нагрузка (силовой эквивалент райдера). Измеряют поперечное отклонение звезды (Ссылка).
        Нам такое сравнение  показалось не объективным. Возник ряд вопросов. Почему, например, меряют только поперечную жесткость и только на правом шатуне? Шатуны с кареткой прогибаются не только в сторону. Каждый шатун скучивается «винтом» вдоль своей продольной оси, кроме того, левый хочет провернуться относительно правого, скручивая кареточный вал.
        Мы решили поступить иначе. На столе закреплена имитация каретки. Она жесткая и неподвижная. Вставляем в неё подшипники, вал, и собираем систему. Для что бы исключить из измерений деформацию педалей, роль оси педали выполняют стальные болты (чтобы исключить путаницу, будем называть их педалями). Левую педаль жестко фиксируем (связываем массивной штангой  со столом), правую – нагружаем весом равным половине веса райдера (40 кг). Оба кривошипа и ось каретки подвергаются скручиванию и изгибу. Суммарную величину отклонения фиксируем на оси правой педали индикаторным прибором. 
 

        Для ликвидации всевозможных зазоров в узлах крепления используем преднагрузку в размере 3 кг. Прикладываем её к свободной правой педали. Дальше все просто. Устанавливаем к оси правой педали индикатор, и обнуляем его. Нагружаем правую педаль оставшимися 37 кг. Засекаем отклонение индикатора. Для достоверности замера убираем и прикладываем нагрузку несколько раз. 



 



        Результаты теста.Вес указан без учёта веса звезд и каретки. Чем меньше значение деформации, тем жестче образец.
 










        Несколько замечаний. Разброс в весе вроде бы невелик. Но следует помнить о том, что вес каретки в тесте не учитывается (с ними будет совсем другой результат). У систем BB30 каретка представляет собой два подшипника (примерно + 50 г), а вот резьбовые каретки весят около 100 грамм. Это также полезно иметь ввиду при выборе.







        Удивительно, но разброс результатов замеров, при повторении опыта с некоторыми шатунами был весьма большим (скажем, для модели Specialized разброс достигал 14%). Пришлось производить замеры много раз, сильнее затягивать болт стягивающий две половинки вала,  ликвидируя подвижность шлицевого соединения, пока результат не стабилизировался. 

             



        В качестве «мерила совершенства» любят использовать параметр «отношение жесткости к весу». Этот параметр сам по себе ничего не значит. Но он позволяет сравнить совершенство конструкции. Ведь если вес большой, а жесткость нет, – значит материал в детали используется не рационально.
        Жесткость относительно веса считали так. Жесткость – величина, обратная деформации, то есть она равна 1: d. Полученное делим на массу. Стало быть, «жесткость к весу» — это (1: d): m =  1: dm.
 




        Близнецов Truvativ Noir и Sram XX различить можно только на третьем знаке после запятой. Очевидно что это одна модель, называемая по-разному. Представитель Shimano заслуженный тяжеловес Deore ХТ у нас присутствует в качестве «бывалого», как традиция. Много лет подряд модели с таким индексом брали в каждый тест МТБ-шатунов. До появления большого количества карбоновых шатунов, к ним не было никаких претензий. Но по современным тенденциям их вес- удел прошлого.
        Следует отметить, что металл как материал для шатунов себя ничуть не исчерпал. Прямое тому доказательство клееная алюминиевая система Cannondale Hollowgram. Отличная надёжность, жесткость и вес. Однако по непонятным причинам они не пользуются особой популярностью.
        Вообщем то расписывать подробно каждую модель нет большого смысла. Результаты сравнения можете видеть сами.
           
        И последнее. Сверхжесткие шатуны с выносными подшипниками и толстым валом – это хорошо, но если посмотреть на реальные разбросы в величинах деформации, то они  составляют всего десятые доли миллиметра. И то что система которая прогибается на 0.2мм меньше позволит велосипеду ехать быстрее и стать гарантом спортивных результатов, все еще не доказано… Серьезных опытов на этот счет никто не проводил. Можно даже найти примеры, опровергающие эту идею. Но об этом в следующий раз.

 

Комментарии (74)

+5
статья супер! побольше бы таких.
ещеб добавить табличку отношения жесткости к цене)
Последний раз редактировалось
avatar

Yakadzun

+1
Спасибо! рады стараться
avatar

GarbaruK

+1
Race Face Next SL нет ((
 
avatar

Vados

0
и турбины…
avatar

AleksandrSimonov

0
и еще не помешает Х.0 и ХХ1 добавить для полноты картины :)
avatar

mor

+10
Интересные сравнения, спасибо!

Сэйнты ради интереса проверили бы.  
avatar

racerx

0
Ну, я так понимаю, они сравнивали кантрийные системы… Явно.
avatar

AleksandrSimonov

+2
Спасибо, очень познавательно. Нет ли случайно теста обычных шатунов Деор(непустотелых), специально для тех кто кричит, что пересел на холловтэч2 и офигел от жёсткости и разгона. Мне субьективно не отличить Деор от СЛХ.

З.Ы. Будет ли аналогичный тест рам? очень бы хотелось сравнить Магеллан Воланс с более именитыми конкурентами.
avatar

nilstisebe

-8
раскрыть комментарий
avatar

Yakadzun

0
Вот именно для таких как Yakadzun. Очень интересно сколько это «на глаз»?
avatar

nilstisebe

-1
Глаз-алмаз!
avatar

Data_Link

0
минусят обладатели деоров))
для вас я постараюсь сделать видео…
avatar

Yakadzun

0
Да, тест рам планируется в ближайшем будующем :)
Пока что детально не определились с претендентами, но наиболее популярные топовые рамы будут
avatar

GarbaruK

0
Если что, бронь на 1 замер. Раму пришлю незамедлительно.
avatar

nilstisebe

+2
Интересно почитать. А теперь расскажите про свою систему! 
Про ваши подсиделы слышал много лести. 
avatar

shturman032

0
Звезда с модным профилем подобно ХХ1, молодцы
avatar

VoidWanderer

+4
вот бы когда-нибудь почувствовать эту разницу в жесткости…
avatar

creepshow

+5
Говорят у нас тут есть один гонщег, который чувствует как сэйнты играют...)
avatar

racerx

+4
Еду я такой на велосипеде… сморю вниз… а там!!!!!.. играют!!!!!.. в покер. 
Прошу прощения не удержался, но КАКИМ нужно обладать зрением чтобы увидеть изменение угла между шатунами, и какими железобетонными ногами, и титановыми шарнирами в купе с обсолютно жёсткими подошвами нужно обладать чтобы «почувствовать» это на саентах???
avatar

kominet

+1
И еще бы на подвесе, ага =)
avatar

N01Z3

+1
Интересно)
Хотелось бы узнать поподробнее про ваши рули)
avatar

sp-p3

0
где можно посмотреть на каталог вашей продукции?
avatar

NixonElite

+1
http://ru.garbaruk.com/

Дальше ищи что интересует 
avatar

racerx

0
сенькую
avatar

NixonElite

0
А  Sram X0 свежего года  и Sram XX в тесте это одно и тоже?
avatar

Yue

+7
я один был шокирован этим?
Последний раз редактировалось
avatar

Mike_avalanche

+2
один.
это один в один как campagnolo ultra torque системы. 
avatar

Pafos

0
в чём преимущества данного вида крепления?
avatar

Mike_avalanche

0
оба конца оси намертво впрессованы в шатуны.
avatar

allan44

+1
Ну и судя по всему скрутить ось как на фото в посте чуть ниже уже намного сложнее.
avatar

conrad

+2
Оно не задевает ничьи патенты, вот и все.
avatar

ctepx

+8
По моему это просто звездец, шлицевой. ;)
avatar

Chute

+3
про тест со звездой узнал только из этой статьи. я всегда думал что шатуны тестируют именно сами по себе, только не с 40кг веса..
avatar

allan44

0
Тесты с предельными нагрузками — это уже совершенно другие тесты. Они не тестируют как шатуны себя ведут под райдером, они тестируют прочность самой конструкции под максимальными нагрузками
avatar

VoidWanderer

0
конечно, это предельный случай, но опыты со звездой мне в голову не приходили даже)
avatar

allan44

+1
Было бы интересно посмотреть на жесткость от массы нагрузки, где предел упругости и начинают течь.

Мне кажется при разгоне есть много потенциально мягких мест, в конце концов, даже вам на тесте пришлось крепче куклить компоненты. )
avatar

m12sl

-2
Кадейл холлоуграм не пользуется популярностью, потому что это кадйел-удел избранных.
avatar

Data_Link

0
не поэтому, а потому что отдавать за алю систему 800+ баксов жаба душит многих, хотя шатуны клевые.
avatar

Armand

-2
Ну я прямо даже не знаю, алю выносы сверхлегкие у весозадротов норма жизни (синтейс F109), а как алю система-так фу?
avatar

Data_Link

+1
Еще только прочитав название статьи мозг почему-то задумался над тем что такое тест на жесткость системы. И, что интересно буквально за пару секунд (пока грузилась статья), выдал мне именно ту схему, которую использовали авторы. Был удивлен, что забугорные тесты проводятся вовсе не так.
avatar

conrad

0
хороший эксперимент. Считаю важным добавить табличку стоимости, тогда выбор станет еще более логичным. Предлагаю следующим экспериментом проверить жескость связки вынос+руль. 

ЗЫ. Вам еще освоить обода и жескую вилку и можно целиком собирать  GarbaruK bike's! 
avatar

Mrboldov

0
Видел в интернетах то ли макет, то ли прототип вилки от ребят.
avatar

Ajax

0
Да вилка у нас действительно есть. Перевёртыш. Но пока что это еденичный образец
avatar

GarbaruK

+9
КРАЙНЕОН!!! Ты где????
avatar

Aigo

+3
Мне кажется, что 40 кг это совсем не показательная нагрузка.
avatar

schmel

+2
полностью согласен! Большинство народа весит поболее. А при силовом педалировании, когда и важна жесткость шатунов нагрузка точно намного выше. Киллограмов 60-70 были бы более показательны. И  еще перед выпуском системы не мешает показать тесты на разрушение. Какова предельная нагрузка? Нкогда данные известны — народу станет намного проще сделать выбор в Вашу пользу :) ну и сравнить, для примера с теми-же ДеорХТ :)
 
avatar

mor

0
«Сегодшний тест посвящен сравнению жесткости систем
от того, что будет нагрузка 100 кг на кривошип (шатун) и при этом он не выйдет из зоны упругой деформации, позиция в рейтинге не изменится
avatar

RomanAkentev

+2
Полученные результаты интересны, но под большими нагрузками (близкими к реально развиваемыми «лосями») все было бы еще нагляднее, меньше бы влияли погрешности измерений. Возможно на лайтовых шатунах искривление увеличится, а на более массивных — нет. А может и наоборот. Если есть тестовый стенд и шатуны — не мешалобы перепроверить хоть пару штук.  
avatar

mor

+2
Про то и речь, что сравнение производилось только по одной точке на кривой деформации, что, аккуратно говоря, не есть совсем правильно для многокомпонентной системы
avatar

m12sl

0
А у меня возникает один вопрос. Если гонщик сменит свои средненькие noir на canonndale, на сколько это будет ощутимо при разгоне?
Последний раз редактировалось
avatar

twice

-1
Я бы с родной кареткой еще бы померил. Кто ее знает на сколько сильно ее перекручивает.
avatar

guglez

+3
Нагрузку бы 70 кг хотя бы.
И протестировать то что популярно в гравити-Truvativ Descendant и XО, сейнт, рейс фейс атлас и сиксц, слх(хотя они близки к хт максимально), е13 лг1(все три версии), шимано хтр... 
avatar

MaksimBorodyuk

+3
Тоже напишу: при езде стоя как минимум 70-80кг на одну педаль давят. И причем именно на одну, а не на две сразу.
Ну и вроде как именно тут ощущается жесткость/не жесткость.
avatar

reat

0
давят на две, вес со второй педали не убирается абсолютно, меняется постоянно соотношение весов. и наибольший момент на изгиб — когда кривошипы стоят горизонтально, т.е. вес на каждом либо половина от веса райдера. А экстрим в виде одной ногой давлю, вторая в воздухе не касаясь — такое часто случается?
Последний раз редактировалось
avatar

RomanAkentev

+5
А в контактах вторую ногу нельзя подтягивать? А когда вверх стоя едешь танцовщицей, нельзя руками помогать ногам, упираясь в руль? В сумме выйдет больше веса райдера на одну педаль, и еще больше на обе :)
avatar

DenisKotov

-1
проекцию сил смотреть надо, уперся руками в руль — часть веса на руках, уже не вся масса на шатунах.
вотщим, поверметер рассудит, он как раз за этим и следит
Последний раз редактировалось
avatar

RomanAkentev

+8
Не уперся в руль, а тянешь его на себя, увеличивая давление на педаль.
avatar

DenisKotov

+1
Я бы еще добавил, что КК — не шоссе, прыжки тоже бывают. Весьма интересно, как себя разные системы поведут при динамических нагрузках. Пока только вижу, что система от Гарбаруков — это круто, очень круто, круче только горы (коэфициент ведь какой удобный получился на выходе). Очень «непредвзято», да… При этом я не спорю, что система действительно может быть отличной, но такой вот замер по своей рекламности мало отличается от упомянутых автором «независимых» обзоров, ИМХО.
avatar

AlekseyAnufrikov

0
Так придумай свой коэффициент, если этот не нравится. Исходные данные есть
avatar

VoidWanderer

0
Что, если так?
romanikitin.livejournal.com/106866.html
avatar

AlekseyAnufrikov

0
Отлично.
avatar

VoidWanderer

0
docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0Am2mTF5khwEqdFJNRHVYdVhnVVdycFZFd3ZIOEp0Smc&usp=sharing
Играем с коэффициентами и опа… Clavicula вырывается вперед, хотя была весьма так себе. А ХТ слилась вчистую.
Меняем приоритеты и… K-Force круче всех и Rotor 3D+ обгоняет Гарбаруков. И ХТ снова подравнялась.
А если еще добавить фактор цены, предельную прочность и еще что-либо, то картина может сильно поменяться.
Так как мерять полезность будем?
Последний раз редактировалось
avatar

AlekseyAnufrikov

+2
Головой на плечах.
Кому-то вес и мягкая клавикула, кому-то жесткость и дорогой кадейл, а кому-то цена и «никакой» деор хт
avatar

VoidWanderer

0
AlekseyAnufrikov, вариант использования коэфициентов тоже рассматривался. Только вот откуда вы можете взять значение коэфициента?… проверить его истинность?
Как раз таки за счёт введения коэфициентов, всё производители, которые проводят какие либо тесты- и выставляют свою продукцию в лучшем свете. Только вот откуда известна подлинность этих коэффициентов?
Мы сделали этот тест так, как посчитали будет наиболее наиболее объективно. Чтобы минимизировать догадки. Максимально пользуясь практическими результатами как критерием истины
Последний раз редактировалось
avatar

GarbaruK

0
Извини, но ты сказал какую-то фигню.
Половиной веса на каждую педаль ты будешь давить только в одном случае: когда шатуны стоят горизонтально, и ты на них просто стоишь, а не крутишь.
Во время педаляжа ты никогда не будешь одновременно давить вниз на обе педали.
Во время педаляжа вторая педать будет скорее тянуться вверх, чем давиться вниз.
И даже в этом случае, распределение сил на педали ни разу не 50/50, а что-нибудь типа 90/10
«А экстрим в виде одной ногой давлю, вторая в воздухе не касаясь — такое часто случается» — а ты попробуй стоя заломать в гору, и сам все поймешь
avatar

reat

0
в статике, может быть, но есть еще колесо, которое начинает крутиться, когда приложишь свой момент.
Я не уверен, что в динамике, когда ты крутишь педали со всей доступной мощью, шатун вообще гнется. скорее при этом колесо повернется, чем шатун начнет изгибаться в латеральной плоскости.
avatar

RomanAkentev

+4
Вес со второй педали не просто полность снимается, но к ней прикладывается сила в обратном направлении, т.е ее очень заметно тянут вверх. Что в определенной степени уменьшает скручивание. И как раз интересна отклонение лувого шатуна отеосительно звезды. И даже не самого шатуна, а стального болта, вкрученного вместо педали в левый шатун, на расстоянии от шатуна равном длине оси педали. Т.е что бы замерять и скручивание самого шатуна.
avatar

roman_zuev

0
Рискну предположить что вовсе не ощущается. Для того чтобы почувствовать деформацию на шатуне в масштабах 3-5мм, нужны: абсолютно жёсткие ступни ног, абсолютно жёсткие велотуфли, педали, рама, колёса и покрышки.
 Как подсказыват здравый смысл добиться такого почти невозможно в МТБ. (приближён к этому трековый велосипед с колесом лопастью и давлением в 10атм в 23мм покрышке, обувке сделанной по ноге) Но знающие люди говорят, что там некоторые до сих пор катают на квадратах и не парятся.
avatar

nilstisebe

0
Почему-то на офсайте не увидел в продаже братских шатунов из обзора) И про вилку ни слова)
avatar

Shek_Spir

+5
Ну, вы прям засыпали ребят вопросами (советами и направлениями будущих тестов), как будто бы они испытательная лаборатория какая-то. :-))) Конечно же, хорошая, качественная (убедительная) реклама стоит денег, причем немалых. Но с другой стороны, чтобы весь предлагаемый для тестов ассортимент шатунов подобрать, нужно затратиться, и весьма прилично. Если, конечно, образцы не предоставляет кто-то безвозмездно, ну или по мин. стоимости. А в случаях критических разрушений — тут уж явно удовольствие от тестов будет не из дешевых.
Кстати, почему не предоставляют подобную инфу гиганты велоиндустрии или какие-то иные организации? Красивое описание продукта — так у всех производителей присутствует (маркетологи хлеб отрабатывают), а как дело доходит до реальных значений в цифрах — тут сразу тишина. Может быть тут я ошибаюсь, можете поправить.
Думаю, ребятам нужно сказать спасибо за проделанную работу и предоставленные данные, что собственно, тут в основном и делают.
avatar

Nazca

0
А Вы случайно не планируете выпусть версию шатунов для более агрессивных дисциплин?
Данные шатуны позиционируются как MTB, но каково целевое предназначение? КК и трейлы или в АМ/Эндуро  можно будет использовать?
Интересуют аналоги Sram X0, Truvativ Descendant, новых RaceFace Turbine SL и так далее.
avatar

mor

0
Их целевое предназначение XC/АМ. Но к сожалению наши шатуны пока что не доступны в свободной продаже
Вариант производства более мощных шатунов для прыжков и «жести» безусловно возможен, но пока что такого проекта нет.
 
avatar

GarbaruK

+7
«Близнецов Truvativ Noir и Sram XX различить можно только на третьем знаке после запятой. Очевидно что это одна модель, называемая по-разному.»

Т.е. автор такого теста даже не задумался о том, чтобы банально посмотреть на конструкцию шатунов?

Да, и где тесты систем под квадрат? Мне кажется, что если сравнивать GXP и BB30 в одном тесте, то совершенно необходимо еще сравнить системы под квадрат, для того, чтобы еще большеввести читателей в заблуждение. 
avatar

Rain

+2
Надо начинать с шатунов под клин. ;)
avatar

im66

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.