Новое железо — Стандарт рулевых труб Tapered, особенности, характеристики, проблемы.
Арсен "Bars-Zerwick" Ханбекян прислал статью о стандарте рулевых труб Tapered. Арсен не понаслышке знаком с этим стандартом - у его нового Specialized SX как раз такая рулевая труба, и проблем с поиском подходящей рулевой колонки было достаточно много. Надеемся, что его опыт сможет помочь тем, кто также является счастливым обладателем рамы с коническим рулевым стаканом, либо планирует ее приобретение.
В своей первой статье (а всего их будет три) я расскажу о стандарте Tapered, который лишь создал проблем в России при своем появлении. Информации по нему крайне мало, и мне «посчастливилось» часами искать материалы о нем в интернете. Честно скажу – эту статью я переписываю заново уже четвертый раз, т.к. все предыдущие в итоге получались слишком запутанными для читателя. Проходит время, технологии развиваются, а производители все чаще придумывают все новые (а иногда совершенно ненужные) стандарты для велосипедов. Так было с креплениями дисков к втулке, креплениями адаптеров и шириной втулок. И конца этому не предвидится. Маркетинг – страшная штука. С одной стороны, это реклама, но с другой – впаривание конечному потребителю новых вещей под любым предлогом. Самое печальное, что, даже подержав в руках продукт, и даже использовав его целый год, невозможно понять его плюсы по сравнению с предыдущим. Соединение вилки и рамы происходит через рулевую колонку с подшипниками, чашками и прочими деталями. Несколько десятилетий назад был лишь один стандарт – дюймовая резьбовая колонка. В середине 90-х годов появился такой же стандарт, но под 1 1/8 дюйма (далее 1.125”), а еще позже были созданы безрезьбовые рулевые колонки под 1.125”. Конечно, были еще и полуинтегрированные рулевые колонки, и интегрированные, но их было мало, и внимания они не привлекали. Все было просто, рамы ломались редко, штоки – тоже, но, примерно в 2003 году, фирма Manitou создает новый стандарт – шток с внешним диаметром 1.5 дюйма. Первой вилкой с таким штоком была Manitou Sherman. Новый стандарт объяснялся тем, что штоки однокоронных вилок испытывают серьезную нагрузку, особенно в соединении корона-шток, которая приводит к поломке вилок. БОльший диаметр штока и увеличенный рулевой стакан рамы позволяют снизить нагрузку на все узлы, тем самым избежав поломок. В первые годы все было тихо – стандарт не вызвал популярности, рам под 1.5” практически не было, но сегодня мы видим, что вилки и рамы под 1.5” стали популярными у любителей жесткого катания. Но этим дело не кончилось. Фрирайд стал менее популярен, все внимание переключилось на даунхилльные гонки, и тут же появилась мысль – а как сделать DH-байк еще более совершенным? Ответ оказался прост – нужно было всего лишь сделать раму под 1.5” шток, но поставить рулевую колонку с интегрированными чашками, подшипниками, и вилку со штоком 1.125”. Высота передней части рамы понижается на 2-4 сантиметра, управление улучшается. Сказано – сделано. С приходом Сэма Хилла в Specialized, модель Demo 8 начала производится как раз с таким стаканом. И все большее число производителей начало переделывать стаканы своих рам для занижения передней части велика. Это началось раньше, но особого внимания общественности не привлекло. Теперь же поговорим о стандарте Tapered. Казалось бы, что еще можно придумать? Катаешься просто жестко – обычный стандарт 1.125”, адский фрирайдер – 1.5”, гонщик – 1.5”-1.125”. Но надо было придумать еще что-нибудь новенькое. И придумали. (Вообще, как выяснилось из технической спецификации этого стандарта, его существует аж два вида. Если про первый еще хоть что-то можно было найти, то про второй не было просто ничего, и про него расскажет кто-нибудь другой.) Tapered – стандарт рулевой трубы рамы, в котором верхнее посадочное место рассчитано на шток 1.125”, нижнее – на шток 1.5” (и такие же чашки соответственно). Спросите зачем? Маркетологи отвечают: однокоронные вилки с большим ходом испытывают гораздо большие нагрузки на нижнюю часть штока, чем двухкоронные. Для фрирайдеров, прыгающих огромные дропы, проблема была решена стандартом 1.5”, но осталось много людей, которые не готовы жертвовать весом вилки ради прочности, однако прочность обычной вилки со штоком 1.125” их не устраивает. Т.к. бОльшая часть нагрузки идет на нижнюю часть вилки, то мы представляем вам новый стандарт – Tapered. Молодцы, представили. Только проблем стало столько, что десять раз подумаешь перед покупкой такой рамы. В чем заключался великий смысл данной конструкции: на раму ставится вилка с разным диаметром штока. В нижней части он равен 1.5”, вверху – 1.125”. Ставятся разные чашки рулевой (с разными посадочными местами, разными подшипниками, но оба – с внешними подшипниками). Получается экономия в весе: шток лишь в нижней части 1.5”, только нижняя чашка рулевой с подшипником 1.5”, а все остальное – стандартное. Убили двух зайцев – вес увеличился ненамного, а прочность стала почти как у стандарта 1.5”. Одними из первых рам, которые пошли в производство с данным стандартом, были Specialized SX и SX Trail 2009 года. Первые вилки, которые делались с разным диаметром штока – Fox 36 series (назывались они evolution 2). И в общем-то на этом все хорошее и закончилось. А проблемы заключались в следующем: 1.Если велосипеды в сборе уже изначально имели нужную рулевую колонку, и вилку с коническим штоком, то вот собрать велик на основе купленной рамы было проблематично. 2.Выбор вилок со штоком Tapered был не то, что мал – в России их просто не было на тот момент, да и кроме вилок Fox, больше никто этот стандарт не внедрил. 3.Продажа такой вилки тоже была под вопросом, т.к. продать ее кому-то было просто невозможно – рам с таких стандартом было ничтожно мало. 4.Установить на такую раму обычную вилку со штоком 1.125” было тоже проблематично – где взять такую рулевую? Их тоже не было нигде. Но парни из Specialized быстро смекнули, что делать(хотя признаться вам, они, как и ребята из SantaCruz, слаженной работой не отличаются вообще. Вместо рамы SX прислали мне SX Trail в сборе и сказали, что перепутали коробки), и в комплекте с рамами, продающимися отдельно, начали класть переходник, конвертирующий рулевую трубу снизу из стандарта 1.5” в 1.125” для установки обычной рулевой 1.125” и обычной вилки. Но все равно, проблемы были, есть и будут, особенно в России. Т.к. я лично столкнулся с данной проблемой, то расскажу несколько вариантов установки различных вилок в данную раму. Рама не меняется, меняются лишь вилки и рулевые. Отмечу сразу, что для всех вариантов верхние чашки рулевой колонки не отличаются ничем – обычные 1.125” с внешними подшипниками. 1)Вилка со штоком Tapered (например Fox 32 или 36). Нижняя чашка – под шток 1.5”, раму 1.5”, подшипники внешние. Такая рулевая колонка есть у ChrisKing, на сайте ее нет, но представляет она собой верхнюю чашку от 1.125” NoThreadSet, нижнюю – от Devolution 1.5”. Название в интернет-магазинах – Mixed Tapered NoThreadSet. Следующие 3 варианта – для вилки со штоком 1.125”. 2а).Нижняя чашка – с внешними подшипниками, но с кольцом на шток 1.5”-1.125”. Название у ChrisKing: Mixed Tapered NoThreadSet with Devolution baseplate 1.5”-1.125”. Отличие этой рулевой от первой рулевой (когда шток Tapered) – всего лишь в другом кольце. Внешний диаметр – под 1.5”, внутренний – под 1.125”. Чашка и подшипники те же. Плюс: высокая прочность из-за увеличенного подшипника и увеличенной чашки. Минус – бОльший вес и такая же высота (т.к. подшипники не спрятаны в раму). Фото не прилагаю, т.к. выглядит все точно так же внешне, как и в варианте 1) 2б) Нижняя чашка – интегрированная с интегрированными подшипниками. Например, подойдет чашка от FSA Orbit Z 1.5R. Плюс – занижается перед байка, есть экономия в весе. Минус – таких рулевых я не встречал, так что придется покупать две рулевые, от одной брать верхнюю чашку, от второй – нижнюю. 3в) В нижнюю часть стакана устанавливается переходник, конвертирующий стакан 1.5” в 1.125”. В переходник вставляется обычная чашка, соответственно обычная рулевая 1.125”. Плюс: не надо покупать две рулевые. Минус: все, что стоит через проставку, рано или поздно залюфтит, и раме придет конец. Вариант не очень надежный, да и проставку придется поискать в магазинах. Еще один минус – пропадает смысл стакана 1.5” – прочнее конструкция не станет, по сути – прочность как у обычной рамы 1.125”. Еще минус – выглядит это уродски. Не буду утверждать, но рулевые колонки варианта 2б) вполне возможно есть на рынке. Например, если залезть на сайт CaneCreek, то там есть калькулятор, позволяющий подобрать чашки для рам. По итогам работы с ним, он выдал результат, однако вся проблема в том, что чашки-то неодинаковые, верхняя - обычная, нижняя – интегрированная 1.5”-1.125”. И ни в одном магазине я не нашел предложение о покупке рулевой не в сборе, а по нужным чашкам. Везде рулевые продавались в сборе. Сейчас рулевые трубы стандарта Tapered делают уже многие производители. Вилки с коническими штоками есть у FoxShox (32 и 36 series), а также у RockShox Lyrik. Но тем не менее, пойти и за два часа купить нужные запчасти даже в Москве не представляется возможным из-за отсутствия рынок. Следующая статья будет посвящена обзору моей рамы с данным стандартом, ее техническим характеристикам и особенностям.
В своей первой статье (а всего их будет три) я расскажу о стандарте Tapered, который лишь создал проблем в России при своем появлении. Информации по нему крайне мало, и мне «посчастливилось» часами искать материалы о нем в интернете. Честно скажу – эту статью я переписываю заново уже четвертый раз, т.к. все предыдущие в итоге получались слишком запутанными для читателя. Проходит время, технологии развиваются, а производители все чаще придумывают все новые (а иногда совершенно ненужные) стандарты для велосипедов. Так было с креплениями дисков к втулке, креплениями адаптеров и шириной втулок. И конца этому не предвидится. Маркетинг – страшная штука. С одной стороны, это реклама, но с другой – впаривание конечному потребителю новых вещей под любым предлогом. Самое печальное, что, даже подержав в руках продукт, и даже использовав его целый год, невозможно понять его плюсы по сравнению с предыдущим. Соединение вилки и рамы происходит через рулевую колонку с подшипниками, чашками и прочими деталями. Несколько десятилетий назад был лишь один стандарт – дюймовая резьбовая колонка. В середине 90-х годов появился такой же стандарт, но под 1 1/8 дюйма (далее 1.125”), а еще позже были созданы безрезьбовые рулевые колонки под 1.125”. Конечно, были еще и полуинтегрированные рулевые колонки, и интегрированные, но их было мало, и внимания они не привлекали. Все было просто, рамы ломались редко, штоки – тоже, но, примерно в 2003 году, фирма Manitou создает новый стандарт – шток с внешним диаметром 1.5 дюйма. Первой вилкой с таким штоком была Manitou Sherman. Новый стандарт объяснялся тем, что штоки однокоронных вилок испытывают серьезную нагрузку, особенно в соединении корона-шток, которая приводит к поломке вилок. БОльший диаметр штока и увеличенный рулевой стакан рамы позволяют снизить нагрузку на все узлы, тем самым избежав поломок. В первые годы все было тихо – стандарт не вызвал популярности, рам под 1.5” практически не было, но сегодня мы видим, что вилки и рамы под 1.5” стали популярными у любителей жесткого катания. Но этим дело не кончилось. Фрирайд стал менее популярен, все внимание переключилось на даунхилльные гонки, и тут же появилась мысль – а как сделать DH-байк еще более совершенным? Ответ оказался прост – нужно было всего лишь сделать раму под 1.5” шток, но поставить рулевую колонку с интегрированными чашками, подшипниками, и вилку со штоком 1.125”. Высота передней части рамы понижается на 2-4 сантиметра, управление улучшается. Сказано – сделано. С приходом Сэма Хилла в Specialized, модель Demo 8 начала производится как раз с таким стаканом. И все большее число производителей начало переделывать стаканы своих рам для занижения передней части велика. Это началось раньше, но особого внимания общественности не привлекло. Теперь же поговорим о стандарте Tapered. Казалось бы, что еще можно придумать? Катаешься просто жестко – обычный стандарт 1.125”, адский фрирайдер – 1.5”, гонщик – 1.5”-1.125”. Но надо было придумать еще что-нибудь новенькое. И придумали. (Вообще, как выяснилось из технической спецификации этого стандарта, его существует аж два вида. Если про первый еще хоть что-то можно было найти, то про второй не было просто ничего, и про него расскажет кто-нибудь другой.) Tapered – стандарт рулевой трубы рамы, в котором верхнее посадочное место рассчитано на шток 1.125”, нижнее – на шток 1.5” (и такие же чашки соответственно). Спросите зачем? Маркетологи отвечают: однокоронные вилки с большим ходом испытывают гораздо большие нагрузки на нижнюю часть штока, чем двухкоронные. Для фрирайдеров, прыгающих огромные дропы, проблема была решена стандартом 1.5”, но осталось много людей, которые не готовы жертвовать весом вилки ради прочности, однако прочность обычной вилки со штоком 1.125” их не устраивает. Т.к. бОльшая часть нагрузки идет на нижнюю часть вилки, то мы представляем вам новый стандарт – Tapered. Молодцы, представили. Только проблем стало столько, что десять раз подумаешь перед покупкой такой рамы. В чем заключался великий смысл данной конструкции: на раму ставится вилка с разным диаметром штока. В нижней части он равен 1.5”, вверху – 1.125”. Ставятся разные чашки рулевой (с разными посадочными местами, разными подшипниками, но оба – с внешними подшипниками). Получается экономия в весе: шток лишь в нижней части 1.5”, только нижняя чашка рулевой с подшипником 1.5”, а все остальное – стандартное. Убили двух зайцев – вес увеличился ненамного, а прочность стала почти как у стандарта 1.5”. Одними из первых рам, которые пошли в производство с данным стандартом, были Specialized SX и SX Trail 2009 года. Первые вилки, которые делались с разным диаметром штока – Fox 36 series (назывались они evolution 2). И в общем-то на этом все хорошее и закончилось. А проблемы заключались в следующем: 1.Если велосипеды в сборе уже изначально имели нужную рулевую колонку, и вилку с коническим штоком, то вот собрать велик на основе купленной рамы было проблематично. 2.Выбор вилок со штоком Tapered был не то, что мал – в России их просто не было на тот момент, да и кроме вилок Fox, больше никто этот стандарт не внедрил. 3.Продажа такой вилки тоже была под вопросом, т.к. продать ее кому-то было просто невозможно – рам с таких стандартом было ничтожно мало. 4.Установить на такую раму обычную вилку со штоком 1.125” было тоже проблематично – где взять такую рулевую? Их тоже не было нигде. Но парни из Specialized быстро смекнули, что делать(хотя признаться вам, они, как и ребята из SantaCruz, слаженной работой не отличаются вообще. Вместо рамы SX прислали мне SX Trail в сборе и сказали, что перепутали коробки), и в комплекте с рамами, продающимися отдельно, начали класть переходник, конвертирующий рулевую трубу снизу из стандарта 1.5” в 1.125” для установки обычной рулевой 1.125” и обычной вилки. Но все равно, проблемы были, есть и будут, особенно в России. Т.к. я лично столкнулся с данной проблемой, то расскажу несколько вариантов установки различных вилок в данную раму. Рама не меняется, меняются лишь вилки и рулевые. Отмечу сразу, что для всех вариантов верхние чашки рулевой колонки не отличаются ничем – обычные 1.125” с внешними подшипниками. 1)Вилка со штоком Tapered (например Fox 32 или 36). Нижняя чашка – под шток 1.5”, раму 1.5”, подшипники внешние. Такая рулевая колонка есть у ChrisKing, на сайте ее нет, но представляет она собой верхнюю чашку от 1.125” NoThreadSet, нижнюю – от Devolution 1.5”. Название в интернет-магазинах – Mixed Tapered NoThreadSet. Следующие 3 варианта – для вилки со штоком 1.125”. 2а).Нижняя чашка – с внешними подшипниками, но с кольцом на шток 1.5”-1.125”. Название у ChrisKing: Mixed Tapered NoThreadSet with Devolution baseplate 1.5”-1.125”. Отличие этой рулевой от первой рулевой (когда шток Tapered) – всего лишь в другом кольце. Внешний диаметр – под 1.5”, внутренний – под 1.125”. Чашка и подшипники те же. Плюс: высокая прочность из-за увеличенного подшипника и увеличенной чашки. Минус – бОльший вес и такая же высота (т.к. подшипники не спрятаны в раму). Фото не прилагаю, т.к. выглядит все точно так же внешне, как и в варианте 1) 2б) Нижняя чашка – интегрированная с интегрированными подшипниками. Например, подойдет чашка от FSA Orbit Z 1.5R. Плюс – занижается перед байка, есть экономия в весе. Минус – таких рулевых я не встречал, так что придется покупать две рулевые, от одной брать верхнюю чашку, от второй – нижнюю. 3в) В нижнюю часть стакана устанавливается переходник, конвертирующий стакан 1.5” в 1.125”. В переходник вставляется обычная чашка, соответственно обычная рулевая 1.125”. Плюс: не надо покупать две рулевые. Минус: все, что стоит через проставку, рано или поздно залюфтит, и раме придет конец. Вариант не очень надежный, да и проставку придется поискать в магазинах. Еще один минус – пропадает смысл стакана 1.5” – прочнее конструкция не станет, по сути – прочность как у обычной рамы 1.125”. Еще минус – выглядит это уродски. Не буду утверждать, но рулевые колонки варианта 2б) вполне возможно есть на рынке. Например, если залезть на сайт CaneCreek, то там есть калькулятор, позволяющий подобрать чашки для рам. По итогам работы с ним, он выдал результат, однако вся проблема в том, что чашки-то неодинаковые, верхняя - обычная, нижняя – интегрированная 1.5”-1.125”. И ни в одном магазине я не нашел предложение о покупке рулевой не в сборе, а по нужным чашкам. Везде рулевые продавались в сборе. Сейчас рулевые трубы стандарта Tapered делают уже многие производители. Вилки с коническими штоками есть у FoxShox (32 и 36 series), а также у RockShox Lyrik. Но тем не менее, пойти и за два часа купить нужные запчасти даже в Москве не представляется возможным из-за отсутствия рынок. Следующая статья будет посвящена обзору моей рамы с данным стандартом, ее техническим характеристикам и особенностям.
Текст: Арсен "Bars-Zerwick" Ханбекян
-
добавить в избранное
1
- +5
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (29)
Скажи, если не секрет, а во сколько обошлась рама с доставкой из штатов?
racerx
Статья очень полезна в качестве предостережения «не берите рамы с Ево2!» ))))))
kuzlich
sergey
только такой стакан не на спеше появился в 09 впервые.
на глорях такой с 07 года точно)
kazak
кста я слышал от одного владельца lefty что у нее тоже коническая руливая, но только сужается она в раене выноса, так что человеческие полуторные выносы ей не подходят, только именные =)
agvidor
agvidor
кстати на треках тоже стакан конический. только верхняя чашка вообще интегрированная(((
Romirezz
достаточно усвоить что он лучше, в силу сугубо конструкторских решений.
аноним
zebra
sbljuice
jumpfire
А, и еще, этот стандарт куда более стандарт чем вы думаете. В следующем году практически все горные велосипеды будут с рулевыми Tapered.И речь не о дорогих великах, а о байках с ценой в 600$. И почти все новые вилки, анонсированные в последние пол-года так же имеют вариант Tapered
Rain
да, вяглядит уродски, особенно когда снизу интегрированная рулевая а сверху внешняя чашка, или когда снизу чашка под 1/1.8
имея раму со 1.5 штоком можно было б:
если у вилки шток 1.5 — ставить рулевую 1.5 и все готово
если у вилки шток 1.8 — ставить рулевую 1.5 и проставки(или сразу рулевую 1.5-1.8) под 1.8 и все норм
если у вилки шток у основания 1.5 а и сужается к 1.8 — то снизу рулевая 1.5, верхняя чашка 1.5-1.8
вес по прежнему экономится, из за сужения штока, вынос под шток 1/1.8
собственно стакан типа Tapered ограничивает покупателя в выборе вилок, рулевой, выглядит это немного некрасиво
я себе не хочу такой стакан)
MMmm
чтоб обладатели вилок 1/1.5 и рам со стандартом стакана Tapered могли выйти из положения еще одним способом, перепресовкой
если уж выпускают раму с таким стаканом, то и шток отдельно такого стандарта можно приложить на всякий
MMmm
Rain — я не настолько углублялся в поиск информации, я изучил самую основную часть (а пиарить спеш мне вообще бессмысленно — обе свои рамы были куплены в Америке, и мне как-то по барабану, купит кто-то спеш или нет). Но спасибо, что разъяснил некоторые детали, критика всегда полезна и добавляет много нового.
Bars-zerwick
grigri
шток стандарта Tapered можно впресовать в вилку со штоком 1/1.5
неудобаства из за выбора вилки — вот вам шток Tapered
пресуте если вилка 1/1,5
есл вилка 1/1.8 — нижнюю чашку от рулевой 1/1.5-1/1.8
MMmm
skiboxxer
аноним
dinjaa
reno
Только вот огорчает то, что теперь все меньше рам со стаканом 1.5
У фредди в веломире вообще стакан 1.5, а вилка — е2!
racerx
это чтобы не дербанили велеки на запчасти?
Romirezz
kuzlich
racerx
grigri
madsax
Bars-zerwick
Как поставить Tapered вилку в шток 1.125?
интегрированная рулевая.
внутри 40мм снаружи 44 глубина снизу 9,5мм.
А всё потому, что сейчас в 2020 вилки нормальные на оси со штоком 1.125 это только двухкоронки с ходом в 200мм.
skdrmen