Новое железо — История измерителей Stages и первый взгляд на их второе поколение
Странно, но за все время здесь не появилось полного обзора на измеритель мощности Stages, и о нем я собственно расскажу. В этом мне помогает тот факт, что этих измерителей у меня уже два (первого и второго поколения). Так как разбора первого поколения здесь тоже не было, я дам и небольшую вводную о том, как компания смогла изменить рынок, и с какими проблемами при этом столкнулась.
Предыстория
Итак, начнем с того, что измерители мощности уже давно были популярны в кругах профессионалов, а также продвинутых любителей в шоссе, на треке и в кросс-кантри. Тру гонщики использовали измерители в тренировках и получали, по своему мнению, огромные преимущества от этого. Плюсы использования, конечно, большие:
1. Сейчас существует множество тренировочных планов, основанных на мощности и это намного точнее данных по пульсу.
2. Измеритель — это по сути ежедневное тестирование своей формы. Постоянное оценка своего состояния радикально ускоряет понимание гонщика, какие последствия имеет изменение в питании, стрессе, режиме сна и, конечно, тренировках.
3. Измеритель поднимает вопрос тактики в гонках на новый уровень, говоря, когда именно вы начинаете непозволительно наглеть.
Причина сторониться измерителей также была очень веской — цена. За очень редкими и не самыми массовыми исключениями прайс за 2000 долларов был законом, а за 3500 долларов — нормальным.
Измерители Stages стали одним из ключевых игроков, обрушившими цены на рынке измерителей.
Критика
Может показаться, что палки на рынке давно, но анонсированы они были лишь осенью 2012 года, и тогда у потребителей появилось сразу довольно много замечаний.
Основные были такими:
1. «Они измеряют мощность только на одной левой ноге и удваивают показания. Разве это будет точно?»
2. «Они говорят, что шатуны можно переставлять с байка на байк. А я вот лучше куплю втулку со встроенным измерителем и буду переставлять заднее колесо».
Был и весьма тихий, но заметный скепсис от людей, уже обладавших дорогими SRM и Quarq, являвшимися в чем-то символами посвященности в сокровенные тайны тренировок.
В общем хардкорная тусовка приняла измеритель с подозрением, а потом вышел и обзор девайса на авторитетном и любимом мной DC Rainmaker, где было сказано, что Stages обладает большой погрешностью в данных относительно лидеров. В той статье появилось предположение, что в идеале Stages может пофиксить вопрос обновлением софта (выполняется со смартфона или планшета через Bluetooth).
Удивительно, но именно так и получилось. А дальше началась история успеха. С новым софтом к измерителю оказалось неожиданно мало вопросов.
Данные по каденсу, замеряемые девайсом, почти в точности совпали с классическим датчиком каденса:
А вот и новые данные по мощности, полученные после первого апдейта софта:
Заметьте! Quarq — это данные с паука (то есть мощность с двух ног), Stages — мощность с одной левой ноги, PowerTap — мощность со втулки. В теории Stages имеет предпосылки значительно отличаться в результатах, но этого не произошло. Это было первым большим сюрпризом для хардкорной аудитории.
Тем не менее, критики продолжали о своем: SRM и Quark — топовые устройства. Их используют все шоссейные команды протура и продолжат использовать как действительно точные. Stages — игрушка для тех, кому не хватает денег на качественный измеритель. Такие тезисы я слышал даже в российской кантрийной тусовке.
Для примера можете прочитать комментарии из моего же поста версии как раз осени 2012 года, когда Stages был анонсирован. Вот тот пост: https://twentysix.ru/blog/stuff/106258.html
Да и вообще советую его прочитать, чтобы оценить, как сильно изменился этот рынок всего за 4 года.
А вот одна из цитат из комментариев к тому посту: «это никак не конкурент профессиональным системам, представленным в конце статьи, а только бездумная трата денег».
Второй большой сюрприз не заставил себя долго ждать. Sky, топ-команда Брэдли Виггинса и Криса Фрума, выигрывающая олимпиаду и Тур де Франс, перешла на Stages. Конечно это маркетинговый ход, но именно от Sky такого не ожидал никто. Дело в том, что команда имеет имидж самой замороченной по науке и технологиям. И тут… Stages? Они действительно будут использовать этот измеритель на гранд-турах?
И да, они стали использовать эти измерители. И продолжили выигрывать. Дальше профессионалы стали переходить на Stages один за другим. Для гравити-райдеров примечателен момент, когда измерители появились у вот этого парня.
На следующий год Graves выиграл титул чемпиона мира по эндуро, а всего к текущему моменту с палками Stages было завоевано 11 разных титулов чемпиона мира. За три года для компании-андердога это очевидно очень-очень мощное достижение. В общем быстро стало ясно, что измерители работают, измерять мощность на одной левой ноге нормально.
Полтора года назад измеритель появился и у меня, я был в восторге. Можно с уверенностью сказать, что это дало как минимум моральный (и очень серьезный) буст к тренировкам. Ну а теперь перейдем к впечатлениям от устройства.
Для начала расскажу о первом поколении и приведу сторонний отзыв того самого DC Rainmaker (2013 год, ДО значимого апдейта софта):
Плюсы:
– Самый дешевый измеритель мощности на рынке
– Легко установить, бесшумный
– Огромный выбор шатунов, с которыми можно использовать
– Акселерометр, используемый для вычисления каденсауказа, работает очень хорошо
– Используется стандартная, легко заменяемая батарейка CR2032
– Автоматически калибруется при изменениях температуры
– Легкий – всего 20г
Минусы:
– Измерение мощности заметно меняется во время поездки
– Точность прыгает относительно других измерителей
– Измеряет только мощность на левой ноге и удваивает ее
– Общая мощность зависит от того, насколько равноценно вы крутите левой и правой ногой
– Нет возможностей для ручной калибровки пользователем
– Не поддерживает системы Rotor и карбоновые шатуны
Со временем плюсы остались на месте, а вот минусы — не совсем. Как мы знаем, после первого большого апдейта софта выяснилось, что первые 4 минуса почти не актуальны — измеритель начал работать точнее, чем многие ждали. Попутно отпала и необходимость в калибровке. На долгое время осталась единственная большая печаль — невозможность работы с карбоновыми шатунами. Если у вас был какой-нибудь SRAM x.0, вам приходилось снимать карбоновый левый шатун и ставить вместо него x.9 с измерителем. Что-то в душе относилось к этому с подозрением.
Самое время здесь сказать, что DC Rainmaker говорил о плюсах и минусах по итогам первых впечатлений. Длительные тесты обычно не добавляют позитива, а выявляют подводные камни. Измеритель первого поколения я использую уже 2.5 года, крайне внушительный срок для электронной железки при постоянном катании. Итак, долгосрочные подводные камни:
Дополнительные минусы к комментариям DC Rainmaker:
1. Не пытайтесь следить за мощностью в моменте, она слишком сильно прыгает из-за прыжков в данных по каденсу. Выводите на экран компьютера мощность за 3/5 секунд, и данные будут уже весьма точными. Данные за секунду вам в любом случае не нужны — каждую секунду вы на экран не смотрите. 3 секунды — это самое частое, что вам может пригодиться, даже если вы делаете ускорения.
2. Откажитесь от моек с высоким давлением, либо замотайте измеритель изолентой. Шатуны являются водонепроницаемыми, но водонепроницаемость — показатель относительный. То, что не испортится от дождя и обычной мойки, а также спокойно окажется погруженным в воду, можно пробить давлением керхера. Вероятно для вас это не новость. Не забивайте на эту рекомендацию.
3. Батарейка работает при включенной тренировке, если байк стоит на месте. Не забывайте выключать велокомпьютер на байке, даже если на гонке вы оказались до состояния «отстаньте от меня все. вообще все».
4. Отдельные владельцы первых партий измерителей жаловались на быстрый расход батареек. Это случалось и у меня. За 2.5 года я дважды менял измеритель, отправляя его напрямую немцам на проверку. Оба раза измеритель меняли, устанавливая его на тот же шатун, что и раньше. Проблема по сути была в старых пластиковых дверцах, недостаточно сильно прижимавших батарейку. Эту проблему устранили со вторым поколением измерителей.
5. Контора имела очень медленные поставки. Судя по слухам, связано это было с тем, что Stages зависела от поставщиков отдельных шатунов, моделей которых было очень-очень много. А еще разные длины, разные посадочные размеры… В итоге было сложно купить шатун просто из наличия, приходилось ждать 2-3 недели.
Дополнительные плюсы к комментариям DC Rainmaker:
1. Работа измерителя и через ANT+, и через Bluetooth Smart. Забавно, что в конце 2012 года при анонсе пользователи публиковали комментарии вроде «А Bluetooth Smart вообще вышел уже?». Технология оказалась очень полезной. Как мы теперь знаем, это дружит шатуны со смартфонами, планшетами и кучей новых пульсометров. Ну и позволяет обновлять прошивку измерителя.
2. Гарантия компании сработала.
И… мы переходим ко второму поколению. Его очень легко узнать, оно имеет намного более компактный вид и синюю наклейку:
Новый измеритель стал очень тонким и еще более легким. Его я установил на марафонский подвес Specialized Epic, а измеритель первого поколения продолжил работать на тренировочном хардтейле.
Вес нового измерителя составил 18 грамм, и можно наглядно увидеть, насколько это мало, сравнив палки (правда соседних, а не в точности одинаковых моделей) на весах:
Обычный XTR
XTR со Stages:
Улучшения в Stages второго поколения:
1. Существенно большая компактность.
2. Принципиально важный момент — совместимость с карбоном и свои карбоновые палки. Вероятно это очень помогает компании в ускорении поставок.
3. Заметно улучшенная фиксация пластиковой крышки у батарейки. Зацепы стали лучше, что должно поднять порог водонепроницаемости, а также продлить жизнь батарейкам.
Итог:
Многие сейчас пробуют реализовать более дешевое решение в борьбе со Stages, но проходят через ту же череду подводных камней. Это проверка софта, дистрибуция и задержки с поставками. Появились педали Garmin под шоссе, на рынок выходит Shimano, есть 4iii, но с карбоновыми шатунами в Stages сделали очень большой шаг вперед. Если они решат (решили?) вопрос с дистрибуцией и быстрыми поставками, то конкурентам будет очень-очень тяжело. А тут еще и бум Zwift'а, так что рынок должен прыгнуть вверх. Спасибо компании за то, что помогла сделать его значительно доступнее и стала пионером, реально сдвинувшим с мертвой точки не желающих конкурировать между собой Quarq + SRM. Именитые бренды до сих пор с неохотой продолжают опускать цены, а на пробитый Stages'ом рынок пытается выйти много новых компаний.
В России Stages можно найти здесь: Sport-division.ru
Ну а я планирую по ходу года сделать длительный тест измерителя второго поколения.
-
добавить в избранное
3
- +66
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (47)
karp74
jon_nik
что такое
что такое
может наоборот - измеритель каденса, использующий акселерометр?
думаю лучше сказать «не пытайтесь сделить за сиюминутной мощностью»
может «спокойно переживет погружение в воду»?
может «со сроками поставок»?
у самого был трояк по руссому языку. но вот честно, ощущение, что статью прогнали через переводчик и потом редактировали. но как-то в спешке
jon_nik
jon_nik
NapsterClash
Пропустил слово. Исправил, спасибо.
Val
rabbit-fish
Вообще забавно, как сильно постфактум влияет наличие измерителя на желание кататься. Лично для меня таким же открытием за последние 5 лет стал только регулируемый подседельный штырь. Возможно я фанат аналитики, но регулярно выбираю тот байк, на котором измеритель есть.
Кстати, ты на шоссейном измерителе этого не увидишь, но заметно, как немного падает мощность на эндурике. Не скорость, а именно мощность. Это забавный вопрос, потому что можно было ожидать, что мощность-то останется неизменной, просто часть работы пойдет на сжимание амортизатора. Так вот нет, мощность тоже падает. Я связываю это как минимум с тем, что сильно меняется (становится более овальной) траектория движения педали из-за провала подвески. Это, конечно, приводит к усилению мертвых точек. Это логично стыкуется с тем, что подвес больше проигрывает хардтейлу при педалировании стоя, чем сидя.
Val
VladimirLosinsky
Val
VladimirLosinsky
Но ты прав, признаю, есть два больших но:
1. Для мтб их намного меньше
2. Все наобещали новинки и скорые поставки, не выполнил никто.
Вот про это хороший комментарий от DC Rainmaker'а:
Переведу на всякий случай:
Val
Насчет «шума» подразумевались неточности измерений изза кочек, температуры итд, тк тот же гармин когда только перешел на акселерометры для измерения скорости и каденса с этим столкнулся и полностью это не решено(правда геркон для измерителя мощности не вариант, тк очень критично узмерять угол, а куча герконов это довольно массивная конструкция и прожорливая).
Takvas
singulardroid
Yue
VladimirLosinsky
NapsterClash
Жаль, Stages не делают шатуны с q-фактором 156 мм для SRAM GXP.
Legnar
Господя, вы признали что не изобрели велосипед… накой хер ты мне тогда нужен если всё остальное высчитывается из скорости и прочих данных, которые можно получить при помощи ЖПС?
Самая дешёва цена рынка?
ГОСПОДЯЯЯЯЯЯЯ… сколько тут спортсменов? Да они на спонсорстве… а спортсменов-любителей, которые купят себе это чудо за пару штук баксов?
Вывод? Да всем насрать… велоиндустрийные девайсы давно идут параллельно с спортсменами-любителями. Для всего остального существуют рукастые Белорусы!
_va
Как раз среди любителей намного больше увлеченных фанатиков, кто покупает, тренируется, следит за мощностью, показателями, индустрией...
Не стоит равнять всех по нашим любителям, кто 1) не особо катается — негде, некогда… 2) не особо тренируется — лень + особой мотивации нет… т.е. из них то спорсменов-любителей и немного получается...
Если зайти в Страву, то на любом нормальном Сегменте с тысячью участниками можно увидеть 20-50% любителей с мощностью, особенно — в топе...
Да, 80% — в шоссе, 20% — в КК (не знаю, сколько на подвесах с ходами больше 120, наверное, пока нисколько)...
ПС. Сам пока не дошел до Stages, у меня другие измерители… 4 штуки, если что + два станка с мощностью… никакой не спонсируемый профик;-)
AirVetra
AMekhov
_va
AMekhov
Val
_va
RSProBZ
Takvas
AMekhov
Расхождения между станком и измерителем довольно небольшое и в приципе можно запомнить уровни мощности для боевого использования, но 1 дело запомнить, другое в гонке не увлечься и выложиться максимально близко к пределу, да и не только в гонке, теже туристы активно повер таповские старые колеса выкупают чтобы на дальняках не сгореть.
Takvas
AMekhov
Val
RSProBZ
thresh
Техническая инфа вся есть на thisisant.com (профили Bicycle Power, Bicycle Speed and Cadence, Fitness Equipment), там очень подробно описано, чего, куда и как передается, но поработать паяльником и программатором все равно придется.
karp74
RSProBZ
madbiker
karp74
Протокол закрытый, но давно уже заревёрсенный, т.е. в открытом доступе есть драйвер под линукс. Отдельный вопрос — что в этом случае с нарушением лицензии (если я буду использовать сырцы драйвера, ответственность ложится на меня или на того, кто эти сырцы выложил, т.е. кто реально вскрыл протокол).
По поводу «ещё один ант-стик» — хотелось бы вообще отказаться от ant-железа в портах. Эмулируем ant-железку (на thisisant вроде даже что-то было «из первых рук», используемое для тестирования, когда пишешь своё ПО), полученные данные от Zwift кодируем и пишем через драйвер в USB, по которому подключен станок. Обратно так же, читаем из USB, перекодируем в Ant+ сообщения и с помощью эмулятора отдаём Zwift-у.
На самом деле по миру дофига народа с такими станками, которые хотели бы покрутить в Zwift, но максимум, на который они могут рассчитывать — это установить с помощью софта Tacx какое-то фиксированное значение усилия, а в Zwift выбрать станок, кривая мощности которого близка к имеющемуся «умному».
з.ы.:
А драфтинг обрабатывается на стороне исполнителя или самим Zwift-ом? Т.е. например едем в слабый подъём 1%, есть встречный ветер, но я сижу за человеком. Человек крутит 280 Вт, я 240 Вт. Нашим станкам придут одинаковые вводные (уклон 1%, ветер xx) или разные (уклон одинаковый, ветер у меня грубо 0 или «в спину»)? Или же Zwift будет ориентироваться на мощность и сам делать поправку на драфтинг для меня (увеличивать скорость)?
madbiker
karp74
У меня дети звифтом балуются (тренажер wahoo), напрямую естественно мощность и скорость грустная, кататься не интересно. А вот наколхозить такой прокси, и отдавать мультиплицированную разумно мощьность/скорость в звифт… В todo лист на следующий год, однозначно!
Сейчас вышел из положения путем навешивания двух магнитиков на ротор тренажера, и заведения в звифт датчика скорости, достаточно реально получается.
Zorro
Для шоссе ИМ активно применяются уже очень давно, и в данный момент это стало уже стандартом, даже комплектуются производителями с завода.
для мтб — совсем недавно, массово не востребовано, т.к. считалось не целеслбразным в применении этой дисциплине, мало смысла.
Цены ИМ падают на оба сегмента, для шоссе — дешевле и сильнее, для мтб — дороже.
Думаю для МТБ будет очень интересное и востребованное применение связки камеры с данными от датчиков(G-Metrix), например — Garmin Vibr + Quarq + HRM + Cadence.
в статье:
>>уже обладавших дорогими SRM и Quark
>>SRM и Quark — топовые устройства.
>>между собой Quark + SRM.
под «Quark» скорей имеется ввиду Quarq, ОШИБКА !?!
Stages Power Carbon 850$
Quarq DZero Carbon = 1079$
Последний производит расчет для двух ног — прайс доступный, интересней и точнее, разница в цене совсем не велика (выгоднее?!), вот бы авторский обзор почитать.
FBX
Lifetracker
Ну и самое главное: многие измерители на самом деле меряют разные вещи. Нагрузка на шатуне — это не нагрузка на пауке. Нагрузка на пауке — это не нагрузка на втулке. Кто-то скажет, что рулит паук. Кто-то — что важна конечная передача мощности, а она не на пауке, она на втулке. А кто-то вообще за итог всего и вся — секундомер. Потом найдутся те, кто скажут, что важно не время, важно выиграть)
Короче. Важно, чтобы конкретно для тебя и твоего байка измерения всегда проводились одинаково и с минимальной погрешностью. Именно это даст буст в тренировках, поможет с мотивацией и тактикой. А другие гонцы с другими раскладками по ногам и другими измерителями получат сравнение с тобой на гонке.
Val
creepshow
Ptetp
Val